Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает что целевые налоги
Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает что целевые налоги
13. Установление целевых налогов:
а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;
б) допускается, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций;
в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций.
14. Существо принципа «справедливость по вертикали»:
а) перераспределение дохода установлением повышенных ставок налога;
б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый налогооблагаемый доход;
в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.
15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:
а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;
б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;
в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других дискриминационных оснований.
16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:
а) федеральным законом РФ;
б) Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) федеральным конституционным законом РФ.
17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:
а) закреплены в федеральном законодательстве;
б) закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или в законодательстве;
в) закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или в законодательстве.
18. Как соотносятся понятия «общие принципы налогообложения и сборов» и «основные принципы налогообложения и сборов»?
а) Основные принципы – это часть общих принципов;
б) общие принципы – это часть основных принципов;
в) самостоятельные понятия.
19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
а) к ведению Федерации;
б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
в) к ведению субъектов Федерации.
20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:
а) целевые налоги недопустимы;
б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;
в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном, но не на федеральном уровне.
21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:
а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;
б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;
в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:
а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;
б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;
в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.
23. Принцип равного налогового бремени означает, что:
а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных дискриминационных оснований;
б) необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;
в) не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.
24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что не допускается установление:
а) налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;
б) дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;
в) дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.
25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:
а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию – с другой;
Понятие налога и сбора
Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.
В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
Элементами налога являются:
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды и примеры налогов и сборов
Налог и сбор: между ними много общего
10 главных отличий налогов и сборов
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.
Принцип соразмерности согласно нормам ст. 3 НК РФ
Что такое принципы налогового права?
Принципы налогового права и принципы налогообложения — вопросы теории науки налогового права. Первые определяют как основные исходные положения данной правовой отрасли, ее базовые идеи, вторые — как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.
С практической точки зрения общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ (постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П).
О том, на чем базируется управление налоговой системой государства, читайте в статье «Что включает в себя налоговое администрирование?».
Какие принципы налогообложения закреплены в НК РФ?
Принципам налогообложения посвящена ст. 3 НК РФ. Она именует их основными началами законодательства о налогах, сборах и страховых взносах. Они следующие:
Что означает принцип справедливости в налоговом праве? На этот вопрос вам ответит готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно, оформив пробный доступ.
В чем суть принципа соразмерности, установленного в п. 3 ст. 3 НК РФ?
В теории принцип соразмерности разбивается на 3 подпринципа:
1. Пропорциональности налогообложения: при установлении налогового платежа учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В качестве классического примера учета способности к уплате налога можно привести ЕНВД, размер которого определяется с учетом вида бизнеса, а также может корректироваться в зависимости от условий деятельности.
2. Обоснованности налогообложения: налоги, сборы, взносы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Общий смысл состоит в том, что ни один налоговый платеж не берется с потолка. Для каждого налога характерен свой объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает только при наличии такого объекта.
3. Допустимости налогообложения: недопустимы налоги, сборы, взносы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Налоги — это всегда определенное бремя, в том числе некоторое ограничение конституционно закрепленного права собственности. Данный принцип означает запрет на установление чрезмерного налогообложения, требует соразмерности налогов целям государства. Кроме того, его следует учитывать при применении мер налоговой ответственности. Размер налоговых санкций должен отвечать вытекающим из Конституции и ст. 3 НК РФ требованиям о справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (постановление президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11019/09).
Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура
Кратко об истории системы налогообложения в России
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.
Элементы налоговой системы Российской Федерации
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
Какие бывают налоги в РФ
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.
Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.
Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):
Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.
УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:
Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.
О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».
ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
Подробности см. здесь.
Как лучше выбрать систему налогообложения
Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:
Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает что целевые налоги
13. Установление целевых налогов:
а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;
б) допускается, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций;
в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций.
14. Существо принципа «справедливость по вертикали»:
а) перераспределение дохода установлением повышенных ставок налога;
б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый налогооблагаемый доход;
в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.
15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:
а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;
б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;
в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других дискриминационных оснований.
16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:
а) федеральным законом РФ;
б) Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) федеральным конституционным законом РФ.
17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:
а) закреплены в федеральном законодательстве;
б) закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или в законодательстве;
в) закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или в законодательстве.
18. Как соотносятся понятия «общие принципы налогообложения и сборов» и «основные принципы налогообложения и сборов»?
а) Основные принципы – это часть общих принципов;
б) общие принципы – это часть основных принципов;
в) самостоятельные понятия.
19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
а) к ведению Федерации;
б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
в) к ведению субъектов Федерации.
20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:
а) целевые налоги недопустимы;
б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;
в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном, но не на федеральном уровне.
21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:
а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;
б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;
в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:
а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;
б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;
в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.
23. Принцип равного налогового бремени означает, что:
а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных дискриминационных оснований;
б) необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;
в) не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.
24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что не допускается установление:
а) налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;
б) дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;
в) дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.
25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:
а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;
б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию – с другой;