Принцип научности подразумевает что

Принцип научности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип научности – это принцип, предусматривающий раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития науки.

В настоящее время принцип научности реализуется в содержании учебного материала и зафиксирован в учебных программах и учебниках.

Общая характеристика принципа научности

Достаточно долгое время принцип научности не был востребован, в отличии от иных педагогических принципов. Это связано с тем, что наука не имела существенного значения в трудовой деятельности человека. Именно поэтому данный метод не был выделен и описан Я.А. Коменским вместе с другими традиционными принципами в труде «Великая дидактика». С течением времени и ростом научно-технического прогресса, роль научных знаний повышается в общественном производстве, возникает необходимость научного толкования различных явлений и процессов окружающего мира. В связи чем, и возникает необходимость выделения принципа научности и введение его в систему образования.

Основная цель принципа научности – донести до учащихся понимание того, что все в мире подчинено законам, а их знание обязательно для каждого члена общества.

Принцип научности предусматривает наличие научного познания, которое дает возможность осуществить переход от явления к его сущности. По своей природе, познание достаточно сложный и противоречивый процесс. Познания окружающего мира и действительности могут быть верными иди не верными, это зависит от того какие знания учащиеся получают в процессе обучения. Так если они получили знания только о внешних свойствах предметов и явлений, то их знания невозможно с достоверностью назвать научными, скорее они донаучные.

Таким образом, познание имеет большое значение в организации принципа научности в современной системе образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип научности предъявляет к процессу обучения ряд требования:

Основа принципа научности

Основой принципа научности выступает ряд следующих положений:

Исходя из данных положений, к педагогу предъявляется ряд требований:

Правила принципа научности

Реализация принципа научности на практике требует соблюдения ряда правил и условий:

Источник

Урок 2. Основные принципы дидактики

Принцип научности подразумевает чтоВ прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Четвёртое основоположение гласит:

Шестое основоположение гласит:

Седьмое основоположение гласит:

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

Второе основоположение гласит:

Третье основоположение гласит:

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Правила реализации принципа научности — как осуществляется

Принцип научности в педагогике — общая характеристика

Принцип научности в педагогике – это совокупность правил, условий и требований, предусматривающих обязательность включения в содержание образования информации, отвечающей современному уровню научного развития, а также необходимость раскрытия причинно-следственных связей между событиями, процессами, явлениями, предметами.

Принцип научности реализован в современных образовательных программах, зафиксирован в учебниках, методических пособиях.

Ранее принцип научности в педагогике не был востребован. Однако вследствие научно-технического прогресса необходимость научного толкования явлений окружающего мира стала очевидной. В связи с этим принцип научности был введен в систему образования в рамках самых разных направлений: физики, химии, географии, экологии, биологии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В чем сущность, содержание, для чего предназначен

Главной целью наличия принципа научности в процессе обучения является осознание учащимися того, что все в мире подчинено определенным законам, а знание этих законов обязательно для всех членов общества.

В процессе реализации принципа учащиеся должны понять, что:

Научный подход к обучению способствует формированию умения наблюдать, анализировать, экспериментировать, обобщать, рассуждать, доказывать, приводить примеры, делать выводы, заниматься планированием.

Реализация принципа научности в обучении

Степень обеспечения научности находится в прямом соответствии с квалификацией педагога. Он должен пользоваться новейшими достижениями методики преподавания, уметь правильно переходить от описания явления и его характеристик к раскрытию сущности, руководствоваться последовательностью передачи знаний, систематичностью.

К основным правилам реализации относятся:

Важно поощрять активность учеников, создавать условия для проведения ими наблюдений, анализа, прививать интерес к современным достижениям техники, различных отраслей науки, обеспечивать преемственность знаний, опыта.

Связь теории с практикой

Принцип связи теории с практикой – это совокупность правил, ориентирующих педагога на предупреждение недостатков образования, которые проявляются при значительном отрыве теории от практики.

Значимость практики заключается в том, что она выступает:

Использование практики позволяет решать задачи, связанные с закреплением теории и формированием навыков ее применения, а также проверять степень усвоения учебной информации.

Примеры использования принципа научности в жизни

Все первые научные теории обязаны своим появлением принципу научности. Так, наблюдая за молниями, ставя эксперименты и опыты, человек изобрел электричество. Мощный антибиотик пенициллин был получен в результате исследования плесени. А присмотревшись к натуральным эластомерам, подвергнув их вулканизации, ученые смогли получить эбониты и резину.

В психологии есть такое определение, как научное мышление. Это вид восприятия реальности, улучшающий качество познания, способствующий улучшению жизни общества посредством экспериментальной деятельности. Данное качество должно развиваться педагогами у учащихся в процессе реализации принципа научности.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

13. Характеристика принципов научности и доступности

Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа:

1. Реализуя принцип научности, обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики. Настойчиво внедряйте в практику рекомендации по научной организации педагогического труда.

2. Раскрывайте логику учебного предмета, обеспечивающую с первых шагов его изучения надежную основу для подведения к новым научным понятиям.

3. Воспитывайте у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам, явлениям, формируйте элементы научного диалектического мышления.

4. В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в мышлении.

5. Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре; связывайте новые достижения с формируемой у учащихся системой знаний.

6. Не упускайте возможности ознакомить учащихся с биографиями выдающихся ученых, их вкладом в развитие науки.

7. Применяйте новейшую научную терминологию, не пользуйтесь устаревшими терминами, будьте в курсе самых последних научных достижений по своему предмету.

8. Не обходите спорные научные проблемы, в доступной форме раскрывайте их содержание и перспективные пути решения; если позволяют условия, организуйте дискуссию.

9. Поощряйте исследовательскую работу учащихся. Найдите возможности ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения изобретательских задач, обработкой первоисточников и справочных материалов, архивных документов.

Теория и практика современного обучения расширяют перечень правил доступного обучения.

1. Не забывайте наставления Я.А Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Помните, что умы учащихся должны быть подготовлены к изучению какого-либо предмета.

3. Учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

4. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковым уровнем обучаемости.

5. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.

6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу.

7. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

9. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

10. Доступность, также как убедительность и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни,литературы.

12. На первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.

13. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте учащихся осуществлять и интенсивную мыслительную деятельность.

Источник

Принцип научности подразумевает что

Принцип научности подразумевает чтоРобот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы. Посмотреть Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса.
Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Реализация этого принципа требует от преподавателя…
— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
— поощрять исследовательские работы школьников;
— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.
Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.
Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:
— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *