Принцип лидерского поведения отражающий важность самосознания это принцип чего и оптимизма
Принцип лидерского поведения отражающий важность самосознания это принцип чего и оптимизма
Если бы все были довольны собой, не существовало бы героев.
Перед вами учебное пособие для изучения одного из самых притягательных феноменов социальной действительности – лидерства. Лидерство – это способность вести за собой, оказывать влияние на поведение и судьбы других людей. Лидер – человек, строящий свою жизнь и жизнь окружающих его людей, получающий удовольствие от этого великого строительства и не останавливающийся на достигнутом успехе. Первый признак, что в нас проснулся лидер – недовольство существующим порядком вещей и желание его изменить.
Когда приходит осознание, что не мы принимаем решения и нам надоедает быть жертвой обстоятельств, мы учимся изменять свою жизнь, то есть становимся лидерами.
Почему так много лидерства в молодом возрасте или среди подчиненных? Потому что мы пытаемся создать себя сами на противостоянии с взрослыми, руководителями, которые пытаются решить все за нас, конечно, здесь есть и положительные стороны. Например, всегда есть виновный в том, почему все идет не так, как вам хочется.
В любой жизненной ситуации, как правило, кто-то берет на себя роль лидера, указывая остальным путь к достижению той или иной цели. Осуществлять руководство эффективно – задача не из легких. Масса исторических примеров служит доказательством того, что за свое привилегированное положение лидер вынужден расплачиваться колоссальной ответственностью и что его подстерегает множество опасностей.
Стоит обратить ваше внимание, уважаемый читатель, что когда мы начинаем меняться, то вольно или невольно берем ответственность на себя за то, что с нами происходит. Принимая любое решение, делая свой выбор, нам важно научиться принимать последствия сделанного выбора – это и есть ответственность.
При слове «ответственность» сразу возникает некоторая давящая тяжесть, чувствуется страх перед возможным наказанием. В нашей стране активно оперируют понятиями «уголовная ответственность», «административная ответственность», которые связаны в нашем восприятии со штрафами или другими видами наказания. Именно из-за этой установки американские ученые в начале 2000-х гг., проведя исследование российского менеджмента, стали утверждать, что он имеет значительное отличие от классического представления о менеджменте (как американского, так и японского). В качестве основного отличия исследователи указывали на стремление российских менеджеров к власти при полном игнорировании ответственности за принятые решения.
Давайте менять данную установку, которая приводит к безответственным решениям. Начать стоит с себя. Помните афоризм Козьмы Пруткова «Хочешь быть счастливым, будь им»? Возьмите ответственность за свою судьбу, станьте архитектором своей жизни.
Лидерство – это обнаружение и использование возможностей в то время, когда они понадобятся. В том числе речь идет о предусмотрительности в поведении или опережающем лидерстве. Знать и уметь больше ценно само по себе. Чем больше у вас вариантов действия, тем эффективнее ваше поведение и ближе результат.
Каждый человек способен догадаться, научиться, открыть путь, овладеть навыком, способностью, каким-то знанием. Достижение цели лишь повод для проявления собственной личности. А способности – сухой остаток, то, что еще только может быть. Обретение новых способностей увлекает и радует. В отличие от достигнутой цели, которая радует недолго. Развитие способностей – возможность играть в игру по-новому, на новых уровнях.
Если все, что мы делаем, делаем для того, чтобы жизнь радовала, то значительно важнее процесс, а не результат. Результат – приятный бонус к получаемому удовольствию от самого процесса жизни. Ощущение радости – это показатель правильности ее течения. Ты сейчас радуешься? Если ответ отрицательный, значит, живешь не своей жизнью.
Основная потребность после базовых биологических нужд (поесть, попить, поспать и пр.) – это потребность в игре, развлечении. Мы начинаем менять что-то, когда нам становится скучно. Перемены радуют потому, что начинается игра, грядет развлечение (если правильно к ним относиться).
Давно сказано: человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. Управление – это активная позиция, это ответственность. Управление изменениями – прежде всего управление собой.
Появление дисциплины «Лидерство» – ответ на запрос бизнеса и самого нашего времени, когда одних знаний недостаточно и в процессе обучения необходимо создать условия для овладения практическими навыками и формирования личностных компетенций успешного специалиста. Именно поэтому «Лидерство» один из практико-ориентированных предметов, изучаемых студентами факультета управления по программе подготовки бакалавров. Данная дисциплина направлена на повышение профессиональной и личностной компетентности будущих бакалавров за счет развития навыков эмоционального лидерства и умения создавать и использовать команды.
Изучение курса предусматривает рассмотрение научных подходов и теорий к пониманию лидерства, механизмов командообразования и осуществления коучинга.
Каким образом учебное пособие способно помочь вам стать настоящим лидером? Учебная дисциплина «Лидерство» посвящена ознакомлению с основами теорий лидерства и практикой оказания влияния. Посещение занятий по лидерству позволит вам:
• ознакомиться с возможностью применения теорий лидерства в практике управления;
• овладеть важными для успешной профессиональной деятельности умениями и навыками;
• проявить и осознать ваши лидерские способности;
• получить опыт управления собой и другими людьми;
• приобрести навыки привлечения сторонников и формирования команды.
Увеличение объема поступающей информации, ее доступность и распространенность предъявляет к обучаемым новые требования, основным из которых является умение ориентироваться в потоке информации, отделять необходимое от избыточного, важное от случайного.
В связи с происходящими изменениями важно преобразовывать сам процесс обучения, в частности, это касается использования новых форм и средств образовательного процесса. Речь, конечно же, идет об учебных пособиях. В современных учебниках недостаточно просто транслировать необходимую учебную информацию. Гораздо важнее оформить подлежащую изучению информацию в виде справочных материалов, предназначение которых – побуждать интерес к познанию, служить ориентирами для поиска дополнительной информации, отвечать на актуальные вопросы, волнующие человека, связанные с его потребностями, индивидуальным опытом.
Таким образом, новые требования к учебным материалам выглядят следующим образом:
• краткая теоретическая справка по вопросу;
• использование графических форм представления информации (таблицы, рисунки, схемы);
• воодушевляющие примеры из жизни;
• побуждение к действию, саморазвитию, познанию.
Автор постарался воплотить перечисленные требования в жизнь в ходе написания данного пособия.
Успешное освоение материалов, представленных в пособии – одно из условий формирования качеств лидера. Осознание моделей лидерского поведения создает основу для эффективного осуществления любой совместной деятельности людей.
Приобрести перечисленные знания и навыки вам поможет активное участие в игровых ситуациях, моделируемых на практических занятиях, и выполнение заданий для самостоятельной работы, размещенных в каждой главе, а также расширение ваших возможностей за счет обращения к рекомендованной литературе. Также необходимо опробовать и применять полученные знания на практике, в реальном общении. Учебное пособие познакомит вас с концептами лидерства, но только от вас зависит, сумеете ли вы стать настоящим лидером. Ведь становление лидера происходит в процессе приобретения практического опыта и личного развития. Вы готовы? Дерзайте!
Принцип лидерского поведения отражающий важность самосознания это принцип чего и оптимизма
Если бы все были довольны собой, не существовало бы героев.
Перед вами учебное пособие для изучения одного из самых притягательных феноменов социальной действительности – лидерства. Лидерство – это способность вести за собой, оказывать влияние на поведение и судьбы других людей. Лидер – человек, строящий свою жизнь и жизнь окружающих его людей, получающий удовольствие от этого великого строительства и не останавливающийся на достигнутом успехе. Первый признак, что в нас проснулся лидер – недовольство существующим порядком вещей и желание его изменить.
Когда приходит осознание, что не мы принимаем решения и нам надоедает быть жертвой обстоятельств, мы учимся изменять свою жизнь, то есть становимся лидерами.
Почему так много лидерства в молодом возрасте или среди подчиненных? Потому что мы пытаемся создать себя сами на противостоянии с взрослыми, руководителями, которые пытаются решить все за нас, конечно, здесь есть и положительные стороны. Например, всегда есть виновный в том, почему все идет не так, как вам хочется.
В любой жизненной ситуации, как правило, кто-то берет на себя роль лидера, указывая остальным путь к достижению той или иной цели. Осуществлять руководство эффективно – задача не из легких. Масса исторических примеров служит доказательством того, что за свое привилегированное положение лидер вынужден расплачиваться колоссальной ответственностью и что его подстерегает множество опасностей.
Стоит обратить ваше внимание, уважаемый читатель, что когда мы начинаем меняться, то вольно или невольно берем ответственность на себя за то, что с нами происходит. Принимая любое решение, делая свой выбор, нам важно научиться принимать последствия сделанного выбора – это и есть ответственность.
При слове «ответственность» сразу возникает некоторая давящая тяжесть, чувствуется страх перед возможным наказанием. В нашей стране активно оперируют понятиями «уголовная ответственность», «административная ответственность», которые связаны в нашем восприятии со штрафами или другими видами наказания. Именно из-за этой установки американские ученые в начале 2000-х гг., проведя исследование российского менеджмента, стали утверждать, что он имеет значительное отличие от классического представления о менеджменте (как американского, так и японского). В качестве основного отличия исследователи указывали на стремление российских менеджеров к власти при полном игнорировании ответственности за принятые решения.
Давайте менять данную установку, которая приводит к безответственным решениям. Начать стоит с себя. Помните афоризм Козьмы Пруткова «Хочешь быть счастливым, будь им»? Возьмите ответственность за свою судьбу, станьте архитектором своей жизни.
Лидерство – это обнаружение и использование возможностей в то время, когда они понадобятся. В том числе речь идет о предусмотрительности в поведении или опережающем лидерстве. Знать и уметь больше ценно само по себе. Чем больше у вас вариантов действия, тем эффективнее ваше поведение и ближе результат.
Каждый человек способен догадаться, научиться, открыть путь, овладеть навыком, способностью, каким-то знанием. Достижение цели лишь повод для проявления собственной личности. А способности – сухой остаток, то, что еще только может быть. Обретение новых способностей увлекает и радует. В отличие от достигнутой цели, которая радует недолго. Развитие способностей – возможность играть в игру по-новому, на новых уровнях.
Если все, что мы делаем, делаем для того, чтобы жизнь радовала, то значительно важнее процесс, а не результат. Результат – приятный бонус к получаемому удовольствию от самого процесса жизни. Ощущение радости – это показатель правильности ее течения. Ты сейчас радуешься? Если ответ отрицательный, значит, живешь не своей жизнью.
Основная потребность после базовых биологических нужд (поесть, попить, поспать и пр.) – это потребность в игре, развлечении. Мы начинаем менять что-то, когда нам становится скучно. Перемены радуют потому, что начинается игра, грядет развлечение (если правильно к ним относиться).
Давно сказано: человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу. Управление – это активная позиция, это ответственность. Управление изменениями – прежде всего управление собой.
Появление дисциплины «Лидерство» – ответ на запрос бизнеса и самого нашего времени, когда одних знаний недостаточно и в процессе обучения необходимо создать условия для овладения практическими навыками и формирования личностных компетенций успешного специалиста. Именно поэтому «Лидерство» один из практико-ориентированных предметов, изучаемых студентами факультета управления по программе подготовки бакалавров. Данная дисциплина направлена на повышение профессиональной и личностной компетентности будущих бакалавров за счет развития навыков эмоционального лидерства и умения создавать и использовать команды.
Изучение курса предусматривает рассмотрение научных подходов и теорий к пониманию лидерства, механизмов командообразования и осуществления коучинга.
Каким образом учебное пособие способно помочь вам стать настоящим лидером? Учебная дисциплина «Лидерство» посвящена ознакомлению с основами теорий лидерства и практикой оказания влияния. Посещение занятий по лидерству позволит вам:
• ознакомиться с возможностью применения теорий лидерства в практике управления;
• овладеть важными для успешной профессиональной деятельности умениями и навыками;
• проявить и осознать ваши лидерские способности;
• получить опыт управления собой и другими людьми;
• приобрести навыки привлечения сторонников и формирования команды.
Увеличение объема поступающей информации, ее доступность и распространенность предъявляет к обучаемым новые требования, основным из которых является умение ориентироваться в потоке информации, отделять необходимое от избыточного, важное от случайного.
В связи с происходящими изменениями важно преобразовывать сам процесс обучения, в частности, это касается использования новых форм и средств образовательного процесса. Речь, конечно же, идет об учебных пособиях. В современных учебниках недостаточно просто транслировать необходимую учебную информацию. Гораздо важнее оформить подлежащую изучению информацию в виде справочных материалов, предназначение которых – побуждать интерес к познанию, служить ориентирами для поиска дополнительной информации, отвечать на актуальные вопросы, волнующие человека, связанные с его потребностями, индивидуальным опытом.
Таким образом, новые требования к учебным материалам выглядят следующим образом:
• краткая теоретическая справка по вопросу;
• использование графических форм представления информации (таблицы, рисунки, схемы);
• воодушевляющие примеры из жизни;
• побуждение к действию, саморазвитию, познанию.
Автор постарался воплотить перечисленные требования в жизнь в ходе написания данного пособия.
Успешное освоение материалов, представленных в пособии – одно из условий формирования качеств лидера. Осознание моделей лидерского поведения создает основу для эффективного осуществления любой совместной деятельности людей.
Приобрести перечисленные знания и навыки вам поможет активное участие в игровых ситуациях, моделируемых на практических занятиях, и выполнение заданий для самостоятельной работы, размещенных в каждой главе, а также расширение ваших возможностей за счет обращения к рекомендованной литературе. Также необходимо опробовать и применять полученные знания на практике, в реальном общении. Учебное пособие познакомит вас с концептами лидерства, но только от вас зависит, сумеете ли вы стать настоящим лидером. Ведь становление лидера происходит в процессе приобретения практического опыта и личного развития. Вы готовы? Дерзайте!
Принцип лидерского поведения отражающий важность самосознания это принцип чего и оптимизма
Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах … Тип ответа: Одиночный выбор  У. Бенниса  Д. МакКлелланда  П. Херси и К. Бланшара +  Д. Макгрегора
В качестве дополнительной компетенции наставника … Тип ответа: Одиночный выбор  выступает экспертное владение передаваемыми профессиональными навыками  выступают отличные коммуникативные навыки  выступает самообучаемость +  выступают хорошие административные навык
Одна из форм обучения на рабочем месте, акцент в которой делается на практическую составляющую, называется … наставничество +
Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон включает … стили руководства Тип ответа: Одиночный выбор  демократический, авторитарный и либеральный  диктаторский, попустительский и коллегиальный  диктаторский, демократический, пессимистический, организаторский и манипулятивный +  диктаторский, коллективный, пессимистический и организационный
По мнению представителей …, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи Тип ответа: Одиночный выбор  ситуационной  теории  трансформационной  теории лидерских качеств  системной теории лидерства +
Эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и различных видах деятельности называется … Тип ответа: Одиночный выбор  установкой  Я-концепцией  самооценкой + динамической характеристикой личности  самосознанием
Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует … функцию общения Тип ответа: Одиночный выбор  информативную  коммуникативную  координационную  контактную ++  побудительную
Волновые характеристики деятельности мозга, показывающие расслабление на фоне бодрствования, называются … Тип ответа: Одиночный выбор  альфа-волнами  бета-волнами  тета-волнами+  дельта-волнами
В конце XIX – начале ХХ в. возникают такие концепции лидерства, как … Тип ответа: Множественный выбор  теории великого человека + теории личностных качеств  поведенческие теории  вероятностные (ситуационные) теории  теории влияния+  теории взаимоотношений (системные)
Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно … Тип ответа: Одиночный выбор  не слишком отличаться от мнения реципиента  часто повторяться+  часто видоизменяться  взывать главным образом к страху
Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют … систему кодирования и декодирования информации различные
Код идеального лидера (по И. Адизесу) – это … Тип ответа: Одиночный выбор  РАЕi  РаЕI  paei  РАЕI + РАеI
Установите соответствие аспектов лидерства и их содержания: Тип ответа: Сопоставление A. Лидерство как черта B. Лидерство как деятельность C. Лидерство как статус D. способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей E. один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия F. ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности
Ответ ДЕФ
Расставьте в правильной последовательности этапы развития группы (команды): Тип ответа: Сортировка 1 этап функционирования° 2бурления° 3распад° 4этап формирования° 5нормирование
Ответ: этап формирования 2бурления 5нормирование 1этап функционирования 3распад
Область применения, как основание классификации, позволяет выделять такие виды коучинга, как … Тип ответа: Множественный выбор  индивидуальный коучинг  бизнес-коучинг+  интернет-коучинг  фотокоучинг  лайф-коучинг+
Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми … Тип ответа: Одиночный выбор  нормами +  ценностями  мнениями  целями
Одним из условий образования малой группы является … Тип ответа: Одиночный выбор  наличие общей территории  дифференциация  групповая открытость+  изолированность членов группы друг от друга
Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, – это … Тип ответа: Одиночный выбор  вербальное общение  директивное общение  невербальное общение +  внушение
… – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов Тип ответа: Одиночный выбор  Конформизм в малой группе  Лидерство в малой группе +  Влияние меньшинства  Автокинетический феномен
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта +  сопровождение  формирование опыта через короткую обратную связь  коучинг
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Форма наставничества, к которой относится высказывание «Посмотри, что получается», – это … Тип ответа: Одиночный выбор  прямая передача личного опыта  сопровождение ученика  формирование опыта через короткую обратную связь +
Такое проявление невербального лидерства, как мобилизация, представляет собой … Тип ответа: Множественный выбор  впечатление от нашего вида (восприятие нашей внешности)  рабочее состояние тела, приспособление его к затрате усилий и относительно широкому выбору действий + готовность человека к предстоящему действию, характеризуемая общей собранностью внимания  непроизвольное приспосабливание человеком положения своего тела для воздействия на внешний объект, с тем чтобы приспособить объект к своим нуждам
Метод, направленный на изучение социально-психологического климата, характера отношений и структуры коллектива, позволяющий выявить лидера, называется … Тип ответа: Одиночный выбор &#
Лидерство. Тест с ответами
1. Склонен к самодраматизации (демонстративности), страстно желает привлекать к себе внимание; его самооценка зависит от того, насколько он нравится другим; он внушаем, поэтому невозможно ждать от него последовательного проведения какой-либо идеи; ему трудно концентрироваться на деталях и фактах, сложно фокусировать внимание на конкретных проблемах; в общении с другими проявляет себя как «политикан» и «торговец» — это:
• «артист» (демонстративный стиль)
2. Правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности, — это ____________________ нормы.
• социально автономные
3. Результат использования власти, когда последователь будет повиноваться распоряжениям и выполнять указания лидера, но только потому, что это необходимо делать, — это:
• согласие
4. Власть, которая основана на возможности и способности причинять психологический или физический вред с целью изменения нежелательного поведения или уменьшения вероятности того, что оно повторится, — это:
• власть наказания
5. Поступок или поведение в целом, служащее образцом для подражания, — это:
• пример
7. Нормы, которые указывают на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны, — это ____________________ нормы.
• дозволяющие
8. Руководитель, который низко ориентирован на задачи и отношения в ситуации, которая не допускает такого поведения, что делает его пассивным, а значит, менее эффективным, — это:
• дезертир
9. Контакты и знакомства со значимыми, влиятельными и потенциально полезными людьми — это:
• связи
10. Лидерство, проявляющееся тогда, когда в процессе взаимодействия лидер формирует мотивы, ценности и цели последователей, которые в результате начинают действовать активнее и эффективнее, а группа в целом стремится к достижению более высокой цели — это ____________________ лидерство.
• трансформационное
11. Лидерство, в основе которого лежит рациональная вера в легальность нормативных правил и право лидера, получившего свое место при этих правилах, т.е. разум — это ____________________ лидерство.
• рационально-легальное
12. Власть, которая основана на потребности в идентификации, на стремлении одних членов группы походить на других, значимых для них по тем или иным причинам, привлекательных и авторитетных, — это ____________________ власть.
• референтная
13. Верны ли определения? А) Последовательность наказания — это объективность наказания, убежденность в том, что оно не зависит от личности того, кого следует наказать Б) Беспристрастность наказания — это убежденность в том, что принятое решение о необходимости наказать какого-либо члена группы не отменяется без достаточных причин
• А — нет, Б — нет
14. Ценности, выступающие как принципы, которые показывают, что предпочтительным для достижения определенной цели в любой ситуации является определенный образ действий, — это ____________________ ценности.
• инструментальные
15. Гармоничная структура смысложизненных ориентаций, которая определяет высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею, — это ____________________ смысл жизни.
• оптимальный
16. Тип лидера, который достаточно холодно относится как к членам своей группы, так и к самой работе, и считает, что всегда может обратиться к эксперту, — это ____________________ лидерство.
• примитивное
17. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, — это:
• ценности
18. Руководитель, который высоко ориентирован на задачи и низко ориентирован на отношения в ситуации, которая не требует такого поведения; поэтому он менее эффективен, не уверен в других, невежлив и заинтересован только в текущих делах, — это:
• автократ
19. Нормы, сформулированные как советы и допускающие возможность не исполнять их, — это ____________________ нормы.
• рекомендательные
20. Лидер, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту, — это:
• эксперт
21. Тип отношений между смыслом жизни и сознанием, когда жизнь протекает гладко и без рефлексии и приносит чувство удовлетворения, не побуждая к раздумьям о ее смысле, — это:
• неосознанная удовлетворенность
22. Верны ли определения? А) «Фильтр интереса» — это фильтр, который выполняет функцию общей внешней психологической защиты личности, позволяет, опираясь на стереотипные признаки, выявлять в облике партнера по взаимодействию все, что может представлять угрозу для личностной безопасности, создавать дискомфортные условия жизнедеятельности Б) «Фильтр интереса» — это фильтр, который ограждает личность от переизбытка психологических контактов с различными людьми, от пресыщения человеческим общением, отделяя значимое взаимодействие от незначимого
• А — нет, Б — да
23. Тип лидеров, которые стремятся разрабатывать собственную теоретическую концепцию, собственное видение развития группы, воздействуют на последователей силой интеллекта, — это:
• теоретики
24. Лидер, который достигает признания через выражение интересов своих последователей — это:
• «служитель»
25. Функция, которая проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике заданных ею целей, приходит к собственным, «новым» целям, тем самым не только достигая нового результата в деятельности, но и продвигаясь по жизненному пути, — это ____________________ функция способности к целеполаганию.
• регуляторная
26. Верны ли определения? А) Рационально-легальное лидерство — это лидерство, в основе которого лежат укоренившаяся вера в святость традиций и признание статуса лидера, т.е. привычка Б) Традиционное лидерство — это лидерство, в основе которого лежат, рациональная вера в легальность нормативных правил и право лидера, получившего свое место при этих правилах, т.е. разум
• А — нет, Б — нет
27. Руководитель, который высоко ориентирован на отношения и низко ориентирован на задачи в ситуации, не допускающей такого поведения, что делает его менее эффективным; он главным образом заинтересован в гармонии, — это:
• миссионер
28. Сведения о фактах, объектах, событиях, идеях, людях, позволяющие их обладателю принимать решения, — это:
• информация
29. Убежденность в том, что принятое решение о необходимости наказать какого-либо члена группы не отменяется без достаточных причин, — это ____________________ наказания.
• последовательность
30. Лидер, по отношению к которому члены группы испытывают одновременно чувство любви и страха, — это:
• «патриарх»
31. Различные виды внутренних состояний человека, которые выражают его зависимость от конкретных условий существования и обеспечивают продвижение человека по жизненному пути как источники его активности, — это:
• пространство потребностей
32. Характеристика потребностей, означающая, что потребности быстро возникают и быстро исчезают; даже если потребность не удовлетворена, она может исчезнуть из-за возникновения более сильной альтернативной потребности, — это:
• недолговечность
33. Правила поведения, установленные и охраняемые государством, — это ____________________ нормы.
• правовые
34. Применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение, ошибку в действиях или некачественное выполнение поставленной задачи — это:
• наказание
35. Эмоциональные способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами, исключительного и способного оказывать эффективное влияние на других, — это:
• харизма
36. Функция потребностей, которая обеспечивает собственно реализацию намерения совершать деятельность, искать предмет для удовлетворения потребности, — это ____________________ функция.
• побуждающая
37. Тип лидера, который заботится об эффективности выполняемой работы, но мало внимания обращает на моральный настрой членов группы, — это ____________________ лидерство.
• авторитарное
38. Руководитель, который высоко ориентирован и на задачи, и на отношения в ситуации, которая этого не требует, — это:
• соглашатель
39. Верны ли определения? А) Экспертная власть — это власть, которая основана на возможности и способности одного члена группы подчинять себе других за счет своей компетентности Б) Экспертная власть — это власть, которая опирается на возможность доступа к нужной и важной информации и умение использовать ее для управления другими людьми
• А — да, Б — нет
42. Степень признания человека со стороны членов группы, которая связана с его личными достоинствами (авторитет личности), — это ____________________ статус.
• неформальный
43. Лидер, который стремится к рациональному контролю над ситуацией и отличается пренебрежением к иррациональному, — это ____________________ лидер.
• активно-позитивный
45. Функция, которая позволяет человеку выходить за пределы самого себя, преодолевать свои границы и непрерывно развиваться, — это ____________________ функция способности к целеполаганию.
• побудительная
47. Определенные правила, выработанные и принятые коллективом на основании общих ценностей, которым должно подчиняться поведение его членов, чтобы была возможна их совместная деятельность и коллектив сохранялся как организованное целое, — это ____________________ нормы.
• групповые
48. Способы организации словесной и эмоциональной информации для достижения определенных изменений в сознании и поведении участников коммуникативного взаимодействия — это:
• психологические воздействия
49. Нормы, которые указывают на требуемое действие, — это ____________________ нормы.
• предписывающие
50. «Объективное» положение человека в группе, которое определяется по ряду специфических признаков и регламентирует стиль его поведения, — это:
• социальная позиция
51. Ищет, к кому бы присоединиться, чтобы быть гарантированным от неудач и получить помощь, восхищается другими лидерами — это:
• «сподвижник» (депрессивный стиль)
52. Характеристика потребностей, означающая, что у человека на разных этапах и в разных ситуациях его развития значимость той или иной потребности, ее место в субъективной иерархии потребностей изменяются; кроме того, одна и та же потребность может занимать у разных людей разные места в иерархиях их потребностей, — это:
• относительность
53. Верны ли определения? А) Консерваторы — это тип лидеров, которые стремятся сохранить в группе существующее положение (статус-кво) Б) Консерваторы — это тип лидеров, которые стремятся к постепенному совершенствованию группы через широкомасштабное реформирование, прежде всего подструктуры власти и влияния
• А — да, Б — нет
54. Лидер, организатор выполнения уже заданной программы — это:
• лидер-исполнитель
55. Фильтр, основная функция которого состоит в выявлении среди «безопасных» и «интересных» людей тех, перед которыми человек полностью может раскрыться, — это:
• фильтр доверительности
56. Тип отношений между смыслом жизни и сознанием, когда человек испытывает чувство отсутствия смысла и активно, осознанно и целенаправленно этот смысл ищет, — это:
• осознанная неудовлетворенность
57. Фильтр, который выполняет функцию общей внешней психологической защиты личности, позволяет, опираясь на стереотипные признаки, выявлять в облике партнера по взаимодействию все, что может представлять угрозу для личностной безопасности, создавать дискомфортные условия жизнедеятельности, — это:
• фильтр безопасности
58. Тип лидеров, которые стремятся к постепенному совершенствованию группы через широкомасштабное реформирование, прежде всего подструктуры власти и влияния, — это:
• реформаторы
59. Факторы, которые обусловливают возникновение и развитие данного явления, — это:
• детерминанты
60. Верны ли определения? А) Формальный статус — это значимость, влиятельность, престижность позиции, которая обусловлена нормативно предписанными правами и обязанностями (авторитет должности) Б) Неформальный статус — это степень признания человека со стороны членов группы, которая связана с его личными достоинствами (авторитет личности)
• А — да, Б — да
61. Человек, проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации — это:
• ситуативный лидер
62. Лидер, который зависит от поддержки окружающих, невысоко ценит собственные достоинства, но при этом демонстрирует оптимизм, — это ____________________ лидер.
• пассивно-позитивный
63. Возможность осознавать гармонию, порядок, красоту — это ____________________ потребности.
• эстетические
64. Тип лидеров, которые стремятся распространять свои идеи в процессе активного общения с последователями, используя свои ораторские способности и умение воздействовать на последователей силой слова, — это:
• агитаторы
65. Лидер, к которому большинство членов группы испытывает симпатии — это:
• «идеальный» лидер
66. Технические, производственные, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические и прочие нормы, которые регулируют отношение человека к природе, технике, материальным объектам, — это ____________________ нормы.
• несоциальные
67. Убеждение последователей о власти лидера, присутствующее в их сознании, — это ____________________ лидера.
• легитимность
68. Лидер, который быстро реагирует на насущные требования, сформулированные его последователями, способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию, — это:
• «пожарный»
69. Правила поведения с точки зрения добра и зла — это:
• нормы морали
70. Способность и возможность навязывать другим свою волю, подчинять их себе и заставлять делать что-либо, даже если они изначально не хотят итого и оказывают сопротивление, — это:
• власть
72. Верны ли определения? А) Активно-негативный лидер — это лидер, который стремится к рациональному контролю над ситуацией и отличается пренебрежением к иррациональному Б) Активно-негативный лидер — это лидер, который характеризуется противоречием между интенсивными попытками достичь успеха и относительно низким эмоциональным вознаграждением за них
• А — нет, Б — да
73. То, насколько наказание соответствует тяжести проступка, — это ____________________ наказания.
• соразмерность
74. Верны ли определения? А) «Патриарх» — это лидер, по отношению к которому члены группы испытывают одновременно чувство любви и страха Б) «Тиран» — это лидер, в отношении к которому доминирует чувство страха
• А — да, Б — да
75. Роли, которые зависят от места человека в системе субъективно переживаемых избирательно направленных взаимосвязей между членами группы, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых ими друг на друга в процессе совместной деятельности и общения, — это ____________________ роли.
• психологические
76. Верны ли определения? А) Потребность в аффилиации — это желание получить нечто труднодостижимое, добиться высоких результатов в деятельности или превзойти в чем-то других людей Б) Потребность в достижении (успехе) — это потребность в тесном контакте и взаимодействии с окружающими людьми) также входит в структуру потребности в лидерстве
• А — нет, Б — нет
78. Разработчик долгосрочных планов деятельности, а также методов и средств, при помощи которых группа достигает целей — это:
• планировщик
79. Власть, которая опирается на возможность доступа к нужной и важной информации и умение использовать ее для управления другими людьми, — это ____________________ власть.
• информационная