Принцип культуросообразности предполагает что обучение учащихся финансовой грамотности должно
Методология занятий по финансовой грамотности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
формирования знаний, умений и навыков
по финансовой грамотности учащихся
Орлова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г. К Жукова
Россия, г. Краснознаменск
Лучшим жизненным этапом человека, на котором он может реализовать возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап его обучения в школе. Школа даёт возможность адаптироваться к активной жизни в условиях современного рынка и новым экономическим отношениям.
Общеобразовательные школы обладают рядом преимуществ перед другими каналами распространения знаний.
-апробированные образовательные технологии,
-сформированная образовательная среда.
Методы формирования финансовой грамотности учащихся.
Методами формирования финансовой грамотности школьников являются личностно- деятельностный, интегративный, практико- ориентированный, компетентностный, субъективный, контекстный.
Личностно- деятельный подход подразумевает определение характера деятельности и общения личности, которая формируется в деятельности и в общении с другими людьми.
Интегративный метод предполагает участие представителей предпринимательского сообщества, общественных организаций, работников банковской системы, средств массовой информации, родительской общественности в формировании навыков финансовой грамотности учащихся.
Практико- ориентированный подход предполагает формирование и использование опыта при решении важных задач и возникающих проблем, раскрывает связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью общества.
Компетентностный подход направлен на интеграцию реальной жизни и учебного процесса. Является основой для применения знаний и способов деятельности в других предметных областях.
Субъективный подход предполагает создание условий для личностного развития учащихся, проявление ими активности и самостоятельности, умение превращать свою жизнь и образование в практическое преобразование и совершенствование.
Контекстный подход обеспечивает сближение образовательного процесса с реальной жизнью, учит использовать финансовый контекст как содержательную основу для применения знаний, умений и навыков из других предметных областей.
Принципы формирования финансовой грамотности учащихся.
— социально- педагогические принципы,
-психолого- педагогические принципы,
-организационно – педагогические принципы.
Принцип культуросообразности реализуется в соответствии с культурными ценностями и нормами, помогает учащемуся осмыслить ценности гражданского общества, уважать ценности других культур и мировоззрений. Обучение финансовой грамотности знакомит учащихся с различными пластами культуры- интеллектуальной, нравственной, духовной, бытовой, материальной, финансовой, политической; помогает учащимся воспринять себя как часть социума.
Принцип гуманистической направленности направлен на достижения баланса между адаптированностью в обществе, так и обособлению в нём, минимизирует риск становления жертвой социума.
Принцип вариативности включает в себя дифференциацию содержания, технологий, особенностей и возможностям учащихся.
Психолого- педагогические принципы финансовой грамотности учащихся.
Принцип преемственности обеспечивает непрерывную связь в преподавании финансовой грамотности на разных возрастных этапах учащихся.
Принцип созидательной деятельности направлен на становление личности, мыслящей и действующей оригинально, проявляющей инициативу, быть мобильным. Реализуется в выполнении коллективных дел, основывается на понимании собственной значимости, востребованности, желании действовать и быть конкурентноспособной личностью.
Принцип толерантности и диалогичности направлен на построение культуры взаимоотношений. Развиваются коммуникативные качества, умение вести диалог, принимать особенности и непохожесть другой личности.
Принцип проблемно- ситуативного познания помогает использовать и решать задачи с производственно- финансовым и социально- значимым содержанием ( ролевые игры, анализ социальных ситуаций, игровое моделирование и др.)
Принцип элективности направлен на помощь учащимся сделать выбор в различных ситуациях, физического, интеллектуального или эстетического труда, приносящего пользу не только самому себе, но и обществу; выборе будущей профессии, умению вести себя в соответствии с правовыми нормами и противодействовать явлениям асоциального характера.
Принцип адаптивности направлен на применение мягких методов управления через мотивацию и создание условий.
Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности не позволяет проводить необоснованные эксперименты в обучении финансовой грамотности, но должен обеспечивать баланс традиционных и инновационных методов в преподавании.
Принцип кадрового обеспечения реализуется через многоуровневую систему повышения квалификации педагогов, привлечение квалифицированных специалистов в образовательный процесс.
Принцип интеграции программ финансовой грамотности выделяет приоритеты в развитии направлений, единых для всех субъектов финансового образования.
Реализация принципа социально- педагогического партнёрства направлена на социальное взаимодействие, ориентирующее участников на равноправное сотрудничество.
Принцип обратной связи, мониторинга эффективности предполагает обмен передовым педагогическим опытом, постоянный мониторинг качества образовательных и методических материалов.
Примером такого проекта является организация ярмарок в МБОУ СОШ № 4 с УИОП им. Г. К. Жукова г. Краснознаменска, целью которых является сбор денежных средств на приобретение инвалидной коляски учащейся школы, сбор средств на лечение тяжелобольной ученицы школы и посильная помощь в строительстве храма и содержанию приюта для бездомных собак. Такие образовательные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том. Что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих проектов.
Применение контекстной задачи – один из эффективных способов формирования финансовой грамотности учащихся. Суть способа заключается в создании учителем реальной или воображаемой жизненной ситуации и предлагает учащимся действовать в ней, используя его знания и опыт. Контекстная задача предполагает бесконечное множество решений. Выполняя её, учащийся не может дать неправильный ответ, так как вариантов решений множество. Происходит устранение внутренних препятствий в виде страха, неуверенности. Несмотря на то, что уровень сложности заданий может быть разным, задание становится для детей нетрудным.
Модели построения занятий по финансовой грамотности учащихся.
Внеурочная модель включает финансовую грамотность в систему воспитательной работы и дополнительного образования. Преимуществом перед школьными кружками, которые ограничены по численности учащихся, занятия на внеурочной деятельности позволяют привлечь большее число учащихся.
Проектная форма занятий по финансовой грамотности направлена на реализацию социальных проектов с финансовой проблематикой. Такую форму организации можно использовать как во внеурочной деятельности, так и интегрировать в учебные предметы.
Финансовая грамотность- это совокупность знаний, умений, навыков в финансовой сфере и личностных социально- педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека выполнять различные социально- экономические роли. Владея методами, принципами, технологиями воспитания финансовой грамотности учащихся и знаниями о моделях проведения занятий, совершенно точно можно сказать, что будущее поколение вырастет финансово грамотным, что позволит им быть подготовленными к решению важных личных и государственных задач и обеспечить свою финансовую безопасность.
Теоретические и методологические аспекты финансового образования в российских школах
Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов у школьников, является отсутствие занятий по соответствующему направлению обучения в школе. Сегодня возникает необходимость специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе проводить занятия по основам финансовой грамотности. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций, владеющих теоретическими и методологическими основами преподавания в данном направлении и специальными знаниями по финансам.
Цель лекции: изучение вопросов теории и методологии преподавания финансовой грамотности для учащихся общеобразовательных учебных заведений.
В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности
2. Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности
3. Методологические принципы формирования финансовой грамотности
4. Содержание образования по финансовой грамотности
5. Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности
6. Формы организации образовательного процесса
7. Особенности оценки образовательных достижений обучающихся
8. Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности
Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности
Теоретическими основаниями формирования культуры финансовой грамотности является теория учебной деятельности, и, конкретно, системно-деятельностный подход и модель обоснованного выбора [3].
Напомним, что теория учебной деятельности была разработана в отечественной психологии на основе культурно-исторической теории Л.С. Выготского, принципа единства психики и деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в контексте психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина и др. Эта теория была разработана В.В. Давыдовым, А.К. Марковой в 1981 году как один из подходов к процессу обучения, реализующий тезис об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка.
— в качестве объекта усвоения выступают теоретические понятия;
— образовательный процесс должен протекать таким образом, чтобы перед учащимися были раскрыты условия происхождения понятий;
— как результат овладения компетенциями представляется формирование специальной учебной деятельности, составляющими которой являются учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции.
В общем и целом, важнейшим содержанием учебной деятельности будет усвоение обобщенных способов действия в области научных понятий и проистекающие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка.
Не будем рассматривать в целом теорию учебной деятельности подробно, информацию по этому вопросу, при желании, можно найти в соответствующих источниках по психологии и педагогике. Рассмотрим подробнее ее часть, которая тесным образом связана с обучением финансовой грамотности.
Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности
Модель обоснованного выбора представляет собой методологическое ядро, определяющее сущность культуры грамотного финансового поведения. В ней прописана базовая ценностная установка (в которые входят обдуманность, обоснованность принимаемых решений, осознание их последствий, важность сопоставления и анализа альтернативных решений при взаимодействии с финансовыми организациями) и пошаговый алгоритм принятия обоснованных решений в сфере личных и семейных финансов.
Модель обоснованного выбора охватывает следующие компоненты при решении той или иной проблемы [10]:
− диагностику проблематики в форме установления противоречий между ожидаемым и реальным (к примеру, с увеличением доходов домохозяйства качество жизни семьи не повышается; существует объективная необходимость в приобретении транспортного средства домохозяйством, но не имеется полной суммы для его покупки и т.п.)
− определение и характеристику показателей предпочтений, то есть критериев, которые значимы для человека или семьи при решении конкретной финансовой задачи (например, надежность или доходность, если речь идет о вложении сбережений; шаговая доступность финансовых услуг, возможность получения помощи финансового консультанта и т. д.). Данные критерии выбора различны для разных людей, и определяет сам человек, либо совместным решением семьи;
− поиск и характеристику альтернативных путей решения проблемы (альтернативное решение представляет собой один из возможных вариантов выхода из проблемной ситуации при заданных условиях); часто человек, принимая финансовые решения, использует популярные, лежащие на поверхности способы решения проблемы, и не пытается отыскать другие пути. Такой способ решения финансовых проблем не оптимален, поскольку в сфере финансов неизменно происходят изменения, предлагаются новые услуги и финансовые продукты. Кроме того, во временном периоде, последствия решения, принятого когда-то, и считавшиеся на тот момент эффективными, применительно к данному периоду, могут не давать ожидаемого результата. Примером такого поведения может служить ситуация, в которой, при постоянном недостатке средств на проживание, человек постоянно берет потребительские кредиты, не делая попыток составить и вести семейный бюджет и, как следствие, добиться оптимизации своих расходов и не пытается увеличить свои доходы;
− оценку альтернативных путей решения проблемы с позиции установленных критериев (при этом предполагается анализ достоинств и недостатков каждого варианта выбора). К примеру, если оценить варианты пользования кредитом, предлагаемым несколькими банками, при одинаковых внешних условиях, параметры кредита могут сильно отличаться, оценив эти отличия, можно определить наиболее выгодную из альтернатив вариант для конкретного потребителя данного финансового продукта;
− реализацию сделанного выбора на базе данных, которые были получены в результате анализа альтернативных вариантов, как решение проблемы. Для упрощения принятия решения можно использовать шкалу оценки, либо простые арифметические действия.
В процессе организации образовательной деятельности эта модель применяется, при решении практических проблем, связанных с выбором финансовой организации (страховой компании, коммерческого банка, пенсионного фонда), вида вклада или формы кредитования (потребительская, ипотечная и т.п.), разработкой оптимального способа вложения денег (предпочтение тех или иных финансовых инструментов для накопления или в каких-либо иных целях); с осуществлением долгосрочного планирования и определением приоритетных покупок в различные жизненные периоды и т. д.
Данная модель формирования финансовой грамотности основана на ниже обозначенных принципах [12]:
− Обязательный учет возрастных и интеллектуальных особенностей и интересов обучаемых при разработке форм занятий, выборе методик преподавания, педагогических приемов, способов организации учебной деятельности учащихся.
− Выбор характера и уровня сложности предлагаемых на занятиях задач определяется характером практических задач, которые знакомы обучающимся из повседневной жизни; но обязательно при учете той формы дееспособности, которая присуща ребенку на каждом этапе его жизни (то есть, в нашем случае, при разработке программ направленных на формирование финансовой грамотности у 5-9 классов, важен учет правовых возможностей частично дееспособных малолетних детей в возрасте от 10 до 14 лет и не полностью дееспособных несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет).
Данное обстоятельство диктует необходимость применения в образовательном процессе системно-деятельностного подхода, который определяется в качестве методологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [13].
Исходя из этого, образовательная модель формирования культуры компетентного финансового поведения учащихся будет основываться на базовых тезисах системно-деятельностного подхода [12]:
− качественные изменения в социальной ситуации являются основой психического развития человека;
− формирование социальных новообразований (ценностей, знаний, умений) происходит в процессе осуществления определенной деятельности;
− деятельность представляет собой систему, включающую мотивы, цели, способы, относящиеся к субъекту деятельности, действия, совершаемые для изменения исходного материала и превращения его в конечный продукт;
− рефлексия способа умственного действия позволяет сформировать и развить это действие;
− обучение и воспитание в системе представляются как обязательные компоненты психического развития личности ребенка.
Применение этих положений к формированию финансовой грамотности учащихся 5-9 классов происходит в следующем ключе.
Образовательные цели педагог должен формулировать как социально значимые (конкретные познания об устройстве и деятельности финансовых организаций, ценностях взвешенного и ответственного поведения в области личных и семейных финансов, способах действий при решении практических финансовых проблем семьи или отдельного гражданина), которые будут способствовать приобретению учащимися определенных практических навыков и познаний в процессе осуществления организованной учебной деятельности [10].
Учащимся предлагаются проблемные ситуации, представляющие практическую значимость (к примеру, ставятся вопросы формирования семейного или личного бюджета, использования банковских карт, грамотного кредитования, которое позволит решить свои проблемы и не попасть в долговую яму др.), тем самым это способствует возникновению внутренней мотивации ребенка к обучению.
Сама обучающая деятельность выстраивается в форме, при которой учащиеся являются субъектами учебного процесса (такая деятельность может представлять собой формы проектной, исследовательской, практической деятельности). Дети самостоятельно (или с помощью педагога) осуществляют постановку целей собственной деятельности на уроках с элементами финансовой грамотности, либо в кругу личных финансов и сопоставляют полученные результаты с поставленными целями (именно этим они и будут заниматься при вступлении в самостоятельную жизнь, когда им предстоит самостоятельно решать финансовые задачи). В качестве исходного объекта деятельности обучаемого выступают его собственные финансовые знания и умения (или их отсутствие), а конечным продуктом будут освоенные способы деятельности в различных финансовых ситуациях. Следовательно, учебная деятельность обучающегося на занятиях по финансовой грамотности должна быть направлена на развитие собственной деятельности в различных жизненных ситуациях финансового характера.
Как средство преобразования исходного объекта (отсутствие финансовых знаний, умений и способов деятельности) предполагается деятельность по решению практических финансовых задач посредством решения ряда учебных задач. В процессе обучения педагогом организуется коллективная и индивидуальная рефлексия, которая будет служить средством перехода определенных знаний, ценностей, практических умений, способов деятельности в финансовой сфере из внешнего действия во внутреннюю позицию, убеждение и устойчивый навык. Только при формировании в сознании ребенка устойчивых образовательных элементов, можно вести речь об успешном перенесении этих действий на ситуации взаимодействия с финансовыми институтами, присутствующие в жизненной среде человека, с которыми сталкиваются все субъекты хозяйственной деятельности на протяжении всей жизни, в условиях современной экономики, в обстановке стремительно меняющихся технологий оказания и использования услуг потребительского финансового сектора [8].
Помимо системно-деятельностного подхода и модели обоснованного выбора, используются и другие подходы, которые позволяют сделать образовательный процесс более глубоким.
Весь спектр методологических подходов, используемых педагогами для формирования финансовой грамотности учащихся 5-9 классов, перечислен ниже [9]:
Компетентностный подход принимается за основу при определении сущности, структуры и содержательной области финансовой грамотности, ее места в совокупности компетенций учащихся общеобразовательных школ.
Применение личностно ориентированного подхода позволяет рассматривать личность, как субъект деятельности. Личность, формируясь в собственной деятельности и в общении с другими людьми, с одной стороны, с другой стороны сама определяет характер такой деятельности и общения. Использование личностно ориентированного подхода к формированию культуры финансовой грамотности определяет центральной фигурой обучения самого обучающегося, со всеми присущими ему мотивами, целями, неповторимым психологическим складом, т. е. учащегося как личность. Педагог, учитывая интересы обучающегося, уровень его знаний и умений, определяет учебную цель занятия и структурирует, направляет и исправляет, при необходимости, весь образовательный процесс в целях развития личности ребенка. Таким образом, цель любого урока при реализации личностно ориентированного подхода будет формироваться с позиции каждого конкретного обучаемого и всей группы в целом.
Контекстный подход строится на сближении учебного процесса с реальной жизнью и направляет обучаемого к использованию финансового контекста в качестве содержательной основы для применения знаний, умений и способов деятельности из других предметных областей [7].
При использовании практико-ориентированного подхода к формированию финансовой грамотности, учебный процесс строится в единстве эмоционально-образного и логического компонентов содержания; постижения новых финансовых знаний и вырабатывания практического опыта их применения при решении жизненно значимых задач и проблем; при эмоциональном и познавательном насыщении творческого поиска обучаемых. Использование такого подхода позволяет раскрывать взаимосвязи между финансовыми знаниями и проблемными ситуациями повседневной жизни людей.
Интегративный подход может быть реализован при организации процесса формирования финансовой грамотности, в случаях, когда предполагается взаимодействие образовательных учреждений, представителей бизнес-сообщества, общественных и некоммерческих организаций, профессионалов финансовых рынков, родителей, СМИ, а также при реализации разнообразных форм образовательного процесса.
Методологические принципы формирования финансовой грамотности
При построении образовательного процесса формирования финансовой грамотности, необходимо учитывать принципы методологии, которые можно условно объединить в три группы [11]:
Социально-педагогические принципы в обучении финансовой грамотности включают:
Природо- и культуросообразность. В рамках данного принципа должна быть обеспечена реализация идеи формирования природо- и культуросообразной личности. Обучение финансовой грамотности в данном ключе основывается на научном осмыслении естественных и социальных процессов; согласовывается со всеобщими законами развития природы и человека как ее неотрывной части; развивает у обучаемого чувство ответственности за собственные действия и поступки и, в дальнейшем, за природу, в целом. Принцип согласованности с природой (природосообразности) диктует необходимость ориентации содержания, методов и форм обучения финансовой грамотности, стиля взаимодействия педагога и обучающихся на формирование у детей установки на ценности безопасного и здорового образа жизни и навыки соблюдения их в своем поведении. Принцип согласованности с культурными ценностями (культуросообразности) обязывает педагога основывать обучение и воспитание на общечеловеческих ценностях культуры, на ценностях и нормах тех или иных национальных культур, их специфических особенностях и присущих традициях [2].
Гуманистическая направленность характеризуется последовательным отношением к обучаемым, как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития, стимулированием отношений субъект/субъект в образовательном пространстве финансовой грамотности. По мере реализации этого принципа, обучение финансовой грамотности будет создавать условия развития обучаемого, способствующие достижению баланса между приспособленностью к гражданскому обществу и индивидуализацией, присущей каждому человеку, в нем. Другими словами, с помощью учета данного принципа в финансовом образовании, можно свести к минимуму степень негативного влияния социализации.
Вариативность предполагает необходимость введения в образовательный процесс финансовой грамотности разнообразных видов и форм обучения; дифференциацию содержания, средств, технологий и методов обучения в зависимости от вида и типа образовательных организаций, половозрастных особенностей и возможностей учащихся, условий и традиций отечественного и международного опыта финансового образования.
Развитие конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру как основополагающий принцип, отражающий современные процессы «встраивания человека» в отношения с окружающей социально-природной средой. Этот принцип в обучении финансовой грамотности означает, что:
— необходимо создать условия для мобильности как различного рода перемещений личности или социальной группы;
— важно разнообразить способы и сферы действий (большое количество общественных связей и взаимодействий, как правило, способно обеспечить большую активность личности);
— научить сознавать последствия осуществляемых действий, особенно если они приобретают свойство общественно значимого поступка;
— научить использованию опыта, привлечению сил других субъектов;
— стимулировать творческий потенциал субъекта, его установку на инновационный поиск и саморазвитие.
Психолого-педагогические принципы [5] включают:
Созидательную деятельность, ориентирующую на пробуждение скрытых созидательных мотивов личности, связанных с деятельностью, согласованной с природной и культурной средой, направленной на поиск новых идей, на развитие оригинальных положений, инициативности, фантазии учащихся. Такая деятельность, главным образом, стимулирует интересные нововведения и позволяет реализовать такие качества, как высокая мобильность, творческий подход, активность, деятельность и т. д.).
Диалогичность и толерантность взаимодействия воссоздает тему глубокого внутреннего диалога личности как «всеохватывающего» способа вступления человека в культуру, в основу которого заложены объединение и «сопоставление» субъектов диалога как «творческого взаимосозидания». Условие такого диалога предполагает наличие феномена толерантности как универсального механизма формирования культуры взаимоотношений. В связи с наличием диалога «прошлого и настоящего» становятся актуальными вопросы персонализации содержания обучения финансовой грамотности. Данный принцип обращён на вырабатывание коммуникативных свойств, умение вести диалог, умение принимать особенности и несходство личностей и понимать оппонентов [1].
Преемственность позволяет осмысливать теоретические основы проектирования образовательных программ по финансовой грамотности, осуществлять постановку целей, задач и формировать содержание, обеспечивающее преемственность образования учащихся на разных возрастных этапах.
Проблемно-ситуативное познание (контекстное обучение) подразумевает реализацию идеи активности, ситуативности учебного процесса по финансовой грамотности. Данный принцип используется в технологической части методической системы финансового образования.
Учет этого принципа позволяет:
− активизировать познавательную деятельность, формировать способы умственной деятельности;
− наиболее полно включать обучаемых в практико-ориентированную деятельность;
− создавать условия обучения умениям применять знания посредством ориентации на модельные способы усвоения учебного материала.
Ярче всего этот принцип проявляется при проведении деловых и ролевых финансовых игр, использования метода «мозгового штурма», анализе конкретных ситуаций.
Эмпатия как принцип, способствует «втягивание» обучаемого в культурообразующее пространство образовательной сферы. Эмпатия становится основой формирования духовно-нравственного отношения ребенка к объектам социальной и природной среды.
Элективность направлена на способность определиться с выбором в различных ситуациях: от поступков, характера поведения, до предпочтения путей самоидентификации в реальной жизни.
Организационно-педагогические принципы [9] включают в свой состав:
Принцип адаптивности, являющийся ведущим принципом управления. Условия демократизации и децентрализации делают упор на так называемые «мягкие» методы управления образовательным процессом посредством создания условий и мотивации.
Сочетание традиционных и инновационных направлений образовательной деятельности. Важно поддерживать разумный баланс традиционных и инновационных составляющих в системе обучения финансовой грамотности и не допускать необоснованных экспериментов.
Адекватность кадрового обеспечения. Ключевой вопрос в развитии успешного финансового образования – кадры, поскольку сложившаяся практика педагогического образования не сориентирована на непосредственную подготовку педагогов по финансовой грамотности. В этих условиях необходим внимательный отбор и многоуровневая система повышения квалификации специалистов, привлекаемых к решению задач финансового образования учащихся.
Интегративность образовательных программ по финансовой грамотности предполагающее не механическое суммирование всех возможных направлений обучения, а вычленение и первоочередное формирование узловых направлений, которые являются едиными для всех субъектов финансового образования. Необходимо при этом помнить, что нельзя ждать грамотного подхода к использованию финансового инструментария различных секторов рынка от населения при отсутствии повышения уровня общей финансовой грамотности подрастающего поколения.
Принцип социально-педагогического партнерства ориентирует учащихся и педагога на равноправное взаимодействие, поиск согласия, достижение взаимопонимания, и иную деятельность по оптимизации отношений в рамках образовательного процесса.
Он предполагает использование позиций:
— взаимовыгодности и взаимодополняемости;
— открытости участников образовательного процесса по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство;
— согласования интересов на основе компромиссов;
— взаимной ответственности и обязанности выполнения субъектами образовательного процесса достигнутых договоренностей;
— взаимопомощи субъектов образовательного процесса.
Активное использование обратной связи, оценки и мониторинга эффективности как обязательное условие эффективности реализации программ обучения финансовой грамотности учащихся.
Содержание образования по финансовой грамотности
Специфика содержания образования предметной области «Финансовая грамотность» формируется в рамках современных тенденций развития финансового просвещения, поскольку не имеет большой истории и не имеет ограничений установленных стандартов и примерных программ [3].
Содержание образования в рамках формирования культуры финансовой грамотности включает знаниевый и деятельностный компоненты. Специфическая особенность содержания финансовой грамотности заключается в том, что знаниевый компонент диктуется деятельностным компонентом. В свою очередь, деятельностный компонент выводится, исходя из практики взаимодействия гражданина с финансовыми организациями, а также из тех вопросов и проблемных ситуаций, которые ставятся перед семьей ребенка в реальной финансово-экономической ситуации и условиях жизни. Поэтому основными дидактическими единицами образовательных курсов, связанных с формированием финансовой грамотности учеников 5-9 классов, являются понятия и знания, ценностные установки, умения и компетенции. Определим, что именно будем понимать под этими дидактическими компонентами в наших лекциях, поскольку трактовок, зависящих от предмета исследования, у данных понятий множество [10].
Под понятиембудем подразумевать знание об определенном объекте, явлении или процессе,определяющее сущность этого объекта (явления или процесса) и выделяющее его из всех других.
Подумениемпонимаем владение способами осуществления конкретнойдеятельности в поставленных (конкретных) условиях.
Компетенциюопределим как универсальное умение, осуществляемое в различныхжизненных ситуациях, при определенных обстоятельствах, предполагающее активное использование мышления. Компетенция определяет возможность перенесения определенных способов деятельности на иной класс задач.
Исходя из этого, содержание образования по финансовой грамотности можно выразить, в общем ключе, как формулировку и обоснование базовых понятий финансовой грамотности (деньги, семейное благосостояние, семейный бюджет, финансовое планирование, финансовая организация, страхование, пенсионное обеспечение, особые жизненные ситуации, социальные пособия, налоги, финансовые риски и т.п.), и формирование базовых компетенций, важнейшей из которых является умение принимать оптимальные решения при анализе финансовых задач на практике на базе поиска, оценки альтернативных решений и исходя из собственных критериев выбора.
Обобщенные базовые понятия включают в себя ряд понятий, детализирующих основные категории. К примеру, понятие «семейный бюджет» включает такие категории, как доходы и расходы семейного бюджета, статьи доходов и расходов, резервная часть семейного бюджета, инвестиции семьи и т. д.
Также компетенции могут быть дифференцированы, в зависимости от решаемых задач, либо от составляющих базовой компетенции [2]. Например, компетенция, заключающаяся в умении принимать финансовые решения, может включать следующие компетенции как составляющие базовой: постановка финансовой цели, определение возможных действий, сбор информации для принятия финансового решения, анализ полученных данных и решение о принятии решения, оценка результатов финансового решения. По видам решаемых задач такая компетенция будет подразделяться на принятие решений в области инвестирования, принятие решения в сфере сбережения, принятие решений в сфере управления финансовыми рисками и т.п.
Таблица 1. – Пример. Содержание образования по теме «Налоги и их роль в жизни семьи», УМК для учащихся 8–9 классов
Понятия и знаниевые категории
Понимание
Умения
Компетенции
понимать что такое «налог» и для чего он вводится
уметь выделить налоги из других видов платежей
виды налогов, уплачиваемые домохозяйством
понимать, что домохозяйства платят несколько видов налогов, от чего зависит количество налогов
классифицировать налоги семьи
сравнивать различные виды налогов
порядок уплаты налогов
понимать, от чего зависят суммы налогов и каким образом на практике происходит уплата налогов
определить, какие налоги в данный момент уплачивает семья
рассчитать простейшие налоги
понимать сущность налоговых льгот
определить, что такое налоговая льгота, какие льготы имеет семья в части налогообложения
рассчитать простейшие налоговые льготы
Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности
Организация образовательной деятельности должна соответствовать содержанию образования и его основным особенностям. В обучении финансовой грамотности сформировать компетенцию в сфере принятия решений в проблемных ситуациях финансового характера невозможно на занятиях, проводимых в форме традиционной лекции или рассказа педагога, поскольку главный принцип финансового образования, как мы уже отмечали, заключается в осуществлении практической деятельности, которая по существу и является осваиваемым способом деятельности с обязательной рефлексией результатов учебного процесса, осуществляемой на занятии.
Исходя из этого, определим структуру занятий, которая позволит передать материал наиболее эффективно и последовательно [12].
Сначала для личного пользования обозначаем цель проводимого занятия и задачи, которые необходимо решить в ходе урока. Затем намечаем характеристики занятия, для этой цели можно использовать сводную таблицу, которая представлена ниже (таблица 2)
Форма проводимого занятия
Знания и основные понятия
Знания и основные понятия
Знания и основные понятия
В ходе урока педагог, прежде всего, как мы уже отметили, использует системно-деятельностный подход, поэтому обсуждение базовых понятий начинается с приведения практической ситуации проблемного характера, характеризующей эти понятия. Педагог дает представление о практической финансовой задаче и формулирует проблему как результат противоречий между желаемым и реальным финансовым результатом (а, чаще всего, отсутствием результата). Поскольку практика применения финансовой грамотности имеет непосредственное отношение к жизненным ситуациям, с которыми постоянно напрямую или косвенно сталкивается ребенок, такой прием сразу же дает учащимся ощущение важности получаемых практических знаний и навыков и пробуждает интерес к ним. Ситуации обсуждаются с обучаемыми. Здесь необходимо учитывать возрастные ограничения обучаемых и предлагать задачи, адекватные их возрастным особенностям и правовому статусу. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, могут давать правильные и неправильные варианты ответов.
На третьем этапе необходимо сформировать план решения учебной задачи и непосредственно осуществить ее решение. Как мы понимаем, важнейшим умением в сфере финансов, позволяющим решать разного рода задачи, является планирование собственной деятельности. В образовательной сфере формирования культуры финансовой грамотности планирование является основным элементом. В ходе занятий планированию необходимо уделять часть рабочего времени [3]. Важно, чтобы учащиеся понимали, как осуществляется планирование финансовых задач и что для этого необходимо несколько углубиться в теоретические аспекты финансовой грамотности; усвоили, как структурирована и функционирует та или иная финансовая система или организация. Необходимо показать обучающимся способы находить и оценивать варианты решения практических задач и только на этой основе принимать окончательные решения. В этом ключе решение учебной задачи означает работу в теоретическом аспекте проблемы и практическую отработку предметных умений. Например, освоение понятий «бюджет», «семейный бюджет», «расходы семейного бюджета» «доходы семейного бюджета», «финансовый резерв», «инвестиции семьи», освоение умения находить информацию о составлении бюджета в различные рода источниках, освоение умений рассчитывать доходную и расходную часть бюджета семьи, рассчитывать размер «финансовой подушки» и возможных сбережений. Учитель самостоятельно определяет, какие формы наиболее эффективны для решения определенных учебных задач: практикум, семинар, лекция-беседа и др.
Собственно, рефлексия – это четвертый этап занятия. В случае, когда способ деятельности не отрефлексирован, он интериоризируется не целенаправленно или может быть не присвоен вовсе. В сфере обучения финансовой грамотности присвоение способа деятельности происходит в случае, если действие не только выполнено единожды и натренировано в дальнейшем, но, одновременно, то, как технологически оно выполняется, четко зафиксировано в сознании обучаемого. Поэтому за решением практической задачи всегда должна следовать рефлексия способа ее решения и демонстрация возможности перенесения этого способа действий на решение подобных задач данного класса, а также на ряд задач другого класса [10].
Приведем пример. В случае, если в задачи занятия входило освоение способа выбора банка и конкретного вклада в определенных жизненных условиях (заданных практической задачей), то схематически этот способ может быть перенесен на выбор банка и конкретного потребительского кредита (задача такого же класса) или на выбор финансовых инструментов при решении задачи формирования портфеля сбережений семьи (задача более широко класса и требует большего количества знаний и предметных умений).
За коллективной рефлексией педагог может организовать индивидуальную рефлексию (если есть возможность задавать домашние задания).
Далее следует обсуждение домашнего задания, – какие понятия даются для усвоения, каким образом подготовиться к дискуссии по теме занятия, какие вопросы необходимо обсудить с родителями.
Если время позволяет, можно организовать дискуссию и обсудить один из проблемных вопросов, которые возникают при изучении темы.
Представленная структура занятий имеет обобщённый вид и может быть использована при организации образовательной деятельности в части финансовой грамотности, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Ее можно применять относительно решения очень мелких, даже частных задач, задач на один-два урока (занятия), и даже на решение большой задачи на целый модуль.
Формы организации образовательного процесса
В рамках образовательного процесса формирования финансовой грамотности учащихся 5-9 классов, с учетом вышеобозначенных принципов, может осуществляться в контекстной, предметной, внеурочной или проектной формах.
В идеале, конечно, финансовая грамотность может быть выделена в качестве отдельного предмета или элективного курса. Но в настоящий момент большинство школ не используют такую форму обучения при формировании финансовой культуры учащихся.
Поэтому основной формой преподавания финансовой грамотности в школе является контекстная [8].
В контекстной форме предполагается введение разделов финансовой грамотности в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин.
По идее контекстного обучения в учебном процессе должны быть объединены теория и практика, т.е. интегрируется обучение, наука и практическое применение знаний. Любой теоретический вопрос необходимо изучать именно в связи с практическим применением.
В школе реализация контекстной формы возможна, если непосредственно в программу любой учебной дисциплины включать такой теоретический материал, который максимально приближен к практическим запросам финансовой грамотности. Но для этого необходимо первоначально, при составлении программ исходить из практики, от того, с какими законами финансовой грамотности учащиеся сталкиваются при изучении дисциплин основного цикла, с какими финансовыми явлениями и процессами они сталкиваются в жизненной сфере. В результате у обучающихся появляется практическая потребность в теоретических знаниях по основной дисциплине. Также здесь важно помнить о необходимости межпредметных и междисциплинарных преемственных связей, без которых контекстное обучение теряет смысл [10].
Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин среднего звена школы может осуществляться через организацию проектной деятельности. Сюжетами для формирования финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и др.
Помимо урочных форм, существуют внеурочные формы организации финансового обучения [3].
Так, занятия в предметных кружках позволяют углубить и расширить знания в области финансов, развить познавательный интерес к финансовым процессам и способности учащихся. Здесь важно помнить, что право выбора кружка принадлежит учащимся, но состав группы должен не меняться в течение всего периода освоения темы.
Учебные экскурсии также являются внеурочной формой учебного занятия, проводимого вне учебного заведения: на производство, в банки и другие финансовые организации и т.д.
Встречи и общение с представителями финансовой сферы также может использоваться как форма внеурочной работы с учащимися по формированию культуры финансовой грамотности.
Домашняя учебная работа учащихся, в направлениях формирования навыков самостоятельной работы, закрепления знаний и способов учебно-познавательной деятельности. Например, детям могут быть даны задания исследовать вопросы формирования бюджета своей семьи, заполнить таблицу по группам доходов и расходов своей семьи и т.п.
По финансовой грамотности в рамках внеурочных форм работы могут также быть проведены различные викторины, брейн-ринги и т.п.
Особенности оценки образовательных достижений обучающихся
Специфика оценки образовательных результатов по финансовой грамотности обучаемых заключается в том, что реализация формирования культуры финансовой грамотности встроена в систему обязательной части общего образования. Но направленность данного раздела экономической науки на решение практических задач и приобретение жизненно важных компетенций, диктует важность оценки полученных знаний и умений скорее в форме презентации учебных достижений обучающихся, чем в форме контроля в традиционном понимании. Потому формы контроля, по большей части, должны быть использованы активные и даже интерактивные [8].
Например, в качестве формы презентации учебных достижений можно выбрать «конференцию», в ходе которой будет проводиться презентация мини-исследований по тематике финансовой грамотности, практических проектов. Другой формой такой презентации может стать «круглый стол», на котором дети могут потренироваться в выработке способов решения общих финансовых проблем. Также одной из самых иллюстративных форм проверки, которая показывает на практике, кто и что умеет, является имитационно-ролевые игры, в процессе которых отрабатываются и презентуются учебные достижения (можно четко проследить, кто добивается игровых целей, а кому еще многому нужно учиться).
При проведении оценочных занятий необходимо задать четкие критерии оценки учебных достижений обучающихся и соответствующие ей инструменты, в зависимости от объекта этой оценки.
Оценка образовательных достижений на занятиях по финансовой грамотности должна осуществляться в трех формах: текущая оценка, промежуточная и итоговая. Текущая оценка должна включать оценку предметных и, по возможности, метапредметных умений (некоторых их элементов). Текущая оценка осуществляется на каждом занятии или группе занятий, посвященных одной тематике. Промежуточная оценка должна осуществляться в конце изучения модуля или раздела и должна иметь активную или интерактивную форму. Итоговый контроль должен выполнять и функцию мониторинга учебных достижений, поэтому должен заключать в себе небольшой элемент традиционной письменной работы, включающей как знаниевый, так и деятельностный компоненты, а также обобщающую интерактивную форму. Лучше всего подходит деловая или имитационно-ролевая игра, а также формат конференции с наличием взаимной оценки презентуемых достижений [10].
Важно, чтобы оценка образовательных достижений на занятиях по финансовой грамотности носила интересный живой характер и приучала учащихся фиксировать свои незнания (или неумения) в вопросах финансовой грамотности, и служила способом личного роста, то есть способствовала дальнейшему обучению.
Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности
Как бы хорошо ни была выстроена концепция обучения, если для этого нет определенных организационных и технических условий, то все обучение может быть сведено на «нет». И в этом ключе обучение финансовой грамотности имеет определенную специфику. Поскольку в ходе обучения постоянно привлекаются актуальные данные по финансам (ставки банковского процента, ставки налогов, норма инфляции и др.), то существует объективная необходимость использования интернета, что подразумевает наличие компьютера (хотя бы у учителя) с выходом в интернет и проектора. Если есть возможность использовать ПК каждым или группой обучающихся, то это может в большей степени усилить эффективность обучения. В крайнем случае, у обучающихся должна быть возможность иметь доступ в интернет за пределами занятий (дома, в школе) [7].
Для эффективной организации обучения финансовой грамотности желательно подобрать наиболее подходящие учебно-методические комплекты, которые разработаны как целостный логически выстроенный методический комплекс. Важно, чтобы материалы были у каждого обучающегося, и он мог ими пользоваться не только на занятиях, но и дома. Очень облегчит работу педагога наличие в УМК рабочих тетрадей, которые в значительной степени позволят технологизировать образовательную деятельность.
Достаточно важным элементом организационного характера является расстановка школьных парт на занятиях. Расстановка «затылок в затылок» приемлема только для проведения лекции-беседы, но для всех интерактивных форм совершенно не подходит. При проведении занятий необходимо либо менять расстановку школьных парт, либо проводить занятия в помещениях с возможностью быстро менять рассадку обучающихся [4].
Таким образом, мы определили базовые элементы образовательной модели формирования культуры грамотного финансового поведения обучающихся, на основе которой образовательная организация или педагог может выстраивать собственную систему формирования финансовой грамотности обучающихся, усиливая определенные параметры или дополняя их.