Принцип даннинга крюгера что
Эффект Даннинга-Крюгера. Почему невежды считают себя экспертами
«Дурак думает, что он мудр, но мудрец знает, что он дурак», — писал Шекспир в пьесе «Как вам это понравится». И знаете, эта строка прекрасно заключает в себе дух эффекта Даннинга-Крюгера.
Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивный уклон, впервые подчеркнутый Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером в исследовании 1999 года «Неквалифицированный и не подозревающий об этом»: как трудности с распознаванием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам». Он представляет собой предвзятость в оценке наших собственных способностей, которая проистекает из нашей ограниченной перспективы. Когда у нас плохое или несуществующее понимание какой либо темы, мы буквально слишком мало знаем о ней, чтобы понять, насколько мало мы знаем.
Когда полиция пришла к нему домой, мистер Уилер был явно удивлен и смущен.
«Но я носил сок», — оправдывался он, прежде чем офицеры вывели его.
В какой-то момент своей жизни мистер Уилер узнал, что лимонный сок можно использовать как «невидимые чернила». Запишите что-нибудь на листе бумаги, используя лимонный сок, и вы ничего не увидите пока не нагреете его. Поэтому, он намазал лицо этим соком и пошел грабить банк, уверенный, что камеры не смогут раскрыть его личность, пока он не приблизится к каким-либо источникам тепла.
Однако стоит отметить, что мистер Уилер не был настолько наивен и не полагался на слепую веру. Он действительно проверил свою теорию, сделав селфи с помощью камеры Polaroid (во всех нас есть начинающий ученый). По какой-то причине, возможно, фотобумага была повреждена (мы точно не знаем почему), но камера вернула чистое изображение.
Как бы там ни было, но новость об этом случае облетела весь мир, все смеялись, а мистера Уилера отвезли в тюрьму. Однако полиция пришла к выводу, что он не сумасшедший и не принимал наркотики, он действительно верил, что его план сработает. Во время своего общения с полицией он не мог поверить, что невежество подвело его.
В то время Дэвид Даннинг работал психологом в Корнелльском университете, и странная история привлекла его внимание. Заручившись поддержкой Джастина Крюгера, одного из его аспирантов, он решил понять, как мистер Уилер мог быть настолько уверен в плане, который был явно глупым. Теория, которую они разработали, заключается в том, что почти все мы считаем, что наши способности в определенных областях выше среднего, и что большинство людей оценивают наши навыки гораздо лучше, чем они есть на самом деле. Это «иллюзия уверенности», которая лежит в основе эффекта Даннинга-Крюгера.
Мы все невежественны
Иногда мы не можем осознать свою некомпетентность. Это случается, когда «навыки, которые нам необходимы для получения правильного ответа, — это именно те навыки, которые нам необходимы, чтобы распознать, что такое правильный ответ». — пишет Даннинг в «Самооценка: препятствия и обходные пути к познанию себя».
В своем первом исследовании, которое они провели в 1999 году, ученые задали студентам в Корнелле ряд вопросов о грамматике, логике и юморе (вопросы использовались для оценки реальных навыков учащихся), а затем попросили каждого оценить общий балл, который они получат, и как это соотносится с баллами других участников.
Исследователи обнаружили, что ученики с самым низким рейтингом последовательно и существенно переоценивают свои способности. Студенты в нижнем квартиле (самые низкие 25% по баллам) считали, что они в среднем превосходили две трети других студентов (то есть, что они занимали верхние 33% по баллам).
Это не характерно только для технических навыков, оно в равной степени проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Мы тем же самым образом склонны оценивать нашу собственную относительную популярность в обществе.
Недооценка собственной компетентности
В своем первом исследовании Даннинг и Крюгер также обнаружили, что учащиеся, набравшие высший квартиль (25%), обычно недооценивают свою собственную компетентность. И хотя они гораздо лучше понимают, где они находятся, им кажется, что если задача ясна и проста для них, она должна быть таковой и для всех остальных.
То есть, если мы возмем по человеку из этих двух групп (из попавших в низшие и высшие 25%), то увидим, что они оба участвуют в «иллюзии уверенности» — с одной стороны, эта уверенность в себе, с другой, уверенность во всех остальных.
Хотя все мы, похоже, одинаково склонны вводить себя в заблуждение, но есть еще один интересный ньюанс между теми, кто имеет уверенность относительно себя и теми, кто испытывает уверенность во всех остальных.
В ходе своих исследований Даннинг и Крюгер обнаружили, что хорошие ученики лучше прогнозируют свою успеваемость на будущих экзаменах, если им дать точную обратную связь о баллах, полученных ими в настоящее время, и их относительном рейтинге в классе. Учащиеся с самыми низкими показателями не изменили свои прогнозы даже после получения четкой и неоднократной обратной связи о том, что у них плохие показатели. Они просто настаивали на том, что их предположения верны.
Эффект Даннинг-Крюгера не провал с нашей стороны, это просто продукт нашего субъективного понимания мира. Во всяком случае, это служит предостережением против предположения, что мы всегда правы, и подчеркивает важность непредвзятости и критического взгляда на свои способности.
Что открыли психологи совсем недавно и о чем знал апостол Павел? Эффект Даннинга-Крюгера
«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать», — эти слова апостола Павла содержатся в Первом послании к Коринфянам. И кто бы мог тогда подозревать, что они отражают суть одного из психологических явлений, открытие которого произошло на пороге XXI века? В них сформулирован эффект Даннинга-Крюгера, названный именами учёных, подтвердивших его существование. Что же он собой представляет?
Суть эффекта
Гипотезу о существовании данного эффекта в 1999 году выдвинули американские социальные психологи Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг. Для её научного подтверждения они провели несколько исследований среди студентов.
Определение
Что такое эффект Даннинга-Крюгера? Вот какое определение этому понятию даётся в психологии: метакогнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем квалификации допускают профессиональные ошибки, при этом совершенно не осознавая их. Как следствие — завышенные представления о собственной значимости и способностях.
Если объяснять эффект Даннинга-Крюгера простыми словами, это ложная уверенность в собственном профессионализме. Таких людей называют по-разному: дилетанты, ламеры и пр.
Есть в психологии и противоположный эффекту Даннинга-Крюгера аспект отношения к результатам своей профессиональной деятельности. Когда высококвалифицированный мастер, знаток своего дела, настоящий талант преуменьшает свою значимость, не уверен в собственных решениях и слишком скромно оценивает свои способности.
Наглядный пример
Какова суть эффекта Даннинга-Крюгера? Есть люди, которые в силу своих природных данных (невысокий уровень IQ), пробелов в знаниях, плохого образования обладают недостаточной квалификацией, чтобы досконально разбираться в нюансах своей профессии на практике. Они гордятся, что у них есть диплом о высшем образовании или прохождении каких-нибудь престижных курсов. Хвалятся своими достижениями (которым исполнилось уже почти 20 лет). Им кажется, что никто не может сравниться с ними в выполнении тех или иных профессиональных задач.
На фоне всего этого в ответственный момент принятия решения такие люди совершают ошибку. В зависимости от специфики профессии это может быть что угодно: неверные расчёты, опечатка в документе, неправильный диагноз, выбор не того делового партнёра, увольнение хорошего работника, несправедливое назначение на должность и пр. Но при этом сохраняется уверены в том, что всё сделано так, как надо.
Подводные камни
Однако психологи обращают внимание на то, что существует ещё и неочевидная сторона эффекта Даннинга-Крюгера. Многие воспринимают его слишком однобоко и уверены в том, что он присущ лишь глупым людям, не разбирающимся в том или ином деле. На практике он нередко обнаруживается даже у самых умных.
Например, человек — гениальный инженер с хорошим образованием, состоявшийся в своей профессии. При этом адекватно оценивает свои способности на данном поприще: постоянно всё перепроверяет, советуется с другими, совершенствуется. Но параллельно с этим ещё и с детства играет в шахматы. Родители с детства внушили, что он чуть ли не гроссмейстер мирового уровня. Пара побед в школьных соревнованиях — и он уже чувствует себя в этом настоящим профессионалом. На самом же деле он далеко не так хорош в гамбитах, капканах и миттельшпилях. Проигрывая раз за разом, он будет списывать это на стечение обстоятельств, но никогда не признается в собственных ошибках.
Таким образом, один и тот же человек на одном поприще может проявлять себя как носитель эффекта Даннинга-Крюгера, а на другом будет совершенно адекватным профессионалом. Это нужно иметь в виду тем, кто пытается разобраться в особенностях этого психологического явления.
Свойства
Какие свойства личности и поведение характерны для тех, кто является носителем эффекта Даннинга-Крюгера:
Так как данное понятие относительно новое в психологии, учёные ещё только проводят исследования, определяя черты характера и типичное поведение людей, которым свойственен эффект Даннинга-Крюгера. Так что в ближайшее время этот список, скорее всего, будет пополнен.
График
В психологии есть график эффекта Даннинга-Крюгера. Вертикальная ось показывает степень уверенности (от низкой — к высокой). Горизонтальная — уровень профессионализма (новичок, мудрец и гуру). Согласно ему, данное психологическое явление наблюдается преимущественно в начале карьерного пути, когда человек полон надежд и самоуверенности. И лишь потом, на пути превращения из чайника в специалиста высокого уровня, он избавляется от этого ярма. На графике обозначены следующие вехи.
Пик глупости
Новичок обладает низким уровнем квалификации и небольшим запасом знаний, но при этом очень самоуверен. Искренне верит в то, что его умения и компетентность способны заткнуть любого за пояс и в конечном итоге спасти мир. Видит себя нобелевским лауреатом и новоявленным Стивом Джобсом. Никого не слушает, так как уверен, что никто из коллег не способен достичь его уровня. Совершает ряд тотальных ошибок, которых просто-напросто не видит и не осознаёт. Они приводят его на пик глупости.
Оттуда только 2 пути. Первый — остаться на нём пожизненно, рука об руку со своим эффектом Даннинга-Крюгера. Такие люди постоянно меняют места работ и в своих неудачах винят судьбу и руководство, которое их недооценивает. Второй — заняться саморазвитием, чтобы расти дальше в профессиональном плане. Это помогает осознать реальность. Человек наконец освобождается от чрезмерной самоуверенности и падает в долину отчаяния.
Яма страданий
В этой точке графика человек изъедает себя сожалениями о том времени, когда он из-за излишней самоуверенности совершал слишком много ошибок на профессиональном поприще. Стыд формирует неуверенность в себе и своих профессиональных качествах. Каждый в зависимости от собственной силы духа по-своему переживает данный этап.
Кто-то остаётся там очень долго, не предпринимая никаких активных действий и постоянно сомневаясь в каждом своём шаге. Другим помогает поддержка близкого человека, доверие начальника…
Из ямы страданий они постепенно выкарабкиваются на склон просветления.
Склон просветления
Те, кто уже побывал в яме страданий, берут себя в руки и, несмотря на свой комплекс неполноценности, начинают саморазвиваться, заканчивают курсы, набираются опыта у старших, через силу берут трудные задания и выполняют их с учётом и разбором ошибок. Они понимают, что только учение позволит им добиться хоть каких-то высот.
Склон просветления — один из основных шагов на пути к эксперту. Самооценка постепенно повышается, но уже гораздо более адекватна, чем у новичка. Приобретаются знания и опыт. Ошибок становится всё меньше. Каждая из них всё ещё болезненно ранит, но при этом признаётся, анализируется и исправляется.
Плато стабильности
Профессионализм доводится практически до автоматизма. Все курсы, какие только есть, закончены. Все высоты покорены. Стажа и опыта предостаточно. И ошибки на данном этапе практически исключены. Начальство уважает и предлагает высокие должности. Достойная зарплата, признание коллег, победы в профессиональных конкурсах, ответственные проекты — всё это и даёт название данной точке на графике, но…
Именно здесь наблюдается эффект, противоположный эффекту Даннинга-Крюгера. Человек начинает понимать, как многого он ещё не знает. Это рождает в нём внутренние противоречия и сомнения. Он не думает о себе как о гении. Напротив — считает, что ему ещё расти и расти.
Причины
Почему люди становятся жертвами эффекта Даннинга-Крюгера? По следующим причинам:
Иногда причиной становится элементарное отсутствие опыта, которое наглядно демонстрирует график эффекта Даннинга-Крюгера. Сразу по окончании вуза большинство студентов переоценивают себя в плане профессионализма. Им кажется, что они уже достаточно подкованы для того, чтобы с ходу занять кресло в каком-нибудь деловом кабинете и оттуда командовать людьми. Как правило, такое мировоззрение быстро разлетается в пух и прах после нескольких провалов и увольнений. В которых, конечно, виноваты все кругом, только не сам новичок.
Диагностика
Так как эффект Даннинга-Крюгера — относительно новое понятие в психологии, полноценные тесты в виде опросников для его выявления ещё находятся в разработке. Однако есть одно графическое испытание, которое используется с данной целью. Оно простейшее, но в то же время достаточно эффективное.
Чтобы пройти тест на эффект Даннинга-Крюгера, понадобится лист бумаги и карандаш.
Интерпретация результатов теста:
Данный тест часто используют НR-менеджеры и руководители компаний при приёме кандидатов на работу. Он помогает им распознать новичков-дилетантов (у которых обнаруживается эффект Даннинга-Крюгера) от настоящих профессионалов.
Есть детская интерпретация данного теста, которая позволяет своевременно выявить у ребёнка чрезмерное мнение о своих способностях в какой-либо области знаний. Школьникам предлагают закрасить квадрат карандашом ровно на столько, на сколько они оценивают собственный талант и успешность.
Что делать?
Эффект Даннинга-Крюгера мешает жить не только самому его носителю, но и тем, кому приходится сталкиваться с ним на профессиональном поприще. Как же бороться.
Что делать носителю:
Что делать тем, кто столкнулись с ярким представителем данного психологического явления:
Если никто не будет предпринимать никаких мер по борьбе с данным явлением, люди с эффектом Даннинга-Крюгера могут провести на пике глупости (см. график) большую часть своей жизни. Это грозит отсутствием всякого карьерного роста и консервацией тех знаний и умений, которые были изначально. Отсутствие самосовершенствования ведёт к снижению уровня IQ.
Примеры
Чтобы окончательно понять, что такое эффект Даннинга-Крюгера, приведём реальные примеры из практики психологов.
Американец, в 1995 году совершил необычное преступление. Прямо в разгар рабочего дня, без маски, он ограбил два банка в Питтсбурге. По камерам наблюдения грабителя быстро вычислили. Во время допроса он был в полном недоумении, ведь он… намазал лицо лимонным соком! Оказывается, Уиллер где-то вычитал, что это идеальные невидимые чернила. Он даже провёл эксперимент: нанёс жидкость на лицо и сфотографировался. Волей коварного случая плёнка засветилась, и на снимке Уиллер не увидел своего лица. Тогда-то он и приступил к активным действиям, будучи уверенным, что останется безнаказанным.
Одна из самых ярких жертв эффекта Даннинга-Крюгера. Да, это был отличный полководец, но не идеальный. У него было высокое самомнение плюс постоянные победы в прошлом. Всё это помешало правильно оценить такого сильного противника, как Россия. Результат — поражение в войне и полный разгром войск, причём Наполеон так и не признался, что был виноват в этом, списывая всё на случайность.
Несмотря на то, что эффект Даннинга-Крюгера — недавнее открытие в психологии, люди знали о нём уже давно. Достаточно вспомнить высказывания таких знаменитых людей, как Чарлз Роберт Дарвин (английский натуралист) и Бертран Артур Уильям Рассел (британский философ, математик, логик, общественный деятель). Первый сказал: «Уверенность порождается обычно невежеством, а не знанием». А вот высказывание второго: «Те, кто самоуверенны, — глупы; а те, кто способны воображать и понимать, — нерешительны». Основываясь именно на этих мыслях, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг предположили гипотезу о существовании данного психологического явления.
Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость
Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это довольно свежее понятие — сам феномен в такой форме был описан современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером только в 1999 году, которое уже набрало большую популярность в кругах образованных людей.
Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — художественная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии
Ирония популярности эффекта Даннинга-Крюгера, описывающего когнитивное искажение (bias) в том, что его упоминание само по себе выражает куда более старое когнитивное искажение — склонность людей, обладающих выраженной компетентностью в какой-либо области, к интеллектуальной сегрегации — делению людей на две категории: умных и глупых (себя, разумеется, относя к первой). Основанием для распределения других по корзинкам дураков и умников они считают собственную компетентность — и активно прибегают к упоминанию «эффекта Даннинга-Крюгера», чтобы записать кого-то в невежи, не замечая, что сами при этом, используя его таким образом, демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.
Чего не знают даже сами Даннинг и Крюгер — что их эффект вовсе не эффект, характеризующий каких-то отдельных людей (aka глупцов), а общий принцип определения границ человеческой компетентности. Иными словами, суждения каждого человека без исключения подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в той или иной мере в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своей компетентности. Даже у самых образованных людей большая часть сторон их жизни находится за пределами круга их экспертизы. И тяжелее всего подвержены эффекту Даннинга-Крюгера люди, которые считают, что этот эффект их не касается, и используют его для выделения себя в отдельную от «дураков» интеллектуальную касту.
Даннинг и Крюгер недооценили важность своего открытия. Слово эффект подразумевает некое действие или реакцию. То, что описывает «эффект Даннинга-Крюгера» — это объёмный принцип разграничения пределов познания. А уже в рамках этого принципа возникают разные эффекты.
«Эффект» означает, что это изолированное явление, встречающееся у тех или иных людей в отношении тех или иных сфер знания и опыта. Тогда как Даннинг и Крюгер описали универсальный принцип определения пределов компетентности во всех сферах знания и опыта, с которыми человек осознанно взаимодействует. В нынешней трактовке, этим эффектом называется само по себе заблуждение человека об уровне собственной компетентности. Это — не эффект, это тоже констатация положения.
На самом деле, деление людей на умных и дураков само по себе — одно из самых старых и недооцениваемых когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть ресурсы и уровень образования для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — точнее, почему все люди дураки в той или иной степени, и люди, которые считают себя умнее других — сами себя оставляют в дураках, потому что не видят собственного предрассудка, демонстрируя эффект Даннинга-Крюгера в представлении о пределах собственной компетентности:
Зона не осознаваемой некомпетентности.
То, что они называют Unskilled and Unaware of it — то есть, неосознаваемая некомпетентность — гораздо коварнее. Unskilled and Unaware of it — это любая область, о которой человек не знает и, как следствие, не может не иметь ни скиллов в ней, ни знать об этом.
То, что они подразумевают под ней, на самом деле — зона, в которой человек считает себя компетентным, не подозревая об обратном. Это зона ложной компетентности.
Тупость. Зона ложной компетентности
Человек некомпетентен, но не знает о своём невежестве, поэтому у него нет повода учиться.И уверен в своей компетентности — поэтому у него и мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона неосознаваемой некомпетентности — это зона тупости.
То есть, порядок другой: не 1) компетентность в центре круга навыков, затем 2) область осознанной некомпетентности, а затем, на периферии — 3) неосознанной некомпетентности, а:
То есть, зона ложной компетентности aka зона тупости, на самом деле, вовсе не на периферии области знаний и опыта, а гораздо ближе к центру, являясь частью зоны предполагаемой компетентности человека.
При этом человек не знает о своей тупости и не знает границ своей тупости — иначе это была бы уже зона осознанной некомпетентности.
И в этом коварство тупости: она находится не где-то на периферии человеческого опыта и знания, а прямо у них «под носом», где они не испытывают никаких сомнений и уверенно себя чувствуют, при этом оставаясь совершенно невидимой и незаметной. Это значит, что процент зоны ложной компетентности может быть совершенно любым от 0 до 100, в каких-то случаях занимая почти всю зону предполагаемой компетентности или даже полностью её целиком: то есть, человек могут полностью не разбираться в вопросе, в котором, как они считают, они разбираются полностью.
Иными словами, человек не просто туп — он туп внезапно, и в тех областях, где, как они считают, они разбираются.
Проще говоря, всё или значительная часть того, что человек знает и умеет, может оказаться заблуждением, масштабы которого человек не узнает, пока не узнает, что заблуждался.
Более того, этот принцип может распространяться на огромное количество людей или даже всё человечество, как нередко бывало в истории с масштабными научными или идеологическими заблуждениями. Целое просвещённое человечество, уверенное в своей просвещённости, просто не подозревало о своём заблуждении.
Более того, этот принцип действует прямо сейчас на всё человечество в областях знания, считаемых людьми освоенными и изученными. Любая из них может оказаться зоной ложной компетентности, которую люди не смогут даже предположить (иначе это была бы уже зона осознаваемой некомпетентности), узнав о том, какая часть существующих сегодня представлений о мире является ошибочной, только когда откроют верные.
До 99% человеческих представлений о любой области, и по определению зоны ложной компетентности люди об этом не знают и не узнают, пока не узнают.
Этим принципом описываются границы компетентности человека в любой из областей знания и сфер взаимодействия с другими людьми. Всё, чем человек интересуется или с чем осознанно взаимодействует, описывается категориями границ компетентности.
Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, возникающий при столкновении представлений человека о собственной компетентности с объективными границами знания в конкретной области.
Нетупых людей не бывает. Зона тупости — это область знания или опыта, осведомлённость о которой человек принимает за компетентность как раз в силу своей некомпетентности. Если предположить, что каждый человек осознанно взаимодействует с десятками или сотнями сферами знания и опыта, то в каждой из них у него будут зоны компетентности, зоны неосознаваемой некомпетентности и зоны осознаваемой некомпетентности. При этом коварство зоны ложной компетентности, зоны невежества aka тупости — в её неосознаваемости.
Зона невежества относится к сфере опыта и знания человека, которую человек считает зоной своей компетентности, в которой он «разбирается».
Однако на самом деле зона предполагаемой компетентности делится на две части: зону компетентности и зону ложной компетентности — то есть, зону невежества, которую человек относит к зоне компетентности в силу заблуждения, обусловленного его некомпетентностью. То есть, сама суть зоны невежества в том, что человек не знает, что она является зоной его невежества — иначе она перешла бы в зону осознанной некомпетентности.
Вот это боль, приоткрыть на которую я хочу людям глаза. Что люди по отдельности и человечество в целом тупы, страшно тупы и даже не подозревают, насколько тупы в масштабах до 100% ошибаются в областях, в которых уверены в абсолютной, подтверждённой и доказанной своей научной правоте — как я в экономике. На моей стороне ведь были не только логические доводы, но и научные концепции, книги, статьи, учёные.
В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:
Потому что их не замечает и будет уверен в своей правоте, пока не узнает, что ошибался.
Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция ложной компетентности, препятствует пониманию своих ошибок, даже если они очевидны другим людям вокруг.
Абсолютно естественно будет предположить, что зона ложной компетентности в общем объёме знаний и опыта каждого человека не менее 50%. То есть, более чем в половине всего, что, в среднем, знает или умеет человек, он заблуждается.
При том, что зона осознанной компетентности относительно общего масштаба знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должна ограничиваться единицами процентов в лучшем случае.
В результате, это приводит к когнитивному искажению, когда каждый человек, обладая относительно узкой областью осознанной компетентности, замечает заблуждения на её счёт всех остальных людей, при этом не подозревая об огромных масштабах своей ложной компетентности, игнорируя или отражая все попытки окружающих указать хотя бы на некоторые их заблуждения.
В результате, люди, знающие о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, применяя его в своей области осознанной компетентности, формируют представление о некой доле тупости окружающих людей, не замечая, защищённые эффектом Даннинга-Крюгера, масштаба собственных собственной тупости, общий масштаб которой в зонах ложной компетенции человека может на порядки превышать чужую тупость, которую он может обнаружить в зоне своей осознанной компетентности.
Иными словами, в реальности, степень заблуждений, ложной компетентности каждого человека превышает степень его осознанной компетентности. Условно говоря, каждый человек из всего, что думает, что знает, заблуждается в 70% и прав в 30%. Процент может отличаться от человека к человеку, как и области экспертизы, но, в целом, у каждого человека общая доля тупости будет перевешивать долю его компетентности. То есть, каждый человек в чём-то компетентен, в чём-то туп, причём, в сумме, туп больше, чем компетентен. Иными словами:
Каждый человек компетентен гораздо в меньшем количестве областей, чем сам считает, будучи в большей части вопрос туп и не осознавая свою тупость. Однако, в силу когнитивного искажения, он будет замечать чужие заблуждения в своей области экспертизы, не замечая, игнорируя или отбиваясь в силу эффекта Даннинга-Крюгера от указаний на куда больший объём собственных заблуждений. В результате у каждого человека, знающего об эффекте Даннинга-Крюгера будет складываться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех вопросах, в которых, как он считает, он разбирается, на фоне которого он будет постоянно замечать чужую ложную компетентность в узкой сфере его осознанной компетентности. В результате это ведёт у людей, пользующихся понятием эффекта Даннинга-Крюгера в нынешнем виде, ложной картины мира, в которой есть:
Умные люди — они и эксперты в их же сферах знания, которые на 100% правы в своих представлениях (потому что, в силу эффекта Даннинга-Крюгера, не замечают, что, минимум 50% из них ошибочны),
Глупые люди, ошибки которых они видят, но эти люди сами не замечают и отказываются признавать.
Таким образом, в массовом сознании эффект Даннинга-Крюгера стал инструментом интеллектуального классового расслоения — люди, видящие в силу собственной узкой компетентности заблуждения и упрямство других, но не замечая, в силу такого же упрямства, свои, формируют ложное представление о двух типах людей — таких, как они сами, которые умеют признавать свои ошибки, просто в данный момент ни в чём не заблуждаются, и второй категории, которые точно ошибаются, но свои ошибки признать не в состоянии. Иными словами, знание об эффекте Даннинга-Крюгера в глазах многих людей формирует разделение на «умных» (обучаемых, признававших свои ошибки в прошлом, но не имеющих никаких заблуждений, включая себя) и «тупых» (необучаемых, заблуждающихся сейчас, но отказывающихся или неспособных это признать).
При этом это разделение является абсолютно ложным, основанным на том же эффекте Даннинга-Крюгера, не позволяющем человеку, видящему чужие заблуждения и упрямство, замечать и признавать свои.
Людей нельзя разделить на умных и глупых по одному критерию, любая попытка будет заблуждением, основанном на эффекте Даннинга-Крюгера. Иными словами, популярное представление «есть люди умнее, а есть глупее, и я вижу, кто глупее, потому что я среди умных и знаю про эффект Даннинга-Крюгера» — само по себе когнитивное искажение, как раз эффектом Даннинга-Крюгера и обеспеченное.