Принцип что чувства и поведение человека следует считать неадекватными
Ответы на тесты по теме Психология
Из перечисленного, основными функциями управления являются:
контроль; мотивация; организация; планирование; принятие решения; руководство; целеполагание
Социальная роль, которая определяется поведением члена группы, его позицией, относится к ____________________ ролям.
Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наименее широким по содержанию является понятие:
—> Из перечисленного, виды контроля и коррекции недостатков процесса реализации решений:
заключительный; опережающий; текущий
Переживание эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
Возможность подчиненного определять свои поступки, ориентируясь не на давление, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:
повышают оперативность в заключении контрактов
Контактные группы, в которых взаимодействие определяется личностным взаимодействием и солидарностью, называются:
Принцип, что чувства и поведение подчиненного следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуации основано не иррациональных мыслях, лежит в основе подхода
Совокупность трех компонентов: условий (внешних), индивидуальных особенностей личности и задачи, которую решает руководитель, есть:
ситуация принятия решения
Выделяются типы ситуаций принятия решения (по Дружинину В.В.):
информационные, оперативные и организационные
Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать:
Технология, которая предполагает творческий подход к разрешению сложных проблем, для которых, казалось бы, нет приемлемых решений, называется ____________________ технологией.
—>
Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
Личностный профиль принятия решений, который характеризуется анализом обстановки в предельно сжатые сроки и быстрым принятием решения, а также настойчивым проведением их в жизнь, называется:
Система групповых ожиданий и требований относительно исполнения индивидом социальных ролей называется:
Психологические явления и процессы, характерные для работников, персонала, трудовых коллективов и различного рода организаций, вовлеченных в управленческую деятельность, — это ____________________ психологии управления.
С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется:
Процесс (алгоритм) заранее предписанных процедур принятия решения, при котором руководитель ведет себя в соответствии с этими предписаниями, идентифицируя ситуацию и беря на себя ответственность за начало определенных действий, есть ____________________ технология.
Психологическая структура состояния готовности спортсмена к соревнованию содержит элементы:
наличие активного стремления к достижению победы; наличие оптимального для предстоящей борьбы эмоционального состояния; наличие уверенности в возможности одержать победу
Из всех стратегий мышления систематический перебор
Наиболее утомителен
252. Интеллект бывает:
харизматичный.
253. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
воображением;
254. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
проекция.
255.Пассивное и активное воображение различают:
по степени психической активности.
256. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:
ведущий анализатор;
257. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:
активное;
258. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:
репродуктивным.
259. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых
органами чувств, характеризует:
репрезентативное воображение;
260. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях—это:
фантазия.
261. Мечта – это такая характеристика воображения, как:
форма;
262.«Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:
агглютинацией.
263. Внимание – это направленность:
избирательная;
264. Внимание является важной стороной ориентировочно-исследовательской деятельности в теории:
П.Я. Гальперина;
265. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:
ведущий анализатор;
266. Критерием классификации внимания на сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:
предмет отражения;
267. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:
непроизвольным;
268. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является:
постановка цели деятельности;
269. О возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как:
распределение;
270. Степень сосредоточенности сознания на объекте — это такой показатель
внимания, как:
концентрация;
271. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как:
устойчивость;
272. Значения параметров внимания — это индикатор:
состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека.
индивида;
274. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
субъект деятельности;
275. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
индивида;
276. Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки:
социальные.
277. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:
А. Адлер;
278. Основоположником теории черт является:
Г. Олпорт;
279. Основоположником психоаналитической теории личности является:
3. Фрейд;
280. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
281. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:
психоанализу.
282. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:
когнитивного;
283. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в психоанализе.
284. Гарантом психологической защищенности не является:
ригидность мышления.
285. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:
переносом.
286. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
сублимацией;
287. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
регрессией;
288. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:
3. Фрейдом;
289. Суть проекции заключается:
в приписывании другим людям собственных чувств;
290. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:
проекция;
291. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
сублимация;
292. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:
Электры;
293. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
Общая психология: тесты
Бронюс Броневич Айсмонтас
Общая психология: Тесты
Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам в организации их самостоятельной работы по курсу «Общая психология». Оно построено по принципу программированной проверки знаний по всем разделам общей психологии, что позволяет самому студенту проверить, насколько полно усвоен изучаемый материал, какие вопросы требуют более пристального внимания.
Являясь частью многих педагогических новаций, тестовые задания позволяют не только получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков по общей психологии, но и выявить проблемы, возникающие при усвоении учебной программы. Педагогические задания в тестовой форме могут быть применены для реализации как обучающей, так и контролирующей функции. При их составлении нами были использованы не только учебные материалы, представленные в структурно-логической форме, но и другие источники.
Пособие может быть использовано как для текущего контроля и самоконтроля знаний в течение семестра, так и при подготовке к экзаменам.
Безусловно, допуская наличие некоторых возможных неточностей в приведенном материале, а также вероятное отсутствие полноты представления некоторых разделов и тем общей психологии, автор с искренней признательностью воспримет любые конструктивные замечания и пожелания в свой адрес.
Все задания предполагают выбор только одного из предложенных вариантов ответов, но наличие верного ответа не означает, что другие варианты ответов обязательно неправильны, – они просто могут касаться частностей, содержать неточности и т. д. В качестве верного предполагается ответ:
а) правильный по существу;
б) наиболее точный из предложенных;
г) лучше сформулированный.
В конце книги вы найдете таблицы ответов.
I. Введение в общую психологию
1. Предмет и задачи психологии как науки
1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:
3. Психология как самостоятельная наука оформилась:
4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
б) с развитием метода интроспекции;
в) с развитием метода наблюдения;
г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».
6. Термин «психология» в научный оборот ввел:
7. Психология как наука о сознании возникла:
8. Психология как наука о поведении возникла:
9. Определение психологии как науки о душе было дано:
а) более трех тысяч лет тому назад;
б) более двух тысяч лет тому назад;
10. Первые представления о психике были связаны:
а) с нейропсихизмом;
11. Определение эмпирической психологии принадлежит:
12. Термин «эмпирическая психология» был введен:
13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:
14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:
15. Психическое отражение:
а) является точной копией окружающей действительности;
б) носит избирательный характер;
в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;
г) не зависит от условий отражения.
16. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:
а) неотъемлемое свойство материи;
б) свойство мозга, отражение объективной реальности;
г) образ бесплотной сущности.
17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
а) отражения объектов экстрапсихической реальности;
б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;
в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;
г) регуляции вегетативных изменений.
18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:
г) гуманистическая психология.
19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
б) психологии сознания;
в) поведенческой психологии;
г) психологии как отражательной деятельности мозга.
20. Психология – это наука о функциях сознания согласно:
21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:
22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:
г) к интериоризации.
23. Психическим явлением является:
24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:
28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
31. Основоположником российской педологии является:
Общая психология: тесты (21 стр.)
13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:
а) символического интеракционизма;
в) социотехнических систем;
14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:
15. Г. Айзенк признается автором модели личности:
16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:
17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:
18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:
а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;
б) сходные свойства личности;
в) необходимые условия для заболевания неврозами;
г) тенденции, более или менее присущие каждому.
19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:
20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интро-верт – это:
21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:
22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:
23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:
24. Любое поведение определяется своими последствиями:
25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;
г) взаимодействий между людьми.
26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:
в) социальным бихевиоризмом;
г) нейролингвистическим программированием.
27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:
28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:
29. Основоположником теории черт является:
30. Основоположником психодинамической теории личности является:
31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
а) его физической конституции;
б) тех моделей, которым он подражает;
в) факторов, контролирующих его поступки;
г) индивидуальных особенностей субъекта.
32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:
а) к теориям черт личности;
б) к теориям типов личности;
в) к теориям инстанций личности;
г) к факторным теориям личности.
33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:
35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:
36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:
37. З. Фрейд полагал, что эдипов комплекс развивается на стадии:
38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:
39. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
а) в гештальтпсихологии;
б) в гуманистической психологии;
40. Гарантом психологической защищенности не является:
а) адекватная самооценка;
б) чувство принадлежности к группе;
в) склонность к надситуативной активности;
г) ригидность мышления.
41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):
б) персоналистские теории;
в) отечественная психология;
г) когнитивная психология.
42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:
43. Замещение не может проявляться:
а) в изменении чувств;
б) в изменении мотивов;
в) в изменении отношений личности на противоположные;
44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:
47. Суть проекции заключается:
а) в приписывании другим людям собственных чувств;
б) в ориентации поведения на доступную цель;
в) в отрицании реальных фактов;
г) в выборе поведения, противоположного подавленному.
48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:
49. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:
52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:
а) следствием дефекта;
б) универсальной движущей силой развития личности;
в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;
г) силой, тормозящей развитие.
53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:
а) комплекса неполноценности;
б) комплекса превосходства;
в) чувства неполноценности;
г) неадекватно разрешившегося эдипова комплекса.
54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:
а) с комплексом превосходства;
в) с переоценкой собственного «Я»;
г) со способностью любить.
55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):
а) психология сознания;
57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:
Адекватность человека, признаки и свойства неадекватности
Причины неадекватности
Дабы выявить факторы, порождающие неадекватное поведение, необходимо разобраться, что подразумевает под собой понятие «адекватность». Определение данного термина довольно расплывчато, поскольку часто граница между анормальностью и нормой стерта. Например, определенная манера поведения у одного лица окружающим кажется органичной и нормальной, но у другого субъекта вызывает осуждение и неприятие. Избыточную экстравагантность юной особы примут за проявление индивидуальности и стиля, аналогичный образ у пожилой леди вызовет насмешку и порицание. Другими словами, социум посчитает пожилую даму в экстравагантном наряде, не подходящем возрастному периоду, неадекватной.
Неадекватность поведения, с позиции психологической науки – это поведенческое реагирование, не отвечающее окружающей действительности, отходящее от общеустановленных нормативных постулатов и правил.
Проще говоря, под неадекватностью подразумевают отклонение поведения, притязаний человека, его планов от граней установленных норм, элементарного благоразумия, за пределы поведения, считающегося естественным для получения оптимального результата, обоюдовыгодного для субъектов, которые включены во взаимодействие.
Неадекватность разнится от безрассудства тем, что глупый индивид совершает ошибки и действует неверно из-за заблуждений, недопонимания вещей, перекоса представлений в сторону иррационального воззрения. При этом в его поведении присутствует определенная мотивация. Иначе говоря, действия таких субъектов неверны, но вполне объяснимы.
Неадекватные индивиды совершает неприемлемые и анормальные поступки намеренно, осознавая это. Действуя неадекватно, субъект сознательно стремится разрушить либо деформировать установленные нормы социума в собственную пользу, дабы получить определенную выгоду, материального характера или психологического.
Состояние неадекватности может наступать вследствие следующих факторов:
– врожденных личностных свойств;
– индивидуальных черт характера (эгоцентризма, азартности, лидерских качеств, гиперболизированной половой тяги);
– социальных жизненных условий;
– положения в социуме;
– тяжелых недугов, травм;
– межличностных взаимоотношений, например, взаимодействие с индивидом, показывающим негативную модель поведения;
– избытка обязанностей (необходимость отвечать нормам и стандартам, урезанные сроки выполнения задач вынуждают людей брать излишнее количество обязанностей, боязнь невозможности достичь намеченного плохо отображается на поведенческом реагировании);
– употребления спиртосодержащих напитков;
Причин, провоцирующих неадекватность поведения, помимо приведенных, может быть масса. Однако нужно помнить, что зачастую суть проблематики многогранна и многокомпонентная.
Избавляемся от неадекватного поведения ребенка
Чем раньше попытаться избавить малыша от проявлений неадекватного поведения, тем успешнее будут результаты. Для этого может понадобится консультация доктора и понимание, что разные формы неадекватного поведения требуют разного подхода.
Так при проявление капризов и упрямства и детей, необходимо постараться доброжелательно и спокойно общаться с ребенком, в этом случае необходимо действовать методом отвлечения и не поощрять неправомерные требования ребенка, но и не прибегать к наказанию. Лучше на некоторое время перестать общаться с ребенком. Без ответной реакции взрослого, ребенку станет неинтересно капризничать и упрямится. Тогда следует подойти к нему и попробовать а вовлечь в какую-нибудь игру, сохраняя при этом атмосферу спокойствия и благожелательности
При плаксивости, ребенка следует отвлечь, приласкать и вовлечь в общую игру с детьми или дать ему какие-нибудь поручении, чтоб он смог выполнить их самостоятельно.
Двигательная расторможенность снимается включение малыша в занятия, связанны с целенаправленной деятельностью. Следует чередовать периоды двигательной активности с периодами концентрации внимания.
Профилактика неадекватного поведения должна включать в себя создание ребенку оптимальных условий для развития, обеспечения постоянной физической, психической активности, полноценному общению со взрослыми членами семьи, систематическое пребывание на свежем воздухе, смены различных видов деятельности.
Ребенка всячески стоит поощрять к проявлению собственной инициативе. Если ребенка постоянно ограничивать или запрещать, то ребенок очень быстро начнет отказываться от того что предлагают ему сделать.
Постоянные запреты провоцируют детскую нервность. Вместе с тем слово нельзя должно быть действенным запретом. Если после слова нельзя ребенок получает желаемое, то это слово не закрепляется в мозгу ребенка как запретительное.
Ребенок охотнее выполняет требование взрослых, если они сформулированы в форме просьбы, а не приказа.
Как терапия может помочь неадекватности?
Терапевты помогают людям раскрыть и рассмотреть детские переживания, которые лежат в основе негативных чувств, чтобы оправиться от них. Работая с терапевтом, люди идентифицируют свои активы и расширяют их. Клиенты узнают, как признать свои сильные стороны и минимизировать свои слабости, чтобы они могли чувствовать себя уверенно и адекватно, независимо от своих ограничений.
Неадекватность может удержать человека от решения многих жизненных проблем, от карьерных изменений до трудностей в отношениях. Посредством терапии человек может научиться вырабатывать более реалистичные ожидания для себя. А также открывать для себя виды деятельности, отношения и опыт, которые могут развить чувство компетентности.
Неадекватное поведение у ребенка
У детей определить наличие неадекватности часто бывает труднее: для дошкольников, детей младшего школьного возраста фантазии, наличие воображаемых друзей являются нормой. Дети склонны придумывать объяснения для всего, что их пугает или злит, легко увлекаются мистикой. Возникающие ненадолго, легко поддающиеся объяснению симптомы часто не являются опасными.
Насторожиться следует, если дети становятся агрессивными, чрезмерно капризными, упрямыми. Частый плач, истерики тоже могут быть проявлением патологии. Неадекватный ребенок отказывается от контактов с окружающими без какой-либо причины. Ребенок легко возбуждается, характерна повышенная двигательная активность. Сосредоточиться надолго на чем-то одном бывает затруднительно. Возможна жестокость по отношению к другим детям, животным.
Риск развития отклонений повышается, если мать тяжело болела в период беременности, в родах была тяжелая гипоксия у младенца, ребенку не хватает любви, внимания и заботы.
Признаки неадекватности
Признаков неадекватности бывает множество, но рассматривать необходимо комплексно. Не следует вешать на индивидов ярлык неадекватности, обнаружив лишь одно из нижеприведенных проявлений.
Состояние неадекватности выражается в нижеизложенных действиях. И прежде всего, обнаруживается в непредсказуемых переменах настроения полярного характера (плохое настроение сменяется эйфорией, хорошее – плохим), неожидаемым реагированием на людей (излишне импульсивное поведение). Мимика и жесты индивида, находящегося в описываемом состоянии, не отвечают происходящему. Таким субъектам присуща чрезмерная театрализованность, суетливость, излишняя жестикуляция либо напротив неестественное спокойствие, несоответствующее обстановке, замерший неморгающий взгляд непосредственно в глаза собеседнику.
Неадекватный человек склонен перебивать беседующих, недослушивает их доводы и суждения, может вообще не слушать окружающих, либо озвучивать собственное мнение не по теме. Часто проскакивают безапелляционные заявления. Индивиды в состоянии неадекватности нередко высказывают мнение совершенно неуместно. Могут переводить предмет беседы в абсолютно иное русло. Болтают больше о собственной персоне. Речь их наполнена бранными словами, грубыми выражениями, сленговыми оборотами. Помимо этого, могут использовать демонстративно заумные предложения в обыденной бытовой беседе.
Во внешнем облике отмечается неуместный подбор одежды, стиль, несоответствующий мероприятию или обстановке, вычурные или вызывающие наряды. Внешность также претерпевает изменений: ярко окрашенные локоны, необычная прическа, вызывающий макияж. У сынов Адама неадекватность проявляется в чрезмерном пирсинге, «тоннелях» в ушных раковинах, множество татуировок, шрамирование.
Неадекватные люди склонны воспринимать «в штыки» всякие суждения и идеи оппонентов при разговоре, не взирая, на их аргументированность и логичность. Также им свойственны повышенная обидчивость, неадекватная реакция на дружеские подтрунивания, шутки, безобидные подколы.
Неадекватность поведения может выражаться в агрессивности, подозрительности, двигательной расторможенности, суицидальных попытках или склонности к самоповреждению, аморальных деяниях, асоциальных поступках, конфликтности, нарушении социального взаимодействия, категоричности высказываний.
Аффект неадекватности
Описываемое явление – это стабильное негативное эмоциональное состояние, зарождающееся вследствие неудачи, провала и характеризующееся игнорированием факта фиаско либо нежеланием принять ответственность за неуспех. Возникает вследствие условий, повлекших за собой возникновение у субъекта потребности сберечь неверно сложившуюся у него высокую самооценку и завышенную степень притязаний.
Признать собственную несостоятельность для индивида означает пойти вопреки имеющейся потребностью сберечь собственную самооценку. Однако допустить это он не желает. Отсюда зарождается неадекватное реагирование на свой провал, проявляющееся в виде аффективных поведенческих реакций.
Аффект неадекватности является своеобразной защитной реакцией, которая позволяет выйти из конфронтации ценой отклонения адекватного восприятия реальности: индивид сберегает высокую степень притязаний и завышенную самооценку, сторонясь при этом понимания собственной несостоятельности, которая и стала причиной неудачи, избегая зарождающиеся колебания относительно собственных навыков.
Аффект неадекватности может ограничиться одной областью притязаний индивида, однако может нести генерализованный характер, овладевая личностью субъекта целиком. Дети в описываемом состоянии характеризуются недоверчивостью, агрессивностью, обидчивостью, подозрительностью и негативизмом. Продолжительное пребывание малыша в подобном состоянии ведет к вырабатыванию соответствующих качеств характера.
Аффективные крохи часто пребывают в устойчивой конфронтации с учительским составом и ровесниками
Поэтому они различными путями пытаются компенсировать собственные плохие позиции, стараются привлечь симпатию к своей индивидуальности и внимание, тем самым стремятся удовлетворить собственные притязания на хорошие позиции, оправдать личную самооценку. Подобные действия ставят таких малышей в абсолютную подчиненность мнению окружения, зависимость от одобрения, оценивания коллективом. Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию
У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности
Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию. У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности.
Причины
К факторам, провоцирующим неадекватное поведение подростков, относятся:
Критерии, по которым можно определять вменяемость, адекватность личности
Адекватное поведение осознанное.
К таковому психологи относят:
При этом единичные эмоциональные срывы не относятся к аномальному поведению. Или, к примеру, дебош злоупотребившего алкоголем человека является «ситуативным неадекватом».
Однако их регулярность должна заставить задуматься о возможности выбора такого человека, партнером по бизнесу или семейной жизни.
Адекватный человек не позволит себе:
Адекватный индивид способен:
В то время как неадекватный человек не способен дать оценку своему поведению, эгоистичен, склонен винить в собственных неудачах других.
Как правило, адекватный человек обладает чувством юмора, который помогает ему соответственно относиться к себе, поступкам других, достойно выходить из сложных жизненных обстоятельств.
Адекватность
Адекватное поведение — это поведение, которое понятно окружающим и не идет вразрез с общепринятыми нормами, соответствует ситуации и ожиданиям окружающих. В любом обществе есть общепринятые нормы морали. Так вот адекватный человек будет вести себя соответственно этим нормам, совершать поступки, ожидаемые другими. К примеру, если он зашел в троллейбус и сел на сиденье – это адекватное поведение, а вот если он ляжет в троллейбусе на пол — это неадекватность
Обратите внимание, что все эти нормы внешние, созданные общественным мнением. То есть в адеквате человек живет по внешним ориентирам и не всегда ориентируется на свои чувства и желания
Проще говоря, умеет держать себя в руках. Например, вам понравилась сумочка у соседки, вы давно такую хотели, но вы же не пойдете ее отбирать. На самом деле, адекватность — понятие достаточно относительное, ведь в разных религиях или странах нормы морали могут отличаться, например, если на Востоке принято пить чай сидя на полу, то в где-нибудь в Европе, скажем, в Лондоне, это будет по меньшей мере странно. И если человек ведет себя правильно, по вашему мнению, то это совсем не означает, что другие люди тоже посчитают это нормальным. Вообще, все люди в той или иной степени неадекватны,уж точно время от времени совершают такие поступки.
Видимое расстройство поведения
Психические больные, будучи в состоянии острого психоза, могут неправильно воспринимать окружающую обстановку, или не воспринимать ее вообще. Они могут действовать исключительно под влиянием звучащих у них внутри «голосов» или бредовых идей, просто сметая со своего пути все, что мешает реализации их планов. Оказаться на пути у подобного больного может быть смертельно опасно.
Поведение человека может не соответствовать принятым нормам и по ряду других причин, начиная с алкогольного, медикаментозного или наркотического опьянения и заканчивая острой аффективной реакцией.
Люди, которые в течение многих лет ведут себя агрессивно, странно или вычурно, как правило, имеют либо тяжелую личностную патологию, либо тяжелое психическое расстройство, изменяющее восприятие мира, мышление и (или) поведение. И это тот случай, когда наличие психических проблем очевидно. Однако дело обстоит так далеко не всегда.
Для остальных групп лиц, ведущих себя неадекватно
существует седующее правило. Если человек ведет себя так, что можно заподозрить у него наличие психического расстройства, психиатрическую помощь без его согласия ему можно оказать только тогда, когда его действия представляют непосредственную опасность для себя или окружающих. Это записано в «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании». В остальных случаях помощь оказывается только по решению суда. Заявление в суд подает врач психиатр (участковый), который ведет прием в диспансере, или врач приемного покоя больницы, если больного привезли туда.
Таким образом, правильные действия в отношении лица, предположительно страдающего психическим расстройством, следующие:
В завершение хочется отметить, что чье-либо странное поведение никогда не означает обязательный вызов врача психиатра или госпитализацию в психиатрическую больницу. Возможно, человек перенес психическую травму, серьезный стресс или эмоциональный шок; может быть, у него сдали нервы, он обижен, рассержен, раздосадован или унижен. Подобное состояние называется «острая аффективная реакция». Со временем это состояние может самостоятельно пройти: человек сам найдет выход из ситуации. Неадекватное поведение может быть обусловлено тем, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и его неадекватное поведение связано с этим. И это тоже пройдет без посторонней помощи без освидетельствования и госпитализации.
И еще очень важная мысль, которую хочется высказать. Пожалуйса, помните, что в любом случае за собственную безопасность отвечаете только вы сами. Постарайтесь в первую очередь обеспечить эту безопасность для себя. Не пытайтесь оказывать помощь лицам, не являющимся беспомощными. Особенно если вас об этом не просят. Если вы очень хотите оказать помощь психическому больному, вызовите к нему специалиста. И тогда все будет в порядке.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
«Что-то с головой»
Когда чье-нибудь поведение заставляет насторожиться, пугает или вызывает недоумение, люди говорят: «У него что-то с головой». Имея при этом в виду расстройство психики. Давайте разберемся, почему люди ведут себя странно. И обязательно ли каждый случай странного поведения нуждается в лечении у врача.
Чужое поведение мы, как правило, оцениваем на основании собственного опыта, представлений о нормах общественной морали, а также тех правил, которым привыкли следовать. Например, «мне было бы стыдно вести себя так, как ведет себя та девушка»; «я буду готов провалится сквозь землю (буду драться, злиться, испугаюсь, буду чувствовать себя виноватым — нужное подчеркнуть), если ко мне будут так относиться»; «нельзя ругаться матом, раздеваться, кричать в общественных местах»; «дети должны во всем слушаться родителей»; «некрасиво бурно жестикулировать в обществе малознакомых людей»; и так далее.
Если чье-нибудь поведение, с нашей точки зрения, выходит за границу допустимого — мы бессознательно чувствуем тревогу, так как не можем это поведение предсказать. Ведь если мы находимся с подобным субъектом в одном помещении, мы легко можем попасть в неловкую или опасную ситуацию, коль скоро он не способен регулировать собственные импульсы. К тому же и наши собственные личностные границы оказываются под угрозой: если человек не чувствует дистанции, которую необходимо соблюдать, он легко может вторгнуться в наше личное пространство и причинить боль. В ситуации присутствия такого человека рядом мы чувствуем дискомфорт и, если не получается выйти из ситуации, все время находимся в ощутимом напряжении, будучи вынуждены контролировать окружающую обстановку.
Опасности неадекватного состояния
Опасен ли в обществе неадекватный человек? Это зависит от того, насколько это выходит за нормы морали и какими поступками выражается его состояние. В любом случае общение с таким индивидом — достаточно неприятное занятие. А вот если это выражено агрессией, или человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то это может быть очень опасно. Такого человека лучше избегать. Если это невозможно, постарайтесь вести себя как можно спокойнее и старайтесь не идти на конфликт. Помните, неадекватный человек не отдает отчета своим действиям! И, как и в состоянии аффекта, может сделать все что угодно.
Адекватность
Адекватное поведение — это поведение, которое понятно окружающим и не идет вразрез с общепринятыми нормами, соответствует ситуации и ожиданиям окружающих. В любом обществе есть общепринятые нормы морали. Так вот адекватный человек будет вести себя соответственно этим нормам, совершать поступки, ожидаемые другими. К примеру, если он зашел в троллейбус и сел на сиденье – это адекватное поведение, а вот если он ляжет в троллейбусе на пол — это неадекватность
Обратите внимание, что все эти нормы внешние, созданные общественным мнением. То есть в адеквате человек живет по внешним ориентирам и не всегда ориентируется на свои чувства и желания
Проще говоря, умеет держать себя в руках. Например, вам понравилась сумочка у соседки, вы давно такую хотели, но вы же не пойдете ее отбирать. На самом деле, адекватность — понятие достаточно относительное, ведь в разных религиях или странах нормы морали могут отличаться, например, если на Востоке принято пить чай сидя на полу, то в где-нибудь в Европе, скажем, в Лондоне, это будет по меньшей мере странно. И если человек ведет себя правильно, по вашему мнению, то это совсем не означает, что другие люди тоже посчитают это нормальным. Вообще, все люди в той или иной степени неадекватны,уж точно время от времени совершают такие поступки.
Ошибочное состояние
Направлено в сторону от желаемой цели. Например, когда человек в детстве нашел удачный для ребенка способ решить какую-либо жизненную задачу, и он оказался действенным, повторялся много раз, закрепился благодаря повторениям, и теперь повторяется уже взрослым человеком, хотя уже давно это стало реакцией. Неадекватная реакция — это когда ребенка в детстве постоянно ругали, и он привык постоянно оправдываться, вырос и понял, что оправдываться больше не надо, а он все равно продолжает это делать. За такой маневренностью психологически здорового человека зачастую стоят такие причины: физические проблемы, случайность, невоспитанность, некомпетентность, психологические проблемы и провокации окружения.