Принц и нищий чем понравилось произведение
Рецензии на книгу «Принц и нищий» Марк Твен
Книга Марка Твена «Принц и нищий» привлекает своим неординарным сюжетом, в котором идёт сопоставление двух противоположных миров.
Эта книга полна контрастов.
Я читала её в детстве, моё воображение просто поразило казалось бы такая смелая идея автора. Позже я узнала, что события описанные в этой книге взяты из реальной жизни.
Главного героя зовут Том Кенти, который родился в трущобах Лондона. Сразу же мальчик с первых страниц вызывает чувство сострадания. И вдруг такая резкая перемена. Этот бедный мальчик, которому и во сне не могло приснится, то что в реальности с ним происходит становится принцем. И вот тут автор показывает читателю, что тот, кто познал в жизни страдания, терпел лишения, может понять ближнего протянуть руку помощь независимо от того, какое он ныне занимает положение. В новой роли Том справедливый и добрый, никого не обижает и не возвышается над теми, кто ниже его по социальному статусу.
Написано произведение доступным языком. Читается легко. Произведение носит поучительный характер. Принц видит и познает реалии жизни низших слоев английского общества, понимая, как правящая знать порой бывает несправедлива. В свою очередь, нищий так же понимает, что в жизни людей королевской крови тоже есть свои сложности и особенности.
Думаю, что всем эта книга хорошо знакома. Это классическое произведение на котором выросло не одно поколению. И безусловно я его вам порекомендую.
Королям следовало бы заглядывать иногда в законы, которые они издают: это научило бы их милосердию.
Как-то очень выборочно в детстве я читала книги. Видимо, в маленькой детской библиотеке не было этого произведения, потому что мимо такого я бы точно не прошла. Причем восприятие было бы совершенно другое. Сейчас я понимаю, что поведение принца безответственное и, мягко говоря, глупое, ведь неизвестно чем могла кончиться их затея, а в детстве я восхищалась бы приключениями маленьких мальчишек.
Во-первых, меня удивило то, насколько плохо Том входил в роль принца. С первого момента было понятно, что никто не отличит его от Эдуарда, но паренек очень долго не понимал, что шалость удалась. Да и Эдуард в бедных кварталах должен был сразу сообразить, что лучше держать язык за зубами, но он упорно нарывался на трепку. Ясно ведь, что ты сам нарвался на все беды, так и нечего грозиться плахой всем вокруг. Причем даже несмотря на то, что мальчик увидел, насколько плохо приходится его народу, он всё равно продолжал вести себя как мелкий засранец.
Кстати, почему автор выбрал на главную роль именно Эдуарда Тюдора? Потому что тот никогда не вырос во взрослого мужчину? Просто странно читать такую, вроде бы забавную историю, про ребенка, судьба которого далеко не веселая.
Помню какое разочарование меня постигло, когда я наконец-то прочитала Ромео и Джульетту после сотен реплик. К счастью, «Принц и нищий» этой напасти не подвергся, хотя я очень этого опасалась. В книге очень хорошо видно автора, его мнение о событиях и поведениях, и автор мне этот понравился. Откровенно говоря, вся книга понравилась мне до безумия! Оказывается, я очень соскучилась по чопорной странной доброй Англии. Количество злоключений и вознаграждений сосуществуют в этой книге в прекрасном равновесии, и если говорить о феномене золотой середины, то вот оно. Все реплики на эту историю, как правило берут только саму рокировку Тома и Эдуарда, а к счастью, помимо этого, в книге еще превосходный юмор, прекрасно описанный быт, много великолепных характеров, да и просто упоительный язык. Если все книги Марка Твена так хороши, то пойду и отберу собрание сочинений у родителей.
Вторая моя книга, полностью прослушанная в аудиоформате, о чём не жалею. У Марка Твена множество мелких деталей, которые я раньше пропускала, торопясь поскорее развернуть увлекательный сюжет. Впрочем, тут у меня есть оправдание — последний раз я читала «Принца и нищего» в совсем юном возрасте, когда мне было совсем не до сатиры.
Удивительно дело — истинный американец Марк Твен пишет произведение в антураже английской традиции и не населяет её при этом рыцарями на велосипедах и коммерсантами в кольчугах. Хотя это и понятно. Уж если говорить о свободе и гуманизме, то именно на примере закоснелого общества. Например, такого, где до сих пор есть правители не по уму и сердцу, а только лишь по крови. В то время, как кровь-то у всех людей абсолютно одинаковая, сколько её не выпускай, а она всё равно будет пятидесяти оттенков красного, а не голубого.
Думаю, что сюжет «Принца и нищего» и так всем известен без сопливых, где он только не муссировался. Два мальчика, похожих друг на друга, меняются местами. И если поначалу это кажется им забавным: один может наконец вдоволь наесться, а второй — вдоволь наиграться, — то потом дело идёт совсем не так гладко. Хотя, как ни крути, принцем быть проще, чем простым смертным. И всё же и у голубокровых есть масса неприятных моментов.
Роман ловко обстёбывает замшелость и консервативность во взглядах во мир, а заодно плюётся ядом в сторону пустых традиций. В самом деле, что за регалия — Великая печать королевства? Что в ней такого святого и великого? Незнающий человек запросто примет её за непонятную тяжеловесную штуковину, например, за пресс-папье. Или колотушку для орехов. Вся её «великость», равно как и божественная избранность монархов, суеверия и прочий бред — только в головах.
Один из тех самых мастридов, которые каждому бы не помешали. И в отличие от скучноватых «Янки из Коннектикута. » — идёт довольно бодренько.
Всегда нужно оставаться человеком
Если отбросить излишний реализм и не придираться из-за некоторых несостыковок, то история получилась очень интересная. Ну, в конце-концов, это же сказка и события в книге происходят сказочные.
Книга прочитана в рамках игры «Школьная вселенная»
Свет плохо устроен: королям следовало бы время от времени на себе испытывать свои законы и учиться милосердию.
Эта цитата проста запала мне в душу. Она была, есть и будет актуальна в любые времена. Она касается не только королей, но и любых правителей, любого человека обладающего какой-никакой властью над другими. А также это касается тех, кто слепо выполняет чужие указания, не понимая, что возможно завтра именно ему придется испытать последствия этих же указаний.
Великолепная книга! Ее обязательно нужно читать!
Их поменяли местами
История сама по себе из серии поучительных и в то же время достаточно сентиментальных. Впрочем, та же «хижина дяди тома», будет куда как сильнее по эмоциональному эффекту. Как-то твен застрял ни там, ни сям. Много моралей и нравоучений, а особого саспенса и нету. А он бы совсем не повредил, ежели пишешь книгу для детей, внедряя какую-либо идею. Ибо получилось как-то суховато на выходе, и с излишним упором на чисто исторические, не по-детски подробные описания всяких церемоний и прочего добра.
Про нынешнее поколение школьников я вообще молчу, тут речь, скорее всего, идет о штучном признании книги.
Интрига в сюжете в общем-то проста, однако весьма популярна: «Их поменяли местами». Принца швырнули в нищету, то есть в огонь и в воду аки кутенка. Нищего начали испытывать медными трубами.
И как-то неубедительно они испытались, по моему мнению. Потому что принц до самого конца своих приключений проявлял «королевский» характер, за что получал тычки или жалость к бедному юродивому мальчику. Но все-таки бедные люди проявляли по отношению к нему намного больше доброты и участия, чем богатые. И принц это вроде как понял в конце концов, однако все равно задирал нос и козырял своим происхождением. То есть гонор остался при нем, как приклеенный.
Причем, телохранитель, которым наградил его твен, слишком уж смягчал все удары судьбы и подыгрывал проявлениям высокомерия. И главное. Чего этот дядька прилепился именно к этому мальчику? Откудова вообще такой альтруизм на пустом месте с разбега в пустоту?
А с нищим реально получилось скучно. Ну, отоспался пацан, отъелся, понял, что королем быть очень даже и ничего, хоть и не очень увлекательно из-за всяких церемоний. И как-то не могу не согласиться с ним. Но тут твен кинул ему живописный вид на бедствующую мать, и он устыдился того, что готов был отречься от нее ради сытой жизни. И все. Ну, эээ. Другой мальчик сориентировался бы и позаботился о семье, благо все возможности в наличии. Но нет, типа рожденный ползать, летать не может.
Написано в рамках чтения в клубе «Читаем классику вместе».
Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример (с)
Представить себе примерные границы фантазии мистера Клеменса (так по документам значился Марк Твен) не представляется возможным. Лично я уже давно отчаялся найти какую-либо взаимосвязь между темами, которые он выбирал для своих произведений. Судя по всему, единственной взаимосвязью было то, что никакой взаимосвязи не было.
Марк Твен все это изобразил как злоключения юного принца, который волею случая оказался на месте представителя низшего класса. Эта тонкая грань и невероятная прозорливость автора меня только удивляют, потому что в подобной ситуации вполне логично, что король станет намного более сострадательным, проникшимся судьбами отверженных, а попавшего на его место Тома Кенти просто объявят сумасшедшим. Это вполне подходит к образу реального короля Эдуарда, который действительно был добр (правда, я думаю, что из-за общей болезности, ибо прожил он довольно недолго) и кое-кто принимал его за блаженного. Время было еще очень среднее, тюдоровское, в те годы бывало всякое.
Невероятная история «Принца и нищего» кажется очень достоверной, особенно в детстве, но читать повторно уже не очень интересно. Можно позавидовать тем, кто не знает сюжета, но во второй раз можно обратиться к другим произведениям Марк Твена, которых превеликое множество.
Назидание без назидательности
Конечно же, я знал, о чем эта повесть (вряд ли кто-нибудь этого не знает), но саму ее до сих пор не читал. Только в далеком детстве, ещё дошкольном, смотрел старый советский фильм, который совершенно не помню. Но недавно купил за пятерку на развале очаровательное издание 1961 года со свободными перьевыми иллюстрациями, как раз как я люблю — как не доставить себе удовольствие насладиться наконец книгой, давно вошедшей в золотой фонд детской литературы? Это действительно детская литература: написано просто и легко, без излишних разглагольствований, но красочно и динамично, да и посвящена двум дочерям автора. Видно Марк Твен пытался увлечь своих барышень скучной английской историей, подав фрагмент ее в виде легенды, которая якобы изустно переходила из поколения в поколение в его роду и на достоверность которой сам автор не претендует.
Возможно, что это исторический факт, но возможно — предание, легенда. Пожалуй, все это было, а пожалуй, этого и не было, но все же могло бы быть. Возможно, что в старое время в нее верили мудрецы и ученые, но возможно и то, что только простые неученые люди верили в нее и любили ее.
В конце концов, фигура Эдуарда VI, ставшего королем в 9 лет и умершего совсем юным, в праве быть окутанной легендами, а его правление меж двух тираний: Генриха VIII и Кровавой Мэри — с благоговением храниться в памяти поколений. Сюжеты с двойниками не раз встречались в литературе, как и рассказы о хождении правителя в народ с последующими мудрыми и человеколюбивыми выводами или братские козни в деле наследования (линия Майлса Гендона). Но и избитые темы и классическое линейное повествование: с прологом, экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и эпилогом — лишь форма для показа широкой и разноплановой картины английской жизни «конца второй четверти шестнадцатого столетия» и проповедования всегда волновавшей автора доктрины о равенстве людей, не смотря на сословие или расовую принадлежность. Ведь по сути нет никакой разницы между личностями принца Уэльского и нищего с Двора Отбросов, как «между Правдой и Ложью, если, конечно, и ту, и другую раздеть», а подлость и истинное благородство в равной мере встречается и среди знати, и среди отбросов общества.
Эдуард, сын короля Генриха VIII, и Том, сын вора Джона Кенти, рождаются одновременно и случайно оказываются похожими как две капли воды. Так же случайно спустя девять лет они меняются местами, и Тому предстоит жить во дворце со всеми его интригами и нелепым этикетом, а Эдуарду — скитаться по лачугам, притонам, трактирам, хижинам и тюрьмам, и составлять компанию то нищим и ворам, то обедневшим крестьянам, то сумасшедшим отшельникам. Эти перипетии очень похожи на те, которые выпали на долю Оливера Твиста, что не удивительно: между романом Диккенса и повестью Твена каких-то 40 лет, что по меркам XIX века ничто, если и за триста лет разделяющие оба повествования по сути мало что изменилось. Но есть у Эдуарда и верный спутник, с которым его постоянно разлучают обстоятельства, утративший наследство благородный рыцарь. Он также не верит принцу, но принимает его «игру» и неизменно спешит на помощь своему юному другу. Короче, всё, как в сказке: чем дальше, тем страшнее — и как в сказке всё заканчивается благополучно. Добро торжествует, каждый получает по заслугам в пику сложившейся традиции наказывать невиновных и награждать непричастных, а страна получает мудрого правителя, на своей шкуре испытавшего нужды народа. Увы, правителя недолговечного, как недолговечна в истории эра милосердия, которое, по процитированным автором шекспировским словам, королям «пристало больше, чем корона», как зыбко и практически нереально всё то, чему до́лжно быть.
Прочитано в рамках игры Пятилетку в три тома! (Тур 12).
Принц и нищий
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С этой книгой читают
Отзывы 132
Спосибо за бесплатный доступ к таким книгам как эта! Заставляет задуматся о добре и зле.
Спосибо за бесплатный доступ к таким книгам как эта! Заставляет задуматся о добре и зле.
Замечательная книга! Учит никогда не опускать руки,ведь даже в самой казалось бы безвыходной ситуации обязательно найдется выход! А еще лишний раз подтверждает – что бы с тобой ни происходило всегда оставайся человеком! Обязательно прочитаю ее своему ребенку!
Замечательная книга! Учит никогда не опускать руки,ведь даже в самой казалось бы безвыходной ситуации обязательно найдется выход! А еще лишний раз подтверждает – что бы с тобой ни происходило всегда оставайся человеком! Обязательно прочитаю ее своему ребенку!
Отличная книга, рекомендую читать детям, считаю, что очень многому учит, лично мне очень нравится.
Отличная книга, рекомендую читать детям, считаю, что очень многому учит, лично мне очень нравится.
На таких книгах стоит воспитывать подрастающее поколение!
На таких книгах стоит воспитывать подрастающее поколение!
Однозначно твёрдая пятёрка! Читать легко, строки рисуют в уме целый мир! За один день жадно съел это произведение!
Сыновья подрастут начну им читать.
Однозначно твёрдая пятёрка! Читать легко, строки рисуют в уме целый мир! За один день жадно съел это произведение!
Сыновья подрастут начну им читать.
Замечательная книга! Желаю всем обязательно ее прочитать! Вот что значит помогать людям,не смотря на внешний вид. Добро возвращается добром.
Замечательная книга! Желаю всем обязательно ее прочитать! Вот что значит помогать людям,не смотря на внешний вид. Добро возвращается добром.
очень поучительно и интересно)))
очень поучительно и интересно)))
Сейчас моя дочка (9 лет, 3 класс) читает эту книгу в электронной версии. Она в полном восторге, даже старается всё побыстрее успеть сделать (уроки и т.д.), чтобы перед сном осталось время на чтение.))Помню, что мне в детстве тоже очень нравилась эта книга. Рекомендую.
Сейчас моя дочка (9 лет, 3 класс) читает эту книгу в электронной версии. Она в полном восторге, даже старается всё побыстрее успеть сделать (уроки и т.д.), чтобы перед сном осталось время на чтение.))Помню, что мне в детстве тоже очень нравилась эта книга. Рекомендую.
Одна из лучших книг про про древнюю Англию! Марк Твен очень хороший писатель! Советую всем прочитать эту книгу. Равнодушными не останитесь.
Рецензии на книгу «Принц и нищий (С иллюстрациями)» Марк Твен
Книга Марка Твена «Принц и нищий» привлекает своим неординарным сюжетом, в котором идёт сопоставление двух противоположных миров.
Эта книга полна контрастов.
Я читала её в детстве, моё воображение просто поразило казалось бы такая смелая идея автора. Позже я узнала, что события описанные в этой книге взяты из реальной жизни.
Главного героя зовут Том Кенти, который родился в трущобах Лондона. Сразу же мальчик с первых страниц вызывает чувство сострадания. И вдруг такая резкая перемена. Этот бедный мальчик, которому и во сне не могло приснится, то что в реальности с ним происходит становится принцем. И вот тут автор показывает читателю, что тот, кто познал в жизни страдания, терпел лишения, может понять ближнего протянуть руку помощь независимо от того, какое он ныне занимает положение. В новой роли Том справедливый и добрый, никого не обижает и не возвышается над теми, кто ниже его по социальному статусу.
Написано произведение доступным языком. Читается легко. Произведение носит поучительный характер. Принц видит и познает реалии жизни низших слоев английского общества, понимая, как правящая знать порой бывает несправедлива. В свою очередь, нищий так же понимает, что в жизни людей королевской крови тоже есть свои сложности и особенности.
Думаю, что всем эта книга хорошо знакома. Это классическое произведение на котором выросло не одно поколению. И безусловно я его вам порекомендую.
Королям следовало бы заглядывать иногда в законы, которые они издают: это научило бы их милосердию.
Как-то очень выборочно в детстве я читала книги. Видимо, в маленькой детской библиотеке не было этого произведения, потому что мимо такого я бы точно не прошла. Причем восприятие было бы совершенно другое. Сейчас я понимаю, что поведение принца безответственное и, мягко говоря, глупое, ведь неизвестно чем могла кончиться их затея, а в детстве я восхищалась бы приключениями маленьких мальчишек.
Во-первых, меня удивило то, насколько плохо Том входил в роль принца. С первого момента было понятно, что никто не отличит его от Эдуарда, но паренек очень долго не понимал, что шалость удалась. Да и Эдуард в бедных кварталах должен был сразу сообразить, что лучше держать язык за зубами, но он упорно нарывался на трепку. Ясно ведь, что ты сам нарвался на все беды, так и нечего грозиться плахой всем вокруг. Причем даже несмотря на то, что мальчик увидел, насколько плохо приходится его народу, он всё равно продолжал вести себя как мелкий засранец.
Кстати, почему автор выбрал на главную роль именно Эдуарда Тюдора? Потому что тот никогда не вырос во взрослого мужчину? Просто странно читать такую, вроде бы забавную историю, про ребенка, судьба которого далеко не веселая.
Помню какое разочарование меня постигло, когда я наконец-то прочитала Ромео и Джульетту после сотен реплик. К счастью, «Принц и нищий» этой напасти не подвергся, хотя я очень этого опасалась. В книге очень хорошо видно автора, его мнение о событиях и поведениях, и автор мне этот понравился. Откровенно говоря, вся книга понравилась мне до безумия! Оказывается, я очень соскучилась по чопорной странной доброй Англии. Количество злоключений и вознаграждений сосуществуют в этой книге в прекрасном равновесии, и если говорить о феномене золотой середины, то вот оно. Все реплики на эту историю, как правило берут только саму рокировку Тома и Эдуарда, а к счастью, помимо этого, в книге еще превосходный юмор, прекрасно описанный быт, много великолепных характеров, да и просто упоительный язык. Если все книги Марка Твена так хороши, то пойду и отберу собрание сочинений у родителей.
Вторая моя книга, полностью прослушанная в аудиоформате, о чём не жалею. У Марка Твена множество мелких деталей, которые я раньше пропускала, торопясь поскорее развернуть увлекательный сюжет. Впрочем, тут у меня есть оправдание — последний раз я читала «Принца и нищего» в совсем юном возрасте, когда мне было совсем не до сатиры.
Удивительно дело — истинный американец Марк Твен пишет произведение в антураже английской традиции и не населяет её при этом рыцарями на велосипедах и коммерсантами в кольчугах. Хотя это и понятно. Уж если говорить о свободе и гуманизме, то именно на примере закоснелого общества. Например, такого, где до сих пор есть правители не по уму и сердцу, а только лишь по крови. В то время, как кровь-то у всех людей абсолютно одинаковая, сколько её не выпускай, а она всё равно будет пятидесяти оттенков красного, а не голубого.
Думаю, что сюжет «Принца и нищего» и так всем известен без сопливых, где он только не муссировался. Два мальчика, похожих друг на друга, меняются местами. И если поначалу это кажется им забавным: один может наконец вдоволь наесться, а второй — вдоволь наиграться, — то потом дело идёт совсем не так гладко. Хотя, как ни крути, принцем быть проще, чем простым смертным. И всё же и у голубокровых есть масса неприятных моментов.
Роман ловко обстёбывает замшелость и консервативность во взглядах во мир, а заодно плюётся ядом в сторону пустых традиций. В самом деле, что за регалия — Великая печать королевства? Что в ней такого святого и великого? Незнающий человек запросто примет её за непонятную тяжеловесную штуковину, например, за пресс-папье. Или колотушку для орехов. Вся её «великость», равно как и божественная избранность монархов, суеверия и прочий бред — только в головах.
Один из тех самых мастридов, которые каждому бы не помешали. И в отличие от скучноватых «Янки из Коннектикута. » — идёт довольно бодренько.
Всегда нужно оставаться человеком
Если отбросить излишний реализм и не придираться из-за некоторых несостыковок, то история получилась очень интересная. Ну, в конце-концов, это же сказка и события в книге происходят сказочные.
Книга прочитана в рамках игры «Школьная вселенная»
Свет плохо устроен: королям следовало бы время от времени на себе испытывать свои законы и учиться милосердию.
Эта цитата проста запала мне в душу. Она была, есть и будет актуальна в любые времена. Она касается не только королей, но и любых правителей, любого человека обладающего какой-никакой властью над другими. А также это касается тех, кто слепо выполняет чужие указания, не понимая, что возможно завтра именно ему придется испытать последствия этих же указаний.
Великолепная книга! Ее обязательно нужно читать!
Их поменяли местами
История сама по себе из серии поучительных и в то же время достаточно сентиментальных. Впрочем, та же «хижина дяди тома», будет куда как сильнее по эмоциональному эффекту. Как-то твен застрял ни там, ни сям. Много моралей и нравоучений, а особого саспенса и нету. А он бы совсем не повредил, ежели пишешь книгу для детей, внедряя какую-либо идею. Ибо получилось как-то суховато на выходе, и с излишним упором на чисто исторические, не по-детски подробные описания всяких церемоний и прочего добра.
Про нынешнее поколение школьников я вообще молчу, тут речь, скорее всего, идет о штучном признании книги.
Интрига в сюжете в общем-то проста, однако весьма популярна: «Их поменяли местами». Принца швырнули в нищету, то есть в огонь и в воду аки кутенка. Нищего начали испытывать медными трубами.
И как-то неубедительно они испытались, по моему мнению. Потому что принц до самого конца своих приключений проявлял «королевский» характер, за что получал тычки или жалость к бедному юродивому мальчику. Но все-таки бедные люди проявляли по отношению к нему намного больше доброты и участия, чем богатые. И принц это вроде как понял в конце концов, однако все равно задирал нос и козырял своим происхождением. То есть гонор остался при нем, как приклеенный.
Причем, телохранитель, которым наградил его твен, слишком уж смягчал все удары судьбы и подыгрывал проявлениям высокомерия. И главное. Чего этот дядька прилепился именно к этому мальчику? Откудова вообще такой альтруизм на пустом месте с разбега в пустоту?
А с нищим реально получилось скучно. Ну, отоспался пацан, отъелся, понял, что королем быть очень даже и ничего, хоть и не очень увлекательно из-за всяких церемоний. И как-то не могу не согласиться с ним. Но тут твен кинул ему живописный вид на бедствующую мать, и он устыдился того, что готов был отречься от нее ради сытой жизни. И все. Ну, эээ. Другой мальчик сориентировался бы и позаботился о семье, благо все возможности в наличии. Но нет, типа рожденный ползать, летать не может.
Назидание без назидательности
Конечно же, я знал, о чем эта повесть (вряд ли кто-нибудь этого не знает), но саму ее до сих пор не читал. Только в далеком детстве, ещё дошкольном, смотрел старый советский фильм, который совершенно не помню. Но недавно купил за пятерку на развале очаровательное издание 1961 года со свободными перьевыми иллюстрациями, как раз как я люблю — как не доставить себе удовольствие насладиться наконец книгой, давно вошедшей в золотой фонд детской литературы? Это действительно детская литература: написано просто и легко, без излишних разглагольствований, но красочно и динамично, да и посвящена двум дочерям автора. Видно Марк Твен пытался увлечь своих барышень скучной английской историей, подав фрагмент ее в виде легенды, которая якобы изустно переходила из поколения в поколение в его роду и на достоверность которой сам автор не претендует.
Возможно, что это исторический факт, но возможно — предание, легенда. Пожалуй, все это было, а пожалуй, этого и не было, но все же могло бы быть. Возможно, что в старое время в нее верили мудрецы и ученые, но возможно и то, что только простые неученые люди верили в нее и любили ее.
В конце концов, фигура Эдуарда VI, ставшего королем в 9 лет и умершего совсем юным, в праве быть окутанной легендами, а его правление меж двух тираний: Генриха VIII и Кровавой Мэри — с благоговением храниться в памяти поколений. Сюжеты с двойниками не раз встречались в литературе, как и рассказы о хождении правителя в народ с последующими мудрыми и человеколюбивыми выводами или братские козни в деле наследования (линия Майлса Гендона). Но и избитые темы и классическое линейное повествование: с прологом, экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой и эпилогом — лишь форма для показа широкой и разноплановой картины английской жизни «конца второй четверти шестнадцатого столетия» и проповедования всегда волновавшей автора доктрины о равенстве людей, не смотря на сословие или расовую принадлежность. Ведь по сути нет никакой разницы между личностями принца Уэльского и нищего с Двора Отбросов, как «между Правдой и Ложью, если, конечно, и ту, и другую раздеть», а подлость и истинное благородство в равной мере встречается и среди знати, и среди отбросов общества.
Эдуард, сын короля Генриха VIII, и Том, сын вора Джона Кенти, рождаются одновременно и случайно оказываются похожими как две капли воды. Так же случайно спустя девять лет они меняются местами, и Тому предстоит жить во дворце со всеми его интригами и нелепым этикетом, а Эдуарду — скитаться по лачугам, притонам, трактирам, хижинам и тюрьмам, и составлять компанию то нищим и ворам, то обедневшим крестьянам, то сумасшедшим отшельникам. Эти перипетии очень похожи на те, которые выпали на долю Оливера Твиста, что не удивительно: между романом Диккенса и повестью Твена каких-то 40 лет, что по меркам XIX века ничто, если и за триста лет разделяющие оба повествования по сути мало что изменилось. Но есть у Эдуарда и верный спутник, с которым его постоянно разлучают обстоятельства, утративший наследство благородный рыцарь. Он также не верит принцу, но принимает его «игру» и неизменно спешит на помощь своему юному другу. Короче, всё, как в сказке: чем дальше, тем страшнее — и как в сказке всё заканчивается благополучно. Добро торжествует, каждый получает по заслугам в пику сложившейся традиции наказывать невиновных и награждать непричастных, а страна получает мудрого правителя, на своей шкуре испытавшего нужды народа. Увы, правителя недолговечного, как недолговечна в истории эра милосердия, которое, по процитированным автором шекспировским словам, королям «пристало больше, чем корона», как зыбко и практически нереально всё то, чему до́лжно быть.
Прочитано в рамках игры Пятилетку в три тома! (Тур 12).
Нет ничего более раздражающего, чем хороший пример (с)
Представить себе примерные границы фантазии мистера Клеменса (так по документам значился Марк Твен) не представляется возможным. Лично я уже давно отчаялся найти какую-либо взаимосвязь между темами, которые он выбирал для своих произведений. Судя по всему, единственной взаимосвязью было то, что никакой взаимосвязи не было.
Марк Твен все это изобразил как злоключения юного принца, который волею случая оказался на месте представителя низшего класса. Эта тонкая грань и невероятная прозорливость автора меня только удивляют, потому что в подобной ситуации вполне логично, что король станет намного более сострадательным, проникшимся судьбами отверженных, а попавшего на его место Тома Кенти просто объявят сумасшедшим. Это вполне подходит к образу реального короля Эдуарда, который действительно был добр (правда, я думаю, что из-за общей болезности, ибо прожил он довольно недолго) и кое-кто принимал его за блаженного. Время было еще очень среднее, тюдоровское, в те годы бывало всякое.
Невероятная история «Принца и нищего» кажется очень достоверной, особенно в детстве, но читать повторно уже не очень интересно. Можно позавидовать тем, кто не знает сюжета, но во второй раз можно обратиться к другим произведениям Марк Твена, которых превеликое множество.