Примус что это такое
Выбираем примус
2. У этого примуса потроха из латуни, поэтому не стоит прилагать больших усилий при вращении ручки, по этой же причине не надо давать пользоваться «необученным бойцам» (вообще держать примусы в «общаке» накладно).
3. При перегреве аппарат может выйти из повиновения, поэтому стоит иметь под рукой кружку холодной воды или немного снега. Ими можно аккуратно охладить бачок и сбросить таким образом без паники и прекращения приготовления пищи излишек давления.
4. Не разогревайте примус бензином, если хотите иметь чистые руки и снаряжение при работе с ним! Очень полезно и приятно разогревать «Огонек» спиртом «сухим» или «мокрым» (хотя последний нередко выпивается коллегами, да и сам такой), при этом отпадает необходимость долго отмывать руки после заправки. На один запуск хватает 1/4-1/6 части таблетки. Чтобы удобно было подсовывать растопку, полезно удалить одну вертикальную перемычку на жестяном кожухе.
(АД: замечание про сухой спирт на 150% относится и к Шмелю. )
5. Штатный сальник раз и навсегда можно заменить фторопластом.
(Александр Никольский: Да. И у Шмеля поставить фторопластовую прокладку между бачком и головой. Огонек кое в чем лучше, чем 2-й и 4-й Шмели, но хуже, чем Шмель-1. Огонек проще, но менее мощный и требует доработок. Идея надевать кожух на работающий примус мне тоже не очень нравится. Он также содран с австрийского (или немецкого) военных времен примуса. Оригинал имеется у одного моего знакомого. До сих пор пашет, как трактор).
6. К сожалению, работа сопровождается гудением, неэстетично. По этой причине взял с собой пару лет назад в двухнедельную командировку «Шмель» и долго проклинал свое эстетство.
По материалам: scout-kg.narod.ru, clubdoroga.euro.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Примус
При́мус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине).
Изобретён в 1892 Францом Вильгельмом Линдквистом, основавшим в дальнейшем фирму Primus AB. Популярен среди туристов. Широко выпускался с 1922 г. первым государственным меднообрабатывающим заводом (ныне ЗАО «Кольчуг-Мицар»), расположенным в г. Кольчугино Владимирской обл.
Содержание
Принцип работы
Принцип работы схож с принципом работы паяльной лампы. Горючее под давлением, создаваемым при розжиге с помощью насоса и затем поддерживаемым за счёт нагрева, поступает в трубчатую часть горелки, где нагревается до нужной температуры, затем в форсунку, из которой распыляется в испарительную камеру. В ней пары горючего смешиваются с воздухом, а затем сгорают в конфорке. Для нормального испарения необходимо, чтобы в испарительной камере поддерживалась высокая температура, поэтому при розжиге необходимо предварительно разогреть горелку. Для этой цели в примусе есть специальная чашечка.
Устройство
Примус состоит из следующих частей:
Горелка примуса в свою очередь состоит из:
Достоинства
Недостатки
Использование примуса
В современных бензиновых горелках, таких как Coleman Sportster, процесс предварительного прогрева упрощён: бензин превращается в пар в тонкой трубке, проходящей над основной горелкой, затем бензиновый пар смешивается с воздухом и подаётся в горелку, поэтому не нужно наливать горючее в чашечку, да и сама чашечка отсутствует. Процесс розжига такой горелки следующий:
Этимология
Популярность в СССР
В связи с тем, что в СССР были широко распространены коммунальные и просто неблагоустроенные квартиры, не имеющие газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки, примус был наиболее удобным прибором для приготовления пищи. После 50-х годов примусы стали вытесняться такими приборами, как керогаз, а затем газовыми плитами на сжиженном или природном газе и, конечно же, электроплитами. В то время как в быту примус практически полностью вышел из употребления, среди туристов примусы долгое время были популярны в связи с компактностью и эффективностью. Тем не менее в последнее время они стали вытесняться небольшими газовыми плитками, работающими на сжиженном газе, находящемся в небольшом баллоне, так как они проще в обслуживании и быстрее разжигаются, а также мультитопливными горелками, способными работать как от газа, так и от бензина.
Примус в искусстве
Примус, которым в довоенные годы владела почти каждая семья в крупных городах СССР, неоднократно упоминается в произведениях советских писателей довоенной поры: А. П. Платонова, А. Н. Толстого, Д. И. Хармса, М. М. Зощенко и многих других. «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус» — эта известная фраза кота Бегемота из романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова призвана засвидетельствовать, что говорящий занимается самым обычным и непримечательным делом. Со временем примус превратился в символ домашнего быта. Описывая героиню того же романа, автор говорит, что она «никогда не прикасалась к примусу» — Маргарита жила в обеспеченной семье и могла, в отличие от большинства сограждан, не обременять себя бытовыми проблемами.
В фельетоне Ильфа и Петрова «Саванарыло» (1932) художник работает над рекламным плакатом ресторана, текст на котором гласит: «Дома грязь, помои, клоп — здесь борщи и эскалоп. Дома примус, корки, тлен — эскалоп здесь африкен». Несмотря на юмористическое преувеличение, весьма характерно, что примус поставлен в один ряд с самыми ненавистными проявлениями бытовой неустроенности тех лет.
В агитационном искусстве 1930-х годов примус выступает символом бытового рабства наряду с другим атрибутом изматывающей домашней работы — корытом:
— Лопатин П. От старой к новой Москве. М.: Моспартиздат, 1933
На плакате Б. Дейкина «8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства» (1932 год) одетая в красную косынку «освобожденная» работница подает руку женщине, распростертой под грудой грязной посуды и кухонных принадлежностей, среди которых заметно выделяются примус, корыто и самовар.
ПРИМУС
Для гашения отвернуть винт спуска воздуха на 2 — 3 оборота.
Из бытовых керосинонагревательных приборов примус имеет наивысший коэффициент полезного действия и наиболее экономичен, так как расходует всего 70 г керосина в час. Ёмкость резервуара различна — от 0,5 л до 2 л. Горелки могут быть шумные (наиболее распространены) и бесшумные (расходуют больше керосина).
Во избежание несчастных случаев воспрещается: наливать керосин при сильно нагретом корпусе или горелке примуса; сжигать в примусе бензин, газолин и другие легковоспламеняющиеся вещества; держать примус зажжённым более 3 часов подряд.
Портативный примус (рис. 2) предназначен для туристов, охотников, рыболовов, но может быть использован и в домашних условиях. Резервуар ёмкостью 160 г работает на бензине. Этот примус не имеет насоса. Бензин подаётся к форсунке хлопчатобумажным фитилём. Встроенная игла регулирует подачу паров бензина, а следовательно, и величину пламени. Иглой пользуются И для гашения примуса.
Примус с запасными деталями и инструментом укладывается в футляр и закрывается нижней и верхней крышками. Размеры примуса в собранном виде: высота 14 см, диаметр 10 см; вес 600 г. Время работы примуса (до полного израсходования бензина) 40 — 60 минут. Вскипятить 0,5 л воды можно за 4 минуты, а 1,5 л — за 10 минут.
Чтобы разжечь портативный примус, нужно отвернуть корпус клапана (пробку), вставить воронку, налить в резервуар корпуса бензин и корпус клапана завернуть. Потом прочистить капсюль, с помощью ключа завернуть иглу горелки. В кольцевую выемку резервуара примуса налить немного бензина и зажечь его. Как только бензин загорится, постепенно отворачивать иглу горелки до получения устойчивого пламени. Затем примус установить на днище нижней крышки, развернуть угольники и вставить футляр в нижнюю крышку.
Гасить примус нужно ключом, завернув иглу горелки до отказа. Когда примус охладится, иглу горелки следует немного отвернуть.
При пользовании примусом нельзя допускать, чтобы приготовляемая пища во время кипения переливалась через края посуды на примус. Нужно следить, чтобы фитиль не загрязнялся, периодически промывать его бензином, а при сильном загрязнении — заменить.
Все резьбы и сальниковые уплотнения примуса должны быть плотными и не пропускать паров бензина. Если в этих местах во время горения появляется пламя, нужно подтянуть резьбу; если же и после подтяжки резьбы пламя будет появляться, необходимо погасить примус, охладить его и заменить прокладки.
Заливать примус бензином нужно тогда, когда примус будет погашен и полностью охлаждён, иначе может произойти вспышка бензина.
Как в горящем, так и в погашенном, но недостаточно охлаждённом примусе отворачивать корпус клапана или винт клапана категорически запрещается.
Полезное
Смотреть что такое «ПРИМУС» в других словарях:
примус — примуса, мн. примусы (примуса – простореч.), м. [от лат. primus – первый]. Прибор для приготовления пищи и нагревания чего н., состоящий из резервуара со впаянной трубкой, по которой поднимается в горелку нагнетаемый насосом керосин. Большой… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРИМУС — ПРИМУС, примуса, мн. примусы (примуса прост.), муж. (от лат. primus первый). Прибор для приготовления пищи и нагревания чего нибудь, состоящий из резервуара со впаянной трубкой, по которой поднимается в горелку нагнетаемый насосом керосин.… … Толковый словарь Ушакова
ПРИМУС — ПРИМУС, а, мн. ы, овразг.) а, ов, муж. Нагревательный прибор с насосом, подающим горючее к горелке. Готовить на примусе. | прил. примусный, ая, ое. Примусная горелка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
примус — сущ., кол во синонимов: 1 • керогаз (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
примус — ПРИМУС, а, м., собств. Бывший премьер министр РФ Е. М. Примаков. Ср. макс … Словарь русского арго
примус — примус, мн. примусы, род. примусов и примуса, примусов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Примус — У этого термина существуют и другие значения, см. Примус (значения). Примус Примус бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине). Изобретён в 1892 Францом В … Википедия
примус — рекл.жарг. удачный ход в рекламе, чаще печатной. Примус коптит значит «аудитория не постигла всей глубины замысла начинающего рекламиста» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Примус — м. устар. Нагревательный прибор, применяемый в быту для приготовления пищи, нагревания воды и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
примус — 1. примус, примусы, примуса, примусов, примусу, примусам, примус, примусы, примусом, примусами, примусе, примусах 2. примус, примусы, примуса, примусов, примусу, примусам, примус, примусы, примусом, примусами, примусе, примусах (Источник: «Полная … Формы слов
Примус туристический. Эволюция горелки для похода с советских времен и до наших дней
Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.
В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.
Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.
Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.
Горелка туристическая: преимущества
Примус туристический: виды и их эволюция
В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.
Виды советских походных горелок:
Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.
«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.
«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.
«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.
«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.
Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.
Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г. Он удался!
Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».
«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.
«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.
Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.
Полезные статьи:
Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.
В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).
Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.
Современные виды походной горелки
С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.
Виды современных походных горелок:
В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.
Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.
Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф
Содержание статьи
Примус – это приспособление, которое используется для приготовления пищи в походных условиях или при отсутствии других источников тепла. Прибор имеет простую конструкцию и прекрасно справляется с возлагаемыми на него функциями. Сегодня примусы встречаются гораздо реже, чем раньше, но в узких кругах продолжают активно использоваться. Охотник, турист или рыболов наверняка знают, чем хорош и удобен примус.
Конструкции этих устройств встречаются самые разные. Начиная от карманного исполнения прибора и заканчивая стационарным вариантом. Также примус известен благодаря роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где кот Бегемот постоянно «починял» это изделие.
Как работает примус
Конструкция примуса очень простая. Это во многом, определяет его популярность. Простая конструкция гарантирует высокую надёжность.
Примус состоит из ёмкости с топливом (1), насоса (2), клапана (7), вентиля (3) и топливной форсунки (4).
В бачок для топлива (1) наливается любое горючее вещество (спирт, бензин или керосин). Затем с помощью насоса (2), входящего в комплект устройства, в баке с топливом нагнетается избыточное давление. Этот бак соединен с топливной форсункой (4). Соединяющий канал между форсункой и бачком перекрывается вентилем (3). На трубке с форсункой организован держатель для посуды (6).
Когда появляется необходимость включить устройство, человек наполняет топливный бак примуса, создает избыточное давление насосом внутри этого бака и аккуратно открывает топливный вентиль. Поскольку в баке присутствует избыточное давление, после открытия крана топливо начинает выливаться через форсунку с определённой скоростью. Струя топлива поджигается спичкой или источником огня. Происходит возгорание топлива, а устройство после этого может использоваться как источник тепла. Модернизированный вариант примуса имеет встроенный пьезоэлемент, что исключает необходимость использования спички, и уже при повороте топливного крана автоматически происходит возгорание.
Время работы примуса зависит от давления, которое набрано в бачке, и от емкости самого бачка с топливом. Поскольку интенсивность горения не особенно большая, даже небольшой объем топлива будет гореть около 20 минут. Таким образом, 200 мл горючего хватит для полноценного приготовления пищи на несколько приемов и обогрева палатки.
Применение примуса
Примус имеет самые различные варианты применения. Для многих категорий людей это самый нужный прибор из всего возможного туристического снаряжения.
Среди любителей отдыха на природе, туристов, дачников, охотников и рыбаков он используется преимущественно в качестве источника открытого огня. Огонь необходим для приготовления пищи, обогрева или технических нужд. Например, раньше рыбаки использовали открытое пламя примуса для выплавления грузил из свинца.
Примус позволит прогреть палатку туманным утром и немножко подсушить одежду. Темной ночью станет небольшим источником света для палатки. Применений этого устройства, которое подарил нам прошлый век, существует огромное множество.
В последние годы, примус стали вытеснять с рынка более современные варианты газовых горелок, которые работаю от баллончиков с пропаном. Они намного более универсальные и обходятся дешевле. Такой баллон можно использовать и с газовым резаком, и с маленькой газовой конфоркой, и даже с небольшим газовым обогревателем.