Примитивность что это в человеке
Значение слова «примитивный»
1. Относящийся к ранним стадиям развития человеческого общества; первобытный.
2. Простейший, несложный по устройству, выполнению и т. п. Примитивная техника. □ По взгорью и влево по полю — примитивные окопы. Первенцев, Кочубей. Раковины жемчужницы птерия (Pteria) добываются самым примитивным способом — нырянием, что, к сожалению, ведет к тяжелым профессиональным заболеваниям, слепоте и глухоте. Крепс, «Витязь» в Индийском океане. || Недостаточно глубокий, слишком упрощенный. Примитивная система доказательств. □ В нашем советском строительстве требуется все более и более квалифицированной силы. В настоящий момент уже с примитивным подходом к общественным явлениям подойти в высшей степени трудно. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.
3. Неразвитый и малообразованный. Чапаев выделялся. У него уже было нечто от культуры, он не выглядел столь примитивным, не держался так, как все. Фурманов, Чапаев. В сущности, это была простодушная и добрая женщина, но такая примитивная, что любой разговор непременно сводила к одной и той же теме. С. Никитин, Семь слонов.
[От лат. primitivus — первоначальный, первобытный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
примити́вный
1. простой, несложный по устройству, невысокий по технике исполнения, неискусно и грубо сделанный ◆ Примитивный механизм. ◆ Примитивные первобытные инструменты. ◆ Подобие ученического, примитивного портфельчика. Фурманов
2. перен. грубый, не обладающий развитым интеллектом, узкий, ограниченный ◆ Примитивная натура. ◆ Примитивный человек.
3. книжн. первобытный, стоящий на низших ступенях развития, относящийся к началу своего исторического существования ◆ Примитивные племена.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отмучиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Глава вторая. Примитивный человек и его поведение
Глава вторая. Примитивный человек и его поведение
§ 1. Три плана психологического развития
В научной психологии глубоко укоренилась мысль о том, что все психологические функции человека следует рассматривать как продукт развития. «Поведение человека, — говорит Блонский, — может быть понято только как история поведения».
Два плана психологического развития изучены в настоящее время с наибольшей полнотой. Психология рассматривает поведение человека как результат длительной биологической эволюции. Она прослеживает зачатки сложнейших форм человеческой деятельности у простейших одноклеточных организмов. В их примитивных реакциях, «движениях от чего-нибудь и к чему-нибудь», она видит отправные точки для понимания высших форм мышления и воли современного человека.
В инстинктах животных видит она прообраз человеческих эмоций и в страхе, в гневе человека открывает следы бегства и нападения хищного животного. В первичных условных рефлексах, изучаемых в лабораториях, видит она основы, из которых развилась вся сложная деятельность человека, как продукт коры мозга, и пытается охватить единым законом движение растений, тянущихся к солнцу, и вычисления Ньютона, открывающего закон всемирного тяготения, «как отдельные звенья, — по выражению академика Павлова, — единой цепи биологического приспособления организмов».
Наконец, в недавних открытиях Кёлера, о которых рассказано выше, психология получила не хватавшее ей до того звено, соединяющее поведение человека с поведением его ближайшего родственника по биологической эволюции — человекообразной обезьяны. Полное торжество дарвинизма в психологии сделалось возможным только благодаря открытию, показавшему, что существеннейшая черта человеческого интеллекта — изобретение и употребление орудий — восходит в своем развитии к поведению обезьян, которые также при известных условиях способны изобретать и употреблять простейшие орудия.
Таким образом удалось открыть в животном мире корни даже той специфической формы активного приспособления человека к среде, которая выделила человечество из всего прочего животного царства и привела его на пути исторического развития. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, на которую указывал Энгельс, была подтверждена здесь средствами научного эксперимента.
Все это, вместе взятое, крепко и неразрывно связало психологию человека с биологической эволюционной психологией и научило исследователей видеть, что и поведение человека в значительной своей части есть до сих пор, по выражению Блонского, поведение животного, поднявшегося на задние конечности и говорящего.
Другой план развития изучен также чрезвычайно хорошо. Поведение взрослого человека, как это давно было установлено психологами, создается не сразу, а возникает постепенно и развивается из поведения ребенка. Правда, в прежнее время психологи и философы охотно допускали, что идеи человека и мышление его составляют врожденную основу человеческой души и не подвергаются развитию тогда, когда развивается тело ребенка.
Они склонны были утверждать, что самые высшие человеческие идеи присущи уже ребенку в момент рождения или даже раньше. «Я не утверждаю, — писал по этому поводу Декарт, — что дух младенца в утробе матери _ размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе и не думают об этих истинах».
Выводы, которые можно было бы сделать на основании такого утверждения, были сформулированы Мальбраншем, который утверждал, что детям наиболее доступны абстрактные, логические, метафизические и математические знания. Раз идеи прирождены детям, то нужно сообщать им вечные истины возможно раньше. Чем ближе к врожденному источнику, тем чище и вернее будет сама идея. Позднейший чувственный опыт ребенка, основанный на случайных фактах, затемнит первоначальную чистоту врожденной идеи.
Эти положения давно оставлены научной психологией. Психология давно усвоила правило, согласно которому мышление и поведение взрослого человека должны рассматриваться как результат очень длительного и очень сложного процесса развития ребенка. Со всей возможной тщательностью психология стремится установить все те качественные превращения одной формы поведения в другую, все те количественные изменения, которые, взятые вместе, составляют основу детского развития.
Она следит, как постепенно из крика новорожденного, из лепета младенца возникают отдельные проблески человеческой речи и как только к возрасту полового созревания заканчивается в самом основном процесс овладения речью, так как только с этого времени речь становится для ребенка орудием образования абстрактных понятий, средством абстрактного мышления.
Она следит, далее, за тем, как в играх ребенка просвечивают, развиваются и складываются его будущие наклонности, умения и способности, как в детских вымыслах зреют и упражняются элементы творческого воображения, которые послужат в будущем основой художественной и научной деятельности.
Оба эти плана развития, как уже сказано, достаточно глубоко вкоренились в психологию. Но есть еще третий план развития, который гораздо меньше, чем эти, вошел в общее сознание психологов и который отличается глубоким своеобразием по сравнению с этими двумя типами развития, — это развитие историческое.
Поведение современного культурного человека является не только продуктом биологической эволюции, не только результатом развития в детском возрасте, но и продуктом развития исторического. В процессе исторического развития человечества изменялись и развивались не только внешние отношения людей, не только отношения между человечеством и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа.
В результате этих длительных изменений и сложился психологический тип современного культурного европейца или американца. Особенности этого типа тоже могут быть поняты нами не иначе, как если мы приложим к их объяснению генетическую точку зрения, если мы спросим, откуда и как они произошли.
Историческое развитие психологии человека изучено хуже, нежели два других плана развития, потому что наука располагает гораздо меньшим материалом относительно исторических изменений человеческой природы, чем относительно детского и биологического развития. Огромный и разнообразный мир животных, застывших на различных ступенях «происхождения видов», дает как бы живую панораму биологической эволюции и к данным сравнительной анатомии и физиологии позволяет прибавить данные сравнительной психологии.
Развитие ребенка есть процесс, совершающийся на наших глазах многократно. Он допускает самые разнообразные способы изучения. Только процесс исторического изменения человеческой психологии поставлен в значительно худшие условия изучения. Исчезнувшие исторические эпохи оставили документы и следы относительно своего прошлого.
По этим документам и следам легче всего может быть восстановлена внешняя история человеческого рода. Психологические механизмы поведения не отразились при этом сколько-нибудь объективным и полным образом. Поэтому историческая психология располагает значительно меньшим материалом.
Поэтому одним из богатейших источников этой психологии является изучение так называемых примитивных народов. Примитивными или первобытными народами называют обычно в условном, правда, смысле некоторые стоящие на низших ступенях культурного развития народы нецивилизованного мира. Эти народы не могут быть с полным правом названы примитивными, так как у них, у всех решительно, наблюдается то большая, то меньшая степень цивилизации. Все они вышли уже из доисторического периода существования человека. Многие из них имеют очень древние традиции. Некоторые испытали на себе влияние отдаленных и мощных культур. Другие деградировали в своем культурном развитии.
Примитивного человека в собственном смысле этого слова не существует сейчас нигде, и человеческий тип, как он представлен у этих первобытных народов, может быть назван только относительно примитивным. Примитивность в этом смысле есть низшая ступень и исходная точка исторического развития поведения человека. Материалом для психологии примитивного человека служат данные о доисторическом человеке, о народах, стоящих на низших ступенях культурного развития, о сравнительной психологии народов различной культуры.
Психология примитивного человека еще не создана. Сейчас происходит накопление психологического материала в этой области, разработка методов и пронизывание психологической точкой зрения этнографического материала, по выражению Турнвальда.
Читайте также
Глава 5. Поведение
Глава 1. Помогающее поведение
Глава 1. Помогающее поведение 1.1. Что такое помогающее поведение Если обобщить многие определения помогающего поведения (helping behavior), то все сведется к тому, что это просоциальное поведение, связанное с оказанием помощи (содействия) в различных ее проявлениях тому, кто в ней
Массовый человек и массовое поведение
Массовый человек и массовое поведение Информационная война направлена на массового человека, что требует особого типа воздействия. А. Богданов говорил, что толпу можно выравнять только по низшим реакциям, поскольку высшие реакции у всех разные.Исследователи отмечают,
ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек»
ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество
Глава 2 ВЛИЯНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
Глава 2 ВЛИЯНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ • Изменение поведения в результате социального научения• Одобрение и неодобрение: сила социальных наград• Конформизм: спасаем лицо, сохраняем приличия, обретаем — знания• Подчинение: поведение, основанное на чужом
Глава вторая Можно ли повлиять на поведение подростка?
Глава вторая Можно ли повлиять на поведение подростка? Трудности с
Глава 14. Пол и сексуальное поведение
Глава 14. Пол и сексуальное поведение Сексуальное общение между мужчинами и женщинами в свое время было предметом рассмотрения различных религиозных и даже политических течений. Церковь называла женщину «сосудом дьявола», а половую связь между мужчиной и женщиной
ГЛАВА 16 – ПОВЕДЕНИЕ ПО СЦЕНАРИЮ
ГЛАВА 16 – ПОВЕДЕНИЕ ПО СЦЕНАРИЮ Согласного Судьба ведет, несогласного тащит насильно. Сенека Младший Прежде чем стать опорой в жизни, наше психологическое Я проходит закономерные этапы в своем развитии. Наше Я взрослеет вместе с самосознанием, вместе с избавлением от
ГЛАВА 19 – ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 19 – ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ …Одна из причин, по которой большинство людей терпят неудачу в своей жизни, заключается в том, что они не отдают себе отчет, в какой момент они еще способны действовать в соответствии со своим разумом. Они осознают ситуацию только тогда,
§ 8. Стадия II В. Второй тип: примитивный спор
§ 8. Стадия II В. Второй тип: примитивный спор Спор начинается с момента, когда собеседники ограничиваются утверждением своих противоположных мнений, вместо того чтобы дразнить, критиковать или угрожать. Оттенок этот может быть трудно уловимым. Мы только что видели
Глава 10. Безвольное поведение
Глава 10. Безвольное поведение 10.1. Различные проявления безволия Противоположным волевому является безвольное поведение. При обычной его характеристике наблюдаются те же недостатки, что и при характеристике волевого поведения. Так, за безволие принимают как нежелание
Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну]
Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме
Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди)
Глава шестьдесят вторая ПОСЛЕСЛОВИЕ (Хотя последняя глава еще впереди) Вот, собственно, почти все. Таков наш трехцентровый мир, в котором позднего Фрейда толпа окрестила выжившим из ума стариком, Льва Николаевича даже собственные дети называли сумасшедшим, зато его жену
Примитивность как желание. Безумие как.
Сразу оговорюсь, что примитивизм я рассматриваю не как явление с которым нужно бороться всеми методами. Он был всегда. В этом ничего плохого нет. В самом деле не всем же быть профессорами и учеными. Что до меня, так я сегодня считаю рабочего и крестьянина намного выше как интеллигенции так и любого профессора от экономики. Почему? Причина банальна-сегодняшняя «творческая» интеллигенция вообще ничего не создает. Она не умеет создавать. Она предала свое умение создавать. А крестьянин и рабочий всегда были созидателями. Примитивен ли их мир? Кажется, что с точки зрения ученого люда, да. Но это только им кажется. Они даже не перекрестятся, а вот рабочие-практики и крестьянский труд, есть творчество высшего порядка. (Разумеется и интеллигенция создает.. создавала в СССР)
Как видите, есть некая информация, которую преподносит тот, кого Вы оцениваете. Разумеется, ценность информации зависит ныне от звания того, кто ее подает. Если есть вес в обществе (Реклама СМИ. Сегодня в мире информационной диктатуры действует принцип-признается тот, кого подает СМИ, и за этой подачей не стоит стремление сделать общество лучше или развить производственный процесс.) то информация становится автоматически значимой. Если Вы внимательно присмотритесь к этой «значимости» то увидите, что от нее не остается и следа через короткий промежуток времени.
Потому да простят меня искусствоведы, но «примитивизм» я буду тут использовать как оценку мышления. Есть еще более жесткие оценки, которые как раз и разрушают человека. «Клиповое мышление» которое выражает зависимость человека от частого мелькания кадров информации. «Рекламное мышление«, где человек живет ради рекламы себя и своего достоинства.
— Почему забирая ребенка из семьи по причине бедности (Которую оценивает тот, кто забирает, исходя из не ясных критериев) его специально вводят в мир «ада». Не лучше ли затраченные на это средства (А ведь бедность вина капитализма) потратить на семью?
— Почему я, который желает иметь историческое бытие, считая себя мужчиной, должен одеть юбку? Почему меня заставляют это делать?
А как Вам «праздник трусов» в Европе?
В чем примитивизм мышления? «Я же не делаю зла никому». Зло в этом аспекте принимает форму нуля. Оно не понимается и не осознается. В чем сила давления? В том, что психология человека инструмент хрупкий и деградация её еле различима. Сегодня экономике даже нужны люди, не умеющие читать и писать или делающие это по слогам. Зачем учить электрика? А автослесаря? Теперь, исходя из этого, попытайтесь дать ответ, почему в СССР учили и эту категорию людей? (Прививали фундаментальные знания и научное видение мира) Не верите в эффективность? Не мне Вам доказывать, что любой троечник в СССР сегодня заткнет за пояс человека с высшим образованием по элементарным знаниям. Я уж не пишу про почерк.
Итак:
Первое. Знания, где протекает та или иная река, или прочтение литературы, не помогает жить в современном мире. Они, эти знания, даже не помогают завоевать любовь у противоположного пола. Ценности сместились от знания и скромности к наглости, и к жизни без принципов. (Кого сегодня шокирует заявление молодых людей, что им не нужны девственники? Мол не опытные)
Второе. Знания не помогают делать карьеру. Проход во власть не зависит от того, как Вы образованны. Доступ к деньгам дает не знание а черты характера. Индивидуальные навыки быть хищником.
Третье. Знания (И стремление к знаниям) не развивает экономику. Развитие экономики перешло от человека к узкой прослойке людей. Остальные живут в офисе.
Вам же дали сегодня всё! И еще дадут! Хотите голым ходить-ходите, никто и никогда Вас не осудит а тот кто осудит, осудим и будет при помощи закона-не покушайся гад на свободу! В чем дело? Что теперь Вам мешает стать моральнее и нравственнее? В чем тормоз? Немцы и до 1941 у себя дома были моральны и законопослушные, они были ими после 22 июня. Но какие они были у нас? Ужас берет, и волосы на голове встают и кровь стынет, когда знакомишься с тем,ч то делали они! Что сегодня мешает жить ради людей? Что мешает создавать ради людей? Барьеров больше нет, так иди и создавай, а чем заняты? Какой продукт создаем?
Примитивизм во всем. Он не может касаться только одной области бытия. Он многогранен. Признак фанатизма-ярость! Признак примитивизма-злость на ум. Злость на злость. Злость на глупость.
Разрушать нельзя только один элемент. Когда ты разрушаешь себя, разрушается как прошлое так и будущее. История исчезает. СТРАСТИ НАШИ СТАЛИ ВЕРОЙ! Примитивное сознание довольно привлекательное явление. Страсть созидания превратилась в страсть наслаждения. Мы переживаем герою каннибалу и восхищаемся убийцей.
Диалог знакомый, не так ли? Все дело состоит еще и в том, как мы оцениваем реальность. Сначала реальность потом наша оценка. Просты мы или сложны-реальность неизменна. Нравится или нет, но идеология существует. Существует информационная диктатур и воздействие. Мы вредим себе и своим потомкам, когда оцениваем реальность просто (Она обижается и проклинает-не сочтите за психа), и пытаемся разгадать её, когда начинаем творить. Мы, творя, раздвигаем сознание а значит раздвигаем и реальность.
Примитивность Примитивный
Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.
А сомнения и терпимость присущи только истинно культурному человеку.
Напоминая клей «Момент»
(хоть липнет посильнее клея), —
Чем примитивней оппонент,
Тем агрессивней он и злее!
Примитивность как качество личности – склонность к проявлению характеристик незрелой, дисгармоничной, нравственно бедной личности, упрощённо устроенного внутреннего мира, узкого, ограниченного, не развитого интеллекта, грубости, низкой образованности, некультурности.
Автобус отъезжает от остановки. Зазевавшийся мужчина с бутылкой пива в руках долго бежит за автобусом, матерится, машет руками. Тут водитель сжалился, останавливается и открывает заднюю дверь. Мужчина запрыгивает на заднюю площадку, от пыли поднятой автобусом, резко чихает и от неожиданности громко пукает. Ему становится неловко, он выпрыгивает из автобуса. Голос с передней площадки: — И для ЭТОГО мы его ждали?
Примитивность незамысловата, как мычание, проста, как пять копеек, неглубока, как лужа после моросящего дождя. Простецкая до азбучности, упрощенная и незатейливая до безобразия, примитивность как качество личности становится приобретением лиц, не отягощающих свой разум абстракциями, размышлениями и раздумьями, нисколько не заботящихся о красоте своего внутреннего мира. Визитной карточкой примитивности служит пещерный интеллект, доморощенность, первобытность, прямолинейность и вульгарность.
Для чего отсталой, дикарской, варварской примитивности какие-то нравственные принципы? Ее удел – полудикое, невежественное существование близкое к деградации личности. Бесхитростность, непритязательность, безыскусственность в исполнении примитивности не выглядят достоинствами. Ум примитивной личности сориентирован на удовлетворение, прежде всего, физиологических потребностей в еде, сне и сексе. За порогом ее восприятия остаются духовные и интеллектуальные потребности.
Вышла интеллигентная женщина замуж за примитива. Он приходит домой, съедает борща — и сразу даёт команду: — В койку! Она ему говорит: — Ты меня совсем замучил. Никогда от тебя не слышала слово «Хватит». – Хватит трындеть! В койку. – На двух работах вкалываешь, спрашиваю: — Ну что, борща? А ты неизменно отвечаешь: — Какого борща — устал, как собака. Давай сразу в койку! Нет бы поговорить о Пикассо, Моцарте. А ты всё примитивно тянешь меня в койку. На следующий день муж приходит домой и говорит: — Ты Моцарта и Пикассо читала? – Неа – Тогда в койку!
Примитивность – торжество телесного сознания. Желания тела становятся целью примитивности. Её разум поглощён телесными идеями. В итоге все функции примитивной личности (психические, физиологические) связаны с телом. Ему трудно сдерживать себя в еде, сексе, сне. Примитивная личность становится рабом своих ненасытных чувств, заложником желаний своего тела. Примитивность делает только то, что ей нравится. Нравится примитивной личности делать зарядку, значит, она будет ее делать. Но сложно заставить делать то, что не нравится её уму, например, убирать в квартире, мыть посуду, копать картошку.
Вот сексом заняться, это всегда, пожалуйста. Одна женщина вышла замуж за типа, которому только по горам бегать. Чистокровный примитив. И вот спустя некоторое время после свадьбы она пишет письмо: «Дорогая редакция, Что мне делать? Мой муж — просто какой-то сексуальный маньяк. Он хочет меня постоянно: когда я сплю, когда отдыхаю, когда смотрю телевизор, когда стираю, когда мою пол, когда готовлю, когда моюсь в ванне. Вот и сейчас, простите за неровный почерк…»
Психолог Александр Потиевский утверждает: «Уровень сознания человека довольно легко можно определить по очень простому признаку. Это то, насколько примитивны, в общем-то, просты или, наоборот, возвышенны те удовольствия, которые человек имеет в своей жизни. То есть чем примитивнее удовольствие, тем соответственно примитивнее уровень сознания, тем менее развит разум, тем менее развит человек, вообще, как личность».
Враг примитивности – духовность. Жизнь, какой бы простой она ни была, не будет примитивной, если она обогащена духовным знанием. Переход к духовным источникам счастья, к удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей делает жизнь не примитивной.
У писателя Владимира Миркина есть рассказ «Примитивная личность»: Рано утром в ветлечебницу зашла телятница колхоза «Рассвет» Марья Ивановна Конева. В приемной сидел мужчина с припухлым болезненным лицом и отрешенно глядел по сторонам. Это был ветеринарный фельдшер Иван Кузьмич Кукин. Говорили, что в свободное время он забывает про своих коров и тайно лечит местных жителей от водки, ожирения и бородавок. – Чем обязан? – недовольно прохрипел он, обводя тяжелым взглядом богатырскую фигуру посетительницы. Марья на миг оробела, но, спохватившись, вытащила из сумки большой бумажный сверток. Запахло самогоном и жареной свиной колбасой. – Вы, это, Иван Кузьмич, – начала она неуверенно, – говорят, гипнозом от всех болезней лечите. В Акимовке, слышала, тоже одна старушка есть – от сглазу и волоса лечит. – Эка удивила, – сказал Кукин. – Я, может, строго по науке работаю, систему Павлова знаю, а ты мне про какой-то сглаз рассказываешь… Темный ты после этого человек, Марья, если меня с безграмотной старухой равняешь. Марья от удивления раскрыла рот и вплотную приблизилась к Кукину. – Ну а меня от лишнего весу вылечить сможете? – шепотом спросила она. Кукин оценивающе осмотрел мощную фигуру Марьи и задумался, словно высчитывая что-то в уме. – Хорошо, – наконец произнес он. – Только тут, понимаешь, специальный гипноз надо, психотерапией называется. Это тебе не старушка-знахарка, а наука.
Кукин усадил Марью на стул и мгновенно заговорил: – Сейчас я буду проверять твое магнитное поле. Для этого положи руки на вымя… То есть, тьфу, положи свои руки на грудь. Слушай меня внимательно. Я ввожу тебя в особое состояние, твои руки отрываются от вымени, то есть, тьфу… Кукин вздохнул и вытер со лба пот: – Нет, этот метод тебе не подходит. Ложись-ка лучше на хребет и закрой глаза. Кукин нагнулся над пациенткой и положил ладонь на ее лоб: – А сейчас ты чувствуешь, как тяжесть растекается по всему твоему телу от головы до самого хвоста… То есть, тьфу, по всему телу разливается свинец… – Ой, что-то нет свинца, – робко прошептала Марья. – Молчи, – зло прошипел Кукин. – Ты мешаешь проводить научный эксперимент… И не болтай головой… Тебе хочется спать, спать… – Ой, что-то не хочется спать, Иван Кузьмич, – не выдержала Марья. – Как не хочется спать? – удивился Кукин. – Всем хочется, а тебе нет? Такого не может быть! – Ну как же не может быть, Иван Кузьмич, зачем же я врать буду… – Нет, я так больше не могу работать, – застонал Кукин, хватаясь за голову. – Ты вот что, Марья, поднимайся. Тебя лечить никак невозможно… – Это почему же невозможно? – забеспокоилась она. – Потому как ты есть примитивная личность с низким интеллектом. Тебе гипноз противопоказан.
– Это у меня низкий интеллект?! – взорвалась Марья. – А у коров твоих высокий? Что же это вы себе позволяете, Иван Кузьмич? – обиделась Марья. – Над больной женщиной издеваться! Я думала, что вы специалист, а вы только знаете коровам хвосты закручивать. – Дура! – закричал Кукин. – Ишь какие бока себе откормила. Есть меньше надо! А то ей, видите ли, гипнозу захотелось. – Вот вы какой! – взвизгнула Марья. – Думаете, я теперь не знаю, почему вы прошлой зимой половину телят моих порезали? Потому что не умеете лечить. Не зря вы на селе коновалом слывете. Марья знала, что фельдшер не любил этого слова, и постаралась попасть в самое больное его место. Кукин побагровел и взялся за стул. Марья испуганно схватила сверток и выскочила на улицу. – Колбасу… Колбасу-то оставь! – крикнул ей вдогонку фельдшер. – Эх! Примитивная личность.