Примеры что такое искусство слова
Искусство слова
Умение грамотно излагать свои мысли – это искусство, освоить которое не так и просто, хотя возможно. Правильное произношение говорит о воспитанности человека. Люди, имеющие неординарный запас слов и владеющие умением вовремя применять их, часто устраиваются на хорошую работу, имеют быстрый карьерный рост, знакомятся с интересными людьми. С помощью слов формируется личность, которую всё чаще замечают, от чего растет вероятность переменить жизнь к лучшему. Рассмотрим, что же такое искусство слова и можно ли его постичь?
Распространенные словесные проблемы: это небольшой словарный запас, слова-паразиты, искажение некоторых слов, неверно поставленная речь, ошибочное формулирование слов, в общем, их много. Перед тем, как научиться компетентно изъясняться, необходимо ознакомиться с новыми словами, пополнить знание своего языка. А в этом помогут курсы, чтение, прослушивание музыкальных композиций.
Как овладеть искусством слова
Книги — источник знания
Книги, один из древнейших способов увеличить словесный резерв. Так же существуют специальные книги, для тех, у кого нет времени на обычное чтение. Начинать необходимо с простых произведений, легких по чтению и близких по духу. Хорошо усваивается чтение вслух. Слова и фразы, которые могут понравиться вам, следует зафиксировать, чтобы ни забыть. Пересказав прочтенное произведение, ваш мозг усвоит свежую информацию намного лучше.
Долой банальности
Избавьтесь от банальности. Обратите внимание на самые популярные слова вашей речи, поищите им синонимы. В словарях предлагают альтернативу, из которых можно выбрать подходящую замену заевшихся слов.
Беседы, общение, конференции — все это развивает
Возможность пополнить запас словами собеседника. Ежедневные беседы помогают расширить кругозор. Как можно чаще общайтесь с людьми (друзьями, родными). Разговаривая с ними, пользуйтесь «новыми» словами, фразами, закрепляйте их.
Тренируйте свой мозг
Увлекайтесь различными умственными нагрузками. Пишите статьи, конспекты, пересказы. В свободное время разгадывайте кроссворды. Разгадывайте логические загадки, читайте статьи на смежные с вашей деятельностью сферы.
Изучайте новые слова, их всевозможные определения, синонимы, придумывайте фразы, связанные с ними. Больше знаний о слове помогут быстрее усвоить информацию. Проделав такие упражнения, ваша речь заметно улучшиться, причем в короткие сроки.
Тренируйтесь, применяйте новейшие фразы, составленные вами, оттачивайте умение произносить их.
Что бы быть интересным собеседником, слов не достаточно. Важно не только красиво говорить, а так же иметь понятие, о чем идет речь. Разговорная тематика разнообразна, изучайте все новое, интересное. Развивайтесь как личность. Проходите тренинги, мастер-классы, посещайте онлайн-конференции.
Очень интересно будет прочитать книгу Сомерсета Моема «Искусство слова». Про этот шедевр в следующих статьях.
Занимаюсь маркетингом и продвижением сайтов (корпоративных сайтов, блогов и интернет-магазинов), брендов. Иногда пишу и творю тут, на моем ресурсе.
Post Author: Таня Нестеренко
Похожие записи
Как выучить иностранный язык: основные методики и лайфхаки
Как выучить иностранный язык? С этой необходимостью столкнулся хотя бы раз.
10 стратегий творческого человека
Творческая личность притягивает к себе людей, располагает в общении.
Преимущества онлайн занятий по английскому языку перед традиционными
Не все могут ходить в языковую школу, так как кому-то не подходит график.
Успех и карьера против призвания: кто кого?
Привет, читатели! Сегодня хотим затронуть тему успеха, карьеры и призвания.
Как развить силу воли — от автора «Просто космос» Катерины Ленгольд
Что же рекомендует гуру Agile-жизни Катерина Ленкольд в своей книге «Просто.
Литература как искусство слова
Описание разработки
какова роль литературы в жизни человека;
в чем особенность творчества писателя и сотворчества читателя;
в чем специфика литературы по отношению к другим видам искусств;
познакомиться с программой и структурой учебника
Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек? Чем обусловлено появление все новых и новых произведений? На эти и многие другие вопросы постараемся ответить в течение наших уроков.
2.Выразительное чтение стихов
Художниками называют всех людей творческого труда. Каким художественным даром обладает писатель? В чем особенность писательского труда? Попробуем поразмышлять над этими вопросами, выслушав самих художников слова. Каждый из них нашел такие слова, которые найти мог только он.
— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
И долговечней царственное Слово.
— Каково значение слова « Слово» в этом четверостишии? Почему оно написано с большой буквы? Найдите эпитет и объясните его значение.
(Поэт говорит о силе слова)
Люблю обычные слова.
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
-Какова роль слова в художественном произведении?
Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. ( Привести примеры из произведений)
-В чем же сила слова в художественной литературе?
(В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)
Звучит аудиозапись. ( Можно любое произведение в актерском исполнении)
3. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся
— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?
— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?
— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?
В 5-8 классах мы уже немало говорили о роли литературы в жизни человека. Книги необходимы каждому из нас. Все это знают.
-Задумывались ли вы над вопросом:: какой я читатель? (Чтение – это творчество, для овладения которым следует потратить усилия).
—Но когда книги принесут пользу? (Кто хочет стать личностью должен воспринимать слово письменное и устное, а это непростое искусство. Нужно овладеть искусством читать книги)
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Бились день. рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
-Сравним литературу и живопись.
И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни. Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.
3.Знакомство с программой и структурой учебника.
В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами* Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.
-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)
(ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера) разных времен, ставшими классикой* (КЛАССИКА – это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания).
В текущем учебном году вы будете постоянно отвечать на вопрос: В ЧЕМ СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
«Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимают»,- эта фраза родилась в Древнем Риме. Люди живут, пока их помнят. Книги бессмертны, пока их читают. Почему же сочинениям Гомера и Данте, Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого и других великих мастеров выпал жребий вечной жизни, а их героям – счастье волновать сердца новых поколений? Трудный вопрос. Непростыми будут и ответы. И это здорово: настоящей литературе нужен настоящий читатель.
-Перелистаем учебник и назовем эти произведения.
-Какие произведения вы прочитали летом?
-Какие из прочитанных произведений вам запомнились и чем?
— Обратимся к учебнику, рассмотрим его структуру. Зачем необходимо рассмотреть учебник? (Задание: группа представляет главу из учебника о любом писателе).
— Почему разговор о писателе мы будем начинать с его биографии? (Конечно, художник, как и любой человек, проживает сложную, интересную жизнь, но его судьба интересна нам в той мере, в какой связаны с творчеством, преобразованы им. Затем следующий шаг-задуматься над тем, как в целом устроен художественный мир писателя. И только потом можно заняться анализом текста. Задача учебника не просто сообщить сумму знаний, а научить вас самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем.)
Для тех, кому покажется мало сведений учебника, кто хочет знать больше, в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы.
Вопросы и задания помогут вам самостоятельно проверить свои знания, убедиться, что материал вами усвоен.
В конце темы приводятся также темы сочинений и рефератов.
Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 века.
М. Горький, обдумывая уроки русской литературы, сказал в статье «Разрушение личности» (1909): «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле. Как человек, как личность писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе, к усталому в труде народу, к грустной своей земле».
Литература
Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.
Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.
Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.
Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.
Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы.
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+