Пример того что человек биосоциальное существо

Биосоциальная сущность человека

Пример того что человек биосоциальное существоБиосоциальная сущность человека – это неразрывная взаимосвязь биологического начала, обусловленного процессами, проистекающими в природной среде и социальной составляющей в человеке. Люди отличаются от своих четвероногих «собратьев» необходимостью воспроизведения помимо собственной биологической сущности ещё и социального начала. Именно поэтому им приходится ублаготворять не только личные материаль­ные потребности, но также и духовные. Удовлетворение последних обусловлено формированием внутреннего мира человека. Он вырабатывается под воздействием того социума, в котором существует субъект.

Что это такое

Биологическая популяция «гомо сапиенс» являет собой исключительную форму бытия, объединяющую биологическое начало и социальную сущность. Жизнедеятельность его организма базируется на основополагающих биологических процессах, таких как дыхание, питание, выделение, размножение, проистекающих в нём. Именно эти процессы предводительствуют в деле обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности в целом. Отсюда человек разумный представляет собой уникальную разновидность живых организмов. Поскольку он обладает разумом, речью, позволяющей транслировать знания, информацию, ведёт социальный образ бытия, имеет способности к созидательной деятельности.

Итак, в чём проявляется биосоциальная сущность человека? Состоит она в том, что человек разумный сотворён природой и характеризуется определёнными физиологическими потребностями, присущими иным биологическим организмам, при этом он также ведёт социальную жизнь, обладает речью, способен мыслить, и является «творением» социализации.

В противоположность иным видам, которые адаптируются к естественным условиям среды в ходе морфофизиологических трансформаций, люди модифицируют окружающую среду, используя орудия труда, производя одежду, сооружая жилища, культивируя растения, одомашнивая животных, налаживая производство, развивая науку.

Процесс индивидуального созревания человека зиждется на двух вариациях информации. Первая – биологическая информация, зафиксированная в качестве генетической в дезоксирибонуклеиновой кислоте (универсальный механизм хранения, имеющийся в любом организме, служащий для реализации и трансляции информации через поколения). В индивидуальном формировании индивидов благодаря биологической информации определяется специфическая совокупность анатомо-физиологических характеристик, качеств, свойств рознящих его от иных разновидностей живых организмов.

При этом, так как человек наделён речью и разумом, то у него имеется и вторая вариация информации, представленная сочетанием умений и знаний, которые создаются, сберегаются, используются и увеличиваются поколениями индивидов в ходе развития сообщества «гомо сапиенсов». Постижение их людьми происходит по мере их обучения, воспитания, взаимодействия в социуме. Описываемая особенность обусловлена социальной способностью организмов передавать собственные особенности формирования потомству, которая присуща исключительно человеческому социуму.

Сущность биосоциальной природы человека связана с тремя понятиями: личность, индивидуальность и индивид.

Последний термин подразумевает отдельно взятого представителя гомо сапиенс, то есть индивид – это определённый носитель всех биосоциальных черт человечества.

Индивидуальность является уникальным набором психофизиологических черт, а также социальных особенностей, обнаруживающихся в поведенческом паттерне, коммуникациях и деятельности.

Пример того что человек биосоциальное существо

Сочетание значимых социальных черт человека образуют личность. Таким образом, биосоциальная сущность человека проявляется: биологическими признаками и социальными навыками.

Биологически гомо сапиенс связан с остальными формами жизни, сходен с иными организмами, а именно:

– анатомо-физиологической структурой (есть костно-мышечный аппарат, нервная система);

– природными (физиологическими) потребностями (дыхание, питание);

– наличием различных инстинктов: самосохранения, поиска пропитания, продолжения рода.

В качестве социального продукта индивид неразрывно взаимосвязан с социумом, поскольку человек может стать человеком лишь через взаимодействие с обществом. Социальная сущность человека обнаруживается в таких чертах, как готовность к социально-полезному труду, сознание, разумность, ответственность. Подтверждением необходимости взаимоотношений человека с социумом является существование одичавших (феральных) людей.

Дикими людьми именуются дети, выросшие в условиях предельной социальной изоляции, то есть с раннего этапа росшие в отсутствии взаимодействия с людьми (либо жили в изоляции, либо воспитывались животными). Такие малыши не имели коммуникаций, опыта социального поведенческого паттерна, не знали любви других людей.

При этом, если до вынужденной социальной изоляции малыши обладали некоторыми навыками социального поведенческого паттерна, то реабилитационный процесс происходит намного проще. Дети, которые провели в «животном царстве» первые годы жизни, освоить человеческую речь, прямохождение, осмысленную коммуникацию практически не в состоянии, даже проведя множество последующих лет среди людей и получая ласку, заботу, любовь сородичей.

Таким образом, в человеке социальная доминанта и биологическое начало пребывают в непростом взаимодействии, обуславливая психическое формирование и уникальность человеческой личности. Именно поэтому сущность человека является биосоциальной.

Для социума человеческий субъект ценен именно наличием социально важных качеств, характеризующих своей совокупностью личность. Лич­ностью нельзя родиться. Разум, самосознание, ответственность являются составляющими личности. Каждая ступень формирования человеческого сообщества выдвигает собственные требования к качествам индивида как личности.

Подводя итоги, можно выделить такие признаки биосоциальной сущности человека, как инстинкты, физиологические потребности, эмоции, строение организма, продолжение рода, адаптационные механизмы – биологические признаки; членораздельная речь, общение, духовные потребности, деятельность в качестве созидательного навыка, сознание, мышление, целеполагание, творчество – социальные признаки.

Примеры

Социальное и биологическое в человеческом естестве органически взаимосвязаны между собой и на современном этапе исторического развития человечества обнаруживаются, прежде всего, в инстинкте самосохранения, размножения, потребности в коммуникативном взаимодействии, любви, дружбе, эмоциональном выражении. В гомо сапиенсе все биологическое становится его наследием (биологическим генофондом), тогда как социальная составляющая не наследуется генетически, а фиксируется в течение нескольких поколений в качестве коллективного опыта (наука, искусство, право, культура). Развитие людей сегодня включает такие доминанты: биологическую доминанту (размножение, половой поведенческий паттерн) и социальную (формирование человеческого социума).

На нынешней стадии развития преобладающей является социальная доминанта, которая отвечает за формирование социального поведенческого паттерна и сказывается на вырабатывании правового мышления. При этом сохранение и воспроизведение гомо сапиенса как вида обусловлено биологической доминантой, определяющей в социуме течение естественного отбора, вынуждая индивидов вступать в «бои» за выживание в «содружестве» себе подобных, что приводит к приобретению «свежих» знаний и коллективного опыта. Социальная составляющая развития возникла только с появлением людей и возникновением первых общественных формирований (коммун).

Ниже приведено ряд примеров, способствующих лучшему пониманию того, что подразумевает понятие биосоциальной сущности человека.

Человеческое тело создано природой, и оно имеет определённые биологические потребности, такие как: сон, еда, тёплая среда, воздух. Четвероногие собратья гомо сапиенса также обладают аналогичными потребностями. Помимо того общим для живых существ, населяющих планету, является анатомическое строение – всё живое, включая и человека, обладает скелетом, мускульной, нервной и кровеносной системами.

При этом отсутствие жёсткого «сценария» биологических свойств предоставило человеку возможность приспосабливаться к разнообразным условиям бытия. Так, к примеру, с рождения детёныши животных управляются инстинктами и выживают исключительно за счёт «подсказок», дарованных природой (кого нужно бояться, что следует кушать).

Человеческие отпрыски после рождения, по сравнению с остальным животным миром, максимально неприспособленны к самостоятельному существованию и заботе о собственной особи.

И именно в семье и обществе происходит становление человека. Ведь родители учат жизни в обществе, передают свои знания о мироздании, показывают, как трудиться.

Социум обуславливает наличие качеств, отличающих гомо сапиенс от представителей животного царства, поскольку именно в обществе проистекает процесс социализации, который начинается с семьи: узнавание родных голосов, постепенное взаимодействие со средой, ведущее к более осознанному восприятию и осознанию собственной личности.

Считать человека биосоциальным субъектом возможно лишь после того, как социальная составляющая станет ярко выраженной.

Так, например, индивид с рождения имеет слуховой и речевой аппараты, однако научиться коммуницировать и мыслить он может исключительно через взаимодействие с социумом. Таким образом, гомо сапиенс являет собой часть природы и одновременно прочно связан с социумом. Такая неразрывная зависимость свидетельствует о биосоциальной сущности человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Человек как биосоциальное существо и мировоззрение

Мы каждый день видим множество картинок в интернете: котики, осёл из Шрека, новая картинка «с добрым утром» или может быть новый мем с Валерией Энгельс в группе Мемиум?
Вариантов бесчисленное множество…

Но как мы понимаем, что котики не могут быть человеком и что Принц Чарминг не может быть пряней?
хммм…

Значит в нашей голове существуют какие-то критерии, которые разграничивают одних существ от других. В первую очередь, это биологические критерии. Но неужели всё зависит только от них?
Пришло время во всём разобраться!

Кто мы такие?

Человекэто высшая ступень развития млекопитающих на Земле, обладающая как биологическими, так и социально необходимыми качествами, отражающими черты, присущие всему человечеству.

То есть, человек обладает:

📍 Биологическими качествами — так как у нас есть внутренние органы, кости, рефлексы.

📍 Социальными качествами — такими, как, членораздельная речь, способность к коммуникации, труду.

📍 Всеми чертами, которые присущи всему человечеству — то есть все социальные качества которые могут встретиться у отдельного представителя человеческой расы будут встречаться и у каждого человека.

Пример того что человек биосоциальное существо

Но как могло возникнуть настолько развитое существо на Земле?
Неужели мы посланники космоса или может быть мы произошли от чего-то более совершенного?

Кажется, настало время разобраться с существующими теориями происхождения!

Как мы появились?

Религиозная теория происхождения человека:

📍 Креационизм — религиозная концепция, согласно которой жизнь, человечество, планета Земля, а также весь мир в целом, были созданы Богом.

В Ветхом завете содержится информация о том, что на шестой день после создания Земли был создан человек, как пример религиозного обоснования теории происхождения человека.

Эволюционная теория происхождения человека

📍 Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного.

Согласно эволюционной теории происхождения видов Ч. Дарвина, человек произошел от человекообразной обезьяны в результате эволюционных изменений.

Инопланетная теория происхождения человека

📍 Теория палеоконтакта — гипотетическое посещение Земли в прошлом разумными существами внеземного происхождения.

Инопланетяне решили посетить Землю и создать общество людей.

Пример того что человек биосоциальное существо

Если мы действительно произошли от животных, то значит, у нас должны быть явные сходства и различия?!

Как человек похож на животных?

Есть очевидные сходства:

📍 Продолжение рода

И люди, и животные способны продолжать род.

📍 Самосохранение

Наличие инстинкта сохранения свойственно, как людям, так и животным. То есть в случае нападения и люди, и попугаи, и коты будут убегать от угрозы.

📍 Использование предметов, данных природой

Мы, как и животные используем предметы, которые даны природой, то есть и животное, например, как обезьяна может взять камень, так и человек может сделать то же самое.

📍 Адаптация

Способность к адаптации, как, например лиса роет нору для того, чтобы спрятаться от дождя или любых других экстремальных погодных условий, так и человек строит себе дом, чтобы прятаться от плохой погоды.

📍 Биологические потребности

Как люди, так и животные нуждаются, например, в еде и сне.

Есть очевидные отличия:

📍 Творчество

Деятельность по созданию чего-то принципиально нового из своего сознания, например, картины или рассказа может быть присуще только человеку, так как животные не способны создать что-то новое.

📍 Преобразовательная деятельность

Животные не занимаются осознанным трудом, у них только активность, они могут подстраиваться под окружающий мир. Люди же, в свою очередь, способны изменять и преобразовывать окружающий мир под самих себя.

📍 Мышление, сознание

Только людям свойственен процесс мышления, при котором происходит процесс познания существенных свойств и связей объектов.

📍 Социальные и духовные потребности

Например, желание сдать ЕГЭ по обществознанию, переехать в другой город, начать получать новые знания, завести новых друзей — всё это является примером социальных и духовных потребностей.

📍 Целеполагание

Человек оказавшись в какой-либо затруднительной ситуации будет думать: «Ага, у меня есть несколько вариантов действий, как же мне лучше поступить, чтобы достичь цели наилучшим образом», то есть человек оценивает возможные последствия, которые приведут к желаемой цели, а животные будут действовать, опираясь на инстинкты.

📍 Создание орудий труда

Животные способны только использовать предметы, данные природой, например, поднять камень, а человек способен создавать орудия труда, то есть человек может взять камень и сделать примитивный топор.

Получается, что у человека есть и социальная природа, что выражается в наличии у него как биологических черт развития, так и духовно-социальных.

Соединение двух этих противоположных качеств, позволяет сделать вывод, что человек не простое существо, а какое-то особенное, неповторимое…

Человек — биосоциальное существо

Каждый из нас рождается с определенным цветом волос, глаз, внутренним строением, с рождения у людей есть биологические потребности, например, в еде.

Но в процессе развития, становления в обществе, мы приобретаем социальные особенности: говорить, вести какую-либо преобразующую деятельность, то есть становимся биосоциальным существом.

Биологическая природа человека:

📍 Физиология

Совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах, например, когда мы съедаем булочку, она в организме расщепляется на жиры, белки и углеводы.

📍 Анатомия

Внутреннее строение органов.

📍 Задатки

То что дано нам природой, например, музыкальный слух или физический задаток в виде длинных ног.

📍 Биологические потребности

Люди, как и животные, нуждаются в еде и сне.

📍 Рефлексы, инстинкты

Инстинкт самосохранения или рефлекс. Когда мы прикасаемся к чему-то горячему, то быстро убираем руку, даже не задумываясь о том, что нужно так делать.

📍 Темперамент

То есть то, как мы себя ведём в разных ситуациях (холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники). Например, кто-то может быть подавленным, а кто-то, наоборот, суперактивный.

📍 Психика, эмоции

То есть люди могут переживать, чувствовать какие-то эмоции, и это не зависит от их социализации. Маленькие дети могут радоваться, так же как и взрослые.

💡 Лайфхак от Энгельс

Все биологические сущности человека относятся и к животным, поэтому при решении первой части сопоставляйте примеры из задания с тем, что есть у животных. Если какие-то черты подходят и животным, то это биологическая сущность, если нет — это социальная сущность.

Какова социальная природа человека:

📍 Речь

Только люди способны разговаривать.

📍 Мышление, сознание

Только людям свойственен процесс мышление и осознание себя в мире.

📍 Социальные и духовные потребности

Только людям свойственны потребности в общении, образовании, то есть духовные и социальные.

📍 Мировоззрение, ценности

Только люди могут выстраивать собственную систему ценностей, оценок, установок, определяющих их отношение к природе, обществу и самому себе.

📍 Самореализация

Только люди могут испытывать потребности в самореализации, то есть заниматься каким-либо трудом, чувствовать применение собственных способностей по отношению к какому-либо занятию.

📍 Самооценка

Только людям характерен анализ собственной личности и поступков на основе собственных ценностей.

📍 Деятельность

Деятельность свойственна только людям, то есть только люди могут заниматься преобразующей деятельностью, создавать что-либо.

📍 Опыт

Люди на основе увиденного, пережитого могут формировать собственные знания о мире.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, связан с обществом. Именно в нём он может раскрыть свою социальную сущность: заниматься определенной деятельностью, взаимодействовать с другими людьми, то есть мы не сможем стать социальным существом будучи оторванным от общества.

Характеристика человека

Если бы попросили составить Топ-15 часто встречающихся заданий на экзамене, то эта характеристика однозначно была бы в ней.

Страшно.
На самом деле, всё легко и понятно, главное быть немного внимательнее.

Индивид — это кто?

📍 Единичный представитель человеческого рода

То есть какой-то абсолютно случайный человек, который не обладает какими-либо социально значимыми качествами.

Характерные признаки:

✨ Рост;
✨ Цвет глаз;
✨ Возраст;
✨ Пол;
✨ Нация;
✨ Внешность;
✨ Задатки;

То есть индивид по сути, является биологической сущностью, как белый лист- не отражает каких-либо специфических социальных черт человека.

Личность — это кто?

📍 Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Это люди, которые занимаются определенной деятельность, например, музыкой, актерским мастерством, учебой; общаются с другими людьми, то есть все те, кто вовлечены в социальную жизнь.

Характерные принципы:

Интерес;

У каждого есть какие-либо интересы: кому-то нравится Шрек, кто-то интересуется новинками в мире моды.

Талант;

У каждой личности есть какие-либо таланты, например, талант к музыке, к приготовлению великолепных блюд, фотосъемке.

Характер;

У каждой личности свой неповторимый характер: кто-то энергичный, кто-то, наоборот, более медлительный, спокойный.

Деятельность.

Каждой личности присуще занятие деятельностью: кто-то учится, работает, читает книги, и вся эта деятельность невозможна без взаимодействия с другими людьми (книга- также является объектом социальной жизни, так как её кто-то написал, другой человек оформил, потом её кто-то напечатал).

То есть личностьэто индивид, который сформировался какие-либо социальные качества.

Индивидуальность — это кто?

📍 Неповторимое, уникальное своеобразие биологических и социальных качеств, отличающих от других.

Каждую личность можно отличить от другой, так как у каждой личности не может быть одинакового набора интересов, способностей. Например, кто-то увлекается литературой, а кто-то наоборот физикой.

Как отличить индивида от индивидуальности:

Например, Катя ростом 163 см. — это индивид.
Но! Катя — самая высокая, ростом 163 см — это индивидуальность.

Потому что помимо Кати ростом 163 см. может быть и Маша, и Настя, и Петя, и Алёна. Но когда учитель спрашивает: « Кто самый высокий в классе?», все понимают, что это Катя.

То есть, когда мы используем конструкцию «самый» — это и есть индивидуальность.

💡 Лайфхак от Энгельс:

Если кому-то присуще такие черты, как доброта, отзывчивость, честность, ответственность, то это 100% черты личности.

Так как они формируются в результате деятельности: труда или общения.

Почему одни люди умеют петь, а другие нет?

Пример того что человек биосоциальное существо

Каждый день мы встречаемся со множеством людей, и все из них абсолютно разные.
Кто-то очень классно поёт, кто-то просто невероятно круто умеет рассказывать различные истории, а кто-то умеет готовить самые вкусные в мире торты.

Но почему происходит такое разграничение, почему все не могут обладать прекрасным голосом? — Потому что у каждого из нас есть разные способности.

А что это такое, мы сейчас разберёмся 🙂

Способности — это свойства человека, являющиеся условием успешного выполнения им какой-либо деятельности.

То есть наши способности позволяют нам быть более успешными в какой-либо деятельности, например, если кто-то хорошо запоминает материал, обладает феноменальной памятью, то это пригодится на экзамене, и этот человек будет более успешен в сдаче экзамена.

Какие есть уровни способностей?

Задатки

Присущие от рождения потенциальные возможности человека.

То есть, кому-то от рождения дан прекрасный слух, что формирует возможности для занятия музыкой.

Одарённость

Совокупность способностей, которые позволяют успешно выполнять деятельность.

Например, у Данила есть прекрасный музыкальный слух и он решил пойти в музыкальную школу; После её окончания, Данил уже умеет играть на нескольких инструментах, петь, то есть он благодаря своим способностям, стал одарённым музыкантом.

Талант

Высокий уровень развития способностей.

Например, музыкант Данил постоянно совершенствовался в игре на скрипке, посещал дополнительные курсы, участвовал во многих конкурсах, потратил несколько десятков лет на занятия, что привело к высокому уровню развитию его способностей, то есть он уже стал выделяться на фоне всех остальных скрипачей.

Гениальность

Наивысший уровень развития способностей.

Это люди, которые своими способностями выделяются среди всех остальных талантливых людей. Например, много талантливых музыкантов, играющих на скрипке, но по-настоящему признанным гением будет Вивальди, который обладал наивысшим уровнем развития способностей.

То есть рождённые качества человека оказывают влияние на формирование его личности.

Но неужели все способности делятся только по уровню развития?
Ведь все люди настолько разные, у кого-то больше способностей к музыке, кто- то успешен сразу в нескольких отраслях

Точно! Поэтому выделяют различные виды способностей…

Виды способностей:

📍 Общие

Успех в разных занятиях

Кто-то обладает хорошей память или умеет красиво говорить. Это общие способности, которые могут пригодится в различных занятиях, например, в преподавании, ораторском искусстве или в умении вести переговоры.

📍 Специальные

Успех в определённой области

Это способности, которые помогут только в определённой области, например музыкальный слух будет наиболее полезен в музыке.

Мировоззрение — назову так кота или это что-то важное?

«Можно ли понять истину мира?»- спросил юный ученик Эн у своего учителя.

«Конечно, но для этого нужно обрести огромную мудрость, пройти через многие жизненные испытания, только тогда в глубокой старости есть вероятность обрести настоящую истину мироздания.» — ответил сенсэй Гельс.

«Но что делать, если я не знаю как выстраивать свою собственную систему взглядов уже сейчас? А вдруг я не смогу дожить до старости, учитель?!»- торопливо проговорил Эн.

«Разве это проблема? Для этого не нужна истина мироздания, для этого достаточно узнать, что такое мировоззрение.
А это можно сделать прямо сейчас…» — многозначительно сказал сенсэй.

Для начала сформируем определения важным понятиям, чтобы лучше разобраться в теме.

📍 Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

То есть это человеческие эмоции, человеческие чувства. То, как мы относимся к этому миру: мы можем быть открыты ко всем или, наоборот, не доверять всем людям, которые нас окружают. То есть это наша духовная жизнь

📍 Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, интересов, склонностей, предпочтений.

Это то, что непосредственно выражается в реальных действиях человека к этому миру: как мы себя ведём в этом мире: любим мы общаться с людьми или нет; нравится нам рисовать или больше по душе занятия спортом.

То есть духовная жизнь — это на уровне чувств, эмоций, а духовный мир — это понятие, которое больше связано с активностями.

📍 Общественное сознание — совокупность представлений об общественных явлениях и процессах.

Например, раньше абсолютно нормальным считалось иметь своего раба, так как раб — это не человек, а вещь. Все были абсолютно уверенны, что рабы — это не люди, и с ними можно обращаться как с вещью. То есть было сформировано общественное сознание о том, что рабы = вещь.

Пример того что человек биосоциальное существо

📍 Индивидуальное сознание — отражение социальных явлений и процессов человека через призму условий его восприятия и жизни.

Например, кто-то считает, что глобального потепления не существует — это индивидуальное сознание. То есть общественное сознание касается всего общества, а индивидуальное — только отдельного человека.

«Но общественное сознание не может появиться и пропасть просто так, это как сгусток световой энергии, летящий сквозь просторы вселенной, который оставляет за собой бесконечные уровни разных спектров свечения.
Знаешь, в этом кроется какая-то тайна…».

«Сенсэй, порой вы говорите слишком сложными загадками, я уверен, что на деле всё гораздо проще» — сказал Эн, устремив свой взор к ночному небу.

Уровни общественного сознания:

Идеология

Система взглядов, отражающих степень познания обществом мира.

То есть общественная идеология — это то, как мы поняли мир в данный момент.

Например, Платон делил мир на «мир вещей» и на «мир идей» и был убеждён в правоте своей идеи.

Общественная психология

Совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, характерных для данного общества.

Например, Викинги были абсолютно негуманными по отношению к другим народностям, но наша современная общественная психология не позволяет нам так себя вести, так как главными принципами современного общества является гуманность и уважение ко всем нациями и народностям.

Пример того что человек биосоциальное существо

Люди прошли через миллионы лет развития, эволюцию, преодолевали тысячи километров в поисках наиболее лучшего места жизни.
Но до сих пор большинство из нас затрудняются дать ответ на вопрос: «кто мы?».

Кажется, пришло время с этим разобраться.

Что такое самосознание?

📍 Определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих потребностей.

Спортсмен или музыкант, отличник или ударник, хороший друг или плохой, то кем вы себя осознаете в этом мире.

🧐 Социальное поведение — совокупность поступков индивида или социальной группы, в которых проявляется их конкретная позиция по отношению к тем или иным общественным явлениями процессам.

🧐 Важным проявлением индивидуального сознания является мировоззрение.

Что такое мировоззрение?

📍 Система взглядов оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу, природе, самому себе.

Мировоззрение:

Определяет поведение человека и влияет на всего человека;

Если вы религиозный человек, то ваше поведение будет отличаться от людей с другим мировоззрением: вы будете молиться, соблюдать пост, у вас будет другая система взгляда на мир.

Мировоззрение даёт ориентиры в деятельности человека;

Если человек религиозен, то он будет вести праведный образ жизни — этот образ жизни и будет ориентиром для поведения и деятельности человека.

Даёт понять, как лучше достичь поставленных целей;

Исходя из того, как человек смотрит на мир зависит и его представление о получении целей, например, кому-то понадобились деньги: он пойдёт и заработает их, а другой пойдёт и украдёт.

Даёт возможность понять человеку истинные ценности;

Например, Иван Петров всю жизнь стремился достичь успеха в профессии, он работал постоянно почти без выходных, видел только одну цель — заработка денег, но произошло так, что он встретил девушку, потом они поженились, у них родились дети. Тогда он понял, что главная его ценность в жизни, не деньги и успех, а его семья.

Связано с определенной стадией развития человечества.

Например, люди живущие в средневековье опирались в основном на веру и религию; современные люди в большинстве своём опираются на научные знания, склонны доверять науке.

«Учитель, кажется я начинаю понимать какие у меня взгляды на это общество, природу и на самого себя, но я до сих пор не могу додуматься до одного — как эта идея могла прийти мне в голову» — обратился Эн к Гельсу отложив манускрипт с характерными чертами мировоззрения.

«Разве это проблема? Тебе нужно продолжить читать и ты узнаешь, какие бывают этапы мировоззрения» — улыбнулся Гельс, отдавая обратно записи своему ученику.

Какие есть этапы мировоззрения?

📍 Мироощущение

Чувственный, эмоциональный образ мира.

Например, маленький ребёнок ещё не сформировал какие-либо представления о мире, но он видит, что мама улыбается ему — он радуется этому; если прогремел какой-то страшный звук, то он испугается его.

То есть это восприятие мира посредством чувств и эмоций.

📍 Мировосприятие

Обобщённый, но преимущественно чувственный образ.

Например, ребёнок начинает думать: «мама мне улыбнулась или улыбнулась просто так».

📍 Миропонимание

Образ мира с причинно-следственными связями.

Например, ребенок уже начинает проводить причинно-следственные связи: «мама улыбнулась мне, потому что она рада меня видеть или потому что у неё хорошее настроение, или она приветлива и улыбается всем».

То есть миропонимание является обобщенно-углублённым этапом мировоззрения.

Какие есть уровни мировоззрения?

📍 Обыденно-практический

Открытая, изменчивая совокупность эмоционально окрашенных взглядов.

Например, Вася хочет кушать, он взял кастрюлю, положив в неё свёклу, картошку, капусту и залил водой — получился суп.

У него получилось это блюдо, так как он на основе практического опыта знает, что если положить овощи и залить их водой получается суп.

📍 Теоретический

Сложившееся система представлений, принципов, идей.

У Васи мама пришла с работы и увидела приготовленный суп, она сказала, что получился борщ. Тогда у Васи появился термин в голове, о том, что он приготовил не просто суп, а целый борщ; теперь Вася может записать рецепт и приготовить этот же суп и в следующий раз.

«Это так интересно, а из чего может складываться мировоззрение?
Ой, тут же есть продолжение…» — подумал про себя Эн, переворачивая лист.

Структура мировоззрения:

Ценностные установки;

Понимаем, что дружба, любовь — это положительные эмоции, а месть — отрицательная.

Цели;

Понимаем, то ради чего мы живём: какие у нас есть цели.

Знания;

Знаем, что планета круглая, соответственно наша картина представления мира будет другая, чем у людей, которые об этом не знают.

Идеи;

Можем выдвигать различные идеи о том, как появилась вселенная, наша планета — на основании чего формируется наше собственное мировоззрение.

Идеалы;

У каждого человека есть собственные идеальны с помощью которых он оценивает своё поведение, поведение других людей.

Взгляды;

То как человек видит события, которые происходят вокруг него: одобряет он их или, наоборот, формирует негативную оценку.

Нормы.

То какими нормами руководствуется человек: религиозными, моральными, правовыми — от этого зависит и то, какая у него система взглядов на мир.

🧐 Менталитет — устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп (этносов), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира.

«У всего есть виды, и мировоззрение не стало исключением!

Не останавливайся и ты точно сможешь определить собственный тип мировоззрения.» — было написано на полях манускрипта.

Виды Мировоззрения

📍 Мифологическое

Самый ранний из всех видов, основан на вере в мифы, легенды, попытки объяснить необъяснимое — нет логики и доказательности.

То есть люди, которые придерживаются мифологического мировоззрения не ищут доказательственной базы, они верят в приметы, одушевленность некоторых предметов.

Пример:

Саша однажды положила в обувь монетку и сдала экзамен на отлично, теперь она верит в том, что монетка помогает ей успешно учиться.

📍 Религиозное

Основано на вере в Бога и сверхъестественные силы, не требует каких-либо доказательств.

Люди, верят, что во всех происшествиях замешены сверхъестественные силы.

Пример:

Ване мама с детства говорила о том, что жизнь после смерти не заканчивается, поэтому Ваня верил в то, что после смерти он попадёт в рай.

📍 Обыденное

Возникает на основе опыта, здравого смысла, появляется в ходе обычной повседневной жизни.

Вы делаете лимонный пирог и выяснили, что для идеального пирога требуется 1 килограмм лимонов, то есть вы это не прочитали, а выяснили в ходе обычной повседневной жизни.

Пример:

Юля всегда смотрела только японские мультики, из-за чего теперь она думает, что хорошие мультики производят только в Японии

📍 Научное

Основано на объективных знаний, проверенных и доказанных, логика и точность.

Так люди уже не говорят, о том всех создал бог, а основываются на проверенных и доказанных фактах.

Пример:

📍 Философское

Попытка объяснить мир, себя в последовательно-логической форме, с обоснованием, опираясь на разум.

Люди стараются объяснить окружающие их события, не опираясь на факты, а путём логических размышлений.

Пример:

Оля, опираясь на логические размышления, задумалась о том, что если Бог есть, то должен быть тот, кто его создал, то есть, второй Бог.

🧐 Теоцентризм (Бог как высшая ценность), природоцентризм (ценность природы), антропоцентризм (человек как венец природы), социоцентризм (ценность общества), этатизм (ценность государства), наукоцентризм (наука).

«Теперь я точно стал на один шаг ближе к освоению ценности мира. Мне кажется, что философское мировоззрение — просто великолепная почва для дальнейших размышлений и теорий, как вы считаете?» — убрав манускрипты и выделители, Эн обратился к Гельсу.

«Ты абсолютно прав, мой дорогой Эн, пройдёт время и мы обязательно станем создателями легендарных литературных трудов. Я даже подумал под каким псевдонимом они будут, как тебе вариант Энгельс?» — улыбнувшись спросил сенсэй своего ученика.

«Как всегда прекрасно!» — ответил Эн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *