Пример что человек социальное существо
Объяснение выражения Аристотеля
Идея о социальной сущности человека принадлежит Аристотелю. Высказал эту мысль древнегреческий философ в сочинении «Политика».
Общественное животное – это существо, чей образ жизни можно назвать публичным, социальным, общественным.
Иначе говоря, человек предназначен к жизни сообща, к жизни в среде себе подобных. Только в общежитии биологическое существо становится социально зрелой личностью, имеет возможность для развития.
Важно! Нужно учитывать тот исторический период, в котором жил и творил философ. А также главенствующие идейные течения и контекст, формат общественной жизни территории проживания Аристотеля.
Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу. Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.
Значит, мыслитель предполагал, что человек может отдалиться от социума. Но при этом, он не станет полноценной личностью. Считал, что существует только 2 пути отчуждения: руководство биологическими инстинктами, возврат к более простой форме жизни либо отстранение от мирской жизни, развитие чувств и инстинктов на качественно новом уровне.
Социальные отличия людей от животных
По биологической природе в строении тела человека и приматов существенных отличий нет. Это прямохождение, изменение формы и размера конечностей, головы и мозга. Но существуют значительные расхождения в тех качествах, которые развиваются в ходе адаптации и социализации.
1. Мышление и речь
Мыслить и говорить могут только высшие формы приматов. При этом, мыслительные процессы у обезьян ограничены по функционалу и просты. Они могут анализировать и синтезировать предметы, процессы и явления окружающего мира.
Человек способен рассуждать, анализировать, сравнивать, абстрагироваться, обобщать. Имеет возможность не только анализировать, но и делать умозаключения, выводы.
Способ мышления предопределяет речевые навыки.
Поэтому общение обезьян ограничивается сигналами, которые являются лишь предупреждением либо обозначением.
Речь человека членораздельна. С ее помощью общественное животное способно передавать информацию из окружающего мира, эмоции и чувства, излагать мысли. Помимо речи человек передает данные из действительности с помощью творчества.
2. Творческая деятельность
Человек самостоятельно выбирает вид деятельности, ставит цели, отбирает способы и пути ее достижения, прогнозирует результаты. Животное руководствуются только инстинктами.
Творческая деятельность реализуется в форме:
3. Создание культуры
Животное обитает в первозданной природной среде. Человек меняет и преобразовывает природу. Созидает культуру или иначе «вторую природу». Создает материальные и нематериальные блага под собственные интересы и нужды.
4. Изготовление орудий труда
Преобразовывая первозданный вид природы в культуру, человек сталкивается с необходимостью в инструментах труда. Поскольку в физическом окружении нет приспособлений, подходящих для осуществления цели.
Человек создает орудие из физических объектов окружающего мира, которые по отдельности не имели подходящих свойств. Благодаря им социальное животное преумножает собственные физические возможности.
5. Духовные потребности
Предопределены умственными способностями. У животных они ограничены, поэтому их потребности остаются на биологическом уровне, на уровне инстинктов.
Мышление человека, как общественного животного, развито, поэтому его нужно питать культурными, духовными средствами. Также духовные потребности удовлетворяются с помощью социального взаимодействия. Поскольку речь человека также хорошо развита и отражает мыслительные процессы мозга.
Человек как социальное существо
Человек — существо социальное и лишь в обществе может реализовать себя. Жизнь человека сама по себе социальна, ведь ему приходится постоянно взаимодействовать с людьми и в быту, и на работе. Собственно человек и становится человеком, когда живет и развивается в социальной среде, а социальные факторы играют огромную роль в его становлении.
Что делает человека социальным существом?
Человек выделился из животного мира благодаря основным социальным факторам — труду и коллективной деятельности, общению, речи и мышлению, а также нравственности. Но именно труд сыграл главную роль при становлении человека. Коллективный труд приводил к тесным взаимоотношениям между членами коллектива, а затем и к групповому взаимодействию, включающему заботу о других. Все это вызывало необходимость в общении, появилась речь, которая способствовала развитию мышления. А мышление позволило обогатить речь новыми словами. Благодаря языку наработанный опыт передавался из поколения в поколение, умножая и сохраняя человеческие знания.
Человек изначально обладает специфическими человеческими качествами, однако полностью его в этот мир вводит именно общество, наполняющее социальным содержанием его поведение. В результате активного овладения языком, воспитания, обучения, освоения культурных ценностей на протяжении жизни формируются сознательные психические явления.
Только для человека характерны социальные особенности, которыми он обязан именно обществу:
Обретение человеком социальных качеств осуществляется в процессе социализации. Это значит, что присущие конкретной личности черты, являются результатом освоения культурных ценностей, характерных для конкретного общества, и одновременно воплощением внутренних возможностей личности.
Человек неотделим от общества, а само общество таково, какими являются образующие его люди. Общество выступает как выражение, оформление и закрепление внутренней человеческой сущности, способа его жизнедеятельности. Человек существует как человек исключительно благодаря обществу, в нем он формируется и своей деятельностью формирует общество, в котором живет.
Когда человек овладел культурой изготовления орудий труда, устройством жилищ и воспроизводством пищи он стал зависеть от воспитания и социальных условий. Собственно формирование присущих человеку качеств вне человеческого общества стало невозможным.
Человек благодаря воспитанию, традициям, технической, научной и культурной информации обогащается опытом множества живших до него людей. Так между поколениями возникает особая форма связи – преемственность, вследствие чего накопленный за конкретную человеческую жизнь опыт не исчезает вместе с человеком, а присоединяется к общечеловеческой культуре.
Ценность человека для общества обусловлена его социально значимыми качествами, в совокупности характеризующими его как личность, однако стать личностью можно только в обществе. Пример того, что человек как личность не может существовать вне человеческого общества, это дети — маугли. Попав по разным причинам на несколько лет в сообщества животных, они возвращались к людям, однако для адаптации в этой социальной среде им требовались годы.
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Последствия безответственности
В современном обществе проблема безответственности рассматривается психологами, писателями, школьными учителями, представителями закона. Признаки безответственности:
Примеры безответственности персонажей в художественной литературе:
1. Дориан Грей поступил безрассудно, поддавшись дурному влиянию и собственному тщеславию. Он утратил все человеческие качества в обмен на вечную молодость, о чем жалел в конце своей жизни;
2. Обломов не смог реализовать способности, задатки из-за нежелания победить собственную лень;
3. Ученый Гриффин (из произведения Г. Уэлса «Человек-Невидимка») изобрел формулу, благодаря которой человеческое тело становилось невидимым. Впоследствии безответственный поступок стоил ему жизни.
Безответственность — это личный выбор человека, качество характера, формирующееся под влиянием обстоятельств. Причинами безответственности могут быть:
Один из способов, борьбы с безответственностью – приучение школьников к волонтерской деятельности, бескорыстной помощи людям.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Волонтерская деятельность: осознанная помощь социуму
Волонтеры и добровольцы — это люди, бескорыстно оказывающие помощь обществу (больным, старикам, ветеранам, детям). Они принимают участие в спортивных соревнованиях, пропагандируют здоровый образ жизни, очищают природу от загрязнений.
Чем занимаются волонтеры в России:
Особенно востребована работа волонтеров с пожилыми людьми ветеранами ВОВ. Так формируется уважительное отношение к героям войны, патриотизм, нравственные качества молодежи.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Как стать волонтером
Волонтером может стать человек любой профессии. В свободное от работы, учебы время доброволец занимается благотворительной деятельностью. Направлений очень много, каждый выбирает свой вид благотворительности.
Желающие стать добровольцами часто задаются вопросами: с какого возраста можно стать волонтером и как это сделать. Добровольцем может стать человек, достигший совершеннолетия (18 лет). В этом возрасте он может самостоятельно принимать участие в благотворительных акциях, программах. В возрасте 14-16 лет подросток может заниматься волонтерской деятельностью с участием и под надзором старших: родителей, родственников, учителей, тренеров.
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Люди, выросшие вне общества, среди животных
Если с детства младенца изолировать от социума, он не приобретет социальных навыков, не сможет взаимодействовать с другими людьми. Так его биологические качества сохранятся, а социальные не разовьются.
Яркий пример: люди воспитанные животными. Это не выдумка, в истории много случаев, когда дети воспитывались в волчьем логове, медведями, пантерами и даже леопардами. Найденные малыши копировали повадки зверей, проявляли агрессию, вместо речи рычали, издавали определенные звуки.
Даже после долгого пребывания среди людей они не смогли освоиться в человеческом обществе. С большим трудом детей учили ходить прямо, разговаривать по-человечески, есть столовыми приборами.
(
)
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.