Пример чека со скидкой
Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу
Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками
Михаил Кратов
Использовать онлайн-кассу при расчетах с физлицами без статуса ИП и выдавать чеки за товары, работы и услуги покупателю должны практически все ИП и компании. Чтобы чек был оформлен по правилам, нужно вписать корректные реквизиты и прописать наименование товаров.
Рассказываем, как это сделать и какие штрафы ждут бизнес, если печатать чеки с ошибками.
Какие реквизиты должны быть в кассовом чеке
Вся информация в чеке размещается блоками: например, сведения о продавце, сведения о кассе и другие. Всего 8 блоков.
Разберемся, какие реквизиты должны быть в каждом блоке, и что они означают.
Блок 1. Сведения о владельце кассы
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Наименование и ИНН юрлица или ФИО и ИНН индивидуального предпринимателя | Например, индивидуальный предприниматель Сергеев Сергей Анатольевич |
Блок 2. Сведения о кассе
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Регистрационный, заводской номер ККТ и номер фискального накопителя — ФН | Регистрационный номер кассы указан в карточке регистрации ККТ |
Заводской номер кассы указан в паспорте или внизу корпуса
Номер фискального накопителя можно посмотреть в его документах или в личном кабинете ККТ на сайте налоговой
Блок 3. Служебные сведения о чеке
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Наименование документа, дата и время формирования чека, номер смены, номер чека за смену | Кассовый чек 3466 0325/010/032 20.09.2021 19:38 |
В бумажном чеке может не быть реквизитов «Номер смены» и «Номер чека за смену»
Может не быть в бумажном чеке
В бумажных чеках на очную оплату не указывают
Блок 4. Информация о кассире
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Должность, ФИО кассира, его ИНН, если есть | Сведения о сотруднике, который принял оплату от покупателя. При продаже через вендинговые автоматы и при оплате через интернет эти данные не указываются |
В бумажном чеке ИНН может не быть
Блок 5. Информация о проданных товарах, работах, услугах
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Наименование товаров, работ или услуг | Указывают наименование каждого товара, работы или услуги |
Количество товаров, работ или услуг | По каждому наименованию |
Цена за единицу товара, работы, услуги с учетом скидок и наценок | В чеке должна быть цена с учетом скидок и наценок. Скидка рассчитывается в кассовой программе, передается на кассу и печатается в чеке |
Признак предмета расчета | Указывают одно из значений: товар, подакцизный товар, работа, услуга, ставка игры, выигрыш, лотерейный билет, выигрыш лотереи, платеж или выплата, агентское вознаграждение |
В бумажном чеке признака предмета расчета может не быть
— полный расчет;
— предоплата 100%;
— предоплата;
— аванс;
— частичный расчет и кредит;
— передача в кредит;
— выплата кредита.
Блок 6. Информация о суммах продаж, НДС и способах расчета
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Признак расчета | Бывают такие признаки расчета: |
— приход — при получении средств от покупателя;
— возврат прихода — при возврате покупателю средств, полученных от него;
— расход — при скупке товаров у физлиц без статуса ИП для перепродажи, например, смартфонов;
— возврат расхода — получение от продавца-физлица без статуса ИП выданных ему денег в обмен на возврат его же товара
— сумма по чеку предоплатой — зачетом аванса и предыдущих платежей, если они были;
— сумма по чеку встречным представлением.
Например, обмен товара на такой же, когда расчета деньгами между сторонами нет;
— сумма по чеку постоплатой — например, в кредит.
Если товар оплачен кредитными деньгами, которые поступают на расчетный счет продавца из банка, продавец также должен выдать чек, а форма расчета будет безналичными
Если в чеке указано несколько товаров с разными ставками НДС, нужно перечислить все ставки и суммы по ним
Блок 7. Информация о покупателе
Реквизиты | Что значат |
---|---|
Номер телефона либо адрес электронной почты покупателя | Эту информацию указывают, если: |
— чек отправляют покупателю в электронной форме при покупке в интернет-магазине;
— при розничной продаже покупатель до момента расчета попросил прислать ему чек в электронной форме.
Блок 8. QR-код
Реквизиты | Что значат |
---|---|
QR-код | Код содержит реквизиты проверки кассового чека: дату и время расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер ФН, фискальный признак документа |
Считать QR-код и найти чек можно с помощью бесплатного мобильного приложения «Проверка кассового чека»
Реквизиты в блоках «Сведения о кассе» и «Сведения о владельце кассы» вбивают один раз — при регистрации онлайн-кассы. Эти данные берут в карточке регистрации ККТ, которая хранится в личном кабинете налогоплательщика на сайте налоговой.
Требования к наименованию товаров, работ, услуг в чеках с 2021 года
Компании и ИП при расчетах с покупателями должны вбивать в чек номенклатуру — наименование товаров, работ или услуг и их количество. Описывать покупки нужно детально, чтобы клиент мог однозначно понять, за что именно он заплатил: «Молоко Коровкино, 1 л», «Филе курицы охл. 0,5 кг». Наименования «Молоко» или «Филе» недостаточно, так покупателю сложно идентифицировать покупку в чеке.
До 1 февраля 2021 года ИП на спецрежимах могли обойтись без подробностей и указывать в чеке только сумму покупки. Но сейчас этих послаблений нет.
Примеры, как стоит и не стоит указывать наименование товаров и услуг в чеке:
Нет жестких правил, как указывать название товара в чеке, но есть несколько общих требований.
По наименованию один товар должен отличаться от другого. Название товара должно быть максимально понятным, чтобы покупатель мог проверить свою покупку по чеку.
Например, магазин продает сливочное масло. Если других подобных товаров в магазине нет, можно указать в наименовании «Сливочное масло». Но если есть масло других производителей, разного веса, оно продается по разным ценам, то различия нужно указать в чеке. Это может выглядеть так: «Сливочное масло «Вологодское» 82% жирности 180 г».
Наименование товара должно быть не длиннее 128 символов без пробелов. Иначе оно будет обрезаться при передаче в налоговую. Если наименование превышает 128 символов, его можно сократить. Но покупателю все равно должно быть понятно, где какой продукт в чеке.
Если в момент оплаты наименование товара пока неизвестно, в чеке нужно указать признак способа расчета «Аванс». Например, клиент оплачивает обучение заранее и еще непонятно, какие конкретно услуги ему будут оказаны. Когда товар и количество товара станут известны, пробивается второй чек со способом расчета «Полный расчет».
Найти наименование товара, работ или услуг можно в справочниках: Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности и Техническом регламенте таможенного союза для маркированных товаров.
В этих справочниках есть названия групп товаров и услуг, которые помогут определиться, из каких слов должно состоять наименование.
Кому не надо указывать название товара в чеке
Продавцы, которые не обязаны применять ККТ, могут не соблюдать правила заполнения чека.
В частности, к ним относятся:
Остальные ИП и компании должны указывать в кассовом чеке наименование товара, его количество и цену. Без этих реквизитов документ будет считаться неправильным.
Как создать базу товаров в кассе
Способ создания базы товаров зависит от кассовой программы, количества товаров и услуг у продавца. Всего их три:
Вбивать номенклатуру товаров вручную. Подходит, если вы торгуете небольшим ассортиментом товаров или оказываете ограниченный набор услуг — до 500 наименований. Товары или услуги заносятся вручную — либо в кассу, либо в учетный сервис. Брать данные можно из справочника товаров или с этикетки.
Загружать файлы с названиями в кассу или в учетную систему. Подойдет тем, у кого большой перечень товаров — более 500 наименований.
Номенклатуру можно взять:
Загружать названия товаров из электронных накладных. Этот способ подойдет тем, у кого в продаже маркированные товары или алкоголь. Современные кассовые сервисы интегрированы с ЭДО и ЕГАИС. Когда поступит электронная накладная, сервис распознает новую позицию, автоматически заведет на нее карточку и поставит на баланс.
Когда база товаров в кассе создана, можно вносить наименование в чек при продаже.
Кто и как должен заносить наименование товара в чек
Номенклатуру в чеке указывает кассир: все необходимые реквизиты кассового чека занесены в кассу при регистрации, нужно вводить только наименование товара, его количество, цену.
Внести товар в чек можно такими способами:
Когда кассир внес в чек наименование товара, останется указать количество товара и цену. Касса подсчитывает итоговую сумму чека.
Особенности чеков для отдельных видов деятельности
Разберемся, как печатать чеки в разных ситуациях:
Чеки за агентское вознаграждение. Нужно настроить кассу по агентской схеме — как именно это сделать, посмотрите в инструкции вашей ККТ, в разных моделях процесс может отличаться.
Такую кассу можно использовать и для продажи собственных товаров, работ, услуг, и для услуг, которые принадлежат принципалу. Это тот, кто поручает агенту совершать сделку от своего имени и за свой счет.
У агента в чеке должен быть дополнительный реквизит. Он зависит от формата фискальных данных, с которыми работает агент. Для ФФД 1.05 и для ФФД 1.1 правило такое:
При ФФД 1.2 признака агента нет вообще. Там всегда надо заполнять признак агента по предмету расчета, даже когда чек смешанный.
Если компания ставит в чеке признак агента, налоговая определяет, что итоговая сумма в чеке — это выручка принципала, а не агента. Поэтому выделять в чеке сумму вознаграждения агента не обязательно: его платит не клиент, а принципал.
Чеки турагентств. Турагентства настраивают кассу по агентской схеме. Чтобы печатать чеки с подробной номенклатурой, можно создать каталог с наименованиями для каждого вида услуг: подбор тура, оформление визы и так далее. Если услуги подробно описаны в договоре, его номер можно добавить в чек: «Продажа путевки по договору от 08.09.2021 № 115».
Чеки за предоплату. Чек на услугу должен выбить тот, кто ее оказал. Агенту достаточно пробить у себя предоплату. То есть у агента никогда не будет чеков на зачет аванса или предоплаты в случае с работами или услугами. А вот с товарами такое может быть — тогда чек на зачет предоплаты агент пробивает в момент передачи товара покупателю.
Если в чеке указано наименование услуги — «Продажа по договору № 115 от 08.09.2021», а все изменения по услуге будете фиксировать в приложении к договору, можно не перечислять, за что именно клиент внес предоплату, и оформить расчеты так:
Чеки при продаже маркированных товаров. Чек при продаже розничной маркированной продукции должен содержать реквизит «Код товара».
В бумажном чеке в строке «Код товара» будет стоять значение «М», а в электронной — код маркировки.
ОФД отправит чек с кодом товара в «Честный Знак». Без кода товара данные о продаже передавать нельзя. По нему оператор маркировки понимает, что товар продан, а уникальный код выводят из оборота. У некоторых продавцов до 20.04.2021 реквизита могло не быть — например, у интернет-магазинов.
Штрафы за ошибки в чеках
За ошибки в чеках можно получить предупреждение или штраф:
Налоговая обращает внимание на реквизиты чека, например, при контрольной закупке или по жалобам покупателей, поэтому требования закона необходимо соблюдать.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных
Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Бизнесу — про налог самозанятых: что нужно знать для безопасного сотрудничества
Собрали в одну статью все, что нужно знать бизнесу для безопасной работы с самозанятыми: кто и как платит налоги, как проверять статус и какие документы потребуются
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Промо в чеке: Как без больших затрат построить программу лояльности для магазина
Программа лояльности — удобный инструмент, позволяющий ритейлерам привлечь и удержать покупателей. Однако сложно выбрать именно ту, которая окажется эффективной для конкретного магазина. Рассказываем, как с помощью промоакций провести первичное исследование покупательских предпочтений и сэкономить кучу денег.
Сегодня в России магазины практически всегда выбирают между двумя типами программ лояльности: бонусной и дисконтной. Первая подразумевает отсроченную выгоду для покупателя, вторая даёт ему мгновенную скидку. Кстати, маленькая тайна: магазинам выгоднее использовать бонусную программу. С её помощью проще удержать покупателя: он мотивирован на то, чтобы вновь прийти магазин за выгодой. Покупателям, конечно, зачастую интереснее дисконтная программа: проще сразу же получить скидку на товар, чем копить и потом впоследствии использовать баллы. Но речь не о том.
Внедрение любой из этих программ лояльности сопряжено с серьёзными вложениями. Во-первых, нужен специальный софт. Во-вторых, придется потратиться на выпуск пластиковых карт. Промолчим о том, что и покупатели уже откровенно устали от бесконечного пластика, который им пытаются впарить в каждом магазине.
И вот получается, что условный магазин электроники потратил много денег на внедрение дисконтной программы лояльности и выпуск пластиковых карт. А потом методом проб и ошибок выяснил, что для него выгоднее использовать бонусную. Тут ведь влияет множество факторов, например, географическое расположение магазина, его соседство с конкурентами, востребованность проводимых акций. В итоге нужны новые траты на смену программы лояльности и перевыпуск карт. Приятно? Не думаем.
Промо в чеке
Не попасть в эту ловушку можно потренировавшись на кошечках: примерно опробовав акции, которые можно запустить с помощью дисконтной и бонусной программ лояльности. Но сделав это за счёт системы грамотно спланированных промоакций.
Сегодня многие фронт-офисные системы позволяют ритейлерам запускать акции, определяющие применение скидок или иные воздействия на покупку, оформляемую на кассе без использования дисконтных или бонусных карт.
Например, в кассовом софте «Профи-Т» за эту задачу отвечает «Промо-Сервер» — конструктор промоакций. С его помощью маркетолог может легко создавать акции, условием срабатывания которых будет не предъявление покупателем дисконтной или бонусной карт, а покупка определенных товаров (из промо-списка, промо-группы) или купон на скидку (в том числе уникальный из чека). Кроме того, доступен «Отчёт по промоакциям на товары за период», позволяющий легко определить популярные промоакции и сумму скидки, предоставленной покупателям в рамках каждой из них. Таким образом, по анализу поступившей информации можно планировать полноценную систему лояльности.
Итак, условно все промоакции подразделяются на две категории:
Как это выглядит? К слову, сразу отметим, что любой чек состоит из обязательной информации и дополнительных данных, которые могут редактироваться по желанию ритейлера, чтобы наглядно рассказать покупателям о планирующихся промоакциях.
Акции, направленные на увеличение среднего чека
Самыми распространенными и эффективными акциями, направленными на увеличение среднего чека, можно назвать:
Фронт-офисной системе нужно проанализировать товарную часть чека, определить плавающую скидку и распределить её между товарами. А затем наглядно оформить в чеке, указав стоимость товара до, после применения скидки и общую скидку на чек.
Отметим, скидку можно распределить пропорционально между всеми товарами в чеке, либо применить её к одному товару, указав, что он продан по нулевой цене (показано на иллюстрации). При этом по законодательству так делать нельзя, но ритейлеры периодически идут на подобные нарушения.
Акции, направленные на удержание покупателей
Важно не только увеличить размер чека, но и привязать покупателя к магазину. Поэтому можно указывать в чеке информацию, направленную на удержание покупателей.
Самыми распространенными и эффективными мероприятиями, направленными на удержание покупателей, можно назвать:
На этом примере покупатель использовал предоставленный ему купон на 10% скидку. В рамках этого же чека он получил новый купон на следующую покупку.
Однако фронт-офисная система может позволить ритейлеру создавать и неуникальные купоны, которыми могут воспользоваться все желающие. Так, «Промо-сервер» позволяет сгенерировать штрих-код в формате изображения, которое потом можно использовать в рекламных буклетах или листовках.
Ещё одна важная возможность для привлечения покупателей — это календарь скидок. Если ритейлер планирует, например, в течение недели проводить определенные промоакции для каких-то товаров, то можно уведомлять о них в чеке. Таким образом, покупатель будет точно знать, что, например, если он, придя в магазин в период с 15 по 30 сентября, сможет рассчитывать на 20% скидку на гели для душа.
Важно, чтобы фронт-офисная система позволяла не только проводить промоакции, но и анализировать их результаты. Ведь именно от этого напрямую зависит последующий выбор программы лояльности. Например, наш «Промо-Сервер» формирует отчёты, демонстрирующие, какие акции были наиболее популярны: сколько раз они сработали в магазине и сколько ими воспользовались. Помимо этого, он помогает контролировать суммарный уровень скидки: то есть, задать определенный порог, чтобы товар, участвующий в нескольких акциях, не превысил его и магазин не ушёл в минус.
Как отразить в кассовом чеке скидку в виде баллов?
Продавец предоставляет покупателю скидку. Какая сумма должна быть указана в чеке, и какие обязательные реквизиты?
Федеральная налоговая служба в письме от 30.04.2021 г. № АБ-4-20/6093 разъяснила, как формировать чек в случае предоставления покупателю скидки.
Программа лояльности и скидки
Каждый продавец предоставляет своим клиентам скидки по-разному. Можно снижать цены или начислять бонусы, которые дают возможность получить скидку. Для получения бонусов, т.е. скидки покупатель должен совершить определенные действия в рамках программы лояльности.
Такие программы предусматривают поощрение уже существующих заказчиков продавца. Они позволяют удерживать их, увеличивать продажи, развивать товарный ассортимент, а также привлекать новых клиентов.
В своем письме ФНС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ в кассовом чеке и БСО могут содержаться реквизиты, которые не указаны в пункте 1 этой статьи, но учитывают особенности сферы деятельности продавца.
Продавец может при расчетах с использованием скидки в виде баллов указывать в кассовом чеке их количество и стоимостный эквивалент. Для этого в чек включается такой реквизит, как, например «сумма скидки», чтобы покупатель видел количество списанных баллов.
Таким образом, если в организации применяется система скидок с использованием баллов, в кассовом чеке необходимо указывать цену товара с учетом скидки. Кроме того, в нем можно дополнительно указать количество баллов или бонусов, которые были начислены или списаны, и их стоимостный эквивалент.
Кассовый чек и скидка для покупателей
В случае, когда скидка на товары, работы, услуги, размер которой определяется начисляемыми покупателю (клиенту) баллами, равна 100%, расчет осуществляется встречным предоставлением. В нашей ситуации это встречное предоставление по программе лояльности.
В ситуации, когда скидка менее 100%, расчет проходит другим способом, например, безналичными средствами. При этом нужно указать стоимость товара за вычетом баллов.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Выбор читателей
Непривитым больничный не оплачивается, по мнению Роструда
Изменения законодательства на 2022 года: для бухгалтера и директора фирмы на УСН
Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование