Прикололся что не умеет играть на гитаре
Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.
Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.
Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.
И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.
В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!
Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.
Пять ошибок начинающего гитариста. Как их избежать? Учимся играть правильно.
Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.
Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.
Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!
Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.
Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:
1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.
Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:
1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).
2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).
У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.
Давайте начнём с первой группы:
Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):
1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).
Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. Музыкальным языком можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.
Многие не понимают, что для того, понять и запомнить ритмический рисунок, а затем разучить тот или иной бой нужно вначале ПРОСТУЧАТЬ (ПРОБАРАБАНИТЬ) ритм этого боя, ЗАТЕМ ПОИГРАТЬ ЭТОТ БОЙ ПО ОТКРЫТЫМ СТРУНАМ, и только после этого соединить его с аккордами. Это самый быстрый и верный способ, поверьте! К сожалению ребята, которые выставляют в интернет видео с разборами песен обычно сразу показывают бой с аккордами, и как следствие у обучающихся чаще получается не бой, а каша.
Конечно, в формате данного поста невозможно разместить все видео с последовательным разбором всех ритмомодусов и с подробными объяснениями всех деталей, поэтому данную работу я выложил на моём сайте. Объяснил всё наглядно, а для того чтобы было интересней, показал всё это на примере извесных песен. Все песни подобраны по типу ритмомодусов.
Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО. [Читать далее. ]
К сожалению, не могу разместить пост целиком на Пикабу, так как этот сайт не даёт возможность вставлять картинки и графики между текстом, а так-же закачивать видео, (что очень странно, для такого популярного ресурса).
Пост в ближайшем времени может быть удалён модератором из за ссылок.
Не читал, но наверно интересно. Я бы написал такую статью короче.
Все проблемы от ленивых задниц и нежелании слушать советов.
@moderator, похоже на рекламу стороннего ресурса
@moderator, я понимаю, что вы этот пост задолбались уже удалять раз в десятый за последнюю неделю, но, пожалуйста, сделайте это ещё раз.
Прекрасное далеко
В исполнении американки.
Думаю, битломаны знают, что 25 ноября состоится премьера фильма Питера Джексона «The Beatles: Get Back», собранного из многочасовой съемки процесса записи альбома Let It Be.
По этому поводу я вновь пересмотрел «концерт на крыше» 1970 года и кое-что решил сыграть, правда, из другого альбома 🙂
Криминальная Россия на гитаре ( Тяжёлая версия)
Хорошо поёт, однако
Стинг на акустике
Вашему вниманию моё переложение для гитары отличной песни Стинга (а других он и не пишет) Englishman in New York.
Буду рад комментариям и репостам)
Всем love and peace
Моя новая метал песня про крестовые походы
Доделал новую песню на свою композицию Lands Are Waiting, посвященную крестовым походом. Смесь метала, фолк-музыки с женским вокалом. Всем приятного прослушивания. Можно послушать и на Spotify с Я.Музыке и скачать как обычно по ссылке.
«Непогода» на гитаре
Решил сделать аранжировку для гитары песенки «Непогода» из прекрасного советского фильма «Мэри Поппинс, до свидания».
С днём туризма, друзья!
Lady in Red на гитаре методом фингерстайла
Прошу оценить моё переложение для гитары, наверно, самой известной песни Криса де Бурга.
Буду рад услышать вашу оценку, комментарии и т.д.
Буду рад услышать ваше мнение по поводу этой работы!
Одной левой на гитаре
Кусочек Эхо на гитаре
Когда то, лет 15 назад, я впервые увидел школу Ингви Мальма с его космическими пассажами, поливанием нот, и прочим. В числе прочего там был эхо этюд так называемый и скорее всего именно тогда я и узнал о дилее с другой стороны. Позже я увидел много музыкантов играющих с таким эффектом, было интересно. В конце концов я попал на концерт Алексея Архиповского и у него почти всег треки с дилеем так или иначе) Звучит классно, пространственно. Решил тоже побаловаться с дилеем и вот что получилось)
Мне кажется, что каждый хотя бы раз слышал эту песню…
А знали ли вы некоторые интересные факты о ней?
1) Сначала музыка появилась только как упражнение для развития техники игры на гитаре, а написать стихи Керри убедила его супруга, которой эта мелодия пришлась по вкусу.
3) Гитары, под аккомпанемент которых поется “Dust in the Wind”, настроены по-разному: одна – в классическом строе, другая – в так называемом нэшвиллском (это когда 4, 5, 6 струны гитары настраиваются на октаву выше).
4) Эта медленная, акустическая песня не была типичной для Канзаса, предыдущие синглы которого включали «Carry On My Wayward Son» и «Point Of Know Return». Это поставило группу в положение, когда их самая известная песня не отражает их звучание.
5) Billboard высоко оценил «вызывающий воспоминания текст», «запоминающуюся мелодию», а также ведущее вокальное исполнение и то, как струнные инструменты вызывают настроение.
Ну, и мой скромный кавер в дополнение… 🙂
У меня даже без гитары так не получится
Любой видеоурок на YouTube
Youtube видеоурок для начинающих: привет, ребята! Сегодня я собираюсь показать вам несколько простых гитарных аккордов!
Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.
Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.
Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.
И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.
В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!
Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.
Можно ли хорошо играть на гитаре, не зная основ музыки? Если да, то как этого добиться?
Скорее нет. Конечно имеются гениальные самоучки, но во первых это в рамках феномена, а во вторых они может и не читают с листа, но многие вещи знают. Я кстати сам самоучка, но в процессе творческой деятельности приходилось и приходится по сей день узнавать что-то самостоятельно. То есть музыканту знания в любом случае необходимы. Вопрос лишь в том каким образом будешь их добывать и сколько потребуется времени, чтоб что-то освоить и понять. А основы как раз и нужны всем. Додекафония не всем нужна, а вот основы общие для музыки вообще-необходимы.
Даже касаемо гитариста у вас на картинке(Александр Мисько): Можно с уверенностью сказать, что он многие вещи знает и изучал и продолжает что-то изучать.
В общем и целом конечно же есть хорошие гитаристы, у которых есть пробелы в знаниях теоретических, но чтоб ничего из основ не знать и хорошо играть-такого не бывает в принципе. Да, самоучка может понять что-то методом тыка, но все равно же понять. И стоит учитывать, что те пробелы в знаниях, которые имеются придется это чем-то компенсировать. Самоучке в принципе все сложнее и тратиться больше времени. То, на что человеку с образованием нужно 2 дня, самоучке потребуется 2 недели.
Понятия о хорошей игре у всех разные само собой. Я подразумеваю, что это та игра, которая может зацепить коллег музыкантов(не местных говнарей, а действительно умеющих музыкантов), а не просто родственников или слушателей, которые может вообще ничего не понимают в музыке.
Почему гитаристам тяжело читать мелодию «с листа»
Наше внимание привлекли различные мнения по этому вопросу в соответствующей ветке на Quora, и мы подобрали наиболее интересные ответы. Продолжить дискуссию предлагаем в комментариях к материалу.
Одно из наиболее часто встречающихся мнений – отсутствие потребности в знании нотной грамоты. Большинству начинающих и просто увлеченных гитарой людей нет смысла изучать ее, потому что можно играть по табулатурам.
Джей Веркюлен (играет на гитаре, безладовом басу, барабанах и клавишных) считает, что гитара – инструмент, к которому вряд ли будешь читать «инструкцию». Он приводит пример: «одну и ту же ноту До можно извлечь пятью разными способами: 2 струна 1 лад, 3 струна 5 лад, 4 струна 10 лад, 5 струна 15 лад и 6 струна 8 лад. И помимо этого, звуки можно извлечь, используя достаточно сложные техники, каких нет у фортепиано: бэнды, вибрато, глушение и другие».
Другие считают, что не стоит обобщать всех гитаристов как «не умеющих читать партитуры». Виктор Эикхот (умеет играть более чем на 24 инструментах) говорит, что на фортепиано аккорды в разных тональностях похожи друг на друга (в постановке руки и пальцев на клавиши), на гитаре же играть по этому принципу нельзя (даже в случае с баррэ).
«Во-вторых, в музыкальных школах нотную грамоту изучают на фортепиано, поэтому при игре на гитаре использовать полученные знания не так уж и просто. И, наконец, в-третьих, у пианистов (и органистов) намного больше практики чтения с партитуры, независимо от того, где они играют: в церкви, на репетиции или на сцене.»
Третьи – подчеркивает, что гитаристы обычно играют гармонию, а не мелодию. Мелодия может хорошо сочетаться с гармонией, но при этом гармонию можно изменять.
Эрик Сойер (начал играть на гитаре в 10 лет, бросил в 35 и начал снова в 55): «например, в традиционной церковной музыке органисту дозволено играть различные вариации гармоний, при этом не отклоняясь от основной мелодии. Опытные гитаристы могут на слух подобрать звучащие в песне аккорды, но это не означает, что изначально в ней использовались именно эти аккорды, т.к. возможны вариации».
Клэй Мотли (гитарист со стажем в 30 лет) дополняет комментарий Эрика и отмечает, что мелодия не определяет гармонию и аккорды однозначно. Клэй приводит в пример историю из своего жизненного опыта, когда опытный джаз-гитарист, аккомпанируя одной мелодии, постоянно менял ритмический рисунок и аккорды, тем самым меняя гармонию песни.
Это говорит о том, что у каждого гитариста есть свое ощущение музыки, и изменяя гармонию, он может добиться разных результатов звучания. Клэй считает, что дело не в том, что гитарист не знает, какой аккорд выбрать, а в том, что вариаций этих аккордов огромное множество.
Пэнкам Лонкар (гитарист) считает, что особенностью гитаристов является способность «работать руками, а не ушами». Работая над музыкальной теорией (гармониями, развитием музыкального слуха, чтением с листа и различными техниками игры), музыкант начинает понимать, как можно использовать различные стандартные аккордовые последовательности.
Например, джазисты учатся извлекать аккорды мажорных гамм, осваивая способы извлечения этих же аккордов с использованием других струн. Постоянно практикуясь, они способны научиться на слух определять аккорды, используемые в песнях.Музыкальная теория – это своего рода «система эффективной категоризации звуков». Конечно, это – не единственный способ изучения музыки, ее можно анализировать и классифицировать по своим собственным правилам, но отсутствие определенных навыков может сказаться на способности аккомпанирования мелодии.
Дориэн Джеймс говорит, что какими бы ни были техника игры и знания сольфеджио у каждого отдельно взятого гитариста, для любой мелодии всегда существует огромное множество «правильных» аккордов. Джазисты любят изменять основные аккорды песен, дополняя их вариациями. В пример он приводит «Opus One» – мелодию, состоящую из 5 нот, которые постоянно повторяются, при этом аккорды, сопровождающие ее, изменяются.
Марк Вернер (играет на гитаре с середины 70-х все: от кантри до джаза) считает, что если хорошо обученному джаз-гитаристу дать мелодию, то он достаточно быстро подберет под нее хорошую аккордовую последовательность. Подобным образом и любой другой хороший музыкант сможет подобрать подходящую гармонию для песни.
Однако сама идея о гитаристе, который читает с листа мелодию и (поэтому) затрудняется подобрать к ней аккорды – слишком уж экзотический пример. Большинство исполнителей работает с нотами, где прописана и мелодия, и аккорды.
Тед Бушэ говорит, что гитаристы могут играть по партитуре, только им нужно время для написания аккомпанемента. Безусловно, есть огромное количество песен с похожими мелодиями, поэтому гитаристы без труда смогут подыграть знакомой по гармонике песне.
Помимо этого, гитара должна задавать темп и ритм, и вне зависимости от того, какая мелодия играет, гитарист решает, что сейчас звучит – полька, диско или что-нибудь другое. Это означает, что гитаристы заранее должны подобрать правильно аккорд, чтобы полностью отразить смысл мелодии. Также Тед считает, что вся информация, написанная в партитуре, не дает гитаристу представления о том, как именно должна звучать песня.
Николаус Экзели (играет на гитаре большую часть жизни) считает, что все зависит от количества практики и теоретических знаний. Музыканту легче импровизировать, используя аккордовую прогрессию, чем подбирать аккорды на ходу.
Любую мелодию можно сыграть несколькими способами, поэтому все зависит непосредственно от вкуса и настроения гитариста. Например, во времена Моцарта, аккорд А6 (мажорное трезвучие с большой секстой) считался какофоническим, хотя сейчас люди называют его весьма приятным.
Топ 14 вопросов начинающего гитариста самоучки
У начинающего гитариста самоучки нет педагога, который научит его всему с самого начала. Вместо этого у него есть куча вопросов, которые даже непонятно, в каком порядке задавать.
Начав самостоятельно учиться играть на гитаре, я столкнулся со всеми теми же вопросами. Некоторые подсказки мне повезло узнать от профессиональных гитаристов. До других пришлось кропотливо доходить своим умом. В любом случае на поиски решений ушло немало времени.
Если вы такой же взрослый самоучка, то собранные мной ниже ответы здорово сэкономят ваши время и силы.
1 — Нужно ли знать ноты, чтобы учиться играть на гитаре?
Есть два способа играть на гитаре, не зная нот.
Оба эти способа технически друг от друга не отличаются. Разбор на видео вживую показывает, куда тыкать пальцем на грифе гитары. Запись табулатуры делает то же самое на бумаге. Важно другое, что ни один из этих способов не отражает музыкальную фактуру произведения. И это их главное и принципиальное отличие от нотной записи. Поскольку гитара — это полифонический инструмент, способный звучать как небольшой оркестр, такое отличие приобретает критичный характер.
На мой взгляд, здесь уместна аналогия с книгами и комиксами. Текст книги позволяет вам самим мысленно нарисовать образ всех персонажей и детали обстановки. Комикс просто перечисляет вам события с уже прорисованными персонажами в статичных картинках. Казалось бы, ну и что? Какая разница, если в итоге сюжет понятен и история рассказана? Чтобы понять «ну и что», попробуйте прочитать комикс выразительно или хотя бы с разными интонациями.
Так и с музыкой, которую вы научились играть на гитаре по нотам. Нотная запись сама по себе показывает структуру пьесы и фактуру музыки.
Нотная запись
Все эти тонкости можно изобразить и в табулатурах. Но в результате сама запись станет слишком перегруженной и утратит изначальный смысл быть простой.
Громоздкая табулатура
Возвращаясь к аналогии, комикс превратится в книгу с иллюстрациями, которую нужно читать, а не смотреть.
Зачем вообще гитаристу знать ноты?
Давайте разберёмся, откуда вообще возникает вопрос, надо ли знать ноты, чтобы играть на гитаре. В первом случае — это начало обучения с полного нуля, но с горячим желанием. То есть новичок вообще не представляет не только с чего начать обучение игре на гитаре. Он даже не понимает, что именно хочет научиться играть и на какой гитаре. Однако изо всех сил пытается разобраться и готов к усердной работе. Надо ли учить ноты — это для него вопрос с целью получить правильный ответ.
Другой случай — это типичное проявление лени. К сожалению, гораздо чаще этот вопрос задаётся с целью услышать заранее ожидаемое оправдание нежелания напрягаться. За всем этим обычно следует мулька про Хендрикса и Эммануэля, которые никогда не знали нот. Прикиньте сами, сколько миллионов пытавшихся играть на гитаре без нот хотя бы приблизились к ним. Вот и ответ.
Самое интересное, что выучить ноты — это не так сложно и страшно, как кажется. Это не иностранный язык, как представляет большинство новичков. И даже более того, это вообще не какой-то отдельный от обучения игре на гитаре процесс. Вовсе не надо сначала изучить ноты, а только потом приступать к занятиям на гитаре. Что действительно важно, так это составить программу обучения хотя бы на первое время. Если правильно подобрать учебный репертуар, то ноты постепенно улягутся в голове сами собой без зубрёжки.
Трудно ли начинающему гитаристу выучить ноты?
А теперь самое вкусное на сладкое. Под знанием нот чаще всего понимают их название и размещение на нотном стане. То есть речь идёт, как правило, только о высоте звуков. Но у звука есть и другие свойства, которые вместе составляют нотную грамоту. Например, длительность, которая напрямую связана с ритмом. А ритм — это основа любой музыки. Невозможно учиться играть на гитаре и не развивать чувство ритма.
Ещё одно свойство звука — это громкость. Управляя ей, можно строить мелодические фразы, расставлять акценты и интонации, сочетать полифонические линии. В общем, делать музыку красивой. Невозможно учиться играть на гитаре, не думая о громкости.
Кроме того, ноты могут звучать одна за другой или вместе. В первом случае мы получим мелодию и басы, а во втором — гармонические интервалы или аккорды. Мелодия, гармония и басы могут звучать на гитаре одновременно. Это и превращает одну гитару в целый оркестр. Фальшивый аккорд режет ухо любому, независимо от наличия или отсутствия у вас музыкального образования.
Проще говоря, занимаясь на гитаре, вы уже изучаете нотную грамоту, осознаёте вы это или нет. Остаётся всего-то изучить названия и термины того, что вы делаете и так.
2 — На какой гитаре лучше начинать учиться играть?
Этот вопрос обычно содержит в себе сразу два аспекта. Один касается выбора типа гитары. Например, человек хочет учиться играть на электрогитаре или заниматься фингерстайлом на вестерне. Обязательно ли сначала пройти азы на классической гитаре?
Я считаю, что это вовсе не обязательно, но очень полезно и гораздо более правильно. Классическая гитара очень хорошо подходит для закладки фундамента под любое направление. Она позволяет понять, что такое красивый и одновременно разнообразный звук, не прибегая к куче примочек. Опять же на классической технике базируется любая пальцевая техника игры на любой гитаре.
Немаловажно для новичков, что даже бюджетная классика может звучать вполне прилично, причём сразу из магазина. Вестерны того же ценового диапазона не только не могут похвастать таким же приличным звуком. Вам крупно повезёт, если в магазине делают бесплатную предпродажную доводку бюджетных вестернов. Потому что без неё у ваших рук сразу же начнётся «весёлая жизнь».
Если всё же ваша душа однозначно лежит к конкретному стилю и типу гитары? Не вижу препятствий, учитесь сразу на том и тому, что вам нравится.
Другой аспект касается ценового диапазона учебной гитары. Надо ли с самого начала учиться играть на дорогой, качественной, а то и мастеровой гитаре? Здесь есть и свои «за» и свои «против». Главная разница между дешёвой и дорогой гитарой — это, конечно же, звук.
Однако дорогая гитара сама по себе ещё никого не сделала виртуозом. Чем богаче звук гитары, тем больше мастерства требуется, чтобы извлекать его. На более дорогой гитаре без мастерства у вас получится только более шумный шум. Даже на фанере новичок не слышит всех своих огрехов. Причина в том, что он ещё не умеет слушать самого себя. На гитаре, которая выдаёт гораздо больше обертонов, красок и оттенков, начинающий гитарист просто потеряется.
Но в дорогих акустических гитарах для начинающих гитаристов есть и плюсы. Сочный звук возникает из-за резонанса массива дерева, чего не происходит на залитой лаком фанере. И резонанс задней деки передаётся прямо в живот. В первые разы у новичков возникают незабываемые ощущения. Когда в буквальном смысле чувствуешь телом музыку с самого начала занятий, это, безусловно, очень хорошо.
В общем, выбор первой гитары для учёбы зависит от разных обстоятельств и условий.
3 — Нужны ли ногти для игры на гитаре?
Начинающие гитаристы задают этот вопрос даже немного с другого ракурса. Нужно ли учиться играть на гитаре сразу с ногтями?
Сам по себе этот вопрос чем-то сродни вопросу нужно ли сразу учиться играть на дорогой гитаре. Как и в том случае, разница между игрой на гитаре с ногтями и без заключается в звуке.
При этом стальным струнам ногти добавляют только звонкости. А вот на нейлоне начинает звучать гораздо больше различных оттенков. Однако на начальном этапе обучения всё это не имеет абсолютно никакого значения. Потому что оттенки и начинающие гитаристы — это понятия несовместимые.
Кстати, ученики ДМШ по классу гитары начинают играть с ногтями в среднем лет с одиннадцати. Просто потому, что до этого возраста детские ногти тонкие и хрупкие. Даже самые лучшие ученики, способные понять красоту звука, играют подушечками пальцев без ногтей. И это не мешает им в будущем заканчивать консерватории. Как говорится, всему своё время.
Возвращаясь к теме взрослых самоучек, ответ довольно простой. Начинайте беспокоиться о ногтях только тогда, когда почувствуете, что вашей музыке не хватает красок. До этого момента работайте на тем, чтобы ваши разрозненные звуки стало можно называть музыкой.
4 — Нужны ли гитаристу упражнения на технику?
Кто-то не занимается техническими упражнениями и этюдами вообще. Это сильно сужает репертуар по понятной причине неспособности играть что-то чуть сложнее начального уровня.
Другая крайность — так называемый гитарный спорт. Его почитатели упираются только в технику, совершенно забывая о красоте музыки. Главным становится поставить личный рекорд скорости, запилить быстрее, круче, зафиксировать достижение. «Полёт шмеля» в темпе 350 bpm напоминает монотонное жужжание мухи. В темпе 1300 bpm — это всего 9 секунд комариного писка. Да, круто, но есть два вопроса: зачем и где, собственно, полёт шмеля?
И вот, пожалуй, одна из главных трудностей, встающих на пути гитариста самоучки. Обучение нужно выстроить так, чтобы каждый новый приём вливался в общую копилку технического мастерства. То есть, отработав техническое упражнение, нужно разучить пьесу, в которой этот приём встречается в различных сочетаниях с другими уже известными приёмами. Сделать это без помощи преподавателя довольно сложно, особенно начинающему гитаристу. Однако если вы изначально понимаете необходимость такого подхода, то нет ничего невозможного.
5 — Нужно ли гитаристу регулярно играть гаммы?
Гаммы — это вовсе не нудятина, как их видят многие начинающие музыканты, не только гитаристы. Всё дело в том, что большинство новичков, особенно самоучек, представляют гамму в виде стандартных восьми нот. То есть до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до и обратно вниз. Тупо запилив их под сотню раз, пожалуй, действительно заскучаешь. А главное — не получишь особой пользы, потратив много времени.
Но если разобраться, то перед начинающим гитаристом откроется увлекательное занятие с широчайшими возможностями для совершенствования. И речь идёт не о банальной тренировке скорости пальцев. Это настоящее погружение в фундаментальные основы красивой гитарной музыки.
Вы научитесь внимательно слушать каждый звук в собственном исполнении. Отсутствие привычки и навыка слушать свою собственную игру — это просто поголовная болезнь начинающих гитаристов. Зачастую проходит много времени, прежде чем гитарист начинает замечать свои глохнущие ноты и дребезг струн.
Ещё один бич многих гитаристов — отрывистое звучание каждой ноты. Гаммы позволяют избавиться и от него. Причём у разных аппликатур имеются свои сторонники и противники.
Любители играть гаммы без смены позиций считают преимуществом отсутствие лишних препятствий к залигованному соединению звуков. Сторонники же классической аппликатуры Сеговии стремятся достичь плавного слитного звучания в любой ситуации. В том числе и при частой смене позиций. Но и те и другие оттачивают мастерство на гаммах, хоть и с разными подходами.
Однако и это далеко не вся польза, которую получает начинающий гитарист, регулярно играя гаммы. Чтобы просто перечислить варианты использования гамм и даже самые стандартные упражнения, нужна отдельная статья. В рамках же этого раздела ограничимся пунктом, о котором нельзя не упомянуть, говоря о гаммах.
Это очень пластичная основа для ритмических упражнений и развития навыка расстановки метрических акцентов. Вы можете сами придумать бесконечное число ритмических рисунков и вариантов чередования сильных и слабых долей. И чем выше ваше мастерство, тем сложнее ваши упражнения на тех же самых гаммах.
6 — Нужно ли сразу учить все аккорды на гитаре?
Многие новички вообще опускают вопрос целесообразности и сразу спрашивают, как выучить все аккорды на гитаре. Найти в интернете полную сводную таблицу всех аккордов сейчас не проблема. Однако её объём таков, что чаще всего она вызывает тоску в глазах начинающего гитариста. На том обучение и заканчивается.
Чтобы избежать этой распространённой ошибки, нужно понять две вещи. Во-первых, выучить все аккорды, не зная, куда и как их применять, занятие изначально бессмысленное. Ну, купили вы отвёртки со всеми возможными головками любых размеров. А чего крутить ими у вас есть? Так и с аккордами. У вас уже имеется репертуар, для которого необходимо знание вообще всех аккордов на гитаре? Гораздо продуктивнее постепенно и последовательно разучивать подходящие по уровню произведения.
Во-вторых, все аккорды строятся по определённым правилам. Если вы знаете эти правила, то у вас в принципе отпадает нужда запоминать все аккорды. Вы можете в любой момент сами построить на любом ладу тот аккорд, который вам нужен.
В этом деле сильно помогает нотная грамота, о которой мы говорили чуть выше. И это снова вопрос регулярной практики, а вовсе не нудной зубрёжки.
7 — Нужно ли гитаристу самоучке заниматься сольфеджио?
Здесь часто возникает путаница в терминологии. Начинающие самоучки принимают сольфеджио, которое в буквальном переводе означает «пение по нотам», за нотную грамоту. Такое происходит из-за того, что в детских музыкальных школах эти две дисциплины для простоты смешивают. К пению при этом добавляют изучение тональностей, размеров, интервалов и т.п. А уроки сольфеджио в интернете зачастую носят форму, характерную именно для ДМШ. Потому что за более профессиональным уровнем люди идут уже в специальные учебные заведения.
Сольфеджио в чистом виде, на мой взгляд, нужно тем, кто решил заниматься серьёзно. Эти занятия позволяют развить слух и музыкальную память до уровня, необходимого профессиональному музыканту. Начинающему гитаристу самоучке важен, скорее, прикладной вариант, который превратит слепые блуждания в продуктивные занятия.
Например, новичок не знает ни сами ноты, ни их расположение на грифе гитары. Дёргая с горем пополам каждую следующую ноту, он уверен, что учится играть на гитаре. Однако все его силы уходят на то, чтобы продраться сквозь лес непонятных значков. В действительности, к обучению, собственно, игре на гитаре, он приступит ещё не скоро. Потому что отдельные рваные звуки с гигантскими паузами не имеют ничего общего ни с ритмом, ни с мелодией.
Есть простой и эффективный способ быстро выучить ноты и приступить к настоящим занятиям на гитаре. Играя пьесу, нужно одновременно петь её ноты. Это помогает не только хорошо запомнить сами ноты. Также в голове постепенно и прочно укладывается расположение нот на грифе гитары. Пройдя этот этап, вы начнёте уделять внимание главному, то есть красивой музыке.
И в этом вам по-прежнему будет помогать то же самое прикладное пение нот. С его помощью начинающий гитарист научится строить мелодические фразы, расставлять акценты, использовать интонации, создавать настроение. В общем, делать все то, из чего и состоит красивая гитарная музыка. Применение этого метода мы подробно разбираем в специальной статье по ссылке в предыдущем абзаце.
8 — Можно ли ставить стальные струны на классику?
Акустические гитары со стальными струнами или просто вестерны изначально возникли для громкого аккомпанемента в ансамбле. Их конструкция должна выдерживать мощные удары по струнам и значительно большее натяжение самих струн.
Классическая гитара сконструирована иначе и для других приёмов игры. Она просто не выдержит сильного натяжения стальных струн и сломается. Вам повезёт, если гриф отломится ровно или нижний порожек вырвет не с мясом, это чинится. Более грубые повреждения тоже можно отремонтировать, но это будет сильно дороже и не всегда рентабельно.
9 — Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерны?
Что касается наоборот, то нейлоновые струны можно запросто установить на вестерн, физически он не пострадает. Однако возвращаемся к его конструкции и вспоминаем, что корпус рассчитан на совсем другие нагрузки. Поэтому нежный нейлон просто не сможет раскачать мощные деки. В результате звук получится блёклым и неинтересным.
К тому же нейлоновые струны толще стальных. По этой причине гриф у классики ощутимо шире, чем у вестерна. Толстые струны на узком грифе сильно затрудняют работу пальцев, особенно левой руки. Ну и высота струн по причине разного натяжения тоже должна быть разной. Без дополнительной регулировки низкая установка нейлона на вестерне приведёт к постоянному дребезгу струн об лады.
10 — Можно ли сразу разучивать любимые произведения?
Чему чаще всего хотят научиться большинство начинающих взрослых гитаристов? Они находятся под впечатлением от каких-то любимых гитарных композиций. И чаще всего новички, особенно самоучки, пытаются сразу начать играть именно эти произведения. Это самая главная ошибка начинающих гитаристов.
Есть два разных желания. Одно — научиться играть на гитаре. Другое — научиться играть на гитаре конкретное произведение. Для начала следует определиться, насколько существенна для вас эта оговорка.
Далее нужно понять степень сложности самого произведения. Если вы хотите выучить аккорды песни «Пачка сигарет», то разумно будет сразу учить именно их. А если речь идёт, к примеру, про «Перуанский вальс» или «Freight train»? Тогда это будет сказка о потерянном времени. И скорее всего она закончится заброшенной гитарой из-за отсутствия прогресса и, соответственно, утраты желания заниматься.
Знаете, что будет самым обидным? Запоздалое понимание, что за то же самое время вы могли действительно научиться играть на гитаре. Не сразу то, что хотели, но в ясной и обозримой перспективе — всё, что угодно.
11 — До какой степени отрабатывать каждое произведение?
Какова главная цель работы над каждым упражнением или учебной пьесой? Научиться играть их настолько правильно и красиво, насколько позволяет текущий технический уровень ученика. Как только эта задача решена, нужно переходить к следующему произведению.
Проблема в том, что без опытного педагога очень трудно самому определить эту тонкую грань. Объясню на примере. Допустим, в пятом такте у вас постоянно дребезжит одна струна. Это вам в принципе не хватает растяжки в такой позиции? Или именно в этом такте вы не обращаете внимания на ошибку? В первом случае пора идти дальше, а растяжка со временем появится. Во втором — надо продолжать работать именно над этим этюдом и устранить ошибку.
Отсюда же вытекает ответ и на другой попутный вопрос. Надо ли постоянно повторять и держать в памяти все пройденные произведения?
Дело в том, что нужно разделять учебный и концертный репертуар. Очевидно, что концертные пьесы следует поддерживать в рабочем состоянии. Даже если это концерты в узком кругу семьи на кухне. А вот учебные произведения для того и нужны, чтобы научиться и двинуться дальше.
Нет никакого смысла повторять этюд, который вы давно технически переросли и можете сыграть, проснувшись ночью. Представьте, что будет, если постоянно повторять всё, что вы интенсивно учили хотя бы за год. В конце концов, на это начнёт уходить всё время урока.
Здесь очень важно, чтобы учебный репертуар соответствовал вашему техническому уровню. В этом случае при необходимости вы легко вспомните любую пройденную пьесу буквально с одного прогона.
12 — Можно ли научиться играть на гитаре, если нет слуха?
Нет слуха — это когда вы не отличаете мужской голос от женского или свисток от барабана. Во всех остальных случаях у вас нет навыка музыкального применения слуха, а не самого слуха. Как и любой другой навык его можно развить.
Усердно занимаясь на гитаре, вы постепенно разовьёте и слух. Точно так же, как постепенно запомните названия и расположение всех нот на грифе гитары.
13 — Как мотивировать себя заниматься на гитаре?
Для меня гитара — это увлекательное занятие, которым я сам хочу заниматься. Это не задание, которое вы вынуждены выполнять по чужому указанию, и поэтому нуждаетесь в мотивации. Если вам нужно заставлять себя заниматься на гитаре и вы постоянно перегораете — смело бросайте. Будьте честны с собой, это просто или не ваше занятие или вам лень. Ни в том, ни в другом случае толку от занятий не будет. Вы просто потеряете драгоценное время. Никаких чудо-рецептов здесь не существует.
На мой взгляд, есть только одно объяснимое сочетание желания заниматься на гитаре и потери интереса. Как правило, отсутствие у самоучек чёткого вектора занятий ведёт к отсутствию прогресса. Желание играть лучше и непонимание, как этого добиться, загоняет начинающих гитаристов в уныние. Возникает топтание на месте, которое неизбежно ведёт к потере интереса. В этой ситуации вам поможет составление своей программы обучения игре на гитаре.
По собственному опыту я рекомендую пройти общие для всех стилей и направлений гитарной музыки основы. Во-первых, вы создадите прочный фундамент для дальнейшего обучения игре на гитаре. Во-вторых, проработка основ сильно упрощает понимание, как и куда двигаться дальше. Лично я сам метался между фингерстайлом, классикой и различными аранжировками хитовых мелодий. Несколько месяцев исканий привели меня к классической гитаре и решению вернуться на старт к основам.
На данный момент я так и занимаюсь на классической гитаре, она пришлась мне по душе. Кстати, мой репертуар при этом выходит далеко за рамки только классической музыки. Но главное даже не это. Если я захочу переключиться на другие направления и типы гитар, это не составит мне труда. Именно благодаря правильно заложенному фундаменту обучения, я легко нахожу решения, куда и как двигаться.
Если же у вас есть программа обучения и время на занятия гитарой, но нет мотивации — перечитайте первый абзац этого раздела и найдите себе другое занятие.
14 — Как повысить эффективность занятий на гитаре?
Как правило, в ответе на этот вопрос начинается перечисление конкретных пунктов, что и как делать. Например, как часто, как долго и в каком темпе заниматься. Или в каком сочетании выполнять те или иные упражнения.
На мой взгляд, рецепт гораздо проще. Нужно постоянно думать, что и зачем вы делаете, вникать в каждое движение, слушать каждый звук. Тогда у вас начнут возникать правильные вопросы. А это главное условие того, как получить правильные ответы.
Последовательно находя и применяя продуманные решения, вы и будете заниматься продуктивно. Собственно именно такому подходу и посвящён весь мой блог.
Топ 14 вопросов начинающего гитариста самоучки: 2 комментария
Здравствуйте, спасибо за ваш блог.
В начале статьи вы пишете
> Проще говоря, занимаясь на гитаре, вы уже изучаете нотную грамоту, осознаёте вы это или нет
Но как насчёт того, что не зная нотной грамоты, заниматься попросту невозможно начать)). Если переформулировать — как бы вы посоветовали начать учить ноты? В статье о составлении программы обучения вы приводите пособия, выполняя упражнения и разучивая этюды и пьесы из которых можно начать путь обучения, но уже в самих этих пособиях владение нотной грамотой подразумевается по умолчанию с первой страницы. Можете порекомендовать какое-то пособие для быстрого овладения нотной базой, имея которую, можно будет приступить к собственно прохождению учебного материала?
И собственно вопрос по пособию «Стань виртуозом» Марышева. Первый раздел называется «Только правая рука», но уже в пятом упражнении бемоли, а их не взять на открытой струне. Или я в чём-то не прав?
Здравствуйте, всегда пожалуйста.
Музыкальная грамота включает не только ноты, но ещё их длительности, интервалы, аккорды, ритм, размер, лад, тональности и т.д. Чтобы изучить нотную грамоту вообще (и это очень полезно), можно обратиться к пособиям по сольфеджио для музыкальных школ. Это учебники и рабочие тетради с первого по последний класс. Например, Варламова и Семченко или Калинина. Или полные справочники, например, Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио». Изучать сольфеджио можно параллельно с игрой на инструменте, не надо проходить сначала одно, потом другое. Я бы предпочел именно такие печатные издания, потому что многочисленные видеоуроки и статьи в интернете очень трудно отсортировать, где полезный профессионал рассказывает, а где самоучка-недоучка чушь несёт.
Если хочется по минимуму только расположение нот на грифе гитары, эти таблички есть в большинстве самоучителей, например, Калинин «Юный гитарист», Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре», Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре» и т.п.
Есть толковые уроки по нотной грамоте на сайте Максима Чигинцева «ЧиГитара» (на данный момент на реконструкции, но уроки можно найти в верхнем меню). Это точно профессионал.
По поводу бемолей у Марышева, всё нормально и правильно. Этот сборник рассчитан как на самостоятельное обучение, так и на занятия с педагогом. Обратите внимание, что с пятого упражнения запись идет в две строки. Верхняя, с подписанными пальцами — для ученика на открытых струнах. Нижняя, без подписей — для педагога, который играет с учеником дуэтом, когда ученик уже научился что-то играть в первых упражнениях. Это очень полезно, потому что развивает привычку слушать музыку в процессе исполнения, чего подавляющее большинство начинающих, да и продолжающих, не делает в принципе.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.