Приключения оливера твиста чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Диккенс Чарльз “Приключения Оливера Твиста” Читательский дневник, краткое содержание
Диккенс Чарльз “Приключения Оливера Твиста” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Диккенс Чарльз.
Название: «Приключения Оливера Твиста».
Жанр: роман.
Тема произведения: судьба человека.
Число страниц: 640.
Главные герои и их характеристика
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Брошенный в работном доме младенец вырастает в красивого и доброго мальчика, который не хочет быть вором, и находит своих настоящих родственников.
Сюжет – краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод смерти Сайкса, потому что тот был убийцей и должен был понести наказание. Он хотел перекинуть верёвку себе на плечи, чтобы спуститься с крыши, но верёвка затянулась на его шее, и он повесил себя сам.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Справедливость всё равно восторжествует, а зло накажет само себя.
Чему учит эта книга
Роман учит не сдаваться и не отступать от своих идеалов. Верить в лучшее будущее, учит никогда не терять надежды. Учит помогать несчастным, быть отзывчивым и добрым, учит милосердию и состраданию.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному
Мне понравился этот роман, хотя временами читать его было очень тяжело. Но самое главное, что всё закончилось хорошо и бедный Оливер Твист нашёл свою семью, людей, которые его любят и ценят.
Новые слова и выражения
Тюфяк – вид матраса.
Сенешаль – придворная должность.
Мазурик – обманщик, преступник.
Пословицы к произведению
Чему быть, того не миновать.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Мир не без добрых людей.
Зло само себя наказывает.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Чарльз Диккенс «Приключения Оливера Твиста»: как мальчик стал воплощением идеи добра и искупления
«Приключения Оливера Твиста» стал вторым романом Чарльза Диккенса, английского писателя, одного из величайших англоязычных прозаиков XIX века, гуманиста и классика мировой литературы. Первая публикация вышла в 1837 году, Диккенсу тогда было 25 лет. Как и другие произведения известного писателя «Приключения Оливера Твиста» — это нечто большее, чем история о мальчике, который, несмотря на трудности, достиг успеха. Об аллегориях и библейских мотивах в произведении Чарльза Диккенса «Оливер Твист», читайте дальше.
Сюжет
«Приключения Оливера Твиста» — это история чистого мальчика-сиротки, незаконнорожденного, который чудом выживает в работном доме, в учениках у свирепого гробовщика, в самых мрачных воровских притонах Лондона. Ангелоподобного Оливера хочет погубить его брат, светский молодой человек Монкс, не желающий выполнять волю покойного отца, который перед смертью завещал половину состояния своему незаконному сыну Оливеру. По условиям завещания, деньги достанутся Оливеру только в случае, если до совершеннолетия он не собьется с прямого пути, не запятнает свое имя. Чтобы погубить Оливера, Монкс вступает в сговор с одним из воротил лондонского преступного мира евреем Феджином, и Феджин заманивает Оливера в свою шайку. Но никакие силы зла не могут одержать верх над доброй волей честных людей, которые сочувствуют Оливеру и вопреки всем козням восстанавливают его доброе имя. Роман кончается традиционным для английской классической литературы счастливым концом, «хэппи эндом», в котором все негодяи, стремившиеся сбить Оливера с истинного пути, наказаны, а Оливер находит родных и близких, возвращает себе имя и состояние.
Оливер Твист – воплощение идеи добра
«Приключения Оливера Твиста» — первый «роман воспитания» у Диккенса — жанр, к которому он не раз еще обратится. Структура у всех этих произведений приблизительно одинакова: ребенок, брошенный на произвол судьбы нерадивыми или попавшими в тяжелые обстоятельства родителями, преследуемый родственниками, которые незаконно хотят воспользоваться его наследством, благодаря странному, романтическому по своей природе стечению обстоятельств, выкарабкивается из «бездны нищеты и тьмы»: неожиданно получает состояние, а вместе с ним и соответствующее положение в обществе.
Раскрыть тайну, обрести благополучие и жизненную стабильность помогают Оливеру Твисту добрые буржуа — богатый джентльмен, случайно оказавшийся родственником мальчика. Вопреки доводам логики и художественному правдоподобию, Оливер (несмотря на пагубное влияние воровской шайки Фейджина) остается столь же чистым и возвышенным, как сама идея добра.
«Темные» герои «Оливера Твиста»
Диккенс-романтик утверждает добро, Диккенс-реалист начинает внимательно вглядываться в психологию своих «темных» героев. И тогда из-под его пера выходят удивительные в своем прозрении наблюдения — драматическая встреча ангелоподобной Роз Мейли и падшей Нэнси в «Оливере Твисте», характеры, полные знания реальной жизни (Чарли Бейтс, Ловкий Плут).
В «Оливере Твисте» зло существует как бы в двух ипостасях: общественное зло и зло онтологическое.
В произведении Диккенса общественное и онтологическое зло еще мало связаны друг с другом. А романтическая антитеза приводит к тому, что социальные конфликты, реально определяющие благополучие или несчастье персонажей, в конечном итоге снимаются, уступая место утопически-романтическому разрешению интриги. Есть определенная механистичность и в понимании добра. Добро — идея, которая победит зло, поэтому носителями добра могут быть самые разные люди, вне зависимости от их социального положения.
Оливер Твист ребенок, который остался ребенком до конца романа
Из всех произведений Чарльза Диккенса только один герой Оливер Твист ребенок, который остался ребенком до конца романа. Писатель рисует картину жизни, полной борьбы, страданий, превратностей и невзгод, которые выпадают на судьбу мальчика. Он сумел пройти своего рода инициацию, или «запрещенный порог» устоявшихся законов, но при этом не измениться и остаться живым. Так, образ мальчика личность психологически достаточно условная. Почему?
Роман Диккенса неразрывно связан с христианским символизмом, за мотивами которого скрыты античные представления о мире, которые опираются на идеи К.Г. Юнга об архетипах и вызывают к жизни комплексы представлений, выступающих в виде мифологических мотивов. Подход писателя к написанию романа был вдохновлен концепцией Ж.-Ж. Руссо об изначальной невинности ребенка, а также поэтами-романтиками, которые придавали детству высшую священную ценность. Представляя Оливера Твиста святым, неизменной статической сущностью в жестоко падшем мире, писатель передает в его образе архетип Бога или божественного ребенка, противопоставляя ему образ Фейджина как архетипа дьявола.
Задумка романа Чарльза Диккенса тесно связана с произведением Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную страну», а также библейской притчей «Добрый Самаритянин», как сказка о добре и зле, борющихся за душу человека. Таким образом, Оливеру необходимо оставаться жертвой, как и всем мученикам, чтобы раскрыть спасительное божественное провидение, где последним выступают устремления среднего класса, целью и спасением самого Чарльза Диккенса, когда-то работавшего на фабрике ваксы, или в нижнем мире. Не божественного рая достигает Оливер, а уважения и богатства.
Главная христианская тема романа — борьба Бога и дьявола, как аллегория добра и зла, космоса и хаоса и даже жертвы и агрессора.
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Роман «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса
Содержание:
Предмет: | Зарубежная литература |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 01.03.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по зарубежной литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Современный читатель вряд ли заметит тот факт, что Диккенс попадает в эту книгу на людей, которые серьезны, разумны, образованы, но не способны выполнить свои благие намерения, потому что социальная задача, с которой они столкнулись, была непомерно трудной. Мы можем избежать нашего внимания, что, хотя Диккенс был несправедлив к этим людям, он видел правду намного лучше их и, в отличие от разработчиков законов, не был ослеплен статистикой. Однако нельзя не заметить, что это острая социальная сатира, автор которой занят не отдельными людьми, а человеком в целом, «толпой», обществом в целом.
Читатели хотят жалеть Оливера, а это значит, что он не может быть настоящим существом, потому что настоящий Оливер превратится в испорченного и грубого Фейгина, которому должно быть противно. И все же, когда приходит время отравлять и преследовать банду, читатель хочет участвовать в преследовании; однако в глубине души он не против присоединиться к подвигам банды и поделиться ею.
В фильме Оливера Твиста Диккенс впервые обратился к проблеме взаимодействия личности и общества, личности ребенка и ее социального окружения; он один из немногих писателей, которые с удивительным мастерством описывают судьбу детей в его современном обществе, их персонажей, сложный внутренний мир и разнообразные переживания.
Место Ч.Диккенса в английской литературе XIX века
Критический (или социальный) реализм заменил образовательный реализм в литературе 19-го века; его типология определялась следующими признаками:
Англия, вступая в новую фазу развития, заняла лидирующие позиции на международной арене в промышленности и торговле, положение масс противоречило официальной версии «всеобщего процветания». Критические реалисты помогали своим современникам задуматься о фундаментальных проблемах эпохи, раскрывая им глубину социальных противоречий: не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, в которой классовая борьба не утихла, была изображена в их работы.
Диккенс открывает новый этап в истории английского реализма.
Реалистический роман XVIII века проистекает из повседневной литературы. Эта попытка обобщить и систематизировать материалы реальности особенно характерна для идеологии третьего сословия, которая стремилась осознать и регулировать мир силой своих мыслей.
Итак, в 30-40-х гг. XIX веком ведущим направлением в английской литературе стал критический реализм, основными чертами которого были пытливый и неумолимый поиск истины, объективность в изображении, широта жизненных картин, искренность авторской позиции, гуманизм и демократичность идеологического содержания, выразительность человеческих персонажей. И, возможно, никто не мог выразить всю социальную напряженность, все противоречия своей эпохи с такой полнотой, как Чарльз Диккенс
Новая эра научила Диккенса видеть мир в его противоречиях, более того, в неразрешимости его противоречий. Противоречия действительности постепенно становятся основой сюжета и главной проблемой романов Диккенса.
Но работы Диккенса отличаются от предшествующей реалистической литературы не только этим усилением реалистического социального момента. Решающим является отношение писателя к изображенной им реальности. Диккенс глубоко отрицательно относится к буржуазной реальности.
На ранней стадии работы Диккенса эти внешне романтические атрибуты представляют концепцию «другого мира», прекрасного мира, который явно противопоставлен практике буржуазного общества.
Эта утопия, однако, является лишь второстепенным моментом для Диккенса, не только требующим, но и прямо предполагающим полное описание реальной жизни со всей ее катастрофической несправедливостью.
Однако, как и лучшие писатели-реалисты своего времени, чьи интересы были глубже, чем внешняя сторона явления, Диккенс не удовлетворен простым утверждением о случайности, «случайности» и несправедливости современной жизни и стремлении к неясному идеалу. Он неизбежно подходит к вопросу о внутренних законах этого хаоса, о социальных законах, которые все еще управляют им, и раскрывает обусловленность жизни человека и его психологии в социальной среде.
Реализм и «романтика» Диккенса, элегический, юмористический и сатирический поток в его творчестве находятся в прямой связи с этим поступательным движением его творческой мысли
Разговаривая со своими романами в середине 30-х годов. XIX в., Диккенс открыл блестящую страницу в истории английского критического реализма. Один из первых в английской литературе Диккенс показал жизнь простых людей в буржуазной цивилизации. Гуманизм Диккенса, его блестящие художественные способности как комика и сатирика ставят его романы в один ряд с лучшими произведениями мировой литературы. Реалистичные романы Диккенса содержат правдивые и яркие картины жизни Англии того времени. Решая фундаментальные проблемы своей эпохи, Диккенс создал замечательную галерею художественных образов, одним из первых рассказавшую о трагической судьбе ребенка в буржуазном мире.
Особенно в России работы Диккенса были оценены по достоинству очень рано, и с начала 40-х годов систематически и неоднократно печатались как на страницах литературных журналов, так и в отдельных публикациях.
Это обстоятельство было отмечено Ф. М. Достоевским, который писал: «Мы понимаем Диккенса по-русски, я уверен, почти так же, как англичане, даже, возможно, со всеми оттенками».
Гончаров, называя Диккенса «общим учителем романистов», пишет: «Не просто наблюдательный ум, но фантазия, юмор, поэзия, любовь, которые он, по его словам,«нес в себе весь океан», помог ему написать все Англии живы бессмертные типы и сцены».
Литературное наследие Диккенса вошло в сокровищницу не только английской, но и мировой литературы. Уже более века традиции его творчества продолжают свою жизнь в произведениях лучших представителей английской реалистической литературы.
Социальная проблематика в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»
Роман рассказывает историю мальчика, воспитанного в приюте в местном приходе, чьи средства крайне скудны. Голодные сверстники заставляют его просить добавки к обеду. За это упрямство его начальство продает его в офис гробовщика, где Оливер подвергается издевательствам со стороны своего старшего ученика.
После драки с учеником Оливер бежит в Лондон, где попадает в банду молодого карманника по прозвищу Хитрый Плут. Логово преступников возглавляет хитрый и коварный еврей Феджин. Там находится хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс. Его 17-летняя подруга Нэнси видит свою половинку в Оливере и проявляет к нему доброту.
О визитах Нэнси к мистеру Браунлоу становится известно Сайксу. В порыве гнева злодей убивает несчастную девушку, но вскоре он сам умирает. Монахи должны раскрыть свои грязные секреты, смириться с потерей наследства и отправиться в Америку, где он умрет в тюрьме. Фагин попадает на виселицу. Оливер счастливо живет в доме своего спасителя мистера Браунлоу.
По сути, безразличная толпа людей просто не замечает мир преступников и паразитов, пока не услышат крик: убийство! Затем начинается яростная охота на крыс, все жаждут крови, готовы линчевать Сайкса и Фагина; почтенные труженики, равнодушные жители превращаются в яростную, мстительную толпу. Эта картина в романе стилизована, цвета реальности наложены здесь на мифической основе, но во всем этом есть какая-то сюрреалистическая кошмарная подлинность.
Положительные и отрицательные герои романа
Детство Оливера проходит среди несчастных сирот, таких как он, которые «не обременены ни излишками пищи, ни одеждой», как надзиратель Бамбл и миссис Мэн делают все возможное, чтобы максимально использовать себя из этих скудных запасов еды и одежды Приходские сироты. Здесь дети умирают от голода и побоев или превращаются в несчастных, забитых, напуганных существ. Но Оливер трогает не потому, что он разбитая жертва, которая не смеет сказать ни слова, ничего не ждет и ни на что не надеется. Оливер трогательный, потому что он оптимист.
Завершая роман, пусть и неправдоподобный, но безопасный для Оливера и его друзей, Диккенс искренне требует правды и справедливости, так как мальчик из приюта требовал кашу.
Заключение
Приключения Оливера Твиста предвещают зрелые романы зрелого Диккенса тем, что уже в этой книге показан раздел всего английского общества от аристократических лондонских особняков до провинциального приюта и показаны нити, связывающие их. Автор критикует рабочие дома и детский труд, равнодушие правительства к вовлечению детей в преступную деятельность.
Таким образом, мы видим, что социальный роман К. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» является живым ответом на самые насущные и острые проблемы нашего времени. И по популярности и признательности читателей этот роман по праву можно назвать народным.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Анализ романа Диккенса “Приключения Оливера Твиста”
В романе “Приключения Оливера Твиста” Диккенс выстраивает сюжет, в центре которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью. Главный герой романа – маленький мальчик по имени Оливер Твист. Родившись в работном доме, он с первых минут своей жизни остался сиротой, а это означало в его положении не только полное невзгод и лишений будущее, но и одиночество, беззащитность перед теми обидами и несправедливостью, которые ему придется претерпеть.
Младенец был хил, врач говорил, что он не выживет.
Диккенс, как писатель-просветитель,
Работные дома, которые должны были обеспечивать простых людей работой, пищей, кровом, на самом деле были похожи на тюрьмы: неимущих туда заключали насильно, разлучая с семьей, заставляли выполнять бесполезную и тяжелую работу и практически не кормили, обрекая на медленную голодную
Из работного дома Оливера отдают в ученики к гробовщику; там он сталкивается с приютским мальчиком Ноэ Клейполом, который, будучи старше и сильнее, постоянно подвергает Оливера унижениям. Вскоре Оливер сбегает в Лондон.
Мальчики и девочки, которые были никому не нужны, волей случая очутившись на улицах города, часто становились совершенно потерянными для общества, поскольку попадали в криминальный мир с его жестокими законами. Они становились воришками, попрошайками, девушки начинали торговать собственным телом, а после этого многие из них заканчивали свою недолгую и несчастливую жизнь в тюрьмах или на виселице.
Этот роман криминальный. Общество лондонских преступников Диккенс изображает просто. Это законная часть существования столиц.
Мальчик с улицы по прозвищу Ловкий плут обещает Оливеру в Лондоне ночлег и покровительство и приводит его к скупщику краденого, крестному отцу лондонских воров и мошенников еврею Феджину. Оливера хотят поставить на преступный путь.
Для Диккенса важно дать читателю представление о том, что душа ребенка не склонна к преступлению. Дети – олицетворение душевной чистоты и незаконных страданий. Этому посвящена немалая част романа.
Диккенса, как и многих писателей того времени, волновал вопрос: что является главным в формировании характера человека, его личности – общественная среда, происхождение (родители и предки) или его задатки и способности? Что же делает человека таким, каков он есть: порядочный и благородный или же подлый, бесчестный и преступный? И всегда ли преступный означает подлый, жестокий, бездушный?
Отвечая на этот вопрос, Диккенс создает в романе образ Нэнси – девушки, попавшей в раннем возрасте в криминальный мир, но сохранившей доброе, отзывчивое сердце, способность сострадать, ведь не зря же она пытается защитить маленького Оливера от порочного пути.
Таким образом, мы видим, что социальный роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста” представляет собой живой отклик на наиболее злободневные и животрепещущие проблемы современности. А по популярности и признательности читателей этот роман по праву можно считать народным.
Related posts:
Анализ романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист» Выполнили: ученики 9 класса А. — презентация
Книга «Приключения Оливера Твиста» повествует читателю о злоключениях ребёнка-сироты, которому пришлось встретиться с жестокой реальностью. Ему пришлось расти без семьи ещё с пелёнок. Оливер, как и его сверстники, был лишён родительской любви и счастливого детства, воспитывался в полном одиночестве и без какой-либо защиты перед несправедливой судьбой.
Будучи писателем эпохи Просвещения, Диккенс не старался концентрировать внимание читающих на всех тех ужасах и безобразиях лондонских трущоб, в которых проживала беднота тех времён. Прозаик придерживался мысли, что именно равнодушие других людей к такой категории жителей Лондона и есть главным злом, а не сама бедность. Ведь как раз от ложного восприятия общества и страдали нищие, которым приходилось терпеть вечные беды и мучения. Ведь работные дома (приюты) строились для обеспечения крыши над головой, пропитания и заработка нуждающимся, в реальности ничем не отличались от тюрем. Родители, что были неспособны прокормить своих детей, силой разлучали и забирали их чадо в приюты. Скудное питание и голод, непосильный и бесплодный труд и нечеловеческое отношение обрекало несчастных на мучительную гибель.
После сиротского приюта главного героя отправляют гроботесу на учёбу, где он становится жертвой мальчишки с приюта Ноэ Клейпола. Будучи постарше и более сильным за Оливера, задира постоянно унижает его. Не став терпеть издевательства, Твист устраивает драку с задирой убегает в Лондон. Такая бездомная детвора, как он, со временем превращались в отбросы общества. Чтоб хоть как-то заработать на хлеб, они занимались бродяжничеством и криминалом, а там правили волчьи законы. Юноши просили милостыню и обворовывали прохожих, а девушки торговали своим телом. От подобного образа существования несчастные доживали свои дни в темнице, были казнены на эшафоте или погибали насильственной смертью.
Точно также происходит и с Твистом. Джек Доукинс, по прозвищу «Ловкий плут», обещает дать защиту и крышу над головой в столице и представляет его к Фейгину – главарю городских преступников и карманников и скупщику краденых вещей.
Чарльз Диккенс по-простому отобразил криминальный мир Лондона, так как считал его неотъемлемым элементом жизни трущоб Лондона. Тем не менее, он старался доказать читателю главную истину о том, что ребёнок с самого начала не склонен к преступлению. В глазах романиста дети воплощают в себе чистоту души и незаслуженные страдания. Главный герой и остальные дети − жертвы того времени, именно в этом и есть смысл криминального романа.
Но есть не менее важные вопросы: что именно может повлиять на человеческий характер, его личность? Природный талант, воспитание семьи или все же социум, в котором он растёт? Почему один становится честным и порядочным человеком, а другой жестоким и бессовестным преступником? Может ли он измениться и стать другим? Все эти ответы раскрываются, когда Диккенс представляет читающим девушку Нэнси. Она варилась в преступной среде, когда она была ещё маленькой девочкой, но при этом ей удалось сохранить в себе доброту, отзывчивость и способность сопереживать горю других. Благодаря её помощи Оливер и не становится на скользкую дорогу криминала.
Авантюрный роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» – это шедевр направления реализма и отражение наиболее актуальных и наболевших проблем современности. Благодаря этому, книга остаётся популярной до сегодняшнего дня и есть всемирным достоянием в литературе.
Другие сочинения: ← Тема любви в романе Преступление и наказание↑ ДругиеАнализ произведения Достоевского Двойник →
Анализ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», сочинение
Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью.
Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Литератор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к такой категории людей. Именно из-за подобного неправильного восприятия обществом и страдали бедняки, поскольку они были обречены на вечные унижения, лишения и скитания. Ведь работные дома, создание которых задумывалось для обеспечения простых людей кровом, едой, работой, скорее напоминали тюрьмы. Неимущих разлучали с семьями и заключали туда насильно, очень плохо кормили, заставляли заниматься непосильным и бесполезным трудом. В результате они просто медленно умирали голодной смертью.
После работного дома Оливер становится учеником гробовщика и жертвой издевательств приютского мальчика Ноэ Клейпола. Последний, пользуясь своим преимуществом в возрасте и силе, постоянно унижает главного героя. Оливер спасается бегством и попадает в Лондон. Как известно, такие дети улицы, судьба которых никого не волновала, в своем большинстве становились отбросами общества – бродягами и преступниками. Они были вынуждены заниматься криминалом, чтобы хоть как-то прожить. А там царили жестокие законы. Юноши превращались в попрошаек и воров, а девушки зарабатывали на жизнь своим телом. Чаще всего они не умирали природной смертью, а заканчивали жизнь на виселице. В лучшем случае их ждало тюремное заключение.
Даже Оливера хотят вовлечь в преступный мир. Обычный мальчик с улицы, которого все прозывают Ловкий плут, обещая главному герою покровительство и ночлег в Лондоне, отводит его к скупщику краденого. Это крестный отец местных мошенников и воров Феджин.
В этом криминальном романе Чарльз Диккенс по-простому изобразил лондонское преступное общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Но писатель попытался донести до читателя главную мысль о том, что душа ребенка изначально не склонна к преступлению. Ведь ребенок в его представлении олицетворяет собой незаконные страдания и душевную чистоту. Он просто жертва того времени. Именно этой идее посвящена основная часть романа «Приключения Оливера Твиста».
Но вместе с этим писателя волновал вопрос: что влияет на формирование характера человека, становление его личности? Природные задатки и способности, происхождение (предки, родители) или все же общественная среда? Почему кто-то становится благородным и порядочным, а кто-то подлым и бесчестным преступником? Может ли он не быть бездушным, жестоким и подлым? Для того чтобы ответить себе на этот вопрос, Диккенс вводит в сюжетную линию романа образ Нэнси. Это девушка, которая попала в криминальный мир еще в раннем возрасте. Но это не помешало ей остаться доброй и отзывчивой, способной проявлять сочувствие. Именно она пытается не допустить, чтобы Оливер стал на неверный путь.
Социальный роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» — это истинное отражение наиболее злободневных и животрепещущих проблем современности. Именно поэтому данное произведение очень популярно среди читателей и со времени своего издания успело стать народным.
После анализа «Приключений Оливера Твиста» изучите другие сочинения по этой теме:
По произведению: «Приключения Оливера Твиста»
По писателю: Диккенс Чарльз
Вся книга кажется грязной, испачканной. Это впечатление усиливают и описание Лондона, как кажется вечно грязного, мерзкого, промозглого и сырого города, со своими трущобами, кварталами для бедноты, вечно плохой погодой и, конечно, жителями своей внешностью и отношением друг к другу как нельзя лучше подходящими под описание этого города. Вообще, скорее всего, это та эпоха, время когда голод, бедность были скорее обычным явлением, нежели исключением из правила. Эпоха контраста, чистоты и грязи, возвышенных речей и грязных ругательств, обжорства и страшного голода, рабской покорностью одних и идиотской самовлюбленностью других, наконец, возникновению высокой любви у Гарри и Розы и появлению непонятного чувства, возникшего у Нэнси к бандиту Сэйку.
В описаниях всех тех зол того общества, возникает естественный вопрос: а так ли бедны были бедные? а так ли бездушны и надменны богатые? а так ли много бездомных и сирот? так ли бесправен и порабощен ребенок самого рождения? Уже в свое время Диккенсу приходилось выслушивать упреки в преувеличениях, если не в искажениях истинного положения дел. Не знаю, может и так, но ведь рабская эксплуатация детского труда не является выдумкой, как и описанный в книге случай о погибшем ребенке-трубочисте. В любом случае, выявляя некий недостаток в обществе, да и в чем бы то ни было, необходимо преувеличить, иначе это просто не вызовет резонанс, пройдет незамеченным, как само собой полагающееся.
Социальная проблематика в романе Ч. Диккенсона «Оливер Твист»
«Оливер Твист», безусловно, одно из величайших и популярнейших произведений искусства всех времен — недаром за него ухватились режиссеры театра, кино и телевидения. Диккенс еще не обладает подлинным мастерством(это его второй роман) и поэтому без большого успеха пытается строить сюжет этих обоих романов на совпадениях и надуманных тайнах. Первая часть «Оливера» ближе к журналистике Диккенса, но уверенный, ясный и сдержанный (даже в самых чувствительных местах) язык этой журналистики гениален. Рассказ об Оливере, незаконнорожденном сироте, который воспитывается в работном доме, потом вступает в большой мир учеником гробовщика, — это рассказ о том, с какой жестокостью викторианская система подавляет безыменные, почти безликие низы общества; о том, как груба и безжалостна эта система даже в тех случаях, когда она осуществляется в рамках закона, и как она (поскольку людям свойственно ошибаться) бесчеловечна на практике.
Современный читатель вряд ли заметит то обстоятельство, что Диккенс обрушивается в этой книге на людей серьезных, разумных, образованных, но не сумевших осуществить свои добрые намерения, ибо общественная задача, с которой они столкнулись, оказалась непомерно трудна. От нашего внимания может ускользнуть и то, что, хотя Диккенс был несправедлив к этим людям, он куда лучше их видел истину и в отличие от составителей законов не был ослеплен статистическими данными. Однако нельзя не заметить, что перед нами острейшая социальная сатира, автор которой занят не отдельными личностями, а человеком вообще, «толпой», обществом в целом.
В сущности, книга потому и распадается на две части, что невозможно рассматривать преступление одновременно как продукт общества и как нечто для него смертоносное. Без сомнения, именно поэтому, не говоря уже о ярких характерах и убедительной атмосфере действия, «Оливер Твист» — прекрасный роман: ибо у широкой публики есть потребность сочувствовать угнетенным, но нет времени разбираться подробно в том, к чему приводит угнетение. Читатели хотят жалеть Оливера, значит, ему нельзя быть реальным существом, ведь реальный Оливер обратился бы в развращенного и огрубевшего Фейджина, который должен быть нам отвратителен. И еще, когда приходит час травить и преследовать шайку, читатель хочет участвовать в травле; однако в глубине души он не прочь приобщиться к подвигам шайки и разделить ее.
В «Оливере Твисте» Диккенс впервые обратился к вопросу о взаимодействии личности и общества, личности ребенка и окружающей ее социальной среды; он один из немногих писателей, которые с потрясающим мастерством изображают судьбы детей в современном им обществе, их характеры, сложный внутренний мир и многообразие переживаний.
Цель данной работы – изучение социальной проблематики в романе Ч.Диккенса «Оливер Твист»
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные жизни и творчеству Чарльза Диккенса (см. библиографический список); анализ образов героев проведен на основе анализа романа «Оливер Твист»
Глава 1. Место Ч.Диккенса в английской литературе XIX века
Реализм утвердился в английской литературе как ведущее направление в 30-40-е гг. XIX в., достигнув своего расцвета во второй половине 40-х гг. реализм (от лат. reālis – действительный, вещественный) – стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания; основывается на правдивом и объективном изображении действительности.
Критический (или социальный) реализм пришел на смену просветительскому реализму в литературе XIX в.; его типология определялась следующими особенностями:
— принципом социальной обусловленности характеров героев и событий;
— действующие лица произведений несут в себе собирательные черты какой-либо социальной группы (типические черты);
— особой формой психологизма (внутренний мир героя изображен в связи с условиями его жизни);
— историзмом (персонаж выступает как герой времени, лицо эпохи) и объективным воспроизведением действительности, основанном на глубоком знании жизненного материала;
— сочетанием типических черт и глубокой индивидуализации в изображении персонажей, а также изображением их характеров в развитии. [6]
Англия, вступив в новую фазу развития, завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле, положение народных масс противоречило официальной версии о «всеобщем процветании». Критические реалисты помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыв перед ними глубину социальных противоречий – не «старая добрая Англия», но страна, раздираемая противоречиями, в которой не затихала классовая борьба, была изображена в их произведениях. [2]
В своем творчестве английские реалисты всесторонне отразили жизнь современного им общества; объектом критики и осмеяния они сделали не только отдельных представителей буржуазно-демократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая была установлена власть имущими. Английские реалисты обратились к основному конфликту эпохи – конфликту между пролетариатом и буржуазией.
Диккенс открывает собой новый этап в истории английского реализма.
Сам Диккенс своими любимыми писателями называет Сервантеса, Лесажа, Филдинга и Смоллетта. В какой-то мере в начальный период своего творчества Диккенс повторяет этапы развития английского реализма XVIII и начала XIX веков. Истоки этого реализма — «Моральные еженедельники» Стиля и Аддисона.
Реалистический роман XVIII столетия возникает из бытописательной литературы. Эта попытка обобщения и систематизации материалов действительности особенно характерна для идеологии третьего сословия, стремившегося осознать и силой своей мысли упорядочить мир.
Создатели реалистического романа XIX столетия, среди которых Диккенс занимает одно из первых мест, начинают с разрушения этой унаследованной ими традиции. Диккенс, герои которого в отдельных чертах своих обнаруживают значительное сходство с героями Филдинга или Смоллетта, производит в романе этого типа значительную реформу. Диккенс живет в эпоху раскрывшихся внутренних противоречий буржуазного общества. Поэтому следование морально-утопической конструкции романа XVIII столетия сменяется у Диккенса более глубоким проникновением в сущность буржуазной действительности, более органическим сюжетным следованием ее противоречиям. Действительность, входящая в роман Диккенса, обогащается новыми темами и новым материалом. Горизонт романа явно расширяется. Мир образов, представленных критическим реализмом – это вся викторианская Англия, все общество того времени. Стремясь к объективному воспроизведению действительности, критические реалисты отражали закономерности социальной и политической жизни в обстоятельствах и конфликтах. [5].
Итак, в 30-40-х гг. XIX в. ведущим направлением в английской литературе стал критический реализм, основными чертами которого являлись пытливое и неустанное искание правды, объективность изображения, широта жизненных картин, искренность авторской позиции, гуманизм и демократизм идейного содержания, выразительность человеческих характеров [6]. И пожалуй, никто не смог выразить всей социальной напряженности, всех противоречий своей эпохи с такой полнотой, как Чарльз Диккенс
Новая эпоха научила Диккенса видеть мир в его противоречивости, более того — в неразрешимости его противоречий. Противоречия реальной действительности постепенно становятся основой сюжета и главной проблемой диккенсовских романов.
Но произведения Диккенса отличаются от предшествующей реалистической литературы не только этим усилением реалистического социального момента. Решающим является отношение писателя к изображаемой им действительности. Диккенс относится к буржуазной действительности глубоко отрицательно.
Глубокое осознание внутреннего разрыва между миром желаемым и миром существующим стоит за диккенсовским пристрастием к игре контрастами и к романтической смене настроений — от безобидного юмора к сентиментальному пафосу, от пафоса к иронии, от иронии снова к реалистическому описанию.
На ранней стадии творчества Диккенса эти внешне романтические атрибуты являют собой концепцию «иного мира», прекрасного мира, явственно противопоставленного практике буржуазного общества.
Эта утопия, впрочем, является для Диккенса лишь вторичным моментом, не только требующим, но прямо предполагающим полное изображение реальной жизни со всей ее катастрофической несправедливостью.
Однако подобно лучшим писателям-реалистам своего времени, интересы которых шли глубже внешней стороны явлений, Диккенс не удовлетворяется простым констатированием хаотичности, «случайности» и несправедливости современной жизни и тоской по неясному идеалу. Он неминуемо подходит к вопросу о внутренней закономерности этого хаоса, о тех социальных законах, которые им все же управляют, вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой
Реализм и «романтика» Диккенса, элегическая, юмористическая и сатирическая струя в его творчестве находятся в прямой связи с этим поступательным движением его творческой мысли
Выступив со своими романами в середине 30-х гг. XIX в., Диккенс открыл блестящую страницу в истории английского критического реализма. Одним из первых в английской литературе Диккенс показал жизнь простых людей в условиях буржуазной цивилизации. Гуманизм Диккенса, его блестящее художественное мастерство юмориста и сатирика поставили его романы в один ряд с лучшими произведениями мировой литературы. Реалистические романы Диккенса содержат правдивые и яркие картины жизни Англии того времени. Обращаясь к коренным проблемам своей эпохи, Диккенс создал замечательную галерею художественных образов, одним из первых поведав о трагической судьбе ребенка в буржуазном мире [4].
В особенности в России произведения Диккенса были достойно оценены очень рано и с начала 40-х годов систематически и многократно печатались как на страницах литературных журналов, так и отдельными изданиями.
Это обстоятельство было отмечено еще Ф. М. Достоевским, который писал: «…мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти так же, как и англичане, даже, может быть, со всеми оттенками…».
Гончаров, называя Диккенса «общим учителем романистов», пишет: «Не один наблюдательный ум, а фантазия, юмор, поэзия, любовь, которой он, по его выражению, «носил целый океан» в себе, — помогли ему написать всю Англию в живых, бессмертных типах и сценах».
Литературное наследие Диккенса вошло в сокровищницу не только английской, но и мировой литературы. Уже более века традиции его искусства продолжают свою жизнь в творчестве лучших представителей английской реалистической литературы.
Глава 2 Социальная проблематика в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»
Приключения Оливера Твиста — второй роман Чарльза Диккенса и первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок.
В романе показана история мальчика, воспитывающимся в сиротском приюте при местном приходе, средства которого крайне скудны. Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За эту строптивость начальство сбывает его в контору гробовщика, где Оливер подвергается издевательствам старшего подмастерья.
После драки с подмастерьем Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку юного карманника по прозвищу Ловкий Плут. Логовом преступников верховодит хитрый и коварный еврей Феджин. Туда же наведывается хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс. Его 17-летняя подружка Нэнси видит в Оливере родственную душу и проявляет к нему доброту.
В планы преступников входит обучение Оливера ремеслу карманника, однако после сорвавшегося ограбления мальчик попадает в дом добродетельного джентльмена — мистера Браунлоу, который со временем начинает подозревать, что Оливер — сын его друга. Сайкс и Нэнси возвращают Оливера в мир преступного подполья с тем, чтобы он принял участие в ограблении.
О визитах Нэнси к мистеру Браунлоу становится известно Сайксу. В припадке гнева злодей убивает несчастную девушку, но вскоре погибает и сам. Монксу приходится открыть свои грязные тайны, смириться с утратой наследства и уехать в Америку, где он умрёт в тюрьме. Феджин попадает на виселицу. Оливер счастливо живёт в доме своего спасителя мистера Браунлоу.
В романе многие критики отмечают недостатки – так, не показано непосредственное влияние окружающих социальных условий на эволюцию героев, на формирование их характеров, недостаточно убедительно раскрыт процесс взаимоотношения человека и среды. Мы не можем проследить за их развитием. Из-за отсутствия внутренних противоречий персонажи делают выбор без каких-либо сомнений, ориентируясь на свой сформировавшийся характер.