Приходы что это такое история 6 класс
ПРИХОД
Первоначально общины христиан существовали почти исключительно в городах, где богослужения совершались в единственной городской церкви епископом в сослужении пресвитеров и диаконов. С ростом числа христиан новые общины появлялись как в городах, так и в сельской местности, а поскольку в городе мог быть только один епископ, то возглавлять иные общины им назначались пресвитеры. Самое раннее упоминание о приходской церкви во главе с пресвитером сохранилось в 6-м правиле Гангрского собора (IV век).
В Русской церкви, ввиду обширности её епархий, приход во главе с пресвитерами существовали изначально. В XIX веке устройство приходов было урегулировано Уставом духовных консисторий (издан в 1841 году, переиздан с изменениями в 1883 году) и другими документами. Согласно им, учреждение и закрытие прихода осуществлялись Святейшим Синодом. Приходской причт был обязан вести списки наличных прихожан. В приходе велись метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти прихожан. Поместный собор 1917-1918 годов Определением о православном приходе восстановил элементы древней практики выборности в поставлении клириков.
В некоторых христианских странах (например, в Англии, Ирландии, Португалии) церковным приходам соответствуют совпадающие с ними низшие единицы муниципального управления, которые также называются приходами (например, английский parish).
Церковный приход
В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г.
Содержание
В России в конце XIX в
Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан.
Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода.
Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется.
Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время». Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит. Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные. Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение.
Настоящее время
В 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, а в 2008 году — уже 29 263. [2]
Приход
Прихо́д (греч. παροικία [1] (от греч. παρά — «близ» и греч. οἶκος — «дом») — «пребывание чужеземцем без прав гражданина, поздн.» [2] ; «пребывание на чужбине», новозаветное [3] словоупотребление [4] ) — церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. В ряде стран Европы (например, в Ирландии, Англии, Португалии) церковным приходам соответствуют — по территориальному охвату — наименьшие административно-территориальные единицы.
В древней христианской церкви, а также в России до XIX века, прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г.
Содержание
В России в досинодальную эпоху
В Русской Церкви на вакантное (праздное) место в приходском причте кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином (если храм находился на земле вотчинника); после чего ставленник представлялся правящему архиерею для рукоположения. Хотя окончательное решение при поставлении клирика принадлежало епископу, на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан или вотчинника.
В России в XIX веке
В синодальную эпоху значение выборного начала при замещении церковных мест неуклонно снижалось на протяжении XVIII века и концу века было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника; важной причиной такой тенденции был введённый образовательный ценз для лиц духовного звания: ставленник должен был быть выпускником духовной школы, а также укоренение практики наследования должности. В 1841 году устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 году), а также рядом иных нормативных документов. Учреждение и закрытие приходов относилось к компетенции Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею.
Приходской причт обязан был вести учёт прихожан — метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти лиц, состоящих прихожанами данного прихода; за исключением случаев крайней необходимости, прихожанин был обязан отправлять требы только в своём приходе (брак мог совершаться в приходе жениха или невесты).
Особый приход мог образоваться, если имелась церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существовали для епархий западно-русских и кавказских, где приход могли учреждаться и при меньшем числе прихожан.
Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами оставалось право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляли её неотъемлемую собственность. Общее собрание прихожан выбирало из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждались церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан.
В 1885 году Московским земством был возбуждён вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Святейшим правительствующим синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется. Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время».
В современной РПЦ
Согласно Уставу РПЦ от 2000 года [5] (документ имеет внутренний характер и не обладает юридической силой), приход есть «община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме», является каноническим подразделением Русской Православной Церкви и находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля [6] ; органы приходского управления суть: настоятель, Приходское собрание, Приходской совет и Ревизионная комиссия (пункт 10).
Выступая 23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании духовенства Московской епархии с докладом Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано Приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за правящим архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения Приходского собрания вступали в силу только после их утверждения правящим архиереем. Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет правящего архиерея высшим органом управления приходом. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения). Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет приём на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры. Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода. Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель будет занимать должность председателя Приходского совета. При этом, в некоторых случаях, правящий архиерей вправе назначить председателем Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.» [12]
История России. 6 класс. ТЕРМИНЫ.
Автокефалия (церковная) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других православных поместных церквей.
Алтарь — важнейшая часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, священническая кафедра.
Апсида — полукруглый в плане выступ здания, завершающийся полукуполом. В христианских церквях в апсиде, находящейся с восточной стороны храма, располагается алтарь.
Археологическая культура — комплекс находок, сделанных на определённой территории, в границах которой её древние обитатели изготавливали и пользовались однотипными орудиями труда, керамикой, строили одинаковые по устройству жилища, имели единый погребальный обряд и т. д.
Архиерей — в греческой и русской церкви лицо, принадлежащее к высшей иерархии. Во главе Русской православной церкви стоял митрополит, а с утверждением патриаршества — патриарх.
Аскетизм — добровольное ограничение человеком своих потребностей: отказ от разнообразной пищи, от тёплой и красивой одежды, дома, от влечения к другому полу, от весёлых развлечений и т.п. Цель христианского аскетизма — изнурение «грешного тела» для «спасения чистой души».
Базилика — прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части — нефы (как правило три-пять).
Балты (балтийские племена) — собирательное название народов индоевропейского происхождения (носителей балтийских языков), заселявших в I тыс. н. э. земли от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Поднепровья и бассейна Оки.
Барабан — в архитектуре венчающая часть здания в виде цилиндра или многогранной призмы, которая заканчивается куполом. Окна в барабане являются главным источником естественного освещения внутреннего пространства храма.
Барщина — бесплатный принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца.
Баскак — представитель великих монгольских ханов в покорённых землях, ведавший сбором дани и учётом населения; чиновники ханов Монгольской империи, управлявшие отдельными территориями, отвечавшие за сбор налогов.
Берестяные грамоты — памятники письменности Руси XI—XV вв., представляющие собой повседневные записи, сделанные на обработанной берёзовой коре специальной палочкой — писалом.
Бояре — самые знатные и привилегированные жители Руси, землевладельцы-вотчинники; как правило, несли военную и государственную службу.
Боярская аристократическая республика — тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча, однако реальная власть находится в руках знати (которая занимает основные выборные должности, контролирует деятельность веча).
Боярская дума — совещательный орган княжеско-боярской аристократии. Дума обсуждала вопросы законодательства, внешней политики, государственного устройства, религии.
Былины — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Руси IX—XIII вв.; вид устного народного творчества.
Варвары (др.-греч.— чужеземец) — у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке.
Варяги — древнерусское название жителей Скандинавии (викинги, норманны). Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X — начала XI в. некоторая часть варягов — воинов-дружинников — оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути «из варяг в греки».
Великая Яса — свод постановлений, составленных Чингисханом. Основной памятник права монгольского Средневековья. Текст полностью не сохранился и известен фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII в.
Великое переселение народов — эпоха множественных перемещений различных народов (германцев, славян, сарматов и др.) в Европе в IV—VII вв. н. э.
Варвары — неримское население Европы, состоявшее из кельтских, германских, славянских и других племён.
Великое переселение народов — массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии.
Великорусская народность — единая этническая, социальная и культурная общность, которая сложилась в бассейнах верхней Волги и Оки в XIV—XV вв. на основе формирования великорусского языка и специфического самосознания.
Вервь — название сельской общины в Древней Руси.
Вероотступники — отступившие от своей веры (религии) или принципов. Вероотступничество представляет собой полный отказ верующего от веры, отрицание её догматов, сопровождающееся отпадением от церкви.
Вече городское — собрание всех бояр, купцов и ремесленников города, с решениями которого приходилось считаться князю и посадникам. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI—XII в.
Вече племенное — народное собрание, где обсуждали и решали важные для всего племени вопросы.
Вира — крупный штраф, присуждаемый по законам «Русской Правды» за убийство свободного человека.
Воевода — предводитель княжеского войска, водивший в походы отдельные полки.
Военные монашеские ордена — военно-монашеские организации рыцарей под руководством Католической церкви, главным образом, для Крестовых походов и войны с неверными, а также для распространения католичества.
Волость — административно-территориальная единица в России. В Древней Руси «волость» (родственное слово — «власть») означала княжеское владение; позднее волостью стала называться территория, на которой располагались несколько соседних крестьянских общин. Волости включались в состав уезда и управлялись выборными старостами.
Волхвы (ведуньи, колдуны) — языческие славянские жрецы, которые, по представлениям славян, могли договариваться с могущественными силами природы (языческими богами и духами).
Вотчина — тип земельной собственности (владение отца), которое наследовалось в семье от отца к сыну («отчина», «дедина»).
Герб — официальная эмблема государства, графства, княжества, республик и областей, дворянских родов.
Город — экономический, политический и культурный центр, военно-административная единица. По внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населённых пунктов, были немногочисленны и редконаселённы.
Государев двор — военно-административное объединение служилых людей московского великого князя (царя). Возник в конце XIV века на базе дружины. В него входили члены Думы, придворные, дворцовые слуги, представители верхних слоёв господствующего класса. Члены Государева двора занимали высшие и средние командные должности в армии, возглавляли центральные и местные государственные учреждения. Таким образом, Государев двор становился важным органом управления страной.
Гости — купцы, занимавшиеся дальней, «заморской» торговлей.
Государев двор — система организации правящего слоя на Руси. Возник в XII в. на основе княжеской дружины. К середине XVI в. сложилось деление Государева двора на чины думные, «московские» и «выбор из городов».
Государственная религия — вероучение, официальный статус которого подтверждён государством.
Государь всея Руси (первоначально — господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей. Приставка «всея Руси» заключала в себе претензию на верховную власть в пределах всех русских земель.
Государственная раздробленность — состояние, при котором единое государство разделяется на множество независимых, но при этом сохраняется память о единстве страны: как правило, общее название, особый титул главы государства (без реальной власти), значение старой столицы, единство языка, обычаев, культуры, религии жителей.
Государство — организация управления обществом, людьми, которые проживают на определённой территории (в границах государства). В каждом государстве существуют: аппарат управления, то есть профессиональные правители-чиновники; система законов (право); службы защиты законного порядка (городская стража, полиция, милиция); армия для защиты границ, независимости и интересов государства; сбор налогов с населения для содержания армии, полиции, чиновников и выполнения других государственных задач.
Грамоты (от греч. grammata — письмо, послание) — деловые документы государственного и частного происхождения. Существует множество разновидностей грамот: на землю, имущество, крестьян, судебные и податные привилегии и т. д. Отношения между княжествами и иностранными государствами оформлялись так называемыми договорными грамотами. Завещания, которые нередко составляли священники, назывались духовными грамотами.
Граффити — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные на стенах и других поверхностях.
Гривна:
1) украшение — массивное витое кольцо из меди, серебра или золота;
2) основная денежная единица Руси IX—XIV веков — слиток серебра.
Дальневосточная цивилизация — сложившаяся в Средневековье культурная общность Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, отчасти — Вьетнам, Монголия, Тибет).
Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён или стран.
Двоеверие — сочетание в верованиях жителей Руси X—XIII веков языческих и христианских представлений.
Дворцовые (удельные) земли — земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьём царский дворец и дворцовое хозяйство.
Дворянство — господствующее привилегированное сословие. В России возникло в XII—XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия, с XIV в. получали за службу земли (поместья).
Дворяне — сословие служивших при государевом дворе, а впоследствии в государевом войске людей, которые за свою службу получали земельное владение.
Деспотия (от др.-греч. — господин, полновластный правитель) — форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках абсолютного правителя, который вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных.
Двуполье — способ земледелия, при котором половина пашни использовалась под посев, а другая половина в это время «отдыхала».
Десятина — 10-процентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях.
Десятник — низший начальный человек у приборных служилых людей Московского государства, имевших сотенную организацию (например, у городовых казаков, стрельцов).
Диван — совет, состоявший из визирей и чиновников при турецком султане, хане Золотой Орды.
Династия — ряд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и законам престолонаследия.
Династическое правление (от греч. — господство) — правление, при котором правители одного рода сменяют друг друга на престоле по праву родства и наследования. С конца XI в. на Руси утвердился порядок передачи власти от отца к сыну — прямому потомку основателя династии.
Домострой — своеобразная энциклопедия древнерусского домашнего быта, свод житейских правил и представлений. Широкую известность получила редакция «Домостроя», составленная духовником Ивана Грозного священником Сильвестром. Первая часть «Домостроя» трактует вопросы религиозной жизни; вторая посвящена семейной жизни и обязанностям мужа, жены, детей и слуг. Третья часть состоит из многочисленных практических советов по домоводству.
Древнерусская народность — единство жителей Руси XI—XIII веков, связанных общим языком, едиными верованиями, общими приёмами хозяйствования, образом жизни. Её предшественники — племена восточных славян и их ближайших соседей: балтов и финно-угров, а наследники — современные народы: белорусы, украинцы и русские.
Древнерусские города — постоянные поселения восточных славян, сформировавшиеся как торгово-ремесленные и религиозные центры, защитные крепости.
Дружина — отряд воинов, объединившихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Во главе с князьями в Древней Руси участвовала в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делилась на «старшую» (наиболее знатные и близкие к князю лица — княжие мужи) и «молодшую» (молодые воины — гриди и отроки); первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления.
Духовенство — служители культа, лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Делится на чёрное (монашество) и белое (священники и дьяконы).
Духовная грамота — в России в XII—XVIII вв. завещание великих и удельных князей.
Духовно-рыцарские ордены — объединения вооружённых рыцарей-монахов, создававшиеся для борьбы с иноверцами. Первые ордены возникли во времена господства крестоносцев в Палестине.
Духовный центр Руси — центр русских православных земель. Резиденция митрополита, с 1325 г. находящаяся в Москве.
Единая общерусская культура — культура, сложившаяся после слияния местных культур на основе православных традиций.
Епархия — высшая церковно-административная единица (округ) в Русской православной церкви. Во главе епархии стояли высшие церковные должностные лица — архиереи-епископы. К середине XIII века на Руси было 16 епархий. После учреждения патриаршества в России (1589 год) число епархий достигло 22. Епископ — одна из высших степеней священника в православной церкви, руководитель церковной области — епископии.
Ереси — религиозные течения в христианстве, приверженцы которых отступили от основных положений, выработанных церковными соборами. За это сторонники ересей подлежали осуждению и нередко — проклятию.
Житие — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после его формальной канонизации.
Жрецы — служители культов языческих богов. Христианские авторы называли жрецов волхвами и кудесниками (волшебниками, гадателями).
Закуп — наёмный работник, крестьянин, получивший ссуду (купу, то есть какое-либо имущество: зерно, скот, орудия)) от землевладельца и обязанный её отработать.
Зависимый крестьянин (земледелец) — земледелец-общинник, живущий на земле, принадлежащей господину (сеньору-феодалу), имеющий право на пожизненное пользование наделом и ведение собственного хозяйства, но обязанный за это платить оброк и ходить на барщину в пользу своего господина (сеньора-феодала).
Запись «в число» — перепись населения в целях установления нормы налогообложения.
Игумен — настоятель монастыря в православной церкви.
Иерархия — расположение служебных званий в порядке их подчинения (иерархическая лестница).
Идеология (от греч. — идея и учение) — мировоззрение, система взглядов и идей.
Икона (от греч. — изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) — изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, являющееся предметом почитания. Написанные красками на деревянных досках, иконы должны были передавать не внешнее — телесное — сходство, а духовное содержание — мысль, чувства. Создавая икону, иконописец надеялся молитвами и чистым образом жизни получить помощь высших сил. Тогда Бог, Богоматерь, святой, которых писал иконописец, сами «водили его рукой», и часть их духовной силы передавалась иконе. Она становилась как бы окном из земного мира в мир небесный, духовный. По христианской вере молитва, обращённая к такой иконе, могла быть услышана тем, чей образ она представляла. В ответ на молитву духовная сила святого устремлялась в земной мир и творила чудо — исцеляла от болезни, отводила враждебное войско от города, помогала преодолеть в себе ненависть и злобу.
Иконостас — в православной церкви перегородка с рядами икон и «царскими вратами», отделяющая алтарь от остального помещения храма.
Иммунитет — передача князем феодалу — владельцу земли части своей государственной власти. Иммунитет мог быть полным или частичным, с освобождением от налогов, повинностей (налоговый иммунитет) или от суда княжеских чиновников (судебный иммунитет).
Инициал (от лат. — начальный) — в искусстве создания книги укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах инициал (так называемые буквицы) богато расцвечивался сложными орнаментами, украшался изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками.
Индийская цивилизация — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Бирма, Таиланд, Индонезия). Среди ценностей (основных черт) можно выделить: противоборство религиозных традиций индуизма, буддизма и ислама. Деление общества на варны и касты.
Ислам — мировая религия, создателем которой является пророк Мухаммед, живший в VII веке. Священное писание — Коран — считается словами единого Бога Аллаха, с которыми он через Мухаммеда обратился к людям. В исламе Мухаммед признаётся последним пророком, которого единый Бог Аллах избрал после Авраама, Моисея и Иисуса.
Исламская цивилизация (исламский мир) — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран, в которых господствует исламская религия. Среди ценностей (основных черт) можно выделить: распространение литературы, использующей письменность на основе арабского алфавита; представление о «правильном обществе» правоверных мусульман, равных друг другу перед лицом Аллаха; представление о «правильном мусульманском государстве», в котором правитель (заместитель пророка) объединяет духовную и светскую власть, правит в соответствии с исламскими нормами Корана и шариата (свода законов), обладает верховной собственностью на землю и имущество, отвечает за благоденствие правоверных.
Исторический источник — сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т.д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.
Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия. Распространена в основном среди евреев.
Каган — титул верховного правителя в некоторых государствах, созданных тюркоязычными племенами скотоводов-кочевников; власть кагана считалась дарованной богом Неба.
Каганат — название средневекового государства, которым правит хан, каган. Так назывался высший титул правителя у кочевых народов. В монгольское время слился с титулом каган («великий хан»).
Казаки — сословие Российского государства, жившее на окраинах страны и занимавшееся земледелием, охотой и воинским промыслом.
Казачество (от тюркского «казак» — удалец). В России казаками с XV века стали называть свободных жителей пограничных районов, которые несли сторожевую («станичную») службу и за это получали от правительства жалованье. Служили казаки отрядами («станицами») во главе с выборными атаманами. «Вольное казачество» составляли уходившие из центральных областей страны крестьяне, холопы, посадские и даже служилые люди, которые на границах или за пределами государства создавали свои военизированные общины-сообщества. Важнейшие дела решались казаками на общем сходе — круге. Позднее вольное казачество стало превращаться в особое военное сословие.
Казна — с образованием единого Русского государства — канцелярия, архив и хранилище ценностей великих князей и царей. Казна также выступала как орган управления, ведомство, занимавшиеся преимущественно финансовыми вопросами. Со временем отдельные функции казны перешли к приказам.
Канон — строгие предписания, правила, которые нельзя нарушить. Каноны играли большую роль в средневековом искусстве.
Канонизация — причисление высшей церковной властью умершего подвижника веры к сонму святых. Считалось, что после смерти он, как особенно угодивший Богу своей деятельностью, удостаивается особой благодати. К концу XVII века церковью были признаны для общецерковного и местного почитания более 200 русских святых.
Капище — площадка, на которой стояли языческие идолы, храм, находилось место для жертвоприношений богам.
Караван-сарай — крытый рынок, торговый склад и гостиница для купцов в городах Востока.
Католицизм — западная ветвь христианства, представленная единой католической церковью во главе с Папой Римским, при значительной самостоятельности монашеских орденов. Наиболее заметные отличия от православия: утверждение, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Сына; вера в существование чистилища, где в преддверии рая души освобождаются от грехов; использование для главного таинства — причащения — пресного хлеба (без дрожжей); хлебом и вином («Телом и Кровью Христовыми») причащаются священники, а простые верующие — только хлебом; приходские священники, так же как и монахи, не имеют права жениться.
Католическая цивилизация — сложившаяся в Средневековье культурная общность европейских стран, в которых господствует католическая ветвь христианства.
Кириллица — старославянская азбука, один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов. Около 863 г. братья Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора упорядочили письменность для старославянского языка и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов.
Князь — избираемый военный вождь славянского племени, впоследствии (в IX—XV веках) — титул наследственного главы государства-княжества.
Князь великий — принятый на Руси титул верховного правителя государства.
Князь служилый — бывший самостоятельный владыка княжества, который в период создания Российского государства поступил на службу великому князю московскому.
Князь удельный — правитель полусамостоятельного владения (удела) в княжестве, который сам собирал дань в своём уделе, набирал дружину, вершил суд.
Конунг — вождь (князь) у скандинавских народов.
Коран — священная книга мусульман.
Кормление — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
Кочевые империи — условное обозначение воинственных ранних государств скотоводов-кочевников, подчинявших себе огромные территории с разнородным населением.
Кремль (детинец) — центральная укреплённая часть города, где находился княжеский двор или двор главы княжеской администрации.
Крепостное право — совокупность юридических норм, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости от землевладельца, при которой крепостной крестьянин лишается своих личных прав и возможности уйти от феодала.
Крестово-купольный храм — основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В месте пересечения рукавов находятся четыре вертикальные опоры, соединённые арками. На них опирается купол.
Крестоносцы — рыцари, участники Крестовых походов. Название получили от нашитого на одежду креста — символа данного ими обета участвовать в походе.
Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Купол — перекрытие полусферической формы. Куполами завершаются храмы, башни, большие общественные сооружения.
Кровная месть — первобытный обычай, в соответствии с которым члены одного рода мстили за любую обиду, нанесённую их сородичу.
Курултай — в Монгольской империи съезд знати во главе с членами правящей династии.
Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
представительства у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, киргизов, крымских татар, татар, тувинцев), всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов.
«Лествичная» система княжения — родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди перед племянником, старшего брата — перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату.
Летопись — погодная (по годам) запись исторических событий (возникла и велась первоначально в монастырях).
Лицевой летописный свод XVI века — самое крупное летописное произведение средневековой Руси. Дошёл до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами; всего же в своде более 16 тыс. миниатюр. Лицевой свод создавался по заказу Ивана Грозного.
Люди — лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане.
Мезолит — средний каменный век, переход от палеолита к неолиту. В эпоху мезолита появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака.
Местничество — порядок назначения на высшие государственные (боярские) должности в соответствии с древностью и заслугами рода, из которого происходит человек, а не его личными качествами.
Мечеть — мусульманское религиозное сооружение, помещение для молитвы.
Миниатюра (от лат. — красная краска) — небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть миниатюрой.
Минарет — башня, пристраиваемая к мечети, с которой созывали верующих на молитву.
Мировые религии — религии, распространившиеся среди многих народов мира.
Митрополит — одна из высших степеней священника в православной церкви, как правило, руководителя нескольких епископий; второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха).
Мозаика — один из видов декоративно-прикладного и монументального искусства, в котором изображение создаётся путём составления его из мелких кусочков камня, стекла.
Монархия — государство, во главе которого стоит единственный правитель — монарх, передающий свою власть по наследству.
Монархия сословно-представительная — государство, в котором монарх управляет страной, опираясь на решения собрания выборных представителей сословий.
Монастырь — община монахов или монахинь, принимающих единые правила жизни; религиозная община, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Монахи — верующие, удалившиеся от мира людей и принявшие на себя обеты (обещания) бедности и безбрачия.
Монгольская империя — держава, сложившаяся в первой половине XIII в. в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников.
Мораль — совокупность норм (правил) поведения людей в обществе.
Мурзы — военачальники в армии Золотой Орды.
Мусульмане — люди, исповедующие ислам, поклоняющиеся Аллаху.
Наместник — должностное лицо в XII—XVI вв., возглавлявшее местное управление. До середины XVI в. назначался царём и Боярской думой.
Неолит — новый каменный век. В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появилась глиняная посуда, возникло прядение, ткачество.
Неолитическая революция — исторический период перехода в эпоху неолита от присваивающего к производящему типу хозяйства, от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию. В ходе неолитической революции зарождаются ремёсла, письменность, рациональные знания.
Народ — общность людей, которых объединяет самоназвание (имя народа), язык общения, особый образ жизни, обычаи.
Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором почти всё необходимое для жизни производится не на продажу, а для собственного потребления.
Оброк денежный — сумма денег, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней.
Оброк натуральный — часть урожая и других доходов крестьянского хозяйства, которую крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право проживания на ней.
Окольничий — придворный чин и должность в Русском государстве в XIII — начале XVIII в. Возглавлял приказы, полки.
Ополчение городское — вооружённые силы города, состоявшие из непрофессиональных воинов-горожан.
Ополчение земли-княжества — часть армии русских княжеств и земель IX—XIV веков, состоявшая из непрофессиональных воинов — ремесленников, торговцев, земледельцев.
Ополчение племенное — вооружённые силы племени, состоявшие из всех боеспособных мужчин родовых общин.
Опричнина — в средневековой Руси особое удельное владение женщин (вдов) из великокняжеской семьи. В 1565—1572 годах — удел царя Ивана IV с особой территорией, войском, финансами и системой управления. Опричниной часто называют репрессивную внутреннюю политику Ивана Грозного.
Орда — у тюркских и монгольских народов военно-административная организация, становище, стоянка кочевников. В эпоху Средневековья — ставка, столица правителей.
Ордена рыцарские — духовно-рыцарские организации, возникшие в эпоху крестовых походов. Члены Ордена принимали на себя различные обеты. Во главе Ордена стоял магистр. Рыцари-крестоносцы осуществляли католическую экспансию в Палестину и в Восточную Прибалтику.
Ордынский выход — дань, выплачиваемая Золотой Орде русскими землями в XIII—XV вв. Данью облагалось всё население, кроме духовенства. Размер был непостоянен, он зависел от численности населения. Ордынский выход собирался баскаками и откупщиками-мусульманами, а с начала XIV в. — русскими князьями.
Ордынское иго — принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоёванными территориями, а также политику в отношении различных слоёв и социальных групп населения.
Палеолит — древний каменный век, первый период каменного века. Время существования древнего человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.
Паны — привилегированное сословие крупных служилых землевладельцев в Польше и Великом княжестве Литовском.
Патриарх — высшая степень священника в православной церкви, руководитель самостоятельной церковной организации.
Первобытное общество (первобытный строй) — первая ступень развития общества, когда люди живут на стоянках или в селениях, объединяются в родовые общины и племена, управление осуществляют народные собрания, старейшины и вожди, знания хранятся и передаются в основном с помощью устных сказаний.
Перелог — поле, забрасываемое на несколько лет для восстановления плодородия почвы.
Племена — союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.
Плинфа — характерный для русского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.
«Повесть временных лет» — общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии XII в. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. Положена в основу большинства русских летописных сводов.
Погосты — становища, усадьбы, место временного пребывания князя при объезде земель.
Подсека (подсечно-огневая система) — одна из самых древних систем земледелия, применяемая восточными славянами в лесной полосе. После того как деревья подсекались и высыхали, древние земледельцы поджигали их. Зола служила удобрением, позволяющим получать высокие урожаи. Однако приготовленные под посев участки леса быстро истощались. Для подсечной системы требовались обширные лесные пространства.
Политическая раздробленность — закономерный процесс экономического и политического обособления различных княжеств Руси.
Полюдье — существовавший в восточнославянских землях в IX—X веках обычай княжеского объезда подвластных земель для сбора дани (по людям); сбор дани князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял.
Поместье — условное земельное владение, которое выдавалось дворянам Российского государства при условии службы в войске без права продавать, передавать наследникам. За нерадивую службу государь мог лишить помещика его земли.
Попы — приходские священники в Русской православной церкви.
Посад — название торгово-ремесленной части города на Руси; община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Каждый третий город в России не имел посада. Посады часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. Часто посадом считают предместье, или неукреплённую часть города.
Посадник — высшая государственная должность в Новгородской и Псковской республиках. Посадник избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, ведал вопросами управления и суда, вместе с князем командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представлял интересы республики в международных делах.
Посадские люди — в Русском государстве торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и т. д.).
Послание — прозаический жанр древнерусской литературы обучающего или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу.
Поучение — жанр древнерусской литературы, включающий в себя проповедь — речь, содержащую наставление.
Православие — восточная ветвь христианства, представленная несколькими поместными церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы; буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление» — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи.
Православная цивилизация (православный мир) — сложившаяся в Средневековье культурная общность стран, в которых господствует православная ветвь христианства.
Приказы — ведомства центрального аппарата управления Российского государства в XV-XVIII веках. Термин произошёл от слова «приказ» — речь шла об особом поручении великого князя какому-либо боярину заняться определённой отраслью государственного управления.
Присваивающее хозяйство — хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.
Приход — небольшой церковный округ со своим храмом. Прихожане в средневековой России избирали из членов причта кандидата в священники, который затем представлялся для посвящения в сан местному епископу.
Производящее хозяйство — хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Приходы — общины верующих православной церкви на Руси.
Рада — совет высшей знати при великом князе в Великом княжестве Литовском.
Раннее государство — объединение племён, возникающее в результате распада родового строя. В раннем государстве зарождается государственный аппарат, налоговая система, но ещё нет многих признаков зрелого государства (письменных законов, постоянной армии и т.д.).
Родовая община — объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землёй и управляемых родовыми старейшинами.
Родовой строй — организация общества на первобытной ступени развития, при которой люди объединяются в роды и племена, а друг друга воспринимают либо как «сородичей», либо как «чужаков».
Рубль — с XIII века — основная денежная единица Новгородской республики, а впоследствии — Российского государства; существовала в виде слитка серебра, а не монеты. Рубль — первоначально серебряная гривна-слиток. Одна из версий происхождения названия «рубль» связана с названием «рубить» — отрубать от гривны кусок серебра.
Русская Правда — основной закон Древней Руси. Состояла из следующих разделов, дополняемых с учётом времени: 1. «Древнейшая правда» или Правда Ярослава Мудрого. 2. Дополнение к Правде Ярослава. 3. Правда Ярославичей — Изяслава, Святослава, Всеволода. 4. Устав Владимира Мономаха (1113).
Русь (Русская земля) — первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре. В XII—XIII вв. Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в. возникают названия Белая Русь, Малая Русь, а название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего Древнерусского государства (Владимиро-Суздальская, Муромо-Рязанская земля, Московское княжество).
Рюриковичи — потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика. Рюриковичи стояли во главе Древнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII—XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др.
Рядович — зависимый человек в Древней Руси IX—XIII вв., заключивший ряд — договор с землевладельцем для поддержания своего хозяйства.
Село — административно-хозяйственный и церковно-приходской центр княжеского и боярского владения. Первоначально в Древней Руси в состав села входили только двор владельца и жилища его слуг.
Скань, филигрань (от «скати» — свивать, сучить) — ювелирная техника, в которой используется тонкая проволока. Из проволоки создавался узор. Скань могла быть ажурной или накладной, когда проволока припаивалась к металлической основе.
Скоморохи — бродячие артисты на Руси.
Славяне — крупнейшая в Европе этноязыковая общность, сформировавшаяся в Центральной Европе к I тыс. до н. э.
Слобода — поселение или район города, освобождённые от каких-либо государственных повинностей.
Служилые люди — в Русском государстве XIV—XVII вв. люди, находившиеся на государственной службе.
Смерды — категория населения по Русской Правде, крестьяне на Руси IX—XIV вв., земледельцы; часть жителей сельских общин-миров Руси, которые зависели от князя и должны были ходить с ним в военные походы. Были изначально свободными (в отличие от холопов), но по мере развития поместной системы постепенно закрепостились; свободный крестьянин, владелец земли, воин и пахарь в одном лице.
Собор церковный — собрание церковных чинов (высших священников) для совета и решения важнейших вопросов.
Собственность — право владеть, пользоваться, распоряжаться чем-либо. Например, собственник участка земли может обнести его оградой, выращивать на нём продукты, передать по наследству или продать. Собственность может быть частной (одного лица), общинной, государственной, феодальной (условной).
Соседская община (сельская община) — союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке (селе, деревне), совместно владеют землёй; но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном участке. Общиной управляет сход домохозяев и избранный на нём староста.
Союз племён — объединение родственных племён, совместно защищавших свои земли, во главе с одним из племенных вождей.
Съезды князей — встречи Рюриковичей. Проводились в Древней Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV в. по инициативе отдельных князей для решения дел, представлявших общий интерес.
Традиционные верования — первобытные верования, ранние формы религии, родо-племенные культы.
Тысяцкий — на Руси военачальник, возглавлявший городское ополчение (тысячу). В Новгородской республике выбирался на вече из бояр обычно на год и являлся помощником посадника. Помимо организации народного ополчения, занимался вопросами торговли и торгового суда.
Тягло — все повинности, которые несли податные люди Российского государства в пользу великого князя, то есть государства (налоги и некоторые работы — строительство крепостных стен, подвоз провианта армии).
Удел — часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.
Удельно-вотчинная система — система земельной собственности, при которой земля принадлежала великому князю и делилась на уделы, принадлежащие его детям, которые передавались по наследству.
Удельный период — период политической раздробленности, при сохранении династического и церковного единства.
Уезд — административно-территориальная единица в средневековой России, включавшая город и сельский округ. Уезды могли делиться на волости и станы. В разные времена уездами управляли наместники, старосты, городовые воеводы.
Улус — родоплеменное объединение с определённой территорией, подвластное хану или вождю у народов Центральной и Средней Азии, Сибири.
Уроки — в Древней Руси дань, имеющая определённые размеры, обусловленные договором, соглашением, и её распределение среди данников.
Усобица — вооружённая борьба за власть в одном княжестве или за отделение и образование самостоятельного княжения.
Ушкуйники — новгородские разбойники, которые, продвигаясь по северным рекам, осваивали и присоединяли к Новгороду новые территории.
Феодал — условный собственник крупного земельного хозяйства, имеющий право на оброк и барщину зависимых от него крестьян.
Феодальные отношения — общественно-хозяйственные связи между людьми, предполагающие владение землёй (феодом) при условии вассальной службы верховному собственнику земли (сеньору, государю), а также право феодалов-землевладельцев на оброки и барщину с зависимых крестьян.
Финно-угры — языковая общност ь народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.
Фреска — техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку.
Хождение — жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель.
Холопы — в России в X — начале XVIII в. категория зависимого населения, по положению близкая к рабам. Холопы не имели собственности и исполняли различные работы в хозяйстве князя (боярина). Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
Христианство — одна из мировых религий, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Хронограф — средневековое историческое сочинение. На Руси известен с XI века, когда в переводной византийский хронограф были добавлены отдельные русские известия.
Холопы — рабы, лично принадлежавшие какому-либо человеку; право владения холопами у господ не было ничем ограничено.
Христианство — мировая религия, Священным Писанием которой является Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета. Христиане верят в Господа Бога, единого в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын — Иисус Христос, Бог Дух Святой. В основе христианства лежит проповедь Богочеловека Иисуса Христа; о земной жизни, страданиях на Кресте и Воскресении после смерти рассказывается в Евангелиях. В Средневековье христианская религия разделилась на несколько ветвей, наиболее известные из которых — православие и католицизм.
Царь — один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора.
Централизация — сосредоточение чего-либо (например, власти) в одном центре; подчинение одному центру.
Централизованное государство — государство, в котором всей властью в стране обладает центральное правительство, издающее единые законы, собирающее налоги, содержащее единую армию и назначающее на места чиновников.
Челядь — в Древней Руси население княжеской или боярской вотчины, находившееся в разных формах зависимости от землевладельца.
Чингизиды — прямые потомки — сыновья — Чингисхана. Только они и их потомки наследовали высшую власть в государстве и только их потомки носили родовой титул Чингизидов.
Шатёр — завершение древнерусских колоколен, башен, храмов в виде высокой многогранной пирамиды. Широко использовался в деревянном зодчестве и в каменной церковной архитектуре в XVI веке.
Шляхта — сословие служилых землевладельцев в Польше и Великом княжестве Литовском.
Эмаль перегородчатая — ювелирная техника: на основу изделия напаивались тонкие полоски металла или проволоки, заполняемые эмалевым порошком разного цвета. При нагревании этот порошок превращался в стекловидную массу.
Юрьев день (26 ноября) — определённый законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем договор крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему.
Языковая семья — самая крупная единица классификации народов (этносов) по признаку их языкового родства.
Языческая реформа — первая религиозная реформа князя Владимира Святославича, попытка упорядочить языческий пантеон богов.
Язычество — традиционные верования древних славян (дохристианские), включающие в себя мифологию, магию, обрядность. С принятием христианства язычество не было полностью вытеснено и в XV—XVI вв. существовало параллельное с христианством.
Ярлыки — ханские грамоты-разрешения в Монгольской империи на право владения той или иной землёй.