Приехала полиция что делать
Что делать, если к вам вдруг пришла полиция?
Порассуждаем о том, что делать в ситуации, когда к вам домой по каким-то причинам пришли сотрудники полиции. В наше время в такой ситуации может оказаться каждый, и для этого не нужно быть преступником. К примеру, у полиции может проводиться рейд по выявлению лиц без регистрации, на вас пожаловались соседи за громкую музыку или вы подозреваетесь в совершении какого-либо преступления. Во всех этих случаях очень важно знать, как законно ответить сотрудникам полиции и не пустить их в дом.
Статья 25 Конституции Российской Федерации предусматривает право граждан на неприкосновенность жилища и устанавливает недвусмысленный запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц. Тут могут быть исключения, к примеру, статьей 15 закона «О полиции» предусмотрено право беспрепятственно войти в жилье для спасения жизни граждан или их имущества, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, для пресечения преступления и для установления обстоятельств несчастного случая.
Как видите, речь идет только о спасении людей и задержании преступников, соответственно, при проведении поквартирных рейдов сотрудники полиции зайти в чужое жилое помещение беспрепятственно не могут.
Если к вам стучит сотрудник полиции не стоит сразу открывать дверь. В первую очередь убедитесь, что к вам пришел именно полицейский. Сейчас в нашей стране очень много случаев, когда мошенники под видом сотрудников полиции пытаются проникнуть в дом, чтобы оценить финансовое состояние или же ввести в заблуждение и похитить деньги. Особенно часто от подобных действий страдают пенсионеры.
Попросите сотрудников полиции представиться, называть должность, звание, фамилию и инициалы, подразделение и цель визита. Перепишите все указанные данные. Чтобы удостовериться в законности посещения позвоните в дежурную часть полиции по номеру 022 или 112, и выясните, работает ли такой сотрудник в указанном подразделении, и на каком основании он пришел к вам в дом.
Уже на данном этапе мошенники постараются исчезнуть. Не нужно переживать о том, что вы заставляете ждать полицейских. Помните, что соблюдение законности и ваших прав, как и ваша безопасность, важнее любого этикета.
После того, как вы удостоверитесь в том, что к вам пришел именно сотрудник полиции, вы можете уже сами решать, стоит ли его пускать к вам в дом или нет.
На все вопросы вы можете ответить и на лестничной площадке, если вы, конечно, решите на заданные вопросы отвечать. Даже если вам скажут, что необходимо заполнить какие-то бумаги или какие-то объяснения, а делать это на лестничной площадке неудобно, то это совершенно не ваша проблема. Это нужно полицейским, поэтому они сами должны искать выход из ситуации.
Если же полицейский говорит, что в квартире совершено преступление или скрывается подозреваемый, требуйте предоставить номер регистрации данной информации в книге учета сообщений о происшествиях.
Скажите сотруднику полиции следующее: «Если вы назовете мне номер регистрации сообщения, я подчинюсь вашим требованием, но затем я обязательно обжалую факт проверки моей квартиры, и попрошу прокуратуру и суд проверить весь материал, так как не считаю, что у вас на самом деле есть основания».
Не стоит забывать, что все действия сотрудников полиции, как и саму беседу, вы вправе записывать на видео или диктофон. В случае нарушения ваших прав подобные записи могут вам очень пригодиться.
Если же вы уже пустили сотрудника полиции в квартиру, и только потом поняли, что у полицейских нет законных оснований на ваше посещение, и они пришли просто побеседовать, тогда смело и жестко сообщайте, что действие их неправомерно, предупредите их об уголовной ответственности за превышение полномочий, а также оставьте жалобу по телефону 112 или 022.
Также напомнить сотрудникам полиции, что на все вопросы вы можете ответить в том случае, если вам будет предоставлена повестка по конкретному делу и вы ознакомитесь с материалом.
Стоит помнить, что если вместе с сотрудниками полиции пришли представители управляющей компании, какие-то агрессивные соседи или другие посторонние лица, вы имеете полное право оставить всех этих сопровождающих за дверью. Зайти к вам в дом могут только полицейские, только при наличии законных оснований, и если вы сами их пустили, у других лиц таких прав нет.
Даже если вы арендуете квартиру, пускать сотрудников полиции вы не обязаны.
Также сотрудники полиции не имеют право проверять ваш договор аренды и иные документы, дающие право на проживание. Аренда жилого помещения является элементом гражданско-правовых отношений. Сотрудники полиции не вправе проверять законность гражданских сделок, поэтому просьбы полицейского предоставить договор аренды не будет законным.
Если вы проживаете в квартире без регистрации, то сотрудник полиции также не вправе требовать от вас прохода в квартиру. В отношении вас может быть составлен протокол, но составлять его полицейские могут и на лестничной площадке.
Помимо всего перечисленного, у сотрудников полиции есть еще одно законное основание для проникновения в ваше жилье, а именно проведении обыска. Но стоит помнить, что обыск может быть проведён только на основании решения суда в рамках возбужденного уголовного дела, в иных случаях обыск невозможен.
Как правильно реагировать на призывы о помощи?
За прошедшее полугодие два раза попадал вот в какую ситуацию: иду по улице и слышу, как в окно кто-то громко кричит о помощи.
В первом случае это был женский вопль и призывы помочь. Но меня смутил сам тон призыва. Я остановился и стал смотреть вверх в поисках источника крика. Но у подъезда стояли какие-то люди, которые сказали не обращать внимания: неблагополучная семья, и все такое. И я пошел дальше.
Второй случай: в уже знакомом мне районе кричат о помощи в окно и называют номер квартиры. Я сразу набрал 112, рассказал обстоятельства, назвал свои данные — и меня соединили с полицией. Я повторил все то же самое, и мне сказали, что вызовут наряд.
А что, если в окно кричали подростки и шутили? И если это действительно были подростки, то как мне доказать, что я ничего не придумал? Со мной были свидетели. Меня могут привлечь к ответственности за ложный вызов?
Как вообще трактовать призывы о помощи? Расскажите, пожалуйста.
Сергей, за заведомо ложный вызов полиции и других специализированных служб, например скорой помощи или пожарных, действительно предусмотрена ответственность. Но в описанной ситуации привлечь вас к ответственности невозможно: нет оснований.
На мой взгляд, вы поступили совершенно верно. Расскажу, чем отличается ложный вызов от ошибочного и за что придется отвечать, а за что нет.
В каких ситуациях можно вызывать полицию
Полиция обязана защищать здоровье, права и свободы граждан, обеспечивать общественный порядок и безопасность, а также противодействовать преступности. Детально все обязанности полицейских указаны в законе о полиции.
Чтобы полиция могла выполнять свои обязанности, она должна узнавать о нарушениях прав или общественного порядка. В этом ей помогают обычные граждане, которые сообщают о случившемся: звонят, пишут заявления или доносят информацию другим удобным способом.
Разбираться и уточнять, что именно происходит, гражданин не обязан. Главное — позвонить по номеру 112.
Сотрудники полиции обязаны незамедлительно прибыть на место происшествия после такого сообщения, чтобы выяснить, что произошло. Установить, что именно случилось и что со всем этим делать, — обязанность специализированных служб. И необязательно только полиции. Отправить могут пожарных, скорую помощь, аварийные службы либо всех сразу. Но совсем никого не отправить на вызов не получится: в любом случае информацию нужно проверить.
С момента вашего звонка информация о крике из окна считается происшествием. И полиция обязана прибыть на место и провести проверку. Как правило, сотрудники полиции опрашивают жильцов квартиры, из которой раздавались крики. А если такой возможности нет, то соседей.
А дальше все зависит от ситуации. Бывает, что человек просто кричал от избытка чувств и на самом деле в помощи не нуждается. Если сотрудники полиции никакого другого нарушения при этом не выявят, они извинятся и покинут место происшествия.
Но если человеку, который кричал, на самом деле нужна помощь, он ее получит. Иногда такие вызовы из-за обычного крика заканчиваются возбуждением уголовного дела.
Могут ли привлечь к ответственности за такой вызов
Пример из суда. Жительница поселка Параньга решила, что в ее дом пытаются проникнуть посторонние, и вызвала полицию. Прибывшие полицейские выяснили, что никаких посторонних нет, а человек, который пытался попасть в дом, оказался мужем ее сестры. Полицейские решили, что вызов был ложным, и составили протокол, на основании которого мировой суд оштрафовал женщину.
Женщина со штрафом не согласилась и обжаловала судебное решение. Она заявила, что вызов полиции действительно имел место, но на момент звонка в полицию она не знала, что проникший — ее родственник. Судья с ней согласился: заведомо ложным вызов полиции считается, если человек осознает, что сообщаемые им сведения не соответствуют действительности, и хочет ввести в заблуждение соответствующие государственные органы. А доказательств того, что женщина осознавала ложность вызова, нет. В результате платить штраф женщине не пришлось, поскольку постановление мирового суда отменили, производство по делу прекратили.
Чаще всего к административной ответственности привлекают граждан, которые сами признают, что вызов был ложным.
Вот еще пример. В Чувашии девушка позвонила в полицию и сообщила, что ее избил отец. Полиция прибыла, но дверь никто не открыл. Встретиться с девушкой полицейским удалось только спустя несколько дней, и она пояснила, что полицию действительно вызвала, но на самом деле побоев ей никто не наносил. Полицейские составили протокол об административном правонарушении, а затем материалы передали в мировой суд.
В этой ситуации девушка вполне могла избежать штрафа. Например, если бы сообщила сотруднику полиции о том, что, несмотря на вызов, претензий к отцу не имеет и от дачи объяснений отказывается. Статья 51 Конституции позволяет не свидетельствовать против себя и близких родственников, к которым относятся родители. Фантазировать в такой ситуации — не самый лучший вариант.
В вашем конкретном случае можете не беспокоиться, что вас привлекут к ответственности. Крики о помощи были? Были. Вы о них и сообщаете. Обязанности идти в квартиру и выяснять, что случилось, у вас нет. И действуете вы как добропорядочный гражданин — сообщаете об этом факте по телефону экстренной службы 112.
Даже если эти крики были чьей-то глупой шуткой, отвечать за вызов полиции вам не придется.
Нужно ли доказывать, что крики о помощи были?
По закону у вас нет обязанности что-либо доказывать. В КоАП действует презумпция невиновности. Есть исключения, но они связаны в основном с нарушениями ПДД, которые фиксируются камерами видеонаблюдения, и нарушениями в области благоустройства территории. Это явно не ваш случай.
Даже если полиция решить вас оштрафовать за ложный вызов, именно сотрудники полиции должны будут доказать, что на самом деле никаких криков о помощи не было. Если они не найдут на месте происшествия кричащих или свидетелей, вы в этом точно виноваты не будете.
Как трактовать призывы о помощи
На самом деле все очень просто. Вы не знаете, что на самом деле происходит в квартире, из окна которой кричат, или в кустах, из-за которых слышны призывы о помощи. Обязанности проверять, что там происходит, или сначала искать свидетелей этих криков у обычных граждан нет.
Любой крик «Помогите» — это повод позвонить по телефону 112. Просто сообщите о факте. Например: «По улице Плюшкина, 12, из окон первого этажа слышны крики, женщина просит о помощи. Примите меры». Вам это ничем не грозит, но своевременный звонок может спасти чью-то жизнь. Вот несколько историй о том, как это работает.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как говорить с проверкой полиции
Это вторая статья о проверках. В первой мы рассказывали, какие бывают проверки и как ее отменить.
Во второй — как отвечать на вопросы полиции и не подставить себя, что смотреть в протоколе и когда звать адвоката. Наш эксперт — адвокат Дмитрий Гриц, дальше рассказывает он.
С чего начать
В прошлой статье я описывал начало проверки. Чтобы вы ничего не пропустили, повторю шаги:
Шаги нужны, чтобы отменить проверку или записать нарушения и потом ее оспорить. Может, в документах есть ошибка или еще какая-то проблема. Если не получилось отменить сразу, придется общаться с полицией. Рассказываю, как это сделать.
Вызвать адвоката
Во время проверки понадобится специалист по проверкам. Это может быть кто угодно — адвокат, знакомый, хоть человек без постоянного места жительства. Проверяющие не вправе запретить приглашать помощников на время проверки.
Мы тренируем помощников на встречах с клиентом: пока адвокат едет, на месте проверки уже работает штатный сотрудник, который знает, что ждать от проверяющих и как подстраховаться.
Адвокат — лучший помощник, потому что выручает при любых проверках. Сопровождать проверяющих по офису и проверять протокол может кто угодно, а вот помочь на допросе — только адвокат.
С адвокатом не так страшно. Бывает, что собственник теряется при проверках, потому что думает, типа: «Сейчас эти уйдут, а завтра придет еще пять проверок, да еще уголовным делом угрожают». Адвокат не тратит силы на переживание, у него одна цель — пройти проверку с минимальными потерями, поэтому он быстрее придумывает способы переиграть проверяющих.
В большинстве случаев проверяющие дожидаются, когда приедет адвокат. Меня как-то ждали четыре часа, я ехал из области и попал в пробку. Но ждать адвоката не обязаны.
Адвоката можно попросить так:
«С компанией работает адвокат. Я ему уже позвонил, он будет через час. Можем его подождать и не начинать проверку без него?»
Если проверяющие не хотят ждать адвоката, не страшно. Хорошо, если адвокат успеет приехать к моменту, когда будете подписывать протокол проверки. В протоколе много подводных камней, скорее всего, их увидит только адвокат.
К помощникам есть требование. Если это адвокат, у него должен быть ордер, если другой человек — доверенность выступать от имени компании. Как оформить документы — тема отдельной статьи.
Разобраться с понятыми
При проверках с полицией должны быть понятые — два человека, старше 18-ти. Их задача — следить за действиями проверяющих, фиксировать их беспристрастность или нарушения. Лучше, чтобы понятые были ваши сотрудники. Они будут внимательнее следить за проверкой, чем посторонние.
Понятые должны находиться всегда там, где проводятся какие-либо действия. Если понятой хочет пойти покурить или в туалет, проверяющие должны остановиться.
Если понятой ушел в туалет, проверяющие должны остановиться
Если полиция привела с собой понятых, не спорьте с ними. Возможно, это кто-то не слишком беспристрастный, тогда есть шанс оспорить проверку. То же самое с паузой в проверке: проверяющие не останавливаются, когда понятые выходят из комнаты — пусть так. У вас больше шансов выиграть проверку.
Мало говорить
Самое слабое звено в проверке — это ответы на вопросы проверяющих. Нельзя в одной статье рассказать обо всех ошибках, поэтому покажу самые частые. Это реальные диалоги, я поменял названия и сократил.
Проверяющие могут задавать вопросы наедине или собрать вместе пять человек, и спрашивать всех сразу. Спрашивать могут кого угодно, хоть уборщицу.
Цель вопросов — получить сведения, которые можно записать в протокол дачи объяснений или слова сотрудника вашей компании, которые записали проверяющие. Протокол подписывает сотрудник, поэтому протокол — это самое ценное для проверяющих.
Проверяющие знают, какой им нужен ответ и подстраивают вопросы под него. Поэтому сотрудники компании всегда в слабой позиции. Чтобы как-то исправить ситуацию, лучше не делать очевидных ошибок.
Проверяющие знают, какой им нужен ответ и подстраивают вопросы под него
Не отвечать на вопросы, которых не задавали. Отвечать на вопросы полицейских не просто, особенно, если полицейских много, рабочий день закончился, все устали и голодные, а проверка всё идет и идет.
Чтобы побыстрее разобраться с проверкой, сотрудники компании стараются быть вежливыми и помогают. «Кажется, отвечу побольше, мне будут благодарны и отпустят». Это не так. С таким подходом можно себя подставить.
Инспектор: Компания продает алкоголь?
Инспектор: А какая продает?
Маша: У нас еще одно юрлицо — «Радуга», я не знаю ничего по поводу нее, может и продает.
При таком ответе инспектор может доказать, что «Радуга» использует схему для продажи алкоголя, и тогда можно проверять обе компании.
Лишнее можно сказать от испуга. Вместо ответа на конкретный вопрос, сотрудник придумывает:
Инспектор: Компания продает алкоголь?
Инспектор: А какие есть?
Маша: Ну, официальные или нет?
Маша: У нас таких нет.
Инспектор: Вы только что сказали, что есть.
Инспектор: Вы не ошиблись, а не хотите говорить правду. Так какая компания продает алкоголь? Какая работает неофициально?
Ответ Маши о «неофициальной компании» — повод написать, что-то в духе: «По словам сотрудников, у собственника есть незарегистрированный бизнес».
Правильный ответ — короткий, и ровно на вопрос, который задали:
Инспектор: Компания продает алкоголь?
Не реагировать на паузу. Это старый прием, но он всегда работает. Инспектор задает вопрос, получает ответ и молчит. Может молчать минуту. Сотрудник компании невольно начинает что-то рассказывать и почти всегда лишнее.
Не важно, сколько молчит инспектор, молчите тоже. Вот он задает вопрос:
Инспектор: Компания торгует алкоголем?
Пусть Маша ждет, пока инспектор что-то скажет. Если страшно, можно смотреть в стену или разглядывать обручальное кольцо. Главное — молчать, пока инспектор не продолжит задавать новые вопросы.
Не отвечать на провокационные утверждение. Еще один способ разговорить сотрудника — говорить что-то провокационное и ждать реакции.
Инспектор: У нас есть информации, что компания занимается незаконной деятельностью.
Маша: Нет, такого нет! Мы всё по документам делаем.
Инспектор: А по каким документам?
Всё, с этого ответа риск запутаться большой, и Маша может сказать что-то лишнее. Вместо того, чтобы отвечать самим, лучше задавать вопросы. Так не будет пугающего молчания, можно узнать что-то полезное или показать проверяющему, что нет смысла тут копать.
Инспектор: У нас есть информация, что компания занимается незаконной деятельностью.
Маша: Понятно. А что за информация?
Инспектор: Поступила жалоба.
Инспектор: Не ваше дело.
Скорее всего, через три-четыре вопроса, инспектор сам перестанет утверждать всякие провокации, а начнет задавать вопросы.
Не давать показания против себя. Российское законодательство разрешает не свидетельствовать против себя. Это значит: можно не отвечать, если из-за ответа у вас могут быть проблемы. Могут появиться проблемы или нет — решает только то, кто отвечает. Полицейский не вправе делать вывод за другого.
Инспектор: Вы продаете что-то незаконное?
Инспектор: Ну как вы не знаете? Вы же тут работаете.
Маша: Кажется, что нет.
Такой разговор может длиться часами, рано или поздно Маша ответит что-то не то. Лучше ссылаться на 51 статью Конституции, она дает право не свидетельствовать против себя и родных.
Инспектор: Вы продаете что-то незаконное?
Маша: Я не буду отвечать на вопрос, пользуюсь 51 статьей Конституции.
Распространенный ответ проверяющих: «51 статьей пользуются те, кому есть что скрывать». Не надо обращать внимание, лучше не говорить лишнего и делать это законно.
Кроме аргумента «вам есть что скрывать», проверяющие могут использовать аргумент «свидетель».
Инспектор: Вы продаете что-то незаконное?
Маша: Я не буду отвечать по 51 статье.
Инспектор: Хорошо, а ваша компания? Вы свидетель, обязаны ответить. По 308 статья Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за отказ от дачи показаний.
Маша: Нет, примечание к 308 статье Уголовного кодекса разрешает свидетелям не отвечать на вопросы, если вопрос касается их самих, их близких родственников и супругов. Я работаю в этой компании, мои слова могу быть использованы против меня.
Кроме 51 статьи, можно ссылаться на коммерческую тайну. Даже если в компании нет соглашения о коммерческой тайне и нет такой строчки в трудовом договоре, всё равно можно ссылаться. В крайнем случае, потом скажете, что сотрудник не помнил свой договор.
Инспектор: Компания подписывала акт на поставку водки для «Радуги»?
Маша: Я не буду отвечать. По трудовому договору я связана обязательствами о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну компании. Боюсь, что меня привлекут к ответственности по 183 статье Уголовного кодекса за незаконное разглашение коммерческой тайны.
Скорее всего, проверяющие скажут, что вы обязаны раскрывать коммерческую тайну — это правда. Но с некоторыми это срабатывает.
Чтобы не дать повод оштрафовать компанию, надо говорить как можно меньше и ничего двусмысленного. Лучше отвечать односложно: «Нет», «Да», «Не знаю».
Проверить протокол
После проверки проверяющие дают протокол или акт на подпись. Чаще всего, протокол составляют в ходе или после проверки.
Протокол — это самое важное и опасное, и тоже большая тема. Если кратко, вот что надо знать: проверяющие должны описать всё, что происходило в офисе во время проверки и описать правильно. Какие документы изъяли, какие помещения и в каком порядке осматривали, что присутствовал на проверке — всё.
За одну статью всё о протоколе не рассказать, но есть несколько советов.
Оставить комментарий. В протоколе часто есть ошибки. Проверяющие забрали отчетность за прошлый год, а в протоколе не написали. Или написали, что нет огнетушителя, а он есть и работает. А может быть такое: вошли в офис, не представились, сразу стали задавать вопросы, это нарушение. Если нашли что-то не то, вычеркивайте неправильное, дописывайте нужное. Для этого в протоколе есть строчки для комментариев.
Строчек для комментариев может не хватить. Если так, напишите в протоколе: «Начало комментариев», потом возьмите чистый лист А4 и продолжите писать. Лист назовите «Продолжение комментариев к протоколу для проверки такой-то». Протокол и второй лист лучше скрепить самим, а комментарии писать от руки. Так надежнее.
Не обращать внимание, если нет всех подписей. Протокол должны подписать все, кто участвовал проверке. Если проверяющих — пять человек, значит, должны быть подписи всех пятерых. Возможно, чей-то подписи не хватает. Вы это запомните, но не подавайте виду.
Если где-то не указаны понятые, тоже молчите. Это всё — основание признать протокол «недопустимым доказательством». Если проще, ошибки проверяющих помогают оспорить проверку и штраф.
«Копию протокола получил». В протоколе есть такая графа: проверяющий копию вам передал, а вы ее получили и расписались. Часто проверяющие сначала просят расписаться, а потом обещают копию. Не соглашайтесь. Иначе есть риск, что вы распишитесь, а копию вам не передадут. Копия при этом нужна.
Вычитывать объяснения
Есть еще один документ для проверки — протокол дачи объяснений. Сотрудник компании ответил на вопросы, проверяющий записал ответы и дает на подпись. Часто сотрудники не замечают подвох и подписывают Нет стопроцентного совета, как заметить подвоха, но есть несколько, которые могут помочь.
Не расписываться за чужие слова. Как правило, объяснения подписывает тот, кто давал информацию. Секретарь поговорила с полицейскими, значит, она подписывает объяснения.
Но может быть такое: с полицейскими поговорил главбух, логист и директор. В протоколе, который должен подписать директор, есть пересказ главбуха и логиста. Будто, директор слышал их ответы и подтверждает. Это законно, но опасно для директора. Такой протокол можно подписывать только, если уверены, что пересказ не подставляет вас, сотрудников и компанию. Безопаснее подписываться только за свои слова.
Вычеркивать фразы. Обычно проверяющие набирают объяснения сотрудников на компьютере и распечатывают. Кажется, раз проверяющий принес напечатанный лист, значит, его нельзя править. Это не так.
Если какая-то фраза вас смущает, ее надо вычеркнуть. Если хотите поменять формулировку, просите перепечатать протокол и диктуйте правильные слова. Можно просить перепечатывать, пока все фразы не будут правильными.
Проверяющие написали такие слова, с которым проще штрафовать, поэтому они будут уговаривать ничего не менять. Могут говорить в духе:
«Давайте быстро всё подпишем и разойдемся по домам, а то вам придется ждать часа два. Нам надо перепечатать новый текст, распечатать, самим прочесть. Это надолго».
«У нас так и написано, просто другими словами, вы придираетесь».
«Подписывайте так, никто ничего не читает».
Не надо слушать объяснения. Проверяющим всё равно, как вы устали, им просто не хочется менять выгодный для них текст. Поэтому на любые возражения можно отвечать:
«Спасибо, что заботитесь. Но в объяснениях должны быть мои мысли и слова, я под ними подписываюсь, а я такого не говорил. Поэтому давайте переделаем».
Читать, сколько нужно. В законе нет ограничений, сколько можно читать объяснения. Поэтому можно читать хоть пять часов. Скорее всего, спокойно читать не дадут и будут торопить. Если получается, лучше настоять на праве читать, сколько надо.
Не слушать увещевания. Если вас торопят, не выдавайте усталость и желание поскорее попасть домой. Иначе проверяющие через каждые десять минут будут говорить: «Да подписывайте быстрее, и мы сразу вас отпустим». Когда устаешь, а надо вычитать десять страниц протокола, такие фразы отвлекают и мешают сосредоточиться. Даже юристам.
Искать подвох
Проверяющие знают, какие фразы хотят получить в объяснениях, чтобы оштрафовать компанию. При этом фразы могут выглядеть обычными и напоминать то, что говорил сотрудник. Сотрудник видит, что в объяснениях по смыслу его слова, и подписывает, а на практике себя подставляет.
Обращайте внимание на фразы, где речь о деньгах, требованиях закона и работе проверяющих. Обычно там подвох.
В компанию пришла проверка без документов. Директор пустил проверяющих, но по итогам написал жалобу на незаконную проверку и стал оспаривать штраф. Через два дня пришла еще одна проверка, полицейские задали вопросы, посмотрели документы. В протоколе появилась фраза:
«Первая проверка прошла 10 сентября, у меня и сотрудников не было никаких претензий к порядку ее проведения, не было вопросов к проверяющим». Директор подписал протокол, потому что у него и сотрудников буквально не было вопросов к проверяющим.
Проблема в том, что такая фраза — опасна. В переводе на язык проверяющих, она значит, что директор не увидел повод для споров с проверкой и считает ее законной.
В итоге суд отказался принять жалобу на незаконную первую проверку и штраф с первой проверки оставил. Вторая проверка — это способ узаконить первую, проверяющие знали, что спрашивать и что писать в объяснениях.
Чтобы не дать шанс оспорить проверку, надо было представить, как фразу можно истолковать против себя.
Вижу фразу: «У меня и сотрудников не было вопросов к проверяющим». Что она может значить? Нет вопросов — это всё в порядке? Или мне всё понятно во время проверки?». Фраза слишком общая, вычеркну ее.
И раз речь о первой проверке, напишу, что выгоднее для меня. Вместо этой фразы пишу:
«Первая проверка прошла 10 сентября. Проверяющие не показали постановление о проверки, провели обыск, допросили меня и сотрудников, не разрешали уехать домой до трех утра. Считаю действия сотрудников проверяющих незаконными».
Полиция расследовала дело о продаже поддельных лотерейных билетов. Один из подозреваемых — сотрудник телемаркетинга Лена. Лена обзванивала потенциальных клиентов и предлагала участвовать в лотерее. Она не видела сами лотерейные билеты, не печатала их, не отвозила клиентам, деньги за продажу не брала. Тем не менее, ее подозревали.
— Ваша зарплата зависит от продажи билетов?
— Да. Я получаю зарплату, если выполняю план по продаже лотерейных билетов и премию, если продам больше плана.
В протокол вошла фраза: «Подтверждаю, что моя зарплата зависит от количества проданных билето»в. Эта фраза стала частью обвинения, хотя девушка не увидела подвох во фразе.
Это реальный случай, и девушку осудили. Виновата была не только эта фраза, но она сыграла роль. Полиция и суд решили, что девушка призналась в корыстных мотивах преступления, когда признала, что получает выгоду с продажи.
Правильный ответ был бы таким:
— Ваша зарплата зависит от продажи полисов?
— Я получаю зарплату за месяц, она прописана в трудовом договоре. Моя работа — это рассказывать потенциальным клиентам об участии в лотерее, я не получаю деньги за каждый проданный лотерейный билет. Поэтому мне платят за обзвон клиентов и рассказ. Я думаю, что моя зарплата зависит от количества звонков с рассказом.
Что хорошего в таком ответе. Во-первых, девушка ссылается на свое предположение — «я думаю». Если проверяющие найдут документы, где сказано, что зарплата привязана к количеству проданных билетов, она может сослаться на ошибку. Она делилась мнением, а мнение может быть ошибочным. Закон это не запрещает.
Во-вторых, она не обманывает, просто другими словами описывает суть работы. По сути ее работа — позвонить и рассказать о билете, так что всё верно. Зато она убрала связь с мошенничеством и своей выгодой от него.
Если сотрудники компании не специалисты в проверках и не прочитали сотню протоколов и объяснений, скорее всего, они не смогут предугадать риск. Но чтобы как-то справиться, можно задавать себе контрольный вопрос: «Как можно эту фразу использовать против меня?» Если появилась хоть одна идея, вычеркивайте фразу.
Следить за проверяющими
Кроме разговоров с проверяющими, надо следить за тем, что они делают.
У проверяющих — постановление на осмотр помещения, и они открывают личные шкафчики и сумки сотрудников. Если это «осмотр», открывать личные вещи можно только с разрешения сотрудника-владельца вещей. Мало кто об этом знает, поэтому невольно разрешает обыск личных вещей.
Проверяющие могут потребовать подготовить для них копии документов, которые они хотят забрать с собой, и сотрудники копируют полночи. При этом у сотрудников и директора компании нет такой обязанности по закону, они вправе сесть на диван и смотреть, как налоговики копируют документы.
Если проверяющие хотят изъять электронные носители информации: флешку, диски — любые варианты, вы праве заявить, что хотите скопировать документы. Так вы себя подстрахуете и компания будет работать дальше, а не остановится.
Что может делать проверяющий и что нет — зависит от типа проверки и специфики компании, это большая тема. Пока собрал в таблицу основные правила. Посмотрите, как называются документы проверяющих, что вправе делать вы и проверяющие и держите памятку рядом.
Если началась проверка, сверяйте действия проверяющих с памяткой. Если что-то не то, фиксируйте нарушения, это поможет оспорить составленный документ по итогам проверки.
Проверка с полицией — это сложная и большая задача. Есть шанс ее пройти и обойтись без штрафа, но готовиться надо заранее.
Короче
Как отвечать на вопросы
Не отвечать на вопросы, которые не задавали
Не реагировать на паузу
Не отвечать на провокационные утверждение.
Не давать показания против себя — ссылаться на 51 статью Конституции
Как проверять
Вычеркивать неправильные фразы, писать свои комментарии или требовать, чтобы переписали
Читать сколько нужно, не слушать увещевания проверяющих