Приди киса ночевать что это
Образовательный сайт
Устное народное творчество нигде не записывалось, оно передавалось из поколение в поколение, накапливая в себе самые стойкие традиции и обычаи.
Размышляем о прочитанном
1.Прочитайте и перескажите небольшую статью, составленную по книге известного фольклориста В. Аникина.
Пересказ статьи фольклориста Аникина:
Народное творчество (фольклор: folk — народ, lore — мудрость) прекрасно и жизненно. Словесный фольклор называется устным творчеством, потому что все рассказы и предания в русском народе передавались из уст в уста.
Особую красоту имеют колыбельные песни. В них вложена вся любовь родителей. Мать и отец сулят своему ребенку удачу и счастливую жизнь. Утешали дитя пестушками и потешками, а учился сын или дочь на прибаутках и сказках.
Фольклор помогает обучаться и цифрам — дети любят играть в считалки. Загадки — это особый жанр народного творчества. Они развивают сообразительность и смекалку.
2. Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?
Из детства я помню колыбельные песни, а книги познакомили меня с загадками.
Устное народное творчество помогает обогатить словарный запас красивыми и мудрыми выражениями.
Обогащаем свою речь
С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора:
Пестушка — от «пестовать», значит — нянчить. Стихотворные напевы, которыми мать успокаивает ребенка. Обычно они сопровождают какие-либо действия малыша: «потягунюшки-порастунюшки», «а в роток — говорок».
Потешка — песенка-приговорка, сопровождающая игру руками и ногами. К примеру: «Ладушки-ладушки, где были, у бабушки. А что ели — кашку. ».
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Должна иметь ритм, потому что в процессе напевания ребенка нужно укачивать.
Закличка — песни с элементами заклинания, обращенные к природе: ветру, дождю, солнцу, птицам. Пример: «Жаворонки, жаворонки, принесите лето теплое».
Приговорка — разговор с природой и бытом, построенные по принципу просьбы-пожелания: Ветер ветерцо, не дуй мне в лицо, а дуй в спину.
Прибаутка — небольшая история, заключенная в стихотворную форму: Сова, совинька сова, большая голова, на колу сидела, в стороны глядела.
Считалка — короткий стишок, которы определяет, кто будет водить в игре.
Скороговорка — фраза, которая построена так, чтобы трудно было произносить определенные сочетания звуков. «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Скороговорку нужно произносить как можно быстрее.
Загадка — образное определение предмета. Сидит дед — во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Устное народное творчество разделяется на жанры, которые не так просто различить.
2 Определите, к какому виду малых жанров относятся приведенные тексты. Научитесь правильно их произносить:
Приди киса ночевать — простой пример колыбельной песни.
Уж дождь дождем, поливай ковшом — приговорка.
Солнышко, солнышка, выгляни в окошко — обычная закличка.
Пришел Прокоп, кипит укроп — построенная на повторении одних и тех же звуков скороговорка.
Устное народное творчество помогает понять особенности своей нации. Оно знакомит нас со словами и оборотами речи, присущими нашему менталитету.
Помогите очень нужно.
Пестушка — маленькая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения малыша, деяния, в каких участвует ребенок в 1-ые месяцы жизни. К примеру, когда дитя проснется, его гладят по животу, приговаривая:
Когда дитя после купания окачивают водой, молвят:
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками малыша. Потешки сопровождают рост и развитие малыша. Самые известные из их — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Колыбельная песня — песня, которую пела мама для засыпающего малыша над колыбелью. Такие песни отражают светлые чувства мамы.
Заклинка — куцее стихотворение, которое выкликали детки, участвуя в ритуалах календарного цикла. Когда закликали Весну, орали:
Весна красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку! Нередко детки обращались к дождику, солнцу, радуге, птицам.
Если длительно не было дождика, орали:
Иди, дождь, дождичек,
Если на небе появлялась радуга, то числилось, что просьба детей услышана.
Приговорка — короткие стихотворения, которые произносят малыши в различных случаях, к примеру, обращаясь к живым сущестдля вас — улитке, божьей коровке, к птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыганьем с приговоркой. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. При помощи приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Прибаутка — стихотворение, схожее на маленькую сказочку, которое ведает нянюшка либо мать собственному ребенку. Прибаутки — это радостные истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все малыши.
Считалка — маленький стишок, при помощи которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки, в каких нет счета, а есть какой-либо рассказ (к примеру, «Вышел месяц из тумана. »), и заумные считалки.
Скороговорка — это стихотворение, в каком специально собраны труднопроизносимые слова.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — означает отыскивать принципиальное, увлекательное, необычное в явлениях и предметах. Отыскивать отгадки — означает по признакам, действиям и подобию определять предмет либо явление.
Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Научитесь правильно их произносить (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Обогащаем свою речь, упр. 2, стр. 8.
Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.
Я считаю, что этот текст относится к жанру колыбельной песни и представляет собой одну строчку из такой песни. Я так думаю потому, что речь в этой строчке идёт о засыпающем ребёнке, которого необходимо укачать, чтобы он поскорее заснул сладким сном.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
На подмогу родитель зовёт кошку. Вместо имени «Васенька» в песню можно подставить любое другое полное или сокращённое имя, и ритм песенки при этом сохранится.
Уж дождь дождём, поливай ковшом.
В словаре В.И. Даля написано, что это выражение является пословицей. Но я полагаю, что это не пословица, а закличка. Дело в том, что пословица обычно выражает вековую народную мудрость и даёт наставления, а в этом выражении никакой мудрости и никаких наставлений не заложено. Но зато здесь заложено обращение к природе с целью вызвать какое-то изменение в ней (в данном случае – выпадение сильных дождевых осадков), а это является верным признаком заклички.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
Я считаю, что здесь перед нами также закличка, в которой мы призываем солнце показаться на небе, т.е., образно говоря, выглянуть в своё окошко.
Пришёл Прокоп, кипит укроп,
Ушёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Этот текст является типичным примером скороговорки. В этом тексте мы не видим какого-либо глубинного смысла. Более того, этот текст может даже показаться нелогичным, сказочным, потому что не бывает такого, чтобы укроп кипел. Но скороговорка и не преследует наставительную цель, ведь её главная задача – дать возможность потренироваться в ловкости произнесения звуков и слов родного языка.
В заключение следует сказать, что границы между некоторыми малыми жанрами фольклора довольно размыты. Допустим, если загадку спутать с чем-то другим практически невозможно, то, например, потешки, заклички, приговорки и прибаутки могут быть очень похожи друг на друга.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63368
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Устное народное творчество (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 8)
Размышляем о прочитанном
1. Прочитайте и перескажите небольшую статью, составленную по книге известного фольклориста В. Аникина.
В статье В. Аникина говорится, что искусство, которое создавалось народом, называется фольклором (в переводе с английского языка – «мудрость народа»). Фольклор – это устное народное творчество, оно передавалось из уст в уста из поколения в поколение. Фольклор был с человеком с рождения: сначала в колыбельных песнях, наполненных материнской любовью, а затем дитя нянчили и развлекали пестушками и потешками.
Когда ребенок подрастал, он знакомился с закличками и приговорками, а потом со считалками, которые определяли, кому в игре водить. Считалку отличает четкий ритм.
Нравились ребятам и игры со словами – скороговорки, в них можно было соревноваться: кто лучше и быстрее произнесет трудновыговариваемые фразы.
И дети и взрослые любили разгадывать загадки, которыми испытывалась сообразительность человека и в которых простые знакомые предметы представали в поэтических сравнениях.
2. Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие прочитали в книгах?
Словесный фольклор называется устным народным творчеством, потому что он передавался старшим поколением младшему из уст в уста. И так из века в век.
Я помню мамину колыбельную песню «Баю-баюшки-баю», потом со мной играли в «Сороку», которая кашу варила, и «Ладушки». Конечно, мне рассказывали сказки. Из книг я узнал о пословицах и поговорках, читал сборники русских народных сказок.
Обогащаем свою речь
1. С помощью учебника и словарей дайте определение следующим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка.
Пестушка – это короткая песенка или стишок для младенцев, которыми взрослые сопровождают физические упражнения для малыша. Пестушки помогали развитию ребенка.
Потешка – небольшая песенка-приговорка, сопровождающая игру с младенцем, с его ручками и ножками. Например, к потешке относятся «Ладушки, ладушки». Потешки не только развлекали, но и развивали малыша.
Колыбельная песня – ее пели, когда укачивали малыша, чтобы он заснул. Это древнейший фольклорный жанр. Считалось, что колыбельная песня несет магическую охрану ребенка от любых бед.
Закличка – небольшая песенка или стихотворение, обращенное к силам природы или животным. Это отголосок древних заклинаний-просьб о помощи. Например, «Дождик, дождик, лей, лей».
Приговорка – это стихотворное или песенное обращение детей к животным, птицам, растениям с просьбой выполнить какое-то действие. Например, «Уж ты, бор-борок! Дай ягод коробок, грибов кузовочек, орехов мешочек!»
Прибаутка – особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда из малопонятных смешных выражений. Например, «Идет коза рогатая».
Считалка – жанр детского фольклора, небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначена для случайного выбора игрока.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Загадка – краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать.
2. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Научитесь правильно их произносить:
– Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать. – колыбельная песня
– Уж дождь дождём, поливай ковшом. – закличка
– Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко. – приговорка
К какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты?
Задания по литературе для 5 класса Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Научитесь правильно их произносить:
— Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.
— Уж дождь дождём, поливай ковшом.
— Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.
— Пришёл Прокоп, кипит укроп,
Ушёл Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
Все это знакомо с детства и прочно засело в памчти
С первым,третьим и четвертым пунктами определилась быстро, а вот во втором,не уверена полностью, но полагаю,что это прибаутка.
-это колыбельная для детишек.
можно назвать прибауточкой.
литературным языком называют закличкой.
А вот четвертое стихотворение о Прокопе можно с уверенностью назвать скороговоркой.
Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.
Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.
Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.
Рассказ по пословице об учении для 5 класса.
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Когда дедушка Ивана узнал о мечте мальчиков, он сказал, что быть космонавтами хорошо, а вот стать космонавтов трудно.
Ведь в космонавты берут людей которые хорошо учились в школе, а также тех, кто любит заниматься спортом.
Дедушка рассказал мальчикам, что те кто стали космонавтами каждый день делали уроки, получали хорошие оценки, а также каждый день еще и на тренировки ходили. И это все нужно делать на протяжении 10 лет и каждый день, в любом настроении.
Другие мальчики и девочки сделав уроки могли гулять во дворе, играть в игры и просто болтать, а те, кто хотел стать космонавтом сделав отлично уроки шли еще на тренировку в спортзал.
Иван и Василий внимательно выслушали деда и спросили его, а может нам не нужно становиться космонавтами? Это ведь так сложно.
А дед отвечает мальчишкам мудрой русской пословицей:
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Очень удивились мальчики этой пословице и спросили деда, что она значит. А дед и говорит, да ребята, сложно учиться, иногда даже горько смотреть на на то как другие играют, когда ты трудишься не покладая рук.
Но рано или поздно приходит момент, что ты научился всему, что нужно для твоей цели и стал успешным и знаменитым, получив плоды своего урожая.
А вот те, кто лодырничал в это время, как ты трудился так и останутся позади тебя ни с чем.