Причина списания шин в акте на списание что написать
Акт утилизации шин
В организациях, эксплуатирующих автомобили, часто остаются не годные к использованию шины. Просто так выбросить их нельзя, необходимо их утилизировать. Принятие такого решения осуществляет специальная комиссия, также в ее обязанности входит составление акта утилизации шин. Рассмотрим, какую информацию он должен содержать.
Когда нужно утилизировать шины
На то, что шины стали не пригодны к применению, указывают такие факты, как физический износ, например:
Организация, эксплуатирующая транспортные средства, должна вести карточки учета работы автомобильных шин, где нужно указывать все данные о них: модель, дату введения в эксплуатацию и др. На их основании в бухгалтерских документах отображается движение шин в компании.
Сроки, когда шины подлежат замене, прописаны в таких документах:
На основании данных из этих документов и физического состояния шин, а иногда — на основании заключения проведенной экспертизы принимается решение о списании и утилизации шин.
Об утилизации
Автомобильные шины нельзя просто так выбросить в мусор. Они относятся к IV классу опасности. А это значит, что их нужно обязательно подвергать утилизации. Организации заключают договор с компаниями, занимающимися переработкой шин, и передают им материалы. После проведения процедуры организации подписывают акт оказания услуг или акт выполненных работ. На его основании комиссия в соответствующей части акта утилизации делает об этом отметку.
Если после утилизации у компании заказчика образовался доход, то это также указывают в акте.
Составляем акт
Документ не имеет утвержденной законодательством формы, поэтому организация может разработать собственную. Главное, чтобы она включала в себя все необходимые реквизиты. Таковые прописаны в ст. 9 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Это название документа, дата его создания, наименование компании, суть факта хозжизни компании, должности и подписи лиц, оформивших документ, и т.д. Эту форму нужно закрепить в учетной политике компании.
Акт состоит из шапки и основной части. В шапке указывают:
В основной части необходимо указать такие сведения:
Последним документ подписывает глава организации или его доверенное лицо в графе для утверждения документа.
К сведению! Если на документе будет отсутствовать подпись хотя бы одного члена комиссии, то акт будет считаться недействительным.
Акт утилизации шин необходимо хранить в организации в течение 5 лет, после того как бухгалтер на его основании сделает соответствующие записи в бухучете компании.
Как исправить найденную ошибку
Если при составлении документа была допущена и найдена фактическая ошибка, например, ошибка в данных (номере, сумме, наименовании), то ее исправляют с использованием стандартного алгоритма:
Всех членов комиссии нужно обязательно ознакомить с внесенными изменениями.
Как правильно организовать учет автошин?
В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Принятие автошин к учету.
Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.
В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).
Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:
Как списать шины, пришедшие в негодность до достижения установленной для них нормы пробега
КАК СПИСАТЬ ШИНЫ, ПРИШЕДШИЕ В НЕГОДНОСТЬ ДО ДОСТИЖЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОЙ ДЛЯ НИХ НОРМЫ ПРОБЕГА
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На балансе организации находится транспортное средство (автомобиль ВАЗ), на который установлены автомобильные шины 175/70 R13.
Можно ли списать шины, пришедшие в негодность, если их фактический пробег составил 51358 км (при норме среднего ресурса — 55000 км)? Какие документы для этого необходимо оформить?
Основным документом, определяющим порядок списания автомобильных шин, являются
Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи от 20.05.2006 г. № 488 (далее — Эксплуатационные нормы). В данном документе установлены не только нормы среднего ресурса пневматических шин, но и указаны основания для списания шин, а также приведен порядок заполнения Карточки учета пробега (наработки) пневматической шины.
Если фактический пробег пневматических шин достиг установленных для них норм среднего ресурса (далее — нормы), то такие шины могут быть списаны. Однако достижение нормы не является обязательным и единственным условием для списания шин.
п. 3.2 Эксплуатационных норм предусмотрено, что при выявлении эксплуатационных или производственных дефектов, с которыми пневматические шины не допускаются к эксплуатации (с учетом их неисправного технического состояния) или не подлежат ремонту из-за неприемлемых расходов, шины списываются независимо от того, соответствует ли их фактический ресурс установленным нормам.
В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что эксплуатация автомобиля с неисправными шинами опасна. Согласно
п.п. 31.4.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306, запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии таких технических неисправностей и несоответствии таким требованиям:
— шины легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 т
имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей;
имеют местные повреждения (порезы, разрывы и т. п.), оголяющие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
— шины по размеру или по допустимой нагрузке
не соответствуют модели транспортного средства;
— на одну ось транспортного средства установлены диагональные шины вместе с радиальными, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, шины разных размеров или конструкций, а также шины разных моделей с разными рисунками протектора — для легковых автомобилей, разными типами рисунков протектора — для грузовых автомобилей;
— на переднюю ось транспортного средства установлены радиальные шины, а на другую (другие) — диагональные;
— на передней оси автобуса, выполняющего междугородные перевозки, установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта;
— на передней оси легковых автомобилей и автобусов (кроме автобусов, выполняющих междугородные перевозки) установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта;
— отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободов колес.
Следовательно, если шины имеют
эксплуатационные или производственные дефекты, приводящие к неудовлетворительному техническому состоянию, они могут быть списаны независимо от окончания срока их эксплуатации, определенного законодательством.
Для того чтобы такая операция была законной, учреждению нужно позаботиться о документальном оформлении принятого решения. В этом случае комиссия, созданная по приказу руководителя, осматривает шины, имеющие эксплуатационные или производственные дефекты, и выносит решение (заключение) о дальнейшей эксплуатации и целесообразности проведения восстановительного ремонта автомобильных шин. Такое заключение приводится в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — Карточка).
При списании шин в Карточке указываются суммарный пробег до списания и информация о дальнейшем использовании шины — восстановление изношенности протектора, ремонт или утилизация. Она подписывается членами комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских свойств. Как указано в
п. 7.5 Эксплуатационных норм, в этом случае Карточка имеет статус акта ее списания.
При списании шин (как учитываемых на субсчете 238, так и входящих в состав транспортного средства при их замене на новые) также нужно оформить
В акте указывают подробную информацию о запасах, подлежащих списанию:
— наименование и описание запасов (марка, сорт и т. п.);
— номенклатурный номер (если таковые присвоены);
— единица измерения, количество и стоимость, срок нахождения в эксплуатации.
Детально указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если невозможна их реализация). Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица. Кстати, на необходимость оформления этого документа при списании автомобильных шин Госказначейство указывало в
письме от 16.03.2010 г. № 15-04/565-4767 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 15).
Пример заполнения акта списания непригодных к дальнейшей эксплуатации шин приведен на с. 23.
В заключение хотелось бы порекомендовать учреждению в подобных ситуациях учитывать все факторы, которые могут повлиять на нормы пробега шин. Речь идет о возможности применения корректировочных коэффициентов, на которые можно корректировать нормы среднего ресурса, значения которых приведены в
Как правильно списать автошины в бухучете
Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.
Нормы эксплуатации автомобильных шин
На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.
Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:
Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.
Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.
Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.
Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.
Нормы эксплуатационного пробега автомобиля
ВАЖНО! Образец Положения об эксплуатации и учете автошин от КонсультантПлюс доступен по ссылке
В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.
Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.
В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.
Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.
Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.
Бухгалтерский учет
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.
Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.
Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.
Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.
В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.
Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.
К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.
Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.
В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.
Налоговый учет
Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт основных средств, учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.
На основании Налогового кодекса РФ возвратные отходы – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.
Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.
Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.
В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.
Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:
Акт утилизации шин – образец, бланк 2021 года
Многие организации в своей деятельности используют различные транспортные средства. К расходным материалам, которые нуждаются в частой замене, относятся шины. Но нельзя просто так снять старые покрышки и выбросить их. Они должны подвергаться правильной утилизации. Данная процедура должна сопровождаться соответствующим актом, который является документальным подтверждением данной процедуры.
Форма акта
Законодательство не обязывает использовать в этих целях какую-то специальную форму. Акт составляется в произвольном стиле, поэтому сюда можно внести любую информацию, касающуюся данного действия. Если на балансе компании находится большое количество техники, целесообразно разработать специальный бланк, который можно использовать каждый раз при списании шин.
Когда нужно утилизировать шины
На любом автотранспортном предприятии ведется журнал, в котором прописываются подробности эксплуатации покрышек. Здесь отмечаются такие сведения: дата начала использования, модель, другие данные. Это позволяет безошибочно контролировать движение шин в пределах организации.
Существуют определенные правила, которые определяют нормы эксплуатации автомобильных покрышек. С их учетом определяются сроки, в течение которых можно использовать шины. Кроме этого, определяется и физическое состояние покрышек. Здесь учитываются такие данные:
Если возникают подозрения в том, что шины стали непригодными для эксплуатации, руководитель компании назначает специалистов, которые должны провести соответствующую экспертизу. Отчет о проверке позволяет определить, подлежат ли шины списанию, или их можно продолжать эксплуатировать.
Кто составляет акт утилизации шин в 2021 году?
Так как автомобильные покрышки несут четвертый класс опасности для окружающей среды, они подлежат правильной утилизации. Так, если шина пришла в негодность, она не может быть просто выброшена на свалку. Она должна быть утилизирована, что будет подтверждено соответствующим актом. Обычно автотранспортные организации не занимаются этим самостоятельно. Существуют специализированные компании, которые занимаются утилизацией покрышек. Именно к ним и обращаются компании, владеющие ненужными шинами.
Сначала транспортная организация составляет договор с фирмой, занимающейся переработкой шин. Нужно сказать, договор подтверждает только то, что стороны договорились между собой. А составленный акт является документальным подтверждением того, что шины действительно были утилизированы. После составления договора транспортная компания передает материалы, подлежащие уничтожению. Иногда бывают ситуации, когда компания, сдающая покрышки для утилизации, получает с этого процесса определенный доход. Этот факт обязательно должен отобразиться в акте.
(Видео: «Куда сдать шины на утилизацию»)
Заполнением документа занимаются члены специально созданной комиссии, которая и выполняет утилизацию шин. Что касается конкретного человека, чьей рукой будут вноситься сведения, то здесь нет принципиальной разницы. Это может быть рядовой член комиссии или ее председатель. Ответственные лица обязательно должны присутствовать при этом процессе. После утилизации данный факт фиксируется при помощи акта. В составе данной группы обычно присутствуют сотрудники различных структурных подразделений. По сути, главная задача комиссии заключается в том, чтобы подтвердить утилизацию опасных материалов.
Если речь идет о компании, которая специализируется на утилизации шин, то при помощи этого акта она докажет, что выполнила свои обязанности, указанные в договоре. Что касается компании-заказчика, то для нее этот акт станет основанием списания материальных ценностей. Акт обязательно становится частью бухгалтерского учета.
Инструкция по заполнению акта
Как уже было сказано, компаниям разрешено разрабатывать индивидуальный шаблон, который будет использоваться в данных ситуациях. Также разрешена свободная форма заполнения. Несмотря на то, что здесь нет каких-то строгих требований, все-таки рекомендуется придерживаться определенных правил составления подобных документов.
Как и любой другой официальный документ, этот акт должен иметь так называемую «шапку». В ней указывается название компании, при необходимости отмечается конкретное структурное подразделение. Далее нужно указать, на каком основании происходит утилизация, соответственно, и оформляется данный акт. Например, это может быть распоряжение руководителя или приказ. Отмечаются его реквизиты. Название самого акта, в котором должна отображаться суть его составления. Место и дата оформления документа. Далее идет основная часть, в которой должны присутствовать такие сведения:
Стоит отметить, это лишь основные сведения, которые должны присутствовать в документе. В зависимости от различных обстоятельств документ может дополняться и другой информацией. Например, если организация занимается утилизацией не самостоятельно, так и нужно указать, что шины переданы специальной компании. При этом отмечаются сведения о договоре, который заключается между сторонами. Нелишним будет указать, какой конкретно способ использовался для утилизации покрышек. Если после утилизации компания получила какую-то прибыль, это необходимо отобразить в акте. Причем указывается сумма, которая была получена.
Завершающим этапом заполнения документа является проставление автографов всеми членами комиссии. Указываются их должности, проставляются подписи с расшифровками. Последним документ должен подписать председатель комиссии. Своими автографами члены комиссии подтверждают, что в документе указаны достоверные сведения. При отсутствии хотя бы одной подписи акт признается недействительным. На основании акта бухгалтерские работники делают в бухучете необходимые заметки. После этого документ хранится в компании не менее пяти лет.
Если в документе была допущена ошибка, оставлять ее нельзя. Ведь это может стать причиной проблем в будущем. Конечно, можно приступить к заполнению второго документа. Хотя многие исправляют ошибку, используя стандартный алгоритм действий: