Причина перевода в другую школу что написать
Как перевести ребенка из школы в школу
Причины для перевода ребенка
Переход в другую школу — стрессовая ситуация для ученика. Решение о переводе принимайте вместе с ребенком, после того как рассмотрели другие варианты решения проблем. По каким причинам меняют место учебы:
Когда рекомендуют переводить
Законодательно прописана процедура, как перевести ребенка в другую школу (СПб, Москва или регионы — процедура одинакова на всей территории России). Порядок перехода регламентирует Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 «Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
В пункте 4 части первой указано, что перевод учеников не зависит от времени учебного года. Но психологи и педагоги рекомендуют отложить перевод на окончание учебного года, чтобы выйти в новую школу с нового учебного года, или после новогодних каникул — перевод в это время физически и психологически проходит легче.
Инструкция: как перевести ребенка
Алгоритм перевода одинаковый для всех регионов. Пункт подбора подходящей школы пропустим, выбор зависит от местоположения, пожеланий родителей и школьника. На что важно обратить внимание: в новую школу ученика примут при наличии свободных мест.
Последовательность действий, как перевестись в другую школу грамотно:
Шаг 1. Обратиться в администрацию новой школы
Перед тем как отчисляться из старой школы, обратитесь к директору новой. Важно убедиться, что вашего ребенка примут. Попросите справку с подписью и печатью о возможности приема ребенка на обучение после его отчисления из прежней школы.
Образец подобной справки:
о прибытии в школу
(выдается в школу, из которой прибыл ученик)
Дана _______________________________________________________________, в том, что он(а) будет зачислен(а) в _________ класс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. ____________ №________ по предоставлении документов.
Справка дана для предъявления в МБОУ г.____________ № _______.
Директор МБОУ «________»: _____________/_____________
Шаг 2. Подать заявление об отчислении в старую школу
Заявление подает совершеннолетний обучающийся или его родители (для несовершеннолетних детей). В заявлении указывают:
Так выглядит заявление на перевод в другую школу на имя директора:
(наименование ОУ, город)
Проживающей(его) по адресу:
(Ф.И.О. ребенка полностью, дата рождения)
из _____класса с «____»________________20___г. в связи с____________________________________________________________________________________________________
(подпись / расшифровка подписи)
В приказе Министерства образования и науки РФ от 12.03.2014 № 177 прописано, что после подачи заявления на отчисление школа в течение трех дней оформляет акт об отчислении ученика в порядке перевода. В этом документе указана школа, в которую переводится ваш ребенок.
Когда акт об отчислении оформили, выпустили, родителям выдают справку об обучении ребенка.
Шаг 3. Забрать из старой школы документы
В пункте 8 Приказа № 177 указано, какие документы школа обязана выдать ученику после отчисления.
Родителям отдают такие документы:
Медицинская карта ученика не входит в комплект обязательных документов, поэтому проследите, чтобы вам выдали ее на руки (попросите выдать вместе с личным делом или самостоятельно подойдите в медицинский кабинет школы и заберите карту).
Образец справки об успеваемости:
в том, что он(она) обучался (обучалась) в ______________классе МБОУ №____ г. ______ и имеет следующие оценки за ______________ учебный год по предметам:
русский язык — ______________________________________________________________
литературное чтение — ________________________________________________________
окружающий мир — ___________________________________________________________
физическая культура — ________________________________________________________
иностранный язык — ___________________________________________________________
“_____” __________ 20___г
Классный руководитель __________/____________
Внешний вид справки не регламентируется, он незначительно меняется в зависимости от школы, в которой ее выдают. Образец справки с выпиской из ведомости успеваемости выдают и в таком виде:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №______
из ведомости успеваемости
ученика(цы) 3 класса ГБОУ СОШ №____
за 2020/2020 учебный год
№ п/п | Название предмета | 1 триместр | 2 триместр | Текущие оценки за 3 триместр |
1 | Русский язык | |||
2 | Математика | |||
3 | Литературное чтение | |||
4 | Окружающий мир | |||
5 | Иностранный язык | |||
6 | Технология | |||
7 | Физкультура | |||
8 | Музыка | |||
9 | Изобразительное искусство |
Директор ГБОУ СОШ №_____, ___________/________
Классный руководитель ___________/____________
Шаг 4. Предоставить пакет документов в новую школу
В пункте 10 Приказа № 177 указано, что документы, выданные школой, из которой ребенка отчислили, передают в новую школу.
Комплектация документов — что нужно для перевода в другую школу ученика:
Заявление о зачислении в порядке перевода:
(наименование ОУ, город)
проживающей(его) по адресу: ______
Прошу Вас принять моего(ю) сына(дочь) _____________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
«__»___________20__ года рождения
(дата и место рождения ребенка)
в ____ класс в порядке перевода из школы _____________________ для получения образования в очной форме.
Родной язык __________________.
Адрес фактического проживания ребенка:______________________________________
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этими образовательными учреждениями, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, ознакомлен(а).
«___» __________ 20___г.
(подпись / расшифровка подписи)
К заявлению прилагаются (нужное подчеркнуть):
Шаг 5. Ознакомиться с актом о приеме ребенка в новую школу
В течение трех рабочих дней новая школа оформляет акт о зачислении ребенка. В документе указывают, с какой даты ребенок зачисляется и в какой класс.
В какие сроки осуществляется перевод ученика
После подачи заявления на отчисление из старой школы в течение трех дней вам оформят приказ и выдадут справку о текущей успеваемости. При подаче заявления о зачислении в порядке перевода в новой школе акт о зачислении оформят не позже, чем через три дня.
Оформят ли перевод удаленно
Существуют варианты частично удаленного перевода. Для этого:
Важно понимать, что удаленно примут только заявление о зачислении в новую школу.
Мы не рекомендуем использовать Госуслуги и МФЦ для оформления перевода. Использование этих способов актуально для записи в первый класс. При переводе надежнее и быстрее действовать лично. Вам придется контактировать с руководством новой школы: узнавать о возможности перевода, брать справку, передавать документы. Если планируете перевести ребенка в другую школу через госуслуги, имейте в виду, что на портале и в отделениях МФЦ нередко отображается информация о том, что мест в выбранной школе нет, а на деле администрация школы вполне способна выделить местечко (особенно если ребенок смышленый и у него хорошая успеваемость).
Могут ли отказать в переводе
У образовательных организаций есть ряд законных оснований отказать вам в переводе. Решая вопрос о том, как перейти в другую школу, учитывайте, что вам вправе отказать:
Как перевести ребенка в другую школу
Если меняете место жительства или не сложились отношения в классе
Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.
В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.
Как устроен процесс
Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах все может быть немного иначе.
В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:
Проживание определяется по регистрации ребенка, постоянной или временной. В первый класс наш сын поступал по прописке, и документы мы подавали во вторую волну как «приписные». У нас была обычная дворовая школа.
После того как ребенка зачислили в школу, перевести его в другую можно, только если есть свободные места. Территориальный признак, например когда семья переехала в другой район, и ребенка в обязательном порядке возьмут в ближайшую «приписную» школу, уже не работает.
Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь.
Для перевода родителям нужно подать в новую школу заявление на прием. Это можно сделать через МФЦ, портал госуслуг или лично. После этого школа должна прислать или выдать в течение месяца документ, что она готова взять ребенка. В народе его называют «приглашение». С ним нужно прийти в школу и принести документы для зачисления. Если в школе нет мест, она может отказаться взять ребенка и не выдать приглашение.
Я переговорила со знакомыми родителями, которые переводили детей в питерские школы из другого региона. Они сказали, что если подавать заявление через сайт госуслуг, то, скорее всего, хорошая школа откажет. Обосновывали это так: в заявлении на сайте госуслуг нет информации об успеваемости ребенка. Школам, которые следят за оценками и общим рейтингом, неинтересно брать «кота в мешке». И если в первом классе они в принципе не могут сортировать детей, то брать позже двоечников и троечников из других школ им неинтересно. Что называется, и своих хватает.
Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.
Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.
Вот как я действовала.
Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.
Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.
У нас был выбор среди пяти школ. Теперь нужно было понять, на какую целиться.
Рейтинги школ. Раньше рейтинги школ выстраивались в зависимости от того, как выпускники сдали ЕГЭ. С 2014 года официальных сводных данных результатов единых госэкзаменов по школам нет, зато Комитет по образованию Санкт-Петербурга стал публиковать рейтинги школ по другим критериям:
Я посмотрела эти рейтинги и поняла, что судить по ним об уровне школы сложно. Например, в рейтинг образовательных результатов и достижений попадают результаты олимпиад. Есть школы, где детей специально натаскивают к олимпиадам, поэтому в рейтинге такие школы будут выше за счет олимпиадников. При этом это вообще не гарантирует качество обычного образования.
В интернете я нашла рейтинг, который составили энтузиасты. Он основан на данных за 2018 год, которые публиковали сами школы. Но там было всего 20 школ, а нужных мне не было вообще.
Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.
Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.
Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.
В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы у нее были хорошие.
На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.
Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.
В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.
На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.
Вот что мне рассказала завуч:
Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине
Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.
Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места. Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.
Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.
В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.
Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.
Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.
Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.
С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.
В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.
Параллельно в эти недели мы усиленно занимались — писали диктанты по русскому языку и делали разборы, поскольку именно с этим у сына была главная проблема. Тут нам очень помогла учительница в старой школе. Она сказала, где у ребенка слабые места и что нужно подтянуть. Еще она разобрала с ребенком сложные темы, в которых он «плавал».
В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.
Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.
Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.
На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.
Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.
Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.
Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.
На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.
Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.
Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.
В новой школе меня попросили принести такие документы:
В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также еще несколько бумаг типа заявления на питание.
После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:
Отдельно я спросила о том, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.
О чем нужно не забыть
Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.
Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.
Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.
Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.
Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.
Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.
Родительский комитет. Обычно в каждом классе есть свой родительский чатик, где можно спросить домашку или узнать о будущих поездках класса. Также в этом чатике обсуждают расходы и подарки. Я узнала у учителя, кто из родителей состоит в родительском комитете, и их телефоны. Позднее меня добавили в чат в «Вотсапе».
Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.
Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу
Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.
Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.
Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.
Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.
По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.