Причастить что это значит

Причастие в церкви: что это такое, как подготовиться, как проходит таинство

Смыслом жизни православного христианина является соединение с Господом Иисусом Христом. В полной мере это соединение достигается в таинстве причастия (или Евхаристии). Это таинство является самым главным Церковным таинством, так же как Пасха является самым главным праздником.

Таинство — это не просто внешний обряд и не магия. Поклонение только внешней стороне церковной жизни, без внимания к своей душе и без работы над собой, ничего человеку не даст.

Господь хочет, чтобы мы отдали Ему свое сердце и поставили Его в центре своей жизни.

Как правильно исповедоваться перед причастием читайте в предыдущей статье.

Причастить что это значит

Причастие в церкви — что это такое?

Причастие в православной Церкви — это таинство, в котором христианам подается для вкушения истинные Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Приобщающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и делаются участниками вечной жизни. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите» — так поют в церкви во время святой Трапезы.

Таинство евхаристии установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери со своими учениками. Здесь Господь совершил Сам это таинство: Взял хлеб, благословил, преломил и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание».

Потом взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам своим, говоря : «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание». (Мф.26;26-28, 1Кор.11;23-25).

Причастить что это значит

Единожды установив таинство причастия, Иисус Христос заповедал ученикам-апостолам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание. Поэтому это таинство постоянно совершается и будет совершаться (до окончания времен) в Церкви Христовой за Божественной литургией (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени, в вечности.

Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, где Христос взял пять хлебов, благословил, преломил и накормил ими пять тысяч человек. А несколько дней спустя семью хлебами накормил четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Во время литургии действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы (святые Дары).

Святые отцы под словом прелагаются понимают таинственное соединение Божества Христа с хлебом и вином; материальных изменений хлеба и вина не происходит. Католическая церковь толкует иначе.

Для Евхаристии употребляется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово — Церковь, глава которой есть Христос: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10;17). Приобщившиеся Христа являются единотелесными и единокровными (родными) Христу и также между собою являются братьями и сестрами. Это надо понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.

Причастить что это значит

Христос является для христиан Отцом, родив их свыше через святое крещение. Он является для них и Матерью, питая их не только своею Кровью вместо молока, как грудных младенцев, но и Телом своим и Духом. Так как через таинство приобщения Христос соединяется с верующими в одну плоть, то Он является и Женихом для своей Церкви, становясь с Ней не только одним Телом, но и одним Духом.

Как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?

В таинстве Евхаристии Христос своей Божественной Благодатью входит в сердце человека, как будто сходит во ад, и наводит там порядок, очищает от грехов. Но для участия в этом таинстве христианин должен очистить себя покаянием и исповедью.

Своим покаянием человек не сам себя очищает, но просит об этом Господа, который преображает недостойное в достойное. Главное — это осознать свои грехи, иметь желание очиститься и обратиться к Спасителю за помощью и прощением.

Причастить что это значит

Как говорит апостол Павел: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (1Кор.11;27-28). Но так как для человека невозможно стать достойным принятия Святых Даров Христа, то «достоинство» здесь определяется сознанием своего недостоинства, своей греховности. То есть степень достоинства определяется степенью смирения.

В феврале 2015 года Архиерейское совещание Русской православной церкви приняло новый документ «Об участии верных в Евхаристии», где говорится о подготовке верных к великому таинству.

Целью подготовки к причастию должно быть не формальное выполнение правила, а обретение покаянного и благоговейного состояния души. Надо со всеми примириться и всех простить. Посильный пост и внимательная молитва помогают человеку в обретении такого внутреннего устроения. Ведь христианство — это религия обновленного внутреннего человека.

Пастырям предлагают не подменять любовь ко Христу законничеством. Каждому человеку надо предлагать такие подвиги, которые соотносятся с его духовным возрастом, опытностью, состоянием здоровья, внешними попечениями и др.

Если человек приобщается каждую неделю и соблюдает все церковные посты (многодневные и однодневные), то духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед таинством. А необходимое правило — Последование ко святому причащению. По желанию можно прочитать и другие каноны. Исповедоваться можно по необходимости, но благословение на участие в таинстве нужно брать у духовника.

Если человек приобщается редко, то ему нужно соблюсти телесный и духовный пост (говение) несколько дней (1 — 4 дня). Ум не должен развлекаться и рассеиваться. Каждый день можно читать по одному канону: Покаянный, к Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние правила можно читать полностью. Ходить на все Богослужения. Хорошо почитать или послушать (в записи) Евангелие, святых отцов, псалтирь.

Причастить что это значит

Вечером можно почитать канон из последования ко святому причащению, а утром — остальную часть последования. А можно прочитать все вместе вечером или утром перед службой. Обязательно надо поисповедоваться в таинстве исповеди (покаяния), лучше на вечерне. Как готовиться к исповеди, см. статью «Исповедь».

Обязательным для всех остается евхаристический пост: после полуночи перед Богослужением ничего не пить, не есть, не курить; супружеское ложе необходимо освятить воздержанием. В женской нечистоте (и в мужской тоже) в таинстве участвовать нельзя (кроме предсмертных или болезненных состояний). Нужно побывать на вечерней службе и не опаздывать на литургию. Сама литургия является хорошей подготовкой к причастию, если внимательно все слушать и молиться.

Частота причащения

Частота у каждого человека может быть индивидуальной. Святитель Феофан Затворник говорил: один раз или два раза в месяц, но и против более частого приобщения ничего не имел.

Преп. Никон Оптинский говорил: что лучше — часто или редко причащаться Тела и Крови Христа, трудно сказать. Мытарь Закхей принял с радостью в свой дом дорогого Гостя и хорошо сделал. Сотник сознавал себя недостойным и, по смирению, не решился принять Господа в свой дом, и тоже хорошо поступил. Хотя поступки их противоположны, но по своему побуждению одинаковы. И в глазах Иисуса Христа они оказались равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовиться к этому великому таинству.

Притча о брачном пире

Евангельским аналогом Евхаристии является притча о брачном пире (Мф.22;1-14). Царь (Бог Отец) устроил брачный пир для своего сына (Иисуса) и позвал званных гостей (иудейских первосвященников и фарисеев).

Тогда царь распорядился позвать всех, найденных на дорогах и распутьях (язычников), и злых, и добрых: «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (Христос своими страданиями, смертью и воскресением приготовил нам вечные обители). И пир наполнился возлежащими. (Так же и нас Господь примет всех, кто откликнулся на Его зов, лишь бы мы хотели быть со Христом).

Но царь захотел посмотреть на гостей и увидел человека не в брачной одежде и говорит: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но тот молчал. Тогда царь велел связать его и бросить во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Ибо много званных, но мало избранных.

Раньше, на востоке, когда царь созывал гостей на пир, он готовил для них праздничные одежды. А если кто не соглашался надеть эту одежду, то этим оскорблял царя. Это значит, что мы, нищие и калеки, не сможем сами соткать себе брачную одежду, достойную Небесной трапезы. Поэтому будем верить и просить Спасителя, чтобы Он помог нам совлечь с себя ветхую одежду и облачиться в праздничную, чтобы нас не прогнали с царской трапезы и не бросили во тьму.

Причастить что это значит

Званные — это все крещенные. А избранные — спасаемые, то есть считающие себя погибающими (или тонущими), которым нужен Спаситель. Погибающие взывают к Христу о спасении: молятся, смиряются, каются. Христос очищает их сердце, обновляет их дух и надевает на них брачные одежды. А потом угощает их своими Святыми Дарами.

Как проходит евхаристия в православной церкви

Святое таинство причащения совершается на Богослужении, которое называется Евхаристией (в переводе с греческого — Благодарение), или Литургией (в переводе с греческого — общее дело, то есть дело Бога и людей).

В 4-м веке, после гонения на христиан, свят. Василий Великий написал для всех церквей чин Литургии, а свят. Иоанн Златоуст немного сократил его. В основу этого чина была положена Литургия ап. Иакова, брата Господня (первого епископа Иерусалимского). 10 раз в году служат Литургию Василия Великого, в среду и пятницу Великого поста — Литургию преждеосвященных Даров свят. Григория Двоеслова, в остальное время служат Литургию Иоанна Златоуста.

Причастить что это значитВасилий Великий и Иоанн Златоуст

В Евхаристическом действии, которое происходит в вечности, Христос одновременно является Богом (которому приносится Жертва), самой Жертвой — Агнцем (Он Сам Себя приносит в жертву за грехи всего мира) и Архиереем-Жрецом (который приносит Жертву).

Св. Дионисий Ареопагит говорил, что это особое вневременное воспоминание о жизни Христа на Литургии не подчиняется логике бытия. Здесь вспоминают прошлое, настоящее и будущее как уже бывшее и вечно длящееся.

В тексте Литургии содержится воспоминание о воплощении, жизни, смерти, погребении, воскресении Христа, о всей истории мира от сотворения до второго пришествия. Литургия делится на три части:

1) Проскомидия

Причастить что это значит

Проскомидия в переводе с греческого — принесение. Древние христиане приносили хлеб и вино для совершения Таинства. В настоящее время церковные служители на пожертвования прихожан покупают вино и пекут просфоры из квасного теста (просфора — в переводе: приношение). На Агничной просфоре ставят печать с крестом и буквами «ИС ХР» и «НИ КА», что значит Иисус Христос побеждает (Христос — победитель греха, смерти и диавола).

В алтаре на специальном столе — жертвеннике совершается проскомидия из пяти просфор по числу евангельских пяти хлебов, которыми Господь насытил пять тысяч человек (Мк.6;38-44). Вино берут виноградное красное, напоминающее кровь, и смешивают с водой, в воспоминание того, что на Кресте из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Непосредственно для святой трапезы употребляется одна просфора (Агничная), так как «один хлеб и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10.417).

Благословив начало проскомидии, священник подходит к жертвеннику. На первой (агничной) просфоре он три раза изображает крест со словами: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием срединную кубическую часть и произносит слова пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен…» ( Ис.53;7-8).

Кубическую часть просфоры называют Агнцем по слову Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин.1;29). Священник кладет Агнец на дискос, крестообразно надрезает Его с нижней стороны и произносит слова: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (Приносится в жертву Агнец Божий, взявший на себя грех мира, за жизнь и спасение мира), и прободает копием правую сторону Агнца с произнесением слов (в переводе на русский):

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал и истинно свидетельство его» (Ин.19;34). И с этими словами священник вливает в потир (чашу) вино с водой.

Причастить что это значит

Частица, вынутая из второй просфоры, посвящена Богородице. Ее кладут справа от Агнца: предстает Царица Небесная одесную Сына Своего и Царя Христа.

Из третьей просфоры вынимают девять частиц в воспоминание девяти ликов святых: в честь Иоанна Предтечи, ветхозаветных пророков и праведников, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, Богоотец Иоакима и Анны, святителя, имени которого служится Литургия. Эти девять частей кладут на дискос слева от Агнца. В этом таинстве святые больше прославляются через Причастие Спасительной Жертве. А через них и мы больше освящаемся.

Из четвертой просфоры вынимают частицы за живых членов Церкви и кладут ниже Агнца. Из пятой — за усопших членов Церкви и кладут ниже частиц за живых.

Причастить что это значит

Причастить что это значит

Затем священник вынимает частицы из малых просфор, которые верующие подают вместе с записками о здравии или упокоении своих близких, и кладет их вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Одновременно служители прочитывают имена поминаемых в записках.

И вот рядом с Агнцем выросла гора частиц — Церковь Небесная и земная, святые и грешные, живые и усопшие, заблудшие и болящие. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов (святых). Здесь — будущее Царство и откровение Вечной Жизни.

Оканчивая проскомидию, священник исповедует Христа Небесным Хлебом, данным в пищу всему миру. Он молится Богу о всех предстоящих на Литургии и молящихся о данном приношении.

Во время проскомидии на клиросе читают часы: 3-й час (9 час утра) — вспоминаются события (произошедшие в это время суток) — суд Пилата, и позднее — сошествие на апостолов Святого Духа. 6-й час (полдень) — грехопадение Адама и Евы, и позднее — пригвождение Господа ко Кресту.

2) Литургия оглашенных

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Этот первый возглас священника переносит верующих из земной реальности к реальности Небесного мира, к Царству Святой Троицы, напоминая нам, что Литургия — это время присутствия Неба на земле.

«Миром Господу помолимся» — так начинается великая мирная ектения, то есть усердное моление в мире, тишине и спокойствии духа, примирившись со всеми, в единомыслии и взаимной любви. Верующие просят Бога о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей, о церковных и светских властях, о храме этом, о городе этом, о стране, о хорошей погоде, о спасении всех людей, о спасении плавающих, путешествующих, больных, страждущих, плененных, об избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды, о христианской кончине и др.

После великой ектении хор поет три антифона: псалом 102 «Благослови, душе моя Господа…», псалом 145 «Хвали, душе моя, Господа…» и евангельские блаженства (Мф.5;3-12). Эти антифоны разделяются на три части (в честь пресвятой Троицы) малыми ектениями: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…». Церковь следует завету ап. Павла (Кол.3;16): поет псалмы, славословит, благодарит Господа за все его благодеяния и попечение о нас.

В конце пения «блаженств» царские врата открываются, и священнослужитель выходит через северные врата из алтаря на амвон с высоко поднятым Евангелием в руках. Этот малый вход символизирует первый выход Христа на свою проповедь. Смотря на Евангелие, как на самого Христа, верующие поют: «Придите, поклонимся и припадем ко Христу…»

Священник молится, чтобы вместе с ним в алтарь вошли Ангелы, которые помогут оглашенным и всем верным видеть мир в обратной перспективе: то, что мирским людям кажется слабостью (нищета духа, смирение, кротость, милосердие…), на самом деле необходимы для достижения Небесного Царства.

После входа поют тропари и кондаки, отражающие священные события праздника. Затем поют трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Потом читают Апостол и Евангелие. После Евангелия следует усиленная ектения о всех живых и усопших православных христианах. В это время христиане должны усиленно молиться за своих близких, за которых они подали записки на проскомидию.

Причастить что это значит

Произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, открыл им Евангелие правды и удостоил святого крещения. Затем оглашенных просят выйти из храма: «Елицы (только) оглашенные изыдите». Эти слова и верным должны быть предупреждением: и мы должны подумать о своем недостоинстве, внимать себе и просить у Господа прощения.

3) Литургия верных

Так как Литургия — это общее дело, то все прихожане сослужат священнику в таинстве Евхаристии молитвой и благодарением. Литургия верных, то есть крещеных, подразделяется на шесть частей.

1.Перенесение честных Даров с жертвенника на престол

После двух кратких ектений открываются царские врата, священник тайно молится, диакон совершает каждение, и хор поет протяжно херувимскую песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». И мы, Херувимов тайно изображающие, воспеваем песнь животворящей Троице.

Священник с диаконом берут с жертвенника честные Дары, выходят из алтаря северными дверями, останавливаются на амвоне лицом к верным и молятся за патриарха и всех иерархов, священство, монашество, за присутствующих православных христиан. Затем возвращаются в алтарь через царские врата, ставят Дары на престол на развернутом антиминсе и накрывают «воздухом». Это перенесение Даров называется великим входом и символизирует шествие Спасителя на вольные страдания.

Причастить что это значит

Царские врата затворяют, и певчие заканчивают Херувимскую песнь: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия (три раза)». И мы прославляем Царя всех, Которого Ангельские чины невидимо прославляют. Раньше царей и полководцев-победителей носили на щитах, а щиты поддерживали копьями. Дориносима — в переводе с греч. копьеносимого.

2.Приготовление верных к освящению честных Даров

После молитвы о святых Дарах и просительной ектении звучит возглас диакона «Двери, двери! премудростию вонмем». Раньше в это время закрывали двери храма, а сейчас мы должны затворить двери своей души от посторонних помыслов. На царских вратах отодвигается завеса, и с честных Даров снимают воздух. Весь народ в церкви поет православный Символ веры, составленный святыми отцами на первом (325г.) и втором (381г.) Вселенских соборах.

Причастить что это значит

Священник призывает верных обратить сердца горе, то есть ввысь, и хор отвечает «имамы ко Господу», это значит, мы уже имеем устремление к Богу.

3.Освящение (преложение) Даров

«Благодарим Господа», — эти слова священника символизируют то, как Христос на Тайной вечере благодарил Бога Отца. И верующие благодарят и поклоняются: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и нераздельной».

Священник творит тайные Евхаристические (благодарственные) молитвы, вспоминая Тайную Вечерю, и вслух восклицает: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Священник вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор поет протяжно: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». Священник тайно просит Господа ниспослать Святого Духа на прихожан и предложенные Дары.

Причастить что это значит

Благословляя святой Агнец и вино в чаше, предстоятель говорит: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего. А еже в чаше сей — честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь.»

Священнослужители делают земной поклон перед святыми Дарами, как самому Богу. С этого момента на престоле уже не хлеб и вино, а истинные Тело и Кровь Христовы. Это самый важный момент Евхаристии.

В тайных молитвах священник благодарственно вспоминает всех святых и особенно Богородицу, и хор поет: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу…»

4.Приготовление верных к причащению

После просительной ектении священник просит Владыку, чтобы Он удостоил нас призвать Небесного Бога Отца, и все верные поют молитву Господню «Отче наш…» (Мф.6;9-13). Под словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» мы понимаем, что хлеб — это сам Христос — Хлеб жизни.

Причастить что это значит

Возглас священника «Святая — святым!» означает, что к святым Дарам могут приступать только святые, то есть те, которые стремятся к совершенству и которые освятили себя молитвой, постом и таинством исповеди. Певчие поют «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

5.Причащение

Священник преломляет Святой Хлеб и говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…» При этом исповедуется тайна, что Тело Христово остается целым (раздробляемым и неразделяемым) и в каждой частице содержится вся полнота таинства.

Сначала в алтаре при закрытой завесе приобщаются священнослужители, наподобие того, как апостолы вкушали на Тайной Вечери: сначала принимают Тело Христа, а потом Кровь Его из чаши. На клиросе поют какое-нибудь песнопение и читают молитвы ко святому причащению.

Причастить что это значит

Для приобщения мирян части Агнца опускают в чашу с Кровью Христовой. Открываются царские врата (как-будто открывается гроб Спасителя), и священник выносит святую Чашу для причащения мирян (это напоминает явление Христа по воскресении) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». А хор поет: «Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь явился нам».

Священник читает молитву перед таинством: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго (это исповедание ап.Петра), пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз (это исповедание ап. Павла). Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя… и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Причастить что это значит

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда (не предам Тебя иудиным поцелуем), но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем (как разбойник, сознаю свое недостоинство). Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь».

Хор поет: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите». Христиане складывают руки на груди крестообразно (кротко, как ягнята) и с благоговением подходят к чаше, называют свое имя и вкушают Святые Таины. Целуют ребро Чаши (как прободенное ребро Господа) и отходят к столику принять теплоту. Сначала положено приобщаться детям, потом мужчинам и затем женщинам. Соблюдайте чинную очередь и не старайтесь подойти первыми, ибо Христос сказал, что первые будут последними, и последние первыми (Мф.19;30).

Причастить что это значит

После причастия священник в алтаре опускает в святую Чашу все частицы, вынутые на проскомидии из служебных 4-й и 5-й и принесенных просфор, с молитвой, чтобы Господь отмыл Своей Кровью грехи всех поминавшихся. Все члены церкви, за которых возносится молитва, и живые, и усопшие, таинственно участвуют в Евхаристии, даже если они не присутствуют в храме.

Последнее благословение молящихся Чашей со словами «Всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает вознесение Спасителя на Небо и Его обещание «Я с вами во все дни до скончания века».

6.Благодарение за причащение и отпуст

Верные благодарят Господа за приобщение бессмертных и животворящих Таин и просят соблюсти их в Его святыне весь день и поучаться правде Его. Священник благословляет народ и славит Христа Бога. После отпуста верующие целуют Крест во свидетельство своей верности Христу.

Что можно, что нельзя делать после причастия

Сразу после причастия нужно поцеловать ребро Чаши со Святыми Дарами; креститься нельзя, чтобы не толкнуть Чашу, и к иконам прикладываться нельзя. А надо подойти к столу, где служители подают приобщившимся теплоту (вино с водой или теплую воду), чтобы прополоскать уста и проглотить эту теплоту, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно целовать крест и прикладываться к иконам.

Причастить что это значит

Нужно прослушать благодарственные молитвы после причастия и горячо поблагодарить Господа за Его Дар. Если в храме эти молитвы не читают, то прочитать их дома. В день принятия святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты. Читать духовную литературу. Постараться как можно дольше сохранить в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.

Св. Иоанн Кронштадский говорил: Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати.

Св. Никодим Святогорец советует после приобщения и благодарения побеседовать с Господом со смирением: «Господи, ты видишь мою немощь и видишь, как легко я впадаю в грех и не могу побороть страсть; помоги мне ее побороть или сам вместо меня порази моего врага».

Для чего нужно причащаться, как это влияет на человека

В любом церковном таинстве христианину Господь подает вспомоществующую благодать. А так как причастие Тела и Крови Христовых является самым главным таинством, то и благодатная помощь, подаваемая в нем, самая большая. Господь совершает за нас тяжелую работу борьбы со страстями, пороками, вредными привычками; очищает нас, готовя к вечной жизни. Очищает наше сердце, чтобы в нем мог жить Он Сам.

В православии действует принцип синергии. Это значит, что Господь действует вместе с человеком. Бог не может нарушать нашу свободу. Он помогает только в том случае, если мы искренне и ревностно намерены исправиться и быть с Богом. Для этого нужна внимательная и искренняя молитва к Господу. Будем учиться молиться, каяться и причащаться, и Господь нам, немощным, будет подавать Свою помощь.

Причастить что это значит

Святое причащение Христовых Таин попаляет грехи, в которых человек покаялся, исцеляет и освящает того, кто подвизается, кто хочет очиститься от страстей. Входя в наше сердце таинственно, Христос выгоняет оттуда лукавых духов и освобождает нас от прежде бывших грехов.

Если будем к себе внимательны, то в следующий раз после великого таинства Христос еще больше просветит ум наш и победит другие наши раскаянные грехи. Сами со своими страстями мы справиться не сможем, потому что Христос сказал: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15;5). Для того Христос и пришел на землю, чтобы взять на себя грехи мира.

Преп. Антоний Оптинский говорил: Очень спасительно питать свою душу нетленным святым Хлебом. Если человеку случится умереть в тот день, в который он приобщился Христовых Таин, то ради Тела и Крови Христа святые Ангелы берут его душу и благополучно проносят через все воздушные мытарства.

Причастить что это значит

Если мы будем иметь в своем сердце печать Крови Агнца, то Ангелы смерти пройдут мимо нас и поразят только тех, которые не имеют этой печати. Так же, как и древних евреев спасла кровь агнца на косяках их дверей, и Ангел смерти прошел мимо их домов, поразив только египетских первенцев. (См. Пасха)

Христос говорит:» Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем, и он имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6;48-58). После этих слов многие ученики отошли от Христа, потому что не могли вместить в себя эти слова.

Как учат святые отцы Церкви, покаянием омываются наши греховные раны, а благодатью приобщения они заживляются, как целебным бальзамом, врачующим лекарством.

Причастие детей до 7 лет: правила, можно ли есть, как происходит

Если родители первый раз хотят причастить своего ребенка, крещеного в православной церкви, они должны проконсультироваться с духовником (священником). Подготовка ребенка к таинству имеет свои особенности и должна учитывать возраст, степень воцерковленности, здоровье. На ребенке обязательно должен быть крестик.

Детям до 3-х лет перед приобщением поститься необязательно. Начиная с 3-летнего возраста по традиции детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья в день святого причастия. Обычно, малыши легко привыкают к этому. К 7-ми годам ребенок уже должен привыкнуть соблюдать евхаристический пост (полное воздержание в день приобщения, начиная с полуночи).

Сначала подходят к Чаше дети, потом — взрослые. Грудных младенцев кладут на правую руку лежа, чтобы батюшке было сподручнее кормить правой рукой. Малышей после года сажают на правую руку. Малыши после 3-х лет складывают ручки на груди крестообразно, правая поверх левой (это символ кротости, как ягнята). Когда батюшка говорит «Причащается раб божий», ребенок должен назвать свое имя в крещении (или родитель за него называет).

Причастить что это значит

Надо приучать ребенка подходить к Чаше с благоговением (страхом Божиим), не разговаривать и не крутиться по сторонам. За неблагоговение Господь может наказать ребенка. В нашем храме был такой случай: три девочки лет 11 стояли перед Чашей, ожидая своей очереди, и болтали, смеялись и крутились возле подсвечника; и у одной девочки загорелись волосы (у нее был пышный хвост сзади). Хорошо, что учительница подбежала и потушила.

Приобщившись, ребенок должен поцеловать край чаши (как прободенное ребро Спасителя), а на головку грудничка батюшка сам прикладывает Чашу. Главное, не креститься, не делать резких движений, чтобы не толкнуть Чашу. Частичку таинства ребенок должен проглотить и подойти к столу, где дают водичку для запивания и кусочек просфорки.

Если вещество таинства случайно попадет на одежду, или если ребенок срыгнул причастие, то надо обязательно сказать об этом батюшке и сделать так, как он скажет. Обычно этот кусок одежды вырезают и сжигают.

Грудных младенцев можно приносить на службу непосредственно к причастию. Мамам, которые сами готовились к таинству, батюшки обычно благословляют приобщаться вместе с детьми, хотя на службе они не стояли.

Причастить что это значит

К молитве на Литургии ребенка надо приучать постепенно, сколько он сможет выстоять, чтобы и его не утомить, и молящимся в храме не доставлять беспокойства. Лучше выйти во двор и там погулять до начала Святой Трапезы.

Приобщая своих детей, родители и сами должны стараться приступать к Святым Таинам, показывая этим пример своим чадам. Семья — это малая церковь, где люди вместе идут к Богу и приобщаются от одной Чаши.

Видео о том, как проходит причастие в церкви:

Посмотрите видео о причастии. Из него узнаете, что такое таинство Евхаристии, увидите, как оно проходит в церкви.

Целью и смыслом нашего земного бытия является ликвидация последствий первородного греха — тленности и смертности. С помощью веры в нашего Спасителя и принятия Его Плоти и Крови мы восстанавливаем в себе первозданного человека, преобразуемся и уподобляемся Христу Богу. «Бренный причащаюся и нетленный сотворяюся» (из последования к святому таинству).

Евхаристия может быть не только «лекарством жизни» и «лекарством бессмертия» для христиан, но и «ядом» для недостойно причащающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *