Причастие буйвола что это

Что значит «причастие буйвола» в творчестве Бёлля

Автор: Генрих Бёлль

Эпоха: послевоенное время, реализм

Мы рассмотрим известный роман «Бильярд в половине десятого». Действие начинается в последние годы правления императора Вильгельма и заканчивается в уже «новой» Германии 1950-х. В одну из пятниц далекого 1907 года главный герой, еще молодой отец семейства, Генрих Фемель приезжает в Кёльн. Мы узнаем об этом от него самого – пожилого человека «новой» Германии. Начинается ассоциативный ряд воспоминаний по Прусту. Используется приём «стяжения времени» и «потока сознания».

Причастие буйвола что это

Лейтмотив семьи Фемелей «даров не принимай» осуществляется Иоганной, женой главного героя, раздававшей продукты чужим детям. Они были присланы ей монахами, принявшими «причастие буйвола».

Помимо основной сюжетной линии, конфликт разворачивается между «буйволами» и «агнцами». Голова буйвола – образ Бога войны у древних германцев. А «причастие буйвола» символизирует непроработанное нацистское наследие. Соответственно, «агнцы» предполагают христиан.

Причастие буйвола что это

В романе есть особый пастырский хронотоп. Принадлежность к пространству пастырей определить сложнее, а по своим характеристикам оно находится где-то между «буйволами» и «агнцами».

— по внутренней сущности пастыри исповедуют законы пространства «агнцев»

— по специфике своего существования («паси овец моих») они вынуждены внешне соответствовать правилам игры пространства «буйволов».

Бёлль заметил: «Внутренняя взволнованность и внешнее спокойствие — именно это и составляет для писателя наивысшее соответствие между формой и содержанием».

Причастие буйвола что это

В годы написания романа Бёлль был типичным представителем «литературы руин» (Trümmerliteratur). Так называли немецких писателей первого послевоенного поколения. Конечно, война для писателя тем интереснее, чем дальше она от самой себя и своей человекоубийственной сути.

Источник

Генрих Бёлль. Бильярд в половине десятого

Причастие буйвола что это

Как биллиардные шары, разбитые кием из единой фигуры, раскатываются по зеленому столу в причудливой форме, так и герои Бёлля, некогда единые, теперь — кто дальше, кто ближе друг к другу, к истине, застаются автором на день 6 сентября 1958 года. В этой дате нет ничего символичного для всеобщей истории, это дата, — время действия целого романа, — лишь день рождения главы семьи Фемель, восьмидесятилетнего старца, но в то же время в конце романа становится ясно, что это день рождения нового мироощущения целого семейства, достойнейшего и являющегося примером бытия творческой интеллигенции не только для своего окружения, но и для целого поколения немцев.

Хотя время романа обозначено всего одним днем, период его действия — годы, десятилетия, вплоть до начала истории человечества, до первого выбора между добром и злом, между так называемыми “агнцем” и “буйволом”. Этот выбор меняет и определяет жизнь каждого человека со времен Адама, этот выбор является в разное время человеческой жизни, но никому не укрыться, не избежать его. Кто-то делает выбор в отрочестве, кому-то он предоставляется в зрелости, может быть, даже в старости, этот выбор не всегда бывает явным, кто-то не узнает его поначалу, от него еще легко отстраниться, но чем дальше, тем яснее требуется от нас ответ, а те, кто ответил, должны принести жертву, — ту жертву, которая чем дальше, тем все труднее и труднее, все беспощаднее и бескомпромисснее.

Свой нравственный выбор герои Бёлля делают через отношение к фашизму. Что такое фашизм для автора? Это богопротивная, антихристианская, античеловеческая идеология смерти. Идеология “буйвола”, гордыни. Фашизм как лукавое зло проникает в человека и меняет его до неузнаваемости, он требует душу взамен вседозволенности. Живя в теле, человек умирает душой и еще при этой сытой, почетной жизни испытывает злобу, ненависть, тоску, одиночество. Но все ли могут, все ли хотят разглядеть, понять это, и сделать выбор?

Герои Бёлля делают свой выбор по-своему, образуя категории агнцев, буйволов и пастырей.

Агнцы — это хрупкие, бессильные, убогие люди, их бьют, ненавидят, над ними насмехаются. Они много страдают, фактически их жизнь есть страдание, иногда эти страдания кажутся бесплодными и безумными. Не безумно ли матери отнимать хороший хлеб у своих детей и питать их опилками, только чтобы не иметь ничего сверх других, не безумно ли бежать из достойного дома на станцию, чтобы уехать от своей семьи вместе с высланными евреями, не безумно ли умереть от голода перед собственным лотком жареной рыбы, не смея отказать в ней чужим детям? Могут ли эти муки страдающих людей изменить мир, лежащий во зле? Действительно ли они — те евангельские зерна, которые если не умрут, то не прорастут и не освятят мир?

Буйволы (как их называет Бёлль, “принявшие причастие буйвола”) — это люди силы и власти, они самоуверенны и жестоки, они горды (прошлым своей нации, своим положением, своей силой, даже своей религией), они не страдают сами, но заставляют страдать других, их не мучает совесть и укоры матери, они победили в себе голос Бога. Прошло время, и внешние их поступки стали вполне благообразны, но гордыня выжгла любовь из их сердец, и внутри они полны лукавства.

А есть еще “пастыри”. В пастыри Бёллем призывается Роберт Фемель, старший сын главы семьи Фемелей, талантливый архитектор, отвергший радости творчества, принесший их в жертву ради агнцев бывших (уже отстрадавших и умерших) и настоящих (страдающих и доныне), ради агнцев, которые до сих пор в опасности, так как время буйвола не прошло. Роберт становится подрывником. После тюрьмы, гонений и амнистии он вступает в немецкую армию, под начальство сумасшедшего генерала, бредившего “сектором обстрела”; притворно опираясь на законы артиллерии, Роберт взрывает ценности немецкой культуры и архитектуры, творения великих мастеров прошлого и в том числе прекрасное аббатство святого Антония, построенное его отцом в юности, — аббатство, с которым связана вся жизнь их семьи от ее начала.

Варварство ли это, бескультурность, антицерковность? Для Роберта это протест, это борьба против тех, кто смысл человеческой истории видит в постройках и не видит человека. Постройки, даже самые совершенные, лишь уплотненный прах по сравнению с живой страдающей душой его жены, умершей под бомбежкой, убитого нацистами мальчика, приносившего письма, и т. д. Нормально ли всячески оберегать постройки, пусть самые совершенные, но убивать людей, пусть даже врагов? Но разве только фашисты больше человека ценят изящные камни? Нет, оказывается и командование союзников просит прощения за уничтоженные здания, но не за жизни, и теперь, в обществе, победившем фашизм, в 1958 году множество людей платит деньги, чтобы посмотреть на древние детские гробницы, восхищаются башней св. Северина, но по-прежнему подкарауливают и избивают “агнцев” в лице мальчика Гуго, пленяются их чистотой, но и стараются осквернить ее, нажиться на ней, уничтожить, не терпя такого отличия.

Источник

Тема подмены истинного ложным в творчестве Бёлля (в истории, в религии, в политике, в морали, в быту). Злободневность и публицистичность произведений Бёлля

Причастие буйвола что это Причастие буйвола что это Причастие буйвола что это Причастие буйвола что это

Причастие буйвола что это

Причастие буйвола что это

Творчество немецкого писателя Генриха Бёлля оказало огромное нравственное воздействие на жителей послевоенной Германии. Естественно, что двенадцать лет фашистского господства оказали на их сознание большое влияние. Падение режима привело к разрушению старой системы ценностей. Перед людьми встала проблема поиска нового идеала человека. Этот вопрос занимает ключевое место во всем творчестве немецкого писателя Генриха Бёлля. Герои его произведений делают нравственный выбор жизненного пути, принимая «причастие буйвола» или «причастие агнца».

ярче всего проблема выбора причастия проявляется в романе «Бильярд в половине десятого», ведущим мотивом которого является жизнь по предложенным хозяевами каждого из пространств законам и роль истинного пастыря в ней. Именно героями «Бильярда в половине десятого» формулируются многие закономерности, которые интуитивно ощущаются героями предыдущих произведений Бёлля.

Принятие героями произведений Генриха Белля причастия является глубинной причиной их разделения. В тот момент, когда они становятся на путь «агнца», «буйвола» или «пастыря», они выбирают свою игру и свое пространство. После этого герои уже не может изменить свое решение и общаются с внешним миром только по правилам своего игрового пространства. Мотив игры на бильярде в романе «Бильярд в половине десятого» не случаен. Ведь герои Генриха Белля, как и бильярдные шары, не могут выйти за пределы игрового поля и поэтому всегда легко узнаваемы игроками другого пространства. Это подтверждает история служащего в отеле мальчика Гуго: «Знаете, они кричали, избивая меня: «Агнец божий». В конце концов меня все же отправили в приют. Там меня никто не знал – ни дети, ни взрослые, но не прошло и двух дней, как меня прозвали «агнцем божьим», и мне опять стало страшно».

С пространством «агнцев» в романах Белля связан большой пласт библейской символики. «Агнцы» несут в себе идею кротости и жертвенности ради грехов человечества и тем самым напоминают Иисуса Христа. Еще одна характерная черта пространства «агнцев» — это преодоление ими искушения и соблазна. В романах Генриха Бёлля символика цвета играет особую роль. Цвет выделяет игровые пространства и маркирует границы между ними. Причастие «агнцев» иначе называется автором «белым причастием». А белый цвет — это символ света, славы и чистоты праздника. Он связан с радостью и праздничностью. Однако в то же время белый цвет имеет негативный символический аспект, в первую очередь связанный со смертью.

В «Бильярде в половине десятого» большинство «агнцев» не способны спастись в мире «буйволов». Те же, кто случайно уцелел, вынуждены играть роль или носить маску. Одной из принявших причастие «агнцев» героинь романа является жена Генриха Фемеля Иоганна. Во время войны, получая из аббатства мед, масло и хлеб, она раздавала их незнакомым людям на улицах, в то время как ее собственные дети голодали. Объясняя свой поступок, она говорила, что хотела, чтобы дети «почувствовали вкус правды на своих губах». К «агнцам» также принадлежат погибшая Эдит, её брат Шрелла и работающий в гостинице мальчик Гуго. Все они чисты душой, бескорыстны и неподвластны соблазнам.

Но у всех героев произведений Генриха Белля есть нравственный выбор, и многие из них принимают не «причастие агнца», а «причастие буйвола». Такое название не случайно. Буйвол ассоциируется с расистской, антигуманистической пропагандой древнегерманского языческого культа, так как буйволова морда — это знак старшего бога древних германцев Вотана. Одной из характеристик царства «буйволов» является то, что им дано побеждать правду. Торжество сил зла неизбежно, потому что в основе мира, по мнению Генриха Бёлля, возникло некое злое состояние, и в какой-то апокалиптический период времени эти силы торжествуют. Однако в книге Апокалипсиса сказано, что «поклонятся ему (Зверю — прим.) все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира». То есть прошедшие «причастие агнца» останутся, а люди, принявшие царство зверя, погибнут среди развалин.

Причастие буйвола что это

Отличие агнцев и буйволов ярко проявляется в мотиве игры. Само состязание – игра в лапту – описано в «Бильярде в половине десятого» только один раз, но и тогда спортивная игра является лишь фоном для диалога между врагами. В остальных случаях состязание упоминается только в связи с «буйволами», когда важно подчеркнуть их сходство с зверями. Отказавшись от законов, данных Богом, они оставили себе законы и инстинкты животного мира. Для «буйволов» игра — это способ уйти от вечности, от законов Господа, ради получения земных благ. Игры буйволов проникнуты серьезностью и полностью лишены смеха, который для «пастырей» и «агнцев» является животворящим началом.

В мире, где правят «буйволы», ценность настоящей культуры, как и ценность человеческой жизни, минимальна. Одним из лейтмотивов в «Бильярде в половине десятого» являются римские детские гробницы. Они являются средством привлечения туристов, экскурсоводы сочиняют максимально трогательные тексты, но за каменными плитами нет настоящих могил. Такие ложные сакральные пространства притягивают к себе чаще всего молодежь, то есть тех, для кого настает время выбрать свое причастие. В то же время от погибших «агнцев» в текстах Белля чаще всего не остается даже могильных плит. Памятником невинноубиенным остаются места, где их пытали буйволы.

Для характеристики пространства «буйволов» в «Бильярде в половине десятого» используется прием, который можно назвать «парадоксальным списком». Это перечисление в рамках одного предложения реалий, относящихся к разным, часто взаимоисключающим рядам. Так, Гуго рассказывает Роберту: «…и когда они подбегали ко мне, я уже издали чуял, чем их сегодня кормили: картофелем с подливкой, жарким или капустой со шпигом; они били меня, и я думал, ради чего умер Христос, какая польза от того, что они каждое утро читают молитву, каждое воскресенье причащаются и вешают большие распятия в кухне над столом, за которым едят картофель с подливкой, жаркое или капусту со шпигом? Никакой! К чему все это, если они каждый день подстерегают меня и бьют?» Мир буйволов определяется здесь через ряд атрибутов, которые подчеркнуто, вплоть до гротеска, сращены с гастрономическими. Один из этих атрибутов – это оформленная пышной обрядностью религиозность, являющаяся предметом их гордости и одним из важнейших компонентов самоидентификации. Это также и связь с прошлым, с родом через «могилы предков». С «буйволами» в романах Генриха Белля связано все нарочито традиционное и серьезное: «образцовый» дом, «образцовое» выполнение функций всех членов семьи, ритуальное выполнение всех внешних правил тенниса и бильярда. Они охотно играют роль «настоящих», это помогает им как скрыть свою сущность, так и вытеснить из своего пространства чужаков под предлогом «ненастоящих», «нетаких». Но для «буйволов» в первую очередь важна именно внешняя сторона культа, что неприемлемо для христианства как такового, особенно в глазах агнцев и пастырей.

Некоторым героям романов Белля еще только предстоит сделать свой выбор. Так, на решение внуков Генриха Фемеля не может повлиять голос крови, поэтому Шрелла замечает Роберту: «Ты еще не знаешь, что однажды будет с Иосифом и Рут, какое причастие примут они».

Проблема выбора причастия стоит и перед героиней романа Бёлля «Женщины у берега Рейна». После смерти Дмитрия Элизабет Блаукремер добровольно принимает причастие «буйвола». Какое-то время роль, которую она играет среди буйволов, кажется ей сносной, однако с появлением Плича она пытается сменить роль. Но, как было отмечено выше, игровое пространство в романах Белля замкнуто, поэтому героине не удается выйти из него и в итоге она погибает.

Источник

Причастие буйвола. Генрих Бёлль. Бильярд в половине десятого

Причастие буйвола что это

Семье Фемель посчатливилось выжить в годы войны. Но потери были. Несколько детей старый Генрих и его жена Иоганна потеряли во младенчестве. Саму Иоганну позже пришлось объявить сумасшедшей и поселить в психбольнице – это было единственным средством спастись от нацистов. Сын Отто, которого в семье никто не понимал и даже побаивался, погиб под Киевом. Сын Роберт выжил, но оказался пленником тяжкого прошлого, от которого так и не смог освободиться. Сейчас он держит контору, где его сотрудники, живущие в других городах, дистанционно выполняют статические расчеты для архитектурных построек. Он ни с кем не хочет видеться, и каждый день с половины десятого до одиннадцати проводит в отеле «Принц Генрих», где играет в бильярд и рассказывает мальчику по имени Гуго о себе. Ни ушедшей жене, ни детям – лишь постороннему мальчику он может поведать о своей жизни. Мир после войны у Бёлля иногда открывает демонические черты. Герои могут рассматривать витрину кафе, за которой сидят члены профсоюза, и буквально видеть на их лбах маленькие рожки. Всюду слышен аромат порока: «здесь священнодействовали, но имя божества нельзя было произносить вслух». Первые жертвы нацистов, подростки Роберт Фемель и Шрелла, просто не понимают, зачем был нужен Христос и какова была его роль. Да, можно читать молитвы и причащаться, как это, собственно, все и продолжают делать, но что это меняет для людей, которых избивают такие же юные нацисты? В 1930-е годы принять «причастие агнца» и встать на сторону христианства означало подвиг. Ведь это причастие не помогало выжить. То ли дело нацисты и их «причастие буйвола», которое реально могло накормить людей.

Казалось бы, немцев и их стремление к господству легко объяснить унижениями Первой мировой войны. Вот с чем они остались в 1918 году: «Плитка шоколада стоила триллион, потом конфета стоила два триллиона, пушка стоила столько же, сколько полбуханки хлеба, лошадь – столько же, сколько яблоко, цены все росли, а потом у людей не оставалось ни гроша, чтобы купить самый дешевый кусок мыла».

Но национал-социализм оказался провалом. Тяжелее всего пришлом выжившим жертвам. Тем, кто постарадал еще в 1930-х, даже в конце 1950-х по-прежнему кажется, будто нацистские палачи живы и здравствуют. Эти жертвы готовы принять то, что старые люди остались в Германии, все эти служители буйвола, готовые разорвать несогласных. Но они не могут понять, почему не появилось новых людей. Где новое поколение, освобожденное от милитаристской идеологии? Это, пожалуй, самое важное наблюдение Бёлля в «Бильярде». Поражение привело к страданиям, но не привело к рождению новой нации.

Источник

Краткое содержание Бильярд в половине десятого (Генрих Бёлль)

Бильярд в половине десятого

6 сентября 1958 г. В этот день одному из главных героев романа, архитектору Генриху Фемелю, исполняется восемьдесят лет. Юбилей — хороший повод для того, чтобы оценить прожитую жизнь. Более пятидесяти лет назад он появился в этом городе, едва ли не в последний момент подал на конкурс свой проект возведения аббатства Святого Антония и — безвестный чужак — победил остальных претендентов. С первых же шагов в незнакомом городе Генрих Фемель хорошо представляет себе будущую жизнь: женитьба на девушке из какого-нибудь знатного семейства, много детей — пять, шесть, семь, — множество внуков, «пятью семь, шестью семь, семью семь»; он видит себя во главе рода, видит дни рождения, свадьбы, серебряные свадьбы, крестины, младенцев-правнуков… Жизнь обманывает ожидания Генриха Фемеля. Тех, кто собирается на его восьмидесятилетие, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это сам старик, его сын Роберт Фемель, внуки — Иозеф и Рут, и приглашённая Генрихом секретарша Роберта Леонора, Второй сын, Отто, ещё в юности сделался чужд своей семье, примкнув к тем, кто принял «причастие буйвола» (так в романе обозначена принадлежность к кругам немецкого общества, заражённым идеями агрессии, насилия, шовинизма, готовым утопить мир в крови), ушёл воевать и погиб.

Продолжение после рекламы:

Жена Генриха Фемеля содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти. (Хотя Генрих Фемель, перестав лукавить перед собой, сознаётся, что согласен и всегда был согласен с мыслями и высказываниями жены, но не имел мужества открыто заявить об этом.)

Роберт Фемель ещё гимназистом даёт клятву не принимать «причастие буйвола» и не изменяет ей. В юности он вместе с группой сверстников вступает в борьбу с фашизмом (олицетворением фашизма для них служит учитель физкультуры Бен Уэкс, за покушение на которого один из подростков, Ферди Прогульски, расплачивается жизнью) и вынужден, жестоко избитый бичами из колючей проволоки, бежать из страны. Через несколько лет амнистированный Роберт возвращается в Германию к родителям, жене Эдит и родившемуся без него Иозефу. Он служит в армии, но его служба оборачивается местью за погибших друзей. Роберт подрывник, он «обеспечивает сектор обстрела» и без сожаления уничтожает архитектурные памятники, в числе которых построенное отцом аббатство Святого Антония, взорванное им без особой надобности за три дня до конца войны. («Я отдал бы двести аббатств за то, чтобы вернуть Эдит, Отто или незнакомого мальчика…» — вторит ему и Генрих Фемель.) Жена Роберта, Эдит, погибает при бомбёжке. После войны Роберт возглавляет «контору по статическим расчётам», на него работают всего три архитектора, которым Леонора рассылает немногочисленные заказы. Он обрекает себя на добровольное затворничество: на красной карточке, которую Роберт когда-то давно дал Леоноре, значится: «Я всегда рад видеть мать, отца, дочь, сына и господина Шреллу, но больше я никого не принимаю». По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле «Принц Генрих» в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.

Брифли существует благодаря рекламе:

Шрелла — друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.

Роберт Фемель в этот день демонстрирует своему бывшему однокашнику, Нетглингеру, приверженцу «буйволов», что прошлое не забыто и не прощено. В этот же день он усыновляет «агнца» Гуго, берет на себя ответственность за него.

Иоганна Фемель, которую по случаю семейного празднества отпускают из лечебницы, тоже совершает решительный шаг — она стреляет из давно заготовленного пистолета в министра, господина М. (у которого «морда, как у буйвола»), стреляет как в будущего убийцу своего внука.

Подведены итоги прошедшей жизни. И для собравшихся в мастерской старого архитектора (здесь, кроме хозяина, Роберт с новообретённым сыном Гуго, Шрелла, Иозеф с невестой, Рут и Леонора) начинается новый день, 7 сентября.

«Бильярд в половине десятого» краткое содержание

«Бильярд в половине десятого» краткое содержание

«Бильярд в половине десятого»
— роман Генриха Бёлля, опубликованный в 1959 году.

Формально действие романа происходит в течение одного дня — 6 сентября 1958 года, однако, используя воспоминания героев, повествование захватывает и события прошедших лет. В центре его история семьи Фемель с конца 19 века и до 1958 года. Она отражает отвращение Бёлля к периоду нацизма, как и к войне в целом.

Семья Фемелей включает три поколения архитекторов: Генриха Фемеля, его сына Роберта Фемеля и Йозефа, сына Роберта.

Леонора, секретарша Роберта Фемеля, описывает Роберта, а также мелкие радости своей заурядной повседневной жизни. Роберт дотошный во всем, что он делает. В офис прибывает старый друг Роберта, но Леонора отсылает его в отель «Принц Генрих», где Роберт проводит каждый день с половины десятого до одиннадцати. Человека, разыскивающего Фемеля, звали Неттлингер. Явившись в отель, он требует отвести его к Роберту, игравшему в бильярдной. Однако работник отеля Йохен, который был в этот момент за стойкой портье, не допускает этого, руководствуясь желанием Фемеля.

Наверху, в бильярдной, Роберт рассказывает Гуго, бою из отеля, о своей жизни, и читатель узнает, что Неттлингер был одним из полицаев. Роберт и его друг Шрелла, которые вместе с Неттлингером были одноклассниками, составляли оппозицию нацистам, они не собирались принимать «причастие буйвола». Шрелла исчезает после избиения Неттлингером и учителем гимнастики Бэном Уэксом, также полицаем. Неттлингер и Уэкс не только избивали Шреллу и Роберта, но и развратили его родного брата, Отто, который погиб в бою под Киевом в 1942 году. Его мать, Иоганна Кильб, попала в клинику для душевнобольных, её объявили сумасшедшей, чтобы защитить от преследования полицаев. Сегодня Генриху исполнилось 80 лет. Генрих и Роберт встречаются в баре после того, как навестили Иоганну в лечебнице, сидя и разговаривая первый раз за многие годы. Тем временем, Шрелла вернулся в Германию.

Популярные сегодня пересказы

6 сентября 1958 г. В этот день одному из главных героев романа, архитектору Генриху Фемелю, исполняется восемьдесят лет. Юбилей — хороший повод для того, чтобы оценить прожитую жизнь. Более пятидесяти лет назад он появился в этом городе, едва ли не в последний момент подал на конкурс свой проект возведения аббатства Святого Антония и — безвестный чужак — победил остальных претендентов. С первых же шагов в незнакомом городе Генрих Фемель хорошо представляет себе будущую жизнь: женитьба на девушке из какого-нибудь знатного семейства, много детей — пять, шесть, семь, — множество внуков, «пятью семь, шестью семь, семью семь»; он видит себя во главе рода, видит дни рождения, свадьбы, серебряные свадьбы, крестины, младенцев-правнуков… Жизнь обманывает ожидания Генриха Фемеля. Тех, кто собирается на его восьмидесятилетие, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это сам старик, его сын Роберт Фемель, внуки — Иозеф и Рут, и приглашенная Генрихом секретарша Роберта Леонора, Второй сын, Отто, ещё в юности сделался чужд своей семье, примкнув к тем, кто принял «причастие буйвола» (так в романе обозначена принадлежность к кругам немецкого общества, зараженным идеями агрессии, насилия, шовинизма, готовым утопить мир в крови), ушел воевать и погиб.

Жена Генриха Фемеля содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти. (Хотя Генрих Фемель, перестав лукавить перед собой, сознается, что согласен и всегда был согласен с мыслями и высказываниями жены, но не имел мужества открыто заявить об этом.)

Роберт Фемель ещё гимназистом дает клятву не принимать «причастие буйвола» и не изменяет ей. В юности он вместе с группой сверстников вступает в борьбу с фашизмом (олицетворением фашизма для них служит учитель физкультуры Бен Уэкс, за покушение на которого один из подростков, Ферди Прогульски, расплачивается жизнью) и вынужден, жестоко избитый бичами из колючей проволоки, бежать из страны. Через несколько лет амнистированный Роберт возвращается в Германию к родителям, жене Эдит и родившемуся без него Иозефу. Он служит в армии, но его служба оборачивается местью за погибших друзей. Роберт подрывник, он «обеспечивает сектор обстрела» и без сожаления уничтожает архитектурные памятники, в числе которых построенное отцом аббатство Святого Антония, взорванное им без особой надобности за три дня до конца войны. («Я отдал бы двести аббатств за то, чтобы вернуть Эдит, Отто или незнакомого мальчика…» — вторит ему и Генрих Фемель.) Жена Роберта, Эдит, погибает при бомбежке. После войны Роберт возглавляет «контору по статическим расчетам», на него работают всего три архитектора, которым Леонора рассылает немногочисленные заказы. Он обрекает себя на добровольное затворничество: на красной карточке, которую Роберт когда-то давно дал Леоноре, значится: «Я всегда рад видеть мать, отца, дочь, сына и господина Шреллу, но больше я никого не принимаю». По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле «Принц Генрих» в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.

Шрелла — друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.

Роберт Фемель в этот день демонстрирует своему бывшему однокашнику, Нетглингеру, приверженцу «буйволов», что прошлое не забыто и не прощено. В этот же день он усыновляет «агнца» Гуго, берет на себя ответственность за него.

Иоганна Фемель, которую по случаю семейного празднества отпускают из лечебницы, тоже совершает решительный шаг — она стреляет из давно заготовленного пистолета в министра, господина М. (у которого «морда, как у буйвола»), стреляет как в будущего убийцу своего внука.

Подведены итоги прошедшей жизни. И для собравшихся в мастерской старого архитектора (здесь, кроме хозяина, Роберт с новообретенным сыном Гуго, Шрелла, Иозеф с невестой, Рут и Леонора) начинается новый день, 7 сентября.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *