Прибыль что это значит
Прибыль
Определение
Прибыль – это разница между выручкой (доходом) и затратами (расходом). Прибыль является ключевой мерой финансовой эффективности предпринимательской деятельности.
В бухгалтерской отчетности (Отчет о прибылях и убытках) выделяют следующие показатели прибыли:
От чего зависит прибыль
Если рассматривать прибыль как бухгалтерский показатель, то прибыль определяется разницей между поступлениями от продажи продукции и затратами на ее производство. Получение прибыли – главная цель, по определению, любой коммерческой деятельности. В экономическом смысле прибыль, которую получает предприниматель, напрямую зависит от риска. Чем выше предпринимательский риск, тем выше прибыль.
На прибыль влияют не только финансовые факторы (стоимость сырья или эффективность производства), но и рыночные. Например, предприятие может получить больше прибыли, если оно монополист на рынке и может диктовать покупателям свои (завышенные) цены на продукцию.
Анализ прибыли
Общий анализ прибыли можно выполнить по данным бухгалтерской отчетности – Отчета о прибылях и убытках (например, автоматически, используя специальную программу). В частности, анализируется изменение прибыли (анализ в динамике), а также коэффициенты рентабельности. Для анализа прибыли используются два вида коэффициентов. В первом прибыль сравнивается с другим «оборотным» показателем – выручкой или себестоимостью (например, рентабельность продаж). Во втором – прибыль рассчитывается в отношении к стоимости активов или капитала, участвовавших в ее создание (например, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала).
Для более глубокого анализа факторов, повлиявших на финансовый результат, используют как данные бухгалтерского учета (включая данные о себестоимости в разрезе статей, элементов), так и внешние данные (например, падение спроса, ухудшение экономической ситуации в стране).
Налогообложение прибыли
Наряду с добавленной стоимостью, которая облагается НДС, основным объектом обложения для коммерческих организаций является прибыль. При этом налог на прибыль является прямым налогом, его уплачивает предприятие из собственных средств, в то время как НДС – косвенный налог, его уплачивают за счет средств покупателя.
В настоящее время ставка налога на прибыль в Российской Федерации составляет 20% (при этом для некоторых видов деятельности установлена повышенная ставка налога). Также существуют специальные налоговые режимы (например, упрощенная система налогообложения), где прибыль (доходы за минусом определенных расходов) облагается по более низкой ставке.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Разница между выручкой, прибылью и доходом. Объясняем доступным языком
Выручка, прибыль и доход – на первый взгляд кажется, что разбираться в этих терминах нужно только владельцам предприятий и еще, может быть, бухгалтерам. Но на самом деле простым обывателям тоже не повредит понимание основных экономических категорий. Возможно, в дальнейшем кто-то решит открыть свое дело, а это невозможно без минимальной финансовой грамотности.
💸 Что такое выручка
Выручка – это объем денежных средств, полученных от реализации товаров, услуг или работ. Выручка учитывается двумя способами:
Денежные поступления, ошибочно принимаемые за выручку
Главное заблуждение – считать выручкой абсолютно все средства, приходящие в кассы торговых точек и на расчетные счета компании. Но ведь на счетах аккумулируется множество других поступлений, при этом никак не являющихся выручкой.
Чаще всего за выручку ошибочно принимают:
Иногда выручку также называют оборотом компании – и ошибки в этом нет. При этом термин «оборот» чаще используется при безналичных оборотах предприятия, то есть когда денежные средства поступают напрямую на расчетный счет.
💰 Что такое прибыль
Прибыль – это превышение всех доходов компании над ее затратами. Грубо говоря, прибылью будет разница между деньгами, полученными за продажу товаров или услуг, и деньгами, потраченными на производство этих товаров и услуг.
Прибыль делится на валовую и чистую.
Валовая прибыль. Как рассчитывается
Валовая прибыль – это суммированные доходы от деятельности компании, от которых отняли затраты, связанные с этой деятельностью. Проще говоря, это разница между выручкой и издержками (расходами) по проданным товарам или услугам. Валовая прибыль показывает, сколько компания заработала и сколько может вложить в свое развитие.
Она рассчитывается по формуле:
Рассмотрим, что такое валовая прибыль на самом простом примере. Компания занимается пошивом одежды. Вложив в производство 300 000 рублей, она заработала 700 000 рублей. Валовая прибыль здесь будет равняться 400 000 рублей. С этих денег компания должна будет оплатить налоги и часть средств потратить на свои нужды (выплатить займы, заказать рекламу и т. д.).
Валовая прибыль – это промежуточный показатель, который нужен, чтобы проанализировать объем промежуточных средств компании и составить стратегию своих трат. Может быть, по показателям валовой прибыли разумнее будет отказаться от каких-то необязательных трат, а подзаработать еще.
Показатели валовой прибыли часто берутся в расчет банками при оценке кредитоспособности компании. Также данные показатели важны при сравнении эффективности различных предприятий.
Более мелкие компании считают валовую прибыль раз в год, а крупные – ежемесячно или ежеквартально.
Чистая прибыль. Как рассчитывается
Чистая прибыль – это часть выручки, которая остается после вычета всех налогов, коммунальных платежей, производственных, операционных и иных затрат.
Есть несколько формул расчета чистой прибыли. Одной из наиболее популярных является следующая:
Расчет чистой прибыли необходим для понимания итоговой эффективности работы компании. В дальнейшем каждое предприятие самостоятельно решает, как распределить чистую прибыль, поскольку этот момент никак не регламентирован законодательно. Главное, чтобы свободные деньги были пущены на покрытие нужд, не противоречащих букве закона.
Например, чистая прибыль, особенно в крупных компаниях, может быть использована для создания резервного фонда, увеличения уставного фонда или выплаты дивидендов руководству.
Также чистая прибыль напрямую влияет на кредитный рейтинг, поскольку является важнейшим аспектом при экономическом анализе. Высокая чистая прибыль говорит об инвестиционной привлекательности компании и хорошем спросе на ее продукцию. Если же наблюдается снижение чистой прибыли, это сигнализирует о возможных негативных изменениях внутри предприятия и обесценивании его финансовых средств.
На размер чистой прибыли влияет множество факторов, которые можно разделить на две группы:
💶 Что такое доход
Доход похож на выручку, но отличается от нее тем, что это более широкое понятие. Если выручка ограничена финансовыми поступлениями от реализации товаров или оказанных услуг, то доход включает в себя все прочие поступления, с помощью которых увеличивается капитал компании.
Например, доходами будут считаться деньги от сдачи в аренду свободных площадей компании или неиспользуемого торгового оборудования, штрафы поставщиков за нарушения условий договоров и т. п. Одним словом, доход включает в себя выручку и все остальные приходящие средства, которые чистой выручкой не являются.
Соответственно, в зависимости от размеров компании и специфики ее работы, доход может быть равен выручке или превышать ее, но никогда не может быть меньше ее.
Что такое прибыль, отличия от дохода и выручки.
На практике часто смешивают такие сходные по смыслу понятия, как прибыль, выручка и доход. Однако в экономической теории и бухгалтерском учёте эти термины имеют совершенно разное значение. Из данной статьи вы узнаете о том, что представляют собой эти смежные категории и как отличить их друг от друга.
Что такое прибыль
Данная категория является одной из ключевых в экономической теории, поскольку характеризует результативность работы экономического субъекта. Это конечная цель деятельности любого коммерческого предприятия.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении). В случае, если результат отрицателен, его называют убытком.
Под прибылью подразумевается показатель, полученный в результате вычета из общей суммы дохода, поступившего за определённый период, величины понесённых за этот же период расходов. Он рассчитывается по следующей формуле:
Даже большой доход не гарантирует предпринимателю получение прибыли, поскольку при сопоставимом размере расходов она может быть равной нулю или вовсе стать отрицательной величиной.
Задача любой коммерческой организации, это работать над увеличением прибыли.
Накопления в быту формируются именно из суммы полученной прибыли. Она является основой бюджета всех экономических субъектов начиная от предприятия и заканчивая административно-территориальными образованиями и государством в целом.
В экономической теории выделяют следующие источники прибыли:
Разновидности прибыли
Экономической наукой разработано множество классификаций данного понятия. Так, выделяют следующие виды прибыли:
Кроме того, для целей оценки финансовых результатов деятельности фирмы, различают следующие разновидности прибыли:
В зарубежной экономике можно встретить такое понятие, как EBIT (EBITDA) – так называемая очищенная прибыль, величина которой рассчитывается до уплаты налогов, сборов и процентных отчислений. Показатель используется для анализа хозяйственной деятельности предприятий в случае, если объекты сравнения являются резидентами разных стран с различным налоговым режимом. В нашей стране для целей бухучёта данное понятие не применяется.
Экономическая роль и функции прибыли
Для отдельного предприятия данная категория имеет следующее значение:
Для государства прибыль является источником:
Выделяют следующие функции прибыли:
Понятие нормы прибыли
Данная характеристика является одной из основополагающих в экономике. Она рассчитывается как процентное отношение массы прибавочной стоимости к сумме авансированного (постоянного и переменного) капитала.
Для вычисления нормы прибыли используется формула:
m – прибавочная стоимость;
c – постоянный капитал;
v – переменный капитал.
Этот показатель определяет продажную стоимость производимой продукции. Он зависит от ряда факторов, среди которых выделяют рыночные и производственные. К первым относятся:
Внутрипроизводственными факторами являются:
Что такое точка окупаемости
Это тот объём продаж, при котором производство не является ни прибыльным, ни убыточным. Рассчитать данный показатель можно, зная величину постоянных производственных затрат и норму прибыли. Повышение значения нормы прибыли приведёт к тому, что изменение уровня продаж будет оказывать большее влияние на сумму прибыли.
Рентабельность производства продукции по видам
В современном бизнесе, функционирующем более чем в одном направлении, производственные издержки распределяются на несколько разновидностей товаров или услуг. В этой связи вычисление прибыльности отдельной ветви производства представляется довольно затруднительным. Для целей бухгалтерского учёта компании определяется доля затрат, которая приходится на выпуск той или иной продукции, однако этот показатель может быть рассчитан лишь приблизительно. Поэтому речь идёт не о реальных издержках на производство товара, а так называемых распределённых затратах. Данная величина, зачастую неточная, служит основанием для решения вопроса о продолжении либо прекращении выпуска определённой продукции.
Рентабельность производства по отдельным потребителям
Как правило, у каждого предприятия есть клиенты, на долю которых выпадает приобретение пяти и более процентов выпускаемой им продукции. Такие покупатели зачастую требуют более внимательного обслуживания по сравнению с обычными клиентами, а также предоставления специальных скидок, что ведёт к возникновению дополнительных издержек. В этой связи для каждого подобного потребителя необходимо отдельно рассчитывать показатель нормы прибыли.
Риски, возникающие при установлении сниженных цен
Снижение цен менее определённого уровня может не только не увеличить рентабельность производства, но и, напротив, негативно повлиять на неё.
Предприятие, имеющее нереализованный в полном объёме производственный потенциал, может пойти на критическое уменьшение продажной цены выпускаемой продукции в расчёте на то, что это даст определённую прибыль. Однако такое решение таит в себе ряд опасностей:
Если же уменьшение рентабельности производства для повышения уровня загрузки производства оправдано, то необходимо:
Сметная прибыль
Эта разновидность прибыли определяется как разница между доходами фирмы и себестоимостью рабочего процесса (в том числе расходов на оплату труда, на улучшение и модернизацию производства и т. д.). Чаще всего это понятие используется в строительных предприятиях и при организации каких-либо строительных работ.
Сметная прибыль — это планируемая прибыль строительной организации, закладываемая ещё при проектировании в стоимость объекта.
Маржинальная прибыль
Данный показатель характеризует безубыточность бизнеса. Он определяется путём вычета переменных производственных издержек из сумм, полученных от продажи продукции (без учёта НДС).
Маржинальная прибыль, или маржинальный доход (англ. contribution margin), — разница между выручкой от реализации и переменными затратами.
Размер переменных издержек зависит от масштабов производства. К ним относятся затраты на покупку сырья, топлива и материалов, коммунальные платежи, зарплата сотрудников.
За счёт маржинальной прибыли компенсируются основные издержки предприятия. При высоком значении такого показателя он позволяет легко возместить постоянные расходы и получить большую чистую прибыль.
Значение данного термина определяют по-разному:
Показатель маржинальной прибыли можно увеличить различными способами: наращивать объёмы продаж, повысить торговую наценку на продукцию или использовать оба этих варианта сразу.
Маржинальный анализ
С помощью такого анализа определяют рентабельность производства того или иного вида продукции. Он помогает:
Как рассчитывается маржинальная прибыль
Данная прибыль вычисляется на единицу произведённого и проданного товара. Расчёт этого показателя позволяет определить прирост доходности с продажей каждой единицы продукции.
Рассчитывается по формуле: Маржинальная прибыль = Выручка от продаж – Переменные затраты.
Если сумма, полученная от реализации товаров, лишь покрывает расходы организации, не формируя прибыли, маржинальная прибыль считается тождественной постоянным затратам.
Факторы, влияющие на формирование прибыли
Величина данного показателя зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. К первым относятся обстоятельства, не зависящие от деятельности компании, а именно:
Внутренние факторы могут быть:
Что такое доход
Термин “доход” в экономической науке не равнозначен понятию “выручка”, хотя данные слова в быту зачастую используют как синонимы.
Под доходом понимают всю массу денежных средств, заработанных в результате предпринимательской деятельности компании. Это финансовый итог работы организации, сумма, на которую увеличивается её капитал.
Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
Положение о бухучёте “Доходы организаций”, содержит определение источников формирования доходов и их подробную классификацию.
Выручка подразумевает сумму, полученную от основной хозяйственной деятельности организации. Доход может иметь разнообразные источники возникновения, не связанные с основным направлением бизнеса (например, начисление процентов по вкладу).
Различия между выручкой и доходом сводятся к следующему:
Что такое выручка
Это заработок, получаемый организацией в результате своей основной хозяйственной деятельности. Данное понятие позволяет проанализировать эффективность бизнеса и используется только в предпринимательской среде.
Вы́ручка (также встречается как оборот и объём продаж) — полная сумма требований (в том числе неоплаченных), предъявленных предприятием или предпринимателем покупателям в результате реализации произведённой продукции, услуг, работ за определённый период. Выручка является одним из видов доходов компании.
Выручка может быть учтена разными способами:
Разновидности выручки
В экономической науке различают следующие виды выручки:
Основные различия между прибылью и доходом
Чтобы определить размер прибыли, требуется от полученного дохода отнять величину понесённых расходов. Таковыми могут быть:
Таким образом, прибыль – это остаток, полученный после вычета из суммы доходов всех понесённых расходов.
Обе этих величины являются прогнозируемыми путём учёта аналогичных показателей за предыдущие периоды, а также других факторов.
Различия между выручкой и прибылью
Размер выручки определяют посредством умножения продажной цены продукции на количество проданного товара. В свою очередь, чтобы рассчитать прибыль, из суммы выручки вычитают понесённые издержки.
Выручка | Прибыль |
Сумма всех поступлений | Бывает чистая или общая |
Может быть виртуальной (например, если клиентам предоставлена рассрочка) | Формируется после фактического получения и учета средств |
Чтобы рассчитать необходимо суммировать все средства, заработанные предприятием | Для расчета из заработанного вычитается потраченное |
Есть и иные отличия этих двух понятий. Так, выручка может не иметь реального отражения (например, если денежные средства за проданный товар ещё не поступили). Прибыль же определяется только после фактического поступления денег.
Выручка и прибыль: в чем разница?
Выручка — то, на какую сумму бизнес оказал услуг или продал товара, а прибыль — сколько у него осталось от выручки после всех расходов
Лариса Баневич
Читатель Павел спрашивает: «Планирую начать бизнес, читаю про налоги и понимаю, что не могу уловить разницу между прибылью и выручкой. Чем отличается выручка от прибыли?»
Выручка — это на какую сумму продали товара, а прибыль — это сколько остается после расходов
Что такое выручка. Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Если рекламное агентство в сентябре выполнило услуг на 1 000 000 ₽, то его месячная выручка — 1 000 000 ₽.
Что такое прибыль. Прибыль — это доход минус расход. В зависимости от того, какие именно расходы вычитают, выделяют несколько видов прибыли: маржинальная, валовая, операционная, чистая. Они нужны для финансового анализа, подробно мы их здесь касаться не будем.
Но конечный результат деятельности компании оценивается по чистой прибыли.
Чистая прибыль — это выручка минус вообще все расходы: административные затраты, себестоимость товара, зарплата, реклама, налоги, амортизация, проценты по кредитам.
Чистая прибыль бывает как положительной, так и отрицательной. Если расходов больше, чем выручки, прибыль отрицательная. Если выручки больше, чем расходов, — положительная.
Почему важно отличать выручку от прибыли. Когда бизнес продает товары или оказывает услуги, у него всегда есть выручка. Но не всегда есть прибыль.
Выручка и прибыль взаимосвязаны и важны, через их соотношение можно оценить, насколько хорошо работает бизнес — это показывает рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
ИП сдает в аренду нежилое помещение: какие налоги платить?
ИП платит страховые взносы, налоги с доходов в зависимости от выбранной системы налогообложения и в некоторых случаях — налог на имущество
Как оплачивать простой по вине работодателя?
Работодатель должен выплатить 2/3 среднего заработка работника за время простоя
Можно ли уменьшить стоимость патента, если изменились условия работы?
Да. Если изменились показатели, которые влияют на стоимость патента, можно сделать перерасчет цены патента
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Что такое прибыль. Виды и способы расчета
Что такое прибыль
Прибыль – показатель, определяющий финансовый успех бизнеса, цель предпринимательской деятельности. По этому понятию оценивается рентабельность бизнеса, его экономическая эффективность. Выручка и прибыль – явления смежные, но не равнозначные.
Внимание! Прибыль – разница между выручкой (финансовой выгодой) и расходами, необходимыми для ее получения.
В расходы включают все затраты, понесенные в процессе предпринимательской деятельности. Такие как: приобретение или производство товара, аренда помещения, коммунальные услуги, зарплата работникам, доставка и т.д.
Прибыль считается по формуле: Доход (Выручка) – Расходы (Затраты) = Прибыль.
Пример расчета: Александр Петров производит домашний сыр. За один месяц выручка от продажи его продукции составила 100 000 р. За это время израсходовано:
Сумма расходов составила: 30 000 + 5 000 + 5 000 + 20 000 + 10 000=70 000 р.
Прибыль составила: 10 0000 р. – 70 000р. = 30 000 р.
Функции и роль полученной прибыли
Основная функция прибыли – показатель экономического эффекта деятельности предприятия. Дополнительные функции:
Основная роль прибыли – показать результат работы экономического объекта в денежном выражении. Это маркер уровня качества, востребованности и успешности продвижения производимой продукции. Полученную прибыль распределяют на расширение производства, улучшение условий труда, поощрение сотрудников, повышение благосостояния владельцев.
Виды прибыли
Прибыль можно получать по-разному. В зависимости от условий формирования различают несколько видов данного понятия:
Кроме того, по конечному результату прибыль может быть:
В зависимости от способов получения прибыль делится на:
По периодичность поступления прибыль бывает:
Для того, чтобы разобраться в основных разновидностях прибыли, стоит рассмотреть их подробнее.
Валовая прибыль
Валовая прибыль (ВП) – остаток между доходом от продаж товара и себестоимостью этого товара. ВП считается до погашения долговых и налоговых обязательств. На показатель влияют факторы, зависящие и независящие от действий руководства и коллектива:
Внимание! Формула расчета валовой прибыли: ВП = ЧП – С.
Где С – себестоимость единицы товара, а ЧП – чистая прибыль за вычетом расходов на возврат товара и скидки на продукцию.
Общее значение выручки
Выручка показывает, сколько средств компания заработала за определенный период времени. Если показатель растет из года в год, значит, компания успешно развивается. Если размер выручки уменьшается, необходимо что-то менять.
В общую выручку входит только доход от реализации продукции. Если предприятие инвестирует часть прибыли или сдает в аренду офис, доходы от этих действий не включаются в значение выручки.
Что такое валовая выручка
Валовая выручка – итог финансовой деятельность предприятия или компании. В показатель включаются доходы от любого вида коммерческой деятельности, от продажи произведенного продукта и любых услуг. Посчитаем ВП компании, имеющей основой и дополнительные источники дохода.
Пример расчета: Предприятие производит и продает футболки с оригинальными надписями. Стоимость товара – 500 р. Расходы на производство:
Доходы предприятия (валовая выручка) формируются из нескольких источников:
Потраченная сумма: 100 000+10 000+1 000 000+50 000+40 000=1 200 000 р.
Полученная сумма: 1 000 000+300 000+200 000=1 500 000 р.
ВП = 1 500 000-1 200 000=300 000 р.
Анализ расходов и доходов показал, что необходимо увеличить валовую прибыль. Возможно, придется уменьшить зарплатный фонд или более рационально использовать сумму, отданную под инвестиции.
Операционная прибыль
Операционная прибыль учитывает абсолютно все виды затрат, обеспечивающих деятельность предприятия, но отличающиеся на траты, составляющие себестоимость продукта. В том числе: амортизацию оборудования, ренту, незапланированные траты и другие виды расходов.
Где ВП – валовая прибыль, а ОР – операционные расходы. В операционные расходы включаются коммерческие и управленческие траты.
Пример расчета:
Компания покупает мелкую бытовую технику у производителя и продает в магазине, находящемся в торговом центре. За отчетный период было куплено товара на 150 000 р. Выручка с продаж составила 300 000 р.
Траты на деятельность магазина составили:
Операционная прибыль = 300 000 – 150 000 – 25 000 – 50 000 – 2 000 – 3 000.
Итого ОП = 70 000 р.
Чистая прибыль. Как рассчитать
В определение чистой прибыли (ЧП) включается дополнительный параметр – обязательные платежи, включающие налоговые и другие выплаты.
Внимание! Формула для расчета чистой прибыли. ЧП = ВД (валовый доход) – Р (явные расходы, включающие налоговые и долговые обязательства).
Пример расчета:
Предприниматель Кузнецова продает свежую выпечку. Стоимость булочки – 20 р., себестоимость – 10 р. Остальные расходы составляют 3 р. на булочку. Для того, чтобы подсчитать чистую прибыль с продажи 1 кондитерского изделия, необходимо суммировать расходы 10 + 3 = 13 р. и вычесть их из дохода. 20 – 13 = 7 р.
Если за год ИП реализует 50 000 булочек, ЧП составит: 50 000 * 7 = 350 000 р.
Норма предельной прибыли
Чтобы определить, когда компания выйдет на точку безубыточности, необходимо рассчитать норму предельной прибыли (НПП). Показатель НПП помогает понять, какой тип издержек необходимо уменьшить, чтобы повысить эффективность бизнеса.
НПП – это прибыль с учетом всех видов издержек.
Внимание! Расчет НПП возможен по формуле: В – ПИ/В*100%. Где В – выручка от реализации, ПИ – переменные издержки.
Показатель нормы предельной прибыли выражается в процентах и означает часть прибыли, которая остается от выручки за минусом переменных издержек.
Пример расчета:
Компания продала произведенный ею товар на сумму 5 000 000 р. Переменные издержки по проданной продукции составили половину выручки, т.е. 2 500 000 р.
НПП = (10 000 000 – 5 500 000)/10 000 000*100% = 4 500 000/10*100% = 45%
Высокий показатель нормы предельной прибыли не гарантирует высокую чистую прибыль, потому что на практике на маркеры прибыли влияют постоянные и переменные издержки.
В книге «Краткий курс MBA» Нил Томас и Барри Пирсон привели пример компании, которая была вынуждена производить продукцию с очень высоким уровнем издержек.
Крупная компания по производству электроники удочерила небольшую организацию, производящую электронные чипы. Были потрачены значительные суммы на производство и численность обученного персонала. На третий год работы НПП достигла 74%, при показателе переменных издержек – 24%. Но мощности предприятия не были задействованы полностью, постоянные издержки дошли до уровня 205% от выручки. Компания расходовала в 2,5 р. денег больше, чем зарабатывала. В следующем году поднялся спрос на изделия, в которых были задействованы чипы, произведенные компанией. Продажи выросли в 3 раза, появилась прибыль.
Знание НПП по каждому виду продукта/услуги позволяет увеличить прибыль следующими способами:
Важные составляющие грамотного управления прибылью:
Для более эффективного управления бизнесом необходимо подробно рассмотреть приведенные пункты.
Точка окупаемости и точка безубыточности
Точка безубыточности – момент, в который выручка от реализации товара равна затратам. Т. е. уровень продаж, при котором у компании нет ни убытка, ни прибыли. Для определения показателя необходимо иметь следующие сведения:
Точка окупаемости показывает, при получении каких доходов окупятся средства, вложенные в бизнес. Для расчета точки окупаемости нужно знать размер инвестиций, доходов и расходов за определенный календарный период. Например, за год.
Рентабельность товара или услуги
На практике расчет рентабельности производства определенного вида товаров/услуг производится с учетом допущений. Расчет может оказаться неточным из-за того, что деятельность работников или производственных мощностей относится к производству нескольких товаров или услуг. Для учета использую примерные данные, исходя из фактических или «распределенных» издержек.
Рентабельность по ключевым клиентам
По мере развития компании растет уровень концентрации клиентов. Проявляются крупные заказчики, приобретающие около 5% произведенной продукции. Постоянные покупатели более требовательны. Часто для их обслуживания требуются дополнительные издержки. Грамотное управление продажами предполагает расчет нормы предельной прибыли по каждому оптовому или постоянному клиенту.
Негативные последствия установления низких цен
При неудовлетворительном уровне продаж некоторые предприниматели снижают цены с целью привлечения покупателей. Но существенное снижение цены приводит не к повышению, а к резкому падению рентабельности бизнеса.
Последствия таких действий предпринимателей следующие:
Если производственные мощности простаивают, существует соблазн понизить цены. Т. е. повысить эффективность избыточных мощностей. В этом случае необходимо соблюсти несколько условий:
При несоблюдении условий существует опасность разрушения собственного бизнеса.
Прибыль до налогообложения и уплаты процентов
Прибыль до вычета налогов и процентов – важный показатель рентабельность бизнеса. Иллюстрирует прибыль, генерируемую компанией. Понятие является синонимом операционной прибыли. Игнорируя такие переменные, как структура капитала и налоговая нагрузка, индикатор показывает, на что способна компания. Соотношение прибыли до налогообложения к объему продаж варьируется в зависимости от сферы бизнеса. В строительном сегменте – 2-3%, в торговле продовольственными товарами – 4-5%. В компаниях, предоставляющих услуги населению, показатель может достигать 15%.
Средний показатель прибыли до уплаты процентов и налогов составляет около 10%.
Важно! При снижении валовой прибыли на несколько пунктов необходимо проверить процентное соотношение расходов и объема продаж. Если оно не изменилось, то падение приведет к снижению нормы прибыли.
При резком снижении уровня продаж необходимо частично компенсировать убытки, сократив накладные расходы.
Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль (МП) позволяет выяснить рентабельность производства, оценить, сможет ли «маржа» перекрыть издержки. В расчет включают такие переменные показатели, как:
Внимание! Формула расчета маржинальной прибыли: МП = Д(доходы) – ПР (переменные расходы).
Переменные расходы это траты, которые компания перестала бы совершать в случае приостановки деятельности. Они напрямую зависят от объема произведенного товара. Показатель общих расходов складывается из переменных и постоянных расходов. В расчете МП учитываются только переменные.
Пример расчета:
Предприятие по производству пластиковой тары выпускает емкости объемом 5 л. Стоимость пластиковой тары – 25 р. Переменные издержки на ее производство – 15 р. МП = 25 – 15 = 10 р.
Чем выше «маржа», тем быстрее возмещаются затраты, значит, предприятие является более рентабельным.
На практике встречаются другие варианты расшифровки определения:
Для увеличения маржинальной прибыли увеличивают объем продаж или величину наценки на товар.
Маржинальный анализ
С помощью маржинального анализа можно выяснить, какие товары/услуги наиболее рентабельны. Какие выгодно продвигать, а какие – нет.
Функции маржинального анализа:
МП считается по приведенной формуле отдельно по каждому виду продукции.
Нераспределенная прибыль
Если после получения выручки оплачены все расходы и необходимые платежи, а часть прибыли осталась, ее можно считать нераспределенной. Средства не тратят, а накапливают из года в год. Из прибыли, отложенной в прошлом году, платят дивиденды по акциям или облигациям предприятия.
Внимание! Нераспределенную прибыль рассчитывают по формуле: НП = ПНПП (прибыль с прошлых лет) + ЧП (чистая прибыль) – дивиденды, если они предусмотрены уставом организации.
Нераспределённая прибыль расходуется только на основании общего решения собственников.
Что такое балансовая прибыль
Балансовая прибыль (БП) – совокупная прибыль предприятия, имеющаяся на балансе за определенный промежуток времени. В ее составе – денежные суммы, сформированные благодаря производственным и иным мероприятиям.
Для определения балансовой прибыли необходимо иметь показатель операционной прибыли.
Внимание! Способ расчета балансовой прибыли: БП = ОП – проценты.
БП иллюстрирует эффективность управления предприятием и производственных решений.
Бухгалтерская и экономическая виды прибыли
Бухгалтерская и экономическая виды прибыли используются в бухгалтерских отчетах и анализе результативности компании. Рассмотрим каждый вид прибыли подробнее.
Бухгалтерская прибыль
Бухгалтерская прибыль – положительная разница между зафиксированными доходами и расходами предприятия или организации. Для расчета нужно знать величину доходов, фактически подтвержденную бухгалтерскими документами и сумму подтвержденных расходов.
Внимание! Формула, необходимая для расчета величины БП: БП = Д (доходы) – Р (расходы).
На основании бухгалтерской прибыли (БП) рассчитывается бухгалтерский баланс предприятия или организации.
Экономическая прибыль
Экономическая прибыль – значение чистой прибыли за вычетом неявных издержек (расходов). Неявные или косвенные расходы это траты, которые нельзя спрогнозировать. К ним относятся:
Внимание! Способ расчета: ЭП = ЧП (чистая прибыль) – НР (неявные расходы).
Чем меньше на предприятии непредвиденных расходов, тем больше размер экономической прибыли.
Справка! Размер экономической прибыли меньше или равен размеру чистой прибыли.
Рассмотрев суть понятия прибыли и ее разновидности, можно сделать вывод о том, что тот или иной способ расчета прибыли применяется для решения конкретных задач, стоящих перед экономическим объектом.