Прибыль что это такое простыми словами
Разница между выручкой, прибылью и доходом. Объясняем доступным языком
Выручка, прибыль и доход – на первый взгляд кажется, что разбираться в этих терминах нужно только владельцам предприятий и еще, может быть, бухгалтерам. Но на самом деле простым обывателям тоже не повредит понимание основных экономических категорий. Возможно, в дальнейшем кто-то решит открыть свое дело, а это невозможно без минимальной финансовой грамотности.
💸 Что такое выручка
Выручка – это объем денежных средств, полученных от реализации товаров, услуг или работ. Выручка учитывается двумя способами:
Денежные поступления, ошибочно принимаемые за выручку
Главное заблуждение – считать выручкой абсолютно все средства, приходящие в кассы торговых точек и на расчетные счета компании. Но ведь на счетах аккумулируется множество других поступлений, при этом никак не являющихся выручкой.
Чаще всего за выручку ошибочно принимают:
Иногда выручку также называют оборотом компании – и ошибки в этом нет. При этом термин «оборот» чаще используется при безналичных оборотах предприятия, то есть когда денежные средства поступают напрямую на расчетный счет.
💰 Что такое прибыль
Прибыль – это превышение всех доходов компании над ее затратами. Грубо говоря, прибылью будет разница между деньгами, полученными за продажу товаров или услуг, и деньгами, потраченными на производство этих товаров и услуг.
Прибыль делится на валовую и чистую.
Валовая прибыль. Как рассчитывается
Валовая прибыль – это суммированные доходы от деятельности компании, от которых отняли затраты, связанные с этой деятельностью. Проще говоря, это разница между выручкой и издержками (расходами) по проданным товарам или услугам. Валовая прибыль показывает, сколько компания заработала и сколько может вложить в свое развитие.
Она рассчитывается по формуле:
Рассмотрим, что такое валовая прибыль на самом простом примере. Компания занимается пошивом одежды. Вложив в производство 300 000 рублей, она заработала 700 000 рублей. Валовая прибыль здесь будет равняться 400 000 рублей. С этих денег компания должна будет оплатить налоги и часть средств потратить на свои нужды (выплатить займы, заказать рекламу и т. д.).
Валовая прибыль – это промежуточный показатель, который нужен, чтобы проанализировать объем промежуточных средств компании и составить стратегию своих трат. Может быть, по показателям валовой прибыли разумнее будет отказаться от каких-то необязательных трат, а подзаработать еще.
Показатели валовой прибыли часто берутся в расчет банками при оценке кредитоспособности компании. Также данные показатели важны при сравнении эффективности различных предприятий.
Более мелкие компании считают валовую прибыль раз в год, а крупные – ежемесячно или ежеквартально.
Чистая прибыль. Как рассчитывается
Чистая прибыль – это часть выручки, которая остается после вычета всех налогов, коммунальных платежей, производственных, операционных и иных затрат.
Есть несколько формул расчета чистой прибыли. Одной из наиболее популярных является следующая:
Расчет чистой прибыли необходим для понимания итоговой эффективности работы компании. В дальнейшем каждое предприятие самостоятельно решает, как распределить чистую прибыль, поскольку этот момент никак не регламентирован законодательно. Главное, чтобы свободные деньги были пущены на покрытие нужд, не противоречащих букве закона.
Например, чистая прибыль, особенно в крупных компаниях, может быть использована для создания резервного фонда, увеличения уставного фонда или выплаты дивидендов руководству.
Также чистая прибыль напрямую влияет на кредитный рейтинг, поскольку является важнейшим аспектом при экономическом анализе. Высокая чистая прибыль говорит об инвестиционной привлекательности компании и хорошем спросе на ее продукцию. Если же наблюдается снижение чистой прибыли, это сигнализирует о возможных негативных изменениях внутри предприятия и обесценивании его финансовых средств.
На размер чистой прибыли влияет множество факторов, которые можно разделить на две группы:
💶 Что такое доход
Доход похож на выручку, но отличается от нее тем, что это более широкое понятие. Если выручка ограничена финансовыми поступлениями от реализации товаров или оказанных услуг, то доход включает в себя все прочие поступления, с помощью которых увеличивается капитал компании.
Например, доходами будут считаться деньги от сдачи в аренду свободных площадей компании или неиспользуемого торгового оборудования, штрафы поставщиков за нарушения условий договоров и т. п. Одним словом, доход включает в себя выручку и все остальные приходящие средства, которые чистой выручкой не являются.
Соответственно, в зависимости от размеров компании и специфики ее работы, доход может быть равен выручке или превышать ее, но никогда не может быть меньше ее.
Что такое прибыль: виды, отличия от выручки и дохода, формулы расчета
Что такое прибыль в экономике простыми словами? Выручка, доход и прибыль – в чем разница и отличия? Как рассчитать чистую прибыль и как выглядит формула прибыли от продаж? Для чего нужно рассчитывать и оценивать прибыль компании? Какие факторы влияют на прибыль и как её увеличить? Все о прибыли в нашем материале.
Прибыль – это один из главных показателей эффективности компании. Получение или отсутствие прибыли характеризует деятельность фирмы как успешную или убыточную. Чем больше прибыли – тем лучше. Это значит, что предприятие отлично работает, окупает затраты и, сверх того, получивший прибыль предприниматель может распоряжаться «свободными» деньгами: направить их в дальнейшее развитие компании или потратить на личные нужды.
Чтобы определить прибыль, надо знать и уметь находить такие смежные показатели, как издержки (иначе расходы или затраты) и выручку (доход) компании. Люди часто не видят разницы между прибылью и выручкой. Кроме того, прибыль делится на виды: балансовую, чистую, налогооблагаемую и другие. В нашей статье мы разберемся в тонкостях этого важнейшего для каждого бизнесмена показателя.
Что такое прибыль и чем она отличается от выручки и дохода
Перед тем как объяснить что такое Прибыль нужно разграничить 2 понятия: выручку и прибыль.
В статье 249 Налогового кодекса РФ и комментариях к ней указано, что выручка – это поступления от реализации (продажи или иного возмездного отчуждения) товаров, услуг, имущества и имущественных прав, как собственных, так и приобретенных для перепродажи.
Предприниматель потратил на приобретение телефонов 10 * 12 000 = 120 000 рублей. Это ЗАТРАТЫ, которые представляют собой себестоимость продукции.
Теперь от выручки отнимем затраты: 200 000 – 120 000 = 80 000 рублей — такова ПРИБЫЛЬ, полученная Ивановым от операции по закупке и продаже телефонов.
Этот пример «на пальцах» помогает понять, как находят прибыль. Но есть нюансы. Прибыль классифицируется на разные виды и зависит от категорий затрат, налоговой нагрузки, других факторов. Об этом пойдет речь дальше.
Понятие «прибыль» характерно для предпринимательской деятельности. Этот показатель применяется в Гражданском Кодексе РФ, за его счет в статье 50 ГК РФ происходит подразделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.
Прибыль фигурирует в федеральных законах о деятельности производственных кооперативов, хозяйственных обществ, других субъектов предпринимательства, упоминается в законах о Центробанке РФ, о федеральном бюджете.
Точнее это понятие раскрывается в Налоговом Кодексе РФ. В статье 247 НК РФ сказано, что прибыль, полученная в результате деятельности налогоплательщика, является объектом для взимания налога на прибыль. Прибылью признаются полученные доходы, которые уменьшены на величину произведенных расходов. Что относится к расходам, определено в статьях 252-255 НК РФ, и подробно описано ниже.
Уточним: расходы фирмы, которые формируют прибыль и признаются в целях налогообложения, должны удовлетворять 3 принципам:
Какие бывают виды прибыли
Применяют два основных подхода к определению прибыли, находят:
- бухгалтерскую прибыль, экономическую прибыль.
Что такое бухгалтерская прибыль
Этот вид основывается на фактических данных бухгалтерского учета фирмы. Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия за конкретный период времени. Здесь берутся в расчет бухгалтерские (явные, или, иными словами, внешние) расходы компании.
- Бухгалтерская прибыль = Выручка – бухгалтерские (явные) расходы
К таким расходам относятся:
- зарплата персонала предприятия; средства, потраченные на оборудование, здания, сооружения, станки; амортизация основных средств; оплата транспортных расходов; расходы на оплату коммунальных услуг, электроэнергии; платежи поставщикам сырья, других материальных услуг; оплата посреднических, страховых, банковских услуг.
Экономическая прибыль предприятия
Отличие от бухгалтерской состоит в том, что в расходы дополнительно включаются альтернативные (неявные, или внутренние) затраты. Это такие издержки, при которых, предположительно, фирма смогла бы получить большую прибыль за счет собственных ресурсов.
При расчете этого вида прибыли учитываются те упущенные затраты, которые при более рациональном использовании имеющихся у фирмы ресурсов, принесли бы дополнительную выгоду.
Находят экономическую прибыль по следующей формуле:
- Экономическая прибыль = Выручка – (Внешние + Внутренние затраты)
Можно вести расчет и другим способом:
- Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль – внутренние (неявные) затраты
Найдем показатели прибыли:
Бухгалтерская прибыль будет равна: 300 000 – 200 000 = 100 000 рублей.
Если бы Петров сдавал помещение цеха в аренду, это приносило бы 40 тысяч рублей в месяц. Работая на заводе по основной специальности – мастером по наладке станочного оборудования – он мог бы получать ежемесячно 25 тысяч рублей. Это неявные выгоды, или внутренние издержки.
Таким образом, экономическая прибыль составляет: 300 000 – (200 000 + 40 000 + 25 000) = 35 000 тысяч рублей.
Из примера очевидно, что бухгалтерская прибыль в этом случае больше экономической. Это говорит о том, что предпринимательская деятельность ИП Петрова приносит больше выгод и преимуществ, чем отсутствие таковой.
Если предположить, что поднялись цены на сдачу цехового помещения в аренду с 40 до 80 тысяч рублей в месяц, и Петрову поступило предложение с прежней работы стать бригадиром мастеров по наладке оборудования с заработком 50 тысяч рублей, то экономическая прибыль составит: 300 000 – (200 + 80 + 50) = – 30 000 тысяч рублей.
Отрицательный показатель отражает нецелесообразность бизнеса, в этом случае Петрову стоило бы сдать помещение в аренду и пойти работать бригадиром на завод.
При отрицательной экономической прибыли рассматриваются варианты перепрофилирования или закрытия собственного дела.
Дополняет анализ бухгалтерской и экономической прибыли тесно связанный с ними показатель, который называется «нормальная прибыль». Этот вид прибыли используется в инвестиционной деятельности, для оценки эффективности вложений средств в конкретный бизнес.
Нормальная прибыль
О появлении нормальной прибыли говорят, когда экономическая равняется нулю. Такое равновесие достигается, когда совокупный доход компании равен общим издержкам.
В примере с ИП Петровым нормальная прибыль будет получена при количестве заказов на сумму 265 тысяч рублей, при этом величина экономической прибыли равна нулю, а расходы фирмы полностью соответствуют доходам. Все, что Петров заработал выше этого уровня, а это 300 тысяч – 265 тысяч = 35 тысяч рублей – является «сверхприбылью».
Какое значение это имеет для инвестора? Самое прямое. Достижение уровня нормальной прибыли характеризует бизнес, как достаточно привлекательный для вложения средств.
Если прибыль превышает нормальный показатель, значит инвестирование в него имеет смысл и выгодно для вкладчика.
Если прибыль меньше нормальной, инвестор теряет доход и может решить изъять средства из бизнеса и перенаправить в другое русло.
Дополнительная классификация прибыли организации
Существует и другая градация, основанная на включении в расчет различных поступлений и расходов компании. Разберем подробнее эту классификацию:
Валовая прибыль
Представляет собой показатель отдачи от производства или от продажи товаров, предоставления услуг и непосредственно связан с затратами на такие операции. При этом не берутся в учет расходы на управление и маркетинг, рекламу, сбыт продукции (коммерческие расходы). То есть валовая прибыль отражает поступления, возникшие в результате оборота товаров или производственного цикла выпуска изделий предприятия. Она чаще всего используется руководством предприятия при планировании предстоящей выручки и затрат. Расходы на производство не постоянны, они могут меняться, поэтому смету составляют на небольшой период, например, на финансовый год.
Валовая прибыль рассчитывается исходя из финансовых результатов, полученных предприятием, и отраженных в бухгалтерской отчетности, а именно в «Отчете о прибылях и убытках».
Ее определяют по такой формуле:
- Прибыль валовая = Выручка – Себестоимость
В состав выручки не включаются прочие поступления, например:
- продажа основных средств: оборудования, зданий, сооружений; от реализации ценных бумаг; безвозмездное получение имущества в результате дарения; выплаченные контрагентами штрафы или пени за нарушения договорных обязательств.
Бывают исключения, когда, допустим, продажа оборудования закреплена в учетной политике как один из основных видов деятельности, в этом случае подобные сделки будут участвовать в расчете валовой прибыли.
Себестоимость тоже находят только исходя из производственных затрат, либо тех, которые направлены на продажу товаров или оказание услуг.
Так, в производственной организации для расчета валовой прибыли к себестоимости относят следующие затраты:
- на сырье, материальные запасы, рабочий инструмент; топливно-энергетические расходы; на амортизацию и обслуживание станков и оборудования; на зарплату основного персонала, с учетом положенных отчислений в фонды: пенсионный, медицинского и соцстраха.
В торговой фирме себестоимость складывается из таких статей расходов:
- на приобретение товаров для последующей перепродажи; на зарплату сотрудников, с отчислениями в ПФР, ФСС, ФОМС; арендные платежи за съем торговых площадей, охрана.
Затраты | Сумма, тыс. руб. |
Материальные запасы, сырье | 175,0 |
Инвентарь | 15,0 |
Заработная плата с налогами и взносами | 110,0 |
Оплата труда стороннего бухгалтера | 24,0 |
Аренда торгового помещения и кондитерского цеха | 60,0 |
Амортизация оборудования | 25,0 |
Затраты на доставку | 8,0 |
Упаковочные материалы | 12,0 |
Расходы на рекламную кампанию | 25,0 |
Управленческие расходы | 15,0 |
За этот период владелец решил продать 1 из 2 тестомесов, из-за недостаточной загруженности двух аппаратов. Продажа тестомеса принесла 300 тысяч рублей, но эта сумма не включается в расчет валовой прибыли, так как такая сделка не относится к основной деятельности фирмы.
Найдем себестоимость продукции: 175 + 15 + 110 + 24 + 60 + 25 = 409 тыс. руб.
Валовая прибыль компании «Меланж» за 1 квартал составила: 650 – 409 = 241 тыс. рублей.
Прибыль от реализации (продаж)
Прибыль от реализации продукции на производстве представляет собой то же, что и прибыль, полученная от продаж в предприятии торговли или в сфере оказания услуг.
Это более углубленный показатель, чем балансовая прибыль, он позволяет руководству компании оценить, насколько эффективно производство или продажа продукции с учетом коммерческих и управленческих затрат. Величина прибыли от реализации влияет на ликвидность предприятия, то есть возможность покрывать текущие и погашать непредвиденные расходы, которые могут возникнуть в любой момент.
Ее находят по такой формуле:
- Прибыль от реализации (продаж) = Валовая прибыль – управленческие и коммерческие расходы
Коммерческие и управленческие затраты включаются в общие расходы, связанные с обычными видами деятельности компании. Часть из них относится на себестоимость производимых или продаваемых товаров.
На самом деле, в налоговом законодательстве и других нормативных актах органов власти не дается конкретного понятия таких расходов. Существует общепринятая норма, и каждое предприятие в учетной политике на свое усмотрение относит часть затрат к управленческим либо коммерческим статьям расходов, затем они отражаются на нужных счетах бухучета.
К управленческим расходам принято относить те затраты предприятия, которые непосредственно не касаются производства или продажи товаров, оказания услуг.
- услуги связи и подключения интернета; представительские и командировочные расходы; заработная плата администрации; покупка канцтоваров; оплата курсов по повышению квалификации и др.
К коммерческим расходам относят те, которые включаются в себестоимость продукции и непосредственно связаны с основной деятельностью фирмы, например:
- расходы на транспортировку; расходы на тару и упаковочные материалы; затраты на проведение рекламных акций и компаний, исследования в сфере маркетинга, изучение рынков сбыта; арендные платежи; амортизационные начисления; оплата сертификатов соответствия на товар; зарплата и отчисления в фонды основного персонала организации, и другие.
В продолжение нашего примера определим прибыль от реализации кондитерской «Меланж» за 1 квартал 2019 года. Для этого из полученной валовой прибыли отнимем коммерческие (затраты на доставку сырья, упаковку и рекламу) и управленческие затраты.
241 – (8 + 12 + 25 + 15) = 241 – 60 = 181 тысяч рублей – составила прибыль от реализации.
Прибыль до налогообложения
Это величина, которая является базой, или основой, по которой рассчитывается налог на прибыль. Она представляет собой промежуточный финансовый итог, когда учтены все поступления и все расходования средств предприятия перед уплатой налогов. Ее находят так:
- Прибыль до налогообложения = Выручка + Прочие доходы – Себестоимость – Коммерческие расходы – Управленческие расходы – Прочие расходы
В специально разработанных Минфином и Центробанком РФ стандартах бухучета, а именно в «Положениях по бухгалтерскому учету» 9/99 № 32н и 10/99 № 33н к прочим доходам и расходам относятся средства, поступившие или выбывшие за счет:
- предоставления активов компании во временное распоряжение; возмездной передачи прав на интеллектуальную собственность; продажи или списания основных фондов, нефинансовых активов (кроме товаров); процентов по кредитам; начисления штрафных санкций, пеней за неисполнение договорных обязательств; благотворительности; другой, отличной от основной, деятельности.
В нашем примере за 1 квартал 2019 года кондитерская получила прочий доход от продажи тестомеса в сумме 500 тысяч рублей. Других прочих расходов за этот период в фирме не было.
Прибыль до налогообложения будет равна: 650 000 + 300 000 – 175 – 15 – 110 – 24 – 60 – 25 – 8 – 12 – 25 – 15 = 481 тыс. рублей – эта сумма служит налоговой базой для уплаты налога на прибыль.
Чистая прибыль
Это свободные денежные средства, оставшиеся в распоряжении компании после всех налогов и отчислений. Рассчитывая чистую прибыль, бухгалтер подводит итог деятельности за отчетный период. Полученный результат оценивается руководством и владельцем бизнеса для дальнейшего направления полученной прибыли на развитие и расширение производства, закупку современной техники и оборудования, внедрение новых технологий. По величине чистой прибыли инвесторы оценивают свои перспективы от вложения средств в компанию. Если предприятие платежеспособно, банки дают согласие на выдачу кредитов. Хорошая чистая прибыль компании привлекает партнеров по бизнесу к взаимовыгодному сотрудничеству.
Как рассчитать чистую прибыль? Ее находят из совокупной суммы доходов предприятия за конкретный период, с учетом всех произведенных расходов. На этом этапе к уже рассмотренным ранее поступлениям и выбытиям средств присоединяются чрезвычайные доходы или расходы. Это последствия форс-мажорных ситуаций (пожаров, наводнений, техногенных катастроф, террористических актов), из-за которых фирма несет убытки либо получает страховое возмещение.
Формула чистой прибыли такова:
- Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения + чрезвычайные доходы – чрезвычайные расходы – налог на прибыль
В 2020 году юридические лица уплачивают налог по основной ставке 20% (кроме льготных категорий), из которых 3% поступает в федеральный бюджет, а 17% – в бюджет региона по месту нахождения налогоплательщика-юридического лица. Таким образом, кондитерская «Меланж» обязана уплатить в бюджет: 481 000 * 20% = 96 200 рублей.
Расчет чистой прибыли компании «Меланж» следующий: 481 000 – 96 200 = 384 800 рублей.
Балансовая прибыль
Балансовая прибыль отражается в главных документах бухгалтерской отчетности организации – форме № 1 «Бухгалтерский баланс» и форме № 2 «Отчет о финансовых результатах». Она определяется по нарастанию за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Этот параметр оценивается в динамике, то есть за разные периоды времени, например, сравниваются показатели предыдущего и текущего года. При этом анализируются разные статьи баланса, отслеживаются факторы, которые повлияли на снижение прибыли. Если не выполнен план по прибыли, собственник бизнеса может оценить причины этого и предпринять меры по улучшению финансово-хозяйственной ситуации.
Балансовая прибыль находится по формуле:
- Балансовая прибыль = Доходы от основной деятельности + Прочие доходы – Расходы от основной деятельности – Прочие расходы
Многие предприятия – представители малого бизнеса – применяют упрощенную отчетность и не обязаны составлять форму № 1, поэтому не используют понятие балансовой прибыли.
В нашем примере балансовая прибыль кондитерской «Меланж» будет совпадать с прибылью до взимания налогов и составит 481 тысячу рублей.
Операционная прибыль
Этот показатель применяется компаниями Европы и Америки, и реже встречается в российской практике бухучета.
В англоязычном варианте операционная прибыль называется EBIT — Earnings Before Interest and Taxes – дословно: прибыль до выплаты налогов и процентов по заемным средствам. Находят ее так:
- Операционная прибыль (EBIT) = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы – Прочие расходы + Прочие доходы + Проценты к выплате
- Операционная прибыль = Балансовая прибыль + Проценты к выплате
Есть смысл рассчитывать этот показатель, если велики проценты по кредитным обязательствам. Если их нет или процент кредитных выплат незначительный, операционная прибыль будет равна балансовой или прибыли до налогообложения. То есть отражается зависимость предприятия от кредиторов. Главным образом, операционная прибыль интересна инвесторам и другим заинтересованным лицам, как возможность оценить финансовое состояние и стоимость компании.
Маржинальная прибыль
Существует также такое понятие, как маржинальная прибыль. Оно эквивалентно валовой или балансовой прибыли, но есть отличия в экономическом значении этих величин.
Маржинальная прибыль находится как разница между выручкой предприятия от основной деятельности и частью расходов, называемых переменными. К ним относятся расходы, которые напрямую зависят от объема произведенной продукции и в российском бухгалтерском учете не выделяются в отдельную категорию, а включаются в себестоимость.
- Прибыль маржинальная = Выручка от основной деятельности – Переменные затраты (Себестоимость)
Маржинальная прибыль хороша тем, что помогает рассчитать прибыль не только в отношении общего объема выпущенных товаров, но и в разрезе отдельного вида товаров или на единицу продукции.
- Прибыль маржинальная на единицу продукции = Продажная цена товара (одного товарного вида) – Себестоимость единицы товара (одного товарного вида)
К примеру, в кондитерской «Меланж» выпускают торты и нужно узнать, какой из них наиболее экономически выгоден.
Наименование | Цена за 1 кг. | Себестоимость выпуска 1 кг. | Маржинальная прибыль |
Торт «Сникерс» | 650,00 | 390,00 | 260,00 |
Торт «Брауни» | 730,00 | 660,00 | 70,00 |
Торт «Трюфельный» | 1150,00 | 770,00 | 380,00 |
Самую маленькую маржинальную прибыль приносит торт «Брауни», знание об этом позволяет владельцу кондитерского цеха по-новому планировать выпуск продукции. Можно снять эту номенклатуру с производства или повысить на нее конечную цену.
Маржинальная прибыль интересна инвесторам при планировании новых проектов и вложений в инвестиционные направления.
Факторы, влияющие на прибыль
Любое предприятие постоянно взаимодействует с различными явлениями, которые могут положительно либо отрицательно влиять на результат деятельности компании – прибыль. Это влияние бывает внешним, не зависящим от самого предприятия, и внутренним, когда изменение ситуации внутри компании способно увеличить или, наоборот, снизить эффективность бизнеса.
Какими могут быть внешние факторы влияния на прибыль
Перечислим основные внешние факторы:
В условиях нестабильности экономики высокие темпы роста инфляции не дают предприятию развиваться, приоритеты направлены только на то, чтобы «удержаться на плаву». Инфляция «съедает» все накопления, у предпринимателя нет возможности для капитальных вложений в производство.
- Повышение налоговых ставок, изменение льготной политики налогообложения.
В 2018 году на 3,9% увеличили ЕНВД (единый налог на вмененный доход), который активно используют малые предприятия. В это же время на региональном уровне отменили льготы по налогу на движимое имущество юрлиц. Ясно, что такие изменения могут негативно сказаться на получении прибыли, особенно в малом бизнесе.
- Принятие на государственном уровне законодательных актов, касающихся бизнес-вопросов.
Например, закон, обязывающий с июля 2018 года всех (с некоторыми исключениями) предпринимателей использовать онлайн-кассы. Таким образом достигается прозрачность платежей и обеспечивается немедленное поступление сведений в налоговую инспекцию. С другой стороны, многие представители малого бизнеса, особенно в регионах и на периферии РФ, не в силах материально потянуть внедрение и обслуживание новых технологий, итак небольшая прибыль таких компаний может уйти в минус.
- Изменение стоимости сырья и материалов.
Очевидно, что увеличение стоимости производственных ресурсов сказывается на повышении себестоимости, и влечет за собой удорожание конечного продукта. Это, в свою очередь, снижает объем продаж, то есть негативно повлияет на размер прибыли компании. И наоборот, заключение договора на поставку доступного по цене сырья (при соблюдении качества ресурсов) позволит расширить объем производства или изменить ценовую политику компании. Такие меры могут привлечь покупателей и повысить прибыль.
На прибыль влияют количество производителей и потребителей на рынке, возможность вхождения на рынок, высокая или низкая конкуренция в отрасли.
Здесь может помочь создание уникального торгового предложения. Покупателю нужно предложить новый интересный товар, который будет пользоваться спросом. Например, в кондитерской «Меланж» выпекают именные детские торты. Эта идея привлекла многих мамочек заказывать такие тортики к дню рождения своего ребенка именно в этой кондитерской.
Внутренние факторы, влияющие на получение прибыли
Не меньше чем внешние факторы, на размер прибыли влияет и ситуация, развивающаяся внутри предприятия. Существуют следующие внутренние факторы:
Увеличение количества произведенной продукции при неизменной себестоимости способно повлечь за собой рост прибыли. Но предварительно нужно спрогнозировать спрос на товар, либо найти дополнительные каналы сбыта.
- Расширение товарной номенклатуры.
Широкий ассортимент продукции дает покупателю выбор. Если сделать ставку на качество и престиж отдельных видов товара, можно привлечь покупателей с высоким уровнем дохода.
- Высокий уровень профессионализма и качества обслуживания
Этот фактор очень важен. Личные качества обслуживающего персонала в торговой компании или менеджеров производственных предприятий влияют на привлечение клиентов или их уход из-за неумелой работы сотрудников фирмы.
Современное оборудование помогает экономить время и ускоряет процесс выработки продукции, что позитивно влияет на оборот компании.
- Деловая репутация фирмы.
Если компания сделала себе «имя», владелец дорожит деловой репутацией, партнеры по бизнесу будут заинтересованы в сотрудничестве именно с этой фирмой. Когда компания зарекомендовала себя с лучшей стороны, покупатели становятся постоянными и приводят близких и друзей. Так растут спрос на продукцию и прибыль.
Внешние и внутренние факторы влияния на прибыль нужно анализировать на всех этапах деятельности компании.
Для чего нужно рассчитывать и оценивать прибыль компании
Могут возникнуть различные ситуации, когда необходимо оценить прибыль:
1 Чтобы узнать, насколько предприятие выполнило план по прибыли, соответствует ли реальность ожиданиям. В начале работы или при запуске проекта составляется бизнес-план, в котором делается прогноз развития, просчитываются затраты и прибыль, предполагаются сроки выполнения работ. В бизнес-плане стараются учесть все возможные факторы влияния на развитие предприятия.
Посчитав реальную, после всех необходимых отчислений и платежей, то есть чистую, прибыль, ее сравнивают с запланированной, и делают выводы. Если прибыль меньше, чем предполагали изначально, руководитель или собственник бизнеса может понять, что было сделано не так, какие решения ошибочны.
2 Определить резервы дальнейшего роста прибыли. Если при расчете стало ясно, что себестоимость продукции высокая, значит нужно искать новых поставщиков сырья. Снижение затрат при неизменной цене приведет к увеличению прибыли. Разработка маркетинговых мероприятий: рекламных и промо-акций, презентаций товаров привлечет внимание покупателей к фирме и продукции. Иногда повысить интерес к товару помогает новая упаковка.
3 Скорректировать стратегию развития компании (развивать успешные направления). Расчет и оценка показателей прибыли помогут решить, в каком направлении двигаться дальше, чтобы повысить доходность компании. Например, если выявлено, что один из видов продукции мало или совсем не приносит прибыли, это повод руководству задуматься, нужно ли выпускать этот товар, не лучше ли снять его с производства, а освободившиеся ресурсы пустить на выпуск более выгодной и востребованной у покупателей продукции.
Прибыль и налогообложение
Любая компания, работающая на территории России, обязана платить налог на прибыль. Об этом сказано в 25 главе Налогового Кодекса РФ.
Объектом для уплаты налога служит прибыль, полученная за конкретный период как разница между доходами и расходами.
В учет берутся доходы:
- от реализации продукции собственного производства; от перепродажи приобретенных товаров; от продажи имущества и ценных бумаг; затраты, не относящиеся к реализации (внереализационные). Они прописаны в статье 250 НК РФ и к ним относятся, например, доходы от сдачи имущества в аренду, полученное безвозмездно имущество или работы (услуги), курсовые разницы, доходы прошлых лет.
К расходам, принимаемым для целей налогообложения, относятся затраты:
- на сырье и материалы; зарплата сотрудников; амортизационные отчисления; прочие расходы; внереализационные издержки, например: расходы на выпуск ценных бумаг, судебные издержки.
Если фирма получила не прибыль, а убыток, то налоговая база считается равной нулю.
Налог на прибыль исчисляется по основной ставке, равной 20%.
Льготные ставки установлены в размере 0% – для медицинских, образовательных и социальных учреждений, а также по доходам от долевого участия в других организациях, и при получении дивидендов.
13% выплачивают те российские юридические лица, которые получили дивиденды (кроме случаев обложения по нулевой ставке), и доходы по акциям, удостоверенным депозитарными расписками.
Особенности налогообложения по ставке 0% раскрываются в статье 284 НК РФ.
15% платят зарубежные компании по дивидендам, полученным по акциям российских фирм, в соответствии со статьей 275 НК РФ.
Налог на прибыль начисляется за квартал, полгода, 9 месяцев (это отчетные периоды) и выводится нарастающим итогом за год (это налоговый период).
Предприятия обязаны вносить в бюджет ежемесячные или ежеквартальные платежи по налогу на прибыль, налог за год перечисляют до конца 1 квартала следующего за отчетным года. Одновременно с уплатой налога предоставляют и соответствующую налоговую декларацию.
Ответы на вопросы
Чем отличается доход от прибыли и выручки
В общем смысле доход – это все финансовые поступления предприятия от различных операций, в том числе непроизводственного характера. Тогда как выручка – это денежные средства, полученные только от производства или продажи товаров, то есть от основной деятельности. И выручка, и доход отражают финансовые влияния в компанию, тогда как прибыль формируется с учетом как поступления денежных средств, так и их расходования. Таким образом, доход и выручка служат базой для расчета прибыли, этого итогового показателя результатов работы фирмы.
Можно ли включить в расходы по налогу на прибыль прохождение сотрудником компании обучающего тренинга?
В статье 264 НК РФ указано, что к расходам относят курсы по повышению квалификации. При этом заключают договор с организацией, осуществляющей программу подготовки, и по прохождению обучения выдается сертификат. Если эти условия не выполняются, то расходы на тренинг нельзя признавать в целях налогообложения.
Сотрудники компании в выходные отдыхали на базе отдыха за городом, для поездки был заказан автобус от лица организации. Можно ли внести в расходы деньги, потраченные на перевозку?
Налоговый кодекс РФ однозначно дает отрицательный ответ, так как такие расходы не связаны со служебной деятельностью компании.
Как правильно отнести к расходам оплату мобильной связи?
Платежи мобильным операторам включаются в управленческие расходы предприятия. Чтобы доказать налоговикам обоснованность этих затрат, лучше официально утвердить перечень сотрудников, которые будут использовать в работе мобильную связь. Чтобы подтвердить использование не в личных целях, а для коммерческой деятельности, закажите у оператора детализацию звонков.
Запомнить
- Прибыль — главная составляющая любого бизнеса. Без нее теряется смысл предпринимательства, если не иметь в виду первые шаги существования коммерческой деятельности. Отрицательный результат возможен в самом начале реализации проекта, в дальнейшем — это показатель принятия неправильных управленческих решений, не целесообразности расходов материальных ресурсов и финансовых активов компании. Каждый собственник стремится достигнуть экономической состоятельности, свободы распоряжаться прибылью. Но для этого сперва нужно ее получить, а затем научиться считать. Расчет показателей прибыльности бизнеса основан на выручке, то есть тех доходах, которые получены от продажи или производства продукции, а также связанных с этим затратах. Эти расходы должны непосредственно относиться к деятельности фирмы, быть обоснованными и документально подтвержденными. Как доходов, так и затрат в компании может быть великое множество. Исходя из этих различий определяют валовую, балансовую, бухгалтерскую, экономическую, операционную, чистую и иные виды прибыли. Каждая из них может быть использована руководителем предприятия, ее собственниками и инвесторами, акционерами компании. Проверяющие и контролирующие органами, контрагенты и партнеры фирмы могут понять, насколько эффективен бизнес, как строить стратегию дальнейшего развития, высокими ли будут дивиденды, прозрачна ли отчетность и стоит ли поддерживать партнерские отношения с этой компанией. Каждый предприниматель обязан вовремя вносить в бюджет налоговые отчисления по налогу на прибыль. Обычно это 20 %, но применяются и пониженные ставки. На формирование прибыльности влияют разные факторы, как внутренние, так и воздействующие извне. Нестабильность политической или экономической ситуации, высокая инфляция, введение законодательных инициатив, ограничивающих или поддерживающих развитие бизнеса, конкуренция, технологические новшества – вот далеко не полный перечень факторов, влияющих на деятельность компании. Правильно используя изменения и колебания внутренней и внешней среды, владелец или управляющий бизнесом может добиться максимальной прибыли.