Прибежище в наставлениях что значит
Принятие прибежища в буддизме — как это происходит?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Мы все стремимся к счастью, защите, надежности. И наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы в его жизни было место, где он мог бы чувствовать себя спокойно и уверенно. В какой-то степени мы все ищем прибежище – пространство, в котором можно почувствовать гармонию и душевное равновесие.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про принятие прибежища в буддизме. Что это такое, с какой стороны можно его рассматривать, как принять, в чем заключается церемония в тибетском буддизме и каким правилам должен следовать мирянин.
Что ж, мы предлагаем погрузиться в тайны буддийской философии.
Что такое прибежище
В Палийском каноне, где записано учение Шакьямуни, упоминается о подстерегающих нас опасностях. Они могут распространяться не только на настоящую жизнь, но и на будущие. В следующем перерождении мы можем оказаться в негативном пространстве, наталкиваться на несчастья или даже родиться в теле животного из-за кармических последствий.
Учение отвечает на вопрос, как спастись от подобных опасностей и не дать страхам воплотиться – принять прибежище. Это значит пойти тропой Будды, следовать буддистскому пути, принять его истины и с этих пор уделять много времени медитативной практике.
Буддисты тибетской традиции находят прибежище одновременно в Трех главных ценностях:
Прибежище может рассматриваться с двух сторон:
Важно понимать, что принятие прибежища – не формальность, оно требует четкого понимания буддийских доктрин, чистых душевных порывов и раскрытого сердца.
Как его принимают
Идеальным условием принятие прибежища будет присутствие трех монахов, стен храма и наличие статуи Будды рядом. Но правила не так строги: это можно сделать при других рядовых буддистах или самостоятельно. Причем даже в святое место отправляться необязательно – ритуал может пройти где угодно: дома или на улице.
Главное правило – троекратное повторение особой мантры. Она были записана около первого столетия до нашей эры на пали, а перевод на русский язык до сих пор довольно условный:
Я нахожу прибежище в Будде
Я нахожу прибежище в Дхарме
Я нахожу прибежище в Сангхе
В направлении Ваджраяны к общим для всех словам добавляется фраза: «Я нахожу прибежище в Гуру».
К фразе «найти прибежище» можно подобрать синоним – «найти себя», «доверить себя». После произнесения слов монах или мирянин полностью доверяется Учителю, учению и общине, верующий может считать себя частью Сангхи.
Ритуал принятия в тибетском направлении
От школы к школе церемония может несколько разниться. Но цель остается неизменной – становление на путь буддизма, защищенность от материального мира.
В тибетском течении собираются разные верующие:
Они усаживаются недалеко от Учителя: первые из вышеприведенного списка – ближе, последние – дальше.
Перед началом церемонии вспоминаются мотивы, которые побудили человека пойти на принятие прибежища, в чем помогают специальные молитвы. Учитель дает небольшие вводные объяснения, комментарии того, что будет происходить дальше.
При проведении церемонии необходимо помнить об основополагающих вещах, связанных с принятием прибежища:
Важно понимать, что все обеты передавались Учителю, находящемуся рядом, через поколения от самого Великого Учителя, а сейчас они передадутся мирянину. Во время обряда следует визуализировать всех просветленных, во главе которых стоит Будда. Для этого хорошо иметь перед глазами статую Будды.
С этими мыслями ученики 3 раза простираются перед Учителем, чем доказывают чистоту телесную, речевую и умственную. После этого они садятся на правую коленку, 3 раза читают известную мантру и визуализируют, что энергия прибежища синхронизировалась с их умом.
Затем даются обеты – в этой же позе присутствующие трижды повторяют молитвы, включающие в себя своего рода обещания. Заканчивается действо мантрами пожелания благ.
Обеты мирянина
Прибежище немыслимо без принятия пяти правил, заключающих в себе заповеди настоящего мирянина. Выделяется 5 обетов в буддийской философии:
Буддисты должны соблюдать обеты, особенно первый – отказ от убийства. Следование им позволяет привести ум в спокойное состояние, а собственное поведение – в соответствие с принятыми в Дхарме правилами.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
УБЕЖИЩЕ, ПРИБЕЖИЩЕ (REFUGE)
Надежное место, где можно укрыться, необходимо всем творениям, в том числе человеческим существам. Мы все помним детские игры, в которых было «укрытие», где преследователь или противник не мог тронуть игрока. За его пределами опасность сохранялась, но нахождение в этом прибежище (даже если оно было просто начерченным на земле кругом) означало безопасность.
В Ветхом Завете мысль об убежище выражается посредством целого ряда образов – надежного укрытия от опасности, чувства облегчения после потрясения, защиты от врага или от палящего зноя, безопасности как таковой. В число этих образов входят, с одной стороны, скалы и крепости, а с другой – дом. Скалу в пустыне можно было воспринимать как военный опорный пункт и, следовательно, как убежище для беглецов. Дом служил более постоянным по своей природе убежищем, в которое странник мог в конце концов вернуться. В большинстве случаев убежищем верующего в Библии изображается Бог, но есть и большие группы образов, связывающие это понятие с городами-убежищами и с жертвенником. Важно также отметить, что это, в первую очередь, ветхозаветный образ. Большинство упоминаний образа «убежища» приходится на Ветхий Завет (в Новом Завете см. Евр. 6:18–20 ).
Распространенность образа можно представить себе, обратившись к основным ветхозаветным словам, выражающим это понятие. Mahseh, «место убежища», часто относится к Богу (напр., Пс. 13:6; 70:7; 141:5 ). В Пс. 103:18 слово означает место, предусмотренное Богом для животных, а в Ис. 4:5–6 это шатер, развернутый Богом над Сионом. Manos, «место бегства», означает надежное прибежище для укрытия от врагов ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:17; 141:4 ). В Пс. 56:1 дается понять, что пещера Одоллам служила таким убежищем, когда Давид собирал силы. Misgab «высокое место» или «башня» было особенно дорого Давиду в изгнании ( Пс. 9:10; 45:8, 12; 47:4 ). M e ona, «мышцы Господни», ассоциируется с вечной жизнью, как во Втор. 33:27 : «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными».
Что же образ города-убежища означал для обычного израильтянина? Это был образ безопасности, защиты от преследований, обновления жизни, которая в противном случае была обречена, и своего рода спасения. Образ преследуемого беглеца, обретающего безопасное положение, занимает центральное место в ветхозаветном представлении о справедливости и спасении, и этим отчасти объясняется популярность данного образа в псалмах.
Аналогичную роль в Ветхом Завете играли рога жертвенника, у которых мог найти убежище спасающийся от кровной мести. Связанные с этим обычаем обстоятельства не вполне ясны по сравнению с тем, что мы знаем о городах-убежищах, но, во всяком случае, есть рассказы о двух людях, попытавшихся спастись от мести у рогов жертвенника, – об Адонии ( 3Цар. 1:50– 53 ) и Иоаве, который был все-таки убит, хотя держался за жертвенник, поскольку Соломон счел его более виновным, чем невинным ( 3Цар. 2:28–34 ).
Бог как убежище. В глазах авторов Библии конечное убежище – это Бог. Основным текстом в этом отношении служит Псалтирь, где этот образ встречается около пятидесяти раз. Чаще всего авторы изображают Бога Тем, «в» Ком заветный народ находит убежище, но иногда картина более конкретная. Предоставляемое Богом убежище в разных местах Псалтири изображается как скала или «твердыня» ( Пс. 17:3; 30:3; 61:8; 93:22 ), крылья ( Пс. 35:8; 56:2; 60:5; 90:4 ), крепость ( Пс. 58:17; 70:3; 90:2 ) и крепкая башня ( Пс. 60:4 ). В Пс. 143:2 представлен хороший пример многозначного образа: «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю».
Эсхатологические образы. Еще одну большую группу образов надежного убежища можно найти в библейских эсхатологических видениях. В этих видениях Бог обещает предоставить убежище Своему народу в будущем. Надеющийся на Бога «наследует землю и будет владеть святою горою Моею» ( Ис. 57:13 ). Наступят дни, пишет Иеремия, когда «Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно» ( Иер. 23:6 ; ср. Иер. 33:16 ). Аналогичные картины рисуют Иезекииль ( Иез. 28:26; 34:28 ) и Осия ( Ос. 2:18 ). Окончательное «надежное место» показано в конце Книги Откровение, где описывается город, «расположенный четырехугольником», и его величественные стены ( Отк. 21:9–21 ), находящиеся вне досягаемости сил зла ( Отк. 21:27; 22:15 ).
См. также: БОГ, ГОРОД, ЗАЩИТА, КРЕПОСТЬ, КРЫЛО, СИОН, СКАЛА, СТЕНА, ТВЕРДЫНЯ, ЩИТ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Значение слова «прибежище»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Прибежище (альбом) — музыкальный альбом 1998 года Бориса Гребенщикова
ПРИБЕ’ЖИЩЕ, а, ср. (книжн.). 1. Место, где можно укрыться, найти кров, убежище (устар.). 2. перен. Лицо или предмет, к к-рым можно прибегнуть в поисках помощи, содействия, покровительства, спасения и т. д. Найти в ком-н. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прибе́жище
1. место, где можно скрыться, укрыться, найти приют, убежище ◆ Сновидный мир становится для депрессивного человека последним прибежищем смысла. Руднев Вадим, «Философия языка и семиотика безумия», 2013 г.
2. тот (или то), кто (или что) может служить средством помощи, защиты, покровительства и т. п.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: понижаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое прибежище и как его достичь
Первоначальной среди предварительных практик является принятие прибежища и начало бодхичитты. Нередко она практикуется в комплексе с низкими поклонами, именуемыми простирание.
В прошлом люди создали много негатива, причем не только посредством собственных действий, но и побуждением других к подобным действиям либо поощрением кого-то в таких действиях.
Когда мы принимаем прибежище с низкими поклонами до ста тысяч раз (с точки зрения бодхисаттвы), у нас появляется возможность очищения от отрицательной кармы, которую накопило наше тело.
Что такое прибежище и как его достичь
Причем очищается не только отрицательная карма настоящей жизни, но и прошедших. Не стоит думать, что это тибетская выдумка — это реальная цель, которая поясняется в тантрах.
Люди, которые желают обрести свободу от сансарического существования и не могут это осуществить посредством собственных сил, прибегают к помощи, принимая прибежище в Трех Драгоценностях (Будде-проводнику, Сангхе-добрым попутчикам и Дхарме-пути).
Что значит прибежище в Трех Драгоценностях
В текстах учения Будды, написанных на пали (один из самых древних среднеиндийских языков), Будда предостерегал людей об опасностях как в настоящей жизни, так и в будущих. К примеру, в последующей жизни возродиться в качестве более низкого статуса, нежели человеческого, в плохом окружении, с горькой судьбой и т.д. Как же уберечь себя от бесчисленных опасностей, подстерегающих нас в настоящем и будущем?
Принятие прибежища в Драхме
Ритуал, в процессе которого новый приверженец выражает конкретное пожелание заниматься буддийскими практиками, при этом обязуясь строго следовать требованиям учителей именуется принятием Прибежища. В Буддизме прибежище, которое может принести блаженство — это есть наш внутренний опыт, познание и крепкая вера в Драхму.
Принять прибежище в Драхме означает понять не только свою природу, но и природу всех живых существ. Другого способа стать недосягаемым до разного рода несчастий и возвыситься над ними, не существует. Ведь каждый из нас понимает, что для обретения счастья недостаточно купить сладкую конфету и насладиться ею. Важно осмыслить собственный опыт, в каком моменте вы находите прибежище, когда у вас возникает чувство полного неудовлетворения. Когда человек погружен в жизненные несчастья, ему свойственно совершать непредсказуемые поступки. Человек готов сделать что угодно, лишь бы уйти от действительности, забыться. Однако, важно понимать, что таким образом, не решить своих проблем.
Что значит глубинное и поверхностное
Итак, нам понятно, что мимолетные увлечения, «сладости» — это только поверхностное прибежище, а с практикой Драхмы возможно достижение постоянного, которое способно привести к настоящему пониманию счастья. Драхма, Будда и Сангха — помощники в достижении ясного понимания.
Любые другие попытки найти прибежище, любые действия не решат суть проблемы, а только обострят ее. Спустя какое-то время, проблемы вновь заявят о себе, возможно в другой форме. В Буддизме, Прибежище намного основательнее и надежнее, чем любые временные объекты.
Что нужно, чтобы принять Прибежище в Буддизме?
Для того, чтобы это осуществить вовсе не обязательно быть рядом со статуей Будды, посетить храм либо дом для молитв. Важно понимать, что Прибежище — это умственное состояние, его реально достичь в любом месте (в самолете, машине, в ванной комнате, в спальне, где угодно). Не требуется ничего сверхнормативного, не нужно брать на себя какие-то обещания и обеты, этого можно достичь быстро и легко. Это означает: «вверить себе» Будде, Драхме и Сангхе. В данном случае именно они являются спасителями. Вам необходимо духовно раскрыть природу Будды, и вы станете Буддой, Драхмой и Сангхой.
Зачем нужна община либо Сангха?
Мы уверены, что достаточно вверить себя Будде и Сангхе, но возникает вопрос, а в чем предназначение Сангхи? В жизни очень сложно обходиться без друзей, всем это известно. Недобрые друзья дурно влияют на нас, что в конце концов может привести нас в ад. Люди все разные: добрые, злые, алчные, глупые и т.д. Исходя из этого, следует делать правильны выбор.
Такое общение можно поддерживать, однако, с точки зрения кармы, понимая, что друзья вас ведут по неверному пути, надо уметь прекращать такие отношения. Это важно — общаться с другом по Драхме, то есть с тем, чьи дела и поступки нравственны, кто имеет правильное видение и может защитить вас в какой-то момент.
Когда человек овладевает способностью Миларепы, он освобождается от необходимости поддержки со стороны Сангхе, так как он сам становится самодостаточным.
Практика Драхмы заключается в том, чтобы решить проблемы нужно разрушить собственное эго, искоренить все желания, которые возникают от неведения и осознать природу своего существа, а также общую для всех. Важно осознавать, что Прибежище принимает не просто так и не в следствие неопределенных переживаний мистического характера, главное, принять Прибежище, вникнув и осознав суть учения Будды, взяв за основу мудрость с открытым сердцем. Каждый должен ощутить связь с Буддой. Он наделен огромной любовью, состраданием, а также полным пониманием действительности.
Для буддизма характерно, что человек, как и Будда бесценен, а любовь и сострадание каждый из нас может развить до бесконечности. Поэтому важно иметь твердое желание и несгибаемую волю, попробуйте посмотреть на своего недруга под иным углом зрения, проявите к нему сострадание.
Заключение
Три драгоценности — это качества, которые имеет каждый человек, независимо от веры, пола либо профессии. Нам всем присуща вера (Будда), мы все чему-то следуем (Дхарма), находимся во взаимодействии с окружающими нас людьми (Сангха).
Человек, у которого слабая хотя бы одна из трех основ, лишен полноценного счастья, он пребывает в конфликте с реальностью, в том числе и с собой. Принятие Прибежища не может сделать человека пробужденным, в том числе и буддистом. Буддист — это человек, постоянно практикующий, не зря буддисты не считают свое учение религией.
Практика Трех Прибежищ, вместе с низкими поклонами, подношениями, а также соблюдением обетов считается вводной в буддизме. В ее основе лежит ритуал Прибежища.
Новости
Введение в буддийскую медитацию в Москве
Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва
Введение в буддийскую медитацию онлайн
Онлайн занятия буддийской медитацией. Бесплатные введение онлайн
Введение: лекции о буддизме онлайн
Введение: бесплатные лекции по разным темам
Учение для постоянных участников
Онлайн лекции и семинары о буддизме и медитации для регулярных участников
Купить книги о буддизме
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
Буддийские аудиокниги
Скачать бесплатно статьи о буддизме, или читать их онлайн
Слушать лекции о буддизме
Видео как научиться медитировать
Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?
Буддийская традиция «Триратна»
Буддаяна – Путь Будды
Приветствуем вас на сайте «Буддаяна: путь Будды». Это сайт международной буддийской традиции «Триратна» на русском языке. Наш подход к Буддизму адаптирован под европейцев.
Буддаяна (санскр.) означает путь Будды и включает в себя все учения и практики, относящиеся к Тхераваде (Хинаяне), Махаяне и Ваджраяне, с помощью которых достигается Просветление, которого впервые в нашей эре достиг исторический Будда Шакьямуни. Буддийская община «Триратна» не принадлежит исключительно к одной буддийской «яне» или школе, а относится к буддизму в целом, к Буддаяне.
Слова «Триратна» (санскр.) означают «Три Драгоценности», три самых драгоценных вещи для буддистов: Будда, просветленный Учитель, Дхарма,его учение и Истина, которую он постиг, и Сангха, община тех, которые следуют его пути к Истине.
Буддийскую общину «Триратна» и буддийский орден «Триратна» создал Ургьен Сангхаракшита соответственно в 1967 и 1968 годах. Буддийская община «Триратна» открыта всем желающим, участвующим в лекциях, семинарах, группах медитации и других событиях. Члены буддийского ордена «Триратна» обращаются к прибежищу в Трёх Драгоценностях и полностью посвящают себя пути Будды. В наши дни орденом руководит «Коллегия общественных наставников». Отношения между членами ордена строятся на основе открытой коммуникации и духовной дружбе («Кальяна митрата» на санскрите).
Ургьен Сангхаракшита (26.08.1925 — 30.10.2018) родился в Лондоне под именем Деннис Лингвуд. Во время Второй мировой войны он был призван на военную службу в Индию, где и остался, став монахом в традиции «Тхеравада» под именем Сангхаракшита. Кроме этого он учился и практиковал под руководством ведущих тибетских Ринпоче и других учителей, после чего начал сам много писать и читать лекции. Он также сыграл важную роль в возрождении буддизма в Индии, благодаря своей активной работе среди последователей доктора Б.Р. Амбедкара.
Прожив в Индии двадцать лет, Сангхаракшита вернулся в Англию и как посредник между Востоком и Западом, миром традиции и современностью стал интенсивно и творчески преподавать, используя учения и практики всех традиций восточного буддизма, а также элементы западного мышления и западной культуры.
Глубина опыта и ясность мышления Сангхаракшиты получили признание во всем буддийском мире. Он всегда подчеркивал необходимость полного посвящения себя духовной жизни, первостепенную важность духовной дружбы и духовной общины, связь между религией и искусством, а также необходимость построения «нового общества», которое поддерживает духовные ценности и идеалы.
Новая буддийская традиция распространилась по всему миру. В 2020 году в мире работает более 70 буддийских центров «Триратна» в 28 странах, членами ордена состоят около 2300 человек. В общине «Триратна» практикуют десятки тысяч человек.
Введение в буддийскую медитацию в Москве
Для кого предназначена Буддийская медитация? Эти практики используют не только буддисты, но и те, кто хочет развить подлинное понимание себя и других людей. Такое понимание является источником роста и развития человека. Важно помнить, что это не то знание, которое мы получаем из внешних источников, а нечт о, что мы самостоятельно развиваем в себе.
Медитация даёт возможность заметить и осознать наши автоматические реакции и ментальные привычки, чтобы более свободно и творчески действовать вне медитации, поэтому занятия подходят любому человеку, который готов к новому опыту.
19:00-20:30 по воскресеньям.
Ближайшие: 15 и 26-го декабря.
(Вход со стороны улицы Даниловский Вал).
+7 (495) 725-58-65, +7 (999) 847-72-26
Купить болстеры для медитации.
В начале видео: как устроить правильную и удобную позу для медитации
Приглашаем Вас участвовать в группе «Практика медитации и буддизма» во ВКонтакте или «Практика медитации и буддизма» в Фейсбуке.
Мастер Суваннавира
Вы можете обратиться к Суваннавире по электронной почте:
Введение в буддийскую медитацию онлайн
Мы используем Zoom: https://us02web.zoom.us/j/2890855552. Мeeting ID: 289 085 5552
Пишите, пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль:
Н аша система медитации начинается с таких практик, как «Осознание дыхания» и «Метта-бхавана» (по-русски «Развитие эмпатии»). Они простые и изящные, но предполагают фундаментальную работу с существованием человека в целом.
Занятия проводятся бесплатно, а любые пожертвования принимаются с благодарностью.
Введение: лекции о буддизме онлайн
Мы используем Zoom: https://us02web.zoom.us/j/2890855552. Мeeting ID: 289 085 5552
Пишите, пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль:
Занятия проводятся бесплатно, а любые пожертвования принимаются с благодарностью.
Перевод с английского: Евгения Жаркова
В чем смысл жизни? Как быть по-настоящему счастливым? Будучи заданными бесчисленное количество раз, эти вопросы остаются не менее насущными. В Буддизме ответ находится в Дхарме – традиционном термине, означающим как «Истина», так и «Путь».
Свобода (вимутти на пали) рассматривается в книге как фундаментальное качество Дхаммы (учения Будды). Именно Дхамма может дать человеку возможность полного и всеобъемлющего постижения свободы (освобождения).
Благородный Восьмеричный Путь Будды
Буддизм: основы пути
Буддизм: основы пути, Сангхаракшита
Перевод с английского: А. Мевченко
ISBN: 978-1-291-19736-5
Обзор буддизма: Будда и буддизм
Перевод с английского: Евгения Жаркова.
ISBN: 978-0-244-62720-1
Выдержав семь изданий, « Обзор буддизма » и поныне остается незаменимым исследованием, касающимся всех сторон буддийской мысли и практики. Охватывая все главные учения и традиции, как в связи с буддизмом в целом, так и в связи с духовной жизнью отдельного буддиста, Сангхаракшита помещает их развитие в исторический и культурный контекст. Это объективная, но дружественная оценка многочисленных форм буддизма ясно отражает глубинное единство всех его школ.
Купить буддийские книги в интернет-магазине
Вы можете купить буддийские книги в интернет-магазине:
Где их купить в России? Напишите на е-майл:
Материалы на этом сайте
Самые читаемые статьи
На английском
Бесплатные лекции для прослушивания и скачивания на Free Buddhist Audio, статьи, буддийские символы и новости на The Buddhist Centre.