Прибежище в наставлениях что значит для человека
Гримуар
Принятие прибежища в буддизме — как это происходит
Принятие прибежища в буддизме — как это происходит
Непрочитанное сообщение Earnwulf » Пн июн 04, 2018 12:40 pm
Мы все стремимся к счастью, защите, надежности. И наверное, каждый из нас хотел бы, чтобы в его жизни было место, где он мог бы чувствовать себя спокойно и уверенно. В какой-то степени мы все ищем прибежище – пространство, в котором можно почувствовать гармонию и душевное равновесие.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про принятие прибежища в буддизме. Что это такое, с какой стороны можно его рассматривать, как принять, в чем заключается церемония в тибетском буддизме и каким правилам должен следовать мирянин.
Что ж, мы предлагаем погрузиться в тайны буддийской философии.
Содержание:
Что такое прибежище
Как его принимают
Ритуал принятия в тибетском направлении
Обеты мирянина
Заключение
Что такое прибежище
В Палийском каноне, где записано учение Шакьямуни, упоминается о подстерегающих нас опасностях. Они могут распространяться не только на настоящую жизнь, но и на будущие. В следующем перерождении мы можем оказаться в негативном пространстве, наталкиваться на несчастья или даже родиться в теле животного из-за кармических последствий.
Учение отвечает на вопрос, как спастись от подобных опасностей и не дать страхам воплотиться – принять прибежище. Это значит пойти тропой Будды, следовать буддистскому пути, принять его истины и с этих пор уделять много времени медитативной практике.
Буддисты тибетской традиции находят прибежище одновременно в Трех главных ценностях:
— в Будде – великом Учителе;
— в Дхарме – самом учении;
— в Сангхе – общине буддистов.
Прибежище может рассматриваться с двух сторон:
Состояние – с принятием прибежища пересматриваются все ценности. Полюс важности сменяется с материальных благ, власти, богатства, успеха на духовную чистоту, стремление к Просветлению. Прибежище помогает душе вырваться из колеса сансары и достичь главной цели буддизма.
Обряд – церемония, которая проводится согласно определенным правилам, порядку. Это своеобразный обряд инициации, когда произносится клятва, даются обеты. Он проводится при получении монашеского титула или при вступлении мирянином в буддистскую общину.
Важно понимать, что принятие прибежища – не формальность, оно требует четкого понимания буддийских доктрин, чистых душевных порывов и раскрытого сердца.
Как его принимают
Идеальным условием принятие прибежища будет присутствие трех монахов, стен храма и наличие статуи Будды рядом. Но правила не так строги: это можно сделать при других рядовых буддистах или самостоятельно. Причем даже в святое место отправляться необязательно – ритуал может пройти где угодно: дома или на улице.
Главное правило – троекратное повторение особой мантры. Она были записана около первого столетия до нашей эры на пали, а перевод на русский язык до сих пор довольно условный:
Я нахожу прибежище в Будде
Я нахожу прибежище в Дхарме
Я нахожу прибежище в Сангхе
В направлении Ваджраяны к общим для всех словам добавляется фраза: «Я нахожу прибежище в Гуру».
К фразе «найти прибежище» можно подобрать синоним – «найти себя», «доверить себя». После произнесения слов монах или мирянин полностью доверяется Учителю, учению и общине, верующий может считать себя частью Сангхи.
Ритуал принятия в тибетском направлении
От школы к школе церемония может несколько разниться. Но цель остается неизменной – становление на путь буддизма, защищенность от материального мира.
В тибетском течении собираются разные верующие:
те, кто принимает прибежище в первый раз;
те, кто закрепляет данные обеты;
сторонние наблюдатели.
Они усаживаются недалеко от Учителя: первые из вышеприведенного списка – ближе, последние – дальше.
Перед началом церемонии вспоминаются мотивы, которые побудили человека пойти на принятие прибежища, в чем помогают специальные молитвы. Учитель дает небольшие вводные объяснения, комментарии того, что будет происходить дальше.
При проведении церемонии необходимо помнить об основополагающих вещах, связанных с принятием прибежища:
— мотивации;
— Трех ценностях;
— способе принятия;
— пользе;
— обязанности.
Важно понимать, что все обеты передавались Учителю, находящемуся рядом, через поколения от самого Великого Учителя, а сейчас они передадутся мирянину. Во время обряда следует визуализировать всех просветленных, во главе которых стоит Будда. Для этого хорошо иметь перед глазами статую Будды.
С этими мыслями ученики 3 раза простираются перед Учителем, чем доказывают чистоту телесную, речевую и умственную. После этого они садятся на правую коленку, 3 раза читают известную мантру и визуализируют, что энергия прибежища синхронизировалась с их умом.
Затем даются обеты – в этой же позе присутствующие трижды повторяют молитвы, включающие в себя своего рода обещания. Заканчивается действо мантрами пожелания благ.
Обеты мирянина
Прибежище немыслимо без принятия пяти правил, заключающих в себе заповеди настоящего мирянина. Выделяется 5 обетов в буддийской философии:
1. Не убивать, не причинять зла живым существам.
2. Не красть, не присваивать чужое.
3. Не прелюбодействовать, не позволять распущенности.
4. Не врать, не сквернословить, не сплетничать.
5. Не поддаваться соблазну алкоголя, наркотиков.
Буддисты должны соблюдать обеты, особенно первый – отказ от убийства. Следование им позволяет привести ум в спокойное состояние, а собственное поведение – в соответствие с принятыми в Дхарме правилами.
Принятие прибежища: глубинные наставления
Принятие прибежища: глубинные наставления
Глубинные наставления о принятии прибежища различны. Один метод заключается в том, чтобы принять прибежище в Будде как в учителе, в Дхарме как в пути, а в Сангхе как в своих спутниках на пути. Другой метод, предлагаемый ваджраяной, – это абсолютная уверенность в гуру как в Будде, как в Дхарме и как в Сангхе; или, если высказаться ещё более прямо, в том, что ум – это Будда, ум – это Дхарма и ум – это Сангха.
Почему мы представляем своего гуру в облике определённого будды или в каком-то ином необычайном образе? В самом деле, зачем мы вообще визуализируем гуру? Почему бы просто не визуализировать образ Будды Шакьямуни и верить, что он и есть Шакьямуни? Одно из вполне достаточных оснований заключается в том, что нам, людям, трудно вообразить, что природа будды может существовать в таких обычных созданиях, как мы. Второе: нам в равной степени трудно поверить, будто наш гуру – человек, который зевает, пьёт чай и т.?п., – может быть настоящим буддой. Разве это возможно? Есть так много того, чего он не знает, он постоянно пребывает в какой-то прострации, а поведение его совершенно иррационально. Однако иногда мы также испытываем безусловное ощущение, что в нём есть нечто поистине необычайное. В результате мы бросаемся из одной крайности в другую: от искренней веры в него к сомнениям и подозрениям.
Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро в своём объяснении гуру-йоги написал, что, согласно и бодхисаттваяне и ваджраяне, природа будды проявляется непрерывно. Однако если это проявление не очищается заслугами, оно обычно находит своё выражение как омрачения, например как агрессивные эмоции. Если же такое очищение происходит, природа будды проявляется как сострадание, любовь, понимание и терпимость, а иногда и в наиболее очищенной своей форме – как преданность. Только через призму преданности мы сможем увидеть того, кто, по нашему мнению, достоин, чтобы слушать его и подражать ему, – того, кого мы называем гуру.
Говорят, что, хотя бесчисленные будды и бодхисаттвы являли себя и продолжают являть в этом мире, большинству из нас недостаёт заслуг, чтобы встретить их, но даже если б нам довелось встретить будду, нам не хватило бы заслуг, чтобы узнать в нём просветлённое существо, понять, что он говорит, или почувствовать к нему какую-то преданность. Именно таким недостатком страдал Девадатта. Он был двоюродным братом Будды и всю жизнь жил бок о бок с ним, однако не получил от этого ни малейшей пользы, потому что страшно ему завидовал.
Для нас наш гуру – это наш личный будда. Он не только с нами общается, но неустанно и самоотверженно изо всех сил старается нас огорчить, разочаровать и смертельно уязвить нашу болезненную гордость с единственной целью – искоренить нашу озабоченность собственным «я».
Так что мы принимаем прибежище отныне и до тех пор, пока не достигнем просветления, и не только для того, чтобы уничтожить все наши заблуждения, лежащие на поверхности, но и чтобы вырвать самый корень заблуждения, умоляя своего гуру рубить и рвать его, пока он не будет стёрт в порошок.
Так почему же нам не визуализировать своего гуру таким, каким мы видим его в повседневной жизни? Мы видим его так часто, что точно знаем, как он выглядит. Возможно, мы даже пару раз с ним обедали или сопровождали его на прогулке. Зачем нам усложнять себе жизнь, пытаясь вообразить его одетым в тяжёлую парчу и с забавным головным убором – в наряде, в котором так любят изображать Гуру Ринпоче тибетцы? К тому же никто из ныне живущих не встречался с Гуру Ринпоче и не знает, как он на самом деле одевался; мы судим об этом только по тибетским картинам и статуям.
Опять-таки теоретически главная цель учений ваджраяны заключается в том, чтобы показать нам, как преображать нечистое восприятие в чистое. Если мы тщательно разглядываем нашего гуру-человека, то делаем это именно через фильтр своего обычного, нечистого восприятия, того самого восприятия, над которым мы должны упорно трудиться, чтобы его преобразить. Хотя мы уже знаем, что всё вокруг нас, в том числе стены, потолок и пол, выглядят совсем по-другому, если смотреть на них чистым восприятием, мало кто из нас может сразу же сделать такой огромный переворот в своём видении мира. Но такая неспособность не является нашей непосредственной проблемой. Самое главное, от чего нам необходимо как можно скорее избавиться, – это любого рода нечистое восприятие своего гуру. Если он зевает, спит, слишком много ходит по магазинам или ведёт себя странно, сразу же напоминайте себе: то, что вы видите, – это трактовка, предлагаемая вашим умом, и именно эту трактовку и требуется преобразить.
Преображать косный и двойственный ум гораздо труднее, чем сохранять в памяти образ вашего гуру как обычного человека. Итак, когда в практике требуется визуализировать своего гуру, представляйте его в небе перед собой в облике Гуру Ринпоче или Ваджрадхары. Если представлять его в обычном человеческом обличии, это только укрепит вашу привычку воспринимать его нечистым образом или в лучшем случае как равного себе, а из-за этого вы не сможете усвоить идею о том, что ваш гуру «несравненный».
Читайте также
НАСТАВЛЕНИЯ СВЫШЕ
НАСТАВЛЕНИЯ СВЫШЕ Чаще всего они приходят к нам, когда мы одни. Если унять беспокойный разум и прекратить спешить, мы сможем услышать тихий голосок, который подскажет нам, что делать дальше. Джелалэддин Руми говорил: «Не нужно больше слов. Прислушайтесь к голосу внутри».Эти
Созерцание Прибежища, упражнение ума в четырех неограниченных чувствах и приглашение божеств Древа Прибежища
Прибежище Созерцание Прибежища, упражнение ума в четырех неограниченных чувствах и приглашение божеств Древа Прибежища После того как гости собрались, для спасения их из океана страданий в пространстве впереди и выше себя визуализируйте Древо Прибежища Трех
Приглашение собрания божеств Древа Прибежища.
Приглашение собрания божеств Древа Прибежища. Для этого созерцайте над вашей головой распустившийся цветок лотоса с лунным диском на нем, поверх него — мою сущность в виде Самбхогакайи со всеми знаками, белого цвета, держащую дамару, Дордже, дильбу, в позе танца. На ее
Принятие предварительного прибежища
Принятие предварительного прибежища Прежде всего визуализируйте объекты прибежища. Для этого представьте себе, что в пространстве вверху перед вами находится ваш собственный духовный учитель в образе Будды Шакьямуни. Его руки находятся в обычном положении, левая рука
5. Обретение прибежища
5. Обретение прибежища Следующей стадией является практика принятия прибежища и развития глубокой убежденности в действенности закона причин и следствий. Для того, чтобы ваша практика прибежища была сильной и устойчивой, вы должны сначала визуализировать объекты
ЧАСТЬ 5. ЛЕКЦИИ ПО ПРАКТИКЕ ПРИБЕЖИЩА
ЧАСТЬ 5. ЛЕКЦИИ ПО ПРАКТИКЕ ПРИБЕЖИЩА Эти комментарии к предварительной практике Прибежища геше Тинлей дал узкому кругу учеников в Харькове 22-24 июля 2003 года. Лекции были организованы общиной «Майтрейя», основанной в Харькове с благословения геше
Наставления по медитации
Наставления по медитации Формальные наставления по медитации Дам ещё несколько формальных наставлений о том, как практиковать медитацию с сосредоточением на дыхании. Просто соглашаясь с тем, что медитировать нужно, мы не добьёмся никакого реального эффекта. Мы можем
Наставления о Дхарме
Наставления о Дхарме Буддийские практики – это приёмы, помогающие бороться с привычкой холить и лелеять своё «я». Каждому из нас предстоит идти в наступление на свои привычки, пока одержимость своим «я» не будет полностью искоренена. Так что если практика укрепляет
6. Принятие прибежища
6. Принятие прибежища Зачем принимать прибежище? Есть три ситуации, или «состояния», подталкивающие нас к принятию прибежища: страх, вера, или преданность, и сострадание. Самое сильный мотивирующий фактор – это
Принятие прибежища: теория
Принятие прибежища: теория В текстах ваджраяны Будду, Дхарму и Сангху часто называют другими словами, например «гуру, дэва и дакини», или, как в нёндро Лонгчен ньингтиг, «прана, нади и бинду», или даже «дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя». Слова, которые мы используем
Принятие прибежища: практика
Принятие прибежища: практика Если мы принимаем прибежище, это должно быть прибежище в «подлинном объекте прибежища». Но что это такое? Объект прибежища должен быть всеведущим, сострадательным и всемогущим и может быть доподлинно «необманчивым» только тогда, когда он или
Созерцание древа прибежища
Созерцание древа прибежища Перед тем, как начать делать простирания, сначала вам нужно создать поле заслуг, представив перед собой всех будд и бодхисаттв – гуру, дэва, дакини и всю линию преемственности гуру, – или, если вам так больше нравится, сосредоточившись
Новости
Введение в буддийскую медитацию в Москве
Занятия по медитации в центре «Открытый Мир», г. Москва
Введение в буддийскую медитацию онлайн
Онлайн занятия буддийской медитацией. Бесплатные введение онлайн
Введение: лекции о буддизме онлайн
Введение: бесплатные лекции по разным темам
Учение для постоянных участников
Онлайн лекции и семинары о буддизме и медитации для регулярных участников
Купить книги о буддизме
Скачать бесплатно книги о буддизме или читать их онлайн
Буддийские аудиокниги
Скачать бесплатно статьи о буддизме, или читать их онлайн
Слушать лекции о буддизме
Видео как научиться медитировать
Что такое медитация, или буддийская медитация? Как правильно медитировать?
Буддийская традиция «Триратна»
Буддаяна – Путь Будды
Приветствуем вас на сайте «Буддаяна: путь Будды». Это сайт международной буддийской традиции «Триратна» на русском языке. Наш подход к Буддизму адаптирован под европейцев.
Буддаяна (санскр.) означает путь Будды и включает в себя все учения и практики, относящиеся к Тхераваде (Хинаяне), Махаяне и Ваджраяне, с помощью которых достигается Просветление, которого впервые в нашей эре достиг исторический Будда Шакьямуни. Буддийская община «Триратна» не принадлежит исключительно к одной буддийской «яне» или школе, а относится к буддизму в целом, к Буддаяне.
Слова «Триратна» (санскр.) означают «Три Драгоценности», три самых драгоценных вещи для буддистов: Будда, просветленный Учитель, Дхарма,его учение и Истина, которую он постиг, и Сангха, община тех, которые следуют его пути к Истине.
Буддийскую общину «Триратна» и буддийский орден «Триратна» создал Ургьен Сангхаракшита соответственно в 1967 и 1968 годах. Буддийская община «Триратна» открыта всем желающим, участвующим в лекциях, семинарах, группах медитации и других событиях. Члены буддийского ордена «Триратна» обращаются к прибежищу в Трёх Драгоценностях и полностью посвящают себя пути Будды. В наши дни орденом руководит «Коллегия общественных наставников». Отношения между членами ордена строятся на основе открытой коммуникации и духовной дружбе («Кальяна митрата» на санскрите).
Ургьен Сангхаракшита (26.08.1925 — 30.10.2018) родился в Лондоне под именем Деннис Лингвуд. Во время Второй мировой войны он был призван на военную службу в Индию, где и остался, став монахом в традиции «Тхеравада» под именем Сангхаракшита. Кроме этого он учился и практиковал под руководством ведущих тибетских Ринпоче и других учителей, после чего начал сам много писать и читать лекции. Он также сыграл важную роль в возрождении буддизма в Индии, благодаря своей активной работе среди последователей доктора Б.Р. Амбедкара.
Прожив в Индии двадцать лет, Сангхаракшита вернулся в Англию и как посредник между Востоком и Западом, миром традиции и современностью стал интенсивно и творчески преподавать, используя учения и практики всех традиций восточного буддизма, а также элементы западного мышления и западной культуры.
Глубина опыта и ясность мышления Сангхаракшиты получили признание во всем буддийском мире. Он всегда подчеркивал необходимость полного посвящения себя духовной жизни, первостепенную важность духовной дружбы и духовной общины, связь между религией и искусством, а также необходимость построения «нового общества», которое поддерживает духовные ценности и идеалы.
Новая буддийская традиция распространилась по всему миру. В 2020 году в мире работает более 70 буддийских центров «Триратна» в 28 странах, членами ордена состоят около 2300 человек. В общине «Триратна» практикуют десятки тысяч человек.
Введение в буддийскую медитацию в Москве
Для кого предназначена Буддийская медитация? Эти практики используют не только буддисты, но и те, кто хочет развить подлинное понимание себя и других людей. Такое понимание является источником роста и развития человека. Важно помнить, что это не то знание, которое мы получаем из внешних источников, а нечт о, что мы самостоятельно развиваем в себе.
Медитация даёт возможность заметить и осознать наши автоматические реакции и ментальные привычки, чтобы более свободно и творчески действовать вне медитации, поэтому занятия подходят любому человеку, который готов к новому опыту.
19:00-20:30 по воскресеньям.
Ближайшие: 15 и 26-го декабря.
(Вход со стороны улицы Даниловский Вал).
+7 (495) 725-58-65, +7 (999) 847-72-26
Купить болстеры для медитации.
В начале видео: как устроить правильную и удобную позу для медитации
Приглашаем Вас участвовать в группе «Практика медитации и буддизма» во ВКонтакте или «Практика медитации и буддизма» в Фейсбуке.
Мастер Суваннавира
Вы можете обратиться к Суваннавире по электронной почте:
Введение в буддийскую медитацию онлайн
Мы используем Zoom: https://us02web.zoom.us/j/2890855552. Мeeting ID: 289 085 5552
Пишите, пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль:
Н аша система медитации начинается с таких практик, как «Осознание дыхания» и «Метта-бхавана» (по-русски «Развитие эмпатии»). Они простые и изящные, но предполагают фундаментальную работу с существованием человека в целом.
Занятия проводятся бесплатно, а любые пожертвования принимаются с благодарностью.
Введение: лекции о буддизме онлайн
Мы используем Zoom: https://us02web.zoom.us/j/2890855552. Мeeting ID: 289 085 5552
Пишите, пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль:
Занятия проводятся бесплатно, а любые пожертвования принимаются с благодарностью.
Перевод с английского: Евгения Жаркова
В чем смысл жизни? Как быть по-настоящему счастливым? Будучи заданными бесчисленное количество раз, эти вопросы остаются не менее насущными. В Буддизме ответ находится в Дхарме – традиционном термине, означающим как «Истина», так и «Путь».
Свобода (вимутти на пали) рассматривается в книге как фундаментальное качество Дхаммы (учения Будды). Именно Дхамма может дать человеку возможность полного и всеобъемлющего постижения свободы (освобождения).
Благородный Восьмеричный Путь Будды
Буддизм: основы пути
Буддизм: основы пути, Сангхаракшита
Перевод с английского: А. Мевченко
ISBN: 978-1-291-19736-5
Обзор буддизма: Будда и буддизм
Перевод с английского: Евгения Жаркова.
ISBN: 978-0-244-62720-1
Выдержав семь изданий, « Обзор буддизма » и поныне остается незаменимым исследованием, касающимся всех сторон буддийской мысли и практики. Охватывая все главные учения и традиции, как в связи с буддизмом в целом, так и в связи с духовной жизнью отдельного буддиста, Сангхаракшита помещает их развитие в исторический и культурный контекст. Это объективная, но дружественная оценка многочисленных форм буддизма ясно отражает глубинное единство всех его школ.
Купить буддийские книги в интернет-магазине
Вы можете купить буддийские книги в интернет-магазине:
Где их купить в России? Напишите на е-майл:
Материалы на этом сайте
Самые читаемые статьи
На английском
Бесплатные лекции для прослушивания и скачивания на Free Buddhist Audio, статьи, буддийские символы и новости на The Buddhist Centre.
УБЕЖИЩЕ, ПРИБЕЖИЩЕ (REFUGE)
Надежное место, где можно укрыться, необходимо всем творениям, в том числе человеческим существам. Мы все помним детские игры, в которых было «укрытие», где преследователь или противник не мог тронуть игрока. За его пределами опасность сохранялась, но нахождение в этом прибежище (даже если оно было просто начерченным на земле кругом) означало безопасность.
В Ветхом Завете мысль об убежище выражается посредством целого ряда образов – надежного укрытия от опасности, чувства облегчения после потрясения, защиты от врага или от палящего зноя, безопасности как таковой. В число этих образов входят, с одной стороны, скалы и крепости, а с другой – дом. Скалу в пустыне можно было воспринимать как военный опорный пункт и, следовательно, как убежище для беглецов. Дом служил более постоянным по своей природе убежищем, в которое странник мог в конце концов вернуться. В большинстве случаев убежищем верующего в Библии изображается Бог, но есть и большие группы образов, связывающие это понятие с городами-убежищами и с жертвенником. Важно также отметить, что это, в первую очередь, ветхозаветный образ. Большинство упоминаний образа «убежища» приходится на Ветхий Завет (в Новом Завете см. Евр. 6:18–20 ).
Распространенность образа можно представить себе, обратившись к основным ветхозаветным словам, выражающим это понятие. Mahseh, «место убежища», часто относится к Богу (напр., Пс. 13:6; 70:7; 141:5 ). В Пс. 103:18 слово означает место, предусмотренное Богом для животных, а в Ис. 4:5–6 это шатер, развернутый Богом над Сионом. Manos, «место бегства», означает надежное прибежище для укрытия от врагов ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:17; 141:4 ). В Пс. 56:1 дается понять, что пещера Одоллам служила таким убежищем, когда Давид собирал силы. Misgab «высокое место» или «башня» было особенно дорого Давиду в изгнании ( Пс. 9:10; 45:8, 12; 47:4 ). M e ona, «мышцы Господни», ассоциируется с вечной жизнью, как во Втор. 33:27 : «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными».
Что же образ города-убежища означал для обычного израильтянина? Это был образ безопасности, защиты от преследований, обновления жизни, которая в противном случае была обречена, и своего рода спасения. Образ преследуемого беглеца, обретающего безопасное положение, занимает центральное место в ветхозаветном представлении о справедливости и спасении, и этим отчасти объясняется популярность данного образа в псалмах.
Аналогичную роль в Ветхом Завете играли рога жертвенника, у которых мог найти убежище спасающийся от кровной мести. Связанные с этим обычаем обстоятельства не вполне ясны по сравнению с тем, что мы знаем о городах-убежищах, но, во всяком случае, есть рассказы о двух людях, попытавшихся спастись от мести у рогов жертвенника, – об Адонии ( 3Цар. 1:50– 53 ) и Иоаве, который был все-таки убит, хотя держался за жертвенник, поскольку Соломон счел его более виновным, чем невинным ( 3Цар. 2:28–34 ).
Бог как убежище. В глазах авторов Библии конечное убежище – это Бог. Основным текстом в этом отношении служит Псалтирь, где этот образ встречается около пятидесяти раз. Чаще всего авторы изображают Бога Тем, «в» Ком заветный народ находит убежище, но иногда картина более конкретная. Предоставляемое Богом убежище в разных местах Псалтири изображается как скала или «твердыня» ( Пс. 17:3; 30:3; 61:8; 93:22 ), крылья ( Пс. 35:8; 56:2; 60:5; 90:4 ), крепость ( Пс. 58:17; 70:3; 90:2 ) и крепкая башня ( Пс. 60:4 ). В Пс. 143:2 представлен хороший пример многозначного образа: «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю».
Эсхатологические образы. Еще одну большую группу образов надежного убежища можно найти в библейских эсхатологических видениях. В этих видениях Бог обещает предоставить убежище Своему народу в будущем. Надеющийся на Бога «наследует землю и будет владеть святою горою Моею» ( Ис. 57:13 ). Наступят дни, пишет Иеремия, когда «Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно» ( Иер. 23:6 ; ср. Иер. 33:16 ). Аналогичные картины рисуют Иезекииль ( Иез. 28:26; 34:28 ) и Осия ( Ос. 2:18 ). Окончательное «надежное место» показано в конце Книги Откровение, где описывается город, «расположенный четырехугольником», и его величественные стены ( Отк. 21:9–21 ), находящиеся вне досягаемости сил зла ( Отк. 21:27; 22:15 ).
См. также: БОГ, ГОРОД, ЗАЩИТА, КРЕПОСТЬ, КРЫЛО, СИОН, СКАЛА, СТЕНА, ТВЕРДЫНЯ, ЩИТ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»