При зарядке аккумулятора кипит электролит что это значит
Кипение электролита при зарядке АКБ – нормально или нет?
В случае если аккумуляторная кислотная батарея перестала работать, ее можно подзарядить. У некоторых автовладельцев при зарядке аккумулятора кипит электролит. Если возникла такая ситуация, нужно разобраться с ее причинами и определиться с дальнейшей тактикой действий.
В каких случаях процесс происходит в рамках нормы?
Чтобы разобраться, должен ли кипеть электролит в аккумуляторе, нужно ареометром измерить плотность этой жидкости. По полученным показаниям определяют уровень заряда. Кипение возникает тогда, когда плотность электролитной жидкости достигает максимума и батарея не может удерживать поступающий в нее зарядный ток.
Излишки энергии поддерживают проходящую в аккумуляторной жидкости электролитную реакцию. Если при достижении полного заряда аккумулятор закипает – это нормально.
Причины для беспокойства отсутствуют, если характерные признаки кипения появляются не раньше, чем через 5-7 часов от начала зарядки батареи. Точное время зависит от состояния аккумулятора и от того, как долго он находился в эксплуатации.
Химические причины кипения электролита
Во время зарядки АКБ накапливает энергию, которая поступает в нее от зарядного устройства. Она идет на восстановление свинцового покрытия пластин. Одновременно образуется кислотный остаток. Он переходит в электролит, тем самым повышая плотность данной жидкости.
Когда свинцовые соли полностью восстанавливаются, начинается электролиз воды. Так называется процесс ее разложения на части при условии, что через воду проходит электрический ток. Во время электролиза высвобождается кислород и водород.
Разложение воды сопровождается выделением пузырьков газа. Его интенсивность увеличивается постепенно: вначале будет слышно незначительное шуршание, со временем появляется четко различимое бульканье.
Внешне это выглядит как простое кипение воды, хотя температура аккумулятора при этом может достичь только 50 °С.
Кипение, как симптом выхода из строя
Быстро закипают аккумуляторы, которые уже не работают и подлежат восстановлению. При недостаточном ресурсе батареи процесс выделения газов может начаться практически сразу после подключения АКБ к сети. При выходе устройства из строя бурление может начаться не во всех банках, а только в некоторых отсеках. Такая ситуация складывается в случаях, когда внутри них разрушаются пластины. В дальнейшем эксплуатировать такую батарею невозможно, она не подлежит ремонту.
Основными причинами быстрого закипания являются:
Если в процессе зарядки кипение идет только в 1 отсеке, то причиной может быть критически низкий уровень кислоты. Также указанная ситуация возникает, если в нем начался процесс разрушения пластин.
В случае если не кипит только 1 секция, рекомендуют проверить количество оставшегося внутри электролита. Если он снизился до минимально возможных значений, то кипение начнется практически сразу после подключения к сети.
Самостоятельное устранение проблемы
Процесс высвобождения газов в заряжающемся аккумуляторе свидетельствует, что тот перестал накапливать энергию. Это происходит преимущественно при достижении 80% от максимальной его емкости. Процент варьируется в зависимости от состояния АКБ и выбранного способа подзарядки.
Сразу отключать аккумулятор от источника питания необязательно, но и в кипящем состоянии оставлять его производители рекомендуют не более чем на 3 часа. Заметив, что началось кипение, следует уменьшить силу тока в 2 раза. Если банки были открыты, то их следует прикрыть так, чтобы осталась небольшая щель для выхода газов.
После уменьшения напряжения кипение спустя некоторое время может вновь возобновиться. В такой ситуации тактика действий не меняется: следует вновь уменьшить количество ампер в 2 раза. Процедура продолжается до тех пор, пока амперметр не покажет, что на аккумулятор питание больше не идет.
Современные зарядные устройства интенсивность подачи тока подбирают автоматически. На оборудовании старого образца автовладельцы должны регулировать его самостоятельно.
Восстановить работу аккумулятора, который начал кипеть во время зарядки, без помощи специалистов можно, если в нем недостаточно электролита. Для этого следует долить специальную жидкость до требуемого уровня. Чаще всего его количество снижается в жаркое время года. Если качественного электролита нет под рукой, то можно временно решить проблему путем доливки дистиллированной воды.
Когда придется обратиться в сервис?
Такое оборудование не подлежит ремонту. Везти его в автомастерскую бессмысленно. Необходимо будет купить аккумулятор.
При отсутствии зарядного устройства дома можно обратиться в ближайший автосервис. Его сотрудники смогут сразу проверить состояние АКБ и подзарядить аккумулятор, если это нужно. На станциях техобслуживания могут быть современные устройства, которые автоматически регулируют подачу тока в зависимости от состояния батареи.
Что делать если при зарядке аккумулятор начинает кипеть?
С повсеместным внедрением необслуживаемых аккумуляторов многие автомобилисты уже забыли, что значить заряжать свой аккумулятор. И когда им всё же приходится проделывать эту процедуру, к своему удивлению они обнаруживают кипящую батарею. Почему это происходит и как этого избежать, разберём в этой статье.
Как устроена аккумуляторная батарея (АКБ)
Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.
Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.
При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.
Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.
В промежутке между основными пластинами расположены другие пластины из пористого пластика, не взаимодействующие с кислотой, которые разделяют электроды и препятствуют их замыканию.
Далее более подробно рассмотрим процесс, зарядки АКБ, именно он нас и интересует в большей степени.
Итак, при зарядке аккумулятора, сульфат свинца переходит в разряд чистого металла, при этом расходуется вода и образуется серная кислота. Плотность электролита при этом увеличивается.
Что же считается кипением аккумулятора?
Этот процесс прямо вытекает из процесса зарядки. Как написано выше при зарядке расходуется сульфат свинца, и когда количество сульфата, становится меньше, некого критического уровня, начинается процесс электролиза воды.
При этом процессе выделяется водород и кислород, которые, как известно, газы. И весь процесс, внешне, напоминает кипение.
Как же правильно заряжать батарею, чтобы избежать этого неприятного процесса? Далее об этом более подробно.
Как правильно заряжать аккумулятор
Сегодня существует два основных способа зарядки батареи, и оба их опишем.
Стоит помнить, что для зарядки используется специальное зарядное устройство с возможностью изменения зарядного тока.
Зарядка малым током
При этом способе вы должны выбрать зарядный ток напряжением равным 0,1 от ёмкости батареи.
То есть если у вас самый распространённый аккумулятор ёмкостью 60 ампер/час, то зарядный ток должен составлять напряжение в 6 Ампер.
Зарядка АКБ таким методом происходит приблизительно сутки. О том, что зарядка закончена, вы узнаете по началу кипения батареи.
Зарядка большим током
Данный способ можно считать профессиональным, так как он требует постоянного наблюдения за процессом, при этом возможно зарядка аккумулятора на 100%.
Зарядку нужно начать напряжением в 14,5 Вольт, после того как, батарея перестанет брать зарядку, она будет заряжена где-то на 80%. Что бы довести зарядку до 90% ёмкости, зарядное напряжение нужно поднять до 15 Вольт.
Ну и последний этап, это доведение зарядки до 100%. Он осуществляется путём добавления напряжения до 16,5 В.
Стоит отметить, что при этом способе нужно не только постоянно наблюдать за батареей, но и иметь профессиональное зарядное устройство.
В каких случаях АКБ начнёт кипеть
Как уже было написано выше кипение электролита, это не совсем кипение, в привычном понимании, это всего лишь фигура речи.
Таким выражением называют процесс выделение газа из электролита, который происходит при зарядке аккумулятора. В этом процессе нет ни чего страшного, однако, по тому, как он происходит можно оценить состояние батареи.
Если этот процесс начался сразу после старта зарядки, то это очень плохой сигнал. С большей вероятностью можно сказать, что аккумулятор у вас уже отработал свой ресурс.
Почему закипает аккумулятор на машине?
Если кипение АКБ при зарядке процесс, чаще всего, нормальный и ни о чём плохом не свидетельствует, то кипение на работающем двигателе это однозначно плохо.
Такой момент свидетельствует о неисправности в электрооборудовании автомобиля.
Ниже буде рассмотрено, в каких же случаях кипит батарея на работающем моторе.
Способы определения кипящего аккумулятора
Если у вас батарея обслуживаемая, то этот процесс проще всего определить визуально. Например, так как это показано на видео ниже:
Если же у вас самая распространённая сегодня, необслуживаемая АКБ, то процесс кипения можно определить по косвенным признакам.
Причины кипения АКБ на машине
К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.
Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.
Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.
Перезаряд — это процесс зарядки от генератора токами, напряжение которых выше штатных.
Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.
Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.
Сульфатация — это химический процесс, при котором образуется сернокислый свинец на поверхности пластин.
В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.
То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.
Собственно, это все основные причины кипения АКБ.
Профилактика кипения электролита на работающем моторе
Для того что бы ваша АКБ, прослужила максимально долго, нужно придерживаться простых и нехитрых правил профилактики кипения электролита:
На этом все, удачи на дорогах и никогда не ломайтесь.
Должен ли кипеть электролит АКБ при зарядке
Бывает, что при зарядке аккумулятора кипит электролит. Почему этот процесс имеет место и что предпринять в данном положении? При смене сезонов и наступлении холодов вопрос о заряде аккумулятора становится более актуальным.
Особенно, если какое-то транспортное средство стоит без поездок длительное время. Или нерадивый владелец забыл выключить на ночь электроприборы в автомобиле. Зачастую единственным решением аккумуляторного вопроса является зарядка.
Механизм АКБ и функция подзарядки
После изучения внутреннего устройства АКБ автовладельцу будет проще разобраться в вопросе, что представляет собой аккумуляторное устройство и почему возникает кипящий процесс.
Аккумулятор вмещает в себя такие компоненты:
Во внутренней ёмкости аккумулятора находятся элементы, которые производят энергию. Они называются банками, их стандартно присутствует 6 штук. Внутри каждой такой банки находится 8 отрицательных и 8 положительных пластинок.
В период зарядки свинец, который присутствует в отрицательных электродах, вступает в реакцию с пластинками со знаком плюс и электролитом. Именно при этой химической реакции и образуется газ, который демонстрирует всем известное «кипение».
Почему аккумулятор кипит
В основном, аккумулятор начинает закипать на последних стадиях процесса зарядки. Каждый аккумулятор имеет параметры, которые ограничивают вместимость энергии. Когда зарядка близка к завершению, энергия начинает преобразовываться в газы.
Возникновение этих газовых пузырьков демонстрирует эффект, схожий с кипением жидкостей. Поэтому, если ваш аккумулятор начал подавать сигналы кипения с самого начала зарядки – это тревожный сигнал. Который может показывать, что ресурс данного аккумулятора исчерпан.
Также по этой причине нельзя выполнять зарядку АКБ при забитой газовыводящей трубке. В редких случаях аккумулятор может попросту разорвать. Поэтому принцип образования газовых пузырей вполне объясним.
Как только они начали формироваться, АКБ лучше отсоединить от зарядного механизма и заканчивать функцию подзарядки.
Химические причины бурления АКБ
При зарядном процессе энергия уходит на возобновление свинцового напыления пластинок батареи. Параллельно этому действию возникает образование кислотного остатка. Он перетекает в электролит, тем самым увеличивая его плотность.
После восстановления свинцовых солей случается электролиз воды, когда сквозь воду пробивается ток. При этой операции освобождается кислород и водород.
При расслоении воды возникают газовые пузырьки, которые медленно накапливают свою интенсивность. От незначительного шипения до явно выразительного бурления. Внешне это напоминает всем знакомый процесс закипания воды.
Как подготовить батарею к работе
Для начального этапа зарядки необходимо осуществить следующие мероприятия:
Что представляет верная зарядка аккумулятора
Нынешние аккумуляторы предполагают эксплуатацию тока в пропорции 1/10 от всего объёма. Таким образом, подзарядку АКБ 12В 60 Ач необходимо выполнять током не выше 6 ампер.
Но не стоит придерживаться этого способа, если АКБ разряжена до конца. Для этого случая подобает использовать напряжение ниже – около 2-х ампер.
Не стоит использовать форсированный способ подзарядки. Так как это может сказаться на зарядном устройстве отрицательным образом. Иногда автолюбители понижают напряжение и осуществляют подзарядку на уровне 0,1 ампер. Это делает процесс более длительным, но не влияет на функциональность конструкции.
Важные нюансы зарядки
Не следует отключать аккумулятор моментально, как вы увидели процесс кипения. В таком состоянии батарея ещё спокойно может выполнять зарядку в процессе 2-3-х часов.
А затем АКБ считается полноценно заряженной и готовой к использованию. Однако, если кипение продолжается более длительное время, это может способствовать выходу батареи из строя.
Не стоит забывать, что при длительном кипении также будет выкипать электролит. Кроме того, батарею нельзя оставлять возле открытых источников огня, под дождём или снегом.
Помещение должно быть открытым. А место для установки АКБ должно иметь сухую, ровную и устойчивую поверхность.
Как действовать, если во время зарядки аккумулятор кипит
Если процесс кипения начался в самом начале подзарядки, ваш аккумулятор пришёл в негодность. И это самое, то время приобрести новый.
А вот, если бурление началось в разгаре процесса, необходимо выполнить ряд простых манипуляций. Оставлять АКБ в кипящем состоянии производители рекомендуют не больше 3-х часов.
Порядок действий при начале кипения:
Меры профилактики для установленного в авто АКБ
Не рекомендуется допускать кипение аккумулятора, когда он установлен на автомобиль. Для этого нужно выполнять простые рекомендации, которые легко освоит любой автовладелец:
Всё это поможет предотвратить непредвиденное кипение аккумулятора и избежать неприятных последствий для автомобиля.
Варианты зарядки аккумулятора
Стандартно аккумуляторы заряжаются малым и большим током. Для первого способа напряжение тока должно рассчитываться из формулы 0,1 от ёмкости АКБ. То есть для батарей ёмкостью 60 Ач напряжение выйдет 6 А.
В таких условиях аккумулятор заряжается около суток. Начало кипения свидетельствует об окончании процесса зарядки.
Второй вариант рассматривается как более профессиональный, но предполагает постоянное наблюдение за процессом зарядки. В итоге можно получить заряд на 100% при минимальных временных затратах. При этом способе зарядка начинается с напряжения 14,5 Вольт.
Когда аккумулятор больше не берёт заряд (то есть он заряжен на 80%), напряжение переводится на 15 Вольт. И последние 10% заряда набираются с помощью 16,5 Вольт. Этот способ возможен с более дорогим оборудованием.
Быстрое закипание – показатель нерабочего аккумулятора
Практически сразу начинают закипать аккумуляторы, ресурс батареи которых исчерпался. Иногда кипение начинается не во всех банках одновременно, а лишь внутри некоторых отсеков.
Это означает, что пластины внутри них разрушены и восстановлению не подлежат. Такой аккумулятор невозможно починить, единственный выход из ситуации – приобрести новый.
Причины быстрого кипения могут быть такие:
Когда кипение совершается только в 1-м отсеке, это может говорить про недостаточный уровень кислоты. Или о начальном этапе разрушения пластин. При кипении рекомендуется сверить уровень электролита.
Когда нужно обратиться на сервис
Продолжать зарядку аккумулятора, который закипел при самом начале работы – опасный процесс. Эти знаки говорят, что дальше продолжать зарядку самостоятельно нельзя и аккумулятор вышел из строя.
Принудительное продолжение подзарядки в таких условиях спровоцирует выделение ядовитого газа. Который может взорваться внутри батареи. Нет смысла везти такой прибор в ремонт. Единственный выход – купить новый аккумулятор.
Если вы не владеете зарядной конструкцией, вы можете обратиться на СТО. Практически на любой станции вам помогут зарядить неработающий аккумулятор.
Также на многих станциях существует оборудование, способное регулировать введение тока в зависимости от состояния аккумулятора.
Как измерить плотность электролита
Плотность электролита в аккумуляторе является важным показателем и показывает возможность АКБ брать на себя заряд.
Замеры сразу после подзарядки являются преувеличенными. Вследствие этого следует производить замеры у заряженного аккумулятора.
Который находится минимум 2 часа в спокойном состоянии, при этом температура воздуха должна колебаться на уровне 25 градусов.
Единицы измерения плотности – граммы на кубический сантиметр.
Этот показатель при оптимальных условиях должен равняться 1,25-1,27 г/см3.
При более холодной температуре он может доходить до 1,29 г/см3.
А при более жарком климате цифры, наоборот, имеют тенденцию к понижению.
Вымерять плотность самостоятельным образом возможно со специальным прибором – денсиметром. Он разработан в виде стеклянной трубы, внутри которой расположен ареометр. С одного бока у него – пластиковая труба, а с другой – груша из резины.
Для измерения банка с электролитом открывается и прибор опускается в жидкость, электролит при этом заходит в грушу. Индикатор аэрометра продемонстрирует реальную плотность.
Такой замер производится у обслуживаемого варианта батарей. Существуют также не обслуживаемые аккумуляторы, у них плотность проверяется путём просмотра специального окна.
Если плотность соответствует нормам – индикатор будет зелёного цвета. При пониженной плотности мы увидим чёрный индикатор.
Зарядка разных вариантов аккумуляторов
При зарядке первым делом нужно обратить внимание на тип аккумулятора, и производить зарядку в зависимости от вашего типа.
Обслуживаемые аккумуляторы. Данный тип АКБ негерметичный, поэтому вода в банках имеет возможность испаряться. При необходимости банки можно открыть и проверить уровень электролита.
Не обслуживаемые АКБ. Вода в этих устройствах не может испариться, так как они полностью герметичны. Она поднимается на внутренние стенки в качестве конденсата, а затем вновь опускается в банки.
Уровень в таких устройствах проверяется через специальное окошко, в котором можно на просвет увидеть количество жидкости.
Заключение
Процесс зарядки аккумулятора имеет достаточно простой механизм, который с лёгкостью можно освоить в домашних условиях. Самое главное соблюдать все меры безопасности. Тщательно выбирайте место для подзарядки своей АКБ.
Чтобы не подвергнуть лишнему риску себя и окружающих вас людей. А в случае отсутствия подходящего прибора в личном распоряжении, вы всегда можете обратиться в сервис за этой услугой.
Закипел аккумулятор при зарядке — почему и что делать
Аккумуляторная батарея – важная деталь транспорта, обеспечивающая запуск двигателя, и служащая источником питания для энергозависимых устройств в автомобиле, когда мотор выключен. Немало владельцев автомобилей сталкивались с ситуацией, когда во время зарядки АКБ начинает закипать электролит. Вообще, пузыри, образующиеся в кислотном растворе – это не кипение, но обычно это называют так. Само по себе явление не указывает на какие-то проблемы с батареей. Но если аккумулятор кипит при зарядке несвоевременно или неравномерно, это неполадка. А если допустить продолжительное и интенсивное выделение газов, источник питания и вовсе выйдет из строя.
Если аккумулятор кипит при зарядке несвоевременно или неравномерно — это неполадка.
Нормально ли кипение аккумулятора и почему оно возникает
Прежде чем рассматривать, что это может означать, надо разобраться, что происходит в батарее, если поставить ее на подзарядку.
Когда на электроды АКБ подается зарядный ток, сульфат свинца, образовавшийся при разрядке, «превращается» в свинец и диоксид свинца. Это естественная реакция. Вместе с этим образуется серная кислота, которая приводит к увеличению плотности электролита, заряда и напряжения аккумулятора. Когда основная масса сульфата распадается на кислоту, свинец и диоксид, и напряжение поднимется выше установленной точки, на электродах элемента питания начинает активно выделяться водород и кислород.
Процесс сопровождается тем, что наружу выходят эти газы в виде пузырьков, и кажется, что электролит закипел. А так раствор кислоты даже не приближен к температуре кипения, то есть физически он не закипает. Тогда что может значить газообразование – это электролиз воды.
Если электролит начинает кипеть в ходе зарядки через 5 – 8 часов – это нормально, процесс подходит к концу. О чем говорит интенсивное газообразование – уровень заряда АКБ достиг 70 – 80%, то есть через 2 – 3 часа можно отключать от зарядного устройства. Когда кипение начинается сразу после подключения – аккумулятор неисправен.
К слову, электролит «кипит» в свинцово-кислотных АКБ. В гелевых разновидностях газы, образуемые при зарядке, рекомбинируют в воду. И гелевые батареи преимущественно необслуживаемые, то есть визуально нельзя узнать, в каком состоянии кислота.
Почему кипит АКБ
Одни причины кипения связаны с зарядным устройством, другие – с самой батареей. Часть из них реально устранить, но все зависит от условий эксплуатации и запущенности.
Повышенное напряжение заряда
Напряжение на контактах АКБ в ходе зарядки – важнейший параметр, превышение которого не допускается. Стандартная батарея автомобиля на 12 В состоит из 6 так называемых «банок», соединенных последовательно. 1 банка, заряжаясь, должна получать максимум 2.4 В. Цифра для всей АКБ – до 14.4 В. При превышении начнется электролиз, то самое «кипение».
К слову, меньше тоже не рекомендуется – батарея или вовсе не заряжается, или не наберет 100%. Подобная проблема наблюдается в автомобилях с неисправным генератором. К примеру, если двигатель запущен, а напряжение бортовой сети 14.1 В – этого мало для зарядки батареи, и дополнительно надо использовать ЗУ.
Чтобы получить реальные цифры напряжения, мерить параметр надо на клеммах источника питания, воспользовавшись мультиметром. К слову, только подсоединив зарядку, напряжение будет куда ниже, чем 14.4 В – это норма. Вместе с накоплением энергии растет и напряжение, поэтому его отслеживать надо по ходу всего процесса.
Чтобы устранить кипение в этой ситуации, достаточно отрегулировать напряжение на зарядном приборе. Если доступна только регулировка тока – его снижают, а вместе с ним и напряжение. Если ЗУ не позволяет ничего регулировать – лучше взять новое.
Зарядный ток выше нормы
Напряжение связано с током. В случае с кипящим электролитом смотрят на соотношение зарядного тока к реальной емкости батареи. Реальная – текущая, а не та, что указана на корпусе новой АКБ. По ходу эксплуатации емкость то падает.
И учитывая емкость, выставляют силу тока заряда. Как высчитать: 10% от емкости – необходимая сила. К примеру, для батареи 60 Ач это 6 А. Но это только если она новая. Даже если придерживаться правил эксплуатации, за год потеряется 10 – 15% емкости, соответственно, ток зарядки нужен другой. А если выставлять повышенный, не удивительно, что батарея начинает кипеть.
Первый способ устранения проблемы – следить за реальной емкостью, и учитывая параметр, выставлять нужный зарядный ток. Но без подходящих приборов этого не сделаешь. Второй – приблизительно понижать ток по мере пользования АКБ. К примеру, через год эксплуатации ток смело снижают на 1 А.
Сульфатация АКБ
Это когда на пластинах аккумулятора образуется налет из сульфата свинца. В общем, проявляется он из-за недозаряда и недостаточного уровня электролита. Если дело в недозаряде, то налет не растворяется, а наоборот – увеличивается в размерах и твердеет. Если дело в нехватке электролита, то пластины и вовсе работаю «в сухую».
Из-за сульфатации резко падает емкость. Ведь чем она выше, тем большая площадь свинца «плавает» в электролите. Покрывшись сульфатами, он перестает участвовать в химической реакции. Учитывая сниженную емкость, при зарядке надо подавать малый ток, а так как многие упускают этот момент из виду – электролит начинает кипеть раньше положенного.
Если сульфатация только началась, делают десульфатацию – включают специальный режим зарядки, и тогда часть сульфатов распадается, «раскрывая» свинец. Для этого необходимо особое ЗУ. Если такого нет – используют стандартные зарядники и нагрузку.
Если сульфатация «укоренилась», исправить ситуацию не получится, в крайнем случае – заряжать аккумулятор малыми токами. Но это возможно только при использовании зарядного устройства, а под капотом автомобиля электролит будет кипеть. Отсюда рекомендация – замена АКБ.
Низкий уровень электролита
Ниже объем рабочей жидкости – быстрее наступает сульфатация. Еще один момент – из-за нехватки токопроводящей жидкости пластины «оголяются», и не принимают участия в зарядке. Получается, стандартные токи зарядки уже не подойдут – электролит начнет кипеть раньше положенного.
Если АКБ предполагает обслуживание – доливают электролит. Если нет – заменяют. Впрочем, есть умельцы, проделывающие в отсеках отверстия, но делать так не стоит – небезопасно.
Проверка уровня электролита.
Короткое замыкание
Кипеть электролит из-за КЗ начинает по ряду причин. Само по себе короткое замыкание – это когда в отдельном отсеке соприкасаются пластины, имеющие разную полярность. Такая банка становится проводником тока. И если пластины замкнут хотя-бы в одной, она «выпадает из строя». Как итог – работают не все банки из шести. Каждой требуется напряжение в 2.4 В, при последовательном соединении всего – 14.4 В. И если отсек «выпал», напряжение падает. Не изменив параметр, электролит начнет быстро кипеть.
Выявить КЗ в отсеке реально, но только в обслуживаемой АКБ. Для этого открывают крышку и наблюдают за поведением электролита. Если конкретный отсек не кипит – проблема в нем.
Другой способ – проверить под нагрузкой. Тогда прокручивают стартер и смотрят на токопроводящую жидкость. «Коротыш» сразу начнет кипеть. Аккумуляторную батарею, пережившую короткое замыкание, только заменять.
Аккумулятор должен кипеть при зарядке, но только ближе к концу. Если бурления нет, только пузыри сверху – вообще порядок. Если кипение начинается сразу после подсоединения ЗУ или в первые два часа – это проблема.