При задержке рейса более чем на 2 часа
Как получить компенсацию за задержанный рейс
Рейс задержали. Что делать?
В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.
п. 99 Федеральных авиационных правил
Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.
В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.
Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании ×
Получить компенсацию
Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.
Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.
Разный размер компенсации
Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.
Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.
Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:
Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).
Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.
Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.
Практика в пользу авиаперевозчиков
Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.
Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).
Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.
Практика в пользу пассажира
Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).
К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.
Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.
Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.
Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.
Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×
В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.
Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения ×
Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир
1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.
2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.
3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.
4. В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».
5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.
6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.
8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.
9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.
11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.
12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.
13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.
14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.
15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.
Компенсация за задержку рейса по России: чего можно требовать от авиакомпании?
Я летела на самолете по России, и полет продлился дольше, чем ожидалось. Как выяснилось потом, причиной стало импровизированное авиашоу, которое в небе устроили пилоты.
Могу ли я получить компенсацию от авиакомпании? Если да, то что для этого нужно сделать?
Если авиакомпания без веских оснований доставила вас в пункт назначения позже обещанного, вы можете потребовать от нее выплаты штрафа. А если из-за задержки вы опоздали на стыковочный рейс и билет на него пропал, можете обратиться в суд и взыскать с перевозчика убытки.
Что можно потребовать от авиакомпании
Когда вы покупаете авиабилет, то заключаете с транспортной компанией договор перевозки. По нему авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. А вы обязаны оплатить стоимость проезда и провоза багажа, если он есть.
Авиакомпания должна перевезти пассажира и багаж в сроки, указанные в авиабилете и в расписании на сайте перевозчика. Она несет ответственность за техническое состояние самолета и действия своего персонала. Если пилоты без уважительной причины отклонились от маршрута, отказались выполнять рекомендации диспетчеров или нарушили нормы авиационной безопасности, пассажир может потребовать компенсации.
Вот на что может рассчитывать пассажир.
Авиакомпания не должна платить штраф и неустойку, если ей удастся доказать, что рейс задержался из-за обстоятельств непреодолимой силы. Либо из-за того, что надо было устранить неисправности самолета, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также из-за других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.
Возмещение убытков. Если из-за опоздания самолета пассажир понес убытки, он может потребовать эти деньги от авиакомпании. Это возможно, если турист не успел на стыковочный рейс или у него пропали билеты на поезд. Еще бывает, что путешественник упустил единственный катер, который должен был отвезти его на остров, на котором он оплатил отель.
Компенсация морального вреда. Если на фоне стресса из-за опоздания рейса у туриста ухудшилось здоровье или он пострадал, турист может потребовать компенсировать ему моральный вред. Размер компенсации определяет суд, и он не зависит от суммы возмещения имущественного вреда. Если суд решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация нанесла пассажиру моральный ущерб, перевозчику придется выплатить компенсацию.
Как взыскать деньги
Перед тем как требовать деньги через суд, я рекомендую направить авиакомпании досудебную претензию: вдруг перевозчик решит добровольно удовлетворить ваши требования. Тогда можно будет избежать судебных разбирательств. Если претензия не помогла, придется идти в суд.
Если воздушное хулиганство пилотов заметила Росавиация, путешественнику будет проще доказать в суде виновность авиакомпании. Например, в ноябре 2020 года пилоты компании «Победа» исполнили во время рейса маневр, который не был предусмотрен планом полета и разрешением на использование воздушного пространства. В результате самолет прибыл в пункт назначения с задержкой, создал в небе нештатную ситуацию и усложнил работу диспетчеров, которые контролируют перемещение воздушных судов в секторах. По информации РБК, комиссия Росавиации провела расследование и выявила, что руководство «Победы» не выполнило как минимум три из 13 обязательств, которые задекларированы во внутренней политике авиакомпании в области безопасности полетов.
Если вы пассажир этого рейса и решите получить от компании компенсацию, суд может запросить у комиссии Росавиации отчет. Тогда перевозчику вряд ли удастся обосновать задержку рейса крайней необходимостью или обстоятельствами непреодолимой силы.
Какой иск подать: коллективный или индивидуальный
Выгода коллективного иска в том, что можно поделить на всех заявителей судебные расходы и траты на гонорар юриста. Для этого пассажиры заключают соглашение и заверяют его у нотариуса.
Составить коллективный иск сложнее, чем индивидуальный. Например, придется определить тех, в интересах кого подается иск, собрать заявления от присоединяющихся лиц и опубликовать предложение о присоединении к иску. Их публикуют на сайтах судов.
Вести коллективное дело тоже непросто. Мне кажется, в вашей ситуации лучше подавать индивидуальный иск.
Что говорят суды
Если перевозчику действительно надо было изменить время вылета или период полета, например, из-за плохой погоды, обычно суды не поддерживают истцов.
Так, ростовчанин обратился в суд, чтобы взыскать с авиакомпании убытки, штраф и компенсацию морального вреда. Пассажир вылетел из Ростова-на-Дону в Новосибирск, где должен был пересесть на другой самолет и улететь в Красноярск. Но через три часа полета командир воздушного судна решил вернуться в Ростов-на-Дону из-за технической неисправности: на дисплее появилась надпись «Низкий уровень гидравлической жидкости первой гидросистемы».
Авиакомпания обжаловала это решение. Ее представитель говорил, что пилот решил развернуть самолет, чтобы устранить неисправность. По мнению перевозчика, она могла навредить жизни или здоровью пассажиров. Суд второй инстанции согласился с доводами перевозчика и сказал, что в этой ситуации тот не должен нести ответственность. В результате заявителю отказали в удовлетворении иска, не возместили убытки и не компенсировали моральный вред.
Если авиаперевозчик изменил расписание без веских оснований, суды, как правило, встают на сторону пассажиров. Но они часто снижают запрашиваемые заявителями суммы, особенно размер компенсации морального вреда.
Например, в Астрахани авиакомпания задержала рейс в Москву на 27 минут. У пассажиров был составной рейс по маршруту Астрахань — Москва — Алма-Ата — Усть-Каменогорск. Когда первый самолет задержался, пассажиры поняли, что они не успевают на второй. Авиакомпания предлагала другие рейсы, но ни один из них не подошел: люди летели на похороны отца и все равно на них не успевали. Из-за этого они остались дома.
Что делать при задержке авиарейса
От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.
Тамара Рогачёва
Как понять, что рейс задержан
Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.
Но бывает и по-другому: если авиакомпания знает о задержке рейса, то по закону она обязана вас об этом предупредить. Чаще всего SMS-сообщением.
Если вы уже в аэропорту, то сообщение о задержке появится на табло и будет продублировано по громкой связи.
Что делать, если рейс задержан
Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.
С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.
Фото: Uskarp / Shutterstock
Что мне должна авиакомпания
Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.
Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.
Все эти случаи считаются «непредвиденными обстоятельствами, независящими от компании», и денежная компенсация за них не предусмотрена.
А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.
При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.
Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.
При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.
Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.
Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock
Что за компенсации
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Фото: Alen thien / Shutterstock
Как получить нормальную компенсацию за задержку
При оформлении билетов на сайте Туту можно докупить услугу «Страхование на время поездки». По ней вы сможете получить моментальную выплату до 10 тысяч рублей при задержке рейса. На такую сумму можно рассчитывать при задержке багажа, а вот при его повреждении или потере страховая выплатит уже от 30 тысяч рублей.
Куда деть багаж
При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.
Как облегчить ожидание вылета
Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.
Берите с собой гаджеты: телефон, компьютер, планшет. Скрасите ожидание просмотром сезона какого-нибудь сериала. Только не забудьте взять с собой повербанк, а ещё лучше тройник. Розетки в аэропортах нарасхват, а так получится не только «отжать» розетку, но ещё и соседям по несчастью помочь — поверьте, они точно будут вам благодарны и, быть может, даже угостят вас чашечкой латте.
Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.
И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.
Фото: Sorbis / Shutterstock
Как себя развлечь, не покидая аэропорта
Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.
Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.
Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.
В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.