При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Единый государственный экзамен по биологии

Демонстрационный вариант 2003 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 55 заданий.
Часть 1 включает 42 задания (А1 – А42). К каждому заданию приводится 4 ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (B1 – B8): 4 – с выбором трех верных ответов из шести, 2 – на соответствие, 2 – на последовательность биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 5 заданий со свободным ответом (С1 – С5). При выполнении заданий С1 – С3 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С4, С5 – полный развернутый ответ. Ответы на задания С1 – С5 надо записать на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.
Для получения отметки «3» достаточно выполнить верно любые 16 заданий из всей работы.
Для получения отметки «5» не требуется выполнить все задания работы, но среди верно выполненных должно быть не менее одного задания из Части 2 и одного задания с полным развернутым ответом высокого уровня из Части 3 (С4 или С5).
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает выбранный Вами ответ, поставив знак « х » в соответствующей клеточке бланка для каждого задания (А1-А42).

А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования:

1) цитология;
2) генетика;
3) селекция;
4) систематика.

A2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1) Клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов.
2) Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов.
3) Клетки прокариот не имеют оформленного ядра.
4) Вирусы не имеют клеточного строения.

А3. Изображённый на рисунке органоид, обеспечивающий быстрое продвижение веществ в клетке, представляет собой:

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

1) комплекс Гольджи;
2) плазматическую мембрану;
3) эндоплазматическую сеть;
4) микротрубочки цитоплазмы.

A4. В состав каких молекул входит фосфор, необходимый всем живым организмам:

1) жиров;
2) моносахаридов;
3) полисахаридов;
4) нуклеиновых кислот.

A5. Чем обеспечивается точная последовательность расположения аминокислот в молекуле белка в процессе его биосинтеза:

1) матричным характером реакций в клетке;
2) высокой скоростью химических реакций в клетке;
3) окислительным характером реакций в клетке;
4) восстановительным характером реакций в клетке.

A6. Какие клетки человека наиболее существенно различаются по набору хромосом:

1) соединительной и эпителиальной тканей;
2) половые мужские и женские;
3) половые и соматические;
4) мышечной и нервной тканей.

A7. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека:

1) полимиелита;
2) оспы;
3) гриппа;
4) ВИЧ.

A8. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток:

1) обыкновенная амеба;
2) инфузория туфелька;
3) многоклеточная водоросль;
4) пресноводная гидра.

A9. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении:

1) аллельные;
2) доминантные;
3) рецессивные;
4) сцепленные.

A10. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) Все особи имеют одинаковый генотип.
2) Все особи имеют одинаковый фенотип.
3) Все особи имеют сходство с одним из родителей.
4) Все особи живут в одинаковых условиях.

A11. Каковы особенности модификационной изменчивости:

1) проявляется у каждой особи индивидуально, так как изменяется генотип;
2) носит приспособительный характер, генотип при этом не изменяется;
3) не имеет приспособительного характера, вызвана изменением генотипа;
4) подчиняется законам наследственности, генотип при этом не изменяется.

A12. Какие методы использовали селекционеры при выведении черно-пестрой породы крупного рогатого скота:

1) мутагенеза;
2) полиплоидии;
3) гибридизации и отбора;
4) гетерозиса и искусственного оплодотворения.

A13. Сходство и родство организмов, обусловленное общностью их происхождения, лежит в основе:

1) формирования между ними пищевых связей;
2) их участия в круговороте веществ ;
3) их совместного обитания в экосистеме;
4) их классификации, объединения в группы.

A14. Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

1) Семена бобовых содержат много белка.
2) Поле освобождается от сорняков.
3) Почва обогащается азотными солями.
4) Почва становится более рыхлой.

A15. К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода:

1) пасленовых;
2) бобовых;
3) крестоцветных;
4) лютиковых.

A16. Какая система органов млекопитающих доставляет к клеткам тела кислород и питательные вещества и освобождает их от продуктов обмена:

1) эндокринная система;
2) кровеносная система;
3) пищеварительная система;
4) опорно-двигательная система.

A17. Почему китов относят к классу млекопитающих:

1) имеют развитую кору головного мозга, постоянную температуру тела, выкармливают детенышей молоком;
2) имеют обтекаемую форму тела, выкармливают детенышей молоком;
3) передвигаются с помощью хвостового плавника и передних конечностей, превратившихся в ласты;
4) размножаются в воде, рождают крупных детенышей.

A18. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми:

1) через них удаляется непереваренная пища;
2) через них удаляются жидкие продукты обмена;
3) в них образуются пищеварительные ферменты;
4) они регулируют содержание гормонов в крови.

A19. Почему пища должна содержать витамины:

1) они входят в состав ферментов;
2) они входят в состав гормонов;
3) они содержат богатые энергией связи;
4) они являются хранителями наследственной информации.

A20. Дыхательный центр расположен в отделе головного мозга, обозначенном на рисунке буквой:

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

A21. Почему опасно гладить бездомных собак?

1) Можно заразиться детскими острицами.
2) Можно заразиться эхинококком.
3) Можно заразиться печеночным сосальщиком.
4) В организм могут попасть финны бычьего цепня.

A22. Что является структурной единицей вида:

1) особь;
2) колония;
3) стая;
4) популяция.

A23. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1) В повышении жизнеспособности популяции.
2) В увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора.
3) В уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора.
4) В увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора.

A24. Каковы последствия действия движущего отбора:

1) сохранение старых видов;
2) поддержание нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) устранение особей с новыми мутациями.

A25. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?

1) Об их родстве, происхождении от общего предка.
2) О развитии их по пути идиоадаптации.
3) О возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека.
4) О возможности возникновения речи у человекообразных обезьян.

A26. Действие антропогенного фактора не носит закономерного характера, поэтому у особей популяции:

1) формируются к нему приспособления;
2) не могут сформироваться к нему приспособления;
3) возникают полезные для особи мутации;
4) возникают полезные для особи модификации.

A27. Какую закономерность отображает рисунок:

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

1) пищевую цепь;
2) экологическую пирамиду;
3) колебания численности популяций;
4) процесс саморегуляции.

A28. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы:

1) корневое давление;
2) фотосинтез;
3) саморегуляция;
4) круговорот веществ.

A29. В преобразовании биосферы главную роль играют:

1) живые организмы;
2) химические процессы;
3) физические процессы;
4) механические явления.

A30. Какова причина глобального изменения в биосфере – возникновения парникового эффекта:

1) уменьшение толщины озонового слоя;
2) уменьшение содержания азота в атмосфере;
3) увеличение содержания окислов серы в атмосфере;
4) увеличение содержания углекислого газа и задымление атмосферы.

A31. В митохондриях в отличие от хлоропластов не происходит синтез молекул:

1) АТФ;
2) глюкозы;
3) иРНК;
4) белка.

A32. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического:

1) богатые энергией молекулы АТФ;
2) ферменты для ускорения реакций;
3) кислород для реакций расщепления;
4) неорганические соли и кислоты.

A33. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК:

1) состоят из двух полинуклеотидных цепей;
2) имеют форму спирали;
3) это биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов;
4) обе содержат по нескольку тысяч генов.

A34. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы:

1) оплодотворения;
2) бластулы;
3) гаструлы;
4) органогенеза.

A35. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей:

1) В них мало питательных веществ.
2) Они очень медленно растут и невкусные.
3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.
4) В них накапливается много нитратов.

A37. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.
2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.
3) Относятся к высшим споровым растениям.
4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

A38. Грудное вскармливание предохраняет грудных детей от инфекционных болезней, так как в молоке матери содержатся:

1) питательные вещества;
2) ферменты;
3) гормоны;
4) антитела.

A39. Что происходит в организме человека после предохранительной прививки:

1) вырабатываются ферменты;
2) кровь свертывается, образуется тромб;
3) образуются антитела;
4) нарушается постоянство внутренней среды.

A40. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так как у него нарушается деятельность:

1) вегетативной нервной системы;
2) мозжечка;
3) спинного мозга;
4) продолговатого мозга.

A41. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора:

1) сохранение старых видов;
2) сохранение нормы реакции;
3) появление новых видов;
4) сохранение особей с неизмененными признаками.

A42. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?

1) В ее состав входит небольшое разнообразие видов.
2) Для нее характерно большое разнообразие видов.
3) Она имеет длинные цепи питания.
4) Численность небольшого числа видов в ней высокая.

Часть 2

При выполнении заданий В1–В4 в бланк ответов запишите номера трех элементов, относящиеся к правильному ответу, начиная с первой клеточки, без пропусков и знаков препинания.

B1. Какие особенности органов кровообращения и дыхания характерны для земноводных:

1) сердце трехкамерное без перегородки в желудочке;
2) сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке;
3) один круг кровообращения;
4) два круга кровообращения;
5) на всех стадиях развития дышат с помощью легких;
6) на стадии взрослого животного дышат с помощью легких и кожи.

B2. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека:

1) мышц верхних и нижних конечностей;
2) сердца и кровеносных сосудов;
3) органов пищеварительного тракта;
4) мимических мышц;
5) почек и мочевого пузыря;
6) диафрагмы и межреберных мышц.

B3. Какие функции выполняет в клетке ядро:

1) обеспечивает поступление веществ в клетку;
2) служит местом локализации носителей наследственной информации – хромосом;
3) с помощью молекул посредников участвует в синтезе молекул белка;
4) участвует в процессе фотосинтеза;
5) в нем органические вещества окисляются до неорганических;
6) участвует в образовании хроматид.

B4. Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.
2) Появление хлорофилла у мхов.
3) Возникновение тканей у хвойных.
4) Возникновение семени у голосеменных.
5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.
6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

При выполнении заданий В5–В6 установите соответствие между объектами или процессами и описанием их свойств и признаков.

B5. Установите соответствие между отдельными функциями нейронов и типами нейронов, которые эти функции выполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

B6. Установите соответствие между строением и функциями эндоплазматической сети и комплекса Гольджи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При выполнении заданий В7В8 определите последовательность биологических процессов и явлений.

B7. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам органа слуха:

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

B8. Установите последовательность этапов энергетического обмена:

А) расщепление биополимеров до мономеров;
Б) поступление органических веществ в клетку;
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
Д) синтез двух молекул АТФ;
Е) синтез 36 молекул АТФ.

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Часть 3

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк. Запишите номер задания (С1 и т.д.), затем на задания С1 и С2 дайте ответ из одного-двух предложений, а на задания С3–С5 – развернутый ответ.

C1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

C2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

C3. Какие признаки характерны для царства растений?

C4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?

C5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

Часть 1

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Часть 2

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Часть 3

С1. С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

С2. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

С3. Какие признаки характерны для царства растений?

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

С4. Почему достижения молекулярной биологии имели большое значение для развития генной инженерии?

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

С5. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Источник

Законы Менделя

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

С него часто начинаются генетические задачи (в качестве первого скрещивания). Этот закон гласит о том, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения будут единообразны по данным признакам.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Анализирующее скрещивание

Анализируя полученное потомство, можно сделать вывод о генотипе гибридной особи.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Неполное доминирование

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

«При скрещивании гетерозиготных гибридов (Aa) первого поколения F1 во втором поколении F2 наблюдается расщепление по данному признаку: по генотипу 1 : 2 : 1, по фенотипу 3 : 1″

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

В нем речь идет о дигибридном скрещивании, то есть мы исследуем не один, а два признака у особей (к примеру, цвет семян и форма семян). Каждый ген имеет два аллеля, поэтому пусть вас не удивляют генотипы AaBb 🙂 Важно заметить, что речь в данном законе идет о генах, которые расположены в разных хромосомах.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Запомните III закон Менделя так: «При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга, комбинируясь друг с другом во всех возможных сочетаниях.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Очевидно, что расщепление по фенотипу среди гибридов второго поколения составляет: 9:3:3:1.

Пример решения генетической задачи №1

Доминантный ген отвечает за развитие у человека нормальных глазных яблок. Рецессивный ген приводит к почти полному отсутствию глазных яблок (анофтальмия). Гетерозиготы имеют глазное яблоко малых размеров (микрофтальмия). Какое строение глазных яблок будет характерно для потомства, если оба родителя страдают микрофтальмией?

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Пример решения генетической задачи №2

Полидактилия и отсутствие малых коренных зубов передаются как аутосомно-доминантные признаки. Гены, отвечающие за развитие этих признаков, расположены в разных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

В данном случае мы построим решетку Пеннета, которая сделает генотипы потомства более наглядными. Вы видите, что на потомстве буквально нет ни одного живого места: почти все 16 возможных потомков больны либо одним, либо другим заболеванием, кроме одного, aabb. Вероятность рождения такого ребенка очень небольшая 1/16 = 6.25%.

Пример решения генетической задачи №3

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый мальчик с нормальным зрением. Ген близорукости (A) доминантен по отношению к гену нормального зрения (a), а ген кареглазости (D) доминирует над геном голубоглазости (d). Какова вероятность рождения в этой семье нормального кареглазого ребенка?

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Первый этап решения задачи очень важен. Мы учли описания генотипов родителей и, тем не менее, белые пятна остались. Мы не знаем гетерозиготна (Aa) или гомозиготная (aa) женщина по гену близорукости. Такая же ситуация и с мужчиной, мы не можем точно сказать, гомозиготен (DD) он или гетерозиготен (Dd) по гену кареглазости.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

Аутосомно-доминантный тип наследования

Я не забыл о том, что по ходу изучения генетики вас надо научить видеть различные варианты наследования на генеалогическом древе (родословной) =) Из предыдущей статьи мы узнали о том, как выглядит и чем характеризуется аутосомно-рецессивный тип наследования, сейчас поговорим об аутосомно-доминантном, с которым мы столкнулись в задачах выше.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Тест с ответами по теме Генетика

Тест по теме «Генетика»

A1.У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках –

A2. Парные гены гомологичных хромосом называют

1) аллельными+ 2) сцепленными

3) рецессивными 4) доминантными

A3. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия 2) расщепления+

3) сцепленного наследования 4) независимого наследования

A4. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей будет AaBb (признаки наследуются независимо друг от друга)?

1) 1:1 2) 3:1 3) 1:2:1 4) 1:1:1:1 +

A5. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?

1) мутантными 2) гетерозисными

3) гетерозиготными 4) гомозиготными +

A6. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1) BbBb × AaAa 2) AaBb × AaBb +

3) AaAA × BbBb 4) AAaa × BBbb

A7. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут различаться по

1) числу хромосом 2) фенотипу +

3) генофонду 4) генетическому коду

A8. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1 2) 1:1:1:1 3) 3:1 4) 1:1 +

А9. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют 1) генеалогическим 2) близнецовым 3) гибридологическим 4) цитогенетическим +

А10. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? 1) один 2) два 3) три 4) четыре

А11. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей? 1) АА х аа; 2) Аа х АА; 3) Аа х Аа; + 4) АА х АА.

А12. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом+ 2) аллельных генов

3) доминантных генов 4) молекул ДНК в ядре клетки

А13. Чистая линия растений – это потомство

1) гетерозисных форм 2) одной самоопыляющейся особи+

3) межсортового гибрида 3) двух гетерозиготных особей

А14. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног ( b ). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1) АА Bb + 2) А abb 3) AaBb 4) AABB

А15. Хроматиды – это

1) две субъединицы хромосомы делящейся клетки+

2) участки хромосомы в неделящейся клетке

3) кольцевые молекулы ДНК

4) две цепи одной молекулы ДНК

А16. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) скрещивают особей двух чистых линий

2) скрещивают родителей с их потомками

3) кратно увеличивают набор хромосом +

4) увеличивают число гомозиготных особей

А17. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1) 25% 2) 50% + 3) 75% 4) 100%

А18. Набор хромосом в соматических клетках человека равен

1) 48 2) 46+ 3) 44 4) 23

А19. С помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром Дауна?

1) генеалогического 2) близнецового

3) цитогенетического+ 4) биохимического

А20. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.

1) АаХ H Y или ААХ H Y 2) АаХ H Х H или АА Х H Х H

3) ааХ h Y 4) ааХ h Х h +

А21. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) аллельные 2) доминантные + 3) рецессивные 4) сцепленные

А22. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное
поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип +

2) все особи имеют одинаковый фенотип

3) все особи имеют сходство с одним из родителей

4) все особи живут в одинаковых условиях

А23. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа 2) Аа х АА 3) АА х АА 4) Аа х аа +

А24. Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

1) гибридологическим + 2) цитогенетическим

3) близнецовым 4) биохимическим

А25. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона

1) сцепленного наследования 2) расщепления +

3) независимого наследования 4) промежуточного наследования

А26. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

1) фотосинтеза 2) биосинтеза белка

3) фагоцитоза 4) носителя наследственной информации +

А27. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

1) генеалогического 2) близнецового +

3) цитогенетического 4) гибридологического

А28. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении

1) сцепленного наследования 2) независимого наследования

3) связанного с полом наследования 4) неполного доминирования+

А29. Причина расщепления особей с доминантными признаками в F 2, полученных от гибридов первого поколения, состоит в их

1) наследственной неоднородности + 2) широкой норме реакции

3) узкой норме реакции 4) генетическом однообразии

А30.Сущность гибридологического метода заключается в

1) скрещивании организмов и анализе потомства+

2) определении генотипа родителей

3) исследовании генеалогического древа

4) получении модификаций.

А31. Схема ААВВ х аа bb иллюстрирует скрещивание

1) моногибридное 2) полигибридное

3) анализирующее дигибридное+ 4) анализирующее моногибридное

А32. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют

1) рецессивными 2) доминантными

3) гетерозиготным+ 4) гомозиготным

А33. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

1) гетерозиготными 2) гомозиготными

3) рецессивными+ 4) доминантными

А34. Совокупность генов, которую организм получает от ро­дителей, называют

генофондом 2) наследственность 3) фенотипом 4) генотипом +

А35. В клетке пара аллельных генов расположена в хромосо­мах

1) негомологичных 2) отцовских 3) материнских 4) гомологичных +

А36. Укажите генотип человека, если по фенотипу он свет­ловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).

1) ААВВ 2) АаВв 3) aabb + 4) Aabb

А37. Гибридные особи по своей генетической природе разно­родны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют

гетерозиготными + 2) гомозиготными 3) рецессивными 4) доминантными

А38. Особи, образующие один сорт гамет и не дающие рас­щепления признаков в потомстве,

мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные +

А39. Ребенок, как и его родители, имеет 46 хромосом, из ко­торых

44 отцовских и 2 материнских

23 материнских и 23 отцовских +

44 материнских и 2 отцовских

А40. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1) 44 аутосомы + XY 2) 23 аутосомы + X

3) 44 аутосомы + XX + 4) 23 аутосомы + Y

А41.Новые сочетания родительских генов в зиготе являются причиной

нарушения последовательности нуклеотидов в ДНК

хромосомной теории наследственности

закона сцепленного наследования

закона независимого наследования

гипотезы чистоты гамет

А44. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1)ВЬВЬ х АаАа 2)АаАА х ВЬВЬ

3) АаВЬ х АаВЬ+ 4) Аааа х ВЬВЬ

А45. В результате какого процесса формируется генотип потомства?

онтогенеза 2) овогенеза

3) сперматогенеза 4) оплодотворения +

А46. Определите генотип особи желтой фигурной тыквы, если при её самоопылении в F 1 расщепление признаков по фенотипу соот­ветствовало 9:3:3:1

1) ААВВ 2) АаВВ 3) АаВЬ + 4) ААВЬ

А48. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух мор­ских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

25 % белых особей и 75 % черных

50 % белых особей и 50 % черных

75 % белых особей и 25 % черных

А49. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

1) аа х АА 2) АА х Аа 3) АА х АА 4) Аа х Аа +

А51. Если при моногибридном скрещивании во втором поколе­нии гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие

неполного доминирования + 2) полного доминирования

3) взаимодействия генов 4) сцепленного наследования

А52. Преемственность в строении и жизнедеятельности орга­низмов в ряду поколений обеспечивается

изменчивостью 2) приспособленностью 3) саморегуляцией 4) наследственностью +

l ) X d X d 2) X D X d 3) X d Y 4) X D Y +

А54. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроли­ком (Аа) в поколении F 1 получится кроликов

100% черных 2) 75% черных, 25% белых +

3) 50% черных, 50% белых 4) 25% черных, 75% белых

1) ААхаа 2) Аа х Аа 3) ААхАа 4) Аа х аа +

А56. Какова вероятность рождения высоких детей у гетеро­зиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминиру­ет над высоким ростом)?

1) 0% 2) 25% + 3) 50% 4) 75%

А57. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1:2:1, то исходные роди­тельские особи

А58. При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными ( b ) плодами в F 2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов рас­положены в разных парах хромосом)

1) 1 : 1 2)3 : 1 3) 1 : 2 : 1 4) 9 : 3 : 3 : 1 +

А59. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья В доминируют над короткими b ). Каковы генотипы родителей?

l ) bb x Bb + 2) BBxbb 3) BbxBb 4)ВВхВВ

доминирования 2) сцепленного наследования

3) расщепления + 4) промежуточного наследования

А61. При скрещивании мух дрозофил с серым телом и нор­мальными крыльями с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как гены расположены в

разных хромосомах и сцеплены 2) одной хромосоме и сцеплены +

3) одной хромосоме и не сцеплены 4) разных хромосомах и не сцеплены

А62. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами с зелеными (а) морщинистыми ( b ) семенами число фенотипов в потомстве будет равно

1) одному 2) двум 3)трем 4) четырем +

1)3:1 2)9:3:3:1 3)1:1:1:1 + 4)1:2:1

1) ААХ В Х В 2) AaX b X b 3) AaX B X b + 4) aaX B X b

А65. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (ВВ) и белой ( bb ) масти при неполном доминировании?

1) 25% 2) 50% + 3) 75% 4) 100%

А66. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается

множественное действие генов 2) промежуточное наследование +

3) явление полного доминирования 4) сцепленное наследование признаков

А67. Если гены, отвечающие за развитие нескольких призна­ков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон

расщепления 2) сцепленного наследования +

3) неполного доминирования 4) независимого наследования

А68. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шер­стью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Ка­кая закономерность наследования проявилась при этом?

независимое распределение признаков 2) неполное доминирование

3) единообразие первого поколения + 4) расщепление признаков

А69. При дигибридном скрещивании и независимом наследо­вании признаков у родителей с генотипами ААВ b и аа bb в по­томстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1 2) 1:1:1:1 3) 3:1 4) 1:1 +

100% розовых плодов

50% розовых : 50% красных

25% красных : 25% розовых : 50% белых

25%) красных : 50% розовых : 25% белых +

неродственного 2) близкородственного +

3) людей разных национальностей 4) людей разных рас

А72. Женщина со светлыми (а) прямыми ( b ) волосами вступи­ла в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.

1)АаВ b 2)ааВ b 3) ААВВ 4) АаВВ +

1)АаХ Н У или ААХХ Н У 2) АаХ Н Х Н или ААХ Н Х Н

3) aaH h Y 4) aaX h X h +

А74. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного бы­ка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

1)один 2) два + 3)три 4) четыре

С1. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

Образуют разные гаметы, несущие разные гены данной пары.

C2. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

С3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab );
зеленый стебель, красные плоды – aaBb (гаметы aB и а b );

С 4. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это1

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это2

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этомужчина

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этобрак

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этодети одного брака

При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем этоПри скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное поколение единообразно чем это

– проявление исследуемого признака

1) признак доминантный, не сцеплен с полом;

2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;

3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа

(допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).

С5. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами,

Аа – без малых коренных зубов;

генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами;

вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *