При проветривании помещений групп допускается кратковременное снижение температуры не более чем на
При проветривании помещений групп допускается кратковременное снижение температуры не более чем на
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных учреждениях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
Проветривание
Школа
Все помещения должны ежедневно проветриваться.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Детские сады
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка
Влажная уборка в образовательных учреждениях, ее кратность, качество проведения также играет большую роль в профилактике ОРВИ.
Школы
Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)
Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, в местах, недоступных для обучающихся.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
Детские сады
В помещениях пищеблока
ежедневно :
— мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников;
еженедельно
— мытье стен с применением моющих средств, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.
один раз в месяц
— генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Все помещения детского сада убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткая мебель и др.).
Влажная уборка:
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от эпидемиологической ситуации.
Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств.
Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год (весной и осенью).
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ среди детей резко снижается.
О рекомендациях по режиму проветривания и влажной уборки в образовательных организациях
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ, гриппом и сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных организациях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка в образовательных организациях, ее кратность и качество проведения также играет большую роль в профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2.3 санитарно-эпидемиологических правил 3.1/2.4.3598-20 в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Кроме того, согласно п. 2.11.2 санитарных правил СП 2.4. 3648-20 все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.
Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.
Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.
Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.
Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.
Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.
Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.
При организации обучения в несколько смен, уборка проводиться по окончании каждой смены.
Уборка помещений интерната при общеобразовательной организации проводится не реже 1 раза в день.
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ, гриппом и новой коронавирусной инфекцией среди детей резко снижается.
Приложение. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3147-13»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3147-13
Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. N 68)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
I. Общие положения и область применения
1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на следующие виды дошкольных групп:
— группы общеразвивающей направленности, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
— группы по присмотру, уходу и развитию, в которых не осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
— семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях, общеразвивающей направленности или осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Допускается размещение в жилых помещениях:
— дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
— дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.
1.3. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
— жилым помещениям, оборудованию и содержанию жилых помещений, при размещении в них дошкольных групп;
— организации питания детей дошкольных групп;
— приему детей в дошкольные группы;
— организации режима дня детей в дошкольной группе;
— прохождению медосмотра, гигиенической подготовке и личной гигиене персонала дошкольных групп.
1.4. Жилые помещения, при размещении в них дошкольных групп, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и настоящим санитарным правилам.
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 августа 2015 г. N 38 в пункт 1.5. внесены изменения
1.5. В дошкольные группы принимаются дети в возрасте до 8 лет. Количество детей определяется исходя из расчета площади не менее 2,0 метра квадратных в игровой комнате на одного ребенка. Допускается формирование разновозрастных групп.
1.7. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с оказанием услуг по присмотру и уходу за детьми, их образованию.
1.8. Функционирование дошкольных групп, реализующих образовательную программу дошкольного образования, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего соответствие жилого помещения и оборудования жилого помещения санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.
1.9. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора*.
II. Требования к жилым помещениям, их оборудованию и содержанию
2.1. Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.
При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений.
Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.
Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей не должна превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.
Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится в отсутствие детей.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 4°С.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.
2.3. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях пребывания детей должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
При одностороннем освещении помещения, глубина которого более 6 метров, места для проведения игр и занятий по реализации образовательных программ дошкольного образования должны быть обеспечены дополнительными источниками искусственного освещения.
2.4. Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком.
Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающие проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.
2.5. Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.
2.5.1. Для дошкольных групп кратковременного пребывания детей до 5 часов предусматривается следующий набор помещений или выделяются места в помещениях:
— место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
— игровая комната для проведения занятий, игр;
— помещение (место в игровой комнате) для сна;
— место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
— кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов при организации питания;
— место для хранения полотенец;
— место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
Допускается не организовывать питание в режиме дня и не оборудовать кухню, а также помещение (место) для сна, для дошкольных групп, в которых дети пребывают до 4 часов и в режиме дня которых не предусмотрена организация питания и сна детей.
Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом дошкольной группы.
2.5.2. Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:
— место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;
— игровая комната для проведения занятий, игр;
— помещение (место в игровой комнате) для сна;
— кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;
— помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;
— место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;
— помещение (место) для хранения белья;
— место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;
Допускается оборудование места для приема пищи в помещении игровой комнаты и/или кухни.
Допускается использование туалета и умывальной комнаты персоналом дошкольной группы.
Возможно совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала дошкольной группы.
Возможно совмещение в одном помещении туалета и умывальной комнаты.
2.5.5. В дошкольных группах обеспечиваются условия для просушивания верхней одежды и обуви детей.
2.6. Столы, стулья и кровати должны соответствовать росту и возрасту детей. Подбор столов и стульев для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей согласно таблице 1.
Основные размеры столов и стульев для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста
Группа роста детей (мм)
2.7. Для игр детей используют игрушки, выполненные из материалов, безвредных для здоровья человека, допускающих влажную обработку (стирку) и дезинфекцию.
2.8. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
2.9. Помещения для организации сна оборудуют кроватями. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.
При использовании раскладных кроватей должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
2.10. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, из расчета по 3 комплекта на каждого ребенка.
Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Допускается использование личного постельного белья.
Для использованного (грязного) белья предусматривается специальная емкость (бак, ведро) или клеенчатый (пластиковый) мешок с соответствующей маркировкой.
2.11. В дошкольных группах, работающих с организацией дневного сна детей, рекомендуется обеспечить условия для стирки и глажения постельного белья, полотенец. Допускается организация централизованной стирки постельного белья и полотенец в прачечных.
2.12. Не допускается сушка белья, одежды и обуви в игровой комнате, спальне, кухне.
2.13. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств ежедневно. Оконные стекла и светильники моются по мере загрязнения.
Ванны, раковины, унитазы, сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно с применением моющих средств, безвредных для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования.
2.15. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
III. Требования к организации питания
3.1. Приготовление пищи для детей осуществляется в помещении кухни. Кухня оборудуется холодильным и технологическим оборудованием; электроплитой (газовой плитой) с духовкой; двухсекционной мойкой (допускается односекционная мойка при количестве детей в группе не более 10); посудой (столовой, кухонной), разделочным инвентарем (досками, ножами); рабочими столами для разделки пищевых продуктов и приготовления блюд (не менее двух); полками и/или тумбами, шкафами для раздельного хранения столовой, кухонной посуды, разделочного инвентаря и пищевых продуктов. Допускается использование посудомоечной машины.
3.2. Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья человека. Столы и кухонная посуда маркируются: «сырая продукция» и «готовая продукция» для раздельной обработки сырых и готовых пищевых продуктов и приготовления блюд.
Для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски, мясорубки, овощерезки. Допускается использование кухонного комбайна с насадками для раздельной обработки сырых и готовых продуктов.
Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции. Доски не должны иметь дефектов (щелей, зазоров, сколов).
Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать количеству детей, фактически находящихся в группе.
3.3. Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется из продовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения.
Пищевые продукты для приготовления блюд, приобретенные в продуктовых магазинах и на рынках, должны иметь маркировочные ярлыки (этикетки) и документы, подтверждающие факт приобретения пищевых продуктов (кассовый чек или копия чека и/или товарно-транспортная накладная и/или счет-фактура), которые сохраняются до окончания срока реализации пищевых продуктов и блюд.
Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов в дошкольные группы из комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.
При централизованной поставке продукции и продовольственного сырья (из комбината питания, школьной базовой столовой и других), для подтверждения качества и безопасности продукции и продовольственного сырья, допускается указывать в товарно-транспортной накладной сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший. Не допускаются закупка пищевых продуктов с истекшими сроками годности и признаками порчи.
3.4. При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.
Холодильное оборудование должно обеспечивать условия для раздельного хранения сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов, не требующих тепловой обработки, и суточных проб.
Разрешается хранить в одном холодильном шкафу гастрономические продукты (масло, сыр, творог, молоко и молочнокислую продукцию, колбасу и колбасные изделия).
Для контроля соблюдения температурного режима хранения пищевых продуктов используют термометр, расположенный (встроенный) внутри холодильного оборудования. Результаты контроля заносятся ежедневно в журнал в соответствии с Приложением N 1.
3.5. Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей.
Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания.
Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.
Блюда и кулинарные изделия готовятся в строгом соответствии с технологией приготовления.
Завтрак включает горячие блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и другие), бутерброд и горячий напиток.
Обед включает закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).
Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.
Ужин включает рыбные или мясные или овощные или творожные блюда, горячие напитки.
3.6. Для детей разного возраста должны соблюдаться суммарные объемы блюд по приемам пищи в соответствии с таблицей 2.
Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах)