При поступлении в художественную школу что рисуют
Что нужно знать перед поступлением ребенка в художественную школу
14:20, 23 марта 2021г, Культура 1693
Решили отдать ребенка в художественную школу, но не знаете, какое направление выбрать, и в каком возрасте лучше начинать занятия? Преподаватель рисунка Дарья Вострикова рассказала, как готовиться к вступительным экзаменам, легко ли попасть на бюджетное место и что ждет ученика после поступления.
Дарья преподает рисунок и живопись, а также декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Ее ученики умеют не только рисовать, но и делать плетеные панно, коллажи и даже кукол.
– Мне нравится работать преподавателем. Время меняется, открываются новые техники, хочется научить детей необычным приемам. На некоторых уроках приходится соблюдать академические основы, но на ДПИ я даю ребятам оторваться. Это предмет, где фантазия воплощается в жизнь, и мы не ограничены жесткими рамками, – с улыбкой рассказывает Дарья. – Недавно у нас состоялась персональная выставка ученицы 3 класса, посвящённая 8 марта. Этим может похвастаться не каждый школьник. От этого остальные ребята заряжаются оптимизмом и начинают стараться еще больше.
По словам преподавателя, количество учеников не уменьшается, и каждый год приходят дети с большим интересом к изобразительному искусству. Но не каждый готов полностью проходить обучение, для них больше подходят кружки по интересам.
Поступать в 1 класс художественной школы нужно в 10 лет. Пройти отбор будет проще тем, кто ходил в подготовительной группу, потому что они знакомы с основными правилами рисунка. Поступают и те, кто учился по урокам на YouTube или занимался в другом кружке. На экзамене нужно нарисовать натюрморт: крынку и яблоко. Работать нужно красками.
– Бывало, что ребенок плохо сдавал экзамен и его не брали на обучение. По настоянию родителей проводили повторную экспертизу, ребенок справлялся с заданием, а после зачисления проявлял большой интерес к обучению и показывал хорошие результаты, – поясняет Дарья.
После поступления необходимо закупить все необходимые материалы для обучения. В среднем уходит 2,5-3 тысячи рублей на ребёнка. После этого в течение года родители докупают расходники: бумагу, белила и карандаши.
– Бывает, что ребята бросают обучение. В основном, это связано со школьной нагрузкой, из-за которой времени на художественное образование не остается. Ученики выбирают занятия по своему будущему профилю. К примеру, ребёнок хочет быть стоматологом и перед поступлением в вуз у него огромное количество дополнительных занятий. Понятно, что родители сделают упор на важное, а не второстепенное. Всегда грустно расставаться с такими ребятами, особенно когда видишь, что у ученика есть талант и хватка, – поделилась учитель.
Но, по словам Дарьи Востриковой, самое главное в ее работе – интерес детей. Многие ученики планируют пойти учиться на дизайнеров, иллюстраторов и художников анимации. А начиналось все с простого натюрморта…
Анастасия ЖУКОВСКАЯ, студентка 5 курса АлтГУ
Поступаем в художественный ВУЗ: чего ожидать от творческих испытаний?
Перед творческим конкурсом проводится консультация, на которой абитуриентам разъясняется порядок и процедура проведения вступительных экзаменов. Все этапы конкурса проходят в экзаменационных аудиториях в форме выполнения практических заданий.
И несмотря на то, что дополнительные испытания каждый вуз проводит самостоятельно, требования в разных вузах отличаются незначительно – в основном только тематиками экзаменационных заданий и отводимым временем на их выполнение. Это объясняется тем, что все они занимаются подготовкой студентов на одни и те же специальности.
В серьезных художественных вузах и колледжах для допуска к экзаменам Предметная комиссия проводит собеседование с абитуриентом, который должен принести на предварительный просмотр свои оригинальные творческие работы (портфолио) по каждому виду экзамена в соответствии с выбранным профилем – специализацией обучения или направлением своей подготовки.
Как правило, в такое портфолио входят рисунки (натюрморты с геометрическими телами, драпировкой и гипсовым орнаментом или капителью), станковая или другая живопись (натюрморт в цвете с натуры из 4-5 бытовых предметов или фруктов с драпировками при искусственном освещении) и выполненные в любой технике тематические композиции (плоскостная фронтальная, объемно-пространственная).
Организация проведения вступительных испытаний
На вступительных экзаменах требуется выполнить определенные задания за ограниченное время. Творческий экзамен проводится в течение нескольких дней. Для каждой части экзамена устанавливается свой график сдачи и продолжительность.
Процесс рисования или живописи на экзаменах – это всегда напряжение, стресс и страх от ожидания результатов и итогов. Следует заранее отработать навыки концентрированной работы, чтобы без излишней суеты и спешки грамотно выполнить экзаменационное задание, сохранив свои нервы и силы на следующие испытания.
Все места (мольберты и табуреты) в экзаменационной аудитории заранее нумеруются, а каждому абитуриенту перед началом экзамена предлагают по принципу жребия определить свое место. Перемещение оборудованных экзаменационных мест не допускается.
Работы по каждому экзаменационному предмету оцениваются отдельно по 100-балльной шкале. Полученные по предметам оценки суммируются и определяется среднее значение экзаменационной оценки.
В момент зачисления на обучение Предметная комиссия результатам творческого экзамена придает наибольшее предпочтение – они являются определяющими, а полученные по другим предметам баллы ЕГЭ зачастую лишь сравниваются с минимально допустимыми для приема в вузы.
Вузы заранее объявляют минимальный проходной балл по творческому экзамену, который начинается от 55 и возрастает по мере престижности вуза.
Экзаменационная оценка определяется на совместном закрытом индивидуальном просмотре всех работ абитуриентов Предметной (экзаменационной) комиссией при коллективном обходе и обсуждении. В редких случаях экзамен и оценка творческих работ проводится на условиях анонимности абитуриентов – перед началом экзамена они самостоятельно выбирают секретный пароль, под которым будут сдавать экзамены.
Экзаменационные работы после проверки абитуриентам не выдаются. Обсуждение итоговых результатов, разъяснение поступающим достоинств и недостатков их экзаменационных работ не проводится. Апелляции принимаются на следующий день после опубликования результатов экзаменов.
Экзаменационные задания и критерии оценивания работ
Приглашаем в Центр художественной подготовки
Художественная подготовка абитуриентов Программы по основам рисунка и живописи, подготовка к вступительным экзаменам, профориентационная программа
В зависимости от выбранной специальности и профиля обучения, т.е. специализации подготовки студента, испытания проводятся по 2-4 предметам. Так, при поступлении на Архитектуру чаще всего сдают Рисунок и Живопись, а на Дизайн костюма – 4 предмета (рисунок, живопись, композицию и письменный экзамен или собеседование по «Истории искусства и культуры»).
На экзамене по Рисунку поступающий должен графитным карандашом нарисовать натюрморт на одну из заданных тем. Чаще всего предлагают изобразить:
Поступающий должен иметь с собой:
Бумагу (ватман, формат А2 или А3). Зажимы или Кнопки канцелярские. Карандаши простые графитные. Акварельные или гуашевые краски. Кисти №№ 3, 6 и 10. Бумага для палитры и паспарту. Ластик.
Вступительные испытания
Информация для поступающих в 1 класс ДХШ (бюджетное отделение).
1. Вступительные испытания пройдут 01, 02, 03 июня 2021 года.
2. Дополнительно: 1 июня (на экзамен) принести папку с творческими (домашними) работами по рисунку, живописи, композиции (формата А5-А3). На папке крупно подписать ФИО и номер экзаменационной группы. Папка с работами будет возвращена в полном объеме в день родительского собрания. Нумерацию групп можно будет посмотреть после 21 мая на сайте школы в разделе «Поступление».
3. Отбор будет проходить по двум критериям: практическая часть(испытание) и просмотр творческих работ учащегося.
4. Испытания будут проводиться по трем академическим учебным дисциплинам: «Рисунок», «Живопись», «Композиция».
5. Время и место проведения вступительных испытаний в соответствии с номером экзаменационной группы:
«Рисунок» 1 июня (вторник) 1 смена: с 15:00-17:45 2 смена: с 18:00-20:45
«Живопись» 2 июня (среда) 1 смена: с 15:00-17:45 2 смена: с 18:00-20:45
«Композиция» 3 июня (четверг) 1 смена: с 15:00-17:45 2 смена: с 18:00-20:45
6. Вступительные испытания будут проходить в двух зданиях школы по адресам:
Зеленый проспект д.99 т. 8(495)302-10-93 и Шоссе Энтузиастов д. 53 т. 8(499)748-56-12
7. Результаты вступительных испытаний будут опубликованы на сайте 08.06.2021г.
8. Номер группы вступительных испытаний можно узнать в день сдачи полного пакета документов в приемную комиссию
9. Наличие мед. справки ОБЯЗАТЕЛЬНО. Без предъявления мед. справки учащиеся не будут допущены к испытаниям.
10. Сменная обувь (бахилы).
Как будет проходить испытание?
В день испытания за 10-15 минут прибыть к месту испытания.
Для комфортного и быстрого прохода детей на место испытания заранее необходимо сдать полный пакет документов в дни работы приемной комиссии.
На входе измерение температуры для допуска к испытаниям. Наличие мед. Справки обязательно.
Испытания согласно расписанию.
При возникновении непредвиденных обстоятельств созвониться с администрацией школы 8(495)302-10-93
Результаты испытаний и индивидуальный отбор?
По вопросам сдачи испытаний, за разъяснениями по решению экзаменационной комиссии можно будет обратиться 8 июня на Родительском собрании.
Приказ о зачисление в 1 класс ДХШ (бюджетное отделение) будет опубликован 31 августа.
По итогам приказа о зачислении с родителями должен будет заключаться договор об образовании.
Расписание учебных занятий будет сформировано не ранее 31 августа.
Материалы, которые необходимо принести на экзамен:
РИСУНОК:
¼ листа ватмана( форматА3)
Карандаши простые (М,ТМ,2М)
Ластик, кнопки
КОМПОЗИЦИЯ
Карандаши простые (М,ТМ,2М)
Ластик, кнопки
¼ листа ватмана( форматА3)
Гуашь(Художественная) 12 цветов (для 1 класса)
Баночка для воды
Палитра
Кисти (Белка № 5-6)
Образцы экзаменационных работ и критерии оценок
Образцы экзаменационных работ для поступления в 1 класс ДХШ.
РИСУНОК
Методические рекомендации и критерии оценки
Композиция натюрморта
— Выбор формата листа (горизонтальный, вертикальный)
— Композиционное взаимоположение предметов в формате
— Уравновешенность центра композиции и свободного поля
— Масштаб предметов в формате и соразмерность окружающего фона
Линейно-конструктивное построение предметов натюрморта
— Правильная передача пропорциональных соотношений между предметами натюрморта и отдельными частями каждого предмета
— Построение симметричных частей предметов
— Перспективное построение окружностей, тел вращения,плоскости стола
Тональное решение натюрморта
— Правильная передача тональных отношений предметов и фона
— Лепка объемов предметов в пространстве через передачу светотени каждого предмета, общей освещённости натюрморта и световоздушной среды, разнообразие тональных оттенков, отражение тональных взаимосвязей
Технические приёмы
— Качество владения карандашом в соответствии с формой, фактурой, освещённостью предметов натюрморта
— Разнообразие штриха
ЖИВОПИСЬ
Методические рекомендации и критерии оценки
Композиция натюрморта
— Выбор формата листа (горизонтальный, вертикальный)
— Композиционное взаимоположение предметов в формате
— Уравновешенность центра композиции и свободного поля
— Масштаб предметов в формате и соразмерность окружающего фона
Линейно-конструктивное построение предметов натюрморта
— Правильная передача пропорциональных соотношений между предметами натюрморта и отдельными частями каждого предмета
— Построение симметричных частей предметов
— Перспективное построение окружностей, тел вращения, плоскости стола
Живописное решение натюрморта
— Правильная передача цветотональных отношений предметов и фона
— Живописная лепка объемов предметов в пространстве через передачу светотени каждого предмета, общей освещённости натюрморта и световоздушной среды, разнообразие цветовых оттенков, отражение живописных взаимосвязей
Технические приемы
— Качество живописного письма в соответствии с формой, фактурой, освещённостью предметов натюрморта
— Богатство и разнообразие палитры
Общее впечатление от работы
— Выразительность, эмоциональность колористического решения композиции натюрморта
КОМПОЗИЦИЯ
Методические рекомендации и критерии оценки
Идейное содержание композиции. Выбор темы, сюжета
Композиция на плоскости листа
— Выбор формата листа для правильного образного решения
— Расположение элементов композиции: композиционный центр, дополнительные и второстепенные детали, взаимосвязь и подчинённость
— Динамика, ритмичность, пластика расположения форм и пауз
— Уравновешенность элементов
Масштабность
— Линейно-конструктивное построение предметов композиции
— Грамотная передача пропорциональных соотношений между элементами и средой
— Подчинённость построения элементов и пространства композиции идейному содержанию, выразительность в построении фигур
— Стильность
Живописное решение
— Колористическое строение композиции
— Подчинённость живописной гармонии идейному содержанию
— Выявление центра и передача среды: динамика цвета и равновесие цветовых пятен
— Живописная лепка, техника письма, фактура
Общее впечатление от работы
— Выразительность, оригинальность, самобытность, образность
Информация для поступающих
Приём в ДХШ им. В.А.Серова на бюджетное отделение осуществляется на конкурсной основе. Возраст поступления 11-12 лет. Вступительные испытания на обучение проходят в конце учебного года (1-я неделя июня).
Для поступления необходимо выполнить несколько действий:
Шаг 1. Предоставить зам. директору по УВР на ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР художественные работы ребенка по рисунку, живописи, композиции (не менее 5-и по каждому предмету) для выявления уровня подготовки (просмотр проходит в апреле-мае).
Шаг 2. После прохождения предварительного просмотра необходимо предоставить полный пакет документов в администрацию школы и получить регистрационный номер на экзамен у секретаря.
Документы необходимые для поступления:
* Заявление и согласие от родителя для поступления в школу
* Копия свидетельства о рождении ребенка, СНИЛС
* Медицинская справка от педиатра об отсутствии противопоказаний для занятий в художественной школе
* Копия паспорта с кем будет заключаться договор об образовании.
* Файл для документов
в ГБУДО г. Москвы «ДХШ им. В.А.Серова»
1 смена с 10.00 до 13.00
2 смена с 14.00 до 17.00
1 смена с 10.00 до 13.00
2 смена с 14.00 до 17.00
3 июня – КОМПОЗИЦИЯ:
1 смена с 10.00 до 13.00
2 смена с 14.00 до 17.00
До экзаменов допускаются абитуриенты прошедшие предварительный просмотр художественных работ по рисунку, живописи и композиции (не менее 5-и по каждому предмету). Индивидуальное собеседование проводит заместитель директора школы по учебной работе совместно с преподавателями школы. Просмотр будет проходить БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ с 19 апреля по 14 мая (по будням) с 15.00 до 18.00 часов. Прошедшие просмотр и собеседование, записываются в администрации самостоятельно.
В подготовительных группах школы просмотр проходит по учебному плану. Прошедшие просмотр в платных группах, получают допуск на экзамены у своего преподавателя.
В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ, ДЕТИ К ТЕСТИРОВАНИЮ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОХОДЯТ В ТЕЧЕНИЕ 3 ДНЕЙ (ЭКЗАМЕН ПО РИСУНКУ, ЖИВОПИСИ И КОМПОЗИЦИИ)
Материалы, необходимые для работы на экзаменах.
Для рисунка – скотч бумажный, карандаши В – 2В, ластик и «клячка», бумага формата А-3 типа Ватман, точилка.
Для живописи – скотч бумажный, карандаши, ластик, акварельные краски, кисти беличьи или синтетические № 6 – 8, бумага формата А-3 акварельная.
Для композиции – скотч бумажный, карандаши, ластик, гуашевые краски, кисти беличьи или синтетические № 6 – 8, бумага формата А-3 тип Ватман.
Образцы примерных экзаменационных работ можно посмотреть на 1 этаже школы или по ссылке
По факту поступления:
— результаты будут опубликованы на сайте и при входе в школу
— Вам необходимо в течение 2 недель заключить договор об образовании и донести недостающие документы. (В случае если родители (законные представители) поступающего не исполнили требования п. 5.2-5.4 Правил приема обучающихся приказ о зачислении в образовательное учреждение в части данного лица аннулируется)
Обучение мастерству или общее развитие?
Что выбрать для своего ребенка: серьезное обучение мастерству художника, скульптора, дизайнера, или общее развитие в художественном плане?
Здесь без помощи заинтересованных родителей никак не обойтись.
Именно родители должны почувствовать, уловить склонности ребенка. Определить, нужна ли ему серьезная подготовка к будущей профессии, если у него выявились способности, а, быть может, талант. Или можно ограничиться расширением кругозора, и этого будет достаточно, чтобы считаться культурным человеком. Вот один из жизненных примеров.
Лиза Ивкина прошла в свои 18 лет художественную студию, подготовительные курсы в художественную школу, пятилетнее обучение в художественной школе, годичную индивидуальную подготовку с художником-преподавателем и поступление в художественный вуз на бюджет. Сейчас она первокурсница факультета монументально-декоративного искусства.
– Когда ты почувствовала тягу к рисованию?
– Я рисовала с детства. Где-то в 4 классе мама меня отдала в художественную студию. Там у нас была свобода – что хочешь делай. Особо ничему не учили. Подходили преподаватели, делали все за тебя, если что-то не получалось.
– В итоге имели красивую картинку для родителей?
– Примерно. Мне захотелось чего-то более серьезного. Меня отдали в художественную школу. И там уже преподаватель говорил что у тебя не так, и ты должен был сам исправлять. И мне это так понравилось!
Твоя работа – это твоя работа. В конце обучения надо было дипломные экзамены сдавать: живопись, рисунок, композицию, декоративно-прикладное искусство, устный экзамен по истории изобразительного искусства.
Первые два года в школе мы рисовали постановки из предметов быта, например, крынка и яблоко. Потом со временем задачи усложнились, появились драпировки, мелочи, детали. На третьем году обучения добавилась гипсовая голова Давида. Сначала прорисовывали отдельные части лица – губы, нос, глаза. потом рисовали всю голову. Пробовали один раз рисовать портрет с натуры. На четвертый год была уже преддипломная подготовка. На живописи, рисунке были постановки уже более сложные – писали предметы с различной поверхностью и фактурой. По композиции стали сами выбирать тему.
– По окончании школы вам дали документ об образовании? Он давал право работать по специальности?
– Диплом я получила, даже красный, но право работать по профессии он не давал.
– Могла с ним куда-то, например, художником-оформителем устроиться?
– Хватило знаний и умений для поступления в вуз?
– При поступлении в вуз предстояло рисовать обнаженную натуру, портрет. Этому нас в художественной школе не учили. Нужно было пройти еще одну ступень – художественное училище. Там уровень обучения очень хороший. Но я не хотела терять время, поэтому начала заниматься с репетитором. За год все наверстала. Я ведь после школы показывала свои работы специалистам, они показались сырыми, мне было рано поступать.
Я серьезно подготовилась, поэтому поступила на бюджет, где было всего 4 места.
Приглашаем в Центр художественной подготовки
– А как другие ваши ребята поступали?
– Талант, наверно? У вас все талантливы?
– Это нормально, мы к этому спокойно относимся. Привыкли.
– Когда ты поняла, что хочешь быть художником?
– Мне всегда хотелось себя реализовывать изобразительное искусство. Это мне ближе, чем какие-нибудь чертежи или компьютеры.
– А вдруг ты не устроишься по специальности, и тебе придется смежные профессии осваивать, например, дизайнера?
– Почему. спрос на мою специальность есть. К нам недавно приходил выпускник. Он очень хорошо зарабатывает, нашел себя – расписывает здания, коттеджи, делает гравировки. Научился лепить фонтаны, даже изучил систему водоснабжения.
– Ты уже определилась со специализацией?
– Раньше как-то было все определенней. Сейчас, чем больше я узнаю, тем я в большей растерянности. Я пока впитываю знания. Впереди еще пять с лишним лет учебы!
На мой взгляд, если ваш ребенок готов посвятить свою жизнь творчеству, иметь в дальнейшем творческую профессию, тогда, конечно, надо учить его в специализированном учебном заведении или заниматься с ним индивидуально. Но как понять его склонности? Для этого на старте подойдут художественные кружки, курсы и студии.