При помощи слов часы гитара кот доказать что суффикс значимая часть слова
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели и задачи урока: Узнать что такое суффикс. Научиться образовывать новые слова при помощи суффикса. Находить суффикс в словах. Правильно писать и употреблять в речи слова с суффиксами.
Под ногами в листопад Листья жёлтые лежат. А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок. В. Голяховский
Образуйте от данных слов однокоренные слова (-ИСТ) БАЯН (-ИЗН) БЕЛЫЙ (-ТЕЛЬ) УЧИТЬ (-ИЩ) ДОМ (-НИК) ПЕЧЬ (-ИЦ) МАСТЕР (-ИН) ГОЛУБЬ (-ЯК) МОРЕ (-АРЬ) БИБЛИОТЕКА (-ОТ) ДОБРО
Разобрать слова по составу: ЗАМОРОЗКИ ПЕРЕСАДКА ОСЕННИЙ
Вывод: Суффикс, хоть маленькая часть слова, но имеет своё лицо и многое может порассказать.
Цели и задачи урока: Узнать что такое суффикс. Научиться образовывать новые слова при помощи суффикса. Находить суффикс в словах. Правильно писать и употреблять в речи слова с суффиксами.
Всем спасибо за работу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-381222
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка
Программа «Школа России»,
Создание условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы
Постановка и решение учебных задач
Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу. Закрепление знаний о предложении, развитие орфографической зоркости в работе над предложениями.
Планируемые результаты (предметные)
Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном
Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.
Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Основное содержание темы, понятия и термины
Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу
Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. В. П. Канакина, В. Г. Горецкого, издательство «Просвещение», 2013 год.
3. Схема «Состав слова»
Организационная структура (сценарий) урока
Конспект урока по русскому языку на тему «Суффикс- значимая часть слова» (5 класс)
Тема «Суффикс- значимая часть слова»
Цели : уточнить понятие о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффиксов в образовании слов; учить выделять суффиксы, определять их значения.
образовательные: знать основные морфемы, в том числе суффикс, уметь выделять их в слове;
развивающие: развивать мотивацию к аналогической деятельности; развивать навыки умения работать в парах, группах;
воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к русскому языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, раздаточный материал, рабочая карта ученика.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять суффиксы в словах, определять значения суффиксов, объяснять языковые явления.
Организационный момент урока
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Сядьте прямо, закройте глаза, повторяйте за мной.
— Я в школе на уроке
-Сейчас я начну учиться
— Мне нравиться учиться
— Внимание мое растет
— У меня сегодня все получится
Ребята, все на свете из чего — нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения – из слов, а слова состоят из чего?
Как называются части слова? (морфемы)
Какая морфема образует формы слова? (окончание)
В какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов? (корень)
Какая морфема находится перед корнем и служит для образования слов? (приставка)
Какая же тема урока сегодняшняя? (суффикс)
Тема урока «Суффикс- значимая часть слова».
А теперь скажите, пожалуйста, какие же задачи стоят перед нами.
1. Узнать или вспомнить, что называется суффиксом.
2. Показать роль суффиксов в образований слов.
3. Научиться выделять суффиксы, пределять их значение.
Индивидуальная работа у доски (работают 2 ученика)
1 ученик Задание: произвести синтаксический разбор предложения.
2 ученик Задание: произвести морфемный анализ слов.
Издалека, доченька, тамбовец, гармонист.
Устный опрос учащихся
Ребята, что называется суффиксом?
(Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов).
3.Наблюдения (самостоятельные) в учебнике стр 76.
( вывод: с помощью суффиксов образуются слова разных частей речи)
2 (вывод ) Суффиксы имеют разные значения.
1. Суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц, людей по роду их занятий, по профессии).
2.Обозначает названия лиц по месту жительства.
3. Уменьшительно- ласкательное значение.
Упражнение 403. (проводится словарная работа)
Все ли слова понятны?
Как вы понимаете слово Рыбник? (оказывается это слово имеет много значений.)
Специалист по рыболовству;
Владелец рыболовных промыслов;
(вывод какие значения имеют суффиксы) Развитие умений определять значения суффиксов.
Составляем таблицу «Значения суффиксов существительных»
Значения суффиксов существительных
Профессии, род занятий.
Ист, ник. Чик, щик, тель, ач гармонист, ученик. Проводник, летчик, настройщик, строитель, ткач, (исторический суффикс), трубач.
2.Названия жителей населенных мест.
Ец, ич як. Петербуржец, уралец, украинец, москвич, томич, пермяк.
3.Уменьшительно-ласкательные суффиксы ик, ек, ок, к, чик, очк, ечк, еньк
Вывод: какие же значения могу придать суффиксы словам?
Как мы назовем тех, кто живет в Воронеже? (Воронежец, ка,цы)
Архангельске? (архангельцы, архангелогородцы)
Смоленске (смоляне, смолянин, смолянка)
Туле (туляк), Курске(курянин), Тамбове (тамбовец)
Владивостоке (владивостокцы), Костроме (костромичи)
Братске ( братчане), Ростове (ростовцы, ростовчане),
Вывод: какие значения могут придавать суффиксы словам?
Какова роль суффикса в русском языке?
Выполнение тестовых заданий (из диска)
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Для чего нужны суффиксы (чтобы образовать новые слова)
С какими значениями суффиксов существительных вы познакомились? (Уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Ребята оцените вашу работу на уроке
Вижу и выделяю все морфемы
Среди морфем выделяю суффикс
Знаю, что суффикс- это значимая часть слова
Суффиксы образуют новые слова
Знаю, что суффиксы имеют различные значения.
Дом задание: выполнить морфемный разбор слов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 386294
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Суффикс – значимая часть слова»
Суффикс – значимая часть слова
Познавательные : повторить известные сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами.
Практические : определить уровень умений видеть суффиксы и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффиксы в словах.
Общепредметные : воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
— Какой раздел русского языка изучаем?
— Какие морфемы знаете?
3. Постановка учебной проблемы.
ОНОК НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ОЧК ЁНОК ЧИК
Что это за слова на доске? ( Побуждающий диалог ).
После предположений, учащиеся приходят к выводу, что это суффиксы.
— Вы хотите больше узнать о суффиксах?
— Как можно сформулировать тему урока?
4. Формулирование темы и целеполагание.
Суффиксы и их значения.
— Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?
( В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”)
5. Усвоение нового материала.
— Каждый суффикс вносит свое значение в слова.
— Для чего же служат суффиксы?
(Суффиксы служат для образования новых слов)
— Суффиксы из одних слов делают другие. Из слова УЧИТЬ суффиксы могут сделать и УЧИТЕЛЯ, и УЧЕНИКА, И УЧИЛИЩЕ, и УЧЕНИЕ.
6. Работа в разноуровневых группах.
Для того чтобы выяснить, какие еще значения могут иметь суффиксы существительных, предлагаю поработать самостоятельно в группах в течение 5-7 минут.
2 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением “название лица по профессии, роду занятий”. (Дополнительно: можно воспользоваться материалом упр. 404, 407)
3 группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. (Дополнительно: можно воспользоваться материалом упр. 405)
4 группа (задания творческого уровня ). Распределите слова: артистка, коровка, мышка, задвижка, шведка, переписка, спортсменка, румынка, собачка, москвичка, тёрка, птичка, перепечатка – по группам в соответствии со значением суффикса.
*Как можно назвать суффикс –к-?
Отчёты групп (воспроизведение знаний).
Учащиеся группы №1 выписывают в таблицу встретившиеся в тексте упражнения слова с указанными суффиксами, еще раз называют суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
Учащиеся группы №2 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.
Учащиеся группы №3 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.
Учащиеся группы №4 рассказывают, как распределили слова по группам, обосновывают выбор. (Остальные учащиеся постепенно включаются в обсуждение). Заполняется соответствующая строка таблицы.
— Во всех словах присутствует один и тот же суффикс –к-, а значение словам придает разное. Как можно назвать такой суффикс? (Омонимичный).
Продолжаем знакомство с суффиксами
— Суффиксы, обозначающие детенышей животных.
(Значения суффиксов записываются в таблицу.)
— От данных слов образуйте слова при помощи суффиксов –онок-(-енок-)
— Суффиксы со значением “принадлежность животному”.
(Значения суффиксов записываются в таблицу.)
— Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или неприятный.
Результатом работы стала таблица.
лицо женского пола
предмет для осуществления действий
7. Подведение итогов. Д/З №410
— Итак, ребята, что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке?
— Какие испытали трудности?
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Поставьте оценку себе и мне! Почему вы так оценили?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-571438
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 3-м классе «Суффикс – значимая часть слова»
Цели:
Ход урока
I. Орг. момент
Сегодня на уроке мы узнаем, какая еще часть слова служит для образования однокоренных слов.
II. Минутка чистописания
На доске написаны слова: нос, лак, лен.
У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий согласный звук. Какая это буква? В корне, какого слова она находится?
Д. Сегодня мы будем писать на минутке чистописания букву л. В слове лён она обозначает непарный звонкий согласный звук [л’].
У. Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду: лб лв лг лд лж.
Д. Строчная лчередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки.
У. Напишите этот ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
III. Словарно-орфографическая работа. (слайды 2-3)
У. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если решите задачу хитрого прямоугольника.
Какое это слово? Как вы его нашли?
Д. Сегодня мы познакомимся со словом малина.Для того чтобы его прочитать, мы соединили и прочитали буквы по вертикали.
У. Что такое малина?
Д. Малина – это сладкие красные ягоды.
У. Верно, но малиной называют не только ягоды. Вспомните, как они растут?
Д. Малина – это кустарник, на котором растут сладкие красные ягоды.
У. Скажите полностью, что такое малина?
Д. Малина – это сладкие красные ягоды и кустарник, на котором они растут.
У. По поводу происхождения названия этой ягоды существуют две точки зрения. Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на ее форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.
Найдите слово малина в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании?
Д. В слове малина непроверяемая безударная гласная а. (слайд 4)
У. Какое слово из моего рассказа о названии малины поможет ее запомнить?
Д. Слово маленький.
У. Прочитайте фразы, написанные на доске.
Д. Не жизнь, а малина; малиновый звон.
У. Что обозначает первая фраза?
Д. Фраза не жизнь, а малина обозначает очень хорошую жизнь.
У. Что обозначает фраза малиновый звон?
Д. Фраза малиновый звон обозначает красивый, нежный звук.
У. Почему в этих фразах употреблено слово малина?
Д. В этих фразах употреблено слово малина, потому что это очень хорошая, вкусная, нежная ягода.
У. Да. И качества ягоды-малины переносятся на другие предметы: жизнь, звон. А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.
IV. Изучение нового материала.
У. Как можно назвать маленькую ягоду малины?
Д. Маленькую ягоду малины можно назвать малинка.
У. Как называется участок земли, где растут кусты малины?
Д. Участок земли, где растут кусты малины, называется малинник.
У. Выделите в каждом слове известные вам составные части. (слайд 5)
У. Какую часть в первом и втором слове вы не выделили?
Д. Мы не выделили часть слова, которая стоит после корня.
У. Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом.
Суффикс обозначается значком ^.
Выделите суффиксы в словах малинка и малинник.
У. Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: (слайд 6)
Каждый суффикс вносит свое значение в слова. Мы это видели, когда образовывали новые слова от слова малина с помощью суффиксов -к и -ник.
Для чего же служат суффиксы?
Д. Суффиксы служат для образования новых слов.
У. Скажите все, что вы узнали сегодня о суффиксе.
Физ. Минутка
На доске записаны слова: если я покажу на слово, в котором нет суффикса, то вы топаете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.
гора – горка лес – лесок поле – полюшко сом – сомище внук – внучек город – городок мяч – мячик слово – словечко
Назовите суффиксы, имеющиеся в данных словах, которые вы запомнили.
V. Первичное закрепление.
Упр. 1
От каждого слова образуйте новое с помощью одно из данных суффиксов.
Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз.
10 слов запишите, выделите суффикс.
Упр. 2 (слайд 7)
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, колосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.
(Можно дать по рядам, см. по времени)
Упр. 3
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова
№ | приставка | корень | суффикс | окончание |
1 2 3 | полет пошел подсыпать | краски слово ходить | дочка лисица дом | лапа береза рот |
Первичный контроль (карточки)
Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов -ик или -к. Напиши. Выдели части слова.
Дом – домик, сад, кот, береза, осина, ягода, морковь.
VI. Итог урока. (слайд 8)
VII. Домашнее задание. (слайд 9)
С. 67 – выучить правило, выполнить упр. 150.