При помехе справа что делать
Помеха справа: как работает, кто должен уступить, исключения, штрафы
Разбираемся, как работает принцип «помеха справа», действительно ли он универсален, кому должен уступать водитель, и есть ли исключения из правила.
Содержание:
Что такое «Помеха справа»
Водители используют термин «правило правой руки», он же «помеха справа». Это сокращенная выдержка из пункта 8.9 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» [1].
Полный текст: «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Это означает, что при отсутствии регулировщиков вы должны пропускать машины, которые оказались по правую руку от вас. То же касается и других водителей: если они слева относительно вашего транспортного средства, у вас есть приоритет проезда.
Когда действует правило «Помеха справа»
Принцип считается универсальным, но многое зависит от ситуации. Так, чтобы руководствоваться этим правилом, должны быть соблюдены три основных условия:
1. Пути движения водителей пересекаются
Например, принцип не работает, если на перекрестке вы поворачиваете направо, как и едущий с той стороны автомобиль. Здесь не возникает конфликта, при котором непонятно, кто кому должен уступить.
2. Ситуация не регулируется другими ПДД
В первую очередь, водитель ориентируется на дорожные знаки и основные сценарии взаимодействия на дороге. «Помеха справа» применяется при их отсутствии. Например, при движении с заправки или места парковки, когда одновременно выезжаете вы и машина напротив. При повороте налево она становится «помехой справа», и вы обязаны уступить ей дорогу.
Подобная ситуация — одновременное перестроение двух машин по ходу движения. Например, по одной трассе движется машина и мотоцикл справа от нее. Они равнозначны, но приоритет будет у мотоциклиста, так как он — «помеха справа» для водителя автомобиля, и последний должен уступить.
3. Участники движения равнозначны
В противном случае следует руководствоваться другими ПДД. Принцип «правой руки» не применим к ситуациям, когда один из участников движения уже имеет преимуществ. Когда на перекрестке встречаются машина и трамвай, либо дорогу переходит человек, водитель автомобиля должен уступить, независимо от того, с какой стороны находится.
Помеха справа на перекрестке
Раздел 13 ПДД регулирует сценарий проезда на перекрестке [2]. Но «правило правой руки» можно применять и в этих случаях. Водитель должен пропустить того, кто справа (при равных возможностях с другими участниками дорожного движения). Большое значение имеет динамика ситуации: подъезжая к перекрестку, ваша машина равна с другими транспортными средствами до тех пор, пока не выяснится, кто куда поворачивает.
Казалось бы, правило очевидно и универсально. Тем не менее, для него есть исключения, о которых стоит помнить.
Когда правило не действует
Есть несколько строго регламентированных ПДД ситуаций, которые не позволяют ориентироваться на «правую руку»:
— конфликт с трамваем (последний всегда в приоритете, например, если вы едете по одной дороге, и трамвай поворачивает направо);
— неравнозначность позиций (приоритет на дороге обусловлен правилами ПДД при выезде на круговую дорогу);
— наличие знаков и светофора, предписывающих приоритетные правила.
Помеха справа во дворе
В соответствии с п. 17.3 ПДД, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения [3]. Когда транспортные средства не имеют особого статуса, применяйте правило «помеха справа». То есть, если машины одновременно выезжают из двора, водитель слева уступает дорогу другому автомобилю. Учитывайте наличие знаков и светофоров, если они есть. На приоритет движения не влияет ширина и направление трассы, правило работает на любой дороге, в том числе узких улицах среди жилых массивов спальных районов.
Правило ПДД помеха справа — когда действует?
Очередность проезда автомобилей по трассе и улицам города обозначается и оговаривается в правилах дорожного движения.
Регулируемость очередности возлагается на расставленные по трассе дорожные знаки приоритета, на установленные светофоры, а также на обычный регулировщик.
Для определенных частных ситуаций, как правило, в процессе маневрирования, требуется опираться на установленные нормы ПДД, только так можно понять, что делать, если возникает помеха справа, кто должен уступить.
Одним из основных правил является перестройка из полосы в полосу. В этом случае уступает дорогу тот, водитель, который двигается без смены направления.
Правило «правой руки» актуально для тех случаев, когда один из регуляторов не в состоянии применить правила по причине их полного бездействия.
Есть много таких участков дороги, где не только никаких регулировщиков и стандартного светофора, но также никаких знаков.
Как в подобном случае нужно действовать водителю, кто получает преимущественное право осуществления проезда? Стоит более тщательно разобраться в данном принципе движения, тем более что между опытными водителями действует определенное универсальное правило.
Что такое помеха справа?
Отвечая на вопрос, что такое помеха справа, можно отметить, что правило «правой руки» знают все без исключения водители. К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.
Вот самые основные правила ПДД помеха справа:
В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.
Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».
По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России. Его суть заключается в том, что правила не могут особым образом регламентировать все возникающие на дороге ситуациях с тем, кому отдается приоритет на трассе.
Если последовательность проезда не была предусмотрена Правилами Дорожного Движения, водители должны обязательно разъехаться между собой, пропуская водителя, «мешающего» с правой стороны. Только после этого потребуется продолжить передвигаться.
Говоря иными словами, если по пути следования человек пересекает путь иного транспортного средства, и, если общая очередность движения не оговорена ПДД, он должен уступить этому автомобилю трассу, если на момент пересечения машина будет находиться справа.
К знакам приоритета относятся такие обозначающие указатели, как «Главная дорога», «Пересечение с дополнительной дорогой», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещен», «Преимущество перед встречным движением».
Особого внимания заслуживает равнозначный перекресток. Это обычное пересечение трасс с равным покрытием, а также тех, что характеризуются равным приоритетом.
Если знаков приоритета, перечисленных выше, нет, между водителями автоматически начинает действовать правило «правой руки». В этом случае перекресток на автоматическом уровне становится равнозначным.
Если помеха появляется справа от водителя, уступает он, если слева был замечен автомобиль, он обязан уступить дорогу.
Согласно данному правилу должен действовать и оппонент. Если он сталкивается с помехой справа, он обязательно должен обеспечить рядом едущему водителю право первичного проезда.
Таким образом, если на трассе приоритет движения не определен знаками, светофором и регулировщиком, «помеха справа во дворе» от ведущего водителя должна получить преимущество в перемещении.
Если при нарушении данного правила возникают аварийные ситуации, причин для этого может быть три. Виновник ДТП не очень хорошо знаком с ПДД. Такие водители полагают, что раз на прошлом перекрестке он ехал по главной, то и в данной ситуации ситуация повторится.
На деле это не так, отчего и появляется аварийная ситуация. Также виновник ДТП может полагать, что в процессе его выезда с грунтовой дороги, его обязаны все пропускать и те, кто передвигается слева, в том числе.
Если осуществляется выезд на асфальт, водитель должен всем уступить дорогу, так как грунтовка – это во всех случаях второстепенная трасса. Данное правило распространяется к выезду со стадионов, парковок и иных подобных территорий.
Нередко между участниками движения возникает аварийная ситуация, возникшая на основании того, что водитель посчитал, что он не обязан пропускать водителя с правой стороны по той причине, что он поворачивал налево. Поворот в этом случае ничего не меняет.
Видео: «За рулем». ПДД: помеха справа
Особенности применения правила «помеха справа»
Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.
Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:
Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД. В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.
Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.
Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.
В каких случаях «помеха справа» не работает?
Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2021 году.
Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.
Вот несколько ситуаций, достойных внимания:
Второй пункт стоит рассмотреть более подробно на примерах. Если один водитель находится на главной дороге, а второй едет по второстепенной, между собой они смогут применить правило правой руки. Здесь преимущественным правом будет обладать тот, кто едет по основной трассе.
Если один водитель перемещается по дороге, а второй выезжает с заправочной станции или с жилого двора, спорная ситуация по уступке дороги не может быть решена по правилу «помеха справа».
Согласно правилам ПДД, человек, который выезжает из прилегающей рядом расположенной территории, обязан уступать всем дорогу.
Стоит рассмотреть еще одну ситуацию. Один водитель двигается под зеленый сигнал светофора, а рядом едущий перемещается по дополнительной секции светофора.
Изначальной позиции двух водителей являются равнозначными, так как едущий на рядом расположенную дополнительную секцию при главном запрещающем обязан пропустить вперед всех выезжающих на основной разрешающий светофорный сигнал.
Есть и иные ситуации, когда описываемое правило не «работает». Например, при начале движения или при передвижении задним ходом предварительно нужно уступить дорогу иным водителям.
«Помеха справа» на перекрестках
Правило «правой руки» может быть применимо и в процессе перемещения по перекресткам.
Несмотря на то, что ПДД в разделе 13 регламентируют определенные правила по проезду по перекресткам, процесс при желании можно достаточно серьезно упростить, используя самое универсальное правило правой руки.
Сформулировать данный принцип можно следующим образом – при равных возможностях водители должны разъехаться с иными транспортными средствами, используя как раз правило «правой руки».
Сложности с использованием данного правила, применяемого на перекрестах, как правило, сопровождается некоторой динамичностью дорожных событий.
В процессе перемещения по перекрестку требуется помнить ситуации, когда применять правило «правой руки» настоятельно не рекомендуется.
Это ситуации максимально четкой регламентации грамотно выстроенной очередности движений. Вот самые основные из них:
Сюда также можно отнести ситуацию, когда перемещение осуществляется по дополнительной секции светофора. Это ситуация распространяется на основной сигнал запрещения.
Важные советы
Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.
Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.
В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.
Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.
Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.
Заключение
Главное правило «помехи справа» представляет собой метод решения вопросов относительно преимуществ движения при полном отсутствии трех основных категорий приоритетности, то есть светофора, дорожных знаков и регулировщика.
Само по себе правило «правой руки» говорит о том, что водитель обязан пропустить и дать возможность проехать водителю, чье средство передвижения приближается с правой стороны.
Если при перестроении или при выезде на главную дорогу совершить определенные ошибки, водителям будет назначен штраф за нарушение ПДД.
Помеха справа при проезде перекрестков
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о термине «помеха справа», означающем, что требуется уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
В предшествующей статье «Помеха справа при перестроении» было рассмотрено применение правила при одновременном перестроении автомобилей.
Сегодня будет рассмотрено применение данного правила на перекрестках:
Правило «Помеха справа»
Само по себе правило довольно простое: нужно уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
Причем уступить нужно лишь в том случае, если траектории транспортных средств пересекаются.
Помеха справа при проезде равнозначных перекрестков
Рассмотрим пункт 13.11 правил дорожного движения для нерегулируемых перекрестков:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
Обратите внимание, данный пункт предполагает, что правило «помехи справа» применяется только на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог.
Перекресток может быть перекрестком равнозначных дорог в следующих случаях:
1. Явно установлен предупреждающий знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог».
2. Перед перекрестком установлен знак 2.2 «Конец главной дороги».
3. Перед перекрестком отсутствуют знаки приоритета 2.1, 2.3.1-2.5 и пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие.
Например, перекрестком равнозначных дорог является пересечение полевых дорог или асфальтированных дорог, если на перекрестке отсутствуют знаки приоритета.
И только в том случае, когда и перекресток нерегулируемый, и дороги равнозначные, нужно использовать правило «помехи справа». На практике нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог встречаются довольно редко.
Рассмотрим подробнее возможные ситуации на равнозначном перекрестке:
Примечание. К нерегулируемым перекресткам равнозначных дорог довольно часто относятся перекрестки с круговым движением. На таких перекрестках правило помехи справа не действует и преимущество имеют автомобили, находящиеся на круге.
Помеха справа при проезде неравнозначных перекрестков
Рассмотрим пункт 13.10 ПДД:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
В данном пункте говорится о том, что если главная дорога меняет направление на перекрестке, то водители должны руководствоваться правилами проезда равнозначных перекрестков, т.е. правилом «Помеха справа».
На перекрестке неравнозначных дорог правило «Помеха справа» применяется только в следующих случаях:
Помеха справа в прочих ситуациях
Рассмотрим пункт 8.9 правил дорожного движения:
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
В завершение хочу напомнить, что если приоритет регламентирован другими пунктами ПДД, то правило «Помеха справа» не применяется.
А если кто едет с права не было видно в темное время суток без габаритов он ехал кто прав в таком случае и увидел за две секунды до столкновения есть фота ток после совершения аварии
Андрей, в данном случае в ДТП виноваты оба водителя. Степень вины каждого из участников определит суд. И от этого будет зависеть размер страховых выплат.
«И только в том случае, когда перекресток и нерегулируемый, и дороги равнозначны нужно использовать правило «помехи справа».»
Александр, описанная Вами ситуация регламентируется пунктом 13.10 ПДД:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
Если транспортное средство едить по трассе (шоссе) через населеный пункт, и переезжает перекресток где когда то стоял знак 2.3.2 Примыкание второстепенной дороги, а в второго водителя который выезжал с второстепенной дороги (с права относительно водителя, который двигался по трассе) был знак уступи дорогу. Но в момент ДТП знаки отсутствовали, были только столбчики на которых они весели. А с другой стороны перекрестка стоит знак 2.3.2 Примыкание второстепенной дороги. Кто не прав? Оба водители местные.
вот недавно обсуждали подобную ситуацию.
Если ранее на дороге перед первым водителем был знак 2.1 Главная дорога, а далее не было: знака 2.2, либо перед очередным перекрестком знака 2.4, либо регулируемого перекрестка, то этот водитель прав, а второй пострадал из-за хулиганов и нерасторопности дорожной службы, не восстановивших знак 2.4. В пользу этого варианта говорит и наличие знака 2.3.2 на противоположной стороне. Второй водитель Правил тоже не нарушил. СК должна оплатить ремонт и ему, потом вернув свои расходы с дорожников.
однозначный ответ трудно дать: и Вы должны были уступить (п.13.11 ПДД), и он выполнять маневр только убедившись в его безопасности (п.8.1). Поэтому надо знать точное местоположение аварийного авто относительно перекрестка и смотреть динамику: кто с какой скоростью ехал, в какой момент и где конкретно столкнулись. Вопрос «кто виноват» помогут разрешить: видео с камер, показания водителей и свидетелей.
Подскажите какие аргументы сказать что бы на разборе быть правым просто свидетелей и видеокамер нет
скажем, если тот автомобиль уже заканчивал объезд препятствия, а в это время вы повернули и не дали закончить ему маневр, то Вы никак не будете правым.
Если хотите услышать от кого-то мнение по вашей ситуации, более-менее близкое к истине: нарисуйте и пришлите перекресток, с указанием где конкретно стояло препятствие, где произошло столкновение, какая примерно скорость была у обоих, что отвечали водители в протоколе.
получается автомобиль он же помеха справа выехал на встречную полосу и врезался в меня
Автомобиль1, подъезжая к перекрестку равнозначных дорог, выехав на пересечение проезжих частей и пытаясь совершить поворот направо не пропускает мотоциклиста, который подъезжает к перекрестку справа от автомобиля1, тем самым создавая помеху справа автомобилю1. В результате чего мотоциклист врезается в левую переднюю фару автомобиля и получает увечья средней степени тяжести. Кто виноват, если учитывать, что дорожной разметки на пересекаемых дорогах нет и они имеют «двустороннее» движение при ширине проезжей части
5.5-6 метров, а мотоциклист двигался через перекресток прямо находясь ровно по середине проезжей части. Благодарю.
Денис, ДТП произошло на самом перекрестке или автомобиль уже выехал с него?
Если на перекрестке, то в ДТП виноват водитель автомобиля (пункт 13.11 ПДД).
Максим, благодарю за ответ. ДТП произошло на самом перекрестке (пересечении проезжих частей). Водитель автомобиля только выехал на него в момент столкновения. Связано с тем, что на данном перекрестке плохая обзорность и для того чтобы разглядеть помеху справа нужно практически вплотную подъехать к этому пересечению проезжих частей, но многие, ввиду спешки это игнорируют.
В данном случае сомнения вызывал факт движения мотоциклиста по середине проезжей части, а не «как можно правее», как это обычно рекомендуют ПДД.
Максим, схема ДТП по ссылке:
а ДТП у вас случаем не 16.07 произошло??
Денис, ПДД не требуют, чтобы мотоциклисты двигались «как можно правее».
Просьба рассмотреть мой случай. Я выезжал прямо со второстепенной дороги на перекресток, при этом главная дорога шла в направлении перпендикулярно моей и поворачивала налево. Справа же к перекрестку со смещением от центра перекрестка и чуть под углом примыкала другая второстепенная дорога. Главная дорога имела 4 полосы, из них одна поворачивала на мою улицу направо, две налево, и одна полоса прямо и налево.Я, выехав на первую полосу дороги, пропустил машины, двигающиеся по главной, и потом продолжил движение в прямом направлении, после чего в меня врезался справа авто, ехавший с другой второстепенной дороги, при этом он не повернул направо,как обязывал знак «поворот направо», а фактически двигался прямо (не забываем его дорога чуть под углом), пересекая все полосы главной дороги. По факту ДТП место столкновения я был на полосе движения главной дороги, но еще не проехал перекресток. По идее, если бы перекресток был ровный-я должен был уступить и кто едет по главной и тем кто справа с другой второстепенной.Но! Я уже оказался на полосе главной дороги. и если бы я стал пропускать помеху справа, то тем самым создал затор тем машинам кто двигался в этой полосе с главной дороги и поворачивал.Инспектор мне сказал,что я должен был пропустить главных, помеху справа, и еще при этом не создавать помех кто подъезжает сзади со стороны главной дороги. Как так? Моё мнение-в данном случае, пропустив главных, и выехав на полосу движения, которая являлась полосой главной дороги, я становился участником движения по главной дороге, т.к. в противном случае моя остановка создала бы помеху машинам, поворачивающим по главной дороге.
инспектор прав. Вы должны были дождаться такого продолжительного «окна» в потоке машин на гл.дороге, чтобы ваш выезд не вынудил их притормаживать (определение «Уступить дорогу»). Далее пропустить въезжающего справа (правило «помеха справа»), причём конфигурация перекрестка значения не имеет. Через какое-то время сзади на главной Вас может догнать авто, который обязан действовать в соответствии с п.10.1 ПДД. (Т.е. он будет вынужден притормаживать не из-за вашего внезапного выезда перед ним, а потому что подъезжая к перекрестку, увидит впереди помеху).
В действиях въезжающего справа вероятно тоже было нарушение, п.8.6.
Максим, а кто должен уступать при проезде равнозначных перекрестков в случае, если красный на этом перекрестке разворачивается, а белый поворачивает направо?
Федот, красный уступает дорогу, т.к. в момент пересечения траекторий автомобилей красный оказывается слева от белого.
Возникло сомнение по поводу «помехи справа», точнее того, как именно понимать эту формулировку. «Уступить обязан автомобилю, приближающемуся справа». Приближающемуся к чему? К перекрёстку? К месту начала манёвра? Или к точке пересечения траекторий? Формулировка в ПДД достаточно размыта и не однозначна. Вопросов не возникает в обычных, стандартных ситуациях. Но вот если я приближаюсь к перекрёстку, намереваясь проехать его, допустим, прямо вижу приближающийся справа автомобиль, понимаю, что он для меня » помеха справа». Но этот автомобиль начинает манёвр разворота и поворачивается уже правым бортом ко мне, ситуация меняется в корне- уже я нахожусь справа относительно его. И как быть? Кто кому должен уступать?
Приближающемуся к чему? К перекрёстку? К месту начала манёвра? Или к точке пересечения траекторий? Формулировка в ПДД достаточно размыта и не однозначна.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
Здравствуйте, сегодня столкнулся с такой неоднозначной ситуацией. Ситуация не моя, а из видео. Перекрёсток, машина перед автором перестроилась в левую, как выяснилось затем для разворота. Но изначально эту конкретику мы знать не можем, мы видим лишь поворотник. В общем, при выезде на перекрёсток, автор решил обогнать, а авто впереди начало разворачиваться. Виноват автор должен быть, не спорю, но произошла дискуссия, виноват по помехе или дистанции? Помогите определиться, если можно, с обоснованием.
Роман, здравствуйте.
Этот вопрос подробно рассмотрен в статье ДТП при развороте на перекрестке. Автор видео нарушил требования пункта 8.9 ПДД.