При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Учебный центр Безопасность труда

Документация

Форма входа

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Общение. Компоненты общения. Бесконфликтное общение. Приемы конструктивного общения. Общение с пострадавшими

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом.

Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением.

Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:

Существует два вида общения: личное и деловое.

При личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п. Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Безусловно, форма разрешения конфликта зависит от стратегий поведения обеих конфликтующих сторон.

Можно выделить несколько основных стратегий поведения оппонентов в конфликте: соперничество, уступка, уход, компромисс, сотрудничество.

1. Соперничество (борьба, принуждение)

При использовании такой стратегии необходимо обладать ресурсами, например: власть, сила закона, связи, авторитет, сила и т. д. Она явля­ется целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт­ной личности. Например, когда оппонент отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывает­ся ситуация «Кто кого. ».

2. Компромисс

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон, однако, при такой стратегии не удовлетворяются полностью потребности обеих сторон. Стратегия компромисса может способствовать позитивному развитию межличностных отношений.

При выборе данной стратегии важно иметь в виду ряд существен­ных моментов:

— Компромисс нельзя рассматривать как способ окончательного разрешения кон­фликта. Взаимный компромисс часто является этапом на пути поис­ка более приемлемого решения проблемы.

— Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключе­нии четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс представляет собой отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаим­ных договоренностей. В этом случае компромисс обеспечивает перемирие в отсутствии противоборства сторон.

3. Уход

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликтного взаимодействия. Прибегая к этой стратегии важно учитывать, что уход приемлем в том случае, если предмет конфликта или его субъективная значимость не имеют существенного значения для одного из субъектов конфликта. В том случае, если предмет конфликта действительно незначим, то конфликт исчерпывается. Если же субъективная оценка значимости конфликта не отвечает реальной значимости, конфликт может повториться. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не под­вергаются серьезным изменениям.

3. Уступка

Использование этой стратегии оправдано в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к времен­ному «перемирию», является важным этапом на пути конструктив­ного разрешения конфликтной ситуации.

5. Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности на собственные интересы и на интересы оппонента. Данная стратегия строится не только на основе баланса интере­сов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Применение стратегии сотрудничества в конфликтном взаимо­действии, следует учитывать следующие обстоятельства:

— если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих участников конфликтного взаи­модействия, стратегию сотрудничества реализовать невозможно;

— стратегия сотрудничества предполагает совместный поиск принципиально нового решения противоречия, при котором устраняются причины и предмет конфликта.

Интенсивная работа в ЧС или, наоборот, ситуация ожидания во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы.

Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.

Основные принципы бесконфликтного общения:

Сам по себе «ярлык» или стереотипное восприятие человека – это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо. В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи. Но с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.

Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей.

Важно не позволять другим навешивать «ярлыки» на себя.

Бывает неприятно, когда вам приписывают определённую роль, не имеющую к вам никакого отношения. Давайте попробуем с вами отработать новые способы взаимодействия с теми, кто навешивает «ярлыки» на вас. Действительно, общаться конструктивно, понимая, что тебе приписывают не свойственные роли, довольно сложно. И об этом необходимо говорить (например, на фразу «Ты постоянно опаздываешь», можно ответить «Я опаздывал последние три дня, но не постоянно»). Таким образом, вы даёте человеку понять, что эта роль не является вашей, и что вы не согласны с отождествлением вас с ней. Снимая с себя «ярлыки», общение с вашим собеседником переходит в новое русло, где не нарушаются ни ваши границы, ни границы собеседника. И таким образом создаётся благоприятная атмосфера для конструктивного и бесконфликтного общения.

Ориентация не на отношения, а на результат.

Все мы понимаем, что профессия спасателя является довольно специфичной и отличается от многих других. Главный постулат профессии спасателя, и всей системы МЧС России – это ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, СПАСЕНИЕ и ПОМОЩЬ.

И поэтому в своей работе необходимо помнить, что все профессиональные действия специалистов направлены на спасение и помощь людям. Таким образом, когда мы нацелены на результат работы, общение необходимо поддерживать в конструктивном русле, целью которого является максимально эффективное оказание помощи.

Компоненты общения

Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

Необходимо подчеркнуть, что различные элементы невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности нашей информации.

Эффективное общение с людьми, попавшими в чрезвычайную ситуацию, то есть с людьми, подвергшимися сильному стрессу и, находящимися, как правило, в дезадаптивном психическом состоянии, предполагает необходимость соблюдения определенных принципов.

Действительно очень сложно общаться с людьми, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь.

Наряду с приемами активного слушания, которые следует по возможности использовать при общении с пострадавшими, можно назвать следующие общие принципы общения с пострадавшими.

Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ:

1. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста, …., не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей.

2. При работе в зоне ЧС необходимо давать людям короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не».

3. Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить (даже если вы обещаете из хороших побуждений, например, чтобы успокоить человека), потому что в случае не выполнения их, человек вряд ли вам поверит во второй раз, а контакт, состоявшийся между вами ранее – скорее всего, будет разрушен. Помимо этого, недоверие пострадавшего может распространиться не только на вас, но и на ваших коллег (тех, кто в одинаковой форме с вами), что в последующем может:

— затруднить взаимодействие спасателей с этим пострадавшим;

— повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к спасателям, источником которых будет данный пострадавший;

— ухудшить состояние пострадавшего и т.п.

Запрет на фразу: «Все будет хорошо»! связан именно с невыполнимым обещанием. Вы не можете знать, когда у человека все будет хорошо и будет ли вообще (в случае смерти близкого человека или потери крова). Говоря такие фразы, вы берёте ответственность за результат на себя, а когда результат не соответствует вашим прогнозом, а вам уже поверили, то возможно возникновение у пострадавших острых стрессовых реакций, наиболее распространенная – это агрессия.

4. Общаясь с пострадавшими необходимо говорить правду, однако, подавая информацию надо помнить следующее. Информация должна быть:

5. Специалистам, работающим с пострадавшими, необходимо также контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонация) и в мимике и жестикуляции. Голос не должен отражать неуверенность и сомнение. Речь должна быть чёткой (не рубленная по слогам), с уверенной интонацией. Рекомендуется строить ее в побудительном наклонении и с элементами внушения: «Я с тобой, помощь пришла!», «Слушай меня!», «Встань…», «Выпей воды…»

6. Общаясь с пострадавшими, важно помнить о выражении своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать пострадавшим, что Вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции «очень заразны» и могут привести к массовой агрессии или панике.

7. Поиск ресурса, как важная составляющая конструктивного общения с пострадавшими.

Ресурс можно найти в любой, даже в самой тяжелой ситуации. Ресурс – не представляет собой решение самой проблемы. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему найти силы для того, чтобы справиться с ситуацией. Ресурсом может быть все, что угодно. Для того чтобы найти ресурс и помочь человеку, необходимо быть хорошим наблюдателем и слушателем, уметь использовать приемы активного слушания, в частности вопросы открытого типа, дающие информацию о произошедшем событии. В общении с пострадавшим важно создать такую ситуацию общения, которая бы способствовала нахождению для него ресурса.

При поиске ресурса необходимо учитывать несколько факторов:

1. Важно, чтобы найденный ресурс был адекватен для данного человека и для данной ситуации: здесь и теперь. Например, в ситуации землетрясения со значительным количеством жертв, одна женщина сильно переживала по поводу потери всего имущества. Для этой женщины ресурсом стало то, что все её близкие остались в живых и это самая большая ценность. Как вы понимаете, для многих других пострадавших это ресурсом не стало бы. В этой же ситуации были пострадавшие, для которых утрата имущества стала более значимой потерей, чем гибель родственников.

2. На разных этапах общения возможно нахождение различных ресурсов, так скажем поэтапное. Например, при крушении самолета, пожилая женщина потеряла свою семью и осталась совсем одна. На первоначальном этапе ресурсом являлось необходимость опознания всех своих родных и захоронение их по всем правилам и обычаям. Через какое-то время, ресурсом для этой женщины стала активная помощь людям, пережившим подобную трагедию.

3. Нужно помнить о том, что один и тот же ресурс может быть актуальным для одного пострадавшего и не актуальным для другого. Например, для одного человека наличие семьи и детей является мощнейшим ресурсом, ради которого есть смысл продолжать жизнь, а для другого – работа, карьера и социальный статус важнее, чем семья.

В общении с людьми, находящимися в особом психическом состоянии в момент переживания острой психической травмы, имеет большое значение навык конструктивного общения, который необходимо формировать и поддерживать. С помощью его можно значительно эффективнее выстраивать свою работу, при этом сохраняя собственные силы и ресурсы для продолжения профессиональной деятельности.

Источник

Как найти внутренние ресурсы и обрести гармонию

В статье рассказывается:

Мы часто задаем себе вопрос, как найти внутренние ресурсы на борьбу с ленью, на преодоление стресса, на познание нового. Но как часто мы задумываемся о том, что собой представляют эти самые ресурсы и существуют ли они на самом деле. Ответ: существуют. Это то психологическое и физическое состояние человека, при котором он чувствует себя в гармонии с окружающим миром, полон сил и желаний.

Чтобы найти внутренние ресурсы, необходимо понять, что делают вашу жизнь лучше, какие события приносят радость. Не менее важно знать и факторы, которые утомляют вас. О поиске причин апатии, о том, как найти силы в себе и себя, вы узнаете из нашего материала.

Суть внутренних ресурсов человека

Как часто мы говорим о себе: «Я не в ресурсе». А что же такое ресурсы человека? Как их найти? Ресурсы человека состоят из двух компонентов – его физического и психологического здоровья. Физическое здоровье в порядке, когда человек не имеет серьезных заболеваний и недугов, сыт, выспался, и т.д. А психологическое здоровье зависит от того, достаточно ли человек отдыхает, и хватает ли в его жизни положительных эмоций.

При поиске ресурса необходимо учитывать что психологияСуть внутренних ресурсов человека

Мы чувствуем себя «в ресурсе», когда заряжены оптимизмом, полны энергией, желанием двигаться вперед, преодолевать любые препятствия и решать задачи. Такое состояние очень важно для развития личности.

Ресурсное состояние человека определяют 5 составляющих:

Если хоть по одному из этих пунктов образуется пробел, ресурс человека быстро заканчивается. Появляется усталость, иногда даже слабость, нет сил для продуктивной работы.

Причины острой необходимости внутренних ресурсов

Давайте рассмотрим примеры ситуаций, которые требуют срочного восполнения ресурсов:

Женщины, добившиеся больших успехов на работе и в карьере, изо всех сил пытаются показать какие они хорошие хозяйки, какими бывают милыми и беспомощными.

События и состояния, расходующие внутренние ресурсы

Чтобы понять, как и где найти внутренние ресурсы, нужно сначала понять, что их истощает:

Это далеко не все варианты, их на самом деле гораздо больше. Даже такие простые и безобидные дела, как нахождение в интернете/социальных сетях, просмотр бесполезных программ по телевизору или сериалов истощают ресурсы.

При поиске ресурса необходимо учитывать что психологияСобытия и состояния, расходующие внутренние ресурсы

Наполнить же вас ресурсом могут те дела, которые поднимают вам настроение, приносят радость и удовольствие. Для кого-то это творчество (пение, танцы, рисование и т.д.), для кого-то медитации, чтение книг, спорт, процедуры по уходу за собой, да что угодно.

Вспомните, как в детстве радовались, бегая босиком по траве, прыгая на скакалке. Не отказывайте себе в удовольствии, позабавьтесь с детьми или даже без детей, дайте волю чувствам.

6 каналов для поиска внутренних ресурсов

В психологии существует многомерная модель BASIC Ph, которая описывает те ресурсы и каналы, которые помогают людям справиться с сильным стрессом и пережить его. Каждая буква в этой аббревиатуре несет определенный смысл:

Belief — вера и ценности;

Affect — чувства и эмоции;

Social — социализация, общение;

Imagination — воображение, творчество;

Cognition — сознание, рассудительность;

Physiology — физическая активность.

В русском языке для описания этой модели используется аббревиатура ЧУВСТВо.

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Здесь также каждая буква имеет свое значение.

1. «Ч» — чувства

Нас с детства приучали к кому, что есть хорошие чувства (любовь, забота, благодарность, воодушевленность, восхищение, сострадание), а есть плохие (гнев, злость, зависть, страх, раздражение). Но ведь абсолютно каждый из нас знаком с так называемыми «плохими» чувствами не понаслышке и нередко ощущает их. Значит ли это, что человек плохой? И как обойтись без чувства вины, стыда, иногда гордости собой, а иногда и жалости к себе? Куда деть тревожность, злость и гнев?

При поиске ресурса необходимо учитывать что психология6 каналов для поиска внутренних ресурсов

Мы не хотим испытывать «плохие» чувства по отношению к близким людям, но как ни старайся, их не избежать. Мы обижаемся на родителей, злимся и раздражаемся на детей, потом ругаем себя за эти эмоции, боремся с ними и тратим на это огромное количество энергии, а значит, теряем ресурс.

Психологи говорят нам, что нужно принимать все свои эмоции и чувства: как хорошие, так и плохие. Но можем ли мы последовать их совету? Иногда на то, чтобы научиться принимать свои эмоции и разрешать себе их требуется слишком много времени.

Как начать контролировать эмоции за 6 шагов?

2. «У» — ум, логическое мышление

Для того, чтобы у проблемы появилось решение, специалисты советуют рассматривать ее не как проблему, а как задачу. А чтобы решить задачу, задайте себе как можно больше вопросов:

3. «В» — вера, смысл

Всемирно известный психолог Виктор Франкл говорил: «Человек, осознавший… “зачем” ему жить, будет способен вынести почти любое “как”». Он пережил ужасы нацистского лагеря и остался не только жив, но и верен себе, своим принципам и убеждениям. Он увидел смысл своего нахождения в концлагере в том, чтобы помогать своей семье и другим узникам, нуждающимся в помощи. А видя перед собой четкую цель, зная, ради чего ты преодолеваешь трудности, гораздо проще их преодолевать.

При поиске ресурса необходимо учитывать что психологияВера, смысл

Кому-то для того, чтобы было легче жить, нужен некий «кодекс». Человек верит в то, что там написано и живет по его правилам (так называемым «кодексом» может быть библия, воровской кодекс, да хоть кодекс строителя коммунизма).

Другие люди видят своей целью служение кому-то, заботу о ком-то. Примеров масса: рождение большого количества детей и жизнь в заботе о них, забота о муже, о больном человеке/инвалиде, создание фондов помощи детям, жертвам насилия и т.д. Очень многие люди ставят во главу угла своей жизни заботу о других, потому что когда ты кому-то нужен, твоя жизнь наполняется смыслом.

4. «С» — семья, социум (близкие, друзья, коллеги)

Многие из нас на протяжении всей своей жизни совершают одну и ту же ошибку: делают все сами, не делегируя никому часть дел, не прося о помощи близких. Кто-то не хочет усложнять людям жизнь, другой же считает, что любящий человек сам должен догадаться и предложить помощь. На самом деле никто не должен ни о чем догадываться. Конечно, проявлять заботу о родном человеке нужно не только по его просьбе, но зачастую мы понятия не имеем, что ему нужна помощь и дело дается тяжело, ведь он изо дня в день самостоятельно с ним справляется.

От такого непонимания очень часто страдают и разрушаются отношения и даже семьи. Кто-то однажды сказал, что просить о помощи стыдно, а теперь миллионы людей верят в это и страдают. Нужно учиться перебарывать себя и озвучивать свои просьбы, рассказывать своему партнеру, что некоторые дела вам даются нелегко и вместе вы бы справились с ними гораздо легче и быстрее.

Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Метод поиска ресурсов

Метод разработан и апробирован шведскими учеными и социальными работниками.
Основан на использовании внутренних ресурсов человека и ресурсах его социального окружения.
Хорошо использовать как в целях решения проблемы ребенка, коррекции его взаимоотношений с окружающими, изменения поведенческих стереотипов, так и в работе с родителями в целях восстановления детско-родительских отношений, улучшении ситуации при семейном неблагополучии.

На основе этого метода можно строить работу с немотивированным клиентом.
Суть этого метода заключается в следующем. Клиенту не предлагается решить совместно с педагогом, социальным работником его проблему сейчас и немедленно, используя помощь педагога или социального работника, а предлагается подумать, как жизненная ситуация выглядела бы, если бы проблема уже была решена. Затем, опираясь на его позитивный опыт, наиболее сохранные положительные качества его личности, навыки и привычки, что, в целом, можно назвать его внутренними ресурсами, о которых вы узнаете в процессе беседы с клиентом, строится программа реабилитации этого клиента. Кроме того, в процессе работы по методу поиска ресурсов вы должны будете выяснить его позитивные контакты с ближайшим окружением (родственники, друзья, соседи и коллеги). Возможно, будет необходим поиск партнеров для реабилитационной работы с этим клиентом среди общественных или государственных организаций (к которым ранее этот клиент обращался) с целью выяснения, кто еще может оказать ту или иную поддержку клиенту. Можем назвать это внешними ресурсами. Здесь важно только учесть, что считает для себя возможным использовать сам клиент, на какие свои внутренние и внешние ресурсы он может положиться, чтобы решить свою проблему. А наша задача – помочь ему осознать эти ресурсы, найти их в себе или рядом с собой.
Деятельность, в фокусе которой поиски решений, а именно, краткосрочный терапевтический метод заключается в том, чтобы сосредоточиться на жизни, которую воображает себе клиент после того, как проблема будет преодолена. Путеводные нити, ведущие к решению проблемы, часто находятся там, где эта проблема, в отличие от прочих ситуаций, не является столь острой. Как поступит клиент в этом случае, о чем он будет думать, что почувствует? Можно ли еще что-то извлечь из этого, может быть, в другой связи. Другими словами, этот метод включает в себя стремление извлечь как можно больше пользы из того, что работоспособно, сохранно и вместе с клиентом добиться хотя бы небольших перемен, которые позднее можно развить и изыскать успеха. В работе с неблагополучными семьями, специалисты всегда должны находиться в поиске ресурсов и возможностей, компенсирующих недостатки, потому что на недостатки можно косвенно повлиять, будучи нацеленным на поиск ресурсов. Недостатки проявляются как противоположность достоинству, когда клиент чувствует себя в безопасности, тогда он сам обнаруживает то, чего ему не достает.
Таким образом, работа с клиентом по методу поиска ресурсов может выглядеть следующим образом: в центре круга клиент может прописать несколько предложений, поясняющих, как могла бы выглядеть его жизнь через 5 лет (через 3 года, через год), а на лучиках записывать, каким путем он собирается этого достигнуть. Прежде, чем начать беседу по методу поиска ресурсов, помните о том, что необходимо несколько минут посвятить созданию атмосферы доверительных отношений с клиентом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *