При остывании колбы с водой уровень воды в трубке опускается потому что
7.3. Вещества состоят из мельчайших частиц. Какие явления и эксперименты это подтверждают?
Опыт с марганцовкой: растворяют маленькую крупинку марганцовки в воде и при разбавлении раствора вода окрашена слабее, т.е. только часть крупинки попадает в следующий сосуд.
7.4. В таблице приведены точные данные об изменении объема воды V от времени t при нагревании.
Ответьте на вопросы.
а) Можно ли утверждать, что в течение всего времени наблюдения вода в колбе нагревалась равномерно? Ответ поясните.
Вода нагревалась равномерно, каждые три минуты на два градуса.
б) Как изменялся объем воды при нагревании?
При температуре
от 0 до 4°С объем воды уменьшился на 0,2 мл;
от 4 до 20°С объем воды увеличился на 1,8 мл.
8.2. Слова молекула, капля, атом запишите в таком порядке, чтобы каждый последующий элемент входил в состав предыдущего.
8.3. На рисунке представлены модели молекул воды, кислорода и углекислого газа. В состав всех молекул входит атом кислорода (черный). Заполните пропуски в тексте.
8.4. Измерьте длину своей руки от локтя до мизинца и сравните полученное значение с размером молекулы воды.
Размер молекулы воды 3*10^(-10) м, длина руки 32 см = 0,32 м = 3,2*10^(-2).
Длина руки больше диаметра молекулы воды в 1,06*10^8 = 106 млн. раз
9.1. Заполните пропуски в тексте. «В ____ г. английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп…»
9.2. На рисунке схематически представлены молекулы жидкости, окружающие крупинку краски, помещенную в эту жидкость. Стрелками указаны направления движения молекул жидкости в определенный момент времени.
9.3. Отметьте те явления, которые являются примером броуновского движения.
✓ Беспорядочное движение пыльцы цветов в воде, наблюдаемое под микроскопом.
✓ Беспорядочное движение пылинок в воздухе комнаты, наблюдаемое при солнечном освещении.
9.4. На рисунке показана ломаная линия, вдоль которой перемещалась пылинка в воздухе в течение нескольких секунд.
а) Объясните, почему пылинка много раз поменяла направление своего движения за время наблюдения за ней.
Из-за столкновения с молекулами воздуха и другими пылинками.
б) На рисунке обозначьте точки, в которых на пылинку действовали окружающие ее молекулы.
10.1. В стеклянный цилиндр сверху налита чистая вода, а на дно через узкую трубку залит раствор медного купороса. Цилиндр находится в покое при постоянной температуре. Покажите на рисунке, как будет выглядеть содержимое цилиндра через различные промежутки времени.
10.2. Два одинаковых резиновых шарика соединены прозрачным шлангом (см. рис.), причем левый шарик в обоих случаях заполнен водородом (закрасьте водород синим цветом), правый – на рисунке а пуст, а на рисунке б заполнен воздухом (закрасьте воздух зеленым цветом). Шланг между шариками зажат зажимом.
10.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
11.1. Заполните пропуски в тексте, используя слова: сильнее; слабее; притяжение; отталкивание.
11.2. Соедините линиями явления и соответствующие им объяснения.
11.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
11.4. Допишите предложение, чтобы получилось правильное объяснение явления.
Стальная проволока прочнее медной тех же размеров, потому что частицы стали притягиваются сильнее друг к другу, чем частицы меди.
11.5. Заполните пропуски в тексте. «В быту мы часто сталкиваемся с явлениями смачивания и несмачивания.»
12.1. Какое состояние вещества характеризуется перечисленными признаками?
Сжимаемо, легко меняет форму и объем – газообразное состояние.
Несжимаемо, сохраняет форму и объем – твердое тело.
Несжимаемо, не сохраняет форму, но сохраняет объем – жидкость.
12.2. С помощью насоса газ полностью перекачали из баллона А объемом 0,3 м3 в баллон В объемом 4 м3. Каковы начальный и конечный объемы газа?
Начальный объем 0,3 м3, конечный – 4 м3.
12.3. В цилиндрах под плотно прилегающими к стенкам поршнями находятся тела одинакового объема: твердое (рис. а), жидкое (рис. б) и газообразное (рис. в). Отметьте на рисунке положение поршней после того, как на них сверху поместят одинаковые грузы.
13.1. Соедините линиями описание реального явления и соответствующий ему переход вещества из одного состояния в другое.
13.2. На рисунке показана картина расположения молекул воды в твердом кристалле льда. Нарисуйте расположение молекул воды в жидком и газообразном состояниях.
13.3. на рисунке изображены измерительные цилиндры с жидкостями: в трех из них находится вода, а в одном – спирт. При сливании одинаковых жидкостей из двух цилиндров (рис. а) их суммарный объем не меняется и равен 100 мл. При сливании разных жидкостей (рис. б) их суммарный объем немного уменьшается и оказывается меньше 100 мл. Объясните явление.
При смешивании жидкостей с разными плотностями происходит диффузия этих жидкостей, поэтому суммарный объем меньше.
Физика. 7 класс
Впишите в текст пропущенные слова.
Температура воздуха в комнате повысилась. Столбик жидкости в комнатном термометре:
Опустился вниз, так как объём жидкости при нагревании уменьшился.
Поднялся вверх, так как объём жидкости при нагревании увеличился.
Не изменился, так как объём жидкости не зависит от температуры.
Выберите утверждение, которое является наиболее наглядным экспериментальным доказательством существования атомов и молекул.
Фотография с помощью электронного микроскопа.
Капля масла растекается по поверхности воды плёнкой толщиной в одну молекулу.
Запах духов распространяется по всей комнате.
Объём вещества при нагревании увеличивается.
Определите верные и ложные высказывания.
Верные высказывания:
Ложные высказывания:
Вещество состоит из мельчайших частиц.
Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда.
Гвоздь при нагревании удлиняется и становится толще, потому что атомы железа увеличиваются в размере.
Плёнка масла, растекаясь по поверхности может занять любую площадь.
Атом состоит из молекул.
При сжатии газа уменьшается размер молекул.
При нагревании колбы с водой уровень воды в трубке поднимается. Выберите верное утверждение для объяснения этого явления.
Нагревании колбы с водой
В воде увеличивается число частиц.
Увеличивается размер частиц воды.
Изменяется форма частиц воды.
Увеличивается расстояние между частицами воды.
Впишите в текст пропущенные слова.
Составьте цепочку так, чтобы каждый последующий элемент входил в состав предыдущего.
Строение вещества
Рабочая тетрадь по физике 7 класс Т.А. Ханнанова (к учебнику А.В. Перышкина)
7.1. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий, что тела при нагревании расширяются. Обведите ручкой на рисунке предмет, который нагревали в этом опыте – шар или кольцо. Ответ обоснуйте.
Ответьте на вопросы.
а) Можно ли утверждать, что в течение всего времени наблюдения вода в колбе нагревалась равномерно? Ответ поясните.
б) Как изменялся объем воды при нагревании?
8.2. Слова молекула, капля, атом запишите в таком порядке, чтобы каждый последующий элемент входил в состав предыдущего.
8.3. На рисунке представлены модели молекул воды, кислорода и углекислого газа. В состав всех молекул входит атом кислорода (черный). Заполните пропуски в тексте.
8.4. Измерьте длину своей руки от локтя до мизинца и сравните полученное значение с размером молекулы воды.
9.1. Заполните пропуски в тексте. «В ____ г. английский ботаник Роберт Броун, рассматривая в микроскоп…»
9.2. На рисунке схематически представлены молекулы жидкости, окружающие крупинку краски, помещенную в эту жидкость. Стрелками указаны направления движения молекул жидкости в определенный момент времени.
9.3. Отметьте те явления, которые являются примером броуновского движения.
9.4. На рисунке показана ломаная линия, вдоль которой перемещалась пылинка в воздухе в течение нескольких секунд.
а) Объясните, почему пылинка много раз поменяла направление своего движения за время наблюдения за ней.
Из-за столкновения с молекулами воздуха и другими пылинками.
б) На рисунке обозначьте точки, в которых на пылинку действовали окружающие ее молекулы.
10.1. В стеклянный цилиндр сверху налита чистая вода, а на дно через узкую трубку залит раствор медного купороса. Цилиндр находится в покое при постоянной температуре. Покажите на рисунке, как будет выглядеть содержимое цилиндра через различные промежутки времени.
10.2. Два одинаковых резиновых шарика соединены прозрачным шлангом (см. рис.), причем левый шарик в обоих случаях заполнен водородом (закрасьте водород синим цветом), правый – на рисунке а пуст, а на рисунке б заполнен воздухом (закрасьте воздух зеленым цветом). Шланг между шариками зажат зажимом.
10.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
10.4. Домашний эксперимент.
Положите на дно стакана с холодной водой кусочек сахара, но не перемешивайте. Запишите, через какое время вам удалось обнаружить присутствие молекул сахара на поверхности воды в стакане и какой «прибор» при этом вы использовали.
11.1. Заполните пропуски в тексте, используя слова: сильнее; слабее; притяжение; отталкивание.
11.2. Соедините линиями явления и соответствующие им объяснения.
11.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
11.4. Допишите предложение, чтобы получилось правильное объяснение явления.
11.5. Заполните пропуски в тексте. «В быту мы часто сталкиваемся с явлениями смачивания и несмачивания.»
12.1. Какое состояние вещества характеризуется перечисленными признаками?
12.2. С помощью насоса газ полностью перекачали из баллона А объемом 0,3 м3 в баллон В объемом 4 м3. Каковы начальный и конечный объемы газа?
12.3. В цилиндрах под плотно прилегающими к стенкам поршнями находятся тела одинакового объема: твердое (рис. а), жидкое (рис. б) и газообразное (рис. в). Отметьте на рисунке положение поршней после того, как на них сверху поместят одинаковые грузы.
13.1. Соедините линиями описание реального явления и соответствующий ему переход вещества из одного состояния в другое.
13.2. На рисунке показана картина расположения молекул воды в твердом кристалле льда. Нарисуйте расположение молекул воды в жидком и газообразном состояниях.
13.3. на рисунке изображены измерительные цилиндры с жидкостями: в трех из них находится вода, а в одном – спирт. При сливании одинаковых жидкостей из двух цилиндров (рис. а) их суммарный объем не меняется и равен 100 мл. При сливании разных жидкостей (рис. б) их суммарный объем немного уменьшается и оказывается меньше 100 мл. Объясните явление.
Разработка урока «Строение вещества»
Тайманова Елена Александровна
Разработка конспекта урока по физике
в 7 классе по теме
Таймановой Елены Александровны,
учителя математики и физики
Тетюшского муниципального района
МБОУ «Богдашкинская ООШ»
Номинация: методические материалы для основного общего образования
Организационный момент 3
Этап постановки цели и задачей урока 3-5
Этап получения новых знаний в форме исследовательской работы учащихся 5-8
Этап обобщения и закрепления нового материала 8-10
Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока 10
3. Технологическая карта урока 12-22
Конспект урока по теме «Строение вещества»
Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, формирование объективной необходимости изучения нового материала.
– образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
– воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,
сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задачи физического содержания.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Организационный момент (1 мин);
Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
Этап получения новых знаний в форме исследовательской работы учащихся (20 мин);
Этап обобщения и закрепления нового материала (16 мин);
Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2 мин);
1. Организационная часть (п риветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)
2. Целеполагание и мотивация
Мудрец говорит своему ученику
-Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая.
Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.
После этого поверх камней мудрец насыпал песок.
-А теперь смотри, наполнится и в третий раз!- сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.
Объяснить происходящее несложно. Между камнями есть промежутки, куда помещаются песчанки, а между песчанками есть промежутки, куда просачивается вода. Но есть ли промежутки между частицами воды? И существуют ли частицы, еще более мелкие, чем частицы воды?
Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее «устройство» тел
Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?
Тема урока : Строение вещества. (слайд 1)
В своей жизни мы достаточно часто сталкиваемся с различными физическими явлениями, и нашего жизненного опыта обычно вполне хватает, чтобы объяснить многое из увиденного. И не только объяснить, но предсказать ход того или иного явления.
Например, каждый из вас может предсказать, что если поместить термометр в сосуд с горячей водой, то уровень ртути в термометре поднимется. Если положить кусочек льда в кипящую воду, то лед расплавится. Если развязать завязочки воздушного шара, то воздух выйдет из него.
А легко ли вам будет ответить, например, на вопрос: одинаково ли поведет себя капля подсолнечного масла, если поместить ее на поверхность стола и на поверхность воды?
Или, например, вы собрались построить модель самолета или аэроплана и выбираете материал для его постройки. Какими свойствами должен будет обладать выбранный материал?
Подобные вопросы уже вызывают определенные затруднения. Это происходит потому, что нам не хватает сведений о строении веществ. Именно об этом и пойдет сегодня речь.
1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
3. Как доказать, что размеры частиц очень малы, а их количество в веществе огромно?(слайд 2)
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Строение вещества.»
3. Этап получения новых знаний в форме исследовательской работы учащихся
Поставим ряд опытов, чтобы понять, какое же строение имеют различные вещества.
Опыт 1. Возьмем кусочек мела. Можно ли его разделить на части ?
— Да, безусловно, можно.
-А еще на более мелкие части?
(Учитель спрашивает у ученика по лицу)
— Достаточно провести по нему пальцем, и на пальце останется след. Это частицы мела.
-Следы мела на пальцах – это мельчайшие частицы мела (слайд 3)
Опыт 2. Проделаем ещё один опыт. В этом сосуде подкрашенная жидкость. Можно ли разделить ее на более мелкие порции? (Подумали, обсудили используя Финк-Райт_-Раунд Робин)
-Возьмем второй стакан и отольем немного жидкости.
-Что находится в стакане?
— А можно ли жидкость разделить на более мелкие порции?
-Можно. Возьмем еще один стакан и отольём туда еще часть жидкости.
-Наконец, жидкость можно разделить на необычайно маленькие порции, распыляя ее из пульверизатора. Пульверизатор позволяет разделить воду на очень маленькие порции – капельки
-Из чего же состоит вещество?
-Можно сделать вывод, что любое вещество состоит из частиц. (слайд 4)
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение.
Из последующих опытов мы узнаем, каков характер движения этих частиц и их расположение.
Подумали, обсудили в парах, .(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)
-При этом число частиц в шарике остается тем же самым, но форма и объем шарика изменяются.
-Сжимая шарик, мы уменьшаем расстояние между частицами воздуха, находящегося в нем (слайд 5)
Опыт 4. ( работа в парах используя Сингал Релли Робин).Можно взять самую обыкновенную резинку и, приложив усилия, растянуть ее. При этом снова изменяются и форма, и размер резинки, но количество частиц и в этом случае остается прежним. Растягивая резинку, мы увеличиваем расстояние между частицами, из которых она состоит
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества». Записываем второе утверждение.
Опыт 5. Проведем еще один опыт, наглядно доказывающий, что это действительно так. Возьмем медный шарик, который в обычных условиях проходит через кольцо. (Учитель задает действенные фасилитирующие вопросы, для выявления разных мнений) Если же этот шарик нагреть, то промежутки между частицами должны измениться. Через некоторое время, когда шарик нагреется, попробуем вновь поместить его в кольцо. Мы увидим, что шарик застревает в кольце. Холодный шарик свободно проходит через кольцо, а нагретый – застревает
На этом принципе основано действие самого обыкновенного термометра, столбик которого состоит из подкрашенного спиртового раствора. При повышении температуры раствор начинает увеличиваться в объеме, промежутки между частицами увеличиваются, и столбик движется вверх, показывая все более высокую температуру.
Мы с вами видим различные предметы – это и стол, и доска, и стеклянный сосуд. Мы утверждаем, что все они состоят из частиц, но почему же мы не видим эти частицы?
Чтобы понять это, проведем следующий эксперимент.
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества. Записываем третье утверждение.
Итак, мы пришли к следующим важным выводам: (слайд9)
1) все вещества состоят из частиц;
2) между частицами есть промежутки;
3) размеры частиц очень малы, а их количество в веществе огромно.
Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного напряжения.
4.Этап обобщения и закрепления нового материала
Ребята, подумайте, что было бы, если бы не было частиц? Что было бы, если бы не было промежутков между частицами? (Действенные фасильтирующие вопросы)
Подумали, обсудили в парах. .(Сингал Релли Робин)
Работа в рабочих тетрадях
1.На рисунке показан опыт, иллюстрирующий, что тела при нагревании расширяются. Обведите ручкой на рисунке предмет, который нагревали в этом опыте,-шар или кольцо. Ответ обоснуйте.(слайд 10)
-уменьшается число частиц воды
-уменьшается размер частиц воды
-меняется форма частиц воды
-уменьшается расстояние между частицами воды(слайд 11)
3.Вещества состоят из мельчайших частиц. Какие явления и эксперименты это подтверждают.
Подумали, обсудили в парах, записали в тетрадь .(Сингал Релли Робин: учитель спрашивает у ученика, что ему сообщил его партнер по плечу)
Тест по вариантам на «Строение вещества».(слайд 12)
1. Какой вывод о строении вещества можно сделать исходя из следующих наблюдений:1-во время работы гидравлического пресса под большой нагрузкой масло просачивается сквозь стальные стенки;2-объем смеси воды и спирта меньше, чем сумма объемов воды отдельно и спирта отдельно;3-в велосипедном насосе легко уменьшить объем воздуха, если нажать на поршень?
1.Частицы вещества взаимодействуют между собой
2.Существуют отдельные частицы вещества
3.Между частицами вещества существуют промежутки
4.Частицы вещества двигаются
2. Как вы убедились во время урока, воздух в воздушном шаре состоит из отдельных частиц. Кусочек мела, как мы также видели, состоит из отдельных частиц. Можно ли утверждать, что объемы мела и воздуха в шарике равны суммам объемов составляющих эти тела частиц?
2.Только для воздуха в шарике
4.Нет, для обоих тел
3.Учитель смогла поломать кусок мела на большое число кусочков, потому что:
1.Между частичками тела действуют силы отталкивания
2.Частички тела двигаются
3. Частички тела притягиваются
4.Тело состоит из мелких частичек
4.Какое из перечисленных ниже явлений может стать основой для гипотезы о том, что тела состоят из отдельных частиц?
1.Притяжение между магнитами
2.Свободное падение тел на Землю
5.Снова вспомним опыт с кусочком мела. Пофантазируем и представим, что мы смогли бы поломать этот кусок даже на очень маленькие кусочки (как угодно маленькие). Как вам кажется, могли бы мы продолжать этот процесс до бесконечности или в какой-то момент вынуждены были остановиться, получив мельчайшую частицу мела?
1.На сегодняшний день наука не может дать точного ответа на этот вопрос
2.Мы могли бы ломать до бесконечности
3.В какой- то момент остановились бы, т.к. частицы, на которые мы ломаем кусок мела, начали бы сильно притягиваться друг к другу и не давать возможности продолжать эксперимент
4.В какой-то момент остановились бы, т.к. существуют самые маленькие частицы, из которых состоит вещество
Для проверки тестовой работы я использую КОНЭРС.
Ребята, почему выбрали этот вариант ответа? (Сингал Раунд Робин)
5. Подведение итогов урока
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей». Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.(слайд13)
Подведем итоги урока.(Сингл Раунд Робин) (слайд14)
– сочинение «физического» рассказа «Из жизни частицы»
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!