При чихании что говорить по исламу мужчине
Хадисы про чихание и зевоту
Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].
Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно [закрывая рот рукою или чем-либо иным][1]. Если человек скажет «а-а-а» [зевнув во весь рот], Дьявол будет смеяться над ним[2]»[3].
Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры порицаемо в Исламе, так как лишает человека активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертного, думающего лишь о потреблении, удовлетворении потребностей и постоянно чем-то недовольного[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду ли-ля» [«я благодарен Богу»]. А другой [услышавший это][5] пусть скажет [ему в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будьте здоровы» или «да помилует вас Господь»]. И если он так скажет, то первый пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит с зевотой»[7].
Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть постарается понизить голос [минимизировать шум]»[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747.
[2] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 746.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему.
[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.
[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».
При чихании что говорить по исламу мужчине
Как известно, произнесение выражения «альхамдулиллах» после чихания является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А в ответ тому, кто произнёс эти слова после чихания, желательно сказать «ярхамукаллах».
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل: الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ: يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ: يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ: يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ» قال العلماء: بالكم: أي شأنكم
«Если кто-либо из вас чихнёт, пусть скажет «альхамдулиллах», а его брат [по вере] пусть ответит ему: «Ярхамукаллах». А если он скажет ему «ярхамукаллах», пусть [чихнувший] скажет [ему в ответ]: «ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум»».
Выражение «альхамдулиллах» означает «хвала Аллаху».
А смысл выражения «ярхамукаллах» – «да помилует тебя Аллах».
Выражение «яхдикумуЛлаху ва юслих балякум» означает «да укажет вам Аллах правильный путь, и приведёт Он в порядок все дела ваши».
Мудрость просьбы милости
Как пишет имам Ибн Хаджар [1] смысл просьбы о милости Аллаха для чихнувшего в том, что чихание может спровоцировать паралич лица и другие подобные болезни, поэтому следует просить для него милости у Аллаха, чтобы Он сохранил его в том же здравии и обличье.
Если чихнул немусульманин
Если чихнул ребёнок
Также не следует говорить «ярхамукаллах», если чихнувший является ребёнком, вне зависимости от того, умеет он отличать хорошее от плохого или нет. Ему желательно сказать «баракаллаху фика/фики» – «да благословит тебя Аллах», или «аншаакаллаху иншаан салихан», то есть «пусть Аллах вырастит тебя благочестивым» и т. п. [3]
Под ребёнком тут имеется в виду тот, кто не достиг половой зрелости.
Напоминание чихнувшему сказать «альхамдулиллах»
Желательно также напомнить чихнувшему произнести выражение «альхамдулиллах». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ سَبَقَ العَاطِسَ بِالْـحَمْدِ أَمِنَ مِنَ الشَّوْصِ
«Тот, кто опередил чихнувшего выражением «альхамдулиллах», будет защищён от болезней зубов, ушей и живота». [4]
Если же он не произнесёт эти слова, напомнили ли ему об этом или нет, то нежелательно (макрух) просить милости для него выражением «ярхамукаллах». [5]
Если есть сомнение, произнёс чихнувший эти слова или нет, то следует сказать: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал Ему хвалу», или: «Да смилуется Аллах над тобой, если ты воздал Ему хвалу», или сказать ему: «Скажи альхамдулиллах», – и если он сказал это, то следует просить милости Аллаха [6] для него.
Если человек чихнул несколько раз
Если человек чихнул несколько раз подряд, то по сунне следует просить милости для него после каждого чихания, если он чихал не более трёх раз. А если он чихнул больше трёх раз, то сунной является сказать «шафакаллах» – «да исцелит тебя Аллах» и т. п. Это в том случае, если он чихает подряд, а если с промежутками, то есть не подряд, то после каждого раза следует просить милости [7] для него.
Передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: «إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ»
«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть тот, кто рядом с ним, произнесёт слова благопожелания (то есть «ярхамукаллах»). Если человек чихнёт более трёх раз, значит он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят»». [8]
Если человек чихнул во время намаза
На высокую степень этой сунны указывает и то, что если молящийся чихнул во время намаза, то ему также желательно произнести выражение «альхамдулиллах» так, чтобы он слышал себя, то есть не мысленно и не слишком громко. А тот, кто услышит его, пусть попросит для него милости у Аллаха выражением «ярхамукаллах». [9]
Однако если молящийся чихнул во время чтения фатихи и произнёс выражение «альхамдулиллах», то он должен заново прочитать фатиху, так как оно нарушает непрерывность чтения фатихи. [10]
Прикрывать рот во время чихания
И последнее: чихнувшему желательно не повышать голос и закрывать рот рукой или чем-то другим. [11]
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чихал, он прикрывал рот рукой (или одеждой), тем самым приглушая звук». [12]
Всё, что мы привели, было взято из книги «Аль-Азкар» Имама Навави и книги «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, вместе с хашиятом Ширвани.
Подготовил: Муса Багилов
[2] عبارة المغني 6/18: وتشميت الكافر بيهديك الله ونحوه لا بيرحمك الله
[4] عبارة التحفة 9/230: ويسنّ تذكيره الحمد للخبر المشهور «من سبق العاطس بالحمد أمن من الشوص» أي: وجع الضرس، واللوص أي: وجع الأذن، والعلوص وهو وجع البطن.
[5] عبارة التحفة 9/230: ويكره قبل الحمد. عبارة الشروانيّ: ظاهره ولو لصغير وعلى تسليمه ينبغي اختصاصه بالمميز، فليراجع. فلا يعتد به ويأتي به ثانيا بعد الحمد اهـ ع ش
يظهر أنها لو لم تتابع كذلك يسن التشميت بتكررها مطلقاً.
[8] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2
[9] عبارة التحفة 2/148: يسن لمصل عطس أو سلم عليه أن يحمد بحيث يسمع نفسه. وبحث ندب تشميت مصل عطس وحمد جهرا
[10] عبارة التحفة 2/41: وإن (تخلل ذكر) أجنبيّ لا يتعلّق بالصلاة كـ«الحمد» للعطاس. (قطع الموالاة)
عبارة علي الشبراملسي في حاشيته على النهاية 2/47 : لكن إذا وقع ذلك في الفاتحة قطع الموالاة
[12] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Это хороший достоверный хадис».
Что говорят мусульмане чихнувшему вместо «Будь здоров!»
В исламской традиции самопроизвольное чихание слывёт хорошим знаком, поскольку считается, что подобным образом Аллах проявляет свою любовь к чихнувшему человеку.
Именно поэтому согласно шариатским нормам поведения и этикета, тот, кто чихнул должен в обязательном порядке обратиться к Всевышнему и восхвалить его за милость.
В зависимости от риваята, то есть версии одного и того же хадиса, переданного разными пересказчиками, в качестве слов благодарности могут звучать следующие фразы:
Кстати, в соответствии с имамом аль Бухари, при произнесении последней фразы чихнувший смеет надеяться, что у него не при каких обстоятельствах не будут болеть живот, язык и уши.
В ответ на одну из этих формул восхваления Аллаха, находящийся рядом с чихнувшей личностью человек обязан попросить для него милость у Всевышнего, произнеся слово «Ярхамукаллах», что означает «Да помилует тебя Аллах».
Если магометанин не скажет чихнувшему этого своеобразного аналога выражения «Будь здоров!», то он совершит грех, нарушив одну из пяти обязанностей, возложенных на правоверного Пророком Мухаммадом.
В случае если человек чихнул в окружении большого числа людей, то достаточным будет, если на его «Альхамдулиллях» ответит кто-нибудь один из них, если же никто из присутствующих не отреагирует на его восхваление Аллаха, то тяжесть греха ляжет на плечи всех.
Но следует учесть, если чихнувший не произнёс «Альхамдулиллях», то и услышавшим его чих людям не надо отвечать «Ярхамукаллах».
Ответ на «Ярхамукаллах»
К слову, чихнувшемучеловеку не стоит оставлять без внимания тот факт, что для него была выпрошена милость у Аллаха, и на каждое «Ярхамукаллах» он должен откликнуться одной из таких фраз:
— «Йархамуна Аллаху ва иййакум ва йагфир лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах, да простит Он нас и вас;
— «Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум или Йагфир Аллаху лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах;
— «Аафана Аллах ва иййакум минаннар, йархумукум Аллах» – Да спасет нас и вас от огня ада Аллах.
Чихание при намазе и пятничной проповеди
По размышлениям Хашияту т-Тахтави, имамов Ахмада, Аш-Шафии и Малика человек, чихнув при совершении намаза, может сказать «Альхамдулиллях» и молитва от этого слова не утратит своей силы. Однако они расходятся во мнении, следует ли произносить «Альхамдулиллях» вслух или мысленно. Так имам Ахмад настаивает, что делать это нужно вслух, но максимально тихо, чтобы никто не услышал этого слова и оно не помешало намазу окружающих. В качестве доказательства правомерности подобного действия, он ссылается на хадис Абу Хурайры, в котором записана фраза: «Если кто-то из вас чихнет, то пусть скажет «Альхамдулиллях»».
Согласно Табиинуль Хакаик, будет важнее, если магометанин в течение молитвы не будет произносить лишних слов, а воздаст хвалу Аллаху после намаза.
Но в любом случае, молящиеся люди, услышав, что чихнувший сказал «Альхамдулиллях» не должны отвечать ему «Ярхамукаллах» иначе намаз будет признан недействительным. Объясняется этот факт тем, что Аллах завещал Пророку Мухаммаду: «Поистине – это молитва, и в ней не допускаются людские разговоры, напротив, это тасбих, такбир и чтение Корана».
Кроме того, не рекомендуется произносить «Альхамдулиллах», при чтении непрерывной молитвы фатихи, а если чихнувший всё же сказал его, то намаз нужно начать заново.
Нет однозначного мнения и относительно того, как вести себя при чихании во время пятничной проповеди. По мнению Ибн Дакика Аль-Ида, в таких ситуациях проявляется противоречие между двумя обязанностями правоверных сосредоточенно внимать речи имама и не игнорировать чихнувшего человека. Но в подавляющем большинстве, верующие предпочитают не нарушать ход проповеди, оставив обращение к чихавшему на потом.
«Будь здоров» не мусульманину
Несколько иначе должен поступить мусульманин, если он услышал, как чихнул человек другого вероисповедания.
Можно в подобном случае сказать ему нейтральную фразу: «Будь здоров!», пожелав ему умножения жизненных сил, но лучше последовать Сунне Пророка. Переданная устами Абу Мусы Аль-Ашари она повествует о том, что Мухаммад говорил чихавшим при нём евреям фразу: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум».
Больше трёх раз
Определённый этикет существует в отношении людей, чихающих вследствие простуды.
По версии Абу Дауда, если мусульманин чихнет подряд три раза, то на его «Альхамдулиллях» обязательно надо сказать «Ярхамукаллах», но если после этого он продолжит чихать, значить у него насморк и следует попросить Всевышнего даровать ему исцеление.
Однако до сих пор не решён вопрос сколько раз возносить милость Аллаху за чихнувшего человека: один раз по окончании серии его чихов или трижды – после каждого чихания отдельно.
Три золотых правила при чихании!
Как часто вы чихаете? Какие слова вы говорите при этом? А что вы желаете тому, кто чихнул?Казалось бы, что же такого важного в чиханье, но в исламе уделяется очень внимательное внимание даже этому действию. Есть целое правило того, как нужно «правильно» чихать. Давайте узнаем о них.
Во-первых, если вы часто чихаете, то примите наши поздравления. Вы делаете то, что любимо Аллахом, ведь в хадисе говорится: «Аллах любит чиханье и не любит зевание» (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но Аллах знает лучше.
Во-вторых, при чихании необходимо соблюсти строгий этикет, который нам знаком с детства. Необходимо прикрыть рот платком или левой рукой, чтобы выделения из носоглотки не попали на окружающих. Также следует отвернуться от людей, а, будучи за столом, рекомендуется отвернуться от еды в другую сторону.
В-третьих, после чихания следует восхвалить Аллаха, сказав «Альхамду лиллях!» («Хвала Аллаху»), а тот, кто рядом, должен ответить: «Ярхамукаллах!» («Да смилуется над тобой Аллах!»). Чихнувший должен в свою очередь ответить: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» («да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу»)
Если человек чихнул более трёх раз подряд, то тем, кто услышал это не обязательно говорить «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
Но в этом случае человеку можно пожелать исцеления словами «Ишфикаллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах».
Что говорить при чихании
Абу Дауд (5031) и Тирмизи (2740) передали, что Салим бин Убайдсказал: «Пророк сказал: «Когда один из вас чихнет, то пусть скажет:«Аль хамду лилляхи раббиль алямин (Хвала Аллаху Господу миров), и пустьему ответят: «ЯрхамукАллах», и пусть он скажет: «Йагфир Аллаху лана валакум (Да помилует вас и нас Аллах)»
Оценен как даиф шейхом Албани в Даиф Абу Дауд. Но он оценил егокак сахих в аль Адаб аль Муфрад (715) с мавгу иснадом останавливающемсяна Абдуллах ибн Масуде.
Передано, что Абу Хамза сказал: «Я слышал, что Ибн Аббас сказал,когда кто то сказал ему «ЯрхамукАллах», «Аафана Аллах ва иййакумминаннар, йархумукум Аллах (Да спасет нас и вас от огня ада Аллах; Дапомилует вас Аллах)»
Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Адаб аль Муфрад, 955
Малик передал в Аль Муватта (1800) от Наафи, что когда Абдуллах ибнУмар чихал и ему говорили: «ЯрхамукАллах», то он говорил: «ЯрхамунаАллаху ва ййакум ва йагфир лана ва лакум (да помилует вас и нас Аллах,да простит он нас и вас)»
Ан-Навави в шарх Муслима сказал:
«Аль-Гаади сказал: «Ученые разошлись относительно того как следуетвосхвалить Аллаха, и по этому поводу существуют различные сообщения.Говорят, что необходимо произнести: «Аль хамду лиллях» или «Альхамдулилляхи раббил Алямин» или «Альхамду лилляхи аля кулли халь». ИбнДжарир сказал: «Ему следует выбрать из этого. Это правильное мнение, нооднозначно, что он должен восхвалить Аллаха»
Он сказал: «И они разногласят насчет ответа тому кто сказал:«ЯрхамукАллах». Сказано, что следует сказать: «Яхдикум Аллах ва йуслихубаалакум» или «Йагфир Аллаху лана ва лакум». Малик и Шафи сказали: «Емуследует выбрать между этим» Это правильное мнение. И хадисы в которыхони упоминаются достоверны»
Заключение:
При чихании следует сказать:
Альхамдулилляхи
Альхамдулилляхи аля кулли хал
Альхамдулилляхи Раббиль алямин
Ответом человеку который помолился за чихающего может быть:
Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум»
Йагфир Аллаху лана ва лакум»
Аафан Аллах ва иййакум минаннари, йархамукум Аллах
Йархамуна Аллаху ва иййакум ва йагфир лана ва лакум
Все это достоверные сообщения и Мусульманин может выбирать из них.
Аллаху известно лучше.