При чем здесь старший брат когда поступок совершил младший
Упражнения по теме «Правописание союзов»
Упражнение 1
Упражнение. Раскройте скобки и напишите союзы слитно, а сочетания местоимений и наречий с предлогами, союзами и частицами — раздельно.
Упражнение 2
Перепишите предложения, раскрывая скобки, объяс ните слитное и раздельное написания
1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л. Т.). 4. Теплая небесная вода для растений — то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда (В. Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.).
Упражнение 3
Перепишите предложения, раскрывая скобки, объяс ните слитное и раздельное написания слов
1. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (погов.). 2. Бранил Гомера, Феокрита, за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (П.). 3. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за (чем) он так распространился перед этим барином (Г.) 4. Мы выпили по стакану воды, при (чем) старик нам кланялся в пояс (Т.). 5. Прибыл он за (тем), чтобы продать леса и на вырученные деньги прожить лето за границей (С.-Щ.). 6. Из-за тумана и (от) того, что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги, и вся фанза наполнилась дымом (Аре). 7. Вслед за (тем) он встал с постели (Л. Т.). 8. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, (от) чего она так загрустила (Кор.). 9. Вода была тепла, но не испорчена, и при (том) ее было много (Гарш.). 10. Мне стало грустно и досадно не по (тому), что гунны вымерли, а от (того), что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.). 11. От (того) ли, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда бывало мало (Купр.). 12. По (тому), что говорил «дед», ясно было, что Витька сдержал слово (Фад.). 13. Однажды Варюша проснулась от (того), что воробей прыгал по оконцу и стучал клювом в окно (Пауст.). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.). 15. За (чем) пойдешь, то и найдешь (поел.). 16. И (так), все кончено (П.).
Упражнение 4
Объясните написание выделенных слов.
Упражнение 5
Перепишите, раскрывая скобки
Упражнение 6
Раскройте скобки, выбрав правильные варианты написания слов.
1) Он не возражал, мы так(же) были согласны. — Земля была так(же) прекрасна, как и все вокруг. 2) Все утверждали то(же) самое. — Я пришел то(же). 3) (И)так, все решено. — (И)так будет всегда. 4) Он учится и (при)том работает. — (При)том положении дел это будет сложно. 5) Нет ничего в мире, что(бы) могло восполнить эту утрату. — Она сжала губы, что(бы) они не дрожали.
Упражнение 7
Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.
1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)
Упражнение 8
Напишите текст под диктовку.
Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно, как и появился. В лесу по-прежнему стало тихо. Не слышно было ничего такого, что бы нарушало это спокойствие природы.
Упражнение 9
Напишите текст под диктовку.
Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. У города Калача канал достигает Дона.
Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. В народе этот участок зовется «переволокой». С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
Труд русских бурлаков был не легок. Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется— то бурлаки идут бечевой. »
Упражнение 10
Прочитайте текст. Обратите особое внимание на выде ленные слова и в числе их укажите союзы. Объясните слитное написание союзов в отличие от раздельного написания местоимений с предлогами и частицами.
РАБОЧИЙ ДЕНЬ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Мы знаем Льва Николаевича Толстого не только как великого русского писателя, но и как выдающегося мыслителя, замечательного труженика, который стремился построить свою жизнь так, как ему подсказывала его совесть, его гуманистические взгляды на мир.
Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на. это, аккуратно занимался гимнастикой. Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. Эта работа была нелегкой, зато полезной. И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.
После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.
После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.
В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 67 лет за два дня выучился ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и еще дальше.
В доме у Толстого можно было видеть не только его родных и близких, но и множество разных людей, приходивших к писателю со своими делами и просивших уделить им внимание. Толстой всех их принимал. У него бывали как простые крестьяне, рабочие, так и прославленные его современники — писатели, артисты, ученые. Бывали у Толстого и бедные студенты. Ни занятость писателя, ни его возраст не мешали ему говорить с гостями.
Всем он щедро дарил свое время, да и не только время, а и самого себя. Поэтому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.
Тесты по теме «Правописание союзов»
1. В каком варианте необходимо слитное написание?
1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.
2) У правды язык суров, за(то) душа добрая.
3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.
4) Лицемерие и ложь одно и то(же).
2. В каком варианте необходимо раздельное написание?
1) (За)чем пойдешь, то и найдешь.
2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
3) Он был неправ, (при)чем еще спорил.
4) (И)так, она звалась Татьяной.
3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».
1) тоже — всегда пишется слитно;
2) то же — всегда пишется раздельно;
3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку».
1) почему — всегда пишется слитно;
2) почему — здесь союз, пишется слитно;
3) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;
4) по чему — здесь предлог по с местоимением чему, поэтому пишется раздельно.
5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.
1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;
2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;
3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.
6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.
1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;
2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;
3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.
7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.
1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;
2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;
3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;
4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.
8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.
1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.
1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.
10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.
2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.
3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.
4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.
11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.
2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.
3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.
4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.
12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.
2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.
3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.
4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.
13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.
2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.
3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.
4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.
14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.
2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.
3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.
4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.
Урок русского языка по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато, итак, притом, причем, оттого». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Давайте начнем нашу работу. Тема нашего урока «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ИТАК, ОТТОГО, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ». (Слайд 1)
Задачи сегодняшнего урока: (Слайд 2)
1. Познакомиться с правилом слитного написания союзов тоже, также, чтобы, зато, итак, притом, причем, оттого.
2. Познакомиться с раздельным правописанием омонимичных частей речи.
3. Отработать навыки слитного правописания союзов и раздельного написания омонимичных частей речи.
Открываем тетради. С красной строки записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового учебного материала.
Наша задача сегодня научиться отличать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и часто встречающиеся союзы ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ИТАК, ОТТОГО от омонимичных частей речи. Эти союзы всегда пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. А вот сходные с этими союзами слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, И ТАК ОТ ТОГО пишутся раздельно. Давайте рассмотрим таблицы. (Слайд 3)
ЧТОБЫ (союз)
БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.
Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами:
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ
ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.
Местоимение ЧТО можно заменить именем существительным.
ТОЖЕ, ТАЖЕ (союзы) Слайд 4)
ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив его в начало предложения.
ТО ЖЕ (местоимение с частицей)
ТАК ЖЕ (наречие с частицей)
Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения.
К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос.
Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО.
Наречию ТАК соответствует слово КАК, ТАК ЖЕ…, КАК
Запомнить! Всегда пишутся раздельно: (Слайд 5)
ЗАТО (союз) (Слайд 6)
Союз ЗАТО можно заменить союзом НО.
ЗА ТО (местоимение с предлогом)
Местоимение ТО можно заменить существительным.
На ТО падает логическое ударение.
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (союзы)
Союзы ПРИТОМ, ПРИЧЕМ имеют присоединительное значение.
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ= К ТОМУ ЖЕ, ВМЕСТЕ С ТЕМ.
ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (предлог с местоимением)
Местоимение с предлогом пишется раздельно в вопросе или ответе.
ИТАК (союз) (Слайд 7)
Союз ИТАК употребляется в качестве вводного слова в значении: подводя итог, возвращаясь к нашему разговору, следовательно. Вводное слово ИТАК стоит в начале и присоединяет предложение, которое содержит вывод, заключение.
ИТАК= СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОДВОДЯ ИТОГ
И ТАК (наречие с союзом)
Наречие ИТАК близко по значению к наречию ОЧЕНЬ.
ОТТОГО (союз)
Союз ОТТОГО имеет значение причины.
ОТ ТОГО (предлог с местоимением)
Местоимение с предлогом ОТ ТОГО можно заменить существительным с предлогом.
Делаем вывод: союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ИТАК, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ОТТОГО – всегда пишутся слитно. Омонимичные с ними части речи (местоимение с предлогом, наречие с союзом, местоимение с частицей, наречие с частицей) пишутся раздельно.
III. Закрепление изученного материала.
А теперь давай закрепим сегодняшний новый материал. Для того, чтобы было легче работать над этой орфограммой, я предлагаю вам использовать таблицы. У вас это приложение 1.
Упражнение 1 (Слайд 8).
Чей гол будет засчитан? Объясните свой ответ.
Что (бы) мне съесть на завтрак?
Дверь закрыли, что (бы) никто не входил.
Упражнение 2 (Слайд 9)
Прочитайте предложения, раскройте скобки. Выберите нужное ведерко.
Крупная земляника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни от кого не отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. В течение нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже собирали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через полчаса отдыха мы мчались к лесной речонке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из приманок нашего путешествия.
ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ ТАКЖЕ, ТАКЖЕ |