Прежде всех век что значит
О втором члене Символа Веры
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.
Во втором члене Символа Веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием и исповедуем то, что знаем о Нем, как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе, до Его рождения на земле.
Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени – от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святый Дух), одинакового существа с Отцом («единосущна Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ). Слова же Иисуса Христа: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ) относятся к Его человечеству.
Если же ангелы и святые иногда называются сынами Божиими, то это название говорит, что они – сыны Божии только по благодати, т. е., по милости Божией, через веру в Господа Иисуса Христа.
К слову «рожденна», в Символе Веры прибавлено слово «не сотворена». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен.
Слова «Им же вся быша» – значат Им, Сыном Божиим, все сотворено, т. е. все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына («и без Него ничто же бысть, еже бысть» ( Ин.1:3 ) читаем мы в Пасхальном Евангелии).
Сын Божий, при воплощении – рождении на земле, получил имя Иисус Христос. Имя это указывает на человеческую Его природу.
Имя Иисус есть греческий перевод еврейского имени Иешуа (Иегошуа) и значит Спаситель. Это имя было дважды указано Богом через Ангела пред Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался, воплощался) для спасения людей.
Имя Христос – слово греческое и значит Помазанник. (На еврейском языке ему соответствовало также слово «Мессия»). В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые, при вступлении в должность, помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения их обязанностей.
Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.
ПРИМЕЧАНИЕ: Когда члены Символа Веры, начиная со 2-го и кончая 7-м, читаются отдельно, то к каждому из них нужно в начале добавлять: «верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия».
Беседа о превечном рождении Сына Божия
Мы живем во времени, а временное все изменяется – «все течет, все изменяется». Когда же мир кончит свое временное существование (при втором пришествии Спасителя), то изменится и станет вечным. Будет «новое небо (твердь) и новая земля» (Исаия: 65, 17; 66, 22; 2Пет.3:13 ; Апокал. 21, 1).
Живя в условиях времени, нам трудно представить вечность. Но все же в какой то степени мы можем себе ее представить (наука – философия).
Итак, вечность неизменяема, она вне времени. Бог, – Пресвятая Троица, – вечный и неизменяемый, поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого.
Святые Отцы и Учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, из нерожденного сделался рожденным, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечный и неизменяемый. В Символе Веры так и сказано: «Иже от Отца рожденного прежде всех век», это значит; прежде существования нашего времени, т. е. вечно.
Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был с Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально».
Понятие же «рождение», как совершенно независимое отделение от рожденного бывает только в материальном мире, ибо материя временна и ограничена. Дух же ничем не ограничен и не подчинен материальным законам. Таким образом физическое, естественное, материальное рождение совершенно не применимо к духовному рождению. Поэтому Вселенские Соборы, выражая сущность Божественного рождения Сына от Отца, утвердили слова Символа Веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу. », т. е. Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом, Он всегда – вечно рождается, как «Свет от Света», бесстрастно, не по законам тварного материального мира. Эту величайшую Божественную истину, пока мы живем в понятиях материального мира, полностью постичь не можем, потому Троичность Бога и именуется «Тайной Пресвятой Троицы».
Но все же некоторое понятие или, вернее сказать, некоторое подобие для разъяснения Тайны Пресвятой Троицы, дают святые Отцы. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, – не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет, всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».
Такое же подобие мы можем видеть и в солнечном луче, который находясь на земле и совершая свое живительное действие, никогда не отделяется (или как мы говорим «не отрывается») от солнца. При таком разъяснении становятся понятными слова Евангелия: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем (находящийся в существе Бога Отца), Он явил (явил Себя на земле людям)» ( Ин.1:18 ).
Святой Евангелист Иоанн называет Единородного Сына Божия Иисуса Христа – Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Наименование Второго Лица Пресвятой Троицы – Сына Божия открыто свыше Ап. Иоанну ( Откр.19:11, 13 ) и отчасти прикровенно известно было и в Ветхом Завете ( Пс.32:6 ; Прем.18:15 ).
Святые Отцы объясняют: «Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь бывающему в телах: так и божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления».
«Как слово», – говорит Архиеп. Иннокентий, – «есть точное выражение мысли, не отделяясь от нее и не сливаясь с ней, так и Слово было у Бога, как истинный и точный Образ Его Существа, нераздельно и неслиянно всегда существующий с Ним. Слово Божие не было явлением или свойством – силой Бога, но Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы».
Символ Веры
Символ Веры —
изложение догматов Православия
Основное о Символе веры
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
Символ веры – не молитва. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Символ веры
На церковно-славянском языке | На русском языке |
1-й. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; | (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; |
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; | Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; |
4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; | Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; |
5-й. И воскресшаго в третий день, по Писанием; | И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). |
6-й. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; | И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца; |
7-й. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. |
8-й. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. |
9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. |
10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. | Исповедую одно крещение во оставление грехов. |
11-й. Чаю воскресения мертвых. | Ожидаю воскресения мертвых. |
12-й. И жизни будущаго века. Аминь. | И жизни будущего века. Истинно так. |
* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).
Пример чтения Символа веры (аудио)
Пение Символа веры на литургии (аудио)
Объяснение некоторых слов Символа веры
Верую — верю, я убежден;
единородного — единственного;
прежде всех век — прежде всякого времени, от вечности;
единосущна Отцу — имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом;
Им же вся быша — и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено;
воплотившагося — принявшего на Себя тело человеческое;
вочеловечшася — сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом;
воскресшаго — ожившего;
по писанием — согласно с священным писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день;
восшедшаго — вознесшегося;
одесную — по правую сторону Бога Отца;
паки — опять, во второй раз;
мертвых — умерших, которые тогда воскреснут;
Его же царствию не будет конца — после суда настанет бесконечно царство Его;
Животворящаго — дающего жизнь;
спокланяема и сславима — Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну;
Глаголавшаго пророки — Дух Святой говорил через пророков;
Соборную — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной;
исповедую — открыто признаю словом и делом;
чаю — ожидаю;
И жизни будущаго века — настанет после всеобщего суда вечная жизнь.
Никео-Цареградский Символ веры
Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.
Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.
Cвятоотеческие толкования Символа веры
Дополнительно:
+ Объяснение Символа веры ( священник Павел Гумеров)
+ Десять интересных фактов о Символе веры ( священник К. Пархоменко)
+ Символ веры ( протопресвитер А. Шмеман)
+ Толкование на Символ веры ( проф. Владимир Лосский, архиеп. Петр (Л’Юилье))
+ Толкование на Символ веры ( иерей Олег Давыденков)
+ Беседы о Символе веры (Марина Михайлова)
+ Толкование Символа веры ( святитель Николай Сербский)
+ Верую ( святитель Николай Сербский)
+ Символы веры раннего христианства
+ Схемы и таблицы Символ веры
+ ВИДЕО. О Символе веры
+ АУДИО. О Символе веры
О СИМВОЛЕ ВЕРЫ
Что такое Символ веры?
Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Как и почему был составлен Символ веры?
С апостольских времен христиане пользовались так называемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
В чем значение Символа веры?
Значение Символа веры – сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это – единства Церкви.
Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произнесение его является исповеданием веры.
Когда произносится Символ веры?
Символ веры произносится принимающим крещение («оглашенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.
Как понимать «верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?
Как понимать «и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истина от Бога истина, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?
Это значит веровать, что Господь Иисус Христос – это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он – Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он – Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки – так издавна называли царей, первосвященников и пороков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он – единого существа (природы) с Богом Отцом. ВСимволе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света о Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истины от Бога истины, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.
«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом – Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростью Своею и вечным Словом Своим. Это означает, что мир сотворен Единым Богом – Святой Троицей.
Как понимать «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?
Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом – стал Богочеловеком.
Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей – Он крестною смертью Своей избавил род людской от греха, проклятия и смерти.
Как понимать «распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?
Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасения всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действительно страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добровольно восхотел пострадать.
Как понимать «и воскресшаго в третий день по Писанием»?
Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанию». Слова «по Писанием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.
Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.
Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?
Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.
Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих.
Как понимать «и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?
Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки – опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.
Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки»?
Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой – Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все народы) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Говорится здесь и о главном в православной вере – о тайне Святой Троицы: Единый Бог – это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).
Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»?
Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).
Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т.е. за всех верующих – членов Церкв), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).
Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.
Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.
Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»?
Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.
В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.
Как понимать «чаю воскресения мертвых»?
Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?
Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совершится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение – истинно так!
Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.