Прежде чем заявить я мыслю следовательно существую декарт утверждал
Я мыслю, следовательно, я существую
В прошлой части мы разбирали тему «Платоновские идеи» и узнали, что истина находится в мире идей, а разум является главным инструментом для понимания этого мира. Если Вы ещё не читали этот блок, советую вернуться. Теперь речь пойдет о Рене Декарте и его дедуктивном методе познания.
Что такое картезианство?
Какую роль занимает разум в нашем познании?
И что значит известная цитата: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
Что такое картезианство?
Картезианство – это философское направление, характерными чертами которого являются скептицизм, критическое мышление и рационализм (ratio – с лат. «разум»). Одним из главных методов картезианства является метод радикального сомнения Декарта, предполагающий необходимость подвергать сомнению все полученные знания и не принимать их как истину в последней инстанции. Чтобы нам было проще понять систему, предложенную Декартом, и научиться применять эти принципы на практике, обратим своё внимание на 4 правила дедуктивного метода Декарта (от общего к частному).
Вывод: необходимо детально проверять каждую часть вопроса и сомневаться до тех пор, пока в сознании не сформируется полное понимание о предмете.
Стоит обратить внимание на первый пункт: «Принимать только те знания, которые являются ясными и отчетливыми, при рассуждении о которых не возникают сомнения».
Здесь идёт речь об аксиомах – знаниях и суждениях, которые изначально очевидны и достоверны. Декарт их называет «врожденные идеи» (например, идеи Бога, чисел и фигур). Основываясь на них, мы можем делать выводы и получать новые знания (дедукция).
По мнению философа, сомневаться нужно во всём, кроме собственного существования. Поскольку возникает сомнение, значит, существует мыслящая субстанция (человек), следовательно, существую «Я». Из этого рассуждения и вытекает известное утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Это несомненное утверждение служит основой познания.
Почему же человек не может сомневаться в собственном существовании и почему мы его назвали мыслящей субстанцией? Обратимся к онтологии Декарта (учение о бытии как таковом).
По Декарту, основой мира является субстанция – то, что находится неизменным и независящем от других объектов и субъектов, зависит только от собственного существования. Субстанцией, в полной мере, может быть только Бог.
В реальном мире субстанция делится на духовную субстанцию и материальную субстанцию. Главным свойством (атрибутом) духовной субстанции является мышление, другие (модусы) – чувства, желания, ощущения – являются его производными.
Атрибутом материальной субстанции является протяженность, модусами – форма, движение, положение и т.д.
Тот факт, что человек состоит из двух субстанций – материальной и духовной – позволяет ему как бы возвыситься над природой. Ни один объект или субъект, кроме человека, не совмещает в себе эти две субстанции. Таким образом, человек – это мыслящая субстанция, которая не может сомневаться в собственном существовании, иначе возникает парадокс.
Ответы на тесты по философии: Философия Возрождения и Нового времени
Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
*в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) конвенциональной истины;
*д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) эмпиризма и материализма;
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
6. Исходный принцип философствования Декарта:
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
д) «познай самого себя».
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
*б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
9. Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
*б) протяженность (распространенность);
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
б) множество конечных вещей;
*в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
д) Николай Кузанский.
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
д) Николай Кузанский.
20. Философии Просвещения в целом присуще:
*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
б) исключительная религиозность;
г) исключительный интерес к проблемам познания.
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
д) Николай Кузанский.
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
*г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
д) Николай Кузанский.
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;
б д2. рационализм; б) Декарт;
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;
5б) «Об общественном договоре» Руссо;
2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;
3д) «Новая Атлантида» Бэкон.
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
История философии. Тест 14
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал
«верую, потому что нелепо»
«во всем должно сомневаться»
«любовь движет солнца и светила»
«знание — сила»
2. Для Декарта оно не нуждается «… ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». Это
абсолютное содержание
реальное существование
мыслящее Я
очевидное явление
3. Главным атрибутом материи, по Декарту, является
делимость
протяженность (распространенность)
вечность
изменчивость
4. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют
картезианством
сенсуализмом
реализмом
деизмом
5. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении
диалектического материализма
механистического естествознания
объективного идеализма
протестантской теологии
6. Томас Гоббс понимал истину как
констатацию фактов и совокупность эмпирических познаний
свойство наших суждений о вещах
то, что принадлежит самим объектам и может быть познано нашими чувствами
то, что дается в откровении или во врожденной интуиции
7. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»
социальный упадок
естественное состояние
природное заблуждение
психическое отклонение
8. По мысли Гоббса, государство законы природы
развивает и совершенствует
дополняет
заменяет законами общества
непосредственно использует
9. По мнению Джона Локка, душа человека — это
частица мирового духа, познающая путем интуиции и откровений
вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания
человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта
совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи
10. Размышление, по Локку, это процесс
формирования первичных ощущений внешнего мира
происхождения рефлексий как идей внутреннего опыта
создания идей на основе внешнего опыта при посредстве чувственных восприятий
возникновения сложных идей на основе обобщения простых идей
11. По мнению Локка, свобода человека
абсолютна и никем не контролируема
относительна, зависит от конкретных условий жизни человека
ограничена свободой других людей
ограничена силой государства
12. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения
логический
эмпирический
геометрический
семантический
13. С точки зрения Гегеля, философия Спинозы есть объективация философии
Лейбница
Локка
Бэкона
Декарта
14. Спиноза использовал понятие «модус», которое означает
внешнюю причину
единичную конечную вещь
атрибут субстанции
воздействие и связь
15. Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует
полная анархия
относительность движения
жесткий детерминизм
абсолютное предопределение
Я мыслю, следовательно я существую
Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую») — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.
Аргумент не следуeт понимать как умозаключение [1] («тот, кто мыслит, существует; я мыслю; следовательно, я существую»); напротив, его суть — в очевидности, самодостоверности моего существования как мыслящего субъекта (res cogitans — «вещи мыслящей»): всякий акт мышления (и шире — всякое представление, переживание сознания, ибо рефлексивном взгляде на него — меня, мыслящего, осуществляющего этот акт. Аргумент указывает на самообнаружение субъекта в акте мышления (сознания): я мыслю — и, созерцая своё мышление, обнаруживаю себя, мыслящего, стоящего за его актами и содержаниями.
Содержание
Варианты формулировки
Cogito ergo sum является латинским переводом утверждения Декарта Je pense, donc je suis («Я мыслю, значит я есть»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637), написанном по-французски.
Фраза «Cogito ergo sum» не используется в наиболее значимой работе Декарта «Размышления о первой философии» [1] (1641), хотя часто эту формулировку ошибочно приводят в качестве аргумента, ссылаясь на данный труд. Декарт опасался, что эта формулировка, которую он использовал в более ранней работе, допускала толкование, отличное от того контекста, в котором он использовал её в своих умозаключениях. [2] Стремясь уйти от формулировки, создающей видимость логического вывода, тогда как подразумевается самоочевидность, непосредственное усмотрение утверждаемой истины, Декарт избавляется от первой части фразы и оставляет только «Я есть» («Я существую»): «всякий раз, как я произношу слова Я есмь, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным» (Размышление II).
В привычной форме Ego cogito, ergo sum («Я мыслю, следовательно, существую») аргумент появляется в более поздней работе «Начала философии» (1644), написанной на латыни: « Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima. » (§ 7).
Августин: предшественник Декарта
Задолго до Декарта аналогичный аргумент предложил в полемике со скептиками Августин Блаженный в книге «О Граде Божьем» (кн. XI, 26): Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я существую»).
Однако существенное различие между Августин и Декартом заключается в контексте, целях и следствиях аргумента.
Августин начинает с утверждения, что, заглядывая в собственную душу, мы «в себе узнаем образ Бога… Ибо мы и существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание», — что соответствует тройственной природе Бога. Далее Августин пишет:
Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: „А что если ты обманываешься?“ Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь. |
Августин, заглядывая в свою душу с верой, приходит в результате применения аргумента к Богу; Декарт заглядывает в свою душу с сомнением — и приходит к субъекту, сознанию, res cogitans (мыслящей субстанции), требованием которой является ясность и отчётливость. «В то время как cogito Августина умиротворяет, преображая все в Боге, cogito Декарта проблематизирует все остальное, в том смысле, что после обретения истины собственного существования нужно обратиться к завоеванию отличной от нашего „Я“ реальности, постоянно стремясь при этом к ясности и отчетливости». [3]
Я мыслю, следовательно, я существую
«Это утверждение Рене Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться, и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.» (Из Википедии)
Атеизм является главной религией в нашей стране.
Когда кто-то что-то утверждает, то всегда смотрят на автора этого утверждения. Если автор известен на весь мир, то пытаются принять его утверждение, подумать над ним, попытаться понять его и так далее. Если же автор утверждения никому неизвестен, и это утверждение конфликтует с общепринятым мировоззрением, то на это утверждение никто, даже, и не будет обращать внимания.
Например, когда в первых книгах Рам Цзы по недвойственности в эпиграфах стояло утверждение «Всё есть сознание», то на это никто не обращал внимания и не пытался в это вникнуть. Но потом, когда Рамеш Балсекар стал известен на весь мир как некий духовный учитель, ученик ещё более известного учителя Нисаргадатты Махараджа, то утверждение «Всё есть сознание» стало этаким мемом.
Это всё пришло от каких-то ещё более древних лжеучителей. Кто-то первый это высказал, и пошло-поехало.
Т0Лик постоянно говорит о том что «Абсолютно ВСЁ есть БОГ». Т0Лик при этом подробно описывает «Кто такой БОГ», так как Т0Лик Был этим БОГом и знает о нём очень много. Этих знаний никогда не было в мире. Утверждения Т0Лика о БОГе звучат как абсолютная Истина, полученная во время глубокой медитации.
Утверждения же лжеучителей, которые говорят, что «Всё есть сознание», не основано ни на чём. Ни один этот лжеучитель не погружался глубоко в медитацию, чтобы узнать о каком-то там «сознании». Это утверждение было получено «от ума».
Т0Лика никто не знает, поэтому и его утверждение «ВСЁ есть БОГ», никто не пытается понять, хоть мы и говорим в нашей Школе, что это самое главное утверждение, и оно является основой всех духовных знаний, что это абсолютная Истина, а всё остальное, что не соответствует этому, является ложью. Но, так как атеизм является главной религией в нашей стране, то слово «БОГ» в этом утверждении, конечно же, адвайтистами сразу отрицается. Им приятнее слышать, что «Всё есть сознание», чем «ВСЁ есть БОГ».
Утверждение Декарта абсолютно ложное и неверное, но все люди по инерции верят в это и, даже, не пытаются в этом усомниться. Убеждения людей неверны в своей огромной массе и инерции во времени. Поэтому, даже, когда Т0Лик будет известен, поверить в то, что «ВСЁ есть БОГ», людям сначала будет очень трудно.
Но, с другой стороны, так как это мировоззрение проясняет устройство мира, человека и всего остального, отбрасывая все очень сложные известные научные и духовные знания о БОГе, человеке, о мышлении и всём прочем, то люди захотят получить это новое мировоззрение, получить истинное Просветление, проникнуть в него и стать БОГоЧеловеком. И эта мода на новое мировоззрение станет массовой. Случится Духовная Революция. Люди захотят жить в истинном мировоззрении, отбросив ложное.