Прежде чем я усну

Прежде чем я усну

В центре этого драматичного детективного триллера история женщины по имени Кристин Лукас. У нее необычная болезнь, которая проявляется в регулярной потере памяти: вот уже 20 лет Кристин просыпается, не помня ни свою личность, ни что-либо о своем окружении.

Врачи бессильны ей помочь и каждый день женщины превращается в бесконечную муку – день Сурка, о котором ей приходится узнавать снова и снова. В сознании Кристин, которое пробуждается по утрам, она еще совсем молода, хотя на самом деле у нее взрослый ребенок и зрелого возраста муж. Семья Кристин почти совсем утрачивает надежду, когда практически все доктора, светила науки, отказывают ей в помощи. Единственный врач, который вызывается излечить ее – доктор Нэш. Он предлагает совершенно новый метод восстановления. Поможет ли он Кристин вернуть себя? И готова ли она ради этого пройти через горькую пытку правдой? Ведь возможно, что причина ее амнезии кроется не только в автокатастрофе, в которую героиня попала много лет назад.

Британская экранизация романа Прежде, чем я усну Си. Джей Уотсона снята режиссером Роуэном Жоффе. Сценарий он написал самостоятельно. В актерском составе настоящие звезды мирового кинематографа. Драматическая актриса Николь Кидман сразу заинтересовалась образом главной героини, а также тем, что работать она сможет в паре с Колином Фертом (с которым они пересекались в картине Возмездие). История романа, по которому снята лента, основана на реальной истории человека, страдавшего подобной амнезией на протяжении 60 лет.

Источник

Мы находим главную героиню полностью потерянной в своей жизни. Кристин (которую играет Николь Кидман) не просто ничего не понимает, она еще и ничего не помнит, т.к. после сна кратковременная память стирается… Ей 40 лет, но женщина считает, что ей по-прежнему 20. Полжизни во сне… Представляете себе состояние?
Прежде чем я усну
Перепуганная, растерянная, с недоумением рассматривает свадебные фотографии и удивляется, кто этот человек, который говорит, что они прожили вместе 14 лет.…
Для меня этот фильм наверное в первую очередь про женскую уязвимость. Кристин связалась со странным типом, и это напрочь изменило ее жизнь. Что искала замужняя и счастливая во всех отношениях женщина и мать, когда решила изменить мужу с психопатом? Возможно, ей стало просто скучно. И она получила адреналина выше крыши с этим Синей Бородой.

Так бывает, что жизнь бьет ключом, и всё по голове… Главной героине в результате трагичных обстоятельств (не буду спойлерить) напрочь отбивает память. У меня как у врача сильные сомнения по поводу того, насколько возможна при травме головы чисто психогенная амнезия, но всё же это художественный фильм, так что не буду придираться, и сосредоточусь на лучших посланиях этого произведения.

Кристин ничего не помнит, но даже в таком хроническом конфузионном трансе она умудряется найти психотерапевтическую помощь, вот что вызывает у меня искреннее восхищение. Как же приятно, когда люди делают всё, чтобы выздороветь, хватаются за последнюю соломинку… Такой надеждой стал для нее нейропсихолог лондонского университета доктор Нэш.

Возможно, это элемент моей психотерапевтической мистики, но я верю, что реальность помогает тем, кто просит помощь. Стучитесь, и откроется. Доктор Нэш даже предлагает свои услуги бесплатно т.к. пишет научную работу по расстройствам памяти. Это хорошо для зависимой финансово Кристин, с учетом лондонских реалий за время лечения она должна была заплатить пару тысяч фунтов стерлингов как минимум! Однако не очень благоприятно для самого врача, т.к. он создает условия для контрпереноса.

Психогенная амнезия – результат глубинного вытеснения психотравматических воспоминаний. Конверсионная (искажающая) психологическая защита, попытка справиться с невыносимым ужасом. Так бывает, если информация угрожает выживанию человека, поэтому часто встречается в рамках военного синдрома (ПТСР).

И всё же жертва перестает быть жертвой именно потому, что ищет помощь, и хочет позаботиться о себе. Кристин активна, а не беспомощна, не смотря на хроническое замешательство и постоянное напряжение из-за обмана (который она чувствует, но не может интерпретировать).
Хотя всё не так просто в жизни, как в теории. Чем больше пара насильник-жертва вместе, тем более прочно запутанным становится клубок лжи между ними. Психопатической псевдологии в фильме очень много, было интересно пересматривать, когда я уже понимала, где вранье, а где правда. Помимо клинического интереса этот фильм для меня симпатичен темой женской солидарности. Женская дружба всё-таки возможна, несмотря на самые дикие и недопустимые ее обстоятельства.

Источник

Прежде чем я усну

С. Дж. Уотсон
Прежде чем я усну

Посвящается моей матери и Николасу

I was born tomorrow

yesterday killed me

Часть 1
Сегодня

Я только что проснулась в чужой спальне. Я не понимаю, где я, как я здесь очутилась, и пока не представляю, как доберусь домой.

Глаза привыкли, можно осмотреться; вокруг еще темно. На двери шкафа висит халат, вроде бы женский, но явно не для моего возраста; темные брюки аккуратно перекинуты через спинку стула возле туалетного столика; остальное не разглядеть. Радиобудильник выглядит мудрено, но, кажется, я нашла нужную кнопку. Все, стало тихо.

Я лежу почти не дыша. Обычно в таких случаях я помню, что произошло накануне, но на этот раз полный туман. Наверное, была вечеринка, а может, мы завалились в бар или клуб. Наверное, я жутко надралась. До такой степени, что абсолютно ничего не помню. До такой степени, что отправилась домой к мужчине с волосатой спиной и обручальным кольцом на пальце.

На секунду я остолбенела, потом пошевелила пальцами. Ой, пальцы, которые держат мыло, тоже шевелятся. Я вскрикиваю, мыло падает в раковину. Поднимаю глаза к зеркалу.

Я возвращаюсь обратно в спальню. В руке у меня как улика одна из фотографий: на ней я вместе с мужчиной, рядом с которым проснулась.

Я в слезах и не могу остановиться.

Мужчина садится в постели, глаза полуприкрыты.

Он встает с кровати.

Я не даю договорить.

— Кристин, тебе сорок семь лет.

Я смотрю на него, и этот незнакомый мужчина мне улыбается. Я не хочу ему верить, я не хочу даже слышать, что он говорит. Но он продолжает:

— С тобой произошел несчастный случай. Очень серьезный. Ты получила травму головы. И теперь не можешь вспомнить многие вещи.

Он делает еще один шаг, приближаясь ко мне, как к испуганному животному.

В голове ураган, проносятся какие-то цифры, даты… Мне не хочется задавать этот вопрос, но я понимаю, что должна:

— Когда… Когда это случилось?

Он глядит на меня, на его лице смесь сострадания и отчаяния.

— Тебе было двадцать девять…

Я закрываю глаза. Сознание отказывается воспринимать эту информацию, но где-то в глубине души я знаю, что это правда. Сама того не желая, я вновь начинаю плакать, и он, этот Бен, тоже. По-прежнему стоя на пороге, я слышу, как он приближается. Вот он совсем близко, и я не отталкиваю его, когда он обнимает меня и крепко прижимает к себе. Мы стоим обнявшись и тихонько покачиваемся, и это движение какое-то родное. Мне становится немного лучше.

Я знаю, что должна сказать: и я тебя, но не могу. Я ничего не говорю. Какая тут может быть любовь? Он мне чужой. В голове хаос, мне нужно столько всего понять. Например, как я здесь очутилась, как живу изо дня в день? Но я не знаю, как спросить.

Источник

Детально о кинофильме «Прежде чем я усну»

ИСТОРИЯ

Что делает человека человеком? Сумма наших знаний, опыта, воспоминаний? Кем мы будем, если нас лишить памяти? Этими вопросами задался Стив Джей Уотсон, когда искал материал для своего дебютного романа. В прошлом клинический специалист, Уотсон выиграл право на обучение в академии по креативному письму Faber and Faber в Лондоне. Долгое время в газетах, в разделе некрологов Уотсон искал идеи для своих историй. «Однажды в газете я наткнулся на некролог человеку по имени Генри Молесон. На протяжении всей его взрослой жизни его знали как пациента HM. Он страдал тяжелой формой амнезии, болезнь стала результатом операции, которая была призвана излечить его от эпилепсии. В возрасте 26 лет врачи удалили ему часть мозга, которая, по их мнению, была ответственна за приступы эпилепсии. Они не знали, что эти же самые участки мозга отвечают за формирование новых воспоминаний. Без памяти Генри Молесон прожил многие десятилетия и умер в возрасте 86 лет», – рассказывает Стив Джей Уотсон.

Тогда у писателя родился образ, который открывает его книгу, а затем и фильм. «Я вообразил человека, который просыпается и смотрит на свое отражение в зеркале. Он думает, что увидит молодого парня, а обнаруживает старика 70-80 лет. Так родился образ женщины, которая смотрит на свое отражение, но видит там совсем не того человека, которого ожидала увидеть», – говорит писатель.

Дебютный роман Уотсона имел широкий успех, продавался в 30 странах мира. В списке бестселлеров США роман занял седьмую строчку. Это было лучший дебют британского автора со времен Джоан Роулинг.

ПЕРСОНАЖИ

Режиссер Роуэн Жоффе: «Мне нравится, что зритель до конца не уверен, в том, что он видит на экране. Может быть, это история женщины, которая после мозговой травмы неверно интерпретирует происходящие с ней события и считает себя жертвой заговора. А может быть, это триллер, где героиня, страдающая амнезией, становится жертвой окружающих ее людей и должна выяснить, кто и почему использует ее, иначе ей грозит гибель. Тайна не раскрывается до последних кадров».

В фильме поднято много важных тем: личностная самоидентификации, любвь, семья, потеря ближнего, но все эти проблемы поданы в форме триллера.

Продюсер Лиза Маршалл : «Каждое утро женщина просыпается и не узнает мужчину рядом с ней. Она смотрится в зеркало, думая, что ей 27, но ей 40. Она смотрит на стену, на которой висит портрет и написано «Это твой муж». Мужчина просыпается и говорит: «Я твой муж». Так начинается фильм, так начинается роман, ты читаешь первые строки и уже не можешь оторваться от книги».

ПРОЕКТ

В 2010 году Лизе Маршалл, главе кино- и телеподразделения Scott Free London, британской продюсерской компании Ридли Скотта, удалось заполучить сигнальный экземпляр романа «Прежде чем я усну».

«Это блестящий роман. Начав чтение, я не смогла отложить книгу, пока не дошла до последней точки», – говорит Лиза Маршалл, которая много заведовала секцией драматических фильмов на британском канале Channel-4.

Еще на Channel-4 Лиза работала с режиссером Роуэном Жоффе над двумя его известными проектами – фильмами «Secret life» и «The Shooting of Thomas Hurndall». За последний фильм Роуэн получил премию BAFTA как лучший режиссер фикшн-фильма. С тех пор Роуэн написал сценарий к фильму «Американец», который поставил в кино Антон Корбайн, а Джордж Клуни сыграл главную роль.

Несколько лет Маршалл искала новый проект, над которым они могли бы вновь поработать вместе с Роуэном. Дочитав книгу Скотта, Лиза решила, что таким проектом будет экранизация романа «Прежде чем я усну».

Жоффе прочитал роман во время каникул, которые он проводил в Португалии.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Я прочел роман Стива у бассейна, практически проглотил его сразу. Мне он так понравился, что я тут же рассказал эту историю своей жене. Затем к прослушиванию истории присоединилась вся моя семья. С этого момента я понял, что должен взяться за проект».

История касалась режиссера лично, так как его мать страдала амнезией и однажды не узнала своего собственного сына.

В романе Кристина ведет дневник. Но как изобразить то, что она пишет, на экране?

Вскоре Маршалл и режиссера осенило, что это будет видеодневник.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Так неожиданно сценарий ожил. Для актрисы это была интересная актерская работа, ведь ее задача состояла в том, чтобы играть и внутри камеры, и на камеру».

АКТЕРЫ И ГЕРОИ

Николь Кидман – Кристина

Николь Кидман: «C той минуты, как я прочла сценарий, он словно проник мне под кожу. Сама книга давно стала бестселлером, и когда я рассказывала, что снимаюсь в киноадаптации романа, все говорили, что с нетерпением ждут выхода фильма на экраны».

Кристина – непростая героиня, она сама не понимает себя и находится в поиске своей личности. Николь Кидман отлично уловила ранимость страдающей женщины.

Режиссер Роуэн Жоффе: «Я был поражен сдержанности, с которой Николь играет свою героиню, но как много она выражает своими глазами и мимикой. За считанные секунды сквозь ее лицо проходят мириады эмоций. В фильме много крупных планов, что позволяет зрителям близко соприкоснуться с переживаниями Кристины».

Роуэн Жоффе: «Для меня, как режиссера и сценариста, это фантастический опыт, когда актеры работают вместе с тобой над сценарием. Но с другой стороны, это сложная задача, так как сценарий не должен быть перегружен деталями. Но, мне кажется, мы нашли нужный баланс».

Николь Кидман всегда очень серьезно готовится к каждой роли. Работа над образом Кристины была очень важна для актрисы.

МИР ЖЕНЩИНЫ, ПОТЕРЯВШЕЙ ПАМЯТЬ

Образ

Для создания образного ряда картины Жоффе черпал вдохновение в европейских триллерах, в том числе в фильмах братьев Дарденн. Он хотел создать мир, который выглядел бы естественным, но загадочным. Оператором фильма выступил Бен Дэвис, фильмография которого включает такие фильмы, как «Стражи галактики», «Пипец» и др.

Большая часть фильмы была снята на ручную камеру, что позволило зрителям стать свидетелями субъективного опыта Кристины.

Роуэн Жоффе: «Мне хотелось, чтобы зрители почувствовали себя ребенком, обнимающим своими ручками голову Кристины. Куда бы она ни пошла, зритель следует за ней. Мы чувствуем себя детьми, смотрящими на маму и пытающими угадать, счастлива ли она или расстроена. Динамика отношений между камерой и актером схожа с той химией, которая возникает при игре двух актеров».

Команда художника-постановщика Кейва Куинна, который работал так такими культовыми фильмами Дэнни Бойла, как «Неглубокая могила» и «На игле», стремилась визуальными средствами передать то патологическое состояние, в котором существует Кристина. Для этого они использовали бледно зеленые и коричневые оттенки. Стилистически картина напоминает фильмы Эдварда Хоппера и Альгернона Ньютона, а также знаменитую фотосессию Кристины Риччи и Николь Кидман, сделанную Энн Лейбовитц. Жоффе попросил команду, чтобы они руководствовались стилем фильмов Альфреда Хичкока «Завороженный» и «В случае убийства набирайте M».

Стиль

Художником по костюмам в проекте стала Мишель Клэптон, работавшая над культовым сериалом «Игра престолов». Клэптон удалось показать одну особенность: Кристина – женщина, для которой одежду выбирает ее муж. Гардероб Кристины в большей степени отражает личность Бена, чем ее собственную.

Эта особенность находит отражение в сцене, где Кристина встречает свою старую подругу Клэр, которая одета более элегантно, чем она сама.

Роуэн Жоффе: «Кристина не слишком озабоченна по поводу своего внешнего вида, ее больше волнуют вопросы «Кто я? Что происходит вокруг?», а не то, как она выглядит».

В фильме не осталось ничего от блистательного имиджа Кидман и Фёрта.

Гардероб доктора Нэша значительно отличается от гардероба Бена.

Локейшн

Особую роль в фильме играет дом, в котором живет Кристина.

Лиза Маршалл: «Еще на стадии пре-продакшена мы всерьез взялись за обсуждение того, каким должен быть дом Кристины. В книге это обычный викторианский дом рядовой застройки. Когда я читала книгу, мне это показалось не слишком кинематографичным. Вместе с Роуэном мы изучили все архитектурные стили, присутствующие в Лондоне, начиная с домов, украшенных лепниной в Ноттинг Хилле и заканчивая современными многоэтажками. В конце концов мы нашли фантастический дом конца 60-х неподалеку от Лондона. Нам он понравился тем, что мог находиться где угодно, не только в Лондоне».

Роуэн Жоффе: «Нам был нужен дом, который выглядел бы безупречно чистым, даже стерильным. Дом Кристины похож на комнату в отеле. Он расположен в пригороде, что отделяет Кристину от сообщества людей. У нее нет соседей, дом окружает лес. Такое чувство, что она принцесса, заточенная в замке».

Художник-постановщик Кейв Куинн: «Красота домов 60-х еще и в том, что в них легко обозревать другого человека. Это как аквариум для золотых рыбок, поэтому Бен легко может следить за Кристиной. Он содержит ее как куклу».

Менеджер по локейшену Джейсон Вилер: «То, что видит Кристина, покидая дом, является частью нашей истории. Мы словно чувствуем ее изоляцию, когда она идет через парк или прогуливается по улице. Она – вещь в себе. Мы не распознаем те места, которые видит Кристина. Она не видит, например, Биг Бена или иные строения, по которым можно было бы узнать Лондон. История не об этом».

Только в финале фильма появляется место, которое может узнать зритель.

Роуэн Жоффе: «Это сцена в Гринвич Парке, где Кристина встречается с Клэр. Кристина чувствует, что возвратилась на исходную точку как в географическом, так и психологическом смыслах. Она вновь встречается со старой подругой и собирает по кусочкам пазл своей жизни».

Роуэн Жоффе: «Мне хотелось снять в некотором роде клаустрофобичный фильм. В картине не так много крупных и общих планов, они появляются тогда, когда у героини выявляется более полное понимание своей жизни. Кристина знает только, что происходит с ней в настоящем, о прошлом она судит лишь по видеодневнику. Видение жизни раскрывается перед ней только в финале».

АНАТОМИЯ ТРИЛЛЕРА

Роуэн Жоффе: «То, что происходит в фактической истории, должно быть наполнено драматизмом, а как только вы раскрываете ее, зрители должны воскликнуть: «Боже мой!» Но и видимая история должна быть предельно напряженной, так как она дает зрителям понять, что за поверхностными событиями кроется что-то еще. Отвлекающий маневр должен быть стоящим иначе зритель не будет заинтересован. Поэтому и видимая история должна быть драматичной в своей основе».

Сложный калейдоскоп фрагментырных воспоминаний и флэшбеков Кристины был интересным фронтом работы для монтажера Мелани Оливер, которая работала над фильмами «Отверженные» и «Анна Каренина».

Мелани Оливер: «Как начать историю и развить ее таким образом, чтобы у зрителей не было чувства, что он уже сто раз слышал это? Мы должны были жонглировать информацией, скрывать и вызывать к жизни воспоминания Кристины. Мы играли микшированием звуков и музыки для того, чтобы показать природу воспоминаний Кристины.

Николь Кидман: «Прежде чем я усну», на мой взгляд, очень сильный триллер. Наверное, триллер – это мой любимый киножанр. Много лет назад я снялась в триллере «Другие», и это один из моих любимых фильмов, в которых я снималась. Я долго искала фильм, где были бы столь же головокружительные повороты сюжета, и, наконец, нашла такой проект».

Конечно же, многотысячная толпа поклонников книги придет на фильм, зная, что произойдет в конце. Как любитель чтения Лиза Маршалл надеется, что и кинематографический образ Кристины останется в душах зрителей.

Лиза Маршалл: «Я знаю, как это разочаровывает, когда любители той или иной книги приходят на ее киноадаптацию и видят, что суть произведения так и не раскрыта. Мы надеемся, что нам удалось передать дух и атмосферу книги на экран».

Уотсон писал свой роман, чтобы с одной стороны развлечь публику, но с другой стороны он надеялся, что книга пробудит читателей к размышлению. На такую глубокую реакцию надеются и создатели фильма».

Стив Уотсон: «Когда я прочел сценарий Роуэна, то понял, что передо мной захватывающий триллер. Я уверен, что когда в финале картины пойдут титры, в голове зрителей всплывает множество вопросов: «Как бы я поступил в подобной ситуации? Отреагировал бы я иначе? Что делает меня мною?»

Николь Кидман признается, что она очень любит психологические триллеры.

Николь Кидман: «Я обожаю психологические триллеры. «А теперь не смотри» – один из любимейших фильмов этого жанра, который я смотрела раз двадцать. Уверена, что «Прежде чем я усну» займет достойное место в галерее лучших мировых триллеров. Надеюсь, что и в будущем меня будут приглашать сниматься в психологических триллерах».

Роуэн Жоффе: «У людей нет ответов на многие вопросы. Именно это и привлекает в этой истории. Мы часто бываем замкнуты в собственном субъективном переживании реальности, мы пытаемся пробраться к истине, но не можем вырваться из себя. «Прежде чем я усну» приоткрывает путь выхода из замкнутого пространства. Это фильм не только о потери памяти, это размышление о поиске себя в этом мире».

Источник

Прежде чем я усну

Прежде чем я усну

Каждое утро Кристин Лукас просыпается в незнакомой комнате, в постели с мужчиной, которого не узнает. Каждое утро этот мужчина терпеливо объясняет Кристин, что он ее муж, а она страдает амнезией с тех пор, как в молодости попала в аварию. По совету врача, занимающегося ее случаем, Кристин втайне от мужа начинает вести дневник, записывая туда все, что ей удается узнать и вспомнить в течение дня.

Отзывы читателей

О книге

Любопытство и страх – это смесь чувств, которые дают незабываемые ощущения. Литература, создающая подобную атмосферу, – это хороший способ почувствовать это. Это возможность почувствовать, что в мире есть что-то, чего ты не знаешь, что-то пугающее, но такое, что не несет угрозы твоей реальной жизни.

Незабываемые эмоции останутся от пережитых острых ощущений после прочтения книги С. Дж. Уотсона «Прежде чем я усну», относящейся к жанру зарубежные триллеры. Читая книгу, понимаешь, что это не по-настоящему, но все-таки становится жутковато и приходится оглядываться по сторонам и в реальной жизни. Сюжет интригует и пугает одновременно, но желание узнать все тайны этой истории сильнее страха.

Через характеры героев можно увидеть гораздо больше, это не просто фигуры, это полные объемные образы. Именно в эти моменты ты задумываешься о том, что образ в книге – фантазия, которая отражает реальность. Произведение входит в серию «Наследники Остапа Бендера», так полюбившуюся многим. Книжная серия, в которую входит произведение, объединена общей тематикой и оформлена в едином стиле. После чтения остается чувство завершенности сюжетной линии, но непременно хочется прочитать ещё что-то, похожее на эту историю. Книга была выпущена издательством «Corpus (АСТ)» в 2011 году, её объём составляет 350 страниц. После перевода Финогеновой Александрой книга стала доступна для чтения на русском языке. Запоминающаяся цитата из книги: «Что мы такое, если не скопление воспоминаний?» Книгу «Прежде чем я усну» можно скачать на нашем сайте в формате epub, fb2, pdf или читать онлайн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *