Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания необходимо окончательно сформировать у собаки
Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания необходимо окончательно сформировать у собаки
1. Предъявили игрушку, эмоционально провели преследование, дали возможность собаке догнать и схватить игровой предмет. Сразу же отдали игрушку собаке и сделали вид, что хотите ее отнять. Будьте артистичны. 10–20 сек безуспешно ловите игрушку. Поймайте, сделайте 2–3 слабых потягивания и отпустите игрушку. Отпускайте игрушку при потягивании собакой предмета на себя или рычании. Еще два-три раза попытайтесь таким образом отнять у собаки игрушку, поменяйте предмет на кусочек лакомства и «сделайте собаке скучно» — отведите в вольер, заставьте бездельно посидеть или полежать. Повторите цикл. Если вы считаете, что у собаки снижается заинтересованность в игре, отведите ее в вольер и через 30 минут — час повторите упражнение.
2. По мере увеличения заинтересованности собаки увеличивайте продолжительность преследования и борьбы. Не сразу отдавайте предмет, дождитесь более или менее выраженной борьбы со стороны собаки: рывка на себя, подергивания в стороны, продолжительного рычания.
3. Увеличивайте интенсивность игры и прилагаемые усилия. Немного ужесточите игру, чуть резче дергайте игрушку.
4. Прекратите «догонять» собаку. Через 2–3 сек после того как отдали собаке игровой предмет, мягко подтяните ее к себе при помощи поводка или немного отбегите от собаки. Когда она окажется рядом с вами, сделайте короткую попытку отнять предмет. Отдайте предмет и повторите отбегание или подтягивание, слегка увеличив продолжительность борьбы. Снова отдайте игрушку и повторите цикл. Работайте таким образом до тех пор, пока собака сама не продемонстрирует готовность двигаться в вашу сторону для продолжения игры.
5. Как только это произойдет, отбегайте от собаки все дальше, вынуждая ее для продолжения игры догонять вас.
6. Увеличивайте продолжительность преследования, сделайте его более интенсивным и разнообразным.
7. Увеличивайте интенсивность борьбы, сделайте ее более жесткой, заставляя собаку отбирать предмет на пределе ее возможностей.
8. Увеличивайте количество циклов борьбы за одно упражнение.
9. Вводите разнообразные формы игровой борьбы.
10. Увеличивайте продолжительность игровой борьбы в одном цикле.
11. Увеличивайте количество игровых упражнений в течение дня.
12. Меняйте места и ситуации проведения игровых упражнений.
13. Не забывайте тренировать окончание игры.
Возможны как индивидуальные занятия, так и групповые.
При групповых занятиях на собак значительное влияние оказывают конкуренция и эмоциональный резонанс, что полезно для собак с невысокой игровой мотивацией.
В итоге занятий по игровой борьбе собака должна, находясь в свободном состоянии (без поводка), при предъявлении ей игрового предмета со стороны кинолога сразу включиться в игру, демонстрируя продолжительное и азартное преследование предмета, продолжительную и интенсивную борьбу за обладание игрушкой. После овладения игровым предметом собака, приближаясь к кинологу, должна предложить ему продолжение игровой борьбы.
Забрасывание
Формирование сигнального поведения. Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания, необходимо окончательно сформировать у собаки сигнальное поведение.
Если с собакой уже проводили занятия по формированию сигнальной позы, как описано выше, приступают к формированию выдержки (продолжительной демонстрации сигнального поведения).
Этап 1. Кинолог подает собаке команду на пассивное обозначение, предъявляет собаке игровой предмет и кладет его перед собакой, контролируя поведение собаки поводком (рис. 2.5, 2.6). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, подает команду разрешающую игровую деятельность (например, «Ап!»), проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после небольшой паузы повторяет упражнение. Необходимо довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 мин.
Рис. 2.5
Рис. 2.6
Этап 2. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, кладет предмет перед собакой, контролируя поведение собаки поводком. После небольшой паузы кинолог поднимает предмет, подает команду, разрешающую игровую деятельность, проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после паузы повторяет упражнение. Необходимо и при этом варианте упражнения довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 минут. Упражнения этапа повторяют до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно, без команды кинолога принимать сигнальную позу сразу же, как кинолог кладет игровой предмет на землю.
При выполнении данного упражнения боритесь с желанием остановить или осадить собаку при помощи сильного рывка поводком. Обычно сильные воздействия такого характера приводят к тому, что в будущем собака будет с неохотой приближаться к месту выхода целевого запаха или, обнаружив его, будет обозначать с отходом.
Рис. 2.7
Этап 3. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, откатывает или отбрасывает предмет на расстояние 3–5 метров и сразу посылает собаку на поиск (рис. 2.7), контролируя поведение поводком. При подходе к предмету кинолог снова подает команду на пассивное обозначение и добивается ее исполнения (рис. 2.8). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, дает команду на начало игры и проводит 2–3 цикла борьбы за обладание игровым предметом (рис. 2.9). После отдыха собаки упражнение повторяют.
Необходимо добиться, чтобы при приближении к игровому предмету собака самостоятельно, без команды
9. Вводите разнообразные формы игровой борьбы.
10. Увеличивайте продолжительность игровой борьбы в одном цикле.
11. Увеличивайте количество игровых упражнений в течение дня.
12. Меняйте места и ситуации проведения игровых упражнений.
13. Не забывайте тренировать окончание игры.
Возможны как индивидуальные занятия, так и групповые.
При групповых занятиях на собак значительное влияние оказывают конкуренция и эмоциональный резонанс, что полезно для собак с невысокой игровой мотивацией.
В итоге занятий по игровой борьбе собака должна, находясь в свободном состоянии (без поводка), при предъявлении ей игрового предмета со стороны кинолога сразу включиться в игру, демонстрируя продолжительное и азартное преследование предмета, продолжительную и интенсивную борьбу за обладание игрушкой. После овладения игровым предметом собака, приближаясь к кинологу, должна предложить ему продолжение игровой борьбы.
Если с собакой уже проводили занятия по формированию сигнальной позы, как описано выше, приступают к формированию выдержки (продолжительной демонстрации сигнального поведения).
Этап 1. Кинолог подает собаке команду на пассивное обозначение, предъявляет собаке игровой предмет и кладет его перед собакой, контролируя поведение собаки поводком (рис. 2.5, 2.6). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, подает команду разрешающую игровую деятельность (например, «Ап!»), проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после небольшой паузы повторяет упражнение. Необходимо довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 мин.
Этап 2. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, кладет предмет перед собакой, контролируя поведение собаки поводком. После небольшой паузы кинолог поднимает предмет, подает команду, разрешающую игровую деятельность, проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после паузы повторяет упражнение. Необходимо и при этом варианте упражнения довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 минут. Упражнения этапа повторяют до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно, без команды кинолога принимать сигнальную позу сразу же, как кинолог кладет игровой предмет на землю.
При выполнении данного упражнения боритесь с желанием остановить или осадить собаку при помощи сильного рывка поводком. Обычно сильные воздействия такого характера приводят к тому, что в будущем собака будет с неохотой приближаться к месту выхода целевого запаха или, обнаружив его, будет обозначать с отходом.
Этап 3. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, откатывает или отбрасывает предмет на расстояние 3–5 метров и сразу посылает собаку на поиск (рис. 2.7), контролируя поведение поводком. При подходе к предмету кинолог снова подает команду на пассивное обозначение и добивается ее исполнения (рис. 2.8). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, дает команду на начало игры и проводит 2–3 цикла борьбы за обладание игровым предметом (рис. 2.9). После отдыха собаки упражнение повторяют.
Необходимо добиться, чтобы при приближении к игровому предмету собака самостоятельно, без команды кинолога принимала сигнальную позу. Постепенно увеличивают расстояние заброса и паузу между демонстрацией сигнального поведения и началом игры.
Этап 4. К этому этапу переходят только тогда, когда собака самостоятельно начнет принимать сигнальную позу перед предметом, отброшенным на расстояние 7–10 метров и сохранять ее без попыток контакта с игровым предметом, дожидаясь подхода кинолога и начала игры. Если критерий наученности достигнут, во время упражнений забрасывают предмет так, чтобы исключить визуальный контакт собаки с игровым предметом.
Упражнения этапа 4 представляют определенную трудность для собаки, которая заключается в переходе от поиска с помощью зрительного анализатора к поиску с использованием обонятельного анализатора. Некоторым собакам для этого требуется довольно значительный период времени. Не торопитесь и не наводите собаку на предмет, показывайте ей только общее направление.
В связи с тем, что в результате предыдущих упражнений у собаки сформировалось представление о сигнальном поведении при условии визуального восприятия игрового предмета, многие собаки пытаются создать привычные условия для реализации поведения, раскапывая, доставая, вытаскивая предмет. Поэтому проводите упражнения под контролем поводка, не позволяя собаке активных действий, лучше предотвращая их, чем прекращая. Не допускайте активного поведения собаки!
Забросив предмет и совершив с собакой поворот кругом, кинолог подает исполнительную команду и вместе с собакой приступает к поиску. Будьте внимательны: если после кратковременной реакции узнавания (2–3 сек) собака не демонстрирует сигнального поведения, подайте команду.
Общая методика активной и пассивной деятельности
1. Кинолог начинает упражнение по пассивной деятельности, становясь на колени перед собакой, удерживая игрушку на уровне глаз собаки, затем кладет ее на землю перед собакой.
2. Как только собака сосредотачивается на цели, кинолог накрывает игрушку обеими руками. Собака может начать откапывать конг, лаять или скулить. Если собака начинает рыть или царапать, кинолог останавливает это поведение командой «Нет!».
Однако если предыдущее обучение было правильно осуществлено, собака вряд ли будет рыть или царапать.
3. Кинолог позволяет собаке завладеть предметом, если она сидит или садится. Существенно, чтобы собака садилась самостоятельно, без дополнительного воздействия со стороны кинолога.
4. Как только собака сядет, кинолог шевелит игрушкой, заставляя собаку перемещаться к игровому предмету вплотную. После небольшой паузы проводят игровую борьбу 1–3 мин.
5. После активной деятельности кинолог переходит к пассивной деятельности.
6. Цикл повторяют три-четыре раза за упражнение.
Занятия этапа 1 периодически повторяют в течение дня.
1. Кинолог начинает упражнение по пассивной деятельности, становясь на колени и закрывая игрушку руками.
2. Вместо того чтобы начать упражнение по активной деятельности сразу, как собака сядет, ее заставляют немного посидеть и только потом открывают игрушку. Если собака пытается схватить игрушку, кинолог снова закрывает ее руками.
3. Как только собака посидит немного, сохраняя внимание по отношению к игровому предмету, кинолог переходит к активной деятельности.
4. Цикл повторяют три-четыре раза за упражнение.
Упражнение повторяют периодически в течение дня, заставляя собаку сидеть не царапая, не роя и не пытаясь схватить игрушку, когда кинолог убирает руки, открывая ее.
На этом этапе кинолог начинает постепенно вставать, в то время как собака должна оставаться в сидячем положении, сосредоточив свое внимание на игровом предмете.
1. Кинолог начинает упражнение по пассивной деятельности, становясь на колени и закрывая игрушку, лежащую на земле, руками.
2. Как только собака сядет и сосредоточится на игрушке, кинолог убирает с нее руки и медленно встает. Если собака попытается схватить игровой предмет, кинолог снова закрывает его и ждет пока собака не сядет.
3. Постепенно кинолог остается стоять, положив игровой предмет на землю, а собака должна оставаться в положении «сидеть», сосредоточив внимание на игрушке. После небольшой паузы, кинолог переходит к активной деятельности.
4. Цикл повторяется 3–4 раза за занятие.
Описанное упражнение повторяется ежедневно несколько раз.
Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания необходимо окончательно сформировать у собаки
Автор-составитель В. В. Гриценко
Основой пособия является методика подготовки собак на базе игровой деятельности, которая изложена в разделе 2. Там же приводится анализ игровой и связанных с ней потребностей, методика разыгрывания собак, способы придания сигнального значения целевым веществам и объектам и техника формирования поискового алгоритма в условиях определенных учебных ситуаций.
В разделе 1 анализируются базовые понятия — категории дрессировки, являющиеся основой излагаемой в пособии методики. Раздел 3 посвящен методике подготовки собак на основе пищевой потребности.
В приложении дано краткое описание методики кликер-дрессировки. Пособие включает также толковый словарь терминов, не полностью расшифрованных при употреблении в тексте.
Библиографический список содержит перечень используемых при составлении пособия и рекомендуемых литературных источников для самостоятельной работы.
Пособие рассчитано для оказания помощи специалистам-кинологам, как при самостоятельной подготовке поисковой собаки, так и при подготовке под руководством инструктора-дрессировщика.
Введение в дрессировку
В настоящее время под дрессировкой подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.
Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:
1) представлять, что такое поведение;
2) знать причины поведения;
3) иметь представление о механизмах поведения;
4) знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.
1.1. Поведение: причины и механизма
…внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы. Поведение включает различные виды активности: действия, реакции, процессы, операции и т. п. То есть все, что представляет собой осуществляемые с помощью мышечной системы движения организма [1].
Обычно поведение классифицируют по его конечным целям или, другими словами, причинам, лежащим в его основе. В связи этим различают пищедобывающее, половое, игровое, материнское, исследовательское, оборонительное и другое поведение. Например, под пищедобывающим поведением подразумевают комплекс действий, направленных на добывание какой-либо пищи (цель поведения), которая необходима для удовлетворения голода (причина поведения).
Раньше считалось, что причиной поведения является внешний или внутренний по отношению к животному раздражитель. Однако в процессе исследований были выявлены три основных причины, инициализирующие (запускающие) поведение:
— раздражители или стимулы;
При этом основной причиной поведения принято считать потребность.
Под потребностью подразумевают необходимость организма человека или животных в каких-либо веществах, продуктах, без которых невозможны рост и развитие, а также в ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что в конечном итоге обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство.
И на самом деле, потребность является основным фактором при инициализации поведения. Так, ни вы, ни собака, будучи сытыми, не отреагируете типичным пищевым поведением на появившийся пищевой продукт (пищевой раздражитель). И наоборот, в состоянии голода, т. е. при наличии пищевой потребности, и вы, и собака можете проявить пищевое поведение даже по отношению к раздражителю, имеющему сомнительное пищевое значение.
Деятельность центральной нервной системы по обеспечению сложных поведенческих актов можно представить в виде взаимодействия трех основных блоков [1,2] (рис. 1.1):
(1) блока приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы мозга);
(2) блока активации нервной системы — модулирующие системы мозга;
(3) блока программирования, запуска и контроля поведенческих актов (двигательные системы мозга).
«Информация внешней среды» — совокупность раздражителей и стимулов внешней среды; «Сенсорные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, обеспечивающих восприятие, хранение и переработку поступающей информации; «Двигательные системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, осуществляющих планирование, запуск и контроль поведенческих актов; «Поведение» — внешне наблюдаемая активность организма; «Модулирующие системы мозга» — совокупность отделов центральной нервной системы, контролирующих ее деятельность и состояние организма; «Потребность» — физиологическое состояние организма.
Весь организм человека и животных пронизан интерорецепторами (внутренними рецепторами), которые контролируют его физиологическое и биохимическое состояние. Если приводить в пример пищевую потребность, то снижение ниже определенного уровня белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ вызывает реакцию у определенных интерорецепторов. Соответствующая информация передается в модулирующие системы мозга, которая переводит информацию с физиологического языка на психический и берет командование центральной нервной системой на себя. Психическое состояние, а мы осознаем пищевую потребность как состояние голода, развивающееся вслед за потребностью, называется мотивацией.
Под мотивацией подразумевают состояние и соответствующую деятельность центральной нервной системы, организующие и поддерживающие специфическое поведение, направленное на удовлетворение актуализированной потребности. Совсем просто мотивацию можно определить и как психический эквивалент потребности.
Итак, получив соответствующую информацию модулирующие системы мозга прежде всего активизируют сенсорные системы, в связи с чем повышается их чувствительность (понижаются пороги восприятия). Более того, модулирующие системы мозга селективно (избирательно) активизируют сенсорные системы, повышая порог чувствительности для информации не важной (т. е. не имеющей отношения к удовлетворению актуализированной потребности) и понижая пороги чувствительности для важной (с точки зрения удовлетворения имеющейся потребности) на данный момент информации. То есть, несмотря на многообразие раздражителей и стимулов внешней среды, благодаря модулирующим системам мозга воспринимается и допускается к дальнейшей обработке центральной нервной системой, только та информация, которая имеет отношение к удовлетворению актуализированной потребности. Причем чувствительность к этой информации повышается. Так, сытая собака пройдет в метре от пищи и не отреагирует на ее запах, голодная же собака может отреагировать на запах той же самой пищи с расстояния 10–20 метров.
Немов Р. С. Психологический словарь. 2007.
Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания необходимо окончательно сформировать у собаки
1. Предъявили игрушку, эмоционально провели преследование, дали возможность собаке догнать и схватить игровой предмет. Сразу же отдали игрушку собаке и сделали вид, что хотите ее отнять. Будьте артистичны. 10–20 сек безуспешно ловите игрушку. Поймайте, сделайте 2–3 слабых потягивания и отпустите игрушку. Отпускайте игрушку при потягивании собакой предмета на себя или рычании. Еще два-три раза попытайтесь таким образом отнять у собаки игрушку, поменяйте предмет на кусочек лакомства и «сделайте собаке скучно» — отведите в вольер, заставьте бездельно посидеть или полежать. Повторите цикл. Если вы считаете, что у собаки снижается заинтересованность в игре, отведите ее в вольер и через 30 минут — час повторите упражнение.
2. По мере увеличения заинтересованности собаки увеличивайте продолжительность преследования и борьбы. Не сразу отдавайте предмет, дождитесь более или менее выраженной борьбы со стороны собаки: рывка на себя, подергивания в стороны, продолжительного рычания.
3. Увеличивайте интенсивность игры и прилагаемые усилия. Немного ужесточите игру, чуть резче дергайте игрушку.
4. Прекратите «догонять» собаку. Через 2–3 сек после того как отдали собаке игровой предмет, мягко подтяните ее к себе при помощи поводка или немного отбегите от собаки. Когда она окажется рядом с вами, сделайте короткую попытку отнять предмет. Отдайте предмет и повторите отбегание или подтягивание, слегка увеличив продолжительность борьбы. Снова отдайте игрушку и повторите цикл. Работайте таким образом до тех пор, пока собака сама не продемонстрирует готовность двигаться в вашу сторону для продолжения игры.
5. Как только это произойдет, отбегайте от собаки все дальше, вынуждая ее для продолжения игры догонять вас.
6. Увеличивайте продолжительность преследования, сделайте его более интенсивным и разнообразным.
7. Увеличивайте интенсивность борьбы, сделайте ее более жесткой, заставляя собаку отбирать предмет на пределе ее возможностей.
8. Увеличивайте количество циклов борьбы за одно упражнение.
9. Вводите разнообразные формы игровой борьбы.
10. Увеличивайте продолжительность игровой борьбы в одном цикле.
11. Увеличивайте количество игровых упражнений в течение дня.
12. Меняйте места и ситуации проведения игровых упражнений.
13. Не забывайте тренировать окончание игры.
Возможны как индивидуальные занятия, так и групповые.
При групповых занятиях на собак значительное влияние оказывают конкуренция и эмоциональный резонанс, что полезно для собак с невысокой игровой мотивацией.
В итоге занятий по игровой борьбе собака должна, находясь в свободном состоянии (без поводка), при предъявлении ей игрового предмета со стороны кинолога сразу включиться в игру, демонстрируя продолжительное и азартное преследование предмета, продолжительную и интенсивную борьбу за обладание игрушкой. После овладения игровым предметом собака, приближаясь к кинологу, должна предложить ему продолжение игровой борьбы.
Забрасывание
Формирование сигнального поведения. Прежде чем вводить в разыгрывание элемент забрасывания, необходимо окончательно сформировать у собаки сигнальное поведение.
Если с собакой уже проводили занятия по формированию сигнальной позы, как описано выше, приступают к формированию выдержки (продолжительной демонстрации сигнального поведения).
Этап 1. Кинолог подает собаке команду на пассивное обозначение, предъявляет собаке игровой предмет и кладет его перед собакой, контролируя поведение собаки поводком (рис. 2.5, 2.6). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, подает команду разрешающую игровую деятельность (например, «Ап!»), проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после небольшой паузы повторяет упражнение. Необходимо довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 мин.
Рис. 2.5
Рис. 2.6
Этап 2. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, кладет предмет перед собакой, контролируя поведение собаки поводком. После небольшой паузы кинолог поднимает предмет, подает команду, разрешающую игровую деятельность, проводит борьбу за обладание игровым предметом, прекращает игру и после паузы повторяет упражнение. Необходимо и при этом варианте упражнения довести продолжительность паузы между укладкой предмета перед собакой и игровой борьбой до 1–2 минут. Упражнения этапа повторяют до тех пор, пока собака не начнет самостоятельно, без команды кинолога принимать сигнальную позу сразу же, как кинолог кладет игровой предмет на землю.
При выполнении данного упражнения боритесь с желанием остановить или осадить собаку при помощи сильного рывка поводком. Обычно сильные воздействия такого характера приводят к тому, что в будущем собака будет с неохотой приближаться к месту выхода целевого запаха или, обнаружив его, будет обозначать с отходом.
Рис. 2.7
Этап 3. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет, «оживляет» его, проводит короткое преследование, подает собаке команду на пассивное обозначение, откатывает или отбрасывает предмет на расстояние 3–5 метров и сразу посылает собаку на поиск (рис. 2.7), контролируя поведение поводком. При подходе к предмету кинолог снова подает команду на пассивное обозначение и добивается ее исполнения (рис. 2.8). После небольшой паузы, кинолог поднимает предмет, дает команду на начало игры и проводит 2–3 цикла борьбы за обладание игровым предметом (рис. 2.9). После отдыха собаки упражнение повторяют.
Необходимо добиться, чтобы при приближении к игровому предмету собака самостоятельно, без команды