Прежде чем воспитывать ребенка воспитай себя
Воспитывать ребенка значит воспитывать себя: колонка о важности работы над собой в родительстве
Знаете, в последнее время я много думаю про воспитание. Точнее, про то, что сейчас под этим словом подразумевается совсем не то, что имелось в виду каких-то даже десять-двадцать лет назад.
Если раньше воспитанием считался набор действий, который должен был привести к тому, чтобы ребенок лишний раз не отсвечивал, то сейчас мы с вами занимаемся совершенно противоположным делом — то есть учимся не отсвечивать сами.
Не знаю, как вы, но я пришла в родительство с полной уверенностью в том, что кто взрослый, тот и все знает.
Но по мере погружения в процесс воспитания своего ребенка я поняла, что быть родителем — это не только выполнять функции этакого «решалы» (а также разрешалы и запрещалы), но и очень и очень много работать над собой.
Да, нам, родителям, ежедневно приходится принимать тьму ответственных решений, многие из которых связаны с наложением на ребенка и его действия каких-то ограничений. Но львиную долю воспитания сегодня, как мне кажется, занимают не конкретные действия и директивы, а поиски внутри себя ресурсов на то, чтобы быть ребенку надежной опорой (а как это сложно, когда у тебя, взрослого, самого не было такой опоры в детстве — идешь ощупью, боясь провалиться в болото травмы), дать ему то самое безусловное принятие (которое тебе он дает без всяких душевных терзаний — просто потому, что дети так устроены) и выстроить пресловутые границы.
Не ему — он с этим прекрасно справляется, пока ты судорожно ищешь в голове нужные слова, реакцию на шалость, истерику, «нежелательное поведение», — а себе, ведь это тебя обдувает всеми возможными ветрами.
Перед лицом родительства наше поколение взрослых людей оказывается совершенно беззащитным.
Но, в отличие от своих предшественников, уверенным в том, что можно по-другому, что нужно по-другому, что перемены стоят того, чтобы их затевать. И вот мы начинаем воспитание. Самих себя. Я скажу за себя: никогда и ничто не требовало от меня такого объема терпения, самодисциплины и работы над собой, как родительство. А я, между прочим, занималась спортом в школе олимпийского резерва.
И я думаю, что это хорошо. В смысле, что нынешнее воспитание — это не про наших детей, это про нас. Нам этого не хватало. И нам следует признать тот факт, что воспитание — это не раздача оплеух (причем не всегда физических), угрозы и дрессура. А труд (простите за банальность!), требующий невероятных душевных и физических вложений.
И когда мы это признаем окончательно, нам и самим станет проще.
Проще не обесценивать свою родительскую работу, проще не сваливать на ребенка ответственность за наше собственное несовершенство и где-то даже незрелость («ты сам виноват», «я тебе говорила», «ты меня вывела», «сколько можно!» и прочие жемчужины постсоветского родительского вокабуляра), проще — не бояться стать своему ребенку по-настоящему близким человеком.
Сейчас, когда мы с вами пытаемся выяснить, как же нам воспитывать своих детей, мы пытаемся прежде всего разобраться в себе. Ну сами посудите, какие вопросы мы задаем всемогущему интернету и друг другу: как пережить истерику, как перестать орать на ребенка, почему нельзя избаловать ребенка любовью, почему нельзя бить детей и так далее.
Видите, это все про нас — нам самим сначала нужно понять себя, найти у себя триггеры, болевые точки и разобраться с собой. Нам важно знать, почему мы реагируем на истерику ребенка агрессией, где же у нас так болит, что мы не можем это терпеть? Кто сделал нам эту рану и как ее залечить? Ну а истерика, что истерика — это же обычное дело, все дети плачут, истерят и эмоционируют. Это нормально. Просто наши родители этого не знали.
Испытывать гнев по отношению к ребенку нормально. И нормально, если он сам злится. Нет никаких «плохих» чувств — все чувства важны. Можно плакать. Можно фрустрироваться и фраппироваться. Можно грустить и скучать. Все-все чувства — родителя и ребенка — легитимны. Это и есть настоящее воспитание.
Ещё почитать по теме
Как научить детей разбираться в собственных эмоциях? Советы психолога
«Люди вынуждены от самих себя скрывать чувства, которые ребенок вызывает»: Екатерина Шульман рассказала о том, как меняется современная семья во время карантина
Что такое газлайтинг, зачем его используют родители, и как перестать? Большой разбор
Педагогическое эссе на тему «Воспитывая себя, воспитываем детей»
«Воспитывая себя, воспитываем детей»
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
В школу я пришла недавно. Работая в школе и напрямую общаясь с подрастающими людьми, я поняла, какая это трудная задача для учителя правильно воспитать человека. Может быть, потому, что я еще слишком молода? Или потому, что я видела судьбы прошедшие рядом с моей: одна только легко коснулась, другая заставляла думать и делать выводы, третья опалила мне сердце болью, надеждой и воскрешением…
И при этом мне всегда вспоминается мама… Моя мама, скромная, не имевшая высшего образования и которая всегда мечтала, чтобы я стала учителем. Она всегда была и есть для меня живой пример. Нет, моя мама не знала методического наследия великих педагогов-воспитателей, не увлекалась новейшими просветительскими идеями. Сама жизнь ее была для меня лучшим учебником по воспитанию. Она работала простой швеей, которая любила свое дело. Моя мама была и есть человек готовая всегда помощь делом и советом. Это она своим ненавязчивым примером приучила меня к труду и понятию «надо». Это ее слова стали для меня девизом: надо работать хорошо, потому, что плохо работать – стыдно. Живущая без роскоши, она всегда дает мне возможность осознать, что чувство удовлетворения собой рождается не от количества приобретенных денег, а от осознания чистоты твоей совести каждый день. От нее пришло ко мне понимание, что в основу любого дела, а тем более воспитания растущего человека, надо прежде всего класть воспитание собственное, самому стать примером исполнения того, что требуешь от других. И в этом моя мама была бы абсолютно согласна с Л.Н.Толстым, как соглашаюсь с ним я. Невозможно добиться значимых результатов в воспитании того или иного качества в ученике, если ты сам не обладаешь этими качествам и не делаешь этого. Можно овладеть воспитательными принципами Ш. Амонашвили, Г.К.Селевко, И.П.Иванова или других авторов, но все теории в совокупности окажутся мертвы без личного примера самого воспитателя. Воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример. А для этого нужно самому жить истинной жизнью. Но большинство современных учителей часто скрывают свою жизнь от детей. По моему мнению, правда служит первым и главным условием воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной.
Воспитывая себя и живя правильно, мы даем пример другим, особенно подрастающему поколению. Дети как «губка» впитывают все из окружающего их мира. Если их будут окружать хорошие, любящие жизнь и стремящие жить в мире и во благо люди, они вырастут такими же. Если мы хотим изменить людей вокруг нас, в первую очередь необходимо начать с самого себя. Изменив себя в хорошую сторону, мы изменим своих детей. Как известно, дети это наше будущее, а значит, мы сможем изменить и его.
Но, к сожалению, в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение. Потому, что общество живет ложной жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят, не воспитывая себя, воспитывать детей. Оттого-то воспитание человека всегда было и остается непростой задачей, сопряженной каждый раз с максимальной мобилизацией лучших душевных качеств педагога в тесной связи с его знаниями современных передовых технологий и, конечно же, личным жизненным примером.
Доклад «Современные воспитательные практики»
«Ни кто не любит, когда его воспитывают, а воспитывать нужно»
Современные воспитательные практики
« Прежде чем воспитывать детей, воспитывайте себя»
Воспитание детей — процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей.
В современном мире, вопрос воспитания стоит остро, родители возлагают процесс воспитания на учителей, а учителя – на семью.
Кто всё-таки должен воспитывать ребёнка — семья или школа?
Изучив огромное количество литературы и перелопатив весь интернет, я пришла к такому выводу: « Что грамотный педагог, должен найти подход к воспитанию своего ученика, работать в тандеме с семьей».
Цель : и нтеграция и применение педагогических усилий и умений для успешного формирования социально адаптированной личности школьника.
· познакомиться с существующими современными воспитательными концепциями и технологиями;
· способствовать активизации учителей в освоении и внедрении в учебный процесс современных педагогических (воспитательных) технологий.
— Учет уровня воспитанности (знание особенностей ученика и уровня воспитанности на данный момент жизни)
— Принцип меры («не переиграть», мера доли эмоционального и рационального в воспитательном воздействии)
— Принцип оригинальности и новизны воздействия (профессиональный рост, мастерство педагога, использование новых форм)
— Принцип компенсаторности (возможность возмещения недостающего у педагога качества или умения)
«Нельзя воспитать патриота, не знающего своей истории, своих корней. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». (С.М. Михалков)
Так и в педагогике, есть своя история, свои ученые –педагоги, которые оставили огромный вклад в методике воспитания детей. Воспитывая современное поколение, мы не можем не опираться на их труды. Это фундаментальные труды, на котором держится педагогика в вопросе воспитания детей.
Нельзя отвергать работы В.А.Сухомлинского, О.С. Газмана, Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского.
Современная школа диктует современные технологии. Такие как:
Технология проектной деятельности (социального проектирования)
Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.
И только так, можно достигнуть успешных результатов в воспитательной работе.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Консультация для родителей «Воспитывая детей, начинайте с себя»
Ольга Полохало
Консультация для родителей «Воспитывая детей, начинайте с себя»
Многие родители, которые обращаются ко мне, как специалисту, жалуются на агрессивное поведение детей (он кусается, щипается, кричит, бьет сверстников и взрослых и т. д.). Родители часто просят, Вы сделайте с ребенком что-нибудь, чтобы он изменился и так себя не вел дома и особенно в образовательном учреждении (школе или детском саду).
Первый вопрос, который задается родителям, а вы как ведете себя дома в общении с ребенком?
Поэтому, воспитывая детей, нужно начинать с себя и менять в первую очередь свой образ жизни и свои привычки.
Агрессивный ребенок – это несчастный ребенок. Он сам страдает от своего гнева. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Гнев, как у животных, так и у человека, направлен на устранение преград. Препятствий для достижения цели, отдыха получения приятных впечатлений. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев становится надситуативным, постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается нарушением системы саморегуляции. А в дальнейшем все может выливаться в соматические заболевания, которые придется лечить очень долго.
Любое нарушение берет свое начало из конкретной ситуации. Условиями «перерастания»реакции гнева в нарушение являются:
— постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и «заражает» их агрессивностью;
— проявления нелюбви к ребенку, формирование у него ощущений беззащитности и враждебности окружающего мира;
— длительные и часто травмирующие ситуации;
— унижения, оскорбления со стороны взрослых.
—«Так с чего же нам начинать и что делать?» спрашивают родители меня.
Важно понять для себя, что Вы хотите изменить свое поведение, если родитель сможет воспитать себя, то и поведение ребенка изменится как по взмаху волшебной палочки. Дети редко слушаются своих родителей, но копируют всегда просто замечательно.
Предлагаем родителям несколько правил, которые подскажут, как вести себя с ребенком:
• Необходимо понять, что агрессивный ребенок нуждается в понимании и сочувствии, так как агрессивность – это негативные переживания, которые находят неправильный выход в драках, толкании и так далее.
• Помогите ребенку переключить негативные чувства на позитивные.
• Поговорите с ребенком, дайте ему возможность выговориться и тем самым недовольство в душе в слова. Избегайте непрерывных одергиваний и запретов- «прекрати», «не смей».
• Помогите ребенку найти выход из трудной ситуации.
• Регулярно играйте и занимайтесь с ребенком для снятия напряжения.
• Не фиксируйте внимание ребенка на трудностях.
• Укрепляйте веру ребенка в вашей любви.
• Постарайтесь сами избавиться от тревоги и не проявляйте агрессии по отношению к ребенку, он может ответить вам тем же.
Для того, чтобы эти правила работали, хотим дать несколько советов, о том, как вести себя, не вызывая приступов гнева и агрессии у ребенка.
1. наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно,то есть:
— слушайте своего ребенка;
— проводите вместе с ним как можно больше времени;
— делитесь с ним своим опытом;
— рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах;
— если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому индивидуально.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия,то есть:
— отмените или отложите беседу или дело с ребенком (если это, конечно, возможно);
— старайтесь не контактировать с ребенком в минуты раздражения.
3. если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии,то есть:
— говорите детям о своих чувствах,желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
Соблюдая данные правила вы научитесь правильно вести себя в трудной ситуации и поможете своему ребенку избавиться от гнева и агрессии
Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Консультация для родителей Тема: «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки.
Консультация для родителей «Детская агрессивность. Как вести себя родителям» Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания.
Консультация для родителей «Как надо вести себя с маленьким лгунишкой» Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее. Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно. Если преднамеренно, то.
Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше. Жизнь жестока – говорят мужчины, в ней надо пробиваться с боем, а у нас растет.
Консультация для родителей «Как вести себя при пожаре» К сожалению в наше время, не каждый взрослый знает,что делать если случился пожар. Я в рамках своего проекта «Что делать при пожаре» подготовила.
Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил.
Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше. Жизнь жестока – говорят мужчины, в ней надо пробиваться с боем, а у нас растет.
Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше. Жизнь жестока – говорят мужчины, в ней надо пробиваться с боем, а у нас растет.
Консультация для родителей «Воспитывая детей, начинайте с себя» Актуальность: В последнее время психологи наблюдают резкую смену поведения детей не только в дошкольных образовательных учреждениях, но.
Крылатые выражения и афоризмы о воспитании детей
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
NN
Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
Джудит Мартин
Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Руссо Ж.-Ж.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Руссо Ж.-Ж.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.
Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
Грамши А.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
Макаренко А. С.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Гераклит
Детям больше нужен пример для подражания, чем критика.
Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами.
Владимир Федорович Одоевский
Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.
Родители достаются нам, когда они уже слишком стары, чтобы исправить их дурные привычки.
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей – и теряют к ним уважение.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Ни один ребенок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка.
Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?
Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведем себя дома.
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение,— тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Фуллер Т.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
Луиза Хей
До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве
Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.
Анатоль Бройяр
Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их.
«Пшекруй»
Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа
Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.
Роберт Орбен
От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.
NN
Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.
Роберт Орбен
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
NN
Воспитывать – значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
Маршалл Маклюэн
С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.
Билл Вон
Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
Нэнси Митфорд
Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер
Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах
Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Виктор Гюго
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс
Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания.
Эвгениуш Коркош
Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо.
Борис Замятин
Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Евгений Шварц
Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Пифагор
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст
С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем.
«L. & N. Magazin»
Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Неизвестная американка
Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.
NN
Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
Неизвестная американка
Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
Мудрость Древней Индии
Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого.
Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
Воспитание может всё.
Клод Адриан Гельвеций
Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить желуди.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, – добрыми и злыми, полезными и бесполезными – благодаря своему воспитанию… Именно оно и создает большие различия между людьми.
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его.
Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства.
Ваши дети — это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми.
Джебран Халиль Джебран
Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Легче воспитать сильного ребенка, чем изменить мужчину.
Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали.
Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу.
Будущее нации — в руках матерей.
Куда не влекут способности, туда не толкай.
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.
Уильям Эллери Чэннинг
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.
Дети — это завтрашние судьи наши.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
Антон Семенович Макаренко
Ребенок — это грядущее.
Ты будешь жить на свете десять раз,
Десятикратно в детях повторенный,
И вправе будешь в свой последний час
Торжествовать над смертью покоренной.
Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
Антон Семенович Макаренко
Не отнимайте у человека время, рассказывая о том, какие у вас умные дети, ведь ему хочется рассказать вам о том, какие умные дети у него самого.
Мы должны сами верить в то, чему мы учим наших детей.
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.