Претензионно исковая работа это что

Претензионно исковая работа это что

Прием обращений граждан

Обращение к руководителю

Инструкции для пользователей

О претензионном порядке разрешения споров

Претензионным либо досудебным порядком, является направление письменного требования (претензии) об устранении нарушения исполнения обязательства, адресованное должнику, продавцу товара или исполнителю услуг.

Данная процедура урегулирования споров по договорным отношениям подразумевает под собой выполнения последовательных действий, когда стороны самостоятельно, до начала возможного судебного разбирательства стараются устранить появившиеся разногласия или нарушенные права.

В частности, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом. Иных исключений законодательством не предусмотрено.

По этому поводу Верховным Судом РФ даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», где в п. 23 указано следующее:

— «до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ.

Однако в договорах оказания финансовых услуг «исполнители» формально действуя в рамках принципа свободы договора, включают положения об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Так как, Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, следовательно, договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию.

Поскольку такой запрет установлен законом не только для защиты прав конкретного потребителя, но также в целях защиты публичных интересов, оспариваемые условия договора, изложенные кредитной организацией, являются ничтожными в силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В связи с этим досудебный порядок урегулирования спора и, соответственно, подача досудебной претензии является правом потребителя, но не его обязанностью, указал в определении Верховный Суд Российской Федерации от 05.02.2019 N 49-КГ18-61.

Подготовил заместитель начальника отдела защиты прав потребителей П.В. Капустин (3466)41-47-56

Источник

Основные правила ведения рекламационно-претензионной работы

Претензионно исковая работа это что

В чем заключается рекламационно-претензионная работа?

Рекламация, с точки зрения отечественной практики гражданско-правовых отношений (законодательно закрепленное определение данного термина отсутствует), представляет собой документ, в котором излагаются нарушения при исполнении контрагентом обязательств по сделке и конкретные требования по устранению недостатков, компенсации понесенных затрат и выплате неустойки либо иных штрафных санкций.

Таким образом, рекламация является синонимичным понятием по отношению к претензии. Оба этих документа направлены на досудебное урегулирование споров между контрагентами. Регулирование вопросов их составления, направления и рассмотрения осуществляется разделом договора о порядке разрешения споров. Более широким понятием по отношению к рассматриваемому является претензионно-исковая работа.

Претензионная работа хозяйствующего субъекта включает в себя:

Претензионно-исковая работа помимо указанных пунктов предполагает также составление и направление искового заявления в суд, сбор необходимых для его составления документов и иных доказательств.

Чем регулируется порядок претензионной работы?

Законодательные нормы, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектом осуществляется претензионная работа, не кодифицированы и содержатся разрозненно во множестве нормативных правовых актов. К числу источников регулирования осуществления претензионной работы можно отнести:

Претензионно-исковую работу в целом может регулировать соответствующее Положение, принимаемое локальным правовым актом организации и содержащее основные правила осуществления данной работы.

Скачать образец такого положения можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Как составить положение о претензионно-исковой работе, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Претензионная работа на предприятии: участники

Участниками (субъектами) претензионной работы в организации в зависимости от ее структуры и наличия тех или иных самостоятельных служб и отделов являются:

Непосредственную координацию данной деятельности, а также подписание претензий и ответов на них осуществляется руководителем предприятия либо его заместителем, курирующим данное направление.

Судебно-претензионная работа: формы (этапы)

Понуждение контрагента к исполнению взятого на себя обязательства может осуществляться в двух формах:

В силу ч. 5 ст. 4 АПК в отношении подавляющего большинства споров между хозяйствующими субъектами, вытекающими из гражданско-правовых отношений, предусмотрен обязательный претензионный порядок. Это означает, что предприятия и индивидуальные предприниматели должны прибегать к указанным формам последовательно: лишь при неурегулировании спора в претензионном порядке они имеют право обратиться в суд.

Как ведется претензионная работа: порядок предъявления и рассмотрения требований

Среди основных общих правил ведения претензионной работы можно выделить следующие:

Претензионная и исковая работа: когда и как необходимо прибегать к судебной защите

Обращение за судебной защитой нарушенного права может быть осуществлено как непосредственно после выявления его нарушения, так и после получения ответа на претензию или истечения срока, отведенного на ответ. Выбор зависит от того, предусмотрена ли законом или договором обязательная досудебная процедура в каждом конкретном случае.

В отношении споров хозяйствующих субъектов претензионный порядок, по общему правилу, является обязательным (ч. 5 ст. 4 АПК). Для физических лиц такое правило является скорее исключением (например, по законам «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ и др.).

Составление и подача иска должны подчиняться правилам:

Положение о претензионной работе в организации

Положение о ведении претензионно-исковой работы в организации имеет свободную форму, но на практике включает в себя разделы, регулирующие:

Утверждается положение внутренним правовым актом организации, как правило приказом.

Итоги

В связи с разрозненностью законодательных норм, регулирующих вопросы осуществления претензионно-исковой работы, а также отсутствием законодательного регулирования по ряду вопросов, организации принимают локальные положения о претензионной работе. Определение сроков направления и рассмотрения претензий, форма и содержание требований и исков, последовательность применения форм защиты нарушенного права должны осуществляться уполномоченными субъектами с учетом правил, содержащихся в нормативных документах и договорах.

Источник

Ведение УО претензионно-исковой работы как требование ПП РФ № 416

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 к деятельности по управлению многоквартирными домами отнесена претензионно-исковая работа с неплательщиками за ЖКУ. Рассказываем о том, как УО пыталась доказать, что ведёт такую работу надлежащим образом, и аргументах суда по этому делу.

УО получила предписание о ненадлежащем ведении работы с должниками

На обязанность вести претензионно-исковую работу с должниками указал одной из управляющих организаций Петропавловск-Камчатска контрольный орган МСУ после проверки.

Муниципальное ведомство установило, что на дату проверки задолженность собственников и пользователей помещениями в МКД перед управляющей организации за ЖКУ превысила 760 тысяч рублей. Причём 554 тысячи рублей долга приходилось всего на три квартиры в доме.

По результатам проверки муниципальный орган контроля составил акт и выдал УО предписание с требованием в течение двух месяцев обеспечить ведение надлежащим образом претензионно-исковой работы с должниками за ЖКУ. Управляющая организация с замечанием надзорного ведомства не согласилась и обратилась с иском в суд, приложив копии претензионных писем в адрес должников и исковых заявлений.

ПП РФ № 416 обязывает УО вести работу с должниками

Прежде чем перейти к разбору спора по существу, судья напомнил сторонам о требованиях жилищного законодательства к деятельности по управлению многоквартирными домами.

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, обязана за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в таком доме, предоставлять коммунальные услуги (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Правила работы по управлению многоквартирным домом утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. В п. 2 ПП РФ № 416 говорится о том, что деятельность по управлению МКД – это соблюдение стандартов для выполнения требований ст. 161 ЖК РФ и реализации решений общего собрания собственников помещений в доме.

К указанным стандартам относится ведение расчётов с жителями МКД за услуги и работы, выполненные по договору управления, и за предоставленные коммунальные услуги, в том числе ведение претензионной и исковой работы в отношении неплательщиков за ЖКУ (пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 416).

Претензионно исковая работа это что

УО не представила доказательств ведения претензионно-исковой работы

Указанные факты позволили суду сделать вывод, что УО действительно не вела надлежащим образом претензионно-исковую работу с должниками, что нарушает требования пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 416. Следовательно, требование муниципального контрольного управления, изложенные в оспариваемом предписании, правомерны.

В решении суд также указал, что надзорный орган имел полномочия проводить проверку УО и выдавать предписание. Проверка была проведена без грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Порядок ведения претензионно-исковой работы с должниками за ЖКУ

Рассмотренное судебное решение еще раз подтвердило, что ведение постоянной претензионно-исковой работы с неплательщиками – обязанность управляющих организаций согласно законодательству.

К такой деятельности относятся:

1. Досудебная претензионная работа с должниками.

Проводить мероприятия по взысканию долга УО может с первого дня после окончания срока внесения платы за ЖКУ, установленного в ч. 1 ст. 155 ЖК РФ. Но обычно претензионная работа начинается спустя 2-3 месяца после образования задолженности, когда исполнитель КУ уже имеет право ввести ограничение подачи ресурса (раздел XI ПП РФ № 354).

Направление неплательщику досудебной претензии – это право УО, но не обязанность (абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62). Претензионный порядок даёт возможность управляющим организациям избежать ненужных судебных споров.

В претензии указываются размер долга, основания для взыскания, срок оплаты и последствия при неоплате задолженности. На оплату предоставляется 30 календарных дней. Документ вручается неплательщику лично в руки под подпись либо направляется заказным письмом с уведомлением.

2. Взыскание суммы долга и начисленных пени в судебном порядке.

УО имеет право подать в суд исковое заявление без предварительной претензионной работы или в случае, если потребитель не оплатил долг в срок, указанный в претензии. Взыскать через суд долг, сумма которого не превышает 500 тысяч рублей, можно по упрощённой процедуре – получить судебный приказ (ч. 1 ст. 121, ст. 122 ГПК РФ).

В таком случае УО должна обратиться с заявлением на получение судебного приказа в мировой суд по месту жительства должника. При этом следует учитывать, что срок исковой давности для взыскания долга за услуги ЖКХ составляет три года (ч. 1 ст. 196 ГК РФ).

Запомнить

УО, ведя претензионно-исковую работу, должна хранить копии всех документов, в том числе удостоверяющих вручение должникам уведомлений и претензий, отправку заявлений в суд, судебных приказов. Также действия в рамках этой деятельности и их результаты должны фиксироваться в соответствующих журналах регистрации управляющей организации.

Это необходимо не только для доказательства исполнения своей обязанности по ведению претензионно-исковой работы. Согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 и приказу Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, управляющие организации обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ информацию об этой работе в отношении должников.

Если при заполнении данного вида отчётности у вас возникают трудности, позвоните нам: 8 800-500-65-61. Мы поможем!

Источник

Претензионно-исковая работа.

Претензионно-исковая работа в обществе является зачастую одной из самой важной части работы, от которой зависит не только прибыль компании, но и стабильность хозяйственной деятельности общества и устойчивость в деловой репутации. Данная статья раскрывает общие положения по осуществлению руководителем общества (законный представитель) или уполномоченными им должностными лицами общества на основании доверенности своих полномочий по взысканию дебиторской задолженности либо защиту Общества от «посягательств» недобросовестных контрагентов.

При отсутствии в штате общества должности юриста Общества вправе заключить гражданско-правовой договор с юридическим или физическим лицом на оказание правовых услуг с учетом требований, установленных п.14.1. ч.2. ст. 55 закона № 94-ФЗ.

Претензионно-исковая работа осуществляется в 2 этапа:
— претензионный (досудебный) этап урегулирования спора;
— исковое производство (судебный порядок рассмотрения спора).

1 этап. Претензионная работа.

Претензионное производство – досудебный порядок урегулирования спора, направленный на удовлетворение требований кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафных санкций и иных требований при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Претензионный порядок досудебного урегулирования спора предусмотрен либо законом, либо договором и его соблюдение является обязательным условием для передачи спора на рассмотрение суда. Основанием для осуществления претензионной работы является выявление Представителем факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору. К фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору относятся:

— нарушение сроков поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— нарушения объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— нарушения ассортимента поставляемого товара;
— нарушения качества выполняемых работ, оказываемых услуг;
— поставка некачественного товара;
— другие нарушения условий договора.

Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору должен быть в обязательном порядке задокументирован в виде двухстороннего акта выявленных недостатков.
Претензионной работой является непосредственное выставление заказчиком другой стороне по договору претензии установленного образца с целью добровольной уплаты другой стороной по договору неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Претензия также может содержать требование о расторжении договора по соглашению сторон или иные требования, вытекающие из договора. Претензия оформляется на официальном бланке Учреждения и подписывается законным представителем заказчика или представителем, или его представителем по доверенности. Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или посредством курьера (при этом на втором экземпляре претензии должна быть отметка о получении).
В претензии в обязательном порядке должен быть указан срок рассмотрения претензии, в том числе срок подписания Соглашения.

2 этап. Исковое производство.

Исковое производство – судебный порядок рассмотрения спора, направленный на принудительное удовлетворение требований кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафных санкций и иных требований, возникающих при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. (Споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рассматриваются в Арбитражном суде).

Общество при осуществлении искового производства может выступать как в качестве истца, так и в качестве ответчика.

Исковое производство включает в себя:
— подготовка искового заявления;
— направление искового заявления в Арбитражный суд и участие в судебном заседании в качестве истца;
— обжалование судебных решений в качестве истца;
— участие в судебном заседании в качестве ответчика;
— обжалование судебных решений в качестве ответчика.

В исковом заявлении указываются сведения, предусмотренные статьями 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей приобщаются к исковому заявлению, как на истца, так и на ответчика (срок их получения должен составлять не ранее, чем за тридцать дней до обращения в арбитражный суд, можно использовать тексты выписок из ЕГРЮЛ, размещенных на сайте ФНС).

При определении размера государственной пошлины необходимо руководствоваться ст.ст. 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление подписывает законный представитель Общества или представитель по доверенности с приложением надлежащим образом заверенной копии доверенности. После подписания искового заявления копия этого заявления незамедлительно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении ответчику и иным лицам, участвующим в деле.
Если имеются сведения о юридическом и фактическом адресе, то копия искового заявления направляется в оба адреса.

Исковое заявление и приложения к нему подаются в Арбитражный суд в письменном виде или с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Целесообразнее всего подавать исковое заявление непосредственно в Арбитражный суд с регистрацией его в экспедиции Арбитражного суда (регистрационный номер ставится на копии искового заявления). Все процессуальные документы суда (например, определение о принятии искового заявления к производству арбитражного суда, определение об оставлении искового заявления без движения и т.д.) размещаются на официальном сайте Арбитражного суда и необходимо отслеживать движение дела через сайт. Участие в судебном процессе осуществляют либо законный представитель Общества, либо представитель по доверенности (предоставление оригинала доверенности и ее копии в суде является обязательным).

Законный представитель Общества представляет интересы Общества без доверенности с предоставлением документов, подтверждающих его право действовать без доверенности.

Источник

Досудебное урегулирование споров. Претензионный порядок в арбитражном процессе

Претензионно исковая работа это что

Преподаватель-юрист «Что делать Консалт»

Консультация эксперта

Не все споры удается решить мирным путем. Если контрагент вовремя не производит оплату, поставил некачественный товар, не возвращает неотработанный аванс, и при этом переговоры не приносят результата, то следующим этапом будет разрешение спора в судебном порядке. Подробнее о претензионной работе – в статье нашего эксперта Анастасии Чекмаревой.

Претензионная работа содержит большое количество нюансов. Перед обращением в суд в некоторых случаях необходимо соблюсти порядок досудебного урегулирования спора. Если обязательный досудебный порядок урегулирования спора не будет соблюден, то суд может вернуть исковое заявление (статья 126, статья 128 АПК РФ) или оставить его без рассмотрения (статья 148 АПК РФ).

В последние годы уделяется много внимания решению споров во внесудебном порядке, еще в 2019 годы в процессуальном законодательстве выделили новую задачу судопроизводства – содействие мирному урегулированию споров (пункт 6 статьи 2 АПК РФ). Летом 2020 года Верховный Суд РФ обобщил практику по досудебному порядку разрешения споров, опубликовав «Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020). В обзоре были даны ответы на вопросы, на которые не было однозначных ответов в процессуальном законодательстве.

Спустя год, в июне 2021 года, Верховный суд РФ подготовил новые разъяснения ( Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ). По некоторым вопросам позиция изменилась, соответственно при разрешении споров суды будут руководствоваться новыми правилами.

Рассмотрим все тонкости претензионной работы с учетом требований законодательства, позиций Верховного суда и актуальной судебной практики.

Когда досудебный порядок урегулирования спора обязателен?

В арбитражном процессе в случае споров о взыскании денежных средств по требованиям, которые возникли из договоров, других сделок, а также вследствие неосновательного обогащения досудебный порядок урегулирования споров обязателен (часть 5 статьи 4 АПК РФ).

Для иных споров, возникающих из гражданских правоотношений, соблюдение порядка досудебного урегулирования спора становится обязательным только в том случае, если такой порядок установлен законом или договором.

В некоторых случаях можно обратиться в суд и без соблюдения претензионного порядка, например:

В том случае, если в споре участвуют несколько истцов и их требования могут быть рассмотрены самостоятельно, то направление претензии обязательно для каждого из них (часть 3 статьи 46 АПК РФ). Если в споре несколько ответчиков, то всем им необходимо направить претензии (статьи 125, 126 АПК РФ).

Претензию можно использовать только один раз. Например: заявлена претензия, в которой указана сумма долга и неустойка. После предъявлен иск о взыскании суммы долга. Решение суда принято и вступило в законную силу. В случае обращения в суд с отдельным требованием о взыскании неустойки необходимо отправить претензию повторно, в противном случае порядок досудебного урегулирования спора не будет соблюден (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ).

Что может заменить претензию?

Направление претензии – это не единственный способ досудебного порядка урегулирования споров. Возможны другие варианты, например проведение переговоров или медиация. В обзоре практики ВС от 22.07.2020 г., было отмечено, что можно использовать иную примирительную процедуру вместо претензии, если это указано в договоре.

В 2021 году Верховный суд поменял позицию, и теперь направление претензии может быть заменено другой примирительной процедурой, если спорящие стороны согласны, даже при условии, что соответствующий порядок не согласован в договоре (п. 20 Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 )

Доказать соблюдение порядка досудебного урегулирования споров при использовании примирительных процедур вместо направления претензии могут следующие документы (п. 19 Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ):

Если стороны закрепили в договоре досудебный порядок урегулирования споров, и одна из сторон направила предложение о проведении примирительных процедур, на которое другая сторона не ответила в течение 30 дней или срока, установленного в претензии, то такое предложение считается отклоненным, а претензионный порядок соблюденным.

Как составить претензию?

Процессуальное законодательство не устанавливает требования к форме претензии, но есть некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание.

В претензии необходимо сформулировать требование. Если письмо носит информационный характер, то суд может признать претензионный порядок не соблюдённым. Например: вы уведомили контрагента о начислении неустойки за просрочку оплаты, но не указали сумму задолженности и не потребовали оплатить задолженность и неустойку.

Требования в претензии должны соответствовать исковым требованиям. Например, если в претензии вы просите заменить некачественный товар, а в иске вернуть неотработанный аванс, то претензионный порядок по исковым требованиям считается несоблюденным. Но данный момент касается именно требований. Если в претензии не совпадают суммы основного долга, неустойки, процентов, указанных в претензии и в исковом заявлении, то это не свидетельствует о несоблюдении порядка досудебного урегулирования спора. Суммы в претензии и в иске также могут отличаться в связи с арифметической ошибкой (п. 11 Обзор практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020 ).

В законе или договоре могут быть установлены требования к документам, которые должны быть приложены к претензии, но в ряде случаев их отсутствие не является критическим. Порядок досудебного урегулирования спора считается соблюденным, если (п. 17 Постановление Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ):

Куда и как отправить претензию?

В случае направления претензии почтовым отправлением доказательством соблюдения порядка досудебного урегулирования спора может быть почтовая квитанция и опись вложения при отправке по почте, уведомление о вручении, информация об отслеживании отправления.

Процессуальное законодательство допускает и другие способы направления претензии. Претензия может быть вручена нарочно или направлена курьерской службой. Подтверждением вручения претензии, в том числе, может послужить подпись, расшифровка и входящий номер на копии претензии, или подпись и расшифровка в накладной на передачу документации. В данной ситуации необходимо проверить полномочия лица, который принял документ. Если документы были приняты неуполномоченным лицом, то это может свидетельствовать о несоблюдении порядка досудебного урегулирования спора.

Истец направил ответчику претензию по адресу, указанному в договоре. Адрес ответчика, указанный в ЕГРЮЛ изменился после заключения договора, при этом о данном факте ответчик истца не уведомил. Суд первой инстанции вернул исковое заявление, в связи с тем, что истец не представил доказательства направления претензии по адресу, который указан в ЕГРЮЛ. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов: претензия была направлена по адресу, указанному в договоре; несовпадение адресов в договоре и в ЕГРЮЛ не означает, что отправитель претензии поступил недобросовестно. Дело направлено в суд первой инстанции для принятия к производству.

Претензия может быть направлена по электронной почте, через социальную сеть или мессенджер, если такой порядок:

Доказательством отправки претензии может быть скриншот, на котором есть точное время его получения и адрес страницы в сети интернет. Заверить скриншот участник процесса может самостоятельно (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ).

Сохраните доказательства направления претензии. При предъявлении иска вам будет необходимо их предоставить вместе с другими обязательными документами. Непредоставление подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора является основанием для оставления искового заявления без движения (п. 13 Обзора практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020 ).

В какой срок ответить на претензию?

При направлении претензии необходимо выждать срок ответа и только после истечения данного срока обращаться в суд, иначе досудебный порядок урегулирования спора не будет соблюден.

В АПК РФ установлен срок ответа на претензию – 30 календарных дней (часть 5 статьи 4 АПК РФ). Но иной срок может быть установлен законом или договором. Например, в случае спора по обжалованию решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, срок ответ на претензию составляет 15 календарных дней ( абзац 2 пункт 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ).

Срок ответа, установленный в договоре, может быть, как короче, так и длиннее срока, установленного законом. Если прописать в претензии срок ответа 60 календарных дней, а обратиться в суд по истечении 30 (как указано в АПК) – претензионный порядок не будет соблюден.

На срок фактического соблюдения претензионного порядка приостанавливается течение срока исковой давности, то есть с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении.

Когда можно заявить о несоблюдении претензионного порядка?

В 2021 году Верховный суд детализировал данные разъяснения (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 N 18 ). Ходатайство ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора могут отклонить даже в первой инстанции, если:

Что будет если претензионный порядок не соблюден?

Если истец не направил претензию или подал исковое заявления до истечения срока ответа на претензию, в случае, когда он обязан был соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора – возможны следующие негативные последствия:

В КонсультантПлюс вы можете найти пошаговые инструкции, образцы заполнения претензий и ответов на претензии, а также подборки актуальной судебной практики.

Вопрос:

В претензии указана сумма требований, но нет приложения с расчётом. Будет ли такая претензия свидетельствовать о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора?

Ответ:

Да, такая претензия будет свидетельствовать о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

В претензии должны быть изложены требования к ответчику. Процессуальное законодательство не устанавливает дополнительных требований к форме и содержанию претензии. Данная позиция подтверждается судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2020 N Ф05-20430/2020 по делу N А40-97229/2020.

Истцу был поставлен некачественный товар, он самостоятельно устранил недостатки и обратился в суд с требованием о взыскании убытков. Перед обращением в суд истец направил ответчику претензию, где указал сумму и основание требований, но не приложил расчет. В первой инстанции исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом порядка досудебного урегулирования спора. Апелляция оставила определение без изменений. Кассационная коллегия не согласилась с выводами нижестоящих судов: для целей принятия и соблюдения мер по досудебному урегулированию спора обязательное приложение к претензии расчета убытков процессуальным законом не установлено. Дело направлено на новое рассмотрение.

Ранее мы сообщали о том, что Верховный Суд РФ обобщил практику по соблюдению досудебного порядка урегулирования споров.

Анастасия Чекмарева, преподаватель-юрист ООО «Что делать Консалт»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *