Преступление в литературе что это
Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях русской классики. Чем вызван такой интерес к ней? Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге — к преступлению.
Освещение данной темы в произведениях литературы различное. Рассмотрим, какие стороны данной проблемы раскрывают авторы в своих произведениях.
В подобных творениях авторов настоящее многообразие типов и образов. Обвинивший в воровстве невиновную девушку Свидригайлов, желающий жениться на девушке низкого происхождения, чтобы она всю жизнь была ему обязана Лужин в «Преступлении и наказании».
А разве не преступники Иудушка из романа «Господа Головлёвы» и Плюшкин из «Мёртвых душ», отказавшиеся от самых близких им людей ради материальных ценностей?
Практически в каждом произведении классиков найти героев, которые личные, эгоистические интересы поставили выше милосердия, доброты, порядочности.
Да, они не наказы юридически, но к каждому приходит наказание в виде мук совести, одиночества.
Каковы причины преступлений героев? Что заставляет их идти на убийство или совершать тяжкий нравственный грех? Причины найдутся всегда: от желания решить материальные проблемы до стремления жить только ради себя, не замечая никого вокруг. Ясно одно: порядочный, нравственно чистый человек никогда не пойдёт на преступление, на сделку с совестью. Только слабые, эгоистичные, самовлюблённые люди способны совершать подобное. Поэтому тема преступления тесно связана с темой нравственности, воспитания личности.
К преступлению ведёт и социальное устройство общества, безнаказанность тех, в чьих руках власть, деньги, богатство. Это тоже одна из проблем, которую авторы отражают в своих произведениях.
Список произведений, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 9 по данной теме:
Что такое преступление? готовое итоговое сочинение 2021-2022
ПОДЕЛИТЬСЯ
Что такое преступление? Готовое итоговое сочинение 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Итоговое сочинение на тему что такое преступление?
О том, что можно считать преступлением, в подробностях расскажут нормативные акты, регламентирующие нашу жизнь. Это противоправное деяние (действие или бездействие), которое идет наносит материальный ущерб или нарушает свободы других людей. Такой поступок всегда вреден или даже опасен для общества. Бывают очевидные нарушения закона и неочевидные проступки, которые ведут к плачевным последствиям. Рассмотрим все примеры, чтобы точнее определить понятие «преступление».
Вспомним пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова узнала о том, что ее дальняя родственница Софья получила большое наследство. Алчная героиня решила принудить девушку выйти замуж за ее сына. Поскольку на уговоры она не поддавалась и Митрофана не любила, Простаковы предприняли попытку похищения человека. Они едва не украли Софью, чтобы заставить ее дать свое согласие. Применение насилия в отношении барышни строго наказывалось по закону. Милон и Правдин смогли защитить девушку и разоблачить похитителей. За это и другие правонарушения Простаковы лишились имущества и богатства. А Софья простила своих мучителей и получила благословение дяди на брак с Милоном. Данный пример позволяет точно определить понятие «преступление». Это несправедливое и противозаконное действие (или бездействие), нарушающее права других людей и приносящие вред обществу. Похищение человека лишает его свободы и угрожает всем остальным людям, ведь такое может произойти с каждым, что создает социальное напряжение и панику.
Такое преступление очевидно и не вызывает сомнений. Но куда больше поступков, которые сложнее разоблачить. В произведении А,С. Пушкина «Дубровский» мы как раз видим подобный случай. Троекуров поссорился с соседом и решил доказать ему свое превосходство. Он подкупил чиновников, чтобы они признали, будто усадьба и земли Дубровского принадлежат Троекурову. Должностные лица того времени погрязли в коррупции и в радостью ухватились за предложение влиятельного барина. В суде Кистеневку у Андрея Гавриловича отняли. А ведь это было его родовое имение. После такого несправедливого решения Дубровский слег и вскоре умер. В наше время чиновников и Троекурова можно было бы осудить не только за взяточничество, но и за доведение человека до смерти. Однако в ту пору поступок Троекурова и его подкупленных прихвостней остался безнаказанным. Хотя по всем критериям это преступление: есть и вред обществу, и нарушение прав конкретной жертвы, и несоответствие законам.
Таким образом, преступление — это действие или бездействие человека, приводящее к материальному ущербу, нарушению прав потерпевших и опасному влиянию на общество. Каждое злодеяние порождает массу проблем и негативных последствий, поэтому должно быть наказано и предано огласке, чтобы каждый из нас знал провинившегося в лицо и мог защитить себя и своих близких.
Дополнительно:
Список всех аргументов из литературы «Преступление и Наказание — вечная тема»
«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.
Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления. Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Есть ли оправдание преступлению?
Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.
Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.
Каждый преступник – плохой человек?
Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.
Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?
«Идти по головам» на примере Раскольникова
«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности. На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.
Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.
Теория о сверхчеловеке
Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.
Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.
Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?
Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.
Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.
Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.
«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»
Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.
Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.
Нравственность и преступление
Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…
Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.
Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.
Муки совести
Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.
Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.
Вывод
Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.
Итоговое сочинение: Что такое преступление?
(385 слов) О том, что можно считать преступлением, в подробностях расскажут нормативные акты, регламентирующие нашу жизнь. Это противоправное деяние (действие или бездействие), которое идет наносит материальный ущерб или нарушает свободы других людей. Такой поступок всегда вреден или даже опасен для общества. Бывают очевидные нарушения закона и неочевидные проступки, которые ведут к плачевным последствиям. Рассмотрим все примеры, чтобы точнее определить понятие «преступление».
Вспомним пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова узнала о том, что ее дальняя родственница Софья получила большое наследство. Алчная героиня решила принудить девушку выйти замуж за ее сына. Поскольку на уговоры она не поддавалась и Митрофана не любила, Простаковы предприняли попытку похищения человека. Они едва не украли Софью, чтобы заставить ее дать свое согласие. Применение насилия в отношении барышни строго наказывалось по закону. Милон и Правдин смогли защитить девушку и разоблачить похитителей. За это и другие правонарушения Простаковы лишились имущества и богатства. А Софья простила своих мучителей и получила благословение дяди на брак с Милоном. Данный пример позволяет точно определить понятие «преступление». Это несправедливое и противозаконное действие (или бездействие), нарушающее права других людей и приносящие вред обществу. Похищение человека лишает его свободы и угрожает всем остальным людям, ведь такое может произойти с каждым, что создает социальное напряжение и панику.
Такое преступление очевидно и не вызывает сомнений. Но куда больше поступков, которые сложнее разоблачить. В произведении А,С. Пушкина «Дубровский» мы как раз видим подобный случай. Троекуров поссорился с соседом и решил доказать ему свое превосходство. Он подкупил чиновников, чтобы они признали, будто усадьба и земли Дубровского принадлежат Троекурову. Должностные лица того времени погрязли в коррупции и в радостью ухватились за предложение влиятельного барина. В суде Кистеневку у Андрея Гавриловича отняли. А ведь это было его родовое имение. После такого несправедливого решения Дубровский слег и вскоре умер. В наше время чиновников и Троекурова можно было бы осудить не только за взяточничество, но и за доведение человека до смерти. Однако в ту пору поступок Троекурова и его подкупленных прихвостней остался безнаказанным. Хотя по всем критериям это преступление: есть и вред обществу, и нарушение прав конкретной жертвы, и несоответствие законам.
Таким образом, преступление — это действие или бездействие человека, приводящее к материальному ущербу, нарушению прав потерпевших и опасному влиянию на общество. Каждое злодеяние порождает массу проблем и негативных последствий, поэтому должно быть наказано и предано огласке, чтобы каждый из нас знал провинившегося в лицо и мог защитить себя и своих близких.
Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков
Районная научно – практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Направление: гуманитарных дисциплин
Название работы: Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков
Место выполнения работы:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Светлоград
Постникова Е.А., учитель русского языка и литературы
Вступление. Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий.
Основная часть. Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков.
Разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое (в рассказе В.П.Астафьева «Людочка»).
Заключение. Соотношение греха в христианском понимании с понятием «преступление» и степень осознания своей греховности преступником – главный вопрос русской литературы ХIХ и ХХ веков.
Список использованных источников
Объект исследования : мотив преступления и наказания в русской классической литературе
Предмет исследования : произведения русских классиков.
Цель работы : исследовать развитие мотива преступления и наказания в произведениях русских классиков.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задачи:
Установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в произведениях разных эпох
Объяснить позицию автора при выборе наказания (юридического, физического, нравственного)
Выяснить, как реализуется тема преступления и наказания в произведениях русских классиков;
Исследовать, как соотносятся между собой преступление и наказание в структуре произведений;
Метод: Проблемно-тематический сопоставительный анализ, затрагивающий наиболее общие, проблемные переклички между различными текстами.
Обращение к «вечным» мотивам русской классики позволяет раскрыть еще одну важнейшую область литературных связей, составляющих своеобразную образно-тематическую «вертикаль». Переходя из произведения в произведение, тот или иной мотив обогащается новыми смысловыми оттенками, усиливающими его звучание.
В произведениях русских классиков происходило становление художественной и нравственной основы концепции преступления и наказания. Эта проблема из-за своей глобальности и важности находилась, находится, и еще очень долго будет находиться на вершине научного осмысления.
В данной работе основное внимание уделяется рассмотрению особенностей идейно-нравственного содержания мотивов преступления и наказания. Обращение к этой проблеме определяет и актуальность работы.
Гипотеза: Если проанализировать мотив преступления в произведениях русских классиков, то можно выявить, что каждом конкретном случае общий исходный мотив получает своеобразное художественное решение, но в конечном счете подводит читателя к важнейшему нравственному итогу, объединяющему авторские точки зрения, во многом сводящиеся к формуле Ф. Достоевского из знаменитой речи о А. Пушкине: «Смирись, гордый человек!»
Слово «преступление» происходит, по В.И.Далю, от глаголов «преступать» и «переступать» (т.е. «нарушать, выходить из пределов законов, прав своих, власти»), а толкуется «преступление» («преступание») как «самое дело, проступок в грехе, беззаконие, поступок, противный закону».
Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита»), О.Уайльд («Портрет Дориана Грея»), А.Камю («Посторонний»), Р.Брэдбери («Наказание без преступления»). Здесь речь идет не только о наказании физическом или наказании по закону, но и о наказании нравственном, наказании совести. Каждый из авторов при рассмотрении этой темы пытался проанализировать и понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский «не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершенного преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план». Преступление Раскольникова – в «мысли», предавшей его душу дьяволу. «Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Преступление – в неполноте веры. И все последующие события – расплата за это». Наказание Раскольникова в оторванности от мира, от людей, в муках истерзанной совести, в богооставленности.
М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» по-своему раскрыл тему преступления и наказания, наказывая циничных и бездуховных обывателей руками могущественного и фантасмагоричного персонажа Воланда и его «потусторонней» свиты. Воланда нельзя охарактеризовать как героя, несущего человечеству чистое зло, так как он играет роль не только «повелителя темного мира», но также и вершителя правосудия над людьми, могущественного, но наказывающего людей только грешных, духовно пустых и не имеющих веры в сердце. Воланд и его свита призваны раскрывать человеческие пороки, замаскированные под внешним обликом благопристойности и вежливости. Здесь наказание духовное – это обречение человека на вечное одиночество, неупокоение души (как в случае с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом), либо, что еще хуже – небытие (наказание Берлиоза за материализм и бездуховность). Свита Воланда наказывает людей, доводя их до безумия.
В произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» герой, совершивший не одно тяжкое преступление, понес в той же степени тяжкое наказание за свои грехи. Дориан нес свой обременяющий, не дающий покоя даже во сне, секрет вечной молодости всю свою жизнь. Ему приходилось видеть разложение собственной души и плоти, скрывать ото всех свою невероятную тайну, что приносило ему страшные мучения. Жизнь стала невыносима и противна Дориану. Человек, которому завидовали все, мечтал оказаться на месте любого из этих людей. И хотя молодой человек так и не раскаялся в своих грехах и не осознал тяжести своих преступлений, его жизнь, воплотившаяся наяву мечта, стала настоящим кошмаром.
В фантастической новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления» рассмотрена идея о наказании человека за преступление, не совершенное в действительности, но о котором помышлял главный герой, Джордж Хилл. Произведение является прямой ссылкой на роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Наказывается главный герой вынесением смертного приговора за тот факт, что он хотел совершить убийство и даже продумал все его детали, хотел насладиться и ощутить этот греховный момент, чтобы успокоить и залечить свою душу. Автор обвиняет его за это желание и считает, что это не менее тяжкое преступление, так как душа его уже отравлена этими мыслями.
Мы видим, что наказание нравственное во много раз тяжелее наказания физического и юридического.
Тема преступления и наказания (греха и покаяния) в произведениях русских классиков
Но даже в момент «чистосердечного признания» Раскольников еще не готов покаяться. Он является в контору и сознается в совершенном преступлении лишь под влиянием самоубийства Свидригайлова. С самого начала Раскольников и Свидригайлов показаны в романе как герои-двойники.
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «. Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось».
Как раскрывает тему преступления и наказания современная литература? Я решила проанализировать рассказ В.Астафьева «Людочка».
В рассказе В.П.Астафьева «Людочка» мы наблюдаем разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое. Эти преступления – вина нового испорченного, по мнению самого писателя, времени, которое подталкивает людей на грехи. Писатель поставил вопрос о нравственной ответственности общества за преступление, совершенное отдельной личностью. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: падение нравственности, распад деревни, рост преступности.
В. Астафьев в рассказе «Людочка» рассмотрел волнующие нас по сей день проблемы человека и человечества, неотделимые от нынешней реальности. Тема преступления и наказания раскрывается в изображении самой обыкновенной серой будничной жизни, без внедрения в нее потусторонних сил, как у Булгакова и Уайльда, где нет ярких контрастов в изображении жизни, неординарности и исключительной индивидуальности образа главного героя, как у Достоевского. Герои здесь самые обычные, представляющие собой отражение современных масс; типичные и, к сожалению, обыденные ситуации, заставляющие нас задуматься об устройстве настоящей жизни. Автор не дает имена почти всем своим героям, подчеркивая этим, что рассказ ведется не об исключительной ситуации, это общее представление автора о современных людях. Тем не менее, давая своей главной героине имя Людочка, автор подчеркивает, что имя не играет здесь никакой роли, так как это «удручающая обыденность» и «обезоруживающая простота». «Людочкой» в этой жизни может быть кто угодно. Данный рассказ входит в сборник В. Астафьева «Жестокие романсы», составляющий полную и ужасающую картину реальности окружающей жизни. Литературный критик Валентин Курбатов говорил следующее об Астафьеве: «Его добро, его любовь всегда были подернуты печалью, потому что он слишком знал этот народ и видел его до донышка, потому что сам был им… Жизнь в его рассказах так подробна, так изобильна…».
Уже с самого начала рассказа автор, описывая Людочку, сравнивает ее с «вялой, придорожной травой». Этим он указывает на духовную и физическую слабость девочки, изначально говоря нам о том, что она родилась неспособной к жизни. Людочка не смогла в одиночку справиться с навалившейся на неё бедой, решившись на самоубийство.
Не менее тяжело преступление нравственное. Это равнодушие Артемки-мыло, который струсил, побоялся помочь девушке. Равнодушие является тяжким преступлением против человека. Ведь именно равнодушие окружающих Людочку людей, равнодушие родителей и являлось причиной ее самоубийства. Девушка не смогла пережить холодного отношения окружающих, не стерпела одиночества и наложила на себя руки. Но равнодушной была и сама Людочка до той поры, пока беда не коснулась ее самой. Она поняла, что «в беде, в одиночестве люди все одинаковы». Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, «не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться». «…Теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия… Зачем она притворялась тогда, зачем?»
Город Астафьева – это символ бездушия и цинизма. Город равнодушен к проблемам других. Здесь каждый сам за себя и некому помочь, не на кого надеяться. Видеома отражает безразличие людей к нуждам страдающих. Они предпочитают не видеть чужого горя, чтобы самим не страдать. И Людочка для них словно невидимый призрак, бесплотный фантом. Все отвернулись от нее, отвернулись друг от друга. Люди идут вперед без оглядки, не думая, что кого-то оставили позади, за спиной, без защиты и помощи. Тревожный красный цвет отражает духовное состояние прохожих и указывает на всю трагичность ситуации. Все они одиноки, но никто не идет навстречу другому, никто не подает руки помощи. Люди окаменели душой, стали злы и черствы. Они словно сделаны из грубого камня, который не может испытывать сострадания и жалости. При таком образе жизни душа человека разлагается. Перед нами встает портрет, схожий с портретом Дориана Грея, который наглядно показывает мучительное и бесповоротное разложение души человека. Таким образом, современный город встает перед нашими глазами как место мрачное и холодное, где нет света Добра, Теплоты, Истины, Веры.
Равнодушие матери Людочка пережить не смогла: ведь дом, семья для каждого человека должны быть пристанищем души, это защита и опора в жизни. Люда не нашла этой опоры дома. В тяжелый час она не нашла там помощи и поддержки: «Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется…». Она была холодна со своей дочерью, холодна по натуре своей, как большая глыба льда, которая своим холодом может обжечь руку дотронувшегося до нее. Эта глыба льда как олицетворение заледеневшей, ко всему безразличной души матери. Лишь после смерти дочери она раскаялась, увидела свою долю вины в случившемся, за что потом просила прощение у Бога: «Я зла никому не делала и ее погубила не со зла.… Прости». Раскаяние, душевная боль – это нравственное наказание матери героини за равнодушие.
Физическое наказание Стрекача – это жестокая расправа отчима Людочки, который не верит в справедливость законов и неотвратимость наказания. Он вершит наказание своими руками так же, как и герой фильма С.Говорухина «Ворошиловский стрелок». Автор в рассказе ставит проблему, пока не разрешимую в современном обществе: возможно ли справедливое наказание? будут ли все равны перед законом? «У местного отделения УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артёмку-мыло». Будут ли на службе другие люди, в отличие от местного начальника, не захотевшего «портить положительный процент сомнительными данными»? Страшно, когда только физическое наказание может быть наиболее действенным.
В результате такой жизнедеятельности человека гибнет город. Гибель города – это деградация общества, его будущего в лице молодежи. Дискотека в парке – наглядный пример, показывающий, насколько молодежь городка опустилась, потеряла свой человеческий вид. Астафьев сравнивает танцплощадку с загоном, а находящихся в ней подростков – со стадом: «Со всех сторон потешался и ржал клокочущий, воющий, пылящий, перегарную вонь изрыгающий загон. Бесилось, неистовствовало стадо…. Музыка помогала стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла…». Автор не видит в этой массе людей. Описывая их, он не дает им пола, так как разницы между ними для него нет. Повторяет он этот прием несколько раз: «Одна особа, отдаленно похожая на женщину…», «…прохрипел с круга мужик не мужик, парень не парень…», «безластой курицей летающая, бьющаяся в решетку особь» …».
В.П.Астафьев следует традициям М.А.Булгакова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыков-Щедрина, используя мотив оборотничества для того чтобы показать духовно опустившихся, скатившихся до уровня животного состояния людей. Озверевшая молодежь на танцплощадке – это олицетворение опустившегося до уровня животных морального состояния города. Это будущее, которое строят себе люди, то новое поколение, которое они растят на смену себе. Это вина всего создавшегося общественного строя, которое порождает таких «стрекачей», преступников, творящих зло и бесправие.
Вымирают духовно не только города, но и деревни, а вместе с ними уходят в прошлое традиции, народная культура. Родная деревня Люды Вычуган – не единственный пример исчезающей деревни. Астафьев охарактеризовал Вычуган, назвав «небольшой угасающей деревенькой». Она, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди теряют веру. Вера угасла даже в деревнях, где жили старые люди, которые, казалось бы, и должны являться хранителями старой веры: если хотели креститься, то забывали, с какого плеча начинать, молитвы полностью ни одной не знали. Оставшиеся деревни встают перед нашими глазами как последние кадры старой пленки. Астафьев показывает одичавшую, умирающую деревню: «…задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в закрещённых окнах, с пошатнувшимися скворечниками, с разваленными оградами». Даже яблоня, растущая на всполье, «казалось, сама собой ободралась, облезла, как нищенка». Яблоня, будто живое существо, «нищенка», пострадавшая по воле судьбы; символический «памятник умирающей русской деревеньке», которая совсем иссохла и стала «словно крест с обломанной поперечиной на погосте». Автор не случайно приводит такое сравнение, еще раз подчеркивая плачевное положение деревень. Покидая свои деревни, люди разрывают связь между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни.
Гуманистическая мысль во все времена уделяла проблеме преступления и наказания большое внимание.
Над этим вопросом бьются лучшие умы человечества. В России эта проблема особенно обострилась во второй половине XIX века. Многие писатели-классики этого времени вслед за Ф. Достоевским, так и назвавшим один из лучших своих романов «Преступление и наказание», каждый по-своему обращались к поискам решения этой проблемы.
Как, какими путями вернуть далеко не худшую часть человечества на путь разумной трудовой деятельности, любви и братства? Где искать те «рычаги», которые помогли бы достижению этой благородной цели: в жестоких и унизительных наказаниях, убивающих «душу живу», или в проповеди любви к ближнему, доброте, отношении к падшим как к полноценной человеческой личности?
Русских писателей интересовало соотношение греха в христианском понимании с понятием «преступление» и степень осознания своей греховности преступником, а также наказание не только с юридической точки зрения, но и с христианской как справедливое возмездие за проступок в грехе, как суд Божий.
Таким образом, в произведениях русских классиков достаточно чётко прозвучала мысль о том, что кроме наказания юридического существует и наказание нравственное, которое определено Высшим судом и которое неизбежно наступает как возмездие за безнравственное поведение, грех, преступление.
Такое решение проблемы мы встречаем в произведениях многих русских писателей, и, в первую очередь, Ф.М.Достоевского и В.П. Астафьева.