Пресейл инженер кто это и чем занимается
Пресейл
Для организации успешных продаж владельцу бизнеса важно знать, что такое пресейл и как он влияет на скорость заключения сделки. Изучив особенности организации предпродажной подготовки, можно оценить необходимость presale-менеджера в компании.
Что такое пресейл
Пресейл (от англ. pre sales) представляет собой предварительную продажу или комплекс мероприятий, который предшествует фактическому заключению сделки.
Цели и задачи пресейла
Основная цель пресейла — достижение заключения сделки на выгодных условиях для компании и клиента. Функции пресейла состоят из:
анализа технического потенциала компании при условии оглашения заказчиком четких требований;
поиска для каждого конкретного клиента индивидуального решения, которое удовлетворит его запросы;
оптимизации процессов продаж посредством налаживания контактов между представителями компании-исполнителя и заказчика;
установки корректной цены продукта с учетом сформированного плана выполнения всех необходимых работ;
завершения сделки (правильный pre-sale позволяет менеджеру отдела продаж закрыть сделку).
Случаи, в которых эффективен пресейл
Пресейл необходим не на всех этапах процесса продаж. Наиболее эффективным он будет во время:
Знакомства с продуктом. У специалиста есть время, чтобы узнать интересы потенциальных клиентов.
Оценки возможностей компании. Зная болевые точки потребителя, менеджер сможет найти больше способов взаимодействия с ним.
Презентации клиенту. Зная предпочтения и проблемы целевой аудитории, менеджер сможет наиболее выгодно подать продукт.
Заключения сделки. На этом этапе менеджер, зная качества продукта и потребности клиента, может предложить покупателю максимально выгодные условия, которые чаще всего не имеют негативных последствий для компании.
Плюсы правильно организованного пресейла
Благодаря грамотно организованному пресейлу, компания:
обнаруживает скрытые возможности, которые нельзя найти при поверхностном изучении продукта;
налаживает отношения и повышает доверие потребителя, которому не приходится вникать в сложные технические стороны продукта, он видит его максимально просто и понятно;
отделяется от конкурентов, т.к. продукт адаптирован под нужды пользователя;
снижает затраты на техобслуживание и поддержку за счет продуманного подхода, исключающего сбои;
сокращает сроки заключения сделки, потому что понятно рассказывает покупателям о продуктах.
Варианты использования пресейла в бизнесе
Пресейл помогает увеличить количество сделок и прибыль, поэтому играет важную роль для многих бизнес-моделей. Его применяют в B2B, B2C и FMCG.
Пресейл в B2B
В сфере B2B важно, чтобы пресейл-специалист и менеджер по продажам действовали слаженно. В противном случае изменения качества и цены продукта могут повлечь за собой убытки для компании.
Пресейл в прямых продажах
Пресейл в FMCG
Индустрия товаров повседневного спроса также не обходится без участия пресейла. Этот метод помогает при заключении сделок между производителем и оптовиками. Для достижения эффективности необходимо правильно составлять логистические цепочки, учитывать требования целевых групп и специфику розничных точек.
Для формирования наиболее выгодного предложения пресейл-специалист проводит переговоры с будущим заказчиком. После заключения сделки клиента ведет менеджер по продажам.
Менеджмент пресейл
Чаще всего успешных продаж невозможно достичь без глубоких знаний технической стороны продукта. Как раз для этого и существует должность пресейл-менеджера.
Пресейл-менеджер: кто это и какие обязанности выполняет
Пресейл-менеджер — это лицо, которое совмещает в себе качества продажника и технического специалиста. Он выполняет задачи разнопланового характера:
исследование технической стороны рынка для составления списка возможных клиентов;
лидогенерирующие мероприятия (например, холодные звонки );
поддержка бизнеса в области цифрового маркетинга;
техническое бизнес-консультирование менеджеров и IT-специалистов компании и ее клиентов;
подготовка предложений по продаже, ответы на вопросы клиентов;
проведение тематических исследований, подготовка технической документации и иные разработки в сфере маркетингового обеспечения бизнеса.
Важно понимать, что пресейл-менеджер (его еще называют пресейл-инженером или техническим пресейлом) и менеджер по продажам – это не один и тот же человек.
Пресейл подключается тогда, когда на любом из этапов необходимо побудить клиента к принятию решения, грамотно ответив на вопросы о технической стороне продукта, подчеркнув его важность для клиента.
Обсуждением цены, предоставлением скидок, заключением договора и закрытием сделки пресейл-менеджер не занимается. Он, как технический представитель компании, связывает клиента, продажи и производство.
Инструменты, с которыми работает пресейл-менеджер
Для достижения главной цели пресейл-менеджеру необходимы:
Ноутбук. Стационарного компьютера для пресейла, регулярно находящегося в разъездах, будет недостаточно.
Мобильный телефон. Необходим для проведения переговоров, уточнения требований клиентов, использования мессенджеров для общения с ними и оперативного обмена информацией.
Почтовые сервисы. Регулярный разбор электронной почты помогает вовремя реагировать на изменения требований действующих клиентов и запросы потенциальных.
Excel и Word. Необходимы для проведения анализа продуктов, составления коммерческих предложений и технических заданий, а также ряда других документов.
Конфигураторы. Помогают при формулировании индивидуальных решений и определяют приблизительную стоимость реализации конкретных проектов.
Поисковики. Это главный инструмент, который даст информацию о ваших продуктах, деятельности и товарах конкурентов.
Этапы оценки пресейл-проекта
Разработку пресейл-проекта можно условно разделить на три этапа:
Постановка задачи. На этом этапе формируется план, определяют время, необходимое для оценки, и рассчитывают потенциальные риски.
Определение целей. Компании необходимо понимать, каких результатов ожидает заказчик. Если он не может их конкретно сформулировать, задача представителя организации — помочь определиться.
Расчет бюджета. Если согласие достигнуто, это поможет в разработке оптимального варианта продукта и грамотной ценовой политики.
Заключение
При организации работы пресейл-менеджера важно помнить, что именно продажники в первую очередь ищут возможных покупателей, строят с ними партнерские отношения, заключают договоры и закрывают сделки. Пресейл же делает условия сделки максимально выгодными для компании и удобными для конечного потребителя.
Pre-sale инженер — личный психолог сейла или человек на границе денег и техники
Одной из довольно интересных вакансий на рынке труда в сфере IT является должность pre-sale инженера (к сожалению часто пишут pre-sale менеджера). И очень часто по отношению к данной профессии можно услышать вопрос: «Что входит в круг обязанностей данного специалиста?». Данный же пост в виде одного самого обычного рабочего дня расскажет, чем и как занимается pre-sale инженер и почему некорректно называть его pre-sale manager.
Перед тем как погрузиться в рабочий день, предлагаю посмотреть усредненный список обязанностей из профилей вакансий на должность pre-sale инженера с сайта хедхантер.
Итак, понедельник. День обещает быть трудным не потому, что это понедельник, а потому, что сегодня должны быть подведены итоги участия в тендере на поставку коммутационного оборудования крупному заказчику и стадия «борьба с возражениями» никак не хочет заканчиваться, и каждые 2-3 часа ты вынужден доставать рапиру и в красивом выпаде делать укол в сторону конкурентов, отвечая на очередную пачку вопросов. И вроде со стороны кажется, что тут задача сводится к двум вещам:
А тем временем вот что было в планах на понедельник (приведена выкладка из моего ежедневника):
И если снова прибегнуть к книгам и их рекомендациям, просто игнорируем мессенджеры. И вот ты уже погружен в написание ТКП, но в этот момент к тебе подбегает тот самый сейл, однако висевший вопрос резко изменил свою формулировку: «Ты уже позвонил заказчику и отправил отредактированную спецификацию?». Не устояв перед обаянием сейла, ты открываешь почту (краем глаза успевая заметить, что во «входящих» уже 3 сообщения), нажимаешь под его пристальным всепрожигающим взглядом на сообщение, где первое, что видишь, это «FYI». Во вложении 4 pdf файла, а ниже по тексту от заказчика: «Прошу вас подобрать решение на оборудовании XXXXX взамен оборудования, указанного в проектной документации, на 4 вложенных листах. Прошу выслать коммерческое предложение до 14:00 сегодняшнего дня (хотя бы на основные позиции)».
В данной формулировке очень нравятся слова «основные» позиции по проекту. Жизненный цикл большинства больших проектов составляет примерно от 3-х и более месяцев. Над таким проектом пыхтят обычно не менее 5-10 человек и все заложенные решения обычно являются основными, даже крайне необходимыми для того, чтобы оборудование просто можно было включить и обвязать, но это уже идеальный вариант. Учитывая все данные факторы, а также оценивая спецификацию и наличие оборудования ядра сети, агрегации, большого количества оборудования доступа и средний прайс одной железки в 7000$ в GPL, очень сложно выделить основные позиции. И ты пытаешься донести это до менеджера точно в такой же форме. После 5 минут выслушивания эмоционального всплеска о судьбоносном проекте всей жизни компании, о том, что пока офисные сотрудники в лакированных кроссовках сидят и ничего не делают, сейлы землю в чистом поле роют, понимаешь, что именно в такие моменты Pre-sale инженер становится не технической правой рукой сейла, а его личным психологом, который катастрофически быстро должен найти слова утешения, внушающие не только успокоиться, но также поверить в то, что срок 14:00 — нереальный, что спецификация будет сделана только тогда, когда появится хотя бы выжимка из проектной документации, в которой фигурирует вышеперечисленное железо, и при этом заложить в него, как в фильме «Начало», идею, что для тебя данная задача становится не просто приоритетной, а миссией всей твоей жизни. А так как в компании не один менеджер, можно представить, сколько у тебя таких миссий.
Всё это время ты держал в голове темы тех двух оставшихся сообщений, где в одной задаче оказалось всего лишь навсего перечитать ТЗ (25 страниц) и найти доказательства, почему в этот тендер лучше не идти, так как там всё «украдено» до нас, а второе письмо было ответом вендора на технический вопрос к оборудованию, который ты должен был дать заказчику ещё к утру среды прошлой недели (и кстати для некоторых вендоров, данный показатель можно приравнять к молниеносно).
И вот, отбившись к часу дня от данных задач, ты уже можешь приступать к реально запланированным задачам. Конечно, за это время тебя ещё не один раз отвлекали по другим проектам, но признаться честно, в работе Pre-sale инженера этого не изменить: если на горизонте всё чисто, значит кто-то перестал в чистом поле рыть землю, а эта песня страшнее всех.
И можно было бы описать все то, с чем ты столкнешься ещё вплоть до завершения рабочего дня, но обманывать не стану, рабочий день можно взять с собой домой, и часто не потому, что ты этого хочешь, а потому, что для подбора тех или иных решений ты вынужден читать и читать, выходя далеко за пределы тех тем, с которыми ты знаком и уже сталкивался. Иногда кажется, что менеджеры реально верят в то, что Pre-sale знает оборудование всех вендоров о A до Z, учитывая, конечно же, любые направления, а также на память может из конфигуратора назвать цену list price, ближайшего конкурента и, конечно, уровень скидки.
И как бы ты не пытался уменьшить поток входящей информации, какие бы книги по тайм-менеджменту не читал, работа pre-sale инженера очень сильно построена на связке заказчик/менеджер проекта/инженер профильных направлений, и любое звено этой цепи может легко и просто перестроить твои планы не только на 1 день, а даже на неделю.
Заканчивая этот рабочий день, я однозначно могу сказать, что это был хороший, продуктивный день, с двумя незавершенными задачами. А вот выбор — сделать эти 2 задачи ночью или перенести на завтра — будет зависеть только от твоего мастерства психолога и коммуникативных навыков с сейлом.
Иногда в описании обязанностей pre-sale инженера можно встретить пункт «настройка оборудования», и вот тут хотелось бы отметить, что, может, на первых порах, в рамках испытательного срока, вам и удастся притронуться к старым добрым железкам, но через некоторое время с оборудованием вы будете сталкиваться только в datasheets на сайтах производителей, а иногда, в качестве бонуса, вы даже сможете наблюдать поставку данного оборудования в коробках в рамках проекта и, если инженер по настройке оборудования сделает селфи с данным оборудованием, то, возможно, даже увидите почти живую железку.
А вот с чем вам придётся действительно работать, так это (приведена также средняя статистика):
Ноут — это не просто ноут, эта ваш спутник по жизни, ну вот практически как жена/любимая девушка, только с той разницей, что своей второй половинке на 8 марта вы выбираете цветы и решаете взять букет за 1500 или всё же за 2000 рублей, а в вопросе выбора SSD диска для ноута вы не моргнув и глазом в выборе между 6000 или 8000 тысячами останавливаетесь на 8.
Outlook — это страшный сон pre-sale инженера. Среднее количество рабочих писем за месяц составляет от 600 до 1000, именно рабочих, а вот если считать с рекламой и напоминалками, то может дойти до 1500 шт. и попробуйте не сортировать такую почту хотя бы недельку.
Excel — его будет так много в вашей жизни, что через время все системы управлением проектами, тайм менеджеры будут вам казаться ничтожно бессильными перед могуществом Excel и часть вещей вы будет писать прямо там. Среднее количество строк обработанных в таблицах с описанием позиций, парт-номерами, количественными показателями, а также входными и розничными ценами примерно составляет 4000 строк, но подчеркну, среднее значение от максимального в зависимости от количества и масштабов проектов может отличаться в разы.
Word — второй немаловажный инструмент, в котором вы будет зависать, и зависать надолго, оформляя:
Конфигуратор производителя — это отличный инструмент, который помогает оперативно подбирать решения, получать некую оценку стоимости проекта. К сожалению, у всех вендоров данные конфигураторы очень разные, как по качеству, так и по наполнению, что в свою очередь может стать очень опасным инструментом, которому ты вроде всецело доверяешь (ибо не может вот так производитель взять, да и сделать ошибку), а на деле несешь в проект ошибку, которая стоит денег. И лучшая связка инженера — это конфигуратор производителя и, конечно же, ordering guide.
Ну и самый главный инструмент в работе — это поисковик, в котором вы будете тратить уйму времени на поиск тех или иных инфраструктурных комплексных решений, но ещё больше времени будете тратить на поиск парт-номера для единственной позиции в спецификации, которая по своему назначению в проекте может оказаться вообще бесполезной.
Прочитав статью до этого момента, вообще складывается впечатление, что нужно быть мазохистом, чтобы пойти работать инженером pre-sale и, возможно, это действительно так, но однозначно что можно отметить, что даже в этой работе есть большое количество плюсов. Отмечу, пожалуй, основные:
Путь пресейл-инженера, или Стажировка, изменившая жизнь
Шел 2014 год, доллар стоил 35 рублей, я заканчивала учебу в вузе. Специальность для девушки я выбрала довольно редкую – информационная безопасность. Приближалась последняя сессия, нужно было готовиться к госэкзаменам. Между парами я подрабатывала лаборантом на кафедре, да еще и записалась волонтером на Олимпиаду в Сочи. Скучать было совсем некогда, как вдруг мне на глаза попалось объявление о стажировке по специальности – в «Инфосистемы Джет» требовался пресейл-инженер по информационной безопасности. Решив, что такую возможность нельзя упускать, я бросила себе еще один вызов. Откликнулась на вакансию, выполнила тестовое задание, прошла собеседование – и продолжила покорять мир ИБ уже на практике.
Сегодня, спустя 5 лет, мне хочется поделиться, каково это – быть стажером и что происходит после. На моем пути было всякое: за первыми безмятежными днями последовали переживания, ошибки, слезы, выгорание, преодоление себя и попадание на доску почета. Но обо всем по порядку.
Как я решила пойти в информационную безопасность
Большинство моих одноклассников после школы хотели стать юристами или экономистами. Мне же хотелось чего-то поинтереснее. Как-то раз одна моя знакомая – мы вместе ходили на баскетбол – посоветовала мне книгу Саймона Сингха «Книга шифров. Тайная история шифров и их расшифровки». Тогда я прочитала не больше 40 страниц, так как дальше началась высшая математика, но повествование было таким захватывающим, во всем этом было столько романтики, что мне захотелось изучать именно эту предметную область. Так я поступила в университет на специалиста по информационной безопасности.
Во время учебы, как и многие однокурсники, я слабо представляла, кто такой ИБ-специалист и что он должен делать в жизни. Иногда даже сомневалась, смогу ли когда-нибудь работать по специальности. В университете нас часто пугали, что без подходящего опыта работы никуда не возьмут. Иногда казалось, что так и будет – практически в каждой вакансии требовалось знать все нормативные документы, все сетевые технологии и даже конкретные решения. Впрочем, были и другие преподаватели, которые призывали «включить» разум и не поддаваться панике – рекрутеры тоже ошибаются, объясняли они.
Темой моего диплома была защита информации в облачных средах. Так как в университете не рассказывали о коммерческих продуктах, а в третьей главе нужно было написать о практическом применении, в поисках информации я отправилась на профильную выставку InfoSecurity. Там я и узнала впервые про «Инфосистемы Джет». На стенде компании мне рассказали о существующих подходах и наработках в области защиты облачных вычислений и подарили корпоративный журнал, в котором я нашла полезную для себя статью про среду виртуализации. Мой диплом позднее станет одной из причин, почему меня возьмут на стажировку.
Высшее образование – это когда тебе дают базовые знания, и ты просто становишься нормальным человеком. Чтобы устроиться на хорошую работу, этого будет мало – потребуются прикладные знания. Понимая это, я пошла на курсы. Сначала освоила основы SAP ERP, а потом меня пригласили на обучение новому на тот момент решению SAP HANA. Здесь у меня начала складываться картина, как устроены бизнес-процессы в крупных компаниях. На курсах я познакомилась с ребятами, которые работали в «Инфосистемы Джет» и делали свой первый проект с SAP HANA. Именно они рассказали мне, что есть такая должность «пресейл-инженер» – на стыке hard и soft скиллов, и она как нельзя лучше подходит для старта. Так как я училась в гуманитарном вузе, и техники нам давали не очень много, меня это очень зацепило.
Стажировка: знакомство, погружение, первые пробы
Моя сестра – hr-менеджер, поэтому я знаю, что стажировки бывают разные: когда ты платишь, когда платят тебе и безвозмездные. Сама я проходила несколько стажировок, на которых мне просто рассказывали о компании и ее подходах к работе. Дальше этого дело не шло.
С «Инфосистемы Джет» все было иначе. Когда я откликнулась на вакансию, мне дали задание: нужно было предложить минимальный набор средств защиты для определенной площадки заказчика. По сути это была проверка, знает ли кандидат хоть как-то рынок ИБ. Так как в тот момент я вовсю готовилась к госэкзаменам, ответить на вопросы мне не составило труда. Потом было две личных встречи, на которых мне предстояло обосновать решение задачи, узнать, что входит в обязанности пресейл-инженера, и пройти несколько суровых блиц-опросов от hr-специалиста. Помню, напоследок мне предложили задать вопросы, и так как время тогда было студенческое, голодное, я спросила: как в компании со столовыми? Ответ про большое количество кафе и столовых, где можно было купить даже чай за 3 рубля и маффины за 15, меня тогда очень впечатлил.
В итоге из более 150 кандидатов отбор прошли 4 стажера, включая меня. К нам присоединились 2 начинающих пресейл-инженера, которые устроились в компанию незадолго до нас, и несколько «старичков», желавших освежить знания. Специально для нас разработали программу, день был расписан, что само по себе было уже очень круто. Предполагалось, что каждую из трех тематик – защита среды виртуализации, центр мониторинга ИБ-инцидентов (SOC) и базовые средства защиты (межсетевые экраны, антивирусы и проч.) – будут закрывать 2 пресейл-инженера.
Как проходил наш обычный день? Специалисты компании, будь то инженер-проектировщик, инженер внедрения или руководитель направления, читали нам лекции. В перерывах мы смотрели обучающие видео: в основном там были базовые вещи про то, какие существуют подсистемы ИБ и какими решениями они могут быть реализованы. В какой-то момент нам рассказали, из чего состоит цикл работы пресейл-инженера: мы услышали много аббревиатур, которые обычно ставят в ступор нового человека в компании. Помимо этого, сложно было запомнить, кто где сидит, т.к. кабинет у нас был достаточно большой – опенспейс. Поэтому мы носили с собой блокнот, в который записывали все, что нужно было запомнить. С тех времен у нас прижилась шутка «я хожу с блокнотом».
Позже нам начали давать легкие заявки, которые мы выполняли под контролем пресейл-инженеров. Первая заявка, конечно же, показалась мне самой сложной: нужно было подготовить описание поддержки Cisco на русском языке. Документация только на английском, да и найти ее непросто – для этого нужно было зарегистрироваться на партнерском портале вендора. Доступом к таким ресурсам может похвастаться далеко не каждое учебное заведение, а у нас он был, что безусловно, мне очень импонировало. Потом мы начали делать более сложные заявки, например, выполнять бюджетную оценку проекта, что уже подразумевало некую материальную ответственность. В какой-то момент – это очень сложная грань – наступал период, когда мы начинали работать сами, в полную силу. Понятно, что у нас были согласующие, но тем не менее, это многое значило.
Первый летний корпоратив
Как-то раз коллега, который контролировал мою работу, наотрез отказался закрывать мне заявку. У меня были KPI, дедлайны горели, но он был непреклонен. Помню, тогда он дал мне совет, который потом сильно повлиял на мое видение того, каким должно быть технико-коммерческое предложение: «Посмотри на результат глазами другого человека». Вообще он часто делился ценными советами. Вот один из моих любимых. «Как решить 50% проблем на работе: осознайте проблему, поймите, какие есть пути решения и предпримите что-то». Этот совет заставил меня сначала подумать, поискать варианты на всех возможных порталах, предложить свое решение и только потом идти с вопросом. Всем рекомендую: распечатайте и повесьте перед глазами – работает.
Примерно через три месяца стажировка закончилась, и мне предложили остаться в компании – уже в роли полноценного пресейл-инженера.
Пресейл-инженер – это «тот самый парень» (или девушка), который общается с представителями заказчика, выявляет и формализует требования к проекту таким магическим образом, чтобы их, с одной стороны, понял и согласовал заказчик, а с другой – чтобы они не вызвали инфаркт у остального производства (инженера-проектировщика, инженера внедрения, менеджера проекта и других).
Нельзя просто так взять и купить решение по информационной безопасности, нужно учитывать ИТ-инфраструктуру. Оценка того, как оно будет внедряться и сколько стоить, – это одна из основных задач пресейл-инженера.
Ответ на вопрос, кто же такой пресейл-инженер, на самом деле достоин отдельного рассказа. Мы поспорили с коллегами, что если этот пост наберёт более 35 000 просмотров, то такому посту быть.
Стажировка закончилась, а я осталась: адаптация, ошибки, выгорание
Вместе с должностью я получила гораздо больший уровень ответственности и новые задачи. Помимо ставших уже привычными заявок, теперь я занималась оптимизацией своей же работы. Создавала шаблоны технико-коммерческого предложения, более глубоко изучала темы, по которым у меня были какие-то пробелы, и так далее. Обычно на саморазвитие я выделяла по 1,5-2 часа каждое утро. И это было чертовски здорово.
Конечно, поначалу приходилось непросто. Иной раз неуютно чувствуешь себя, когда нужно позвонить в парикмахерскую и записаться на стрижку. А здесь мне впервые пришлось звонить заказчику – директору компании – в отдаленный город в гордом одиночестве, без инженера! Не обошлось и без страха чистого листа при отправке первых писем. Мне повезло с наставником – он помогал справляться с трудностями, да и с практикой становилось уже не так страшно, как в первое время.
Работа на свежем воздухе
Первые 2-3 года я не верила в эмоциональное выгорание, но потом это случилось. Я работала с тематикой решений, по которой приходилось делать одни и те же расчеты несколько раз. Конечно же, я старалась, но, когда варишься в одном и том же, и никакие попытки что-то изменить не помогают, огонь в твоих глазах так или иначе гаснет. Так совпало, что в тот момент у меня сменился начальник. Новый руководитель довольно быстро понял, из-за чего я приуныла, и мне стали давать другие тематики. Видя другие подсистемы, мне стало намного легче ориентироваться в расчетах, и это очень помогло. Как-то мне поставили задачу провести бюджетную оценку для проекта по L2-шифрованию между ЦОДами. Отсутствие российских решений не стало для меня препятствием – я написала напрямую зарубежному вендору на английском, а потом его представители подходили ко мне на выставке и предлагали партнерство. Бывало и такое.
Горящие глаза – 73,5% успеха
Новое – хорошо забытое старое
В апреле прошлого года я перешла в другой отдел на новую должность – инженера-проектировщика. Весь этот год, по сути, стал воспоминанием себя, той, какой я приходила в компанию 5 лет назад. Я снова переживала те же эмоции, что и в начале пути. Мне опять было страшно подходить с вопросами к людям, хотя у нас давно сложились теплые отношения. Без привычных шаблонов, без собственных наработок, в очередной раз приходилось изучать партнерские порталы. Поездки на площадки заказчика, еженедельные статусные встречи по проектам – в какой-то степени это был необычный опыт, но все это я уже проходила.
Как-то вечером мы с коллегами сидели в баре рядом с работой и отмечали мой день рождения. Друзья подарили мне сертификат на доменное имя, и мы шутили, что же можно с этим сделать. Так как я фанат своей работы, я не могла предложить ничего другого, кроме как блог про пресейл. В тот момент родилась шутка про «этот Валькин блог». Коллеги шутили некоторое время, а потом я взяла и создала Telegram-канал. Сначала это было во многом для себя, а потом туда начали добавляться коллеги из старого отдела, и это в том числе стало для них. Иногда там появляются слова благодарности – тем, кто когда-то поддерживал меня, и кого мне хочется поддержать сейчас.
Пост из Telegram-канала
Чек-лист: лайфхаки для «зеленых» от бывалого
По опыту, скажу следующее: во время стажировки ты пытаешься разобраться, с чем имеешь дело, следующие полгода совершаешь ошибки и спустя год адаптируешься. Потом в какие-то моменты можешь приунывать, но это естественно – нужно просто разобраться в причинах и двигаться дальше. Здесь я собрала несколько советов для тех, кто только в начале пути.