Преподавательские услуги по 44 фз что входит
Энциклопедия решений. Закупка у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ преподавательских услуг
Закупка у единственного поставщика преподавательских услуг и услуг экскурсовода
Согласно п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить с единственным исполнителем контракт на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.
При закупке на основании приведенного пункта преподавательских услуг необходимо учитывать следующее.
В свою очередь, преподавательская (учебная) работа заключается в проведении учебных занятий (п.п. 2.1-2.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536) и осуществляется при реализации образовательной программы, то есть в рамках образовательной деятельности (п. 9 ст. 2, ст. 12, ст. 13 Закона N 273-ФЗ). Преподавательская (учебная) работа признается частью педагогической работы педагогических работников, то есть физических лиц (ч. 6 ст. 47, ч. 3 ст. 99 Закона N 273-ФЗ).
Исходя из этого мы полагаем, что под преподавательскими услугами следует понимать услуги по проведению учебных занятий в рамках реализации образовательной программы лицами, осуществляющими образовательную деятельность, а п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ направлен в первую очередь на облегчение возможности привлечения образовательными учреждениями преподавателей, не являющихся сотрудниками таких учебных заведений, но, например, имеющих авторитет в свой области, для проведения учебных занятий (например, чтение лекций, проведение семинаров) при реализации образовательной программы таким образовательным учреждением.
При этом следует обращать внимание, что, например, лекция в рамках информационно-методического семинара не является, по нашему мнению, преподавательской (учебной) деятельностью, поскольку в этом случае речь не идет о реализации образовательной программы, и поэтому такая лекция не может расцениваться как оказание преподавательских услуг. В подобных случаях выбор способа определения контрагента осуществляется на общих основаниях.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на январь 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой
Инструкция по закупке образовательных услуг по 44-ФЗ
Тендеры на образовательные услуги по 44-ФЗ — это государственная или муниципальная закупка обслуживания на обучение или переквалификацию сотрудников заказчика. Для исполнителей действуют специальные требования.
Скачать типовой контракт на обучение охране труда из КонсультантПлюс |
Скачать форму для списка обучающихся из КонсультантПлюс |
Скачать форму акта сверки расчетов с исполнителем из КонсультантПлюс |
Скачать форму расчета стоимости услуг из КонсультантПлюс |
Скачать форму заказа на оказание услуг по обучению из КонсультантПлюс |
Скачать форму акта сдачи-приемки оказанных услуг из КонсультантПлюс |
Скачать образец государственного контракта по повышению квалификации из ЕИС |
Основание для закупки
Специалисты из разных сфер и областей обязаны периодически повышать квалификацию. С этой целью заказчики и проводят тендеры на обучение и образование: чтобы выбрать исполнителя, который проведет обучение или повышение квалификации персоналу.
Повышать уровень квалификации и получать специализированное образование обязаны и те, кто непосредственно занимается закупками в организации: специалисты контрактной службы, контрактный управляющий (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Напоминаем, что заказчик создает контрактную службу, если его годовой объем закупок превышает 100 млн рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Если СГОЗ меньше 100 млн рублей, за госзаказ отвечает контрактный управляющий.
Способ определения поставщика
Перед проведением закупки необходимо проверить аукционный перечень из РП №471-р от 21.03.2016. Образовательных услуг нет в списке — проводите заказ любым способом по 44-ФЗ:
В ст. 16 44-ФЗ указано, включается ли закупка услуга обучение сотрудника в план-график — да, включается. Все госзакупки перед проведением необходимо учесть в плане-графике (ПП РФ №1279 от 30.09.2019).
Тендеры на госзакупку образования обычно проводят через электронный аукцион, где главным критерием для победы является цена. Это не совсем верный подход. Образовательным услугам сложно дать стоимостную оценку. При выборе поставщика гораздо важнее определить качество объекта заказа, а в этом поможет электронный конкурс. В открытом конкурсе устанавливаются определенные критерии оценки, а цена — не главный показатель.
Обоснование начальной цены
Заказчики производят расчет и обоснование закупки образовательных услуг по ценовому критерию, руководствуясь положениями ст. 22 44-ФЗ. Итоговая стоимость оказания услуг по контракту не превышает начальную цену.
Подготовка технического задания
При подготовке закупочной документации необходимо корректно составить техническое задание к тендеру образовательных услуг — к исполнителю предъявляют особые требования. Следите за тем, чтобы указанные условия не ограничивали конкуренцию между потенциальными исполнителями.
Вот что необходимо учесть при подготовке ТЗ:
Требования к исполнителю
Осуществление образовательной деятельности невозможно без получения лицензии. В ст. 91 273-ФЗ от 29.12.2012 указано, какая лицензия должна быть у организации на обучение по 44-ФЗ — проверяйте у исполнителя лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. Исключением являются индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно преподают образовательные программы.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, когда требовать лицензию от исполнителя. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не предъявить избыточные требования.
Проект контракта
При подготовке проекта контракта используйте типовую форму (Приказ Минтруда №797н от 29.10.2015).
Вот как прописать в контракте условие, что обучение только в очной форме (для дистанционного действует аналогичный принцип):
По 44-ФЗ и 273-ФЗ субподряд при закупке образовательных услуг по 44-ФЗ не исключается. Если контрактом не запрещено привлечение субподрядчиков и исполнитель привлекает такого соисполнителя, укажите это отдельным блоком в соглашении.
Приемка услуг
В четвертом разделе типового контракта подробно описан порядок приемки. Заказчик привлекает экспертов к оценке образовательных услуг и при необходимости формирует приемную комиссию. По окончании периода обучения стороны подписываю акт об оказании образовательных услуг.
Закупка образовательных услуг: пошаговая инструкция
Приходится тщательно выбирать образовательную услугу, чтобы ее содержание отвечало целям и задачам будущих учащихся. Серьезным моментом становится выбор надежного поставщика образовательной услуги. Важными маркерами для вас должны стать наличие у поставщика образовательной лицензии, достойной репутации и квалифицированных преподавателей. Например, программы АБиУС составлены преподавателями-практиками, соответствуют требованиям профстандартов, у нас есть действующая образовательная лицензия, опыт обучения по 13 направлениям более 20 лет. По этим же признакам можно определить и другие надежные образовательные учреждения.
Итак, чтобы правильно провести закупку образовательных услуг, необходимо совершить следующие действия.
Шаг 1. Определить объект закупки и сформулировать наименование объекта закупки
Как правило, заказчик смотрит, какие программы предлагают учебные учреждения.
Если для программ профессионального обучения рабочих и служащих Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 утвержден перечень специальностей, то дополнительные профессиональные программы учебные заведения разрабатывают сами.
Есть риск, что если заказчик включит в документацию точное наименование такой программы конкретного учебного заведения, то ему укажут на нарушение конкуренции.
При формировании лотов лучше избегать закупать одним лотом образовательные программы, не связанные между собой. Так, обучение административного персонала и мастеров салона красоты лучше разделить на 2 лота (Решение УФАС по Республике Саха от 10.04.2020 г. по делу № 014/06/59-817/2020).
Шаг 2. Выбрать процедуру закупки
Образовательные услуги не включены в аукционный перечень, поэтому выбор процедуры – за заказчиком.
Это может быть конкурс или электронный конкурс, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме или запрос котировок в электронной форме (при НМЦК не более 500 тыс. руб. с ограничением по годовому объему закупок), закупка у единственного поставщика.
При необходимости проводят закрытые процедуры.
В сфере образования заключается много контрактов на небольшие суммы у единственных поставщиков (НМЦК не более 600 тыс. руб.). Это позволяет заказчику учесть личные предпочтения, выбрать конкретных преподавателей.
Самая распространенная процедура – электронный аукцион. Трудоемкую процедуру конкурса, где надо прописывать критерии оценки заявок, заказчики выбирают редко, в основном, когда нужно длительное и дорогостоящее обучение.
Шаг 3. Обосновать НМЦК
При обосновании НМЦК можно использовать все методы, перечисленные в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Чаще всего используют метод сопоставимых рыночных цен.
В случаях, когда невозможно определить точный объем услуг, рекомендуется воспользоваться правилами п. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ.
Шаг 4. Запланировать закупку
Закупки образовательных услуг включаются в план закупок (Постановление Правительства РФ № 552 от 05.06.2015) и план-график (Постановление Правительства от 05.06.2015 № 553). Все данные отражаются в ЕИС.
Для этого вам в том числе понадобятся точное наименование образовательных услуг, общая характеристика их содержания, обоснование НМЦК. В плане-графике нужно указать способ определения исполнителя.
Допустимо проведение совместных закупок образовательных услуг, что также указывается в плане-графике (п. 10 ст. 34 Закона №44-ФЗ).
Шаг 5. Разработать и разместить извещение и документацию
При составлении документации для закупки образовательных услуг, помимо указания объекта закупки и цены необходимо установить требования к участнику закупок. Для осуществления образовательной деятельности (если речь не идет о ИП, работающем на себя или резиденте «Сколково») нужна лицензия (ст. 91 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Требование к участнику закупок о наличии лицензии на соответствующий вид образовательных услуг должно обязательно быть в документации. Допускать участника при отсутствии у него лицензии нельзя. Иногда характер услуг требует и наличие допуска к государственной тайне.
Не забудьте детализировать объект и указать:
количество часов. Минимальная длительность программ дополнительного профессионального образования – от 16 часов для программ повышения квалификации и от 250 часов для программ профессиональной переподготовки (приказ Минобрнауки от 01.07.2013 г. № 499). Чтобы заказчика не обвинили в ограничении числа участников, указывать точное количество часов в документации не стоит;
периодичность или график обучения, организация проживания и трансфера при очной форме обучения (при необходимости);
наличие и особенности проведения аттестации, условия и порядок выдачи диплома, подтверждающие оказание услуги документы;
количество обучающихся. Данный показатель учитывают при расчете и обосновании НМЦК. В документации, техническом задании можно более подробно прописать детали, количество человек в группах и пр.;
форму обучения (очная, заочная, дистанционная) и место оказания услуг.
В приложении к лицензии на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования не указывается место оказания услуг. Поэтому признать заявку участника не соответствующей требованиям документации только на том основании, что адрес заказчика не совпадает с местом оказания услуг, нельзя (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2020 г. о дел № 44-1161/20).
УФАС по Новосибирской области выразила сомнение в соответствии участника из Владивостока требованиям документации и возможности оказания им услуг по конкретному адресу в г. Новосибирске (Решение УФАС по Новосибирской области от 25.03.2019 г. № 054/06/69-460/2019).
Шаг 6. Подготовить проект и заключить контракт
Проект контракта готовится и размещается в ЕИС в составе документации. В нем должны быть отражены все важные условия оказания услуг, в.т.ч. характерные именно для образовательного процесса – возможность привлечения сторонних преподавателей, замена преподавателей, порядок внесения изменений в расписание, порядок подтверждения прохождения обучения и пр.
Должны быть обязательно включены в контракт санкции за неисполнение обязательств, может быть предусмотрено одностороннее расторжение.
В случае, если профессиональную переподготовку проходят федеральные государственные гражданские служащие, то используется типовой контракт, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2015 г. №797н.
Однако, действие Приказа не распространяется на организацию обучения работников казенных и бюджетных учреждений, других государственных гражданских служащих, при организации обучения населения службами занятости.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Как закупить образовательные услуги: пошаговая инструкция
Тендеры на образовательные услуги — это конкурентные закупки учебных программ для сотрудников госзаказчиков, госкомпаний. При проведении необходимо установить специальные требования к исполнителям.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Скачать форму типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих из КонсультантПлюс |
Скачать образец контракта на оказание услуг по профессиональному обучению 2020 года пример из ЕИС |
Скачать образец государственного контракта по повышению квалификации пример из ЕИС |
Когда госзаказчики закупают обучение
Кадровики, бухгалтеры, специалисты по технике безопасности и охране труда и многие другие регулярно повышают квалификацию — без этого просто не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности, поэтому госзаказчики постоянно проводят государственные закупки товаров и услуг обучения для своих сотрудников.
Сами государственные закупки осуществляют специалисты, имеющие необходимые квалификацию, знания и опыт в данной сфере. Контрактное законодательство обязывает покупателей создавать контрактную службу, если годовой объем закупок более 100 млн рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). При меньших показателях необходимо назначать контрактного управляющего. Работники такой службы или управляющий должны иметь высшее или дополнительное профобразование в сфере госзакупок (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ).
Для проведения тендеров на обучение и образование покупатель создает закупочную комиссию в основном из лиц, которые повысили квалификацию или прошли переподготовку по госзакупкам (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).
Не нашли ответ на вопрос? КонсультантПлюс подготовил готовое решение на тему «Какое образование и обучение требуются для работы по Закону №44-ФЗ»
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Выбираем способ определения поставщика
Образовательные услуги отсутствуют в аукционном Перечне, который утвержден Распоряжением Правительства №471-р от 21.03.2016, поэтому заказчик вправе выбрать любой способ определения поставщика:
Закрытые способы используют, когда сведения из тендера секретны.
Заказчики часто приобретают обучение через аукционы. Здесь победителя определяют на основании одного критерия — цены контракта. Услугу трудно объективно оценить только по стоимости, а ее характеристики в описании участники интерпретируют по-разному. Предпочтительнее в подобных случаях использовать открытый конкурс, т.к. он предусматривает несколько критериев оценки. Цена здесь не всегда имеет решающее значение.
Постановление №1279 от 30.09.2019 разъясняет, включается ли закупка услуга обучения сотрудника в план-график: да, как и остальные закупки организации.
Обосновываем НМЦК
Расчет- обоснование закупки образовательных услуг проводят на основании ст. 22 44-ФЗ. Когда объем потребностей определить невозможно, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе позволяет указать в извещении и документации максимальную стоимость и формулу расчета цены. Там же указывают, что оплата по контракту производится по указанной цене, исходя из объема фактического обучения. Размер такой оплаты не превышает НМЦК.
Составляем ТЗ
Тендерную документацию на обучение составляют так, чтобы поставщики правильно истолковали все требования и критерии. В этом случае они смогут объективно рассчитать цену.
При подготовке технического задания к тендеру образовательных услуг учитывайте ряд нюансов, нарушение которых влечет за собой ограничение конкуренции и, как следствие, споры в ФАС:
Устанавливаем требования в документации
Образовательная деятельность подлежит лицензированию (ст. 91 №273-ФЗ). В закупочной документации следует установить требование о наличии у поставщика образовательной лицензии. Такой документ не требуется только для индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги непосредственно. Используйте формулировку:
ФЗ-273 разъясняет, какая лицензия должна быть у организации на обучение по 44-ФЗ: лицензия на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования.
Готовим контракт
Приказом Минтруда №797н от 29.10.2015 утвержден типовой контракт на оказание образовательных услуг, которым учреждения руководствуются при подготовке проекта документа.
Рассказываем, как прописать в контракте условие, что обучение только в очной форме (если дистанционное не требуется):
Принимаем услуги
Приемка обучения проводится в соответствии с условиями контракта (раздел 4 типового контракта на обучение сотрудников). Здесь предусмотрено проведение экспертизы, создание приемной комиссии по желанию заказчика, составление акта сдачи-приемки в установленный срок.
После исполнения обязательств исполнитель предоставляет заказчику акт сверки взаиморасчетов.
Закупка образовательных услуг по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 11 декабря
Закупка образовательных услуг по 44-ФЗ: подробная инструкция
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Как происходят закупки образовательных услуг по 44-ФЗ, и почему в современном мире они столь необходимы? Все просто: лишь учреждения, готовые внедрять новые технологии и постоянно повышать квалификацию своих сотрудников, способны не только выжить, но и преуспеть. Причем это правило касается как коммерческих, так и бюджетных организаций.
Вообще, данная тема является достаточно сложной. Подобные процессы имеют свою специфику как выбора способа закупки, так и порядка приемки оказанных услуг. И без знания некоторых особенностей процедуры можно наделать много ошибок. Чтобы этого не произошло, нужно определенным образом подготовиться, а для начала хотя бы прочитать данную статью.
Специфика закупок образовательных услуг по 44-ФЗ
Не стоит браться за это дело, если вы не обладаете достаточными профессиональными навыками. Государственные закупки должны непременно осуществляться сотрудниками, понимающие специфику всего процесса. При этом необходимо учитывать, что повышать уровень компетентности специалиста обязан именно заказчик. Одним из условий 44-Ф3 является создание контрактной службы при годовом объеме, превышающем 100 миллионов рублей. Если же цифра меньше, то ст.38 обязывает нанять или назначить контрактного управляющего. И в первом, и во втором случае специалисты должны иметь высшее образование или пройти переподготовку по государственным закупкам.
В процессе закупки покупатель имеет право создать комиссию для того, чтобы она определила победителя. Это касается всех случаев за исключением тех, в которых имеется лишь один поставщик. Комиссия может состоять только из прошедших переподготовку или повысивших уровень квалификации людей.
Ошибочно полагать, что сотрудники, не имеющие отношения к государственным закупкам, могут не проходить курсы повышения. Так, и бухгалтер, и специалист отдела кадров, и системный администратор – все должны обучаться. Иначе они не смогут пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Для того чтобы оформить закупку, необходимо понять, в какой именно образовательной услуге вы нуждаетесь. Надо определиться с направлением и видом повышения квалификации. Что это будет: классическая программа получения дополнительного образования или профессиональной переподготовки либо более современный и эффективный способ с проведением индивидуальных и ситуативных тренингов, мастер-классов? Оба варианта по-своему хороши, но имеют разные методики донесения информации до слушателя. Исполнителем услуги может выступать как образовательная организация, так и приглашенный спикер.
Необходимо помнить, что после исключения понятия однородности из Федерального закона № 44-ФЗ заказчик может приобрести серию тренингов в несколько закупок. Это может быть весьма удобно при заказе у единственного поставщика желаемых образовательных услуг.
Порядок проведения закупок образовательных услуг по 44-ФЗ
Прежде чем перейти непосредственно к госзакупке, нужно добавить необходимую информацию в план закупок и план-график. В Единой информационной системе можно найти и тот, и другой документы.
План закупок должен обязательно иметь следующие строки:
Также Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 для федеральных заказчиков определена форма непосредственно плана закупок. Если говорить о региональных и муниципальных покупателях, то для них эти же документы устанавливаются, учитывая требования Правительства РФ, органами:
На этапе заполнения таблицы плана для обоснования закупки необходимо поработать над грамотной формулировкой цели и полным описанием размера материального обеспечения, предназначенного для ее осуществления. Чаще всего цель указывается, как исполнение заказчиком своих должностных функций и полномочий. Также надо будет описать, в чем необходимость проведения обучения специалистов в контексте выполнения служебных обязанностей.
План-график кроме идентификационного кода должен включать в себя:
Заказчик имеет право выбирать любой способ подбора исполнителя, так как сфера образования не включена в аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Поэтому каждый из этих вариантов доступен для покупателя: открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, предложений, закупка образовательных услуг по 44-ФЗ у единственного поставщика.
Способ выбора путем аукциона довольно распространен, так как является наиболее простым и быстрым. Однако он имеет достаточно весомый минус — исполнитель назначается путем определения самой низкой цены на услугу. Проблема в том, что качество в данном сегменте не отражается только в стоимости. Также заказчик не вправе посмотреть детальную характеристику приобретаемой образовательной услуги, а после заключения контракта возможно обнаружение неприемлемых для покупателя моментов. В некоторых случаях доходит до того, что договор расторгается. Правильнее будет выбрать метод открытого конкурса. Он предполагает не один пункт оценки характеристики услуги.
Начальная (максимальная) цена контракта на образовательные услуги обычно описывается так же, как и на все остальные, на общих основаниях. Но существует вариант, когда нет возможности определить итоговый объем закупки. Тогда по закону допускается указать во всей документации цену за одну единицу. Там же прописывается, что оплата приобретаемой закупки по контракту будет произведена по оговоренной стоимости, учитывая объем оказанных по факту услуг. Необходимо помнить, что цена не может быть выше начальной (максимальной) цены контракта.
Закон обязывает использовать конкретные способы обоснования НМЦК. При необходимости заказчик может применить несколько допустимых вариантов.
Как показывает практика, покупатель предпочитает использовать метод сопоставления цен. Стоит отметить, что этот способ по закону является первоочередным. Суть его в том, чтобы сравнить, проанализировать цены на идентичные и однородные товары и услуги и на основании этого выставить начальную стоимость. При этом:
Для пересчета цен могут использоваться заказчиком обоснованные им коэффициенты и индексы. Чтобы утвердить стоимость услуг, при анализе рынка обязательно должны учитываться источники информации.
Если было решено использовать метод сопоставления, то сведения можно найти следующими способами:
Общедоступными сведениями, которые могут быть использованы при закупке, являются:
Закон 44-ФЗ практически не ограничивает заказчика в выборе наиболее оптимального для него варианта источника общедоступной информации. Это означает, что покупатель вправе воспользоваться не только теми способами, что были перечислены выше.
Существует ряд особенностей, которые надо учитывать при описании ТЗ. Составлено оно должно быть так, чтобы у исполнителей не возникало вопросов и двойных смыслов предоставляемой услуги. Если учесть все моменты, то цена будет рассчитана поставщиком максимально точно и именно за те услуги, которые хочет получить заказчик. Кроме того, неправильно составленное техническое задание может спровоцировать ограничение конкуренции, что в свою очередь вызовет неприятности с ФАС.
Но надо учитывать, что закупаемые услуги должны соответствовать образовательным стандартам. Повышение квалификации не должно проходить менее 16 часов, переподготовка же займет более 250.
Образовательные услуги подлежат лицензированию. Поэтому в описании закупки заказчику лучше сразу указать пункт о наличии у поставщика соответствующих документов. Исключение касается лишь индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги напрямую. Формулировка может быть следующая:
5.1. Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона, требующиеся установленным п.1 ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при их наличии) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии (лицензия на право осуществления образовательной деятельности, проводимая частными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») в соответствии с п.п. 40 п. 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на право ведения учебной работы по дополнительному профессиональному обучению. Требование установлено в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Как и в любой другой сфере госзакупок, существует установленная форма контракта. Этот документ можно найти в интернете или скачать здесь.
Заказчик может провести экспертизу, составить акт, создать комиссию. Приемка выполненных образовательных услуг проводится в соответствии с условиями, описанными в контракте. Подробнее читайте ниже.
Способы определения поставщика
Для того чтобы выбрать исполнителя закупки, надо помнить, что способов у вас предостаточно, но при этом следует учитывать некоторые критерии оценки. К примеру, требования максимальной конкуренции, эффективности и результативности, которые предъявляются к данной процедуре.
Выбор поставщика услуг без проведения конкурса или аукциона возможен в двух случаях. Первый касается, конечно, финансовой стороны. То есть экономически выгоднее не устраивать аукцион, цена закупки при этом будет значительно ниже его проведения. Вторая ситуация — когда образовательная услуга, которую вы приобретаете, довольно специфична и как таковой конкурентоспособности в назначении исполнителя не наблюдается, либо у поставщика имеется особое право на ее продажу. Кроме того, есть еще один вариант, при котором можно не проводить конкурсные процедуры – если заказчик проводит закупку услуг физических лиц, к примеру, экскурсовода или лектора.
Когда речь идет о госзакупках в сфере образования, то подразумеваются не только услуги, но и товары. Например, для пополнения или формирования библиотечного фонда могут приобретаться электронные и печатные издания. Проведение конкурса для таких закупок также необязательно. Но имеются и свои нюансы: поставщик должен иметь исключительные права или лицензии на использование материала/предоставление доступа к электронным изданиям. К заключенному с исполнителем контракту прилагаются документы, которые подтверждают его права на товары такого характера.
Таким же способом заказчик может закупить литературные произведения, материалы искусства (не касается кинопроектов для проката), песни, фонограммы, музыку конкретных авторов, если права/лицензии на них принадлежат единственному лицу.
Еще один вариант, который предусматривает выбор исполнителя без проведения конкурса — организация досуга учащихся: посещения цирка, театра, музея, стадиона, выставки, экскурсии в учреждение, концерта. Такая же ситуация обстоит с заключением контракта на написание литературного, музыкального или иного произведения, исполнения концертной программы физическим/ юридическим лицом, изготовлением декораций, пошивом костюмов для этих целей.
Однако существуют предусмотренные законом другие ситуации, в которых разрешается выбирать единственного исполнителя. К ним относятся низкобюджетные закупки – менее 100 000 рублей, что очень удобно для небольших организаций. При этом годовой размер стоимости приобретения товаров или услуг не может быть более двух миллионов рублей или пяти процентов совокупного объема закупок и 50 миллионов рублей. Заказчик вправе выбрать для себя более удобный вариант.
Отдельным пунктом упоминается, что государственное образовательное учреждение, организация для детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, спортивный интернат имеет право на закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, а их общая цена не должна быть выше 50 % совокупного годового объема и 20 миллионов рублей. Термин подразумевает общую стоимость закупок, которые произведутся в текущем году, вне зависимости от даты заключения контракта с исполнителем.
Другой вариант выбора поставщика – электронные торги. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р определен список товаров и услуг, закупка которых подлежит проведению аукциона.
Стоит отметить, что их же можно приобретать и другими методами. Что касается других товаров и услуг, то выбор способа проведения торгов остается за заказчиком. Но не надо забывать, что отдельные регионы могут устанавливать свои дополнительные правила или ограничения.
При составлении аукционного списка был использован принцип группировки. К примеру, для организаций образования могут быть интересны следующие группы товаров и услуг: канцелярские изделия, различное компьютерное и другое оборудование, пищевые продукты, строительные работы разного направления и прочие.
Однако законом определены и некоторые исключения. К примеру, внушительный список образовательных учреждений имеют право закупать продукты питания при помощи конкурса. В перечень входят следующие категории учреждений: дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные) школы и интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья, организации начального, среднего и высшего профессионального обучения и другие.
На официальном сайте госзакупок возможные исполнители и поставщики узнают о проведении тендера по вашему запросу. При таком способе выбора продавца товаров или услуг победитель определяется после анализа цен претендентов. Участник, предложивший самую низкую стоимость нужной закупки, становится ее исполнителем, заключает контракт с заказчиком и приступает к выполнению его условий. Но если заявка продавца оформлена неверно и не отвечает всем требованиям законодательства РФ, то его кандидатура снимается.
В извещении о запросе котировок необходимо указывать данные покупателя (название, населенный пункт, почтовый адрес, индекс и т.д.), сведения о товаре/ услуге, идентификационный код закупки, обоснование стоимости, условия подачи и т.д. К этому обязательно должен прилагаться план контракта.
Размещать на сайте свою заявку надо не позже, чем за неделю до конца их приема (в ситуациях, когда сумма контракта меньше 250 тысяч рублей – не менее чем за 4 дня). Покупатель обязан запросить котировки как минимум у троих поставщиков, при этом регистрируются все поданные обращения. Когда истекает срок приема заявок, заказчик получает возможность доступа к ним.
В тех случаях, когда было отправлено только одно обращение либо совсем ни одного или все оказались забракованы комиссией из-за, например, несоответствия требованиям, указанным в извещении, запрос котировок может быть признан несостоявшимся. Тогда сроки подачи заявок могут пролонгироваться.
Однако воспользоваться этим методом закупок могут далеко не все. Дело в том, что способ доступен при определенных финансовых обстоятельствах. Так, самый высокий размер стоимости контракта не должен быть больше 500 тысяч рублей. Кроме того, объем закупок за год с использованием запроса котировок не может составлять более 100 миллионов рублей и 10 % совокупного размера закупок заказчика за четыре квартальных периода.
Пожалуй, это более выгодный и удобный вариант в сравнении с предыдущим. Оба способа довольно схожи в требованиях, но есть и принципиальные отличия. При запросе предложений, так же как и в случае с котировками, публикация извещений должна находиться в открытом доступе. Но в отличие от прошлого метода, заказчик еще и может отправить запросы в отдельные компании, которые на его взгляд могут предоставить нужные ему товары и услуги. Наиболее важное отличие от способа с котировками в том, что исполнитель определяется совершенно иными критериями. Здесь роль играет не самая низкая цена, а лучшие и выгодные условия для заказчика. И еще один немаловажный пункт – покупатель имеет право самостоятельно определять критерии выбора, и они могут не быть объективными.
Но, к сожалению, у этого способа есть один весьма существенный минус, перекрывающий все его плюсы. А именно: узкий круг товаров и услуг, по которым может осуществляться запрос предложений.
В сфере госзакупок для организаций образования интересны будут два пункта:
1. Приобретение товаров и услуг по контракту, который был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
2. Закупки, осуществленные ранее путем электронного аукциона, которые комиссия признала несостоявшимися из-за того, что были проведены повторные процедуры в результате отсутствия или недопуска заявок.
Данный вид государственных закупок является относительно сложным, потому как занимает больше времени и количества документации. К слову, размещать извещение по этому способу необходимо не за неделю, а практически месяцем ранее. Проведение конкурса допустимо, если закупаемые товары или услуги не входят в Аукционный список. Если сведения, которые указывает заказчик, не являются государственной тайной, то образовательное учреждение проводит открытый конкурс. Определение поставщика происходит по тем же критериям, как и в варианте с запросом предложений, то есть основными моментами являются не ценовые установки, а качество предоставляемого товара или услуги.
Для справки: согласно поправкам, которые вступили в силу с января 2019 года, проведение конкурсных процедур возможно только в онлайн-режиме.
Подробнее о приемке оказанных услуг
По итогам выполнения закупленных услуг в порядке и сроки, оговоренные в договоре, происходит приемка работы. На этом этапе также имеются свои нюансы. Заказчику необходимо провести экспертизу выполненных образовательных услуг, в результате которой он должен подписать документ (форма которого является свободной для составления), что работа соответствует всем условиям и требованиям государственного контракта. Проверка итогов возможна как силами заказчика, так и с привлечением соответствующих организаций и специалистов, на выбор покупателя.
В случае с госзакупкой образовательных услуг закон не требует, чтобы проведение этой процедуры обязательно проходило при помощи специалистов-экспертов извне. Это касается как конкурсных процедур, так и приобретения работ у единственного поставщика. Довольно лояльно законодательство относится также и к количеству членов комиссии, и к уровню их профессиональной компетенции. Таким образом заказчику будет более экономически выгодно провести экспертизу при помощи своих же сотрудников.
Обе процедуры вполне можно возложить на плечи руководителя отдела по обучению персонала.
При создании экспертной комиссии важно не путать ее с приемочной. При получении оказанных образовательных услуг заказчик вправе воспользоваться работой всего двух человек: одного — для проведения экспертизы, второго — для приемки. Однако если при создании экспертной комиссии заказчик самостоятельно определяет ее численность, то в случае с приемочной закон обязует включать в нее не менее пяти человек.
Заказчик должен составить приказ, в котором будут прописаны все члены коллегии либо определен ответственный за приемку услуг. Кроме того, важно указать конкретного работника, который будет основным в проведении экспертизы
Ключевым вопросом экспертизы является выявление соответствия оказанных услуг требованиям госконтракта, которое следует проводить в соответствии закрытым перечнем признаков, свидетельствующих о несоответствии проведённого обучения требованиям контракта. Ответ на этот вопрос оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком. В случае создания приемочной комиссии этот документ подписывается всеми ее членами и утверждается заказчиком.
При отрицательном заключении эксперта, экспертной комиссии, ответственного за приёмку сотрудника или приёмочной комиссии заказчик имеет право отправить исполнителю мотивированный отказ в письменной форме. Мотивация заключается в указании на несоответствие проведённого обучения требованиям подписанного госконтракта. Впрочем, заказчик вправе не отказывать в приемке результатов обучения, если выявленное несоответствие, по его мнению, не препятствует приемке и устранено исполнителем.
Классическим способом проверки оказания образовательных услуг является итоговая проверка знаний.
Кроме того, факт оказания образовательных услуг можно проверить фиксацией факта проведения занятий, в т. ч. посредством регистрации слушателей — в этом случае полезно с точки зрения наличия доказательной базы проставление ими подписей напротив своих фамилий в листе посещения каждого занятия.
Для участия в контроле качества образовательных услуг заказчику ещё на стадии формировании закупочной документации и проекта контракта имеет смысл установить в них по крайней мере ключевые вопросы, которые должны быть разъяснены слушателям в ходе обучения. Если большое количество прошедших курс сотрудников не способно ответить на данные вопросы, то это может стать основанием для отказа в приёмке результатов обучения – причем не менее весомым, чем фактически не проведённые лекции.
Разумеется, даже в рамках контрактной системы это основание для отказа в приёмке с указанием критического количества неосвещённых вопросов и проваливших проверку слушателей необходимо указать в контракте.