Преподаватели спо что это
Методика преподавания СПО: как преподавать в ссузах?
Алина Гильмутдинова
Есть ли разница в обучении в школе, ссузе и вузе? Мы считаем, что есть. Поэтому в статье речь пойдёт об особенностях методов обучения в учебных заведениях СПО.
Методы обучения в СПО: как преподавать в ссузах?
Что такое СПО?
СПО — это среднее профессиональное образование. Такое образование можно получить в ссузах — средних специальных учебных заведениях, которыми являются техникум (программы базовой подготовки) и колледж (программы базовой и углублённой подготовки).
Ссузы могут иметь разную организационно-правовую форму:
Учащиеся ссузов в течение первых 2-х лет обучения обычно продолжают изучать школьную программу, однако в несколько сокращённом формате.
Особенности преподавания в СПО, отличия от школы и вуза
Перечислим некоторые важные факты об обучении в ссузах, которые в итоге отражаются на преподавателях:
Методы обучения, применимые в СПО
Для решения проблемы выбора актуальных методов для преподавания в ссузах необходимо ориентироваться в общих методах обучения.
Далее мы расскажем о возможных методах, методиках и средствах обучения, выделяя наиболее подходящие для СПО.
Разделение методов преподавания по принципу активности:
В контексте СПО наиболее подходящими методами являются активные и интерактивные, так как именно они позволяют осваивать профессию не только в теории, но и на практике.
Современные методики преподавания:
Для освоения практических навыков в рамках получения СПО наиболее логично использовать выделенные методики.
Современные средства преподавания:
Для СПО подходят те средства, которые обеспечивают максимальный уровень «прикосновения» к реальной профессии.
Помните: для каждой специальности, изучаемой в ссузе, разработан свой ФГОС среднего профессионального образования — федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС отражает требования к структуре образовательной программы и её объёму, к условиям реализации учебного процесса (с учётом кадровых, финансовых, материально-технических и прочих условий), а также к результатам освоения студентами программ обучения.
Каждый стандарт учебной деятельности можно скачать на официальном сайте
Соответственно, применение любых методов обучения нужно реализовывать в рамках установленных стандартов.
Какое образование должно быть у преподавателя колледжа
Получить профессию преподавателя колледжа проще, чем сделать академическую карьеру в университете. Главное, что у вас должно быть – это высшее образование. От вас не требуют ни педагогического образования, ни ученой степени. Получить все необходимые знания вы сможете на курсах повышения квалификации, учебный план которых включает необходимые педагогические методики.
Часто колледжи остро нуждаются в специалистах, поэтому и диплом магистра не всегда требуют от своих кандидатов. Достаточно иметь диплом бакалавра и оконченный курс повышения квалификации.
Какие требования к преподавателю колледжа?
Вам важно хорошо понимать тех, кому вы помогаете стать специалистами. Понадобятся терпение и знания из психологии, ведь ученики порой бывают несдержанными в своих высказываниях. В таких ситуациях главное сдержаться, не сорваться на крик, найти правильные слова.
Преподавателю необходимо быть не только квалифицированным педагогом, но и интересным человеком, поскольку учащимся должно быть интересно с ним общаться не только в рамках урока, но и о жизни, мире в целом. И такой контакт очень хорошо помогает в решении профессиональных задач.
Выделим основные требования, которые хоть и не всегда запрашиваются, но, конечно же, подразумеваются. Итак, преподаватель колледжа должен быть:
В колледже учатся, как правило, ребята от 16 лет, которые приходят за тем, чтобы получить рабочие профессии. Здесь учатся те, кто по каким-то причинам не смог поступить в университет (не было финансовой возможности, желания, не получилось набрать нужное количество баллов и др.), здесь также получают образование ученики из неблагополучных семей, детских домов и приемных семей.
Поскольку вам предстоит работать с учащимися с разной мотивацией, конфликт – неизбежный «участник» образовательного процесса. Поэтому перечисленные выше характеристики обязательны для человека, который планирует стать преподавателем.
Какие должностные обязанности преподавателя колледжа?
Обязанности преподавателя колледжа во многом схожи с обязанностями преподавателей в университетах. Но они все же меньше занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Обозначим вкратце что предстоит делать:
Кроме этого, предстоит подготавливать многочисленные отчеты. Например, для каждого ученика нужно посчитать количество пропусков уроков за день, неделю, четверть, год. Это довольно затратное по времени дело, так как в зависимости от сложности один отчет может занимать от часа до 7 часов. В рамках такой работы это, конечно же, делать обязательно.
Вот список отчетов, которые нужно составлять регулярно:
Длительность рабочего дня определяется количеством пар в день. В течение 1,5 часов предстоит объяснить/закрепить материал, дать творческое задание, письменную работу или что-то другое.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Главное требование – это, конечно же, отличное знание предмета, которому вы собираетесь обучать учащихся. Представим, вы хорошо освоили свою профессию, но пока у вас нет педагогического образования и нет стажа работы по специальности. Однако даже в этом случае вы становитесь потенциальным кандидатом в преподаватели колледжа.
И если так сложится, что в каком-то колледже появится вакантное место, то вы вполне можете стать замещающим преподавателем. Но даже если вас взяли на работу, все равно в течение учебного года руководство отправит вас на курсы повышения квалификации. Именно там вы освоите важные для педагогической деятельности материалы и сдадите квалификационный минимум по методике преподавания, дидактике, психологии и педагогике.
Но и этого может оказаться недостаточно, и вас направят на дополнительное повышение квалификации на соответствующую кафедру вуза, на которой обучает принявший вас на работу колледж. Там вы ознакомитесь с новыми достижениями в области вашей основной профессии и также сдадите государственный квалификационный минимум.
Такой сценарий развития событий возможен, но вам все-таки стоит заранее подготовиться к преподавательской деятельности. Для этого вам стоит окончить курсы повышения квалификации. Один из таких способов – пройти обучение в Современной научно-технологической академии (СНТА).
В чем преимущества академии?
У СНТА есть лицензия, которая предполагает, что учреждение может оказывать образовательные услуги без периодической перерегистрации, то есть бессрочно.
Обучение можно начать в самое ближайшее время, ведь главное отличие дистанционного формата – работа в индивидуальном темпе. То есть вам не нужно ждать пока соберется группа, вы сразу приступаете к материалам курса и заданиям. Чтобы начать обучение, достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и базовыми программами. После успешного прохождения итогового тестирования вы получите диплом.
Узнать больше информации можно на сайте СНТА.
Вместо вывода
Преподаватель колледжа – социально значимая профессия. Зарплата таких специалистов рассчитывается по такой же методике по какой определяется и зарплата учителей. На увеличение месячной ставки влияют повышающие коэффициенты. Они зависят от квалификационной категории преподавателя. Также производятся доплаты за ученую степень, наличие почетного звания, за дополнительную нагрузку.
Преподавателю также полезно иметь свою рабочую страницу в социальных сетях. Она позволяет не просто рассказать окружающим о наличии образования и месте работы, но и дает возможность получить дополнительный доход – например, можно найти подработку в другом учебном заведении или заняться репетиторством.
Важно постоянно повышать свою квалификацию и развивать свои навыки, так как это очень сильно влияет на уровень вашего дохода. И именно в этом вам сможет помочь Современная научно-технологическая академия (СНТА). Предлагаем ознакомиться с учебными программами, преподавателями курсов, отзывами и остальной информацией, которая есть на сайте. Это окончательно убедит вас в том, что именно в этой академии вы сможете получить качественное образование.
По этой ссылке вы найдете ответы на самые частые вопросы, которые касаются обучения в СНТА. Перейдите по ней, и вы узнаете об академии очень много интересного и полезного!
Преподаватели спо что это
Согласно статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ,
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует:
в соответствии:
как с трудовым законодательством РФ и законодательством об образовании,
так и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:
Квалификация педагогических работников образовательной организации:
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартах (при наличии).
Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов
В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:
не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,
допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.
статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)
При этом в общем случае:
Для педагогических работников:
обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,
закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.
Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:
Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:
При этом действует Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…», которым устанавливаются особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях, то есть в большей части профессиональных образовательных учреждений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Требования профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты обязательны для применения:
в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;
это означает, что из всего содержания профессионального стандарта обязательны могут быть только те требования, которые зафиксированы нормативными правовыми актами – законами, подзаконными актами, например, требование для педагогических работников иметь среднее профессиональное или высшее образование, установленное статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.
В случае, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений:
абзац 3 части 2 статьи 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ
Исходя из статьи 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса:
характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами,
применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Фактически это означает, что требования профессиональных стандартов, не имеющие нормативного правового основания, рекомендательны, но не обязательны.
Требования квалификационных справочников
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Этим Приказом, в частности, установлены следующие требования к квалификации старшего мастера СПО:
высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или
среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет;
требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.
Установлены следующие требования к квалификации преподавателя СПО:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, высшее либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» не является обязательным для преподавателя СПО:
допускается наличие высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо иного высшего, либо среднего профессионального образования, при условии освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации такого педагогического работника среднего профессионального образования (СПО).
Установлены следующие требования к квалификации мастера производственного обучения СПО:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и
дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;
требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.
Установлены следующие требования к квалификации руководителя физического воспитания:
высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы,
либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет;
таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации работника.
При этом, исходя из общих положений данного раздела Единого квалификационного справочника, при разработке должностных инструкций:
допускается установление требований к необходимой специальной подготовке педагогических работников,
что означает возможность на уровне образовательного учреждения вводить дополнительные требования к специальной подготовке педагогического работника.
Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:
Тем самым, раздел Единого квалификационного справочника допускает возможность:
Профессиональные стандарты не включают в себя оговорок о возможности подобных исключений.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»:
Далее рассмотрим требования к квалификации некоторых категорий педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).
Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)
Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:
При отсутствии педагогического образования у преподавателя СПО:
допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;
специально оговаривается, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования (СПО):
Педагогические работники СПО (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке:
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.
Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:
опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и
при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
при этом объем (длительность) данного опыта не устанавливается.
Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО
Требования к образованию и обучению:
дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
При отсутствии педагогического образования допускается:
дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения;
дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Педагогические работники, включая и данную должность, обязаны:
проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.
Требования к опыту практической работы:
обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.
Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:
педагогическими работниками образовательного учреждения,
либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора;
в частности, могут привлекаться лица из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3-х лет;
фактически, ФГОС устанавливает дополнительное требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы).
При этом доля педагогических работников, которые обеспечивают освоение обучающимися профессиональных модулей, и которые при этом имеют опыт деятельности не менее 3-х лет в образовательных учреждениях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:
не должна быть менее 25% от общего числа педагогических работников, реализующих образовательную программу СПО;
доля рассчитывается в приведенных к целочисленным значениям ставок.
Фактически, ФГОС устанавливает дополнительное рекомендуемое требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы):
для педагогических работников, обеспечивающих освоение профессиональных модулей,
при этом не менее четверти работников должны соответствовать этому требованию.
ФГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования (СПО):
получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
При этом статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Закона об образовании № 273-ФЗ предусматривает:
право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже 1 раза в 3 года
без уточнения подвида образовательных программ,
однако с указанием, что данное образование должно быть по профилю педагогической деятельности.
Преподаватели спо что это
Чтобы записаться на этот курс, используя имеющиеся часы обучения, нажмите на соответствующую кнопку ниже:
Среднее время обучения наших слушателей на данном курсе: 127 дней (минимальное время обучения: 60 дней)
В настоящий момент курс проходит 810 обучающихся из 74 регионов
Программа профессиональной переподготовки «Педагог среднего профессионального образования. Теория и практика реализации ФГОС нового поколения» ориентирована на деятельность специалистов, занятых в области профессионального образования: преподавателей спец дисциплин и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, ведущих практическую педагогическую деятельность на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Педагог профессионального образования – современная, востребованная и престижная профессия. Данный специалист характеризуется высоким уровнем комплексной подготовки и должен быть одинаково компетентен как в вопросах общей педагогики и технологии воспитательной работы, так и в соответствующей предметной области.
Курс построен в логике от общего к частному: проектирование и реализация образовательных программ ОП СПО на основе ФГОС нового поколения; теория и практика проектирования образовательных технологий на основе ФГОС; разработка рабочей программы дисциплины и фонда оценочных средств на основе ФГОС СПО, а также психологическая составляющая преподавания в организациях среднего профессионального образования.
Программа профессиональной переподготовки разработана с учетом требований:
— ФГОС среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям);
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»
По завершении обучения специалисты получают диплом установленного образца. Диплом удостоверяет право на ведение профессиональной деятельности и позволяет пройти аттестацию по полученной квалификации.
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, мастера производственного обучения, преподаватели и педагоги образовательных организаций.
Уровень образования: профильное и\или непрофильное среднее профессиональное или высшее образование