Преображение господне что означает этот праздник

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

Преображение господне что означает этот праздник

Преображение господне что означает этот праздник

Преображение господне что означает этот праздник

Прямой эфир

Преображение Господне. Как его надо отмечать и что нельзя делать в великий праздник

Преображение господне что означает этот праздник

Преображение Господне отмечают православные 19 августа 2021 года. Этот праздник относится к числу двунадесятых, то есть самых важных, которые посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа. Согласно евангелию, в этот день Иисус предстал преображенным перед своими учениками. В чем смысл Преображения Господня, почему в этот день священнослужители облачаются в белое и почему 19 августа освящают яблоки — читайте в материале amic.ru.

Преображение господне что означает этот праздник

Традиция празднования Преображения Господня зародилась еще в IV веке. 19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил свое Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трех Евангелиях — от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор. Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как Учитель их преобразился «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:1-2).

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном образе. Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Как считает богослов Иоанн Златоуст, Господь преобразился для того, чтобы показать свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества. А явление Моисея и Илии (один из них был уже мертв, а второй был взят живым на небо), по мнению Златоуста, означало, что Христос властвует над смертью и жизнью, пишет «Фома».

«Яблочный спас» — так в народе прозвали праздник Преображения Господня. «Спас» — это сокращение от слова «Спаситель» (еще одно имя Иисуса). По ветхозаветной традиции 19 августа верующие несут в храм плоды первого урожая, дабы освятить их и поблагодарить Бога за дары. В Израиле и Греции — это виноград. А в Древней Руси к этому времени поспевали яблоки. Их-то как раз и несли на освящение в церковь. Отсюда и название — Яблочный спас. Хотя, по сути, 19 августа можно освящать любые плоды, которые уже поспели к празднику.

Накануне Преображения Господня в храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей — это самая торжественная часть Утрени, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, которое произошло на вершине горы Фавор.

Также в праздничный день совершается литургия. Во время службы священники надевают белые одежды – они символизируют небесное сияние, тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время преображения Христа.

19 августа прихожане приносят в храм плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить. Чин освящения плодов в церкви имеет большое значение для верующих. Согласно Типикону, до Преображения Господня запрещается есть виноград и другие плоды нового урожая: «Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов«.

Также на Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье и зазывали гостей.

19 августа нельзя употреблять мясо, молочные продукты и яйца. Ведь Преображение Господне выпадает на период Успенского поста, который продлится до 28 августа. Хотя в честь праздника можно позволить себе рыбу.

Также из-за поста в это день нельзя развлекаться, шуметь, ссорить и сквернословить.
Как и при остальных больших церковных праздниках на преображение нельзя убираться и стирать. Сделать это лучше накануне, при подготовке к празднику. Тяжелую работу тоже переносили на другой день. Запрещено шить и вязать.

Источник

Преображение 2021: почему называют Яблочный Спас, история, традиции, приметы, запреты

Преображение господне что означает этот праздник

Преображение Господне — один из важнейших христианских праздников. Русская православная церковь отмечает его 19 августа. Западные христиане отметили праздник Преображение Господне 6 августа. Народное название праздника — Яблочный Спас.

Откуда пошло название Яблочный Спас

Праздник Преображение Господне посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом, — Спасителем. В конце лета — начале осени (в том числе во время строгого Успенского поста) люди издревле спасались от голода свежими овощами и фруктами, созревавшими к тому времени. Отсюда слово «спас». Праздник Преображение связан с апостольской (а по сути — ветхозаветной) традицией освящения первых плодов: на юге это виноград, а в России — традиционно яблоки. До праздника на Руси свежие яблоки старались не есть, а освященные плоды считались «спасительными», целебными. Вот откуда название Яблочный Спас.

Всего в августе празднуется три Спаса — три праздника урожая, посвященных Христу Спасителю: Медовый (Первый) Спас 14 августа; Яблочный (Второй) Спас 19 августа и Ореховый, или Хлебный, (Третий) Спас 29 августа. Подробнее об этих праздниках — в материалах ФАН.

История праздника Преображение Господне

Событие, описанное в Евангелиях, которое вспоминают 19 августа, произошло вскоре после Вознесения Иисуса Христа в небесные чертоги Бога-отца. Несколько апостолов во время молитвы на горе Фавор увидели воскресшего Иисуса в преображенном божественном виде, а также получили от него наставления для дальнейшей деятельности по распространению учения Христова.

Преображение в христианстве считается символом божественного триединства, а также неразрывной связи божественного и человеческого в Христе.

Преображение господне что означает этот праздник

Яблочный Спас: традиции и приметы, что можно и нельзя делать

Яблочный Спас (Преображение) — это середина строгого Успенского поста, предваряющего праздник Успение Богородицы, отмечаемый в память окончания земной жизни Девы Марии. Успенский пост очень строг. Преображение — единственный день, когда верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу и морепродукты. Взрослым в праздник разрешено немного вина. Подробнее о правилах Успенского поста читайте в материале ФАН.

Согласно народной традиции, до Яблочного Спаса не дозволялось есть плоды нового урожая, особенно яблоки. Считалась, что до 19 августа можно употреблять в пищу только свежие огурцы. Особенно строго осуждали женщин, нарушающих запрет: согласно суеверию, съеденное до Преображения свежее неосвященное яблоко могло привести к болезням и гибели детей села.

Впрочем, «грех» можно было отмолить: по народным верованиям, на Спасы, а особенно на Успение, прощаются все бабьи грехи, совершенные за год.

Запрет на свежие фрукты до Преображения имеет исторические корни. В средиземноморских монастырях монахи по апостольской традиции до праздника не ели виноград нового урожая, который следовало освятить на Преображение и только потом употреблять в пищу. Нарушителей лишали свежих фруктов на две недели.

Традиция освящать виноград, яблоки и другие плоды на Преображение очень распространена до сих пор. Считается, что после специальной молитвы эти плоды можно употреблять в пищу.

Преображение господне что означает этот праздник

На Руси главный блюдом и героем Преображения были яблоки: их ели во всех видах, готовили из них блюда и напитки, начинали заготавливать на зиму, дарили полными корзинами, продавали целыми возами и так далее. Вообще на Яблочный Спас было принято проявлять щедрость, скупердяев и жадин сурово осуждали.

Традиция в этот день дарить друг другу яблоки и яблочные пироги, звать в гости на чай с шарлоткой (рецепт смотрите в инфографике ФАН) сохраняется и поныне.

Яблочный Спас на Руси был временем последних гуляний перед осенней страдой и окончательного бесповоротного завершения купального сезона. Сидеть дома в этот день запрещалось: считалось, что отказ от празднования обижает матушку-землю, дарительницу урожая. Купание после 19 августа также строго осуждалось: люди боялись побеспокоить водную нечисть, которая, согласно верованиям, уже начинала засыпать на дне водоемов.

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если погода на Преображение еще летняя — осень будет теплой и долгой, но зато зима — суровой и снежной. Если на Яблочный Спас холодно и дождь — осень не порадует, но зато зима будет мягкой и оттепельной.

Источник

Преображение Господне

Великие праздники

О духовном смысле праздника Преображения Господня, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображения. Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33: 5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5: 16).

Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения. Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя. Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Раз Моисей смиренно склонил главу пред Христом, значит, Христос и есть Основатель и Ветхого, и Нового Завета

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. И апостолы – давайте вспомним икону Преображения – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему». Так и у нас с вами: придет праздник Преображения; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе. Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии. Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена. Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Поднимемся и мы в этот день на гору Фавор – помыслом и чувством, чтобы предстоять Христу

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника. И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

Источник

Что такое Преображение Господне и когда мы празднуем этот день

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преображение господне что означает этот праздник

Какого числа празднуется день Преображения Господня

Во время Успенского поста есть день, когда ослабляется его строгость, и нам радостно блистает как бы луч грядущего Царства Небесного. Это 19 августа, праздник Преображения Господня. Каждый год он празднуется в один и тот же день.

Что это за праздник — Преображение Господне

Торжество посвящено событию, отраженному во всех Евангелиях, кроме Иоаннова. Внешнюю сторону его хорошо передает греческое название, «Μεταμόρφωσις» («Метаморфосис»), то есть изменение формы, преобразование. Это день, когда незадолго до страданий и смерти Христос явил Себя Своим ученикам как Бог, Которым Он являлся воистину.

История события

Описания событий жизни Господа разнятся у Евангелистов: кто-то помнил подробности, иной – писал кратко. Но Преображение, до глубины души потрясшее учеников, описано у Матфея, Марка, Луки едва ли не одними и теми же словами, настолько, по-видимому, сильным было их потрясение.

Перед Крестом

В последние месяцы Своей проповеди на земле Господь не раз говорил Апостолам о Своем будущем страдании. Иногда они просто не понимали сказанного, иные, как св. Петр, противоречили: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Евангелисты не раз доносят до нас скорбь Христа о том, что ученики, при всей к Нему любви, думают, «не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).

В тот день, как пишет св. Матфей, Господь сказал о Своем будущем страдании, смерти особенно много. Он не только с негодованием («отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн!») отвергает «заботу» Петра, но и учеников зовет на тот же подвиг страдания во Имя Божие:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:24-27).

Недоумение Апостолов усилили последние слова этой эмоциональной проповеди:

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём» (Мф. 16:28).

Те же поразившие учеников слова приводит св. Лука:

«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27).

Хорошо запомнил сказанное также Евангелист Марк, называющий это Царствие «пришедшим в силе» (Мк.9:1). Но что это означает, Апостолы тогда не поняли. Прошло еще 8 дней.

Свет Царства на горе Фавор

Преображение господне что означает этот праздник

Преображение Господне. Феофан Грек

Все три автора Евангелий единодушно утверждают: через 8 дней после памятной беседы Господь, взяв с Собой трех учеников, Петра, Иоанна и Иакова, отправился «на гору помолиться». Напомнило ли это Апостолам, как так же некогда удалился на Синай великий Моисей? Скорее всего, нет. Ибо, как указывает Евангелие, вместо напряженной молитвы уставшие, весь день проведшие на жаре ученики заснули. Пока что-то их не разбудило. Скорее всего, это был внезапно осиявший гору свет.

Открыв глаза, они увидели своего Равви, но одновременно – как бы не совсем Его: «Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26). Еще более эмоционален Евангелист Матфей, сравнивающий Лик Господа с солнцем, а белизну одежд – со светом (Мф 17:1). Св. Марк безуспешно пытается найти земные сравнения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3).

«Хорошо нам здесь быть»

А потом ученики увидели: Христос не один, с ним беседуют двое, в которых Духом Апостолы узнали пророков Моисея и Илию. Им, несмотря на потрясение, удалось даже понять, что смысл разговора сводился к будущим страданиям Христа. Но, если подобные разговоры раньше пугали, смущали, теперь учеников охватила неземная радость. Слова о Царстве Небесном, «пришедшем в силе», стали понятны.

Как бы водимый Духом, Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии » (Мф.17:4). А св. Марк, духовный сын, близкий друг Петра, несомненно, со слов Апостола прибавляет: «Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». Но, несмотря на это – не хотели возвращаться к миру, лишаться великой радости единения с Богом.

Облако

Не успел Петр договорить, как случилось еще одно: неожиданно на гору сошло «облако светлое», подобное тому, которое некогда наполняло Храм, а еще ранее – скинию Моисея. К ужасу учеников, раздался неземной глас:

Итак, подобно Моисею, Апостолы услышали глас Самого Бога Отца. Окончательно лишившись присутствия духа, ученики «пали на землю», едва не теряя сознание. А когда пришли в себя – рядом был только знакомый им Учитель, не во славе, а так, как они привыкли Его видеть.

Дискуссии о горе Преображения

Церковная традиция издавна считает местом события гору Фавор. С первых веков христианства именно здесь основываются иноческие обители, а когда с XIV в. начинается полемика по поводу природы света, осиявшего Христа на горе, его именуют «Фаворским».

В последние десятилетия многие церковные историки склоняются к тому, что исторически событие, возможно, произошло на другой горе – Ермон, так как:

Вместе с тем, кроме свидетельств «от человеческого ума», есть другое, в пользу Фавора: ежегодно на праздник именно на его вершину опускается светлое облако, некогда виденное Апостолами. Происходит это всегда после праздничного богослужения.

Стоит сказать также о том, что для понимания значения события историческое место, где оно произошло, принципиальной важности не несет.

Символическое значение события

Смысловое значение праздника содержится во множестве его символических деталей, многое говорящих о церковном понимании празднования, о домостроительстве нашего спасения.

Время

Церковные праздники – не «годовщины» исторических событий. Поэтому их даты передают, прежде всего, духовный, а не земной смысл. Примером этого является праздник Преображения.

В Евангельских текстах рассказ о нем находится перед повествованием о последних днях жизни Господа на земле, Его Распятии. Казалось бы, логично отмечать Преображение во время Великого Поста, тем более что Предание говорит о том, что событие случилось за 40 дней до Распятия.

Однако радость о Царстве Небесном мало совместима с временем великопостного покаяния. Поэтому церковное торжество перенесено с февраля (хорошо известное историческое время события) на август.

6(19) августа тесно связано с Воздвижением Креста Господня, когда воспоминается Распятие. Он отмечается ровно спустя 40 дней. Так Церкви удалось символически показать суть события, его связь с крестной смертью Господа.

Символика места

«Гора Господня» – еще один древний символ, понятный как ученикам Христовым, так и верующим последующих поколений:

Моисей и Илия

Явление пророков, беседующих с Христом, также не случайно. Богословы еще первых веков церкви отмечают, что оно означает:

Три ученика

Даже три человека, присутствовавшие при событии, как указывает прп. Иоанн Дамаскин, выбраны Христом не случайно:

«Он взял Петра, дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить Петра в том, что Отец небесный открыл ему это свидетельство. Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением, наконец взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия».

Установление празднования

Первые богослужебные гимны, посвященные Преображению, известны с V-VI вв. Русский литургист М.М.Скабалланович считал, что наиболее ранние из проповедей на праздник принадлежат свт. Андрею Критскому (начало VIII в.). А окончательное установление праздника на территории Константинопольской патриархии произошло к самому концу IX в.

Некоторые приходы западных христиан отмечали праздник также с IX столетия, но общецерковное торжество появилось только с 1457 г. Решение Папы Римского Каликста III было связано с победным для христианских войск сражением с турками близ Белграда летом 1456 г. Известие об этом пришло в Рим 6 августа того же года. Поэтому праздник стал отмечаться всеми западными христианами, однако он не относится к числу «торжеств» (аналогичных православным «двунадесятым» праздникам).

Иконография

Преображение господне что означает этот праздник

Иконография: Преображение Господне Датировки: XVI в. Первая половина XVI века.Происхождение: Из собора Спасского монастыря в Муроме. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 154 см, ширина 105 см На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. Поступила в музей 26 февраля 1928 года. Реставрирована в 1928 году в Муромском музее И. И. Тюлиным. © Муромский историко-художественный музей Литература:О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 4.

Большинство известных изображений праздника легко узнаваемы по скале, которая занимает значительную часть пространства иконы. Кроме того:

Нынешняя иконография сложилась постепенно. Считается, что первые образы Преображения были насыщены символами, характерными для Церкви эпохи гонений, когда последователи Господа прикровенно изображали истины своего вероучения. Так, древнейшая ныне известная мозаика, посвященная празднику в Римском храме св. Апполинария (VI в.) изображает не Самого Господа, а символ Его страданий – Крест, тогда как ученики представлены под видом агнцев.

Современная иконография праздника восходит, как считают богословы, к мозаике монастыря св. Екатерина на горе Синай (также VI в.). Здесь присутствуют образы Христа, пророков, Апостолов.

С XII в. на иконах добавляются образы Апостолов, поднимающихся или спускающихся с Фавора. А вот фигуры учеников, упавших на землю, начинают подчеркиваться с XIV в., после того, как Церковь определила свою позицию относительно природы Фаворского света.

Например, образ из Преображенского собора г. Переяславль-Залесский (XV в.), написанный Феофаном Греком, показывает не только неземные лучи, но также то, как отзываются люди на это сияние. Апостолы представлены закрывающими лица, упавшими на землю в различных позах. Так иконописцы показали, насколько потрясающим было воздействие Преображения, его неотмирного света.

Что означает традиция называть 19 августа Яблочным Спасом

Перенос праздника на конец лета, когда в Греции созревал виноград, способствовал появлению обычая после богослужения святить плоды. Так явление Царства Небесного освящает земные труды людей.

В России, где виноград не растет, его заменили яблоки, поспевающие на территории центральной России как раз к началу августа. Благочестивый обычай запрещал их употребление до праздника, так как начатки урожая должны быть освящены. А вот 6 августа по всей России открывались, часто прямо близ храмов, своего рода яблочные базары. Именно обилие этих плодов, освящаемых после службы, подарило празднику народное название «Яблочный Спас».

Обычай святить яблоки сохраняется доныне, хотя собственные сады есть не у всех, многие покупают яблоки, виноград в магазине. А вот употреблять ли их в пищу до праздника – вопрос, который многие современные священнослужители советуют решать со своим духовником.

Свято-Преображенские монастыри и храмы

Православный Преображенский монастырь на горе Фавор

Преображение господне что означает этот праздник

Православный Преображенский монастырь на горе Фавор

Храмы, иноческие обители воздвигались на Фаворе еще со времен равноапостольной царицы Елены, которая построила здесь храм апп. Петра, Иакова и Иоанна. С VIII в. здесь образовался монастырь, впоследствии разоренный мусульманами. С XII в. молиться на горе верующие могли только раз в год, 6 августа.

Сейчас на горе две обители: католическая (францисканская) и православная.

Греческий монастырь основан в середине XIX в., когда на горе поселился архимандрит Иринарх, происходивший из Молдавии. Он начал восстановление одной из византийских базилик. Но официальное разрешение на это турецкие власти дали только в 1860 г. Его освящение состоялось уже после кончины архим. Иринарха, 6 августа 1862 г.

Обустройство обители проводилось на деньги благотворителей, прежде всего – Русского Палестинского общества. Ныне это женский монастырь Иерусалимской патриархии. Его главный храм имеет три престола – Преображения, прор. Моисея и Илии и свв. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

Чтимые святыни обители:

Паломники также стараются поклониться могиле основателя монастыря, архимандрита Иринарха. Она находится справа от храмовых дверей.

Храмы в честь Преображения в России

Церкви, посвященные любимому на Руси празднику возводились уже с первых лет христианства на нашей земле.

Собор Мирожского монастыря

Преображение господне что означает этот праздник

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Самый древний из ныне сохранившихся храмов – собор Псковской Спасо-Преображенской Мирожской обители. Он возведен в XI в. Сейчас это – единственный сохранившийся от времени до монгольского нашествия полностью расписанный храм. Фрески его открыты реставраторами с конца XIX в., они до сих пор не потеряли яркости красок.

Соловки

В честь Преображения освящен собор Соловецкой обители. Нынешнее его здание создано трудами игумена Филиппа (Колычева), одного из самых лучших, деятельных настоятелей монастыря (сер. XVI в.). Впоследствии св. Филипп стал митрополитом и был замучен опричниками Ивана IV. Через несколько десятилетий после кончины его мощи упокоились в соборном храме. Отсюда они были взяты в Москву царем Алексеем Михайловичем. Частица мощей ныне является одной из святынь храма, наряду с честными остановками основателей монастыря.

Преображенская на Бору

Этот храм, не дошедший до наших дней, стал второй церковью тогда еще очень небольшого города Москвы. Он выстроен благоверным князем Даниилом Московским в конце XIII в. Сын блгв. Даниила, Иван Калита, перестроил церковь в камне, впоследствии – сделал усыпальницей княгинь московского дома. Здесь погребены:

В том же храме в XIV в. погребли свт. Стефана Пермского, скончавшегося в Москве.

Храм, представлявший огромную культурную, духовную ценность, полностью уничтожен в начале XX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца.

На площади Преображения

Эта церковь находилась на исторически значимом месте, в с. Преображенском, летней резиденции русских царей. Именно здесь провел детство Петр I, в этих местах появились его «потешные» полки, позже ставшие русской гвардией. Храм был сначала деревянным, с середины XVIII в. – каменным. Он дожил до 1960-х гг., когда, во время очередной кампании «борьбы с религией» его варварски взорвали. До настоящего времени просьбы верующих о восстановлении церкви на московской площади, все еще именуемой по уничтоженному храму, остаются без ответа.

«Собор всей гвардии»

Так именовали этот петербургский храм, принадлежащий созданному Петром I Преображенскому гвардейскому полку. Церковь построена в середине XVIII в. Ее удалось спасти от уничтожения в советские годы. Сейчас главные святыни храма:

Казачий храм в Астрахани

Церковь построена во 2 пол. XIX в. на пожертвования Астраханского казачьего войска. Она действовала до 1938 г., несмотря на неоднократные попытки закрытия или передачи «обновленцам». В конце 1930-х церковь закрыли, уничтожили все внутреннее убранство. Но верующие астраханцы добились передачи им здания уже с 1945 г. Однако, по решению властей, боявшихся «популярности» храма среди жителей города, были снесены луковичные купола. Не дали восстановить и полуразрушенную колокольню.

С 1992 г. церковь передана Николо-Угрешскому монастырю, теперь она является его подворьем.

Новый собор

Преображение господне что означает этот праздник

Преображенский собор в Хабаровске.

На востоке страны, в Хабаровске, действует Преображенский собор, пожалуй, самый величественный храм города. Первый камень в его основание заложен патриархом Алексием II (2001), а уже 16 октября 2003 служили благодарственный молебен о завершении строительства. Оно велось на средства предпринимателей и православных жителей города. Роспись храма делала артель московских иконописцев.

Ныне собор, стоящий на берегу Амура – пожалуй, самое высокое здание города, ведь высота его – 83 м. Он может принять до 3000 человек единовременно.

Сияние Божественной природы: что значит Преображение Христа

Многие угодники Божии говорили, что этот праздник занимает особое место в ряду двунадесятых.

«Сияние Божественной природы»

Именно так определяет свет, который видели Апостолы на Фаворе, свт. Григорий Палама:

«Христос неизменно обладает светом, вернее же Он всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь его с Собою» – тот свет, коим воссиял на горе Господь [и коий] был, есть и будет…»

А прп. Иоанн Дамаскин говорит:

«Сын, безначально от Отца рожденный, имеет безначальный природный луч Божественности… а слава Божественности становится и славой тела».

Но как же ученики смогли воспринять славу Божества, которой не удостоился в свое время даже пророк Моисей? Прп. Максим Исповедник говорит:

«Человеческий ум не смог бы подняться настолько, чтобы воспринять Божие озарение, если бы Сам Бог не увлекал его, освещая Своими лучами»

Образ будущего

Прп. Феодор Студит писал:

«Да будет нам известно, что все Господские праздники приводят на память тайны пришествия во плоти Господа Спасителя нашего Христа, как например: как Он родился, крестился, был погребен, воскрес в третий день и вознесся во славе. Но праздник славного Его Преображения открывает и прообразует состояние будущего века. Ибо как Лицо Его просияло, подобно солнцу, и одеяние Его стало белым, как свет дня, так Он опять сойдет с небес, как молния, с силою многою и страшною славою судить вообще весь мир».

Но кроме этого, людям показана цель, к которой нужно стремиться. Свт. Иоанн Шанхайский говорит:

«На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно».

За Господом

А свт. Феофан Затворник говорит о том, как нужно следовать за Христом:

«В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте». Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть».

Свт. Иоанн Шанхайский особое внимание обращает на роль самого человека в собственном спасении:

«… Если вначале Бог сотворил по образу и подобию Своему человека, до того еще не существовавшего, и человек в своем творении не принимал никакого участия, то для воссоздания первого образа нужно участие и самого человека. Человек должен стремиться к совершенству, чтобы благодатью и помощью Божией достичь его. Господь указал Своим учением путь к совершенству, Своим примером показал его. Это путь нравственного совершенствования, самоотвержения, готовности совлечь с себя все греховное. (…) Нет у самого человека достаточно сил для того, но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь. Для того Он воплотился, чтобы Свой падший снова восставить образ».

Царство Господа, обещанное и показанное ученикам и всем нам – залог будущего и в то же время – задача. Ведь оно «берется силою» и требует от нас мужества на нашем земном пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *