Преломившие хлеб что значит
преломление хлеба
Смотреть что такое «преломление хлеба» в других словарях:
Преломление хлеба — Тонкий хлеб, который обыкновенно едят люди в странах, упомянутых в Библии, не режется, но ломается: отчего и произошло выражение преломление хлеба (Иер. 16:7). Общая трапеза в Новом Завете называется преломлением хлеба (Лук. 24:30,35; Деян. 2:46; … Словарь библейских имен
Преломление — ♦ (ENG fraction) (лат. fractio разламывание) преломление хлеба во время евхаристии, подобно тому как Иисус преломил хлеб во время Тайной Вечери (Мк. 14:22; ср. Лк. 22:19) … Вестминстерский словарь теологических терминов
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия
Амвросианский обряд — (также иногда называется миланским обрядом, лат. ritus Ambrosianus) один из латинских западных литургических обрядов, используется в архиепархии Милана (за исключением Монцы), а также в более 100 приходах епархий Павии, Бергамо (обе… … Википедия
АГАПА — [греч. ἀγάπη любовь], в христ. общинах I V вв. особая совместная трапеза «вечеря любви», имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии. Название «А.» по отношению к трапезе впервые встречается в Послании ап. Иуды … Православная энциклопедия
Агапа — У этого термина существуют и другие значения, см. Агапа (значения). Агапа. Фреска из катакомб св. Присциллы Агапа, в I V веках н. э. вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пи … Википедия
Месса — (фр. messe, от лат. missa) основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит… … Католическая энциклопедия
ХЛЕБ — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти… … Русская история
Месса — У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (музыкальное произведение). Месса (итал. messa, от лат. missa) основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии… … Википедия
Преломившие хлеб что значит
Братчина (братщина, братшина) — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества. Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник
Русская братчина нередко сочеталась с храмовыми, установленными по обету, отдельными годовыми, наиболее чтимыми праздниками («Никольщина», «Михайловщина», «Кузминки», «Покровщина» и т. п.). Иногда братчины связывались с окончанием сбора урожая, с Ильиным днём. «
«Евхари́стия (греч. εὐ-χᾰριστία — «благодарение, благодарность, признательность» от εὖ «добро, благо» + χάρις «почитание, честь, уважение»), Свято́е Прича́стие, Ве́черя Госпо́дня — в исторических церквях толкуется как таинство, священнодействие: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении.
В православной, католической, древневосточных, лютеранской, англиканской и в некоторых других конфессиях составляет основу главного христианского богослужения, Божественной литургии (или Мессы). Термин «Евхаристия» используется в православии, католицизме и англиканстве. В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление».
Согласно синоптическим Евангелиям (Мф. 26:26–28, Мк. 14:22–24, Лк. 22:19, 20) и Первому посланию коринфянам (1Кор. 11:24, 25) апостола Павла, Евхаристия (таинство хебопреломления) была установлена самим Иисусом Христом во время Тайной Вечери незадолго до Своей смерти на кресте.
Митрополит Иларион (Алфеев): «О том, как происходила пасхальная вечеря во времена Иисуса Христа, мы узнаем из книги Исход», — и далее кратко описывает агнца, съедаемого «всеми членами семьи с пресным хлебом и горькими травами».
Скупы и те сведения, которые можно почерпнуть о Тайной Вечери из Евангелий: «Евангельское повествование о Тайной Вечери … не содержит подробного описания чина пасхальной трапезы — вероятно, потому, что этот чин был всем известен.
На этом фоне ярким контрастом смотрится ви́дение богослова Н. Д. Успенского:» Чтобы представить себе ритуал Тайной вечери как иудейской пасхальной трапезы, нужно отказаться от наших привычных представлений о пасхальном столе… Не такой была иудейская пасха. Её можно назвать священной трапезой, потому что на ней от начала вечери до её окончания доминировали религиозные переживания и традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее.»
Во время Тайной Вечери Иисус дал собственное объяснение символам традиционных блюд еврейского пасхального ужина. Так, Евангелие от Марка сообщает:
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
— (Мк. 14:22-24)
Евхаристия древними христианами совершалась во время ага́пы — вечери любви — ритуального ужина, где читались выдержки Священного Писания, которые тут же толковались проповедниками (священно- церковнослужителями), Апостолы, епископы и священники возглавляли не только застолье, но и все церемонии и молитвы. Все евхаристические молитвы от лица самого Христа обращены непосредственно только к Богу Отцу, что в 411 году было закреплено Карфагенским собором.
Эти молитвы изначально священнослужителями каждый раз повторялись на память в определённый момент богослужения, иногда импровизированно дополнялись и сочинялись, что почиталось как харизматический дар, и лишь позже стали записываться в сборники молитв (греческий служебник до сих пор называется молитвословом — Εὐχολόγιον). Сначала в эти сборники записывались лишь главные молитвы и схематичные описания литургии потому, что сакральные слова величайшего таинства дозволялось читать только высшим священнослужителям — «disciplina arcani». Но после дарования христианам в 313 году свободы вероисповедания, участились случаи грубого своевольного искажения некоторыми епископами и священниками литургических текстов и уклонения в различные ереси.
Для исправления ошибок и неудачных выражений в молитвах стали составляться и рекомендоваться к повсеместному использованию более подробные и единообразные чинопоследования всех служб суточного круга и Евхаристии. Древнейшее изложение литургии сохранилось в Апостольских постановлениях.
Назначение Евхаристии: быть центром и вершиной всей жизни христианина. Поэтому изначально с Евхаристией соединялись все христианские таинства и обряды: крещение, миропомазание, покаяние, венчание, рукоположение, соборование, монашеский постриг, отпевание и другие.
По мнению Геннадия Схолария, все таинства Церкви, как и все другие богослужения, так или иначе, являются подготовкой к участию в Евхаристии, которая является вершиной единения человека с Богом Таинством священнейшее из всех Таинств.
Значение действа “преломления хлеба”
Таким этот древний, исходный смысл совместного вкушения пищи и остался. Причастники одного стола, участники единого ритуала, члены одного круга. Вступивший в этот круг — свой. Недоброжелатель или враг эту черту преступить не может. С ним за один стол не садятся. И наоборот. Человек, который ел или пил с другим или в его доме, уже не посторонний, не чужой и тем более не враг.
Вот история, записанная на арабском Востоке тысячу лет назад. “А вот что случилось с одним из пленных, которого привели к Ману ибн Заиде среди других пленников. Ман приказал казнить его, но тот крикнул:
— Неужели ты не дозволишь перед смертью хотя бы утолить жажду?
Ман повелел напоить всех пленных, а когда они напились, тот же человек спросил его:
— Неужели ты убьешь своих гостей?
И Ман велел отпустить их”.
Этот повсеместный магический смысл общей трапезы издавна известен был и на Руси. Летопись рассказывает о ссоре двух князей. Когда все завершилось миром, это было ознаменовано общей трапезой: “Глеб же выехал и поклонился Изяславу. Изяслав же позва к себе на обед и ту обедав”.
Так же поступает и Петр I после победы над шведами. Чтобы показать, что у него нет недобрых чувств к вчерашним врагам,
“В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих…”
В других обстоятельствах, после другой войны в мае 1945 года Г. К. Жуков давал в Берлине банкет в честь Победы. Но в этом случае побежденных за общий стол подчеркнуто не пригласили. Этого никто и не ожидал. До примирения было еще далеко. И только через десять лет, в 1955 году, когда канцлер ФРГ Аденауэр прибыл в Москву с визитом, советские руководители впервые сели за один стол со “вчерашним врагом”.
Магический смысл застолья всегда чувствовали и соблюдали советские вожди разных рангов. Не случайно визит любого руководителя в республику или в область всегда начинался с преломления хлеба. Это всякий раз имело свой эмоциональный и практический смысл: высокий гость невольно чувствовал себя связанным с хозяином узами симпатии и приязни. Такая психологическая зависимость повязывала его эмоционально, что и требовалось принимающей стороне.
Чтобы быть свободным от подобной зависимости, Н. С. Хрущев старался избегать общей трапезы. Ради этого, рассказывают, Генеральный секретарь специально возил в багажнике своей машины большую сковороду. Не доезжая до города, где его ждали, Хрущев с сопровождающими устраивали где-нибудь на обочине небольшой привал, разводили огонь. Когда же по прибытии их приглашали к столу, он отвечал:
— Спасибо, спасибо. Мы недавно обедали. Поехали сразу в хозяйства.
Не связанный общим застольем, Хрущев мог свободно и нелицеприятно говорить местным вождям все, что считал нужным. Чего наряду с прочим ему в конце концов не простили.
Непременная часть любого застолья — обмен тостами. “Политического застолья” — тем более. В официальном коммюнике об этом пишут так: такой-то и такой-то во время обеда обменялись речами.
Но они не просто обмениваются речами. Все, что лидеры хотели бы сообщить друг другу, было или будет сказано с глазу на глаз во время переговоров. Застольная же речь, тост произносится обычно ради другого — ради заключительной фразы:
— Желаю госпоже Маргарет Тэтчер, вам, британским гостям… (М. С. Горбачев)
— Желаем дальнейших успехов в выполнении широких созидательных планов Трудовой партии Кореи! (М. С. Горбачев)
Как правило, такой возглас-пожелание не произносят, а обязательно восклицают. Именно так, на сильнейшем эмоциональном всплеске, выкрикивал когда-то свое заклятье колдун или шаман. Это подобие не случайно. Некогда возглас этот во время ритуальной трапезы был колдовским, магическим способом воздействовать на реальность.
Само собой, политический лидер не может не понимать, что, какие бы пожелания эмоционально ни провозглашал он, на действительность они никоим образом не повлияют. Но все равно он будет восклицать застольные заклинания, ведь ритуал застольного действа, как всякий магический ритуал, должен быть соблюден во всех деталях.
Отказавшиеся разделить трапезу
Интуитивно, а значит, очень точно магический смысл общей трапезы понимал И. В. Сталин. Поздние ночные застолья с ближайшим окружением во многом носили именно такой, ритуальный характер. Именно поэтому традиция сохранилась и после Сталина. Блюдя обычай застолья как ритуала, члены Политбюро, как правило, обедали вместе, за одним столом.
Многие годы участвовал в этих общих трапезах, естественно, и Хрущев. Но вот бывшие соратники, сотрапезники и друзья, сговорившись за его спиной, отрешили его от власти. Рассказывает его сын С. Н. Хрущев:
“Я встретил машину у ворот. Отец сунул мне в руки свой черный портфель и не сказал, а выдохнул:
Немного помолчав, добавил:
— Не стал с ними обедать”.
То, что он отказался разделить трапезу, Хрущев сообщил сразу же после слов о своей отставке. Он считал это как бы равнозначным самому событию — отставке. Отказ преломить с кем-то хлеб, неучастие в трапезе имеет не меньший символический смысл, чем участие в ней.
Отказ разделить трапезу — на магическом языке знак неприязни и тайной вражды. Напомню литературный пример. Граф Монте-Кристо оказывается среди приглашенных в доме своего врага. Единственный из всех он ничего не ест. Когда Мерседес заметила это, она чрезвычайно встревожилась. Но, несмотря на ее усилия, Монте-Кристо не прикоснулся ни к одному из блюд.
— Граф, — воскликнула Мерседес умоляюще, — есть прекрасный арабский обычай: те, кто разделил хлеб и соль в одном доме, становятся навсегда друзьями.
Когда же и после этого Монте-Кристо отказался преломить хлеб, у Мерседес не осталось сомнений: этот человек не питает к ее семье добрых чувств. И она не ошиблась.
Политикам не меньше, чем литературным героям, понятно значение этого обычая. В свое время румынский диктатор Чаушеску не раз навещал Брежнева, когда тот отдыхал в Крыму. Наступало время обеда, и Брежнев всякий раз приглашал гостя к столу, но тот под любым предлогом уклонялся. Отношения между Румынией и СССР, Чаушеску и Брежневым были не теми, считал он, чтобы сесть за один стол.
Иногда гость отказывается от участия в трапезе как политическое лицо. В других случаях, наоборот, его могут не пригласить к столу. И всякий раз участие или неучастие в ритуале имеет свой политический смысл.
Когда в январе 1994 года Билл Клинтон посетил Москву, Ельцин не только дал обед в его честь в Кремле, но и ужинал с ним в Огарево. Так через преломление хлеба символически была обозначена близость двух лидеров, их взаимные добрые чувства. Прошел год. В мае 1995 года американский президент снова посетил Москву. Но теперь в отношениях между лидерами наметилась трещина — война в Чечне, ядерные поставки Ирану. На этот раз ни к завтраку, ни к обеду, ни к ужину с президентом Клинтон приглашен не был.
Преломление хлеба
Смотреть что такое «Преломление хлеба» в других словарях:
Преломление — ♦ (ENG fraction) (лат. fractio разламывание) преломление хлеба во время евхаристии, подобно тому как Иисус преломил хлеб во время Тайной Вечери (Мк. 14:22; ср. Лк. 22:19) … Вестминстерский словарь теологических терминов
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия
Амвросианский обряд — (также иногда называется миланским обрядом, лат. ritus Ambrosianus) один из латинских западных литургических обрядов, используется в архиепархии Милана (за исключением Монцы), а также в более 100 приходах епархий Павии, Бергамо (обе… … Википедия
АГАПА — [греч. ἀγάπη любовь], в христ. общинах I V вв. особая совместная трапеза «вечеря любви», имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии. Название «А.» по отношению к трапезе впервые встречается в Послании ап. Иуды … Православная энциклопедия
Агапа — У этого термина существуют и другие значения, см. Агапа (значения). Агапа. Фреска из катакомб св. Присциллы Агапа, в I V веках н. э. вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пи … Википедия
Месса — (фр. messe, от лат. missa) основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит… … Католическая энциклопедия
ХЛЕБ — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти… … Русская история
Месса — У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (музыкальное произведение). Месса (итал. messa, от лат. missa) основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии… … Википедия
Хлебопреломление — добровольное подтверждение завета о верности Господу между верующими и Христом
Вестник истины, № 1, 2012
Господь установил вечерю Господню (хлебопреломление), во-первых, чтобы Его последователи постоянно вспоминали великий подвиг Его души: «…сие творите… в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 25). Наше спасение тесно связано с Его страданиями и смертью. Во-вторых, вечеря установлена для того, чтобы мы видимым образом напоминали не только себе, но и всем верующим и неверующим о том, что Иисус Христос действительно умер: «…смерть Господню возвещаете…» (1 Кор. 11, 26). Эта заповедь является свидетельством о смерти и воскресении Иисуса Христа.
В Ветхом Завете есть прекрасный прообраз, говорящий о смерти Христа, — это заклание пасхального агнца, которое совершали израильтяне. Об этом свидетельствует Книга Исход: «И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?» скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и дома наши избавил»» (Исх. 12, 26—27). То есть Пасха и всё, что связано с ней, совершалось открыто перед всеми. Поэтому, как правило, преломление хлеба на наших богослужениях совершается открыто, перед всеми присутствующими, включая детей. Для неверующих и необращённых это становится свидетельством о страданиях и смерти Христа. Участвовать же в этой трапезе могут только члены церкви, которые сознательно и добровольно обратились ко Христу и приняли крещение по вере, навеки соединив себя с Христом.
В духовном смысле участие в вечере Господней есть приобщение к Телу и Крови Иисуса Христа: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? » (1 Кор. 10, 16). Хлебопреломление является видимым свидетельством единства верующих со Христом и друг с другом в одном теле. «Один хлеб, и мы многие одно тело…» (1 Кор. 10, 17).
Вечеря Господня также ставит человека перед ответственностью за личное хождение перед Богом. Исполнение этой заповеди несёт с собой либо благословение, либо осуждение. Когда человек участвует достойно, он получает и испытывает благословение. А когда недостойно — ест и пьёт осуждение себе. Последствия недостойного участия трагичны: «Оттого многие из вас немощны, и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 30).
В установлении вечери Господней заключено большое благо для человека, так как эта заповедь указывает на необходимость бодрствовать, постоянно ожидать пришествия Христа, как написано: «…бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф. 24, 42).
Нельзя участвовать в вечере Господней недостойно и нельзя пренебрегать ею. Иногда члены церкви, вовремя не приготовившись, спокойно отказываются от участия, даже не задумываясь, что таким образом они обнаруживают недостойное отношение к Тому, Кто эту заповедь установил.
Если кто-то из членов церкви во время вечери осознает себя недостойным, то такому человеку, конечно, следует воздержаться от участия в ней. Однако необходимо постараться как можно скорее всё уладить, потому что неучастие не заглаживает вину.
Служители должны наблюдать, кто из членов церкви не участвовал в вечере Господней, затем беседовать с таковыми и помогать им устранять всё, что мешает исполнять заповедь Божью. Если член церкви неоднократно не участвовал в вечере Господней, то он должен объяснить на членском собрании причину своего неучастия. Церковь должна увещать таких христиан, помогать им исправляться, а в случае необходимости — налагать на них церковное взыскание.
Если кто-то сомневается в том, имеет ли он право участвовать в вечере Господней, ему необходимо подойти к пресвитеру церкви и посоветоваться, как поступить в данный момент.
Молитву благословения над хлебом и вином совершает рукоположенный служитель (пресвитер, благовест ник, учитель, в исключительных случаях диакон). В исключительных случаях разносят хлеб и вино диаконы. Если нет диаконов, то хлеб и вино разносит сам служитель, преломлявший хлеб, или же — доверенный брат, по поручению служителя или церкви.
Когда разносится хлеб и вино, церковь с благоговением размышляет о том, ценой каких страданий Господь приобрёл нам спасение: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12, 3).
Во время вечери мы не только слышим весть о Христе, но и видим символы Его Тела и Крови, к которым надо относиться с великим благоговением. Принимая хлеб и вино, мы видимым образом свидетельствуем о своей причастности и к смерти Его, и к тому, что Им достигнуто.
Служители церкви должны заботиться о том, чтобы все члены церкви регулярно участвовали в вечере Господней. Нельзя забывать тех христиан, которые по болезни не могут посещать богослужение и участвовать в трапезе Господней. Служители обязаны посещать таковых и совершать для них хлебопреломление на дому. Если в церкви много больных, то посещать их помогают диаконы, совершая им вечерю по поручению пресвитеров.
Совершая вечерю Господню у больных, хлеб должен быть целым, испечённым специально для нескольких человек.
Если член церкви в силу своего престарелого возраста или болезни не в состоянии рассуждать о страданиях Христа, то допускать его к участию в вечере Господней не следует.
Желательно, чтобы для каждого богослужения, связанного с трапезой Господней, испекался хлеб, удобный для преломления. Это может быть хлеб как квасной, так и пресный. Хорошо, если его пекут одни и те же люди, которым это поручено.
В трапезе Господней используется вино, а не виноградный сок (Марк. 14, 25). Оно может быть домашнего приготовления, но обязательно должно быть сделано из винограда.
Хлеб нельзя резать, его можно только преломлять, так как именно этот акт должен напоминать о ломимом Теле Иисуса Христа. На тарелке не должно оставаться ни кусочков, ни крошек хлеба, над которым совершалась молитва благословения. Всё должно быть разделено между членами церкви. Вино в чаше также не должно оставаться.
Господь Иисус Христос, любя нас, согласился испить скорбную чашу страданий и смерти. Вспоминая об этом, будем возрастать в любви к Нему и «хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12, 28).