Прелесть что это значит

ПРЕЛЕСТЬ

Полезное

Смотреть что такое «ПРЕЛЕСТЬ» в других словарях:

прелесть — См. приятность … Словарь синонимов

ПРЕЛЕСТЬ — жен. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | ·стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и… … Толковый словарь Даля

ПРЕЛЕСТЬ — ПРЕЛЕСТЬ, и, жен. 1. Очарование, обаяние, привлекательность. П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. 2. мн. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жизни (ирон.: о… … Толковый словарь Ожегова

ПРЕЛЕСТЬ — то же, что красота … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕЛЕСТЬ — (красота) (англ. beauty) квантовое число, характеризующее определ. тип (аромат )кварка (b кварка), а также адроны, в состав к рых входит b кварк [и(или) антикварк b]. См. Красота. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедия … Физическая энциклопедия

прелесть — Прелесть новизны для кого при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны … Фразеологический словарь русского языка

прелесть — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прелести, чему? прелести, (вижу) что? прелесть, чем? прелестью, о чём? о прелести; мн. что? прелести, (нет) чего? прелестей, чему? прелестям, (вижу) что? прелести, чем? прелестями, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Прелесть — Прелесть обаяние, очарование от кого нибудь или чего нибудь красивого, приятного, привлекательного. В Викисловаре есть статья «прелесть» … Википедия

прелесть — • неотразимая прелесть • удивительная прелесть … Словарь русской идиоматики

Источник

Прелесть. Учение святых отцов

Содержание:
1. Значения понятия «прелесть»
2. Причины прелести
3. Виды прелести
4. Искушения прельщённых
5. Как избежать духовного заблуждения?
6. Как исцелиться от прелести?

1. Значения понятия «прелесть»

Прелесть – это состояние духовного заблуждения, ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Само слово «прелесть» происходит от слова «лесть». Падшие духи, постоянно старающиеся погубить человеческий род, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за правду, то попадает в духовное рабство к ним.

Преп. Макарий Великий предостерегает:

«Со всею осмотрительностью должно наблюдать устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святой Дух чрез Павла всем служит для всех (1 Кор. 9, 22.), так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоисступление; с сведущими Священное Писание и он устремляется в исследование Писания, ища, по-видимому, знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела светла (2 Кор. 11, 14), чтоб прельстив привидением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель».

2. Причины прелести

Преп. Григорий Синаит:

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Иеромонах Иов (Гумеров):

«В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт. 3, 13). Прельститися – впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт. 4, 19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мк. 13, 5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: «боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе» (2 Кор. 11, 3). В святоотеческой аскетике прелесть – одно из важнейших понятий. Словами «впасть в прелесть» определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное».

Преп. Никодим Святогорец:

Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские. Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением.

Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума», другой – «от неправильного действия сердца».

Св. Феофан Затворник пишет:

Св. Игнатий (Брянчанинов):

«Прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.
Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны.
…Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, — этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. … Обольщенных первым видом прелести гордость приводит в состояние явного умоисступления».

Признаками этого вида прелести являются всевозможные сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве.

Другой вид прелести – “мнение” состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя несуществующих достоинств.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о недугующих «мнением»:

«Одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе “мнение”, что он имеет многие добродетели и достоинства, — даже, что обилует дарами Святаго Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи — диавола. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека, и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия.

…“мнение” …довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний… Находящийся в прелести “мнения” стяжавает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность… постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия…

Необыкновенная напыщенность является в недугующих этой прелестью: они как бы упоены собою, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние благодатное. Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью, представляясь, впрочем, смиренными для многих, судящих по лицу, не могущих оценивать по плодам… [гордость], производя [в них] также умоповреждение, названное в Писании растлением ума, менее приметна, облекается в личину смирения, набожности, мудрости, — познается по горьким плодам своим. Зараженные “мнением” о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все козни, на всякое лицемерство, лукавство и обман, на все злодеяния.

Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство.
Признак вкравшегося “мнения” вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам».

На эти же признаки прелести указывают и другие святые отцы.

Так, преподобный Максим Капсокаливит пишет:

«Видящий духа прелести — в явлениях представляемых им,— очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно».

Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести».

4. Искушения прельщённых

Преп. Исаак Сирин перечисляет искушения, которые попускает Бог тем, кто впадает в прелесть:

«Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостию Божиею и оскорбляют гордостию своею Божию благость, суть следующие явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил: отъятие силы мудрости, какую имеют люди, покоя не дающее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения, скорая раздражительность, желание поставить все по своей воле, препираться на словах, делать выговоры, пренебрегающее всем сердце, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие, юродивые, достойные смеха, лучше же сказать, слез, мысли, будто бы пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами наносится им стыд и поругание от бесов, наконец, желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения духовные.

Начало же оных появляется в человеке, когда начинает кто в собственных глазах своих казаться себе мудрым. И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости. Наконец, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же видишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня».

5. Как избежать духовного заблуждения?

Следованием учению Православной Церкви, непрестанным покаянием и трезвением над собой.

Св. Игнатий (Брянчанинов) советует христианам, обобщая святоотеческие наставления:

«Основательны предостережения отцов! Должно быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести.

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом Богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа».

6. Как исцелиться от прелести?

Преп. Исаак Сирин увещевает:

Врачевство же от всего этого одно; при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду сих зол; скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия.

Преп. Макарий Оптинский пишет:

«. Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину ее расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия, и привожу о сем отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение. Для исцеления ее не нужно ей удаление, — но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить ее. Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной — смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нем идет, уклоняется или на десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное жительство, но согрешающий, вразумлен быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплен своею святостию; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов».

«Причина всех ваших поползновений гордость: отрасли ея — превозношение, о себе мнение, зазрение людей и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях оне мрачны и не приносят пользу, потому что оне–то и суть преступление и сопротивление воле Божией.

Учение Господа и самая жизнь есть кротость и смирение; чему и заповедал нам поучаться от Него. Всех наших зол причина гордость, а всех благ ходатай смирение!

Если даже при исполнении благих дел должны мы иметь сердце сокрушенно и смиренно и дух сокрушен, коих Бог не уничижит (Пс. 50,19), кольми же паче в нищете нашего устроения должны повергать себя в бездну смирения.

Читайте отеческия книги, но более деятельныя, потому что при вашем устроении умозрительныя могут принести больше вреда, чем пользы. А из деятельных вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Бог призрит на вас и пошлет Свою помощь к исполнению Его воли.

А то хоть весь разум Писания будете иметь, но с самомнением никакой пользы не обрящете. Ибо враг умеет строить подсады и прельщать таковых мнимым утешением, как он является и во образе Ангела светла (2 Кор. 11,14), так и в мысленных и душевных деланиях производит свои действия, от которых да избавит Вас Господь (1 Тим. 2, 4)».

Источник

Значение слова «прелесть»

Прелесть что это значит

1. Очарование, обаяние, внушаемое кем-, чем-л. красивым, приятным, привлекательным. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Пушкин, Евгений Онегин (Примечания). Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть. Тютчев, Осенний вечер. Прелесть молодой девушки, как весенний воздух, пьянила Василия Алексеевича. А. Н. Толстой, Голубые города.

4. ( обычно со словом „моя“). Разг. Ласковое обращение. Прости, моя прелесть, довольна ли ты моею сегодняшней болтовнею? Пушкин, Роман в письмах. [Чубуков:] Так зачем же во фраке, прелесть? Точно на Новый год с визитом! Чехов, Предложение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Другие значения этого термина:

Прелесть (квантовое число) — один из ароматов в кварковой модели, переносимый b-кварком.

«Прелесть» — известное произведение фантаста Клиффорда Саймака.

Духовная прелесть — в православном вероучении состояние прельщенности, тяжелая духовная болезнь человека, в основе которой — лесть самому себе, самообман, гордыня.

ПРЕ’ЛЕСТЬ, и, ж. [первонач. обман, обольщение]. 1. только ед. Обаяние, очарование от кого-чего-н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). П. лица. П. души, ума. Кто не доверится. эфирной их (глаз) прелести? Баратынский. Сколько прелести в этом ребенке! Все ее движения исполнены прелести. Всё это часто придает большую прелесть разговору. Пушкин. 2. чего. То качество окружающей среды, предмета или явления, к-рое делает его приятным, привлекательным,

доставляет удовольствие (разг., часто ирон., особенно во мн. ч.).

В деревенской жизни есть своя п. Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, я прелесть телеги узнала. Некрасов. 3. только ед. О том, кто (или что) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; что-н. прелестное (разг.). Я тосковал перед картинами. и лицемерно повторял за другими: «какая прелесть! Сколько воздуху!» Чехов. Ах, прелесть! ах, как мил! Грибоедов. Что за п.! — Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть. Л. Толстой. Славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана. Пушкин. Это просто п.! или одна п.! 4. только мн. (ед. устар.). Женское тело как источник физического обаяния (часто ирон.). Так скромна была ее осанка, так мало, казалось, сознавала она всю силу своих прелестей. Тургенев. Твоею прелестью надменной кто не владел во тьме ночной? Пушкин. При полном и точном представлении мясистых прелестей жирной кухмистерши — волосы становились дыбом на голове моей. Некрасов. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пре́лесть

1. то, что привлекает, приманивает, прельщает ◆ Сердце её сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка», 1830 г. ◆ Он готовил её для собственного гарема, но, пока пленница росла вместе с своими прелестями, старость предупредила его замыслы. И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г. ◆ Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала; не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему её тонкому телу, привлекала она меня: её душа мне нравилась. И. С. Тургенев, «Ася», 1858 г.

2. то, что (или тот, кто) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; очарование, манящая приятность ◆ Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836 г. ◆ Здесь встречает нас стройная жена, чарующая и приветом, и умом, и величаво-грациозною прелестию. И. А. Гончаров, «Хорошо или дурно жить на свете?», 1841 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Когда она от нас отошла, тогда я шепнул Григорью Александровичу: «Ну что, какова?» — «Прелесть! ― отвечал он. — А как её зовут?» М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г.

4. церк. соблазн, совращение от злого духа ◆ Плоды плотского разгорячения ― самомнение, самонадеянность, высокоумие, превозношение, иначе гордость в различных видах её, к которым удобно прививается прелесть. епископ Игнатий (Брянчанинов), «Правильное состояние духа», 1860–1866 г. (цитата из НКРЯ)

5. перен. разг. завораживающее, необузданное проявление своих качеств, естества, натуры ◆ Погода была ужасная, настоящая русская ― зимняя: морозная вьюга и снежная метель во всей своей прелести. «Музыка в Ясной Поляне», 1908 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Прелесть что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вульгарность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

прелесть

Прелесть девичьей улыбки. | Прелесть новизны, старины. | В неяркой степной растительности есть своя прелесть.

Прелести деревенской, сельской, дачной жизни. | Узнал все прелести семейного быта.

Увядающие прелести. | Её прелести не произвели на директора никакого впечатления, он всё равно объявил ей выговор.

Сегодня вечер просто прелесть. | Какая прелесть! | — воскликнула она, увидев море на закате. | Что за прелесть эта девочка!

Завяжи мне галстук, моя прелесть. | Прелесть моя, ты готова?

Полезное

Смотреть что такое «прелесть» в других словарях:

ПРЕЛЕСТЬ — прелести, жен. [первонач. обман, обольщение]. 1. только ед. Обаяние, очарование от кого–чего–н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. «Кто не доверится… эфирной их (глаз) прелести?» Баратынский.… … Толковый словарь Ушакова

прелесть — См. приятность … Словарь синонимов

ПРЕЛЕСТЬ — жен. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | ·стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и… … Толковый словарь Даля

ПРЕЛЕСТЬ — ПРЕЛЕСТЬ, и, жен. 1. Очарование, обаяние, привлекательность. П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. 2. мн. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жизни (ирон.: о… … Толковый словарь Ожегова

ПРЕЛЕСТЬ — то же, что красота … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕЛЕСТЬ — (красота) (англ. beauty) квантовое число, характеризующее определ. тип (аромат )кварка (b кварка), а также адроны, в состав к рых входит b кварк [и(или) антикварк b]. См. Красота. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедия … Физическая энциклопедия

прелесть — Прелесть новизны для кого при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны … Фразеологический словарь русского языка

Прелесть — Прелесть обаяние, очарование от кого нибудь или чего нибудь красивого, приятного, привлекательного. В Викисловаре есть статья «прелесть» … Википедия

прелесть — • неотразимая прелесть • удивительная прелесть … Словарь русской идиоматики

Источник

Прелесть – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово прелесть? Пытаешься разобраться, что такое прелесть? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «прелесть» в словарях русского языка

Прелесть это:

Пре́лесть — обаяние, очарование от кого-нибудь или чего-нибудь красивого, приятного, привлекательного.

Другие значения этого термина:

Прелесть

1.Обаяние, очарование, исходящее от кого-либо, чего-либо красивого, приятного. отт. перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.

2.Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие. II предик. разг.Оценка чего-либо как вызывающего восхищение.

Прелесть

1. ж.
1) а) Обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. б) перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.
2) Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.

2. предикатив разг. Оценка чего-л. как вызывающего восхищение.

Прелесть

Прелесть

Прелесть

очарование, обаяние, привлекательность П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. прелесть о ком-чем-нибудь прелестном, чарующем Какая п. кругом! Что за п. эта девченка! П. ты моя! прелесть устар. и ирон. внешние черты женской красоты: женское тело Увядающие прелести. прелесть приятные, пленящие явления, впечатления Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жи (ирон. : о ее тягостях).

Прелесть

1. ж.
1) а) Обаяние, очарование, исходящее от кого-л., чего-л. красивого, приятного. б) перен. Тот, кто возбуждает восхищение, пленяет, чарует.
2) Качество предмета или явления, которое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие.

2. предикатив разг. Оценка чего-л. как вызывающего восхищение.

Прелесть

прелести, ж. (первонач. обман, обольщение).

1. только ед. Обаяние, очарование от кого-чего-н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. кто не доверится… эфирной их (глаз) прелести? Баратынский. Сколько прелести в этом ребенке! Все ее движения исполнены прелести. Всё это часто придает большую прелесть разговору. Пушкин.

2. чего. То качество окружающей среды, предмета или явления, к-рое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие (разг., часто ирон., особенно во мн. ч.). В деревенской жизни есть своя прелесть. Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, я прелесть телеги узнала. Некрасов.

3. только ед. О том, кто (или что) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; что-н. прелестное (разг.). Я тосковал перед картинами… и лицемерно повторял за другими: «какая прелесть! Сколько воздуху!»

Прелесть

Прелесть

Где и как употребляется слово «прелесть»?

Кроме значения слова «прелесть» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «прелесть».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «прелесть» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «прелесть»

Главная прелесть жизни, исполненной любви, в том, что наши удовлетворение и радость не зависят от обстоятельств.

Охотники за женскими прелестями проводили время в обществе девочек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *